Научная статья на тему 'Особенности отношения населения к партиям как политическому институту в регионах с традиционной политической культурой (на примере Алтайского края)'

Особенности отношения населения к партиям как политическому институту в регионах с традиционной политической культурой (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шашкова Ярослава Юрьевна

Рассматривается проблема легитимности партий в современном российском обществе. На основе сравнительного анализа результатов эмпирических исследований отношения избирателей к партиям автор пытается оценить степень влияния фактора доминирующей политической культуры регионов на представления о необходимости партий и их роли в обществе. Сделан вывод о возрастании традиционализма в политическом сознании россиян в последнее десятилетие, что привело к определенной корреляции отношения к институту политических партий на общефедеральном уровне и в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of People's Attitude to the Political Parties in the Regions of General Political Trend (Altai Territory as a Model)

This article is devoted to the problem of political parties legitimacy in Russian society nowadays. Using the comparative analysis of empiric research results, the author tries to estimate the influence of the major political parties in regions on the people's idea of their importance and role in the society. It is possible to come to the conclusion that general political trends have gained popularity with the Russians in the latest decade. It leads to some changes in the people's attitude to political parties as national social institutions as well as regional ones (Altai Territory in particular).

Текст научной работы на тему «Особенности отношения населения к партиям как политическому институту в регионах с традиционной политической культурой (на примере Алтайского края)»

Я.Ю. Шашкова

Особенности отношения населения к партиям как политическому институту в регионах с традиционной политической культурой (на примере Алтайского края)

Современная демократия, основанная на либеральных представлениях о власти и механизмах ее формирования, неотделима от политических партий. Именно партии, пусть даже вынужденно, агрегируют и артикулируют требования общества, способствуют формированию политической элиты, придают государственной политике идейную направленность и выступают одним из каналов политического рекрутирования и мобильности граждан. В то же время конец ХХ - начало XXI в. ознаменовались в политической науке дискуссией о кризисе «старых» партий и их трансформации в условиях постмодерна и развития сетевых политических объединений. Как писал один из ее участников, испано-американский социолог М. Кастельс, партии «исчерпали свой потенциал в качестве самостоятельных носителей социальных перемен... их сгубила логика информационной политики, а их основные платформы, сводившиеся к институтам национального государства, во многом утратили свою актуальность» [1, с. 305]. Одним из проявлений кризиса западные авторы называли массовый выход членов из партий, превращение «вчерашних массовых партий» в «партии действующих политиков» и снижение доверия к ним со стороны общества [2, с. 38].

Нельзя сказать, что эти проблемы совсем не затронули нашу страну, хотя для России формирование эффективной и жизнеспособной партийной системы -еще цель долгого развития. От времени и степени ее достижения непосредственно зависит демократизация государства и общества. Ведь уже стало аксиомой, что чем слабее партийная система и менее развита система организованных групп интересов, тем сильнее доминирование исполнительной власти и неформальное регулирование политических процессов.

За последнее десятилетие партии в нашей стране превратились в неотъемлемый элемент политической системы и фактически единственный субъект избирательного процесса. Однако данное положение стало следствием не естественной эволюции партийно-политического пространства, когда партии обладают высоким доверием общества и становятся закономерными представителями и выразителями его интересов, а результатом силового лишения граждан и общественных объединений права выдвигать кан-

дидатов на выборные должности и обеспечивать их избрание.

Более того, большинство политологов сходятся во мнении, что в России до сих пор не накоплен необходимый «социальный капитал», преобладает фрагментарная политическая культура с традиционными ценностями коммунитаризма, восходящими к общинному коллективизму и обусловливающими не только приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы, но и, в конечном итоге, ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни, а также персонализированное восприятие власти. Главной политической идеей выступает «социальная справедливость», предопределяющая по преимуществу морализаторские оценки межпартийной и межгрупповой политической конкуренции. Характерно для нее и недопонимание роли представительных институтов, тяготение к исполнительским функциям, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, неспособность к самоорганизации, в силу чего демократические институты, в том числе и партии, не укрепились в общественном сознании и не приобрели в нем социальную значимость.

Граждане, как показывают опросы, доверяют институтам традиционного общества - главе государства, армии и церкви, а не представительным органам власти и партиям. Так, по данным Левада-центра, партиям в 2005-2006 гг. доверяли от 4 до 6% населения, частично - около 30%. На этом фоне президенту полностью доверяли 54-58% россиян, частично - 28-30%; церкви - 38-44% полностью и 21-23% частично; армии - от 20 до 30% полностью и 33-35% частично. Даже профсоюзы в этом списке получали от 9 до 12% полной поддержки и 20-25% частичной [3].

Подтверждает репрезентативность полученных рейтингов и другой параметр - оценка влияния общественно-политических институтов на ситуацию в стране. По данным того же Левада-центра, в 20052006 гг. для партий она составила 2,5 балла, в то время как влияние президента респонденты оценили примерно в 4 балла, силовых структур и СМИ -3,5 балла, а церкви - 3 балла. И дело здесь не только в «догоняющем» характере отечественного транзита, смещении этапов партогенеза, в силу чего законодательно и в массовом сознании мы закрепляем

Особенности отношения населения к партиям как политическому институту..

устаревшую на Западе модель массовой партии, сколько в принципиальном несовпадении культурных и институциональных сред, в которых возникали и действуют политические силы в странах Запада и России. Если в первых политическая культура признает за партиями роль важнейшего субъекта политики, одного из наиболее эффективных каналов формирования государственного аппарата и трансформации интересов общества в государственную политику, политического воспитания и мобилизации граждан, то в нашей стране она их отрицает или отождествляет с государством. Наше общество сохраняет «общинную психологию», отрицающую «чужака», не доверяющую ему. Община - это мир плотных социальных сетей, «порождающих наборы нормативных, символических и культурных стандартов», регламентирующих политическое поведение человека, «задающих объемы информации, необходимой и доступной индивидам для принятия решений» [4, с. 163], но информации, уже подвергшейся оценке со стороны данной группы. Информация и нормы передаются через межличностные связи и не требуют посредников - партий, наоборот, возникающих при разряжении социальной сети. Но и в «атомизированном» сообществе людей, испытывающих недоверие и неприязнь друг к другу, они не могут возникнуть. Поэтому, когда до сих пор, как показывают опросы, не более трети россиян полагают, что «людям можно доверять», говорить о доверии любым политическим институтам нетрадиционного типа, в том числе политическим партиям, невозможно.

Все это в полной мере применимо и к Алтайскому краю, который относится к разряду регионов с выраженным традиционалистским менталитетом, обусловленым в первую очередь дотационным характером экономики края, преобладанием аграрного сектора и предприятий сельхозперерабатывающей промышленности, низким уровнем жизни, отсутствием финансовых ресурсов для развития мелкого и среднего бизнеса.

Согласно опросам Центра политического анализа и технологий Алтайского госуниверситета в 2002 г. деятельность российских партий положительно оценивали 7,8% жителей Барнаула (в основном пенсионеры, служащие и студенты, предприниматели). Еще 12,6% ответили, что оценивают их деятельность скорее положительно, чем отрицательно. Таким образом, только 20,4% респондентов признавали, что партии выполняют позитивную роль в обществе. Отрицательно к деятельности партий относились 16,8%, а 20,8% оценивали их деятельность скорее отрицательно, чем положительно.

Через три года, в 2005 г., оценки деятельности партий стали более критическими. Их позитивную роль в обществе по-прежнему признавали 20,7% респондентов. А вот число оценивающих ее негативно выросло до 62%.

При этом полученные результаты нельзя объяснить только политической культурой. Рядовые избиратели все чаще связывают доверие к партиям с выполнением ими своих обещаний, повышением эффективности работы с населением, преодолением зависимости от капитала и государственной власти.

Те же опросы показали, что в 2002 г. только 5,6% жителей Барнаула были уверены, что российские партии полностью выполняют свои функции и обещания, 22,4% считали, что они делают это частично, еще 18,4% ответили, что свои функции и обещания партии выполняют иногда. В то же время 26,4% отмечали, что партии чаще не выполняют свои обещания, а 16,8% - что никогда не выполняют. К 2005 г. доля разделяющих последнюю точку зрения выросла в три раза и составила 50,9% респондентов. Среди проблем, мешающих эффективной деятельности партий, жители края неизменно называли безответственность, оторванность от избирателей, продвижение корыстных интересов своих членов через органы власти, зависимость от капитала и государственной власти, программное однообразие.

Вместе с тем в массовом сознании функции партий и государственных институтов разделяются нечетко. Партиям приписывается выполнение таких государственных задач, как принятие законов и бюджета, обеспечение безопасности общества, исполнение законов. В этих условиях значительным достижением можно считать то, что без партий российская политическая система уже почти не мыслится. Согласно всероссийским опросам общественного мнения отрицают необходимость данного института около 7% россиян (2001 г. - 8%, 2004 г. - 6%, 2005 г. - 7%, 2006 г. - 7%). Большинство же граждан, особенно молодого и среднего возраста, не приемлют возврат к однопартийной системе и связывают дальнейшее политическое развитие нашей страны с функционированием двух-трех крупных партий. По данным Левада-центра, в 2001 г. так считают 41% опрошенных, в 2004 г. - 44%, и в 2006 г. - 42%. С другой стороны, количество сторонников «одной сильной правящей партии» советского типа тоже достаточно стабильно - на уровне 30%. В 2001-2004 гг. они составляли 34% избирателей, в 2005 г. - 38% и в 2006 г. - 32% [5].

На этом фоне несколько противоречиво выглядит 41% положительно или скорее положительно относящихся к тому, «чтобы «Единая Россия» официально стала ведущей силой государства, которая, как в свое время КПСС, могла бы направлять действия всех органов власти и назначать своих людей на любые ответственные должности» [5].

Представления жителей Алтайского края по данному вопросу вполне соответствуют общероссийской тенденции. В 2002 г. в том, что партии в России нужны, были уверены 67,2% барнаульцев. По мнению большинства из них (42%) партийная система долж-

на включать три и более партий, 29,5% (к их числу в основном относились рабочие, учащиеся и студенты) оптимальной считали двухпартийную систему. За возврат к однопартийной системе выступало 15,2%, при этом 47,1% из них - пенсионеры. 11,2% респондентов ответили, что партии в России не нужны. Еще 21,6% опрошенных не имели мнения по данному вопросу.

В 2005 г. соотношение мнений принципиально не изменилось. По-прежнему большинство жителей края (79%) уверены, что партии в России нужны. При этом несколько сократилось число сторонников двухпартийной системы (21%) и увеличилось число считающих, что в обществе должна быть одна партия (23,6%). 17,3% респондентов ответили, что партии в России не нужны. Такое мнение более характерно для женщин, чем для мужчин, а также для людей, имеющих высшее образование и низкий уровень дохода, не превышающий 2500 рублей. Таким образом, только пятая часть жителей края не считают, что партии играют важную роль в современном обществе.

Большую роль в делигитимации партий играют и особенности нашего избирательного процесса, в частности связанного с выборами Президента РФ. Согласно законодательству для занятия данного поста кандидат должен получить 50% плюс один голос избирателей. Но ни одна из существующих российских партий не имеет такого рейтинга и количества мобилизованного электората, в связи с чем, чтобы получить

необходимое количество голосов, кандидат должен дистанцироваться от партий, представить себя выше них. И эта схема, дополненная низким уровнем доверия к партиям, уже достаточно четко зафиксировалась в массовом сознании: 62% россиян в июле 2006 г. посчитали, что Президент России «должен быть беспартийным и выполнять функции “арбитра” между различными ветвями власти и партиями» [5].

Еще одним из проявлений традиционности можно считать преобладание поддержки партий на смысловом, символическом уровне, иногда даже по названиям, при слабом представлении о содержании их программ, так как легитимация власти и политических институтов в России всегда «имела ... идеократичес-кий характер, ибо в основе любого традиционного общества лежит ориентация на ценности, а не на практические цели ...» [6, с. 86].

В целом же можно сказать, что проблема повышения легитимности партий в обществе носит как общемировой, так и российский характер. В нашей стране она приобретает особую актуальность в связи с усилением партийной составляющей в органах власти федерального и регионального уровней. А потому от ее перспектив зависит не только реализация электоральных процессов, но и способность органов власти добиваться общественной поддержки проводимой ими политики и, в конечном итоге, эффективность взаимодействия власти и общества в российской политике.

Библиографический список

1. Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология.

- М., 1999.

2. Доган, М. Эрозия доверия в развитых демократиях / М. Доган // МЭиМО. - 1999. - №6.

3. Социально-политическая ситуация в России в сентябре 2006 года [Электронный ресурс] // Мір^/^^^іеуаііа. ги/рге88/2006100301.Иіт1.

4. Шевченко, Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством / Ю. Шевченко // Pro et contra.

- 2000. - Т. 5. - №1.

5. Россияне о правящей партии и партийной принадлежности президента [ Электронный ресурс] // http://www.levada. ru/press/2006072504.html.

6. Ачкасов, В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество / В.А. Ачкасов // Полис. - 2001. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.