Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная психология / психология музыкального образования / музыкально-педагогическое образование / обучающиеся из Китайской Народной Республики / кросс-культурный подход / musical psychology / psychology of music education / musical and pedagogical education / students from the People’s Republic of China / cross-cultural approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ло Цун, Торопова Алла Владимировна

В статье представлено обоснование актуальности предпринятого исследования, направленного на прояснение особенностей и трудностей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из Китайской Народной Республики, обучающимися в России. Проблема исследования заключается в том, что они редко имеют подготовку по психологии даже на уровне колледжа, если до этого не обучались в России. Им не знакома терминология и те методологические основания данных дисциплин, которые российскими студентами воспринимаются часто легко, «по умолчанию». При этом китайские студенты проявляют большой интерес к психологическим темам и проблемам. Встаёт вопрос о том, каким образом можно было бы учесть в содержании и методах работы разницу в исходных посылках, представлениях и интерпретациях музыкально-психологических явлений с позиции культурно-образовательного опыта обучающихся? Авторы статьи анализируют основания для разработки и реализации кросс-культурного подхода к освоению музыкально-психологических дисциплин. Такой подход может существенно продвинуть теорию и практику обучения в вузе иностранных обучающихся, а также способствовать преодолению аффективно-когнитивных трудностей и разрывов в процессе получения ими музыкального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ло Цун, Торопова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MASTERING THE CONTENT OF MUSICAL AND PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES FOR STUDENTS OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article presents the rationale for the relevance of the undertaken research aimed at clarifying the features and difficulties of content development of musical and psychological disciplines by students from the People’s Republic of China studying in Russia. The problem with the study is that they rarely have a psychology training, even at the college level, unless they have previously studied in Russia. They are not familiar with the terminology and those methodological foundations of these disciplines, which are often perceived by Russian students easily, “by default”. At the same time, Chinese students show great interest in psychological topics and problems. The question arises as to how it would be possible to take into account in the content and methods of work the difference in the initial assumptions, representations and interpretations of musical and psychological phenomena from the perspective of the cultural and educational experience of students? The authors of the article analyze the grounds for the development and implementation of a cross-cultural approach to the development of musical and psychological disciplines. Such an approach can significantly advance the theory and practice of teaching foreign students at a university, as well as help overcome affective-cognitive difficulties and gaps in the process of obtaining their musical education in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-2-28-41

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ло Цун*, А. В. Торопова,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119435

Аннотация. В статье представлено обоснование актуальности предпринятого исследования, направленного на прояснение особенностей и трудностей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из Китайской Народной Республики, обучающимися в России. Проблема исследования заключается в том, что они редко имеют подготовку по психологии даже на уровне колледжа, если до этого не обучались в России. Им не знакома терминология и те методологические основания данных дисциплин, которые российскими студентами воспринимаются часто легко, «по умолчанию». При этом китайские студенты проявляют большой интерес к психологическим темам и проблемам. Встаёт вопрос о том, каким образом можно было бы учесть в содержании и методах работы разницу в исходных посылках, представлениях и интерпретациях музыкально-психологических явлений с позиции культурно-образовательного опыта обучающихся? Авторы статьи анализируют основания для разработки и реализации кросс-культурного под-28 хода к освоению музыкально-психологических дисциплин. Такой подход может

существенно продвинуть теорию и практику обучения в вузе иностранных обучающихся, а также способствовать преодолению аффективно-когнитивных трудностей и разрывов в процессе получения ими музыкального образования в России.

Ключевые слова: музыкальная психология, психология музыкального образования, музыкально-педагогическое образование, обучающиеся из Китайской Народной Республики, кросс-культурный подход.

Благодарности: Авторы выражают благодарность преподавателям кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э. Б. Абдуллина

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А. В. Торопова.

© Ло Цун, Торопова А. В., 2023

-1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License

в^ The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Института изящных искусств МПГУ и доктору В. Мастнаку, содиректору научного центра в Пекинском педагогическом университете за участие в обсуждении проблематики наших исследований в области кросс-культурных аспектов музыкальной психологии.

Для цитирования: Ло Цун, Торопова А. В. Особенности освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами Китайской Народной Республики // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2023. Т. 11. № 2. С. 28-41. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-2-28-41

DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-2-28-41

THE PROBLEM OF MASTERING THE CONTENT OF MUSICAL AND PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES FOR STUDENTS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Luo Cong*, Alla V. Toropova,

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, 119435

Abstract. The article presents the rationale for the relevance of the undertaken research aimed at clarifying the features and difficulties of content development of musical and psychological disciplines by students from the People's Republic of China studying in Russia. The problem with the study is that they rarely have a psychology training, even at the college level, unless they have previously studied 29 in Russia. They are not familiar with the terminology and those methodological foundations of these disciplines, which are often perceived by Russian students easily, "by default". At the same time, Chinese students show great interest in psychological topics and problems. The question arises as to how it would be possible to take into account in the content and methods of work the difference in the initial assumptions, representations and interpretations of musical and psychological phenomena from the perspective of the cultural and educational experience of students? The authors of the article analyze the grounds for the development and implementation of a cross-cultural approach to the development of musical and psychological disciplines. Such an approach can significantly advance the theory and practice of teaching foreign students at a university, as well as help overcome affective-cognitive difficulties and gaps in the process of obtaining their musical education in Russia.

* Scientific adviser - Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor A. V. Toropova.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2023. Т. 11. № 2 2023, vol. 11, no. 2

Keywords: musical psychology, psychology of music education, musical and pedagogical education, students from the People's Republic of China, cross-cultural approach.

Acknowledgments: The authors express their gratitude to the teachers of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Musical Education named after E. B. Abdullin of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University and Dr. W. Mastnak, co-director of the Scientific Center at Beijing Normal University for participating in the discussion of the problems of our research in the field of cross-cultural aspects of musical psychology.

For citation: Luo Cong, Toropova A. V. The Problem of Mastering the Content of Musical and Psychological Disciplines for Students of the People's Republic of China / Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2023, vol. 11, no. 2, pp. 28-41. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-2-28-41

Актуальность постановки проблемы

Теория и практика музыкально-психологической подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов связана как с многогранной сложностью профессиональной деятельности педагога-музыканта во все времена, так и с остро проявившими трудностями обу-30 чения студентов музыкальных факультетов в период пандемии 2020-2021 годов. Проблемы психологии музыкального образования получили новый импульс к рассмотрению в свете общих и специфических проблем цифровизации образования: распространению форм электронного и дистанционного обучения, которые в сфере музыкального искусства имеют особенности и серьёзные ограничения. Кроме того, на данный момент не учитываются и не изучены общие и особенные признаки в базовых теоретических представлениях обучающихся, связанных как с их мировоззрением, культурным опытом и уровнем образования - его профессиональной направленностью и степенью успешности, так

и с индивидуально-психологическими особенностями восприятия материала, их готовности к встрече с новыми подходами, вариативными интерпретациями психологических феноменов и открытостью к дискуссии. В силу сказанного становится очевидным, что необходимо специальное исследование, направленное на прояснение особенностей и трудностей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из Китайской Народной Республики, обучающимися в России. Поскольку такое исследование обращено к процессу обучения китайских студентов в иноязычной и инокультурной образовательной среде, наиболее целесообразным видится кросс-культурный подход. Данный подход позволит выстроить содержание подготовки и анализ восприятия студентами нового материала и учебных заданий для оптимизации их обучения в российских вузах по профилям музыкального образования.

Таким образом, была сформулирована проблема исследования - определение сущности и методов реализации кросс-культурного подхода к освоению

содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из КНР.

Особенности освоения китайскими студентами музыкально-психологических дисциплин

Обучение музыкальной психологии и психологии музыкального образования требует предварительной подготовки в смежных, базовых для этой области дисциплинах. Если российские студенты обучаются в режиме непрерывного музыкального образования, на каждом уровне которого могут получить в разной степени обобщённые представления о психологических факторах и способах продуктивного музыкального развития и обучения, то китайские студенты, имея совершенно другой опыт обучения, где психологические аспекты музыкальной деятельности не являются частью содержания образования, испытывают огромные трудности не только с освоением содержания вузовских программ музыкально-психологического цикла, но и с пониманием базовых понятий, необходимых для обсуждения проблем музыкального развития и обучения музыке.

В настоящее время на музыкальном факультете МПГУ обучается большое количество студентов из КНР на уровне как бакалавриата, так и магистратуры и аспирантуры. Содержание музыкально-педагогического образования включает в себя музыкально-психологическую подготовку к профессиональной деятельности. Обучающиеся в бакалавриате осваивают дисциплину «Музыкальная психология и психология музыкального образования», для магистрантов дисциплины музыкально-психологического цикла имеют ещё более углублённую направленность в такие

сложные аспекты профессиональной деятельности как профессиональная рефлексия музыкальных антропопрак-тик и музыка в аспекте здоровьесбере-жения. Соответственно в содержание их подготовки включены дисциплины: «Здоровьевспомогательные технологии музыкального образования» и «Музыкально-психологическая антропология» (авторские курсы профессора А. В. Тороповой). Аспиранты изучают курсы «Современные исследования в области музыкальной психологии и психологии музыкального образования» или «Современные исследования в области музыкально-психологической антропологии».

Очевидно, что в российском вузе, в частности, в Московском педагогическом государственном университете, существует содержательная преемственность от уровня к уровню в освоении музыкально-психологических дисциплин. Но на обучение в магистратуре и аспирантуре поступают не только студенты, закончившие бакалаврские программы МПГУ, и если для российских студентов восполнить пробелы в знани- 31 ях для изучения соответствующих дисциплин более высокого уровня не является непреодолимой проблемой, то для обучающихся из Китая возникают сложности. Они связаны с ментали-зацией изучаемых феноменов, усвоением комплекса соответствующих понятий и, как следствие этого - непониманием содержания дисциплин.

Разработка и реализация кросс-культурного подхода к освоению студентами из КНР музыкально-психологических дисциплин может существенно продвинуть теорию и практику обучения в вузе иностранных обучающихся, способствовать преодолению такого рода преград в процессе получения образова-

ния. Всё вышесказанное подчёркивает актуальность темы исследования как для научного осмысления проблемы в контексте теории педагогики и психологии высшего музыкального образования, так и для оснащения процесса обучения студентов из КНР теоретико-практической моделью кросс-культурного подхода к организации музыкально-образовательного процесса в вузе.

Степень изученности проблемы

Музыкальная психология как научная дисциплина имеет более чем вековую историю в западной науке и является совсем молодой отраслью научных знаний в Китае.

Западная традиция изучения проблем музыкальной психологии уже более ста лет включает в свой предмет как проблемы музыкальных способностей в русле построения методологии общепсихологического исследования, так и сущность переживания музыки как некоего содержания в русле построения общеэстетических и музыко-32 ведческих концепций. Американский музыкальный психолог К. Сишор рассматривал музыкальную психологию как дисциплину, изучающую взаимосвязь между способностями к восприятию различных компонентов музыки и индивидуальными различиями [1]. Он считал, что музыкальная психология должна фокусироваться не только на слуховом восприятии людьми объективных и физических звуков, то есть пороговых показателях чувствительности слуха, а сосредотачиваться на психологическом восприятии людьми элементов музыки как целостном феномене [Там же, с. 9].

Немецкий музыковед Э. Курт, отмечая что музыкальная психология вклю-

чает психологию культуры, подчёркивал сочетание физической и метафизической сторон восприятия, а именно: «Несмотря на всё великолепие чисто фонических качеств звука и яркость вызываемых им чувственных рефлексов, только благодаря трём феноменам - энергии, пространства и материи - звук включается во внутренний мир музыки и начинает подчиняться психическим законам, превращаясь из чувственного явления в смысл, в музыкальный тон» [2, с. 26]. Линии размышлений Э. Курта - слушательские ожидания, метафорический язык, пределы памяти и роль тела в музыкальном восприятии - всё это и сегодня актуальные вопросы для учёных, работающих на пересечении теории музыки, психологии, исследований языка и других смежных дисциплин [3]. Но данные источники мало доступны для китайских студентов в силу языковых и культурно-исторических причин.

Различные контексты взглядов на становление своего предмета музыкальной психологии - от психоанализа до когнитивной психологии - представлены в книге профессора Вольфганга Мастнака (Ш. Mastnak), пишущего на разных языках, в том числе на китайском языке [4].

Для китайских студентов-музыкантов доступны, таким образом, отдельные разрозненные подходы западной науки к формированию содержания и применимости в практике знаний из данной научной области. Назвать эти сведения системными невозможно.

В России существует несколько авторских концепций музыкальной психологии как области знаний и отдельных исследовательских программ её развития, в том числе С. Н. Беляевой-Экземплярской (1923) [5], Б. М. Теплова (1947) [6], В. И. Петрушина (1994) [7],

М. С. Старчеус (2003) [8; 9], А. В. Торо-повой (1999) [10] и др.

В Китае первые представления о предмете «Музыкальная психология» на китайском языке появились в книге Сяо Юмэй «Введение в музыку» [11]. Ван Гуанци впервые провёл чёткое различие между объектами исследования в сфере психологии звука и объектами исследования в сфере музыкальной психологии [12].

Современные представления китайских учёных сходятся в том, что музыкальная психология - это молодая интегральная наука, которая опирается на теории из таких научных областей, как физиология, физика, математика, анатомия, генетика, антропология, общая психология и использует методы экспериментальной психологии для изучения и объяснения музыкального опыта людей и музыки от младенчества до взрослого возраста. Чжоу Хайхун подчёркивает, что музыкальная психология должна быть основана на собственных научных эмпирических методах, отличающихся от принятых в предыдущих исследованиях смежных наук [13]. Чжао Сунгуан в своём предисловии к «Психологии музыки» указал на то, что данная научная область обращена на множество явлений физиологического уровня слухового восприятия музыки, а также уровня человеческого культурного и социального опыта, осознания эмоционального резонанса и свободных ассоциаций с привлечением данных социологии, культурологии, антропологии и эстетики, изучить которые можно только с помощью методов новой музыкальной психологии [14]. Ло Сяопин и Хуан Хун считают, что музыкальная психология - это наука, изучающая взаимосвязь между музыкой и психологией человека, реакцией человека

на музыку и его поведением, эта область с новым научным предметом на стыке музыки, акустической физики и психологии [15, с. 479]. Цзян Цунь-мэй подчёркивает важность изучения закономерностей успешной музыкальной деятельности человека [Там же].

Основная цель музыкальной психологии как науки в китайском научно-образовательном пространстве - понять и описать феномены процесса познания и понимания музыки, предсказать и управлять музыкальной деятельностью в процессе обучения. Это развивающийся предмет с открытой проблематикой, поэтому изучение дисциплины «Музыкальная психология и психология музыкального образования» в российском вузе обогащает содержание программ и для Китая, поскольку, возвращаясь на родину, китайские специалисты распространяют полученные за рубежом знания и опыт в своей стране.

Обзор подходов к научному предмету музыкальной психологии в Китае показывает разнообразие акцентов и меж-дисциплинарность данной области 33 знаний, её связь с педагогическим процессом. Так, в китайском юго-западном университете было подготовлено учебное издание «Психология музыкального образования» под редакцией декана института музыки, профессора, доктора психологических наук, научного руководителя направления музыкальной психологии в этом институте, руководителя отделения вокального исполнительства Чжэн Маопин [16]. Автор вводит и излагает актуальные вопросы психологии музыкального образования с позиции следующих ракурсов:

1. Когнитивные законы восприятия музыки, важные для процесса музыкального образования.

2. Эмоциональное переживание музыки в процессе музыкального образования.

3. Психология личности учителя (психологические проблемы преподавания, значимые психологические характеристики учителя музыки и его профессиональной деятельности, опирающейся на психологические законы музыкального творчества, музыкального исполнения и музыкальной эстетики).

4. Психологические правила и характеристики музыкального развития учащихся (факторы продуктивности образного мышления, проблематика индивидуальных психологических особенностей обучающихся, таких как настроения, музыкальные предпочтения и чувственно-эстетическое удовольствие в процессе музыкального образования).

В этом учебном пособии большое значение придаётся органичному сочетанию теорий психологии и обзора результатов практических исследований в области музыкального образования, разбираются исследовательские методы, 34 включающие качественный и количественный анализ получаемых данных.

В России также существует очевидная связь музыкальной психологии как науки и психологии музыкального образования как прикладной области знания в музыкально-педагогическом образовании. Она отражена в образовательных и учебных программах педагогических вузов, в частности в образовательных программах магистратуры «Педагогика и психология музыкального образования», «Современные технологии музыкального образования и му-зыкотерапии», дисциплине уровня бакалавриата «Музыкальная психология и психология музыкального образования».

В последние годы на первый план в научных и прикладных аспектах педагогики и психологии в сфере практического применения существующих знаний выходит проблема кросс-культурных сопоставлений особенностей восприятия, понимания и интерпретации как произведений искусства, так и научных понятий, путей и критериев анализа психологических явлений. Сам феномен «кросскультурность» (поликультурность, мультикультур-ность) становится предметом научного изучения и одним из ключевых качеств как процесса обучения, так и личности педагога XXI века, что отражается в категории кросскультурная грамотность или компетентность (doss-cultural competence (Р. Ханви) [17]).

По мере интенсивного роста взаимодействия в сфере образования между двумя странами - Россией и Китаем - и происходящих изменений в самих формах обучения с нарастанием цифровизации образования вновь возникающие проблемы сочетания старых и новых форм музыкального обучения и воспитания видятся остро актуальными. Растёт число обучающихся в России студентов из КНР, среди них очень много желающих абитуриентов получить музыкальное образование в России - вместе с этим фактом актуализируется и проблема обучения музыкально-психологическим дисциплинам китайских студентов, так как обучающиеся из Китая имеют иной опыт в области не только интонационных основ музыкальной культуры, но и трактовок некоторых познавательных и эмоционально-волевых процессов, факторов их развития и способов воспитания.

Таким образом, можно констатировать явное противоречие между запросом науки и практики в научном обосновании особенностей освоения

содержания музыкально-психологических дисциплин в российских вузах студентами из КНР и отсутствием соответствующих исследований.

В силу этого нами была поставлена цель исследования - разработка психолого-педагогической модели реализации кросс-культурного подхода к освоению содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из КНР.

Ключевые категории исследования

Кросскультурный подход к изучению феноменов изначально предполагал сравнительные исследования западных и традиционных культур, то есть сопоставление культур промышленно развитых стран с культурами племён, ведущих первобытный образ жизни (М. Мид [18]), На данном этапе в гуманитарных науках кросс-культурность изучается как самостоятельный феномен, то есть мета-способность воспринимать культурную вариативность мира, а в качестве методологического подхода - как способ изучения явлений и процессов с позиции более чем одной научной и культурной традиции. В этом подход противопоставляется западо-центричности или востоко-центрично-сти (цивилизационной и образовательной этно-центричности).

Постановка исследовательских задач и развитие сотрудничества в области изучения научных оснований поликультурного музыкального образования, кросс-культурных аспектов музыкального развития и искусство-терапии могут не только продвинуть научно-образовательные контакты между Россией и Китаем, но и способствовать появлению новых интегративных технологий полезных мировой педагогике музы-

кального образования на современном этапе её развития.

Кросс-культурная компетентность проявляется в способности жить, учиться, общаться, работать и отдыхать в условиях межкультурных различий, существующих в повседневной жизни и профессиональных средах. Она основана на осознании, что разнообразие - это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Чаще всего, в кросс-культурную компетентность (и грамотность) сейчас включают установки, знания, умения и навыки, способствующие эффективному общению и взаимодействию с представителями других культур [17; 19].

Кросс-культурный подход как основа

разработки модели освоения китайскими студентами музыкально-психологических дисциплин

В ходе теоретического и опытно-поискового исследования была выдвинута гипотеза о том, что:

Кросс-культурный подход к освоению содержания музыкально-психологи- 35 ческих дисциплин студентами из КНР может быть эффективен при следующих условиях:

• изучения представлений и принципов организации традиционного и современного содержания музыкально-психологического знания в России и Китае;

• сравнительного анализа определений и коннотаций содержания музыкально-психологических терминов и понятий;

• выявления прикладных актуальных целей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из КНР, мотивирующих их на изучение предмета.

Психолого-педагогическими условиями реализации модели в нашем представлении являются:

• рассмотрение всех тем по программам дисциплин с позиции кросс-культурности (по возможности);

• организация рефлексивных самонаблюдений и самоисследования студентов, сопоставление эмоциональных переживаний при знакомстве с образцами фольклора, литературы и киноискусства в контексте изучения музыкальных произведений;

• применение особых форм методического сопровождения студентов из КНР обучающимися более продвинутых ступеней образования из Китая - магистрантами и аспирантами в качестве «наставников»;

• разработка материалов для контекстного обучения по музыкально-психологическим дисциплинам из опыта работы и культуры Китая и России.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения философии, культурологии, 36 педагогики и психологии музыкального образования:

• философская антропология А. А. Белика [20], Р. Бенедикт [21], Г. Гачева [22];

• концепция содержания музыкально-психологической антропологии и в целом музыкально-психологической подготовки педагога-музыканта А. В. Тороповой [4; 9];

• цивилизационный подход к изучению педагогики музыкального образования Е. В. Николаевой [23];

• труды по музыкальной психологии ведущих специалистов Китая [11-16];

• концепция контекстного обучения А. А. Вербицкого [24].

Обобщение результатов проведённого теоретического анализа позволило сделать вывод о том, что кросскультур-ный подход необходимо реализовывать как на уровне знаний о различиях в восприятии, понимании и интерпретации музыкально-психологических феноменов и проблем, так и на уровне расширения палитры переживания произведений искусства, накопления опыта контекстного изучения феноменов российской музыкальной культуры, а также на уровне поведения в профессиональной деятельности.

На основе выявленных оснований была построена модель кросс-культурного подхода к освоению курса «Музыкальная психология» обучающимися из КНР (рисунок 1), которая была апробирована в практической работе на факультете музыкального искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета в 2018 - 2021 гг.

Мониторинг эффективности психолого-педагогической модели реализации кросс-культурного подхода к освоению содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из КНР был направлен на фиксацию изменений по основным индикаторам качества обучения:

1. Знания о закономерностях и различиях музыкальной психологии человека.

2. Знания о проблемах и путях решения затруднений в психологии музыкального образования.

3. Отношение и самоотношение к музыкально-психологическим способам решения проблем в своём обучении.

4. Отношение и самоотношение к музыкально-психологическим способам решения проблем в обучении своих учеников.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМЫ КУРСА

I I I I II

Цели и задачи курса

лг

Музыкальные способности

Эмоции в музыке

Музыкально-познавательные процессы

Креативность и творчество

(-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение, воспитание, развитие

Трудности обучения

7 Í

Содержание

понятий и терминов МП* и ПМО" на 2-х языках

МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Работа с текстами учебной, научной и художественной литературы

Кросс-культурные сопоставления материалов

Самонаблюдение, самоисследование и рефлексия трудностей

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МП И ПМО

37

Рис. 1. Модель кросс-культурного подхода к освоению курса «Музыкальная психология» Сокращения: * МП - музыкальная психология, ""ПМО - психология музыкального образования. Fig. 1. Model of a cross-cultural approach to mastering the course "Musical Psychology" Abbreviations: * MP - musical psychology, **PMO - psychology of music education

5. Педагогические действия для преобразования своей учебной деятельности в музыкальном образовании.

6. Педагогические действия для преобразования учебной деятельности в обучении других в музыкальном образовании.

Заключение

Проведённый анализ бесед с обучающимися позволяет подтвердить наш тезис о том, что при организации процесса изучения китайскими студентами музыкально-психологических дисциплин на музыкальных факультетах вузов России целесообразно применение кросс-культурного подхода к обучению, который заключается

в рассмотрении изучаемых тем с позиции философских, научных и культу-ро-ориентированных представлений двух традиций - России и Китая.

Психолого-педагогическая модель кросс-культурного подхода к освоению содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из КНР заключается в реализации методов и условий обучения по уровням: знаний о культурных различиях в переживаниях и толкованиях феноменов при взаимодействии с искусством; переживаний и их самоисследования в процессе знакомства с контекстом создания и исполнения музыкальных произведений; планирования профессиональных действий и деятельности педагога-музыканта.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Seashore C. E. Psychology of Music. New York: Dover Publications. 1990. 426 p.

2. Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология // Homo-musicus. Альманах музыкальной психологии / ред.-сост. М. С. Старчеус. М.: Московская государственная консерватория, 2001. С. 7-54.

38 3. Торопова А. В. Интонирующая природа психики. Музыкально-психологическая антро-— пология. Монография. М.: МПГУ, 2018. 350 с.

4. Mastnak W. Music Psychology in Theory and Application, Shanghai, Shanghai Conservatory of Music Press. 2014. 446 p. (На китайском языке Ш^Й'^ИШЙ, ia ^'бИ^ЙШ

±Ж: i^H-ii^llctfiJKIi, 2014, 446И) Мастнак В. Музыкальная психология в теории и применении. Шанхай, Шанхайская консерватория музыкальной прессы. 2014 г. 446 с.

5. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. 115 с.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (1947). М.: Наука, 2003. 337 c.

7. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 380 с.

8. Старчеус М. С. Личность музыканта. М.: Московская государственная консерватория, 2012. 848 с.

9. Старчеус М. С. Слух музыканта. М.: Московская государственная консерватория, 2003. 640 c.

10. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 190 с.

11. ШШ, ШЖШШ, Ш, 200^, 77®. ШШШ1907^Ш940^

(Сяо Юмэй. Полное собрание сочинений Сяо Юмэй. Шанхай, Шанхайская консерватория музыкальной прессы, 2004. 775 с. // Сборник из 58 монографий по теории литературы, написанных и опубликованных Сяо Юмэй с 1907 по 1940 год.

12. ^Ш. ЯШЪШёхШ. ЛЖдаИ:): 1989. C. 663-666. «Ф У&ШМJ?-)), 192^р. i||17^Jj|5$fj. (Ван Гуанци. Избранные произведения Ван Гуанци о музыке. Пекин, Народное музыкальное издательство, 1989. С. 663-666. (Первоначально опубликовано в «Китайском образовательном кружке» 1928 г. No. 17(5).).

13. ^Я^адШМЖ Ш: Ф&^Я^КШШЪ, 2004, 28Щ. (Чжоу Хайхун. Мир музыки и его выражение. Пекин, Центральная консерватория музыкальной прессы, 2004. 281 с.).

14 ЙШЬ ±»: ii^WiStiJl&li, 200^. 384И (Чжао Сунгуан.

Введение в психологию музыкального образования. Шанхай, Шанхайское музыкальное издательство. 2003. 384 с.).

15. ^Т, ЙЙ «^iS'^H^», ±j®: 200^£. 47® (Ло Сяопин, Хуан

Хун. Музыкальная психология. Шанхай: Шанхайская консерватория музыкальной прессы, 2008 г. 479 с.).

16 ^ЩТ, ИЛЖ: 2011^, 37®. (Чжэн Маопин. Психология

музыкального образования, Пекин, Издательство Пекинского университета, 2011. 372 с.).

17. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива. Рязань: Издательство Рязанского университета, 1994. 69 с.

18. Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988. 429 с.

19. Chiu C. Y., Lonner W. J., Matsumoto D., & Ward C. (2013). Cross-Cultural Competence: Theory, Research, and Application. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44 (6), 843-848, DOI: 10.1177/0022022113493716.

20. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. 241 c.

21. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Наука, 2007. 360 с.

22. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. 544 с.

23. Николаева Е. В. Традиционная музыкальная культура народов мира как компонент вузовского музыкально-педагогического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018. № 4(24). С. 144-162.

24. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

39

Поступила 09.06.2023; принята к публикации 27.06.2023. Об авторах:

Ло Цун, аспирантка кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119435), amorette@qq.com

Торопова Алла Владимировна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119435), доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, allatoropova@list.ru

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Seashore C. E. Psychology of Music. New York: Dover Publications. 1990. 426 p.

2. Kurt E. Tonpsikhologija i muzykal'naja psikhologiya [Tonpsychology and Musical Psychology]. Homo-musicus. Almanac of Musical Psychology. Editor and Compiler M. S. Starcheus. Moscow: Publishing House of Moscow State Conservatory (University) named after Tchaikovsky, 2001, pp. 7-54 (in Russian).

3. Toropova A. V. Intoniruyushchaja priroda psikhiki. Muzykal'no-psikhologicheskaya antropologiya [The Intonating Nature of the Psyche. Musical and Psychological Anthropology]. Monograph. Moscow: MPGU, 2018. 350 p. (in Russian).

4 »ka^M-t^^m ±m ift^^ffiMt, 2014, 44®

[Mastnak W. Music Psychology in Theory and Application. Shanghai: Shanghai Conservatory of Music Press. 2014. 446 p.] (in Chinese).

5. Belyaeva-Ekzemplyarskaya S. N. O psikhologii vospriyatiya muzyki [On the Psychology of Music Perception]. Moscow: Publishing House "Russkiy knizhnik", 1923. 115 p. (in Russian).

6. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostej (1947) [The Psychology of Musical Ability (1947)]. Moscow: Publishing House "Nauka", 2003. 337 p. (in Russian).

4Q 7. Petrushin V. I. Muzykal'naya psikhologiya [Musical Psychology]. Textbook and Workshop for

- Secondary Vocational Education. 4th ed., rev. and add. Moscow: Publishing House "Yurajt", 2023.

380 p. (in Russian).

8. Starcheus M. S. Lichnost' muzykanta [Musician Personality]. Moscow: Publishing House of Moscow State Conservatory (University) named after Tchaikovsky, 2012. 848 p. (in Russian).

9. Starcheus M. S. Slukh muzykanta [Musician's Hearing]. Moscow: Publishing House of Moscow State Conservatory (University) named after Tchaikovsky, 2003. 640 p. (in Russian).

10. Toropova A. V. Muzykal'naya psikhologiya i psikhologiya muzykal'nogo obrazovaniya [Musical Psychology and Psychology of Musical Education]. A Textbook for Universities. 4th ed., rev. and add. Moscow: Publishing House "Yurajt", 2023. 190 p. (in Russian).

11 ±m, 200^, 77®. SSfiHteM^^ai-fe^^fSSMMP. [Xiao Yumei. The Complete Works of Xiao Yumei, Shanghai, Shanghai Conservatory of Music Press. 2004, 775 p. A Collection of 58 Monographs on Literary Theory Written and Published by Xiao Yumei from 1907 to 1940)] (in Chinese).

12 St^T. Sfcir&ifcftiljfc. i^mwcnm, 1928^. mrmtB&n. [Wang Guangqi. Wang Guangqi's Selected Works on Music. Beijing, People's Music Publishing House 1989, pp. 663-666. (Originally published in the "Chinese Educational Circle", 1928, no. 17 (5)] (in Chinese).

13. MStefe ^iK-^SigaWtftH1, 4bjfC: t^iR^KtlBJiftit, 2004, 28m. [Zhou Haihong. The World of Music and Its Expression. Beijing, Central Conservatory of Music Press, 2004. 281 p.] (in Chinese).

14 ±SS: ±Sl:t'£RfcBM;H:, 2003i£. 38® (Zhao Songguang. Introduction to the Psychology of Music Education. Shanghai, Shanghai Music Publishing House. 2003. 384 p.] (in Chinese).

15. ^/hT, Hffi «WiS'kS^», ±*: iW^iS^^tBMtt, 200^. 47® [Luo Xiaoping, Huang Hong. Musical Psychology. Shanghai: Shanghai Conservatory of Music Press. 2008. 479 p.] (in Chinese).

16. ^^P, IhM: ^M^tiiMtt, 201li£, 37®. [Zheng Maoping. Psychology of Music Education, Beijing, Peking University Press, 2011, 372 p.] (in Chinese).

17. Henvey R. Dostizhimaya global'naya perspektiva [Achievable Global Perspective]. Ryazan: Ryazan University Press, 1994. 69 p. (in Russian).

18. Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the World of Childhood]. Comp. and foreword. I. S. Kona. Moscow: State Publishing House "Nauka", 1988. 429 p. (in Russian).

19. Chiu C. Y., Lonner W. J., Matsumoto D., & Ward C. Cross-Cultural Competence: Theory, Research, and Application. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013, 44 (6), pp. 843-848, DOI: 10.1177/0022022113493716.

20. Belik A. A. Kulturologiya. Antropologicheskie teorii kultur [Culturology. Anthropological Theories of Cultures]. Moscow: Russian State University for the Humanities, 1998. 241 p. (in Russian).

21. Benedict R. Khrizantema i mech. Modeli yaponskoj kul'tury [Chrysanthemum and Sword. Models of Japanese Culture]. Moscow: Publishing House "Nauka", 2007. 360 p. (in Russian).

22. Gachev G. D. Mental'nosti narodov mira [Mentality of the Peoples of the World]. Moscow: Publishing House "Algorithm, Eksmo", 2008. 544 p. (in Russian).

23. Nikolaeva E. V. Traditional Musical Culture of the Peoples of the World as a Component of High School Musical and Pedagogical Education. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and Education". 2018, no. 4(24), pp. 144-162 (in Russian).

24. Verbitsky A. A. Novaja obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie [New Educational 41 Paradigm and Contextual Learning]. Monograph. Moscow: Research Center for the Problems

of the Quality of Training of Specialists, 1999. 75 p. (in Russian).

Submitted 09.06.2023; revised 27.06.2023. About the authors:

Luo Cong, Post-graduate of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU). (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119991), amorette@qq.com

Alla V. Toropova, Professor of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119991), Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychology, Professor, allatoropova@list.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.