коренных народов Камчатки: Дис. ... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2003. - 212 с.
2. Казанская история. - М.; Л, 1954. - С. 86.
3. Марийцы: Историко-этнографические очерки. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - 336 с.
4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
5. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
6. О России языком цифр. Итоги переписи на-
селения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. perepis-2012.ru
7. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений. - СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2008. - 130 с.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.
9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.
10. Труды IV Археологического съезда в России, бывшего в Казани в 1877 г. - Т. I, отд. II. -С. 249.
УДК 159.9: 316.6
Эксакусто Татьяна Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент
Дуганова Юлия Константиновна
Южный федеральный университет, г. Таганрог [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К МИРУ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье показано, что субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности, в отличие от субъектов с дисгармоничным профилем психологической безопасности характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе; отсутствием необоснованных тревог, готовностью к автономной, активной деятельности по обеспечению своей безопасности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, отношение к миру, активность, удовлетворенность.
Проблема обеспечения безопасности становится одной из ведущих для современ-. ного сообщества. Политические, религиозные, этнические, социальные изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности людей. Особенно серьезными становятся проблемы радикализма, ксенофобии, экстремизма, которые приобретают разнообразные формы проявления: этно-национализм, мигранофобия, религиозный экстремизм, шовинизм, расизм [4]. Соответственно помимо обеспечения безопасности на национальном, государственном уровне особую актуальность приобретает необходимость обеспечения психологической безопасности [1; 2]. Именно от осознания человеком себя субъектом психологической безопасности зависит благополучие и безопасность общества в целом.
Многообразие подходов, позиций, ракурсов рассмотрения психологической безопасности не поддается одномерной классификации. Так, психологическая безопасность в одних работах соотносится с характеристиками внешнего мира или воздействий (состояние среды, условия жизнедеятельности, отсутствие угроз, скрытых форм насилия над личностью, опасностей для психики и личности в целом) [2; 3], в других - с психологическими характеристиками, состояниями самого человека (защищенность от негативных воздействий, устойчивость, переживание безопасности) [7]. При этом человек, а именно его психика или психологичес-
кие свойства рассматриваются, во-первых, как объект безопасности (охраняемый объект), во-вторых, как фактор опасности-безопасности (например, собственной жизнедеятельности), в-третьих, как сфера отражения, локализации чувства безопасности, в-четвертых, как источник, управляющая инстанция, порождающая свойства субъекта безопасности [8].
Можно предположить, что наиболее перспективным является подход к проблеме психологической безопасности исходя из идеи целостности человека, его единства с миром, ценностей субъективного благополучия, развития, самореализации т.е. с точки зрения субъекта безопасности [8]. Позиция авторов статьи заключается в том, чтобы рассмотреть психологическую безопасность как состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе, и другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (в том числе угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности [6; 7].
Из всех перечисленных переменных психологической безопасности ведущим является отношение. Именно отношение становится отражением индивидуальности человека и включает в себя потребности, интересы, мотивы, ценности, знания, способы познания, смыслообразования и практи-
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Эксакусто Т.В., Дуганова Ю.К., 2014
Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности
ческих действий, формы сознательной и бессознательной, эмоциональной и волевой регуляции, духовно-практические достижения [5]. Тем самым, именно отношение субъекта к социальному пространству и к себе в контексте сложных, опасных, угрожающих ситуаций является главной движущей силой, способствующей развитию человека, его стремлению к раскрытию способностей и усилению своих возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности. Таким образом, можно предположить, что отношения человека к миру, себе и другим обуславливают оценку человеком благоприятности/неблагоприятности, опасности/безопасности окружающих условий.
С целью доказательства данного предположения было реализовано эмпирическое исследование, которое проводилось в несколько этапов. На первом этапе были изучены показатели психологической безопасности у студентов вуза (в исследовании приняли участие 199 человек). Для этого были использованы следующие методики, направленные на изучение переменных психологической безопасности (отношений, активности, удовлетворенности): Шкала базовых убеждений (R. Janoff-Bulman) -использовалась для изучения отношения к окружающему миру, отношения к себе, Биографический опросник (Bottscher, Jager, Lischer) - для изучения социальной активности, Цветовой тест отношений (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд) - удовлетворенности безопасностью окружающего мира (для кластерного анализа использовались коэффициенты удовлетворенности, полученные на основе соотношения показателей выбора по предпочтению и выбора по ассоциации).
С целью выделения групп субъектов с разным профилем психологической безопасности (на основе трех переменных: отношений, активности, удовлетворенности) был использован кластерный анализ с учетом следующих показателей (в скобках приведены значения показателей, по которым обнаружены достоверно значимые различия по критерию Н - Крускалла-Уоллиса): 1) направленные на изучение отношения к безопасности окружающего мира (Н=15.07, р<0.01), отношения к осмысленности мира (Н=7.8, р<0.05); взгляда на природу человека (Н=15.9, р<0.01), отношения к другим (Н=76.94, р<0.01), отношения к себе (Н=65.99, р<0.01); 2) направленные на изучение социальной активности (Н=9.37, р<0.05); 3) направленные на изучение удовлетворенности безопасностью окружающего мира (Н=98.93, р<0.01) и своей безопасностью (Н=65.74, р<0.01).
В результате кластерного анализа вся выборка была разделена на 4 кластера.
Первый кластер включил в себя 56 (28%) респондентов, которые характеризуются позитивной оценкой окружающего мира, себя, других людей, а так же тем, что их активность в преодолении жиз-
ненных ситуаций и удовлетворенность достаточно высоки.
Второй кластер включил в себя 48 (24%) респондентов. Они характеризуются благоприятным отношением к миру, себе, другим, при этом их отличает достаточно низкая активность и низкая удовлетворенность безопасностью окружающего мира.
Третий кластер включил в себя 68 (34%) респондентов. Субъекты данного кластера характеризуются негативным отношением к себе и другим, отмечается низкая активность на фоне достаточно высокой удовлетворенности безопасностью окружающего мира.
Четвертый кластер включил в себя 27 (14%) респондентов. Характерными признаками данного кластера являются негативное отношение к миру и низкая удовлетворенность безопасностью окружающего мира на фоне достаточно высокой активности в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Можно заключить, что кластерный анализ позволил выделить группы субъектов: с гармоничным профилем психологической безопасности (кластер 1) и с дисгармоничным профилем психологической безопасности, когда один или два из трех показателей «западает» (субъекты 2, 3, 4 кластеров).
На втором этапе исследования анализировались собственно отношения (как один из центральных показателей психологической безопасности) субъектов психологической безопасности - представителей разных кластеров к себе и своей безопасности, к безопасности окружающего мира. Для анализа отношений использовался Цветовой Тест Отношений (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд). В целом, достоверно значимые различия обнаружены (по критерию Н - Крускалла-Уоллиса) как в показателях безопасности окружающего мира (Н=117.04, р<0.01), так и в показателях личной безопасности (Н=51.04, р<0.01).
Качественный анализ отношений к «безопасности окружающего мира», «своей безопасности» позволил получить следующие результаты.
Субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности (1 кластер) удовлетворены своей безопасностью (9.96), безопасностью окружающего мира (10.8). Они характеризуются позитивным отношением к себе и другим, себя они описывают как целеустремленных, активных, идущих всегда вперед людей (что подтверждается наличием достоверно значимых различий по критерию Ф* - угловое преобразование Фишера, в выборе красного ф* = 2.5, р<0.01 и желтого ф* = 2.32,
А т эмп ^ 1 — т эмп ^
р<0.01 цветов). Своя безопасность у них связана с потребностью действовать и добиваться успеха, с жизненной динамикой, активностью, движением, соперничеством, наступательной энергией, насыщенностью опыта и полнотой бытия. Можно сказать, что эти субъекты склонны к позитивной (адекватной) оценке своих возможностей, верят
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
77
в собственные силы, в то, что они способны контролировать собственную жизнь. Они всегда имеют свою точку зрения, самостоятельны и обязательны. Склонны принимать себя такими, какие они есть. Безопасность окружающего мира у представителей данного кластера связана с борьбой за свои права, упорством, лидерством, динамичностью и созиданием (что подтверждается достоверно значимыми различиями при выборе красного цвета Ф* = 2.35, р<0.01).
т эмп 71 — '
Анализ результатов в кластерах с дисгармоничным профилем психологической безопасности показал следующее.
Применительно к собственной безопасности наиболее благоприятное отношение представлено во 2 кластере (14.79), наименее - в 3 кластере (19.77).
Чаще всего свою безопасность субъекты 2-го кластера связывают со стремлением добиваться успеха, с желанием обладания тем, что может способствовать насыщенности бытия и полноте опыта (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: красный (35%), фиолетовый (23%), зеленый (19%), синий (14%), серый (9%)).
У субъектов 3 кластера своя безопасность ассоциируется, прежде всего, со спокойствием, склонностью к традициям, постоянству, приверженностью вечным ценностям и созерцательностью. Свою безопасность эти субъекты связывают с эмоциональным покоем, гармонией, удовлетворенностью, отдыхом. Для достижения безопасности они нуждаются в упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события развиваются плавно, в большем или меньшем соответствии с существующими традициями. Им важно чувствовать, что они могут доверять своим знакомым и близким (выбор цветов по ассоциации: синий (31%), зеленый (24%), желтый (21%), красный (15%)).
Представители 4 кластера связывают свою безопасность с эмоциональным покоем, миром, гармонией, удовлетворенностью. Меньше всего ассоциируют свою безопасность с высокой активностью, желанием предохранить себя от новых возможных потерь и разочарований, инфантилизмом, эмоциональной неустойчивостью, опрометчивостью и безрассудностью (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: синий (38%), зеленый (26%), коричневый (24%), серый (12%)). Вероятно такая дихотомия (восприятие безопасности как стремление к покою, при наличии высокой бессмысленной активности) делает их достаточно напряженными и уязвимыми к опасностям и трудностям.
Анализ отношений к окружающему миру и его безопасности показал, что наиболее благоприятно их оценивают представители 2 кластерной группы (13.21), наименее благоприятно - представители 4 кластера (18.22).
Субъекты 2 кластера безопасность окружающего мира связывают с постоянством воззрений, высокой оценкой своего «Я». Выбор зеленого цвета в качестве наиболее предпочтительного к категории «безопасность окружающего мира» может свидетельствовать о том, что респонденты связывают безопасность окружающего мира с поисками путей к лучшим условиям жизни для себя и других. Этих субъектов можно охарактеризовать как реформаторов, поглощенных улучшением жизненных условий с целью достижения максимальной безопасности в окружающем мире, как людей, желающих, чтобы во всем торжествовали их взгляды и убеждения. Это подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: зеленый, (32%), желтый (24%), синий (18%), красный (15%), коричневый (11%).
Говорить однозначно о том, как субъекты 4 кластера воспринимают безопасность окружающего мира достаточно сложно, в связи с особенностью фиолетового цвета, который в качестве предпочтительного стоит у них на первом место. Возможно, что с одной стороны безопасность окружающего мира у них связана с некоторой инфантильностью, эмоциональной неустойчивостью, особой потребностью в тонком понимании со стороны окружающих и склонности к фантазированию. С другой стороны, она может быть связана с желанием одобрения со стороны окружающих: они хотят, чтобы их одобряли, ими восхищались, при этом не обременяли излишней ответственностью и ни к чему серьезному не обязывали. Не ассоциируется же безопасность окружающего мира у этих субъектов со стремлением добиваться успеха, насыщенностью бытия и полнотой опыта, активностью, жизненной динамикой, физическим дискомфортом (что подтверждается выбором в качестве ассоциативных следующей последовательности цветов: фиолетовый (37%), зеленый (24%), синий (22%), желтый (17%)).
Представители 3 кластера связывают безопасность окружающего мира с полным спокойствием, удовлетворенностью, постоянством, приверженностью вечным ценностям и созерцательностью (преобладающий цветовой выбор: синий (32%), зеленый (24%), желтый (17%), коричневый (15%), фиолетовый (12%)).
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод. Субъекты с гармоничным профилем психологической безопасности (кластер 1), в отличие от субъектов с дисгармоничным профилем психологической безопасности (кластеры 2, 3, 4) характеризуются более благоприятным отношением к миру, себе и другим; отсутствием необоснованных тревог, уверенностью в отношениях с другими и окружающим миром, готовностью к автономной, активной деятельности по обеспечению своей безопасности. При этом из всех субъектов с дисгармоничным профилем наиболее благоприятная оценка безопасности характерна для пред-
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент
ставителей 2 кластера, которым свойственно благоприятное отношение к миру и себе. Таким образом, можно предположить, что отношения, представленные системой взглядов, убеждений субъекта, (совокупностью субъектных характеристик) и их «соотношение» с условиями окружающего мира создают возможность преодоления различного рода неблагоприятных воздействий для обеспечения безопасности человека, сохранения его целостности. Соответственно, именно отношения субъекта к социальному пространству и к себе являются одной из главных движущих сил, способствующих развитию человека, его стремлению к раскрытию способностей и усилению своих возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, что и определяет психологическую безопасность субъекта.
Дальнейшей перспективой работы может стать разработка профилактических, тренинговых, коррек-ционных программ, направленных на развитие возможностей личности к преодолению опасных, угрожающих ситуаций, где акцент должен делаться именно на особенностях системы отношений человека к миру, себе и другим, ее адекватности, соответствия наличным условиям жизни. Такой подход может способствовать совершенствованию возможностей субъекта в преодолении сложных, опасных ситуаций, развитию его психологической безопасности.
Библиографический список
1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник
практической психологии образования. - 2009. -№ 1. - C. 43-47.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - C. 11-17.
3. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 08.08.2013).
4. Ермаков П.Н., Абакумова И.В. Молодежь против террора (о работе антитеррористического молодежного фестиваля) // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 11-16.
5. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. - М.: Академический проект, 2004. - 256 с.
6. Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность: принципы исследования, дефиниции, модель // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 3. -С. 330-333.
7. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности. - Ростов н/ Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 344 с.
8. Эксакусто Т.В., Лызь Н.А. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии // Сибирский психологический журнал. - 2010. -№ 37. - С. 86-91.
УДК 159.9
Азарных Татьяна Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент Воронежский государственный университет инженерных технологий
ТРЕВОЖНОСТЬ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ И ТЕМПЕРАМЕНТ
Установлено, что при посттравматических стрессах существует корреляционная зависимость между тревожностью, специфичными для ПС шкалами (MS, IES-R) и параметрами темперамента, определяемого по В.М. Русалову. Самая сильная связь установлена между тревожностью и темпераментом, самая слабая — между IES-R и темпераментом.
Ключевые слова: посттравматические стрессы, тревожность, темперамент, пол, юношеский возраст.
Посттравматические стрессы (ПС), крайней выраженностью которых является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), включают весь спектр нарушений психики, возникающих после переживания страха, ужаса или беспомощности [4, с. 13-14]. ПТСР относится к группе тревожных расстройств: уровень тревожности при ПТСР повышен [9, с. 15; 11]. Однако связь ПТСР и тревожности является вариативной по силе. Причины такой вариативности остаются неизвестными, и поэтому ведется их интенсивный поиск. В данном исследовании анализируется связь между тревожностью, ПС и тем-
пераментальными особенностями. В пользу наличия такой связи свидетельствуют исследования о зависимости тревожности от темперамента [1, с. 675680], а также ПТСР от темперамента [2; 12]. Однако исследования о связи ПТСР и темперамента проведены в основном на выборках либо мужчин-комбатантов, либо не разделенных по полу. Между тем согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в США, частота встречаемости ПТСР у женщин выше, чем у мужчин и составляет 12% и 6% соответственно [9, с. 31].
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что связь специфичных для ПС шкал,
© Азарных Т.Д., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
79