Научная статья на тему 'Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности'

Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / АКТИВНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ATTITUDE TO LIFE / ACTIVITY / SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновна, Дуганова Юлия Константиновна

В статье показано, что субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности, в отличие от субъектов с дисгармоничным профилем психологической безопасности характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе; отсутствием необоснованных тревог, готовностью к автономной, активной деятельности по обеспечению своей безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of persons with different psychological safety levels attitude to life

The authors of the article prove that the persons with high psychological safety level, in contrast to the persons with low psychological safety level, have much more positive attitude to life and to themselves, have no reasonless anxiety, are ready to take autonomous actions to ensure their own security.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности»

коренных народов Камчатки: Дис. ... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2003. - 212 с.

2. Казанская история. - М.; Л, 1954. - С. 86.

3. Марийцы: Историко-этнографические очерки. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - 336 с.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.

5. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.

6. О России языком цифр. Итоги переписи на-

селения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. perepis-2012.ru

7. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений. - СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2008. - 130 с.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

10. Труды IV Археологического съезда в России, бывшего в Казани в 1877 г. - Т. I, отд. II. -С. 249.

УДК 159.9: 316.6

Эксакусто Татьяна Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент

Дуганова Юлия Константиновна

Южный федеральный университет, г. Таганрог etv01@yandex.ru, yulia.duganova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К МИРУ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье показано, что субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности, в отличие от субъектов с дисгармоничным профилем психологической безопасности характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе; отсутствием необоснованных тревог, готовностью к автономной, активной деятельности по обеспечению своей безопасности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, отношение к миру, активность, удовлетворенность.

Проблема обеспечения безопасности становится одной из ведущих для современ-. ного сообщества. Политические, религиозные, этнические, социальные изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности людей. Особенно серьезными становятся проблемы радикализма, ксенофобии, экстремизма, которые приобретают разнообразные формы проявления: этно-национализм, мигранофобия, религиозный экстремизм, шовинизм, расизм [4]. Соответственно помимо обеспечения безопасности на национальном, государственном уровне особую актуальность приобретает необходимость обеспечения психологической безопасности [1; 2]. Именно от осознания человеком себя субъектом психологической безопасности зависит благополучие и безопасность общества в целом.

Многообразие подходов, позиций, ракурсов рассмотрения психологической безопасности не поддается одномерной классификации. Так, психологическая безопасность в одних работах соотносится с характеристиками внешнего мира или воздействий (состояние среды, условия жизнедеятельности, отсутствие угроз, скрытых форм насилия над личностью, опасностей для психики и личности в целом) [2; 3], в других - с психологическими характеристиками, состояниями самого человека (защищенность от негативных воздействий, устойчивость, переживание безопасности) [7]. При этом человек, а именно его психика или психологичес-

кие свойства рассматриваются, во-первых, как объект безопасности (охраняемый объект), во-вторых, как фактор опасности-безопасности (например, собственной жизнедеятельности), в-третьих, как сфера отражения, локализации чувства безопасности, в-четвертых, как источник, управляющая инстанция, порождающая свойства субъекта безопасности [8].

Можно предположить, что наиболее перспективным является подход к проблеме психологической безопасности исходя из идеи целостности человека, его единства с миром, ценностей субъективного благополучия, развития, самореализации т.е. с точки зрения субъекта безопасности [8]. Позиция авторов статьи заключается в том, чтобы рассмотреть психологическую безопасность как состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе, и другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (в том числе угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности [6; 7].

Из всех перечисленных переменных психологической безопасности ведущим является отношение. Именно отношение становится отражением индивидуальности человека и включает в себя потребности, интересы, мотивы, ценности, знания, способы познания, смыслообразования и практи-

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Эксакусто Т.В., Дуганова Ю.К., 2014

Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности

ческих действий, формы сознательной и бессознательной, эмоциональной и волевой регуляции, духовно-практические достижения [5]. Тем самым, именно отношение субъекта к социальному пространству и к себе в контексте сложных, опасных, угрожающих ситуаций является главной движущей силой, способствующей развитию человека, его стремлению к раскрытию способностей и усилению своих возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности. Таким образом, можно предположить, что отношения человека к миру, себе и другим обуславливают оценку человеком благоприятности/неблагоприятности, опасности/безопасности окружающих условий.

С целью доказательства данного предположения было реализовано эмпирическое исследование, которое проводилось в несколько этапов. На первом этапе были изучены показатели психологической безопасности у студентов вуза (в исследовании приняли участие 199 человек). Для этого были использованы следующие методики, направленные на изучение переменных психологической безопасности (отношений, активности, удовлетворенности): Шкала базовых убеждений (R. Janoff-Bulman) -использовалась для изучения отношения к окружающему миру, отношения к себе, Биографический опросник (Bottscher, Jager, Lischer) - для изучения социальной активности, Цветовой тест отношений (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд) - удовлетворенности безопасностью окружающего мира (для кластерного анализа использовались коэффициенты удовлетворенности, полученные на основе соотношения показателей выбора по предпочтению и выбора по ассоциации).

С целью выделения групп субъектов с разным профилем психологической безопасности (на основе трех переменных: отношений, активности, удовлетворенности) был использован кластерный анализ с учетом следующих показателей (в скобках приведены значения показателей, по которым обнаружены достоверно значимые различия по критерию Н - Крускалла-Уоллиса): 1) направленные на изучение отношения к безопасности окружающего мира (Н=15.07, р<0.01), отношения к осмысленности мира (Н=7.8, р<0.05); взгляда на природу человека (Н=15.9, р<0.01), отношения к другим (Н=76.94, р<0.01), отношения к себе (Н=65.99, р<0.01); 2) направленные на изучение социальной активности (Н=9.37, р<0.05); 3) направленные на изучение удовлетворенности безопасностью окружающего мира (Н=98.93, р<0.01) и своей безопасностью (Н=65.74, р<0.01).

В результате кластерного анализа вся выборка была разделена на 4 кластера.

Первый кластер включил в себя 56 (28%) респондентов, которые характеризуются позитивной оценкой окружающего мира, себя, других людей, а так же тем, что их активность в преодолении жиз-

ненных ситуаций и удовлетворенность достаточно высоки.

Второй кластер включил в себя 48 (24%) респондентов. Они характеризуются благоприятным отношением к миру, себе, другим, при этом их отличает достаточно низкая активность и низкая удовлетворенность безопасностью окружающего мира.

Третий кластер включил в себя 68 (34%) респондентов. Субъекты данного кластера характеризуются негативным отношением к себе и другим, отмечается низкая активность на фоне достаточно высокой удовлетворенности безопасностью окружающего мира.

Четвертый кластер включил в себя 27 (14%) респондентов. Характерными признаками данного кластера являются негативное отношение к миру и низкая удовлетворенность безопасностью окружающего мира на фоне достаточно высокой активности в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Можно заключить, что кластерный анализ позволил выделить группы субъектов: с гармоничным профилем психологической безопасности (кластер 1) и с дисгармоничным профилем психологической безопасности, когда один или два из трех показателей «западает» (субъекты 2, 3, 4 кластеров).

На втором этапе исследования анализировались собственно отношения (как один из центральных показателей психологической безопасности) субъектов психологической безопасности - представителей разных кластеров к себе и своей безопасности, к безопасности окружающего мира. Для анализа отношений использовался Цветовой Тест Отношений (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд). В целом, достоверно значимые различия обнаружены (по критерию Н - Крускалла-Уоллиса) как в показателях безопасности окружающего мира (Н=117.04, р<0.01), так и в показателях личной безопасности (Н=51.04, р<0.01).

Качественный анализ отношений к «безопасности окружающего мира», «своей безопасности» позволил получить следующие результаты.

Субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности (1 кластер) удовлетворены своей безопасностью (9.96), безопасностью окружающего мира (10.8). Они характеризуются позитивным отношением к себе и другим, себя они описывают как целеустремленных, активных, идущих всегда вперед людей (что подтверждается наличием достоверно значимых различий по критерию Ф* - угловое преобразование Фишера, в выборе красного ф* = 2.5, р<0.01 и желтого ф* = 2.32,

А т эмп ^ 1 — т эмп ^

р<0.01 цветов). Своя безопасность у них связана с потребностью действовать и добиваться успеха, с жизненной динамикой, активностью, движением, соперничеством, наступательной энергией, насыщенностью опыта и полнотой бытия. Можно сказать, что эти субъекты склонны к позитивной (адекватной) оценке своих возможностей, верят

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

77

в собственные силы, в то, что они способны контролировать собственную жизнь. Они всегда имеют свою точку зрения, самостоятельны и обязательны. Склонны принимать себя такими, какие они есть. Безопасность окружающего мира у представителей данного кластера связана с борьбой за свои права, упорством, лидерством, динамичностью и созиданием (что подтверждается достоверно значимыми различиями при выборе красного цвета Ф* = 2.35, р<0.01).

т эмп 71 — '

Анализ результатов в кластерах с дисгармоничным профилем психологической безопасности показал следующее.

Применительно к собственной безопасности наиболее благоприятное отношение представлено во 2 кластере (14.79), наименее - в 3 кластере (19.77).

Чаще всего свою безопасность субъекты 2-го кластера связывают со стремлением добиваться успеха, с желанием обладания тем, что может способствовать насыщенности бытия и полноте опыта (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: красный (35%), фиолетовый (23%), зеленый (19%), синий (14%), серый (9%)).

У субъектов 3 кластера своя безопасность ассоциируется, прежде всего, со спокойствием, склонностью к традициям, постоянству, приверженностью вечным ценностям и созерцательностью. Свою безопасность эти субъекты связывают с эмоциональным покоем, гармонией, удовлетворенностью, отдыхом. Для достижения безопасности они нуждаются в упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события развиваются плавно, в большем или меньшем соответствии с существующими традициями. Им важно чувствовать, что они могут доверять своим знакомым и близким (выбор цветов по ассоциации: синий (31%), зеленый (24%), желтый (21%), красный (15%)).

Представители 4 кластера связывают свою безопасность с эмоциональным покоем, миром, гармонией, удовлетворенностью. Меньше всего ассоциируют свою безопасность с высокой активностью, желанием предохранить себя от новых возможных потерь и разочарований, инфантилизмом, эмоциональной неустойчивостью, опрометчивостью и безрассудностью (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: синий (38%), зеленый (26%), коричневый (24%), серый (12%)). Вероятно такая дихотомия (восприятие безопасности как стремление к покою, при наличии высокой бессмысленной активности) делает их достаточно напряженными и уязвимыми к опасностям и трудностям.

Анализ отношений к окружающему миру и его безопасности показал, что наиболее благоприятно их оценивают представители 2 кластерной группы (13.21), наименее благоприятно - представители 4 кластера (18.22).

Субъекты 2 кластера безопасность окружающего мира связывают с постоянством воззрений, высокой оценкой своего «Я». Выбор зеленого цвета в качестве наиболее предпочтительного к категории «безопасность окружающего мира» может свидетельствовать о том, что респонденты связывают безопасность окружающего мира с поисками путей к лучшим условиям жизни для себя и других. Этих субъектов можно охарактеризовать как реформаторов, поглощенных улучшением жизненных условий с целью достижения максимальной безопасности в окружающем мире, как людей, желающих, чтобы во всем торжествовали их взгляды и убеждения. Это подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: зеленый, (32%), желтый (24%), синий (18%), красный (15%), коричневый (11%).

Говорить однозначно о том, как субъекты 4 кластера воспринимают безопасность окружающего мира достаточно сложно, в связи с особенностью фиолетового цвета, который в качестве предпочтительного стоит у них на первом место. Возможно, что с одной стороны безопасность окружающего мира у них связана с некоторой инфантильностью, эмоциональной неустойчивостью, особой потребностью в тонком понимании со стороны окружающих и склонности к фантазированию. С другой стороны, она может быть связана с желанием одобрения со стороны окружающих: они хотят, чтобы их одобряли, ими восхищались, при этом не обременяли излишней ответственностью и ни к чему серьезному не обязывали. Не ассоциируется же безопасность окружающего мира у этих субъектов со стремлением добиваться успеха, насыщенностью бытия и полнотой опыта, активностью, жизненной динамикой, физическим дискомфортом (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: фиолетовый (37%), зеленый (24%), синий (22%), желтый (17%)).

Представители 3 кластера связывают безопасность окружающего мира с полным спокойствием, удовлетворенностью, постоянством, приверженностью вечным ценностям и созерцательностью (преобладающий цветовой выбор: синий (32%), зеленый (24%), желтый (17%), коричневый (15%), фиолетовый (12%)).

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод. Субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности (кластер 1), в отличие от субъектов с дисгармоничным профилем психологической безопасности (кластеры 2, 3, 4) характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе и другим; отсутствием необоснованных тревог, уверенностью в отношениях с другими и окружающим миром, готовностью к автономной, активной деятельности по обеспечению своей безопасности. При этом из всех субъектов с дисгармоничным профилем наиболее благоприятная оценка безопасности характерна для пред-

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент

ставителей 2 кластера, которым свойственно благоприятное отношение к миру и себе. Таким образом, можно предположить, что отношения, представленные системой взглядов, убеждений субъекта, (совокупностью субъектных характеристик) и их «соотношение» с условиями окружающего мира создают возможность преодоления различного рода неблагоприятных воздействий для обеспечения безопасности человека, сохранения его целостности. Соответственно, именно отношения субъекта к социальному пространству и к себе являются одной из главных движущих сил, способствующих развитию человека, его стремлению к раскрытию способностей и усилению своих возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, что и определяет психологическую безопасность субъекта.

Дальнейшей перспективой работы может стать разработка профилактических, тренинговых, коррек-ционных программ, направленных на развитие возможностей личности к преодолению опасных, угрожающих ситуаций, где акцент должен делаться именно на особенностях системы отношений человека к миру, себе и другим, ее адекватности, соответствия наличным условиям жизни. Такой подход может способствовать совершенствованию возможностей субъекта в преодолении сложных, опасных ситуаций, развитию его психологической безопасности.

Библиографический список

1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник

практической психологии образования. - 2009. -№ 1. - C. 43-47.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - C. 11-17.

3. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 08.08.2013).

4. Ермаков П.Н., Абакумова И.В. Молодежь против террора (о работе антитеррористического молодежного фестиваля) // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 11-16.

5. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. - М.: Академический проект, 2004. - 256 с.

6. Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность: принципы исследования, дефиниции, модель // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 3. -С. 330-333.

7. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности. - Ростов н/ Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 344 с.

8. Эксакусто Т.В., Лызь Н.А. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии // Сибирский психологический журнал. - 2010. -№ 37. - С. 86-91.

УДК 159.9

Азарных Татьяна Дмитриевна

кандидат биологических наук, доцент Воронежский государственный университет инженерных технологий

azarnykh_t@mail.ru

ТРЕВОЖНОСТЬ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ И ТЕМПЕРАМЕНТ

Установлено, что при посттравматических стрессах существует корреляционная зависимость между тревожностью, специфичными для ПС шкалами (MS, IES-R) и параметрами темперамента, определяемого по В.М. Русалову. Самая сильная связь установлена между тревожностью и темпераментом, самая слабая — между IES-R и темпераментом.

Ключевые слова: посттравматические стрессы, тревожность, темперамент, пол, юношеский возраст.

Посттравматические стрессы (ПС), крайней выраженностью которых является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), включают весь спектр нарушений психики, возникающих после переживания страха, ужаса или беспомощности [4, с. 13-14]. ПТСР относится к группе тревожных расстройств: уровень тревожности при ПТСР повышен [9, с. 15; 11]. Однако связь ПТСР и тревожности является вариативной по силе. Причины такой вариативности остаются неизвестными, и поэтому ведется их интенсивный поиск. В данном исследовании анализируется связь между тревожностью, ПС и тем-

пераментальными особенностями. В пользу наличия такой связи свидетельствуют исследования о зависимости тревожности от темперамента [1, с. 675680], а также ПТСР от темперамента [2; 12]. Однако исследования о связи ПТСР и темперамента проведены в основном на выборках либо мужчин-комбатантов, либо не разделенных по полу. Между тем согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в США, частота встречаемости ПТСР у женщин выше, чем у мужчин и составляет 12% и 6% соответственно [9, с. 31].

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что связь специфичных для ПС шкал,

© Азарных Т.Д., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.