Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горовец Наталья Александровна, Сорока Мария Владимировна

В статье дается сравнительная характеристика англо-американской и немецкой моделей корпоративного управления, их преимущества и недостатки, особенности формирующейся отечественной модели корпоративного управления, сравнение ее с немецкой моделью корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Горовец Наталья Александровна, Сорока Мария Владимировна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

E-mail: ngorovets@mail.ru

Аннотация: В статье дается сравнительная характеристика англоамериканской и немецкой моделей корпоративного управления, их • преимущества и недостатки, особенности формирующейся отечественной модели корпоративного управления, сравнение ее с немецкой моделью корпоративного управления.

Ключевые слова: англо-американская модель корпоративного управления, немецкая модель корпоративного управления, отечественная модель корпоративного управления

В настоящее время все большую значимость приобретают вопросы открытости компаний, их эффективного управления, прибыльности и обеспечения защиты прав всех заинтересованных сторон. Данные вопросы призвано решать корпоративное управление, основная задача которого заключается в повышении прозрачности деятельности корпораций, соблюдении баланса интересов между менеджментом компании, акционерами и сотрудниками и их эффективном взаимодействии с внешней средой.

В разных странах сформировались национальные модели корпоративного управления, имеющие свои отличительные характеристики. Среди них выделяются две совершенно не похожие системы корпоративного управления, сформировавшиеся в экономически развитых странах: инсайдерскую и аутсайдерскую. Аутсайдерская система характерна для таких странах как: США, Великобритания, Австралия, Канада и др. Инсайдерская система характерна для стран континентальной Европы, Скандинавских стран, Японии. Эти две системы различаются разными механизмами корпоративного управления: аутсайдерская

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

основана на высоком уровне использования внешних (рыночных) механизмов корпоративного контроля посредством покупки или продажи акций; инсайдерская - основана преимущественно на использовании внутренних методов корпоративного контроля, посредством голосования на общих собраниях акционеров, представительства в наблюдательном совете.

Основные отличительные черты англо-американской и немецкой моделей корпоративного управлених рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Основные различия англо-американской и немецкой моделей корпоративного управления

Параметры Англо-американская модель Немецкая модель

1 .Уровень концентрации собственности Акционерный капитал в значительной степени распылен. Контрольный пакет акций составляет не более 614%. Высокая степень концентрации акционерного капитала в руках нескольких крупных акционеров (60-70%), широкая практика перекрестного владения акциями

2.Состав ключевых участников корпорации. Мелкие индивидуальные собственники и институциональные инвесторы. Банки и в меньшей степени корпорации

З.Система социальных ценностей Индивидуализм, свобода выбора Социальное взаимодействие и согласие

4. Роль трудовых коллективов Пассивная Активная

5.Преимущественный способ финансирования Фондовый рынок Банки

б.Влияние собственников на менеджмент корпорации. Влияние на менеджмент через инструментарий фондового рынка. Влияние через представительство в наблюдательном совете, через голосование на общих сборах акционеров.

7. Горизонт инвестирования Короткий Длинный

8. Система управления Двухуровневая система управления: общее собрание и совет директоров, выполняющий преимущественно исполнительные функции Трехуровневая система управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, состоящий из внешних директоров, и правление. Разделение наблюдательных и исполнительных функций. Исполнительный совет подчинен наблюдательному

11. Главная обязанность Совета директоров / наблюдательного совета Защита интересов акционеров и максимальное увеличение их богатства Контроль за хозяйственной деятельностью компании, подбор менеджеров компании

12. Исполнительный орган корпорации Дирекция. Назначенный руководитель корпорации подотчетен только совету директоров и акционерам. Правление. Формируется из менеджмента компании, может состоять из одного или нескольких лиц.

13. Уровень контроля над деятельностью трудового коллектива Жесткая регламентация действий, максимальный контроль Неформальное воздействие на трудовой коллектив

14. Ориентация на получение прибыли Максимизация текущей прибыли посредством совершенствования производимой продукции Ориентация на получение долгосрочной прибыли

Составлено авторами по данным источников [1, 2, 3, 4, 6, 7]

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Англо-американская модель нацелена на поддержание высокой гибкости систем управления, быструю адаптацию компаний к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Контроль за деятельностью корпорации со стороны внешних собственников зависит от колебаний котировок на рынке акций. Основная цель собственников в англо-американской модели корпоративного управления - повышение стоимости капитала и получение прибыли в краткосрочном периоде. Основным недостатком этой системы является то, что при помощи инструментов фондового рынка происходят частые враждебные слияния, поглощения, захваты и выкупы компаний, особенно неустойчивость этих моделей проявилась в период экономических кризисов.

Экономическое преимущество немецкой модели заключается в том, что акционеры нацелены на реализацию долгосрочной стратегии, добиваются устойчивости корпорации и стабильности деловых связей. Для этих компаний ниже риски банкротств и разрушительных последствий на почве конфликта интересов по сравнению с американской моделью. Но в то же время инсайдерские модели не столь гибкие, а механизмы, учитывающие изменения экономической конъюнктуры, далеко не совершенны. •

Изучение моделей корпоративного управления развитых стран мира позволяет давать оценку формирующейся отечественной модели корпоративного управления, помогает понять, как и в каком направлении необходимо развивать и совершенствовать корпоративные отношения с учетом специфики экономического и социального развития России.

Современная отечественная модель корпоративного управления имеет свои специфические черты, ее нельзя в полной мере отнести ни к американской, ни к немецкой модели. Специфические черты отечественной модели корпоративного управления показаны в таблице 2.

Отечественная модель корпоративного управления начала формироваться сравнительно недавно и изначально она создавалась по англо-американскому подобию: распыленность акций среди большого количества членов трудовых коллективов и менеджментом в результате приватизации и акционирования государственных предприятий, формирование законодательства и

инфраструктуры фондового рынка по подобию американской. Однако американская модель не получила в дальнейшем развития при не развитом фондовом рынке, правовой незащищенности миноритарных акционеров, доминировании менеджмента, слабом развитии институциональных инвесторов

Современная отечественная модель корпоративного управления формально имеет больше сходных черт с немецкой моделью.

Это, прежде всего, высокая концентрация акционерного капитала. Так же как и в немецкой модели, для отечественных корпораций характерна высокая

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

концентрация акционерного капитала, однако по составу участников в капитале имеются существенные различия. Если в структуре акционерного капитала российских корпораций доминируют крупные акционеры, часто представители высшего менеджмента, то ключевыми участниками в немецкой модели корпоративного управления являются немецкие банки и в меньшей степени немецкие корпорации, для этой модели характерна широкая практика перекрестного владения акциями компаний-партнеров.

Таблица 2

Особенности отечественной модели корпоративного управления

Особенности российской модели корпоративного управления Высокая концентрация собственности в руках крупных собственников, низкая доля финансовых институтов в структуре капитала

Ограниченность механизмов внешнего финансирования корпораций, в результате неразвитости фондового рынка, низкой инвестиционной активности населения

Влияние государства на деятельность крупных компаний, что приводит к конфликту интересов государства как собственника и как высшего контролирующего органа

Нарушение принципа разделения собственности и управления, в результате влияния высшего менеджмента, владеющего крупным пакетом акций или пользующегося полным доверием пассивного трудового коллектив, являющегося владельцем акционерного капитала и формального участия членов совета директоров, пренебрежение интересами мелких акционеров

Функции управления и контроля четко не разделены между собой, эти функции могут осуществлять одни и те же лица в рамках формально самостоятельных органов управления (совета директоров и исполнительного органа). Слабо применяется практика участия независимых (внешних) директоров в качестве противовеса неограниченному контролю менеджеров в советах директоров

Относительно низкий уровень раскрытия информации и прозрачности бизнеса

Составлено авторами по данным источников [5, 6, 7]

Слабое влияние фондового рынка и большое влияние государства на бизнес характерно для российской и немецкой моделей корпоративного управления.

Схожими являются и способы привлечения финансовых ресурсов, для этого преимущественно используют банковские инструменты; банки выполняют функции кредиторов, доверенных лиц, брокеров, андеррайтеров, консультантов. Однако если отечественные крупные корпорации практически на 70% финансируют свою деятельность за счет собственных ресурсов, а заемный капитал формируется за счет банковских кредитов, как, правило, не долгосрочных, то в Германии компании имеют возможность получать долгосрочные кредиты на условиях, несравнимо более выгодных, чем на

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

российском рынке.

Система органов корпоративного управления, закрепленная в правовых актах Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ и ФЗ «Об акционерных обществах»), формально напоминает трехуровневую немецкую систему, включающую: общее собрание акционеров; совет директоров (наблюдательный совет); исполнительный орган (единоличный или коллегиальный). Однако в отличие от немецкой системы корпоративного управления, в которой существует четкое разделение функций управления и контроля между наблюдательным советом и правлением, в отечественной системе функции управления и контроля четко не разделены между собой. Эти функции могут осуществлять одни и те же лица в рамках формально самостоятельных органов управления (совета директоров и исполнительного органа). Слабо применяется практика участия независимых (внешних) директоров в качестве противовеса неограниченному контролю менеджеров в советах директоров.

Процессы глобализации, финансовые и политические потрясения оказали значительное влияние на существующие модели корпоративного управления. Модели корпоративного управления развитых стран также подвержены • изменениям. В аутсайдерских моделях усиливается роль институциональных инвесторов в формировании акционерного капитала корпораций, увеличивается представительство инвесторов в совете директоров, усиливается контроль над деятельностью компаний со стороны совета директоров. В инсайдерских системах усиливается роль фондового рынка, все больше внимания уделяется обеспечению прав акционеров при принятии решений.

Происходят изменения и в системе российского корпоративного управления: постепенно улучшается практика корпоративного управ-ления, усиливается роль фондового рынка, постепенно происходит переход к наемному менеджменту, активизируется дивидендная политика и др.

В настоящее время в России формируется специфическая модель корпоративного управления, которую нельзя отнести ни к немецкой, ни к англоамериканской и которая все еще не стала эффективным механизмом стратегического управления компанией. Проблема формирования в России эффективной модели корпоративного управления не может быть решена только на уровне компаний. Это проблема всех заинтересованных лиц, которые должны осознавать разницу между собственными краткосрочными интересами и долгосрочными приоритетами повышения конкурентоспособности российских компаний в целом.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Дементьева А.Г. Современная концепция корпоративного управления / А.Г. Дементьева // Вестник МГИМО Университета. - 2008. - № 2. - С. 1-13.

2. Ильин М. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М. Ильин, А. Тихонов. - М.: Альпина Паблишер, 2002 - 287с.

3. Карнаухов С. Эффективность корпоративных структур / С. Карнаухов // Риск.

- 2000. - № 1-2. - С. 4.

4. Кожаринов А.В. Американская, немецкая и японская модели корпоративного управления / А.В. Кожаринов, Н.М. Петровичева // Символ науки. - 2015. - № 3.

- С. 99-100.

5. Логвинов С.А. Тенденции формирования российской модели корпоративного управления [Электронный ресурс] / С.А. Логвинов. - Режим доступа: http:// www.bibHofond.ru/view. aspx?id=122756

6. Меликян К.А. Особенности российской модели корпоративного управления [Электронный ресурс] / К.А. Меликян // Экономика и менеджмент • инновационных технологий. - 2015. - № 11. - Режим доступа: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/11/10091

7. Рощупкин В.Г. Особенности российской модели корпоративного управления / В.Г. Рощупкин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.