СРОЧНО В НОМЕР
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ
Цель исследования. Проанализировать качество работы среднего медицинского персонала дневного стационара и разработать предложения по совершенствованию деятельности медицинских сестер дневного стационара.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе городской поликлиники № 175 Департамента здравоохранения города Москвы. Проведен социологический опрос методом анкетирования 216 пациентов и 117 медицинских сестер дневного стационара. Результаты. Выявлено нерациональное использование рабочего времени медицинских сестер дневного стационара и несоответствие учетной документации задачам дневного стационара.
Заключение. Анализ качества работы среднего медицинского персонала дневного стационара, выявление особенностей производственной деятельности сестринского персонала, позволили разработать мероприятия по совершенствованию организации деятельности среднего медицинского персонала направленные на повышение эффективности работы медицинского персонала. Полученные результаты анализа затрат рабочего времени при выполнении различных процедур в течении рабочего дня позволили повысить эффективность планирования рабочего времени и разработать рекомендации по взаимодействию с пациентами и их родственниками.
Ключевые слова: средний медицинский персонал, дневной стационар, деятельность медицинских сестер
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
А.К. Хетагурова, Г.С. Шестаков, Г.В. Хохлова
ФГБПОУ «Медицинский колледж» РАН, Москва, Россия
Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского, Москва, Россия ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
ASPECTS OF THE ASSESSMENT OF NURSING AT DAY HOSPITALS
The aim of the study is to analyze the quality of nursing at the day hospital and to develop the proposals for improving nursing at the day hospital.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of the City Polyclinic No. 175 of the Healthcare Department of Moscow. Sociological survey was conducted using the method of questioning of 216 patients and 117 nurses of the day hospital.
Results. Inefficient use of nurses' working time at the day hospital and inconsistency of records with the purposes of the day hospital.
Conclusion. The analysis of the quality of nursing at the day hospital and the identification of the aspects of nursing allowed the development of measures to improve the organization of nursing aimed at the improvement of the effectiveness of nursing. The results of the analysis of the working time spent on various procedures during the working day made it possible to improve the effectiveness of working time planning and to develop recommendations for interaction with patients and their relatives.
Key words: paramedical personnel, day hospital, nurses' activity Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
A.K. Khetagurova, G.S. Shestakov, G.V Khokhlova
Federal State Budgetary Professional Educational Institution «Medical College», Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky, Moscow, Russia Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University), Moscow, Russia
В процессе реформирования отечественной системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по
конечному результату, то выделить в этом результате долю участия среднего медицинского персонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, бывает достаточно сложно.
Понятие качества сестринской помощи неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависит эффективность лечения, реабилитация, выздоровление пациента, в этом процессе отведена значительная роль.
Это особенно актуально при реформировании технологии сестринской практики, предусматривающей ее стандартизацию.
Важным моментом является четкое определение критериев оценки качества сестринской помощи. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но помимо этого надо проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям.
По мнению ряда авторов, преобразования в сестринском деле должны осуществляться на основе анализа современного состояния качества сестринской помощи и определения как сильных, так и слабых сторон деятельности медицинских сестер, работающих в различных медицинских организациях с различными категориями пациентов. Достижение высокого качества медицинской помощи возможно лишь при изменении роли сестринского персонала, повышении эффективности его работы [1, 2].
Вместе с тем, в настоящее время отсутствую научно обоснованные подходы к управлению сестринской службой в условиях дневного стационара, что и определило цель настоящего исследования.
Цель исследования: проанализировать качество работы среднего медицинского персонала дневного стационара и разработать предложения по совершенствованию деятельности медицинских сестер дневного стационара.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
— изучить качественные (профессиональные и личностные) характеристики медицинской сестры дневного стационара;
— выявить факторы, влияющие на качество работы медицинской сестры дневного стационара;
— оценить качество работы медицинских сестер дневного стационара;
— разработать предложения по совершенствованию организации работы медицинских сестер дневных стационаров.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование выполнено на базе городской поликлиники № 175 Департамента здравоохранения города Москвы.
Единица наблюдения: медицинская сестра дневного стационара, один рабочий час медицинской сестры, элемент труда медицинских сестер.
Проведен социологический опрос методом анкетирования 216 пациентов и 117 медицинских сестер дневного стационара для изучения удовлетворенности пациентов качеством работы медицинской сестры дневного стационара взаимоотношения медицинских сестер и пациентов, отношение к содержанию деятельности и др.
Для изучения распределения рабочего времени процедурных сестер по видам деятельности (выполнение процедур, заполнение учетных форм, служебные разговоры, свободное время и т.п.) проведен хронометраж с занесением результатов наблюдения в специально разработанную хронокарту.
Методы исследования: статистический, социологический, экспертных оценок. Для статистической обработки и анализа полученных результатов применялись пакеты Microsoft Office 2000 и STATISTICA 5.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Все варианты определений «качества медицинской помощи» имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования сестринской практики, так как формулируют основные характеристики качества.
С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской помощи это такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, результатом и процессом ее оказания. А это значит, что условия, в которых проводилось сестринское вмешательство, профессионализм медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствовали ожиданиям пациента.
С точки зрения медицинской организации, качество сестринской помощи — выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную произ-
водственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность.
Таким образом, структура понятия «качество» включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества — характеристики, внутренне присущие услуге. Внешняя составляющая качества — соответствие потребности и восприятия услуги.
Профессиональная компетенция подразумевает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе протоколов и стандартов сестринской деятельности, алгоритмов выполнения манипуляций. А также наличие профессионально значимых личностных качеств: честности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения руководить и подчиняться в зависимости от ситуации. При этом в повседневной работе медицинской сестры заложено противоречие. С одной стороны, необходимо обеспечить индивидуальный подход к пациенту, с другой — во избежание ошибок и осложнений строго придерживаться стандартизированных принципов и правил.
Результативность сестринского деятельности складывается из эффективности планирования рабочего времени и использования технологий сестринского ухода, взаимодействия с пациентами и их родственниками, контроля динамики состояния пациента, обеспечения инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований.
Межличностные взаимоотношения определяются психологическим климатом сложившемся в коллективе и умением работать в команде.
Для эффективности сестринского вмешательства огромное значение имеют взаимодействия пациента в системе организационного окружения: врач—медицинская сестра—пациент, медицинская сестра—медицинская сестра—пациент, медицинская сестра—пациент—родственники пациента.
Эффективность сестринского ухода тем выше, чем отчетливее согласованы сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль па-
циента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.
Непрерывность означает последовательность и преемственность в получении сестринской помощи, соблюдение которых возможно только благодаря ведению сестринской документации, причем не только фиксирующей лекарственную терапию и дополнительные методы исследования, назначенные лечащим врачом, но и динамику проблем пациента. Несоблюдение преемственности в оказании сестринской помощи негативно влияет на результативность сестринского ухода, снижает его эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения как в системе медицинская сестра—пациент, так и в системе врач—пациент.
Безопасность означает обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактику травматизма и конфликтных ситуаций, контроль соблюдения лечебно-охранительного режима, контроль возникновения побочных явлений и осложнений лекарственной терапии, а также своевременное сообщение выявленных фактов лечащему врачу.
Удовлетворенность пациентов определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов респондентов.
Удовлетворенность медицинских работников обусловливается условиями, в которых организована сестринская деятельность, наличием средств организации ухода, эргономических пособий, средств и методов обеспечения инфекционной и психологической безопасности пациента и персонала, размером и формой оплаты труда, практикой моральных поощрений, возможность профессионального роста.
Применение алгоритмов сестринской деятельности обеспечивает выздоровление пациента при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) при его стойкой позитивной мотивации.
Среди ответов медицинских сестер дневных стационаров чаще всего отмечалась высокая нервно-эмоциональная нагрузка (48,1%), несоблю-
дение режима сна и отдыха (50,0%), низкая физическая активность (10,0%), нерегулярное и несбалансированное питание (34,4%).
Особенности профессиональной подготовки медицинских сестер дневных стационаров определены необходимостью обучения медицинских сестер аналитически мыслить, подготовить их к проведению необходимых для выполнения высокопоставленных функций при высококвалифицированной сестринской помощи в системе первичного обслуживания населения, что снижает потребность в стационарном лечении при высококвалифицированной сестринской помощи, медицинская организация получает высококвалифицированные сестринские кадры, которые во многом улучшат работу различных, профессиональные перспективы в сестринском деле станут шире, работа будет приносить больше удовлетворения.
Основная часть специалистов со средним медицинским образованием получила профессиональное образование до периода реформирования здравоохранения и сестринского дела, и, следовательно, нуждаются в адаптированной системе последипломного обучения.
На протяжении многих лет сестринское дело рассматривалось как вспомогательная, а не как самостоятельная и важная профессия и рассматривали роль медицинских сестер только как исполнителей назначений и рекомендаций врачей. В настоящее время совершенствование работы организаций отечественного здравоохранения в новых экономических условиях невозможно без повышения роли медицинских сестер. Без изменения статуса медицинских сестер, расширения и уточнения зоны их профессиональной деятельности, рационального распределения обязанностей между врачами и сестрами невозможно достижение эффективной деятельности в медицинских организациях и их структурных подразделений в обеспечении лечебно-профилактического процесса.
Изменение роли медицинской сестры, должно сопровождаться четким разграничением роли в лечебно-диагностическом процессе, специальными знаниями и практическими.
Перемены в организации сестринского дела стали заметными после рассмотрения коллегией Минздрава России 20.04.1994 г. вопроса «О состоянии и перспективах развития сестринского
дела в Российской Федерации» и принятия решения о необходимости изменения существующего состояния дел в этой области.
А.А. Покусаев (2002) отмечает, что труд этот сложно сравнивать с трудом других специалистов. Профессия медицинской сестры требует самодисциплины, умения сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях [3].
Разработка и применение алгоритмов является ключевым компонентом деятельности медицинских сестры, необходимым условием ответственности за свои действия. Следствием понимания важности алгоритмов Советом медицинских сестер медицинской организации проведена работа по их созданию и внедрению. Для составления и адаптации алгоритмов привлекались преподаватели медицинского колледжа РАН, практикующие медицинские сестры, врачи.
Имея алгоритм деятельности, медицинской сестре легче найти и вспомнить алгоритм подготовки пациентов к исследованиям или выполнения манипуляции (не надо искать где-то дополнительно или идти спрашивать у врача, отвлекая и его от своих обязанностей). При ведении протоколов наблюдения легче заметить начальные изменения в состоянии пациента и заранее предпринять меры по устранению их последствий, чем тратить больше усилий на устранение осложнений.
Работая с родственниками и обучив их элементарным навыкам ухода или пациента самостоятельному уходу, медицинская сестра освобождается от выполнения этой работы, ей будет необходимо только проконтролировать их или дать совет.
Таким образом, мы сможем освободить врача от выполнения несущественной, рутинной работы (зачастую относящейся к компетенции медсестры), что позволит ему в свою очередь более качественно выполнять функциональные обязанности.
Ответы, полученные при опросе пациентов, позволили выяснить степень удовлетворенности пациентов качеством работы медицинской сестры дневного стационара: 97% пациентов полностью удовлетворены, 2,9% — частично удовлетворены, 0,1% — не удовлетворены. Таким образом, практически все пациенты удовлетворены качеством работы медицинской сестры дневного стационара.
Негативная оценка была мотивирована тем, что медицинские сестры дневного стационара не уделяют должное внимание пациентам. При этом 100% респондентов подчеркивали, что причиной этого является чрезмерная нагрузка на сестринский персонал.
Под качеством работы пациенты чаще всего подразумевали: выполнение манипуляций, консультирование по подготовке к исследованиям, оказание психологической помощи, своевременность реагирования на просьбы, безболезненность выполнения инъекций и т.д.
Анализируя ответы на этот вопросы, можно сделать вывод, что пациенты недостаточно информированы об изменениях, происходящих в сестринском деятельности, инновационных технологиях сестринского ухода, не очень ясно представляют возможности сестринской помощи.
Анализ оценки личностных характеристик медицинских работников пациентами показал, что в целом медицинские сестры обладают хорошими душевными качествами, высокими интеллектуальными способностями, умеют вести себя с пациентами.
Кроме того, в анкетах пациентов просили указать какие качества медицинских сестер они считают приоритетными. Пациенты, входящие в возрастную группу «18—30 лет», «31—40 лет» и «41—60 лет» полагают, что это профессионализм, участие, душевность. Пациенты возрастной группы «61 и старше» отметили душевность, участие, способность уделить внимание соразмерное ожиданиям пациентов, профессионализм. Таким образом, пациенты старше 61 года в медицинской сестре, прежде всего, хотят видеть именно «сестру милосердия» и только потом квалифицированного специалиста. Пациентов в возрасте 18—60 лет, в первую очередь, интересуют профессиональные навыки, а только потом душевные качества. Вместе с тем, все пациенты отметили, что душевные качества медицинской сестры для них очень важны.
99,2% пациентов профессиональные навыки медицинских сестер оценили на «хорошо» и «отлично», 0,8% — «удовлетворительно». Таким образом, почти все пациенты считают процедурных медицинских сестер высоко квалифицированными.
90,4% респондентов считают, что наиболее предпочтительным для них является обращение
к ним на «Вы» и по имени-отчеству, и лишь 8,6% — допускают обращение по фамилии.
81,2% опрошенных в целом оценили положительно деятельность медицинских сестер. Вместе с тем, к недостаткам в работе медицинских сестер они отнесли: грубость — 0,8% и несвоевременное реагирование на просьбы — 0,18%.
Среди мероприятий, которые могли бы повысить качество работы медицинских сестер на первое место, пациенты поставили предложение о повышении зарплаты медицинским сестрам, на второе — проведение мероприятий, способствующих уменьшению нагрузки медицинских сестер.
Итак, результаты проведенного анкетирования пациентов и медицинских сестер позволяют сделать следующие выводы:
— степень удовлетворенности пациентов качеством работы медицинских сестер в целом высока (81,2%);
— пациенты под качеством работы медицинских сестер понимают следующие виды деятельности: умение выполнять сестринские манипуляции, консультирование по подготовке к исследованиям и т.д.;
— медицинские сестры имеют достаточно высокий уровень профессиональной подготовки (99,2%);
— по личностным характеристикам медицинские сестры соответствуют требованиям медицинской этики и деонтологии;
— пациенты предпочитают обращение к ним на «Вы» и по имени-отчеству (90,4%).
Определены профессиональные группы по занимаемым должностям среднего медицинского персонала (главные медицинские сестры, старшие медицинские сестры и медицинские сестры). Выявлено, что 50 ± 17,7% главных медицинских сестер при проведении контроля ориентируются по обстоятельствам, а 37,5 ± 4,6% — контролируют на основании собственного опыта; среди старших медицинских сестер — ориентируются по обстоятельствам (69,3 ± 4,3%) или на основании опыта (34 ± 4,4%). В то же время опрошенные медицинские сестер считают, что при проведении контроля старшая медицинская сестра ориентируется по обстоятельствам или на основании своего опыта в 21,7 ± 2,3% случаев.
На основании полученных результатов исследования нами разработаны методические
материалы для контроля качества деятельности среднего медицинского персонала «Параметры оценки деятельности среднего медицинского персонала» (далее «Параметры оценки»).
Повышение качества выполнения профессиональных обязанностей от внедрения в практику «Параметров оценки» ожидают 100% главных медицинских сестер, 61,4 ± 4,5% старших медицинских сестер и 73,7 ± 2,4% среднего медицинского персонала.
Необходимо отметить, что положительным во введении «Параметров оценки» является, то, что они позволяют не только осуществлять внешний контроль, но и проводить самоконтроль.
Результаты изучение распределения рабочего времени медицинских сестер по видам деятельности с помощью хронометража показали, что основное время занимает у медицинской сестры дневного стационара 58,3% рабочего времени, вспомогательное время — 18,3%, работа с документацией — 11,4%, служебные разговоры — 2,5%, личное время — 7,6%, незагруженное время — 0,62%. Таким образом, выявлено нерациональное использование рабочего времени медицинских сестер дневных стационаров и учетная документация не отвечает задачам дневного стационара.
В качестве мер по повышению результативности использования рабочего времени медицинских сестер дневных стационаров целесообразно:
— разработать и внедрить их функциональные обязанности медицинских сестер дневного стационара;
— разработать и внедрить алгоритмы сестринских манипуляций в дневном стационаре;
— внедрить «Карты пациента процедурного кабинета» и провести обучение медицинских сестер дневного стационара правильности ее ведения;
— регулярно проводить экспертную оценку работы медицинской сестры дневного стационара;
— ввести «Журнал учета ошибок дневного стационара», для фиксирования недочетов в работе медицинской сестры дневного стационара;
— ввести в распорядок работы медицинской сестры дневного стационара регламентированный перерыв для приема пищи.
Также в процессе исследования разработаны критерии оценки и предложена к применению «Карта пациента процедурного кабинета» (далее Карта). Введение Карты обусловлено тем, что информация об особенностях реакций пациентов на вводимый препарат этом либо терялась, либо не доходила до лечащего врача вовремя. Внедрение Карты позволило сразу же решить проблему передачи информации. Таким образом, данная Карта может быть рекомендована к применению во всех дневных стационарах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ качества работы среднего медицинского персонала дневного стационара, выявление особенностей производственной деятельности сестринского персонала, позволили сформировать мероприятия по совершенствованию организации деятельности среднего медицинского персонала направленные на повышение эффективности работы медицинского персонала. Полученные результаты затрат рабочего времени при выполнении различных процедур в течении рабочего дня и их оптимизация позволила повысить эффективность планирования рабочего времени и разработать рекомендации по рациональному использованию рабочей документации в условиях дневного стационара.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтина И.С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Бахтина Ирина Сергеевна; Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова. Санкт-Петербург, 2009. 176 с.
2. Вагина Е.В. Организационно-методические основы управления кадровыми ресурсами и модель мониторинга рынка труда средних медицинских работников в здравоохранении региона: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Вагина Елена Владимировна; ГОУВПО «Московская медицинская академия». Москва, 2010. 166 с.
3. Покусаев А.А. Организационные основы работы дневного стационара (госпитального отделения) амбулатор-но-поликлинического учреждения в территориальной системе медицинского обеспечения Московского гарнизона: автореф. дис.... канд. мед. наук: 14.00.33 / Покусаев Александр Андреевич; Государственный институт усовершенствования врачей Министерства обороны Российской Федерации. Москва, 2002.
Поступила 06.12.2017 Принята к опубликованию 31.01.2018
REFERENCES
1. Bakhtina I.S. Nauchnoe obosnovanie vnedreniya innovat-sionnyih tehnologiy organizatsii srednego meditsinskogo personala v mnogoprofilnom statsionare [Scientific Substantiation of the Introduction of Innovative Technologies aimed at Nursing Management at the Complex In-Patient Department]: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences. 14.00.33 / Bahtina Irina Sergeevna; Sankt-Pe-terburgskiy gosudarstvennyiy meditsinskiy universitet im. I.P. Pavlova [Saint Petersburg state medical University. I.P. Pavlov] Saint-Petersburg, 2009. 176 s (in Russian).
2. Vagina E.V. Organizatsionno-metodicheskie osnovyi up-ravleniya kadrovyimi resursami i model monitoringa ryinka truda srednih meditsinskih rabotnikov v zdra-voohranenii regiona [Organizational and Methodical Basis for Human Resources Management and the Model of Nursing Employment Monitoring in the Area of Regional Healthcare]: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences: Vagina Elena Vladimirovna; GOUVPO
«Moskovskaya meditsinskaya akademiya» [GOUVPO «The Moscow medical Academy»]. Moscow, 2010. 166 s (in Russian).
3. Pokusaev A.A. Organizatsionnyie osnovyi rabotyi dnevno-go statsionara (gospitalnogo otdeleniya) ambulatorno-po-liklinicheskogo uchrezhdeniya v territorialnoy sisteme med-itsinskogo obespecheniya Moskovskogo garnizona: [Organizational Basis for the Operation of the Day hospital (Hospital Department) of the Outpatient and Polyclinic Institution in the Territorial System of the Medical Support for Moscow Military Post]: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences: 14.00.33 / Pokusaev Aleksandr Andreevich; Gosudarstvennyiy institut usovershenstvovani-ya vrachey Ministerstva oboronyi Rossiyskoy Federatsii [State Institute of advanced training of doctors of the Ministry of defence of the Russian Federation]. Moscow, 2002 (in Russian).
Received on 17.01.2018 Accepted for publication on 22.01.2018
Сведения об авторах:
Хетагурова Алла Константиновна — д-р мед. наук, профессор, директор медицинского колледжа РАН. 117105, Москва, Варшавское шоссе 16 А. Тел.: (495) 952-55-81.
Шестаков Григорий Сергеевич — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры организации сестринского дела МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Москва, ул. Щепкина, 6/2 стр. 2. Тел.: 8-916-071-92-43. E-mail: shestakov-g@mail.ru
Хохлова Галина Владимировна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 119991, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4. Тел.: 8-916-606-12-89
About the authors:
Khetagurova A.K. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Principal of the Medical College of the Russian Academy of Sciences. 117105, Moscow, 16A Warsaw Highway. Phone: (495) 952-55-81.
Shestakov G.S. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of the Organization of Nursing of Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirskiy. Moscow, Schepkin Str., 6/2 p. 2. Phone: 8-916-071-92-43. E-mail: shestakov-g@mail.ru
Khokhlova G.V. — postgraduate student of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. Semashko — Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University). 119991, Moscow, Bolshaya Pirogovskaya str., 2, p. 4. Phone: 8-916-606-12-89
ASPECTS OF THE ASSESSMENT OF NURSING AT DAY HOSPITALS
The aim of the study is to analyze the quality of nursing at the day hospital and to develop the proposals for improving nursing at the day hospital.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of the City Polyclinic No. 175 of the Healthcare Department of Moscow. Sociological survey was conducted using the method of questioning of 216 patients and 117 nurses of the day hospital.
Results. Inefficient use of nurses' working time at the day hospital and inconsistency of records with the purposes of the day hospital.
Conclusion. The analysis of the quality of nursing at the day hospital and the identification of the aspects of nursing allowed the development of measures to improve the organization of nursing aimed at the improvement of the effectiveness of nursing. The results of the analysis of the working time spent on various procedures during the working day made it possible to improve the effectiveness of working time planning and to develop recommendations for interaction with patients and their relatives.
Key words: paramedical personnel, day hospital, nurses' activity Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
A.K. Khetagurova, G.S. Shestakov, G.V Khokhlova
Federal State Budgetary Professional Educational Institution «Medical College», Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky, Moscow, Russia
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University), Moscow, Russia
In the process of reforming the domestic healthcare system, the role of nursing is reconsidered towards the increase in its independence. If the quality of the doctor's work is in most cases evaluated according to the final result, it is quite difficult to allocate the share of nursing participation in this result and to assess how much the quality of nursing has affected the patient's health condition.
The concept of the quality of nursing is inextricably connected with the treatment and diagnostic process, therefore, the nursing staff responsible for the effectiveness of the patient's treatment, rehabilitation and recovery plays a significant role in this process.
It is especially true when reforming the technology of nursing practice, which envisages its standardization.
Clear definition of the criteria for the assessment of the quality of nursing is an important point. Obviously, it is necessary to assess the accuracy of procedures, the timeliness of medical prescriptions, the compliance with sanitary norms, the maintenance of documentation, the general conditions at the department, but in addition, it is necessary to assess the compliance with ethical norms, attention to the patients and their families.
In the opinion of a number of authors, the changes in nursing shall be carried out on the basis of the analysis of the current quality of nursing care and the
determination of both strong and weak points of nursing in various medical organizations with different categories of patients. Achievement of high-quality medical care is possible only with the change in the role of nursing staff and the increase in the effectiveness of its work [1, 2].
At the same time, there are no scientifically substantiated approaches to the management of nursing under the conditions of the day hospital, which determined the aim of this study.
The aim of the study is to analyze the quality of nursing at the day hospital and to develop proposals for improving nursing at the day hospital.
To achieve this aim, the following tasks were accomplished:
— to analyze the qualitative (professional and personal) characteristics of a nurse working at the day hospital;
— to identify the factors that affect the quality of nursing at the day hospital;
— to evaluate the quality of nursing at the day hospital;
— to develop the proposals for improving the organization of nursing at the day hospital.
MATERIALS AND METHODS
The study was carried out on the basis of the City Polyclinic No. 175 of the Healthcare Department of Moscow.
Observation unit: a nurse working at the day hospital, one working hour of a nurse, element of nurses' labor.
Sociological survey was carried out using the method of questioning of 216 patients and 117 nurses of the day hospital to analyze the patients' satisfaction with the quality of nursing, the relationship of nurses and patients, the attitude to the content of activities, etc.
Timekeeping was carried out with the recording of the results of the observation in a specially designed time-card to analyze the allocation of the working time of treatment nurses according to the types of activities (execution of procedures, registration form filling in, service conversations, free time, etc.).
Methods of the study: statistical, sociological, expert assessment. Microsoft Office 2000 and STATISTI-CA 5.0 were used for the statistical processing and analysis of the results obtained.
RESULTS AND DISCUSSION
All definitions for the «medical care quality» are important not only for the development of nursing, but also for improving nursing practice, since they formulate the main characteristics of quality.
From the point of view of a patient (family, society), the quality of nursing care is such properties of the service, thanks to which the patient remains satisfied with the provision of nursing care in general, as well as with the result and the process of its provision. It means that the conditions of nursing care, the professionalism of nurses, their personal qualities, professional communication and the result of care corresponded to the patient's expectations.
From the point of view of a medical organization, the quality of nursing care is the performance of functional duties in a strict compliance with legal and regulatory documents, which means the professional competence of nurses, the ability to work in team, to create and maintain a positive working environment and to provide infection prevention and control.
Thus, the structure of the concept «quality» includes the internal and external components. The internal component of this concept is the characteristics intrinsic to the service. The external component of this concept is the correspondence to the need and perception of the service.
Professional competence means the availability of professional knowledge and skills necessary to provide nursing care, the ability to use them in a specific situation, including when using protocols and standards of nursing, algorithms for manipulations;
and also the presence of professionally significant personal qualities: honesty, responsibility, discipline, accuracy, the ability to lead and obey depending on the situation. At the same time, the daily work of nurses is contradictory. On the one hand, it is necessary to provide an individual approach to the patient, on the other hand, it is necessary to strictly comply with standardized principles and rules in order to avoid mistakes and complications.
The effectiveness of nursing consists of the effectiveness of working time planning and the use of the technologies of nursing care, the interaction with patients and their relatives, the monitoring of the dynamics ofthe patient's condition, the provision of infection prevention and control, drug therapy, and examination periods.
Interpersonal relationships depend on the psychological climate between the staff members and the ability to work in team.
The effectiveness of nursing mostly depends on the patient's interaction in the system of the organizational environment: doctor — nurse — patient, nurse — nurse — patient, nurse — patient — patient's relatives.
The effectiveness of nursing also depends on the careful coupling between the examination periods and preparation for them, the early and targeted prevention of the development of possible complications, the active role of the patient and his/her relatives in the organization and implementation of care measures.
Continuity means succession in the obtainment of nursing care, which is possible only through the management of nursing documentation, not only documentation with regard to drug therapy and additional methods of examination prescribed by the attending physician, but also the dynamics of the patient's problems. Non-compliance with the continuity in the provision of nursing care negatively affects nursing care, reduces its effectiveness and worsens interpersonal relationships both in the nurse-patient system and in the doctor-patient system.
Safety means infection prevention and control as regards the patient and staff, prevention of injuries and conflict situations, control of compliance with the treatment and protective regimen, control over side effects and drug therapy complications, as well as timely reporting about the findings to the attending physician.
The satisfaction of patients depends on the correspondence to their needs and expectations, and it depends on the timeliness. In order to determine the level of the satisfaction of patients and their relatives with the result and the process of nursing care, questioning with the analysis of the respondents' answers is required.
The satisfaction of medical professionals depends on the conditions, under which nursing is organized, the availability of care products, ergonomic manuals, means and methods of infection prevention and control and psychological safety of the patient and staff, the size and form of remuneration, the practice of moral rewards, the possibility of professional growth.
Use of the algorithms of nursing ensures recovery of the patient in case of effective interaction between professionally competent nurse and the patient (his/her relatives) with persistent positive motivation.
The most frequent answers of nurses of the day hospitals included high nervous and emotional stress (48.1%), irregular sleep and rest schedules (50.0%), low physical activity (10.0%), irregular and unbalanced nutrition (34.4%).
The aspects of the professional training of nurses of the day hospitals depend on the need to train nurses to think analytically, to prepare them for carrying out necessary high-level functions in the framework of high-quality nursing care in the primary care system, which reduces the need for the in-patient care in case of high-quality nursing care. The medical organization will obtain highly qualified nursing staff, which will greatly improve its operation; professional perspectives in the field of nursing will become wider; the work will bring more satisfaction.
The essential part of the specialists with secondary medical education received vocational education before the healthcare and nursing reforms. Therefore, they need an adjusted system of post-qualifying education.
For many years, nursing was considered not as an independent and important profession, but as an auxiliary one, and nurses were considered only as the performers of the doctor's prescriptions and recommendations. Now, the improvement of the operation of national healthcare organizations under the new economic conditions is impossible without the enhancement of the role of nurses. Without changing the status of nurses, without expanding and clarify-
ing the area of their professional activity, without rational allocation of duties between doctors and nurses, it is impossible to achieve effective operation of medical organizations and their structural units in providing treatment and prophylactic care.
The change in the role of a nurse must be accompanied by a clear distinction between the role in the treatment process and the role in the diagnostic process, between special and practical knowledge.
Changes in the organization of nursing became distinct when the Collegium of the Ministry of Health of Russia (20/04/1994) considered the issue «On the status and prospects of the development of nursing in the Russian Federation» and took the decision on the need to change the current situation in this area.
A.A. Pokusaev (2002) points out that nursing is difficult to compare with the work of other specialists. The profession of a nurse requires self-discipline, the ability to maintain high performance under extreme conditions [3].
Development and use of algorithms is a key component of nursing and a necessary condition of self-responsibility. Because of the understanding of the importance of algorithms, the Council of Nurses of the Medical Organization created and implemented them with the assistance of the professors of the Medical College of the Russian Academy of Sciences, practicing nurses and doctors.
The algorithm of actions makes it easier for the nurse to find and remember the algorithm of preparing patients for examinations or performing manipulation (he/she does not have to find it somewhere else or go to ask a doctor distracting him/her from the duties). Monitoring protocols makes it easier to notice initial changes in the patient's condition and take precautionary measures to eliminate their consequences instead of eliminating the complications.
In case the nurse teaches relatives the basic skills of care or gives instructions on the patient's self-care, there is no need to do this work anymore. Nurse's responsibilities will include only control or recommendations.
Thus, doctor will be free from performing minor, routine work (often included in the competence of a nurse); it will allow doctors to perform better their functional duties better.
The answers obtained during the questioning of the patients made it possible to determine the degree of the patients' satisfaction with the quality of nurs-
ing at the day hospital: 97% of the patients were completely satisfied, 2.9% were partially satisfied, and 0.1% were not satisfied. Thus, almost all the patients are satisfied with the quality of nursing at the day hospital.
Negative answers were determined by the fact that nurses working at the day hospital were not paying due attention to the patients. At the same time, 100% of the respondents pointed out that the reason was the excessive work.
According to the patients, high-quality care includes the performance of manipulations, the consulting on the preparation for examinations, the provision of psychological help, prompt response to requests, painless injections, etc.
Analysis of the answers to this question helps to understand that the patients are not sufficiently informed about the changes in nursing, innovative technologies of nursing care, and they do not clearly understand the possibilities of nursing care.
Analysis of the patients' assessment of the personal characteristics of nurses shows that, in general, nurses are kind, they have high intellectual abilities, and they know how to treat patients.
In addition, the patients' questionnaires contained the question on the main qualities of nurses. The patients belonging to the age group «aged 18—30», «aged 31—40» and «aged 41—60» think that these qualities are professionalism, sympathy, and warmheartedness. The patients of the age group «61 and over» pointed out warm-heartedness, sympathy, ability to pay attention according to the expectations of the patients, professionalism. Thus, the patients of the age group «61 and over» want to see «sister of mercy» and only then a qualified specialist. The patients aged 18—60, in the first place, are interested in professional skills, and only then in moral qualities. At the same time, all the patients pointed out that moral qualities of a nurse are very important for them.
99.2% of the patients think that nurses' professional skills are «good» and «excellent», 0.8% — «satisfactory». Thus, almost all the patients think that treatment nurses are highly qualified.
90.4% ofthe respondents want to be addressed by first name and patronymic, and only 8.6% consider it acceptable to be addressed by surname.
81.2% of the respondents assessed nursing positively. At the same time, they pointed out the follow-
ing disadvantages of nursing: rudeness — 0.8% and untimely response to requests — 0.18%.
The measures that could improve the quality of nursing include the increase in the salaries of nurses and the decrease in the amount of work.
Thus, the results ofthe questioning ofthe patients and nurses allow making the following conclusions:
— the degree of patients' satisfaction with the quality of nursing is high (81.2%);
— according to the patients the high-quality nursing includes the following aspects: the ability to perform nursing manipulations, the consulting on the preparation for examinations, etc.;
— nurses have a sufficiently high level of professional training (99.2%);
— personal characteristics of nurses meet the requirements of medical ethics and deontology;
— patients prefer to be addressed by their first name and patronymic (90.4%).
Professional groups according to the occupying nursing positions (chief nurses, senior nurses and nurses) were determined. It was revealed that 50% ± 17.7 of the chief nurses during the monitoring are guided by the circumstances, and 37.5% ± 4.6 of the chief nurses provide control on the basis of their own experience; the senior nurses are guided by the circumstances (69.3% ± 4.3) or provide control on the basis of their own experience (34% ± 4.4). At the same time, the interviewed nurses think that while providing control senior nurse is guided by the circumstances or relies on the experience in 21.7% ± 2.3 cases.
Based on the results of the study, we developed methodological materials for nursing quality control «Parameters of Nursing Assessment» (hereinafter — «the Assessment Parameters»).
100% ofthe chief nurses, 61.4% ± 4.5 of the senior nurses and 73.7% ± 2.4 ofthe nursing staff expect the improvement ofthe quality of professional duties in the result of the implementation of the «Assess-ment Parameters».
It should be noted that the advantage of the «As-sessment Parameters» implementation is that they allow not only external control, but also self-control.
The results of the study of the allocation of nurses' working time according to the types of activities with the help of timekeeping show that the main time accounts for 58.3% of the working time of a nurse of the day hospital, auxiliary time — 18.3%, work with documentation — 11.4%, service conversations —
2.5%, personal time — 7.6%, free time — 0.62%. Thus, we can see the inefficient use of the nurses' working time at the day hospital; and the records do not correspond to the tasks of the day hospital.
Measures to increase the effectiveness of the use of the nurses' working time at the day hospital include:
— the development and implementation of the functional duties of nurses of the day hospital;
— the development and implementation of the algorithms of nursing manipulations at the day hospital;
— the implementation of the «Procedure Room Patient Cards» and training on how to use them.
— the regular expert assessment of nursing at the day hospital;
— the keeping of the «Log of errors at the day hospital» to register nursing shortcomings;
— the introduction of the scheduled break for food intake.
In addition, within the study the assessment criteria were developed and the «Procedure Room Patient Card» (hereinafter — the Card) was proposed for use. The introduction of the Card is due to the fact that information about the aspects of the patients' reactions to the injected drug was either lost or did not reach the attending physician in time. The introduction of the Card allowed to immediately solve the problem of information transfer. Thus, this Card can be recommended for use at all day hospitals.
CONCLUSION
The analysis of the quality of nursing at the day hospital and the identification of the aspects of nursing allowed the development of measures to improve the organization of nursing aimed at the improvement of the effectiveness of nursing. The results of the analysis of the time spent on various procedures
during the working day and their optimization made it possible to improve the effectiveness of working time planning and to develop recommendations for the rational use of working documentation under the conditions of the day hospital.
REFERENCES
1. Bakhtina I.S. Scientific Substantiation of the Introduction of Innovative Technologies aimed at Nursing Management at the Complex In-Patient Department: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences. 2009.
2. Vagina E.V. Organizational and Methodical Basis for Human Resources Management and the Model of Nursing Employment Monitoring in the Area of Regional Healthcare: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences. 2010.
3. Pokusaev A.A. Organizational Basis for the Operation of the Day hospital (Hospital Department) of the Outpatient and Polyclinic Institution in the Territorial System of the Medical Support for Moscow Military Post: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences. Moscow, 2002.
4. Bakhtina I.S. Scientific Substantiation of the Introduction of Innovative Technologies aimed at Nursing Management at the Complex In-Patient Department: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences. 14.00.33 / Bahti-na Irina Sergeevna; Saint Petersburg state medical University. I.P. Pavlov. Saint-Petersburg, 2009. 176 s.
5. Vagina E.V. Organizational and Methodical Basis for Human Resources Management and the Model of Nursing Employment Monitoring in the Area of Regional Healthcare: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences: Vagina Elena Vladimirovna; GOUVPO «The Moscow medical Academy». Moscow, 2010. 166 s.
6. Pokusaev A.A. Organizational Basis for the Operation of the Day hospital (Hospital Department) of the Outpatient and Polyclinic Institution in the Territorial System of the Medical Support for Moscow Military Post: Synopsis of the Thesis... Candidate of Medical Sciences: 14.00.33 / Pokusaev Aleksandr Andreevich; State Institute of advanced training of doctors of the Ministry of defence of the Russian Federation. Moscow, 2002.
Received on 17.01.2018 Accepted for publication on 22.01.2018
About the authors:
Khetagurova A.K. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Principal of the Medical College of the Russian Academy of Sciences. 117105, Moscow, 16A Warsaw Highway. Phone: (495) 952 55 81.
Shestakov G.S. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of the Organization of Nursing of Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirskiy. Moscow, Schepkin Str., 6/2 p. 2. Phone: 8-916-071-92-43. E-mail: shestakov-g@mail.ru
Khokhlova G.V. — postgraduate student of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. Semashko — Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University). 119991, Moscow, Bolshaya Pirogovskaya str., 2, p. 4. Phone: 8-916-606-12-89