Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/
Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN317.pdf
Статья опубликована 15.06.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Айрапетян Д.Д. Особенности оценки деловой активности в организациях пищевой промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.2
Айрапетян Дария Денисовна1
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, Москва
Аспирант
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=861657
Особенности оценки деловой активности в организациях пищевой промышленности
Аннотация. Исследование деловой активности позволяет диагностировать проблемы системного характера на разных уровнях управления и своевременно принимать меры для их нейтрализации. В статье рассматриваются различные подходы к определению и оценке деловой активности на микроуровне, выделяются 4 укрупненных подхода. Дается авторское определение деловой активности. Описываются основные способы оценки деловой активности, включая количественную и качественную оценку.
Проводится анализ показателей, определяющих деловую активность, подробно рассматриваются показатели оборачиваемости, рентабельности, а также модели устойчивого роста. Автор анализирует возможности применения данных показателей для оценки деловой активности в пищевой промышленности. Актуальность исследования данной отрасли обусловлена тем, что пищевая промышленность на протяжении последних 10 лет стабильно занимает существенную долю в промышленном производстве - более 10%. Более того, в связи с политикой импортозамещения, развитию пищевой промышленности в последнее время на государственном уровне уделяется особое внимание, что создает дополнительные возможности для наращивания собственного производства и развития этого вида деятельности.
Автор проводит анализ показателей деловой активности в отрасли пищевой промышленности за последние 6 лет. В заключении делается вывод о повышении деловой активности организаций пищевой промышленности с 2014 года и достижения качественного роста основных показателей деятельности.
Ключевые слова: деловая активность; коэффициентный анализ; количественная оценка, качественный анализ; показатели оборачиваемости; показатели рентабельности; устойчивый рост; модели роста; пищевая промышленность; промышленный сектор
Деловая активность стала использоваться как инструмент экономических исследований с начала ХХ века. Первоначально исследования деловой активности проводились на
1 123103, Москва, проспект Маршала Жукова, 76, к. 2, кв. 385
макроуровне, и были непосредственно связаны с концепцией экономических циклов. В середине ХХ века деловую активность начали исследовать и на микроуровне, трактуя ее как характеристику развития хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что ситуация с трактовкой деловой активности на микроуровне на сегодня неоднозначна. Во многих энциклопедических изданиях в настоящий момент отсутствует определение данного термина. К тому же взгляды ученых на показатели деловой активности в российской литературе расходятся. При этом одни ученые делают акцент на определении самого понятия деловой активности, раскрывая его сущность как экономической категории, другие же в определение термина деловая активность вкладывают сразу показатели, которые отражают количественное выражение данной характеристики.
На основе анализа мнений различных ученых сформировано четыре основных подхода к определению и оценке деловой активности.
Таблица 1
Основные подходы к определению и оценке деловой активности
Авторы Определение деловой активности Способ оценки деловой активности
Азрилиян А.Н. Лозовская Л.Ш. Лопатников Л.И. Райзберг Б.А. Стародубцев Е.Б. Деловая активность определяется в целом, как характеристика развития системы Оценка деловой активности однозначно не определена
Банк В.Р. Банк И.А. Банк С.В. Басовский А.Л. Бочаров В.В. Войтоловский Н.В. Герасименко Г.П. Гиляровская Л.Т. Гузей В.А. Ендовицкий Д.А. Ионова А.Ф. Калинина А.П. Лунева А.М. Пястолова С.М. Басовский Л.Е. Селезнева Н.Н. Стоянова Е.С. Чернышева Ю.Г. Тараскнна Л.В. Деловая активность определяется как результат интенсивности/эффективности использования капитала Оценка и анализ деловой активности осуществляется через показатели оборачиваемости
Чечевицына Л.Н. Чуев И.Н. Деловая активность определяется как характеристика роста организации Оценка деловой активности осуществляется на основании оценки темпов роста основных показателей
Авторы Определение деловой активности Способ оценки деловой активности
Банк В.Р. Банк С.В. Бочаров В.В. Войтоловский Н.В. Маркарьян Э.А. Герасименко Г.П. Калинина А.П. Ковалев В.В. Негашев Е.В. Савицкая Г.В. Тараскина А.В. Шеремет А.Д. Хотинская Г.И. Комплексный подход к определению деловой активности: 1) и как характеристика роста (динамичности развития) 2) и как характеристика интенсивности/эффективности использования капитала Оценка деловой активности осуществляется чрез показатели оборачиваемости, рентабельности, динамичности развития
Источник: составлено автором
В современном мире, для которого характерны процессы глобализации и интеграции в различных ее проявлениях (от создания межгосударственных союзов до развития междисциплинарных направлений научного исследования), наиболее справедливым будет комплексный подход к определению и оценке деловой активности, согласно которому она рассматривается и как характеристика динамичности развития организации, и как характеристика эффективности использования капитала.
Таким образом, автор определяет деловую активность на микроуровне как динамическую характеристику экономического состояния организации, которая определяется темпами роста основных показателей деятельности и эффективностью управления капиталом организации.
Важно отметить, что деловая активность отражает взаимосвязь основных направлений деятельности организации и выступает обобщающей характеристикой совокупной эффективности работы всех структурных подразделений организации (рис. 1).
Деловая активность
Рисунок 1. Деловая активность организации (источник: составлено автором)
При этом следует учитывать, что непосредственную оценку деловой активности можно осуществлять не только через количественные показатели, но и качественные. Преимущество
осуществления анализа деловой активности в организации заключается в том, что он позволяет всесторонне рассмотреть и изучить различные аспекты деятельности организации и, таким образом, выявить наличие слабых мест, которые способствуют замедлению роста организации, и своевременно их устранить.
В общем виде основных способы определения деловой активности отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные способы оценки деловой активности (источник: составлено автором)
Необходимо отметить, что качественная оценка деловой активности носит субъективный характер, поэтому не должна рассматриваться в качестве самостоятельного способа оценки деловой активности, а выступает дополнением, полученной при оценке количественных показателей, характеристики.
Выделив основные группы показателей количественной оценки деловой активности, рассмотрим особенности определения деловой активности в организациях одного из наиболее значимых видов экономической деятельности - пищевой промышленности.
Пищевая промышленность входит в состав обрабатывающих производств и включает в себя производство пищевой продукции, а также напитков и табака. При этом обрабатывающие производства - одно из трех наиболее крупных направлений, на которые делится все промышленное производство в России (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и производство и распределение электроэнергии, газа и воды).
Пищевая промышленность на протяжении последних 10 лет стабильно занимает существенную долю в промышленном производстве - более 10% (рис. 3). Более того, в связи с политикой импортозамещения, развитию пищевой промышленности в последнее время на государственном уровне уделяется особое внимание, что создает дополнительные возможности для наращивания собственного производства и развития этого вида деятельности [1].
25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
19,7%
16,7%
17,3%
15,9% 15 7% 16,1%
10,9%
10,3% 10,5% 10,3% 10,7%
18,0%
12,0%
2005
2014
2015
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
♦ доля пищевой промышленности в обрабатывающем производстве —■— доля пищевой промышленности в промышленном производстве в целом
Рисунок 3. Доля пищевой промышленности в промышленном производстве в Российской федерации по отгрузкам, % (источник: составлено автором по данным Росстата2)
Из рисунка 3 видно, что в 2015 году доля пищевой промышленности как в обрабатывающих производствах, так и во всей промышленности в целом резко увеличилась, что связано с названными выше открывшимися возможностями роста вследствие политики импортозамещения.
При этом важно отметить, что в отличие от относительных показателей, абсолютные показатели пищевой промышленности имеют стабильную тенденцию роста в течение последних 6 лет (рис. 4).
7000,0 6000,0 5000,0 Ч 4000,0 й лр3000,0 м 3 602 4 001 -4 272 4 840 5 861
3 262
2000,0
1000,0 163 114 189 185 109 229
0,0
2010 2011 2012 2013 2014 2015
• Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
-Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)
Рисунок 4. Основные показатели деятельности пищевой промышленности (источник:
составлено автором по данным Росстата3)
2 Промышленное производство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 347 с. http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_48/Main.htm.
3 Промышленное производство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 347 с. http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_48/Main.htm.
Следует отметить, что при оценке деловой активности через абсолютные показатели, специфика видов экономической деятельности в целом не играет большой роли. Не следует также детально рассматривать все показатели баланса (основные средства, нематериальные активы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и т.д.). Для целей анализа деловой активности наиболее показательны следующие данные:
• объем выручки от реализации;
• объем чистой прибыли;
• совокупная стоимость активов;
• объем собственного капитала;
• объем заемного капитала.
В отличии от перечисленных абсолютных показателей, при оценке деловой активности через относительные показатели важно обращать внимание на вид экономической деятельности организации, поскольку в данном случае далеко не все коэффициенты будут адекватно отражать результаты развития организации. Из общей совокупности и многообразия всех финансовых коэффициентов в анализ деловой активности следует включать только те из них, которые напрямую влияют на рост организации.
В таблице 2 представлен перечень показателей оборачиваемости, как наиболее распространенного отождествления с деловой активностью, и выделены наиболее значимые показатели для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности.
Таблица 2
Применение показателей оборачиваемости для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Группа показателей Название показателя Формула для расчета Применение для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Оборачиваемость капитала Оборачиваемость собственного капитала Выручка от реализации Среднегодовая величина собственного капитала Не показателен, т.к. отражает только активность денежных средств, которыми рискуют акционеры
Оборачиваемость инвестированного капитала Выручка от реализации (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) Показателен, т.к. характеризует эффективность использования инвестиций - источников обеспечения деятельности
Оборачиваемость заемного капитала Выручка от реализации Среднегодовая величина заемного капитала Не показателен, т.к. обеспечение деятельности осуществляется не только ха счет заемного капитала
Оборачиваемость кредиторской задолженности Себестоимость реализованной продукции Среднегодовая величина кредиторской задолженности Показателен, т.к. отражает порядок расчетов с поставщиками и анализируется в сравнении с оборачиваемостью дебиторской задолженности
Группа показателей Название показателя Формула для расчета Применение для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Оборачиваемость активов (или общая оборачиваемость капитала) Выручка от реализации Среднегодовая величина активов Не показателен, т.к. значение показателя может сильно варьироваться в зависимости от вида деятельности, показатель носит обобщающий характер
Фондоотдача Выручка от реализации Среднегодовая величина основных средств Показателен, т.е. пищевая промышленность относится к обрабатывающим производствам, следовательно, организации оснащены большим объемом производственного оборудования, за результативностью использования которого необходимо следить
Оборачиваемость активов Оборачиваемость оборотных активов Выручка от реализации Среднегодовая величина оборотных активов Не показателен, т.к. аналогично оборачиваемости всех активов носит общий характер, для пищевой промышленности важна структура оборотных активов
Оборачиваемость дебиторской задолженности Выручка от реализации Среднегодовая величина дебиторской задолженности Показателен, т.к. характеризует порядок расчетов и платежную дисциплину покупателей, анализируется в сравнении с оборачиваемостью кредиторской задолженности
Оборачиваемость производственных запасов Себестоимость реализованной продукции Среднегодовая величина запасов Показателен, т.к. для производства необходим большой объем запасов, однако в силу специфики вида деятельности, срок хранения запасов ограничен, поэтому важно оценивать, следить и эффективно управлять остатками запасов
Источник: составлено автором
Таким образом из девяти общепринятых показателей оборачиваемости, наиболее подходящими для оценки деловой активности пищевой промышленности являются пять показателей:
• оборачиваемость инвестированного капитала;
• оборачиваемость кредиторской задолженности;
• оборачиваемость дебиторской задолженности;
• оборачиваемость запасов;
• фондоотдача.
Следует отметить, что для оценки деловой активности подобный анализ необходимо проводить для каждого вида экономической деятельности, поскольку, как отмечалось ранее, в зависимости от этого могут быть выбраны другие показатели для оценки (например, организации торговли могут иметь незначительную долю основных средств в структуре активов, следовательно, показатель фондоотдачи будет для них не показателен; организации по операциям с недвижимым имуществом и аренде могут обладать низкой долей запасов в структуре активов, следовательно для них оборачиваемость запасов будет не показательна).
Аналогичным образом рассмотрим перечень показателей рентабельности, выделив наиболее показательные для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности.
Общий принцип расчета данных показателей заключается в делении прибыли (предполагается использование любой разновидности прибыли в зависимости от конкретной ситуации, но чаще всего используют чистую прибыль) на значение анализируемого показателя - активы (или совокупный капитал), собственный капитал, инвестированный капитал, текущие активы, выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции и другие. [5]
Многообразие показателей и их сочетаний для расчета рентабельности обусловлено сложностью финансово-хозяйственной деятельности организации и приводит к сложности в интерпретации результатов. Но существует ряд показателей рентабельности, которые наиболее часто используются на практике. Основные показатели рентабельности и их экономический смысл представлены в таблице 3.
Таблица 3
Применение показателей рентабельности для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Группа показателей Название показателя Формула для расчета Применение для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Показатели доходности продукции (эффективность продаж, производства, затрат на производство и продажи) Рентабельность продаж (коммерческая рентабельность, ROS) Прибыль ----* 100% Выручка от реализации Показателен, т.к. является основным показателем результативности деятельности
Рентабельность продукции (рентабельность основной деятельности, хозяйственная рентабельность, ROM) Прибыль ТГ--* 100% Затраты Показателен, т.к. при пищевом производстве важна эффективность произведенных затрат
Группа показателей Название показателя Формула для расчета Применение для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности
Показатели доходности имущества Рентабельность активов (ROA) Коэффициент генерирования доходов (BEP) Рентабельность чистых активов (RONA) Прибыль Т---* 100% Среднегодовая величина активов ЕВП Т-* 100% Среднегодовая величина активов ЕВП 7-* 100% Среднегодовая величина чистых активов Показателен только ROA, т.к. важно оценивать результат вложения в совокупные активы
Показатели доходности используемого капитала Рентабельность собственного капитала (ROE) Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) Рентабельность заемного капитала (ROD) Прибыль Т---* 100% Среднегодовая величина собственого капитала Прибыль (МОРЫГ) 5---- * 100% Величина инвестированного капитала Прибыль ?---* 100% Среднегодовая величина заемного капитала Аналогично оборачиваемости показательна только рентабельность инвестированного капитала. ROIC принято сравнивать со средневзвешенной стоимостью капитала (WACC), для определения эффективности использования инвестированного капитала (ROIC должен быть выше WACC)
Источник: составлено автором
Таким образом, для оценки деловой активности пищевой промышленности наиболее показательны следующие коэффициенты рентабельности:
• рентабельность продаж (ROS);
• рентабельность продукции (ROM);
• рентабельность активов (ROA);
• рентабельность инвестированного капитала (ROIC).
Среди количественных показателей измерения деловой активности также выделяют степень выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, устойчивость экономического роста. [8]
Простейшими индикаторами для оценки роста тех или иных показателей являются темп роста и темп прироста. Разделяют цепной и базисный темпы роста. При расчете цепного темпа роста сравниваются текущий и предыдущий период, при расчете базисного - все последующие периоды сравниваются с первым (базисным) значением.
Цепной темп роста рассчитывается по формуле Тр=-^ *100% и характеризует
F Ус-i
интенсивность изменения динамического ряда.
Темп прироста показывает относительную величину прироста показателя, т.е. отражает на сколько процентов показатель сравниваемого периода выше или ниже показателя, принятого
за базу. Темп прироста рассчитывается по формуле Тпр = ( —— 1) * 100% = Тр — 100%.
Страница 9 из 14 ^^^^^^^^^^^^^Blllllllllllllllllllllllllllllll http://naukovedenie.ru 65EVN317
Темп прироста также можно рассчитывать к предыдущему периоду (цепной) и к базисному (базисный).
Стоит отметить, что показатель степени выполнения плана рассчитывается также, как и цепной темп роста, только в знаменателе используется плановое значение.
На практике для оценки роста часто используется такой показатель как СЛОЯ или совокупный среднегодовой темп роста. Он отражает среднегодовой рост за определенный период времени и рассчитывается по формуле:
1
СЛСД = _ 1
Помимо простых коэффициентов, которые чисто математически отражают рост или прирост того или иного показателя, актуальной является оценка качества роста. Это связано с тем, что достичь роста в количественном выражении можно разными способами, часть из которых не приведут к реальному развитию организации. Такое явление принято называть экстенсивным ростом, т.е. ростом за счет количественного расширения факторов производства. Рост, который происходит за счет развития новых технологий, использования инновационных продуктов, совершенствования системы управления организацией, другими словами, за счет качественных изменений в хозяйственной деятельности, называют интенсивным.
Экстенсивный рост, безусловно, проще по своей природе, но возможности такого роста существенно ограничены. Поэтому в развитых системах, в рыночной экономике, стоит стремиться именно к интенсивному, качественному росту.
Многие модели роста позволяют не просто количественно оценить корпоративный рост, но и определить, за счет каких факторов он был достигнут.
Таблица 4
Модели оценки качества корпоративного роста
Название модели Методика расчета Комментарий
Золотое правило экономики предприятия тРг > Т( > ТА > 100% Применяется для оценки сбалансированности роста. [7] В теории, если предположить оценку уже до конца сформированной, стабильно растущей организации, данная модель работает. Но на практике есть много особенностей в развитии организации, которые являются позитивными, но при этом могут негативно отразиться в данной модели. Например, организация направила значительные инвестиции на развитие производства: активы в первый год вырастут в большей степени, чем выручка и прибыль, т.к. отдача от капиталовложений ожидается через несколько лет
Название модели Методика расчета Комментарий
Кур - коэффициент устойчивости экономического роста Чистая прибыль — дивиденды, выплаченные акционерам Среднегодовая величина собственного капитала Показывает увеличение собственного капитала за счет реинвестирования прибыли, без учета использования заемных средств
Модель устойчивого экономического роста (SGR) SGP = * (1 — DPP) DPR (Коэффициент дивидендных выплат) Дивиденды Чистая прибыль Отражает максимальный рост, который может достичь организация без увеличения финансового рычага4
Модель сбалансированного роста Хиггинса[9] Активы д _ РОЛ * Ъ * ск b - коэффициент нераспределенной прибыли Коэффициент отражает, что сбалансированный рост зависит от роста объемов продаж и рентабельности активов
Модель устойчивого роста Boston Consulting Group (BCG) [2] д _ P0S * Оборачиваемость активов * * финансовый рычаг * (1 — DPP) Устойчивый темп роста определяется темпом роста выручки организации, которого она в состоянии достичь при неизменной операционной и финансовой политике
Модель устойчивого роста Ван Хорна [ 10] ЗК Ъ * P0S * (1 + ЗК) Г^^ _ СК Активы , ,„ , ЗК о--b * P0S * (1 + гь) Выручка v СК b - коэффициент нераспределенной прибыли Позволяет рассчитать рост, обеспеченный приростом активов, обязательств и собственного капитала
PEG коэффициент р ряс _-^——— прирост EPS P/E - рыночная стоимость акции/прибыль на акцию Чистая прибыль — дивиденды по привилигированным акциям _ Средневзвешенное число обыкновенных акций в обращении Сопоставляет цену акции с прибылью на акцию и ожидаемой будущей прибылью организации
Описанные выше модели ориентированы на традиционные измерители эффективности работы организации - увеличение продаж, прибыли, собственного капитала. Оценить показательность использования данных моделей в зависимости от вида экономической деятельности довольно затруднительно. Все они считаются универсальными и рассчитываются с использованием ключевых финансовых показателей, характеризующих рост организации. Выбор определенной модели оценки роста и его влияния на деловую активность производится непосредственно аналитиком в зависимости от конкретной организации и целей анализа.
Выделив наиболее значимые показатели для оценки деловой активности организаций пищевой промышленности, рассмотрим динамику изменения показателей пищевой промышленности, данные о которых представлены в Росстате по данному виду экономической деятельности в целом за последние шесть лет.
4 http://www.investopedia.eom/terms/s/sustainablegrowthrate.asp.
Таблица 5
Показатели деловой активности организаций пищевой промышленности
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Выручка от реализации, млрд. руб. 2 732,0 3 169,8 3 583,8 3 789,2 4 352,5 5 001,3
Оборачиваемость кредиторской задолженности 4,08 3,98 3,74 3,45 3,42 3,26
Оборачиваемость запасов 6,88 7,49 7,59 7,66 7,27 7,43
Оборачиваемость дебиторской задолженности 3,84 3,97 4,02 3,81 3,77 3,72
Рентабельность продукции 10,8 7,8 9,4 8,6 9,1 9,9
Рентабельность активов 7,2 4,4 6,4 5,7 3,0 5,9
Источник: рассчитано автором на основании данных Росстата5
Выручка организаций пищевой промышленности с 2010 по 2013 год показывала положительную динамику. В 2011 и 2012 годах рост составил 16% и 13% соответственно. В 2013 году рост выручки замедлился и составил 6%. Изменение объема отгруженных товаров имело такую же динамику. Рост на 10% и 11% в 2011 и 2012 годах соответственно, небольшое замедление роста в 2013 году - до 7%. В 2014 году рост данного показателя ускорился и составил 13%. [1] В целом выручка от реализации за рассматриваемый период показывает постоянную положительную динамику с различными темпами роста.
В отличии от выручки, устойчивый рост которой, помимо объективных причин роста организаций, связан так же с инфляционным фактором, относительные показатели оборачиваемости и рентабельности более достоверно отражают тенденции развития.
Динамика изменения коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности практически совпадают, что говорит о сбалансированных условиях контрактов с поставщиками и покупателями, которые предполагают примерно равные сроки отсрочки по платежам. Таким образом, организации пищевой промышленности оптимизируют денежные потоки.
Значения рентабельности активов и продукции сильно варьируются за рассматриваемый период, однако при этом имеют схожие направления колебаний (за исключением 2014 года). Провал значений рентабельности в 2011 году и установление тенденции роста после 2014 года показывает, что проводимая государством политика импортозамещения приносит первые положительные результаты и способствует росту и развитию отечественной пищевой промышленности.
Таким образом, можно говорить о повышении деловой активности организаций пищевой промышленности с 2014 года и достижения качественного роста основных показателей деятельности.
5 Промышленное производство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 347 с. http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_48/Main.htm.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айрапетян Д.Д. Состояние и тенденции изменения деловой активности в пищевой промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN516.pdf.
2. Ивашковская И.В., Пирогов Н.К. Финансовый анализ качества роста российских компаний // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6.
3. Каменева Е. Внутренние драйверы управления деловой активностью как инструменты роста стоимости компании / Каменева Е., Беликова Е. // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2015. - № 4. - С. 320-328.
4. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой - Спб.: Питер, 2010 - 256 с.
5. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 639 с.
6. Хотинская Г.И., Айрапетян Д.Д. Мониторинг деловой активности: зарубежный опыт и российские особенности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 3. - С. 74-85.
7. Хотинская Г.И. Корпоративный рост: теория, финансовые индикаторы, эмпирические закономерности // Управленец, 2015. - № 4. - С. 12-17.
8. Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы // Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. - Ростов н/д: Феникс, 2006. - 400 с.
9. Analysis for financial management // Robert C. Higgins - 8th ed, Мс-Graw Hill - 2007.
10. Fundamentals of financial management // James C. Van Horne, John M. Wachowicz. -13th ed. Pearson Education Limited, 2009, 719 p.
Airapetian Dariia Denisovna
Financial university under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Business activity valuation in food industry
Abstract. The study of business activity allows to diagnose system problems at different levels of management and to take early measures to neutralize them. The article discusses various approaches to the definition and assessment of business activity of organizations and identifies 4 approaches. The author's gives a definition of business activity. The article discusses basic approaches of evaluation of business activity including quantitative and qualitative assessment.
The author analyze indicators that determine business activity, the report focuses on the indicators of turnover, profitability and sustainable business growth. The author analyzes applicability of these indicators to assessing business activity in the food industry. The relevance of the study is confirmed by the fact that food industry has a significant share in industrial production for the past 10 years - more than 10%. Moreover, in regard to the policy of import substitution, the government pays more attention to the development of the food industry which creates additional opportunities for domestic production increasing and industry development in general.
The author analyze business activity indicators in the food industry for the last 6 years. The author concludes that business activity in the food industry is increasing since 2014 and companies in this industry show quality growth in key performance indicators.
Keywords: business activity; ratio analysis; quantitative evaluation; qualitative analysis; efficiency ratios; profitability ratios; sustainable growth; growth models; food industry; industrial sector