Научная статья на тему 'Особенности отношения к природе в произведениях японской традиционной живописи нихонга (на примере творчества Уэмуры Сёэн)'

Особенности отношения к природе в произведениях японской традиционной живописи нихонга (на примере творчества Уэмуры Сёэн) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО / ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ / НИХОНГА / УЭМУ-РА СЁЭН / ЛЮБОВАНИЕ ПРИРОДОЙ / СОЗЕРЦАНИЕ В ЖИВОПИСИ / JAPANESE ART / JAPANESE PAINTING / NIHONGA / UEMURA SHOEN / ADMIRE THE NATURE / CONTEMPLATION IN PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дятлова Марина Петровна

Произведен исторический экскурс и художественный анализ изображений природы в японской живописи. Проанализированы работы художницы Уэмуры Сёэн. Рассмотрены способы изображения отношения человека к природе. Выявлено влияние основных особенностей нации на способ художественного мышления. Определены религиозные, философские, эстетические основы восприятия и изображения природы в нихонга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Attitude to the Nature in the Japanese Traditional Painting Nihonga (On an Example of Creativity Uemura Shoen)

Was made a historical excursus and an art analysis of the nature's images in the Japanese painting. Were analysed the pictures of Uemura Shoen. Were considered the ways of image of the person's attitude to the nature. Were revealed the influence of the basic nation's features on a way of art thinking. Were revealed religious, philosophical, aesthetic bases of perception and drawing of the nature in nihonga.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения к природе в произведениях японской традиционной живописи нихонга (на примере творчества Уэмуры Сёэн)»



'

,

.

,

источники. В соответствии с ним, человека окружают многочис-

.

.

.

ее бесконечностью, переменчивостью, радоваться ее многоликой

.

Описание любования природой и вызываемых им чувств чрезвычайно часто встречается в литературе и популярно в изобра-

.

литературы и поэзии, затаенные чувства в жизни человека имеют

В

наиболее ярко проявились в живописи нихонга. Это направление

ность, поэтичность мышления, проявившаяся в многозначности

темы необходим исторический экскурс. Самый ранний пример:

,

.

Д

сознания было характерно то, что человек не рассматривался вне Такой принцип передачи жизни человека, его эмоций и движений

.

.

.

цветущими вишнями» Кано Наганобу XVII в. В это время любо.

.

заж на китайской ширме.

но в ширме «Развлечения женщин», персонажи характеризуются

ассоциаций и символов в искусстве, его сложную и развитую зна-

всего, это относится к поэтическому творчеству, особенно к жанру

.

определения времен года, суток или состояния природы. Напри-

бу7 «Женщина, любующаяся красными листьями клена в осенний

.

'

ры Сёэн. В основе всех произведений художницы лежат черты,

,

вания природой являются наглядным примером взаимодействия

.

к природе в традиционной японской живописи нихонга.

Сёэн изображала сцены, построенные на таких же принципах, как и у ее предшественников. В одном из ее ранних произведений

.

нившись к столбу опоры, в глубокой задумчивости, и смотрит

.

уравновешенную композицию, очень напоминающую композицию

К

.

мой перспективы, уходит за край картины, а ее нижние и верхние

.

смысл крайне трудно объяснить и понять логически, так как это

В

,

К

в жаркий день. Здесь показана именно «красавица», ее кимоно

.

.

к зрителю. Силуэт дан в S-образном изгибе. В сочетании с острым углом деревянного навеса лодки и четкими деталями деревянной

ж

.

веранду и вводит в композицию конструктивную деталь построй.

.

щина, отделяет комнату от пространства веранды. Конструктив.

,

.

.

В

золотистого цвета должно было передать лунный свет.

В

.

жение опоры должно было бы рассекать на две части и пейзаж,

К

изображения кроликов на серебристом фоне пояса оби - напоми-

.

.

.

мени, подвергнутых переработке и новому осмыслению. Еще

.

'

.

.

здесь же она одела своих героинь в необычайно яркие одежды

.,

В

тикаль. Направление склоненной вперед фигуры сидящей спиной

кимоно красавицы. Композиции усложнены тем, что вертикаль

,

в соответствии с которой расположены такие детали, как направ-

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

они до предела насыщают нижнюю половину свитка и являются

линия края террасы отграничивает пространство людей от мира природы, в котором царствуют плавные линии склоненных трав

триптиха, как и многих других произведений художницы, является

.

'

.

конструкцию. В картине «Красавица из Киото» (1932-1935) ли.

.

.

.

.

создают единый образ, передающий очарование весны.

,

.

ветра. Как уже было сказано ранее, художница вводит известные

.

.

фигуры показывает, что она изо всех сил противостоит порывам

.

В

.

.

одинаковых композиций. Так, в 1940-е гг. выполнено несколько

ко колорит и незначительные детали. Художница любила повто-

бования природой.

Я

'

прекрасными красками листьев клена осенью. Поэтому особен-2 Японское искусство 7-19 вв. Послание древней столицы Нара :

/ Под ред. Р. Дэвиса и Осаму Икэно. М., 2006. С. 45.

'

'

'

'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.