ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.323
С. Г. Касимова
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проведено исследование эмоциональной устойчивости и субъективного переживания коммуникативных трудностей у учителей; изучены особенности отношений учителей к другим участникам образовательного процесса.
The investigation of teachers' emotional stability and subjective experience of communicative difficulties has been carried out; peculiarities of teachers' relations to other participants of educational process have been studied.
Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, эмоциональная устойчивость, межличностные отношения, коммуникативные трудности.
Keywords: subjects of educational process emotional stability, interpersonal relationships, communicative difficulties.
Проблема межличностных отношений является одной из основных в современной психологии. В трудах отечественных психологов данная проблема рассматривается с разных позиций. А. Ф. Лазурский указывает на то, что отношения отличаются по степени осуществления их в жизнедеятельности, В. Н. Мясищев характеризует отношения, с одной стороны, как простую эмоциональную реакцию, с другой стороны, как активное действие, направленное на изменение окружения личности. Л. И. Анцыферова вводит критерий степени актуализации отношений в жизнедеятельности, разделяя отношения на актуальные и потенциальные. Н. Н. Обозов обращает внимание на результат отношений, выделяет отношения, ведущие к деструктивному исходу, и отношения, способствующие созидательному развитию [1]. На процесс и результат отношений оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов, в том числе эмоциональная устойчивость учителя и его субъективные переживания коммуникативных трудностей, проявляющиеся в виде комплекса коммуникативной некомпетентности.
© Касимова С. Г., 2010
Анализ проведенных исследований (20042008 гг.) позволяет отметить, что субъективные переживания коммуникативных трудностей, проявляющихся у учителей в виде комплекса коммуникативной некомпетентности (устойчивого или ситуативного отрицательного переживания реальных или мнимых проблем в сфере общения и межличностного взаимодействия), обусловлены, с одной стороны, трудностями коммуникативного процесса, его стрессогенной насыщенностью, с другой стороны, личностными особенностями учителя, первостепенное значение среди которых приобретают такие характеристики, как склонность к эмоциональному выгоранию, наличие внутриличностных противоречий, низкий уровень субъективного благополучия, эмпатии, эмоциональной устойчивости [2]. Комплекс коммуникативной некомпетентности зависит от сфор-мированности навыков межличностного взаимодействия, проявляется ситуативно, однако может являться устойчивым состоянием личности. Переживание комплекса коммуникативной некомпетентности может проявляться задолго до взаимодействия. Учитель «заранее боится» общения с некоторыми учениками, родителями, администрацией, коллегами. Проявление комплекса может возникать в процессе общения, а его переживание продолжается после завершения взаимодействия. Чаще всего данное состояние сопровождается острыми негативными переживаниями, тревогой, агрессией, депрессивными состояниями, страхом, разочарованием, стыдом, неудовлетворенностью собой и др. Выраженность переживания зависит от особенностей ситуации, в которой проявляется данный комплекс (сложный урок, родительское собрание, педсовет, индивидуальная беседа), от участников ситуации общения (учителя, ученики, родители, администрация, друзья), от состояния (психофизиологического, эмоционального) самого учителя. В состоянии усталости, эмоциональной неуравновешенности проявление и переживание комплекса коммуникативной некомпетентности значительно увеличивается.
Цель исследования - изучить особенности отношений к другим участникам образовательного процесса у учителей с различными уровнями эмоциональной устойчивости и выраженности субъективных переживаний коммуникативных
трудностей (комплекса коммуникативной некомпетентности).
В исследовании эмоциональной устойчивости, субъективных переживаний коммуникативных трудностей и их влияния на особенности отношений к другим участникам образовательного процесса принимали участие учителя г. Кирова (всего 198 педагогов). Для изучения особенностей межличностного взаимодействия применялся следующий блок методик: авторская анкета для изучения особенностей отношений к другому в межличностном взаимодействии, «Опросник межличностных отношений» В. Шутца.
На основании качественного анализа результатов эмпирического исследования особенностей эмоциональной устойчивости («Шкала эмоциональной возбудимости» А. А. Рукавишникова, М. В. Соколовой; личностный опросник Г. Ай-зенка) и выраженности субъективных переживаний коммуникативных трудностей (фокусированная беседа; методика психосемантической диагностики скрытой мотивации И. Л. Соломина) выделены четыре группы учителей. Первая группа - эмоционально неустойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности. Вторая группа - эмоционально устойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности. Третья группа -эмоционально неустойчивые учителя, не переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности. Четвертая группа - эмоционально устойчивые учителя, не переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности [3].
Методологической основой исследования особенностей отношений учителей к другим участникам образовательного процесса выступили подходы А. Кроник и Е. Кроник, которые предлагают анализировать особенности отношений к другим на основе трех измерений - «дистанция», «позиция», «валентность». К координате «дистанция» относятся близкие отношения (мы) и далекие отношения (они), привязанность и отдаленность, «включенность» и «выключенность» в процессе общения. К координате «позиция» относятся отношения сверху или снизу, уважения или неуважения, доминирования или подчинения. К координате «валентность» относятся позитивные отношения, симпатия, эмоциональная близость и негативные отношения, антипатия, эмоциональная отстраненность, холодность [4].
Проведенный качественный анализ особенностей отношений к другому в рассматриваемых группах учителей позволяет отметить, что в группе эмоционально неустойчивых учителей, переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характеристики, составляющие модель структуры отношений к другому, представлены:
отношениями полюса «выключенности» оси-измерения «дистанция» - это недоверие, отчужденность, дистантность, равнодушие, безразличие; отношениями полюса «контроля - подчинения» оси-измерения «позиция» - это игнорирование, замкнутость, зависимость, пассивность, невнимательность; а также - доминирование, контроль, подавление, манипуляции; отношениями полюса «эмоциональной холодности» оси-измерения «валентность» - подозрительность, агрессивность, нетерпимость, обесценивание, антипатия, негативизм, зависть.
В группе эмоционально устойчивых учителей, переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характеристики, составляющие модель структуры отношений к другому, представлены: отношениями полюса «выключеннос-ти» оси-измерения «дистанция» - это недоверие, дистантность, равнодушие, безразличие; отношениями полюса «контроля - подчинения» оси-измерения «позиция» - это замкнутость, пассивность, неуверенность, игнорирование, безразличие; а также ответственность, требовательность, конкуренция, манипулирование, доминирование, подавление, контроль; отношениями полюса «эмоциональной холодности - эмоциональной близости» оси-измерения «валентность» - нетерпимость и уважение.
В группе эмоционально неустойчивых учителей, не переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характеристики, составляющие модель структуры отношений к другому, представлены: отношениями полюса включенности оси-измерения «дистанция» -это открытость, интерес и, иногда, дистант-ность; отношениями полюса контроля оси-измерения «позиция» - доминирование, конкуренция, требовательность, ответственность, поддержка; отношениями полюса эмоциональной близости оси-измерения «валентность» -принятие, эмоциональная близость, терпимость, симпатия.
В группе эмоционально устойчивых учителей, не переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характеристики, составляющие модель структуры отношений к другому, представлены: отношениями полюса включенности оси-измерения «дистанция» - это открытость, интерес, привязанность; отношениями полюса контроля оси-измерения «позиция» - требовательность, активность, ответственность, принятие других, внимательность, заинтересованность, откровенность, уважение, доверие, поддержка; отношениями полюса эмоциональной близости оси-измерения «валентность» - одобрение, доброжелательность, терпимость, эмоциональная близость, симпатия, принятие ценности себя и другого.
«Опросник межличностных отношений» В. Шут-ца позволил оценить у учителей особенности межличностных отношений, таких, как доминирование - подчинение, заинтересованность - незаинтересованность, эмоциональная близость - отчужденность. Полученные результаты представлены в таблице.
Качественный анализ результатов исследования особенностей межличностных отношений позволяет отметить, что эмоционально неустойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности, проявляют тенденцию подчиняться другим в общении, испытывают зависимость и колебания в принятии решений. Учителя данной группы не чувствуют себя хорошо среди других людей и склонны избегать контактов, имеют склонность общаться с малым количеством людей, избегают самостоятельного принятия решений и не берут на себя ответственность, осторожны при установлении близких контактов, при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные контакты.
Эмоционально устойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности, как и эмоционально неустойчивые учителя, имеют достаточно высокие показатели по шкале «Тенденция подчиняться другим в общении», то есть испытывают зависимость и колебания при принятии решений. Данным учите-
лям, в отличие от эмоционально неустойчивых учителей, переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, свойственно чувствовать себя хорошо среди людей, они стремятся устанавливать контакты с большим количеством людей; испытывают сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к их обществу; берут на себя ответственность, ведущую роль; склонны устанавливать близкие отношения с другими; требуют, чтобы другие устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
Эмоционально неустойчивые учителя, не переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности, не отличаются от предыдущей группы по выраженности первых трех тенденций, однако по шкале «Тенденция подчиняться другим в общении» имеют самые низкие показатели, означающие, что они абсолютно не приемлют контроль над собой. Следует отметить, что данные учителя имеют выраженную склонность устанавливать близкие отношения с другими, однако очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения.
У эмоционально устойчивых учителей, не переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, наблюдается тенденция находиться в обществе других людей, они чувствуют себя
Выраженность особенностей отношений к другим участникам образовательного процесса у учителей общеобразовательных школ («Опросник межличностных отношений» В. Шутца)
№ Название шкал 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
Хер 5 Хер 5 Хер 6 Хер 5
1 Тенденция находиться в обществе других людей 2,64 1,03 5,77 0,74 5,48 0,94 6,03 0,87
2 Желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество 3,07 0,90 5,69 0,66 5,79 1,08 6,59 0,82
3 Тенденция контролировать отношения с другими 3,18 1,14 6,03 0,78 6,00 0,79 7,23 0,91
4 Тенденция подчиняться другим в общении 7,08 1,09 6,23 0,87 2,97 0,74 4,85 1,11
5 Тенденция устанавливать близкие отношения с другими 2,69 1,02 6,54 0,88 7,05 0,83 6,26 0,68
6 Желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения 2,26 0,97 6,79 0,98 5,38 0,67 6,08 0,90
X ср - среднее арифметическое значение б - стандартное квадратическое отклонение
1-я группа - эмоционально неустойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности; 2-я группа - эмоционально устойчивые учителя, переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности; 3-я группа - эмоционально неустойчивые учителя, не переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности; 4-я группа - эмоционально устойчивые учителя, не переживающие комплекс коммуникативной некомпетентности.
хорошо среди окружающих людей и стремятся устанавливать новые контакты; желают, чтобы другие проявляли интерес к ним и принимали в свое общество; испытывают желание контролировать отношения с другими, брать на себя ответственность, ведущую роль. Данным учителям свойственно устанавливать близкие отношения с окружающими и требовать, чтобы другие отвечали взаимностью в установлении эмоциональных отношений. Однако, так же как и эмоционально неустойчивые учителя, они не приемлют контроль над собой и своими действиями.
Применение методов математической статистики (критерий Крускала - Уоллиса, позволяющий определить достоверность различий исследуемого признака между тремя и более выборками) позволило установить значимые различия по всем показателям методики В. Шутца у рассматриваемых групп учителей.
Следует отметить, что эмоциональная неустойчивость в сочетании с комплексом коммуникативной некомпетентности влияет на особенности межличностных отношений учителей, а именно снижает их желание находиться в обществе других людей; желание, чтобы другие проявляли интерес к нему и принимали его в свое общество, снижает тенденцию контролировать отношения с другими, препятствует установлению близких отношений с другими, снижает желание учителя, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения и существенно усиливает тенденцию подчиняться другим в общении.
Таким образом, анализ особенностей отношений учителя к другим участникам образовательного процесса в изучаемых группах учителей показал:
- для эмоционально неустойчивых учителей, переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характерны дистантная отдаленность, «выключенность» из процесса общения, позиции подчинения и контроля, эмоциональная отстраненность;
- для эмоционально устойчивых учителей, переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, также характерны дистантная отдаленность, «выключенность» из процесса общения, однако позиции контроля преобладают над позициями подчинения, эмоциональная близость и отстраненность слабо выражены;
- для эмоционально неустойчивых учителей, не переживающих комплекс коммуникативной некомпетентности, характерны сочетание включенности и дистантности в процессе общения, преобладание позиции контроля, выраженная эмоциональная близость;
- для эмоционально устойчивых учителей, не переживающих комплекс коммуникативной неком-
петентности, характерны включенность в процесс общения, выраженная позиция контроля, выраженная эмоциональная близость, доброжелательность.
Примечания
1. Лабунская В. А, Менджерицкая Ю. А, Бре-ус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 288 с.
2. Касимова С. Г. Особенности проявления комплекса коммуникативной некомпетентности у учителей общеобразовательных школ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова «Акмеология образования». 2007. Т. 13. № 6. С. 61-67.
3. Касимова С. Г. Психологические особенности субъективного переживания коммуникативных трудностей учителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3(1). С. 141-145.
4. Кроник А., Кроник Е. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224 с.
УДК 159
Н. Л. Росина
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Статья посвящена описанию результатов экспериментального исследования мотивационного компонента в структуре профессиональной обучаемости студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.
The article describes the results of an experimental research of motivational component in the structure of professional self-education of students at psychological faculties on different stages of higher educational training.
Ключевые слова: профессиональная обучаемость, мотивационный компонент, профессиональные ценности, развитие, креативность, коммуникативные свойства.
Keywords: professional self-education, motivational component, professional values, development, creativity, skill to communicate.
Формирование субъектности провозглашается сегодня основной целью профессиональной подготовки психологов, однако их вузовское обучение пока еще слабо опирается на имеющиеся в психологической науке знания о специфике формирования личностных новообразований в студенческом возрасте. Большинство авторов указывают на низкий потенциал субъектности сту-
© Росина Н. Л., 2010