Особенности освещения гендерной тематики на примере испанских глянцевых журналов
Горенко Анна Александровна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры испанского языка Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России E-mail: [email protected]
Сангинова Фатима Юсуфовна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры испанского языка Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России E-mail: [email protected]
На формирование общественного сознания и мировосприятия людей, существенное влияние оказывают средства массовой информации (СМИ). В настоящее время, глянцевые журналы воспроизводят существующие в обществе культурные ценности, образцы и модели поведения, а также социальные изменения. Глянцевые журналы, как правило нацелены на определенную группу людей, и чаще всего, для успешного продвижения конкретного образа, используются гендерные стереотипы. Данные стереотипы прочно внедряются в сознание читателей, формируя идеальный образ мужчины и женщины. Социально-экономические преобразования в обществе, приводят также к модификации гендерных стереотипов, к трансформации роли мужчин и женщин в социуме.
В связи с этим, в статье рассматриваются особенности формирования гендерных стереотипов в глянцевых журналах, на примере испанских изданий. Определяется, что глянцевый журнал, входя в структуру СМИ как социального института, создает определенные стереотипы, и влияет на жизненные установки современной молодежи.
Объектом исследования являются современные испанские глянцевые журналы, предметом - формирование гендерных стереотипов в современных испанских глянцевых журналах. Эмпирическую базу исследования составили женские глянцевые журналы, выпускаемые в Испании: «Cosmopolitan», «Glamour», «Vogue», Elle и др.
В работе были использованы такие методы исследования, как: статистический анализ, сравнительно-типологический и текстологический метод.
Ключевые слова: испанские средства массовой информации (СМИ), испанский язык, глянцевый журнал, читательская аудитория, общественное сознание, гендер, гендерные стереотипы, дискурс.
Введение. Современное общество зависимо от определенных социальных норм, формирующихся из культурных особенностей. Данные нормы определяют модель поведения человека, формируют его жизненные директивы, Социальные нормы имеются и в отношении полов. Несмотря на различную анатомию мужчин и женщин, иногда демонстрируются поведенческие характеристики, которые стереотипны противоположному полу. Вследствие чего, нередко встречаются властные и агрессивные женщины, и пассивные непоследовательные мужчины. Таким образом, человек сочетает в себе различные комбинации гендерных признаков.
Стереотип заключает в себе эмоциональную оценку факторов, которые несут в себе мысль общественного сознания. Стереотип является калькой, по которой общество дает оценку всему, что его окружает. Мир наполнен стереотипами, как тендерными, так и социальными. Журналистика и СМИ выступают мощным орудием, транслирующим и закрепляющим эти стереотипы в массовом сознании. Гендерные стереотипы основываются на распространенных в обществе мнениях о значимых различиях групп мужчин и женщин.
СМИ воздействовали и продолжают воздействовать на целевую аудиторию, формируя у своей аудитории определенные гендерные предпочтения. Поведенческие установки могут быть приобретены путем наблюдения за символическими моделями, как наблюдаемыми в реальной жизни, так и показанными в популярных СМИ. Таким образом, изображение женщин и мужчин в стереотипных ролях и рамках в средствах массовой информации служит источником формирования и воспроизведения гендерных стереотипов.
Основная часть. В связи с заявленной темой, рассмотрим особенности освещения гендерной тематики на примере испанских глянцевых журналов.
Коммерческие журналы, появились в Испании в 1960-х годах. Однако, настоящая революция в прессе произошла в 1986 году, когда в Испании появились многие известные международные издания, мотивированные законодательными, политическими и социальными изменениями того времени. В это время, на испанском рынке появились очень важные издания, такие как Elle (1986), Vogue (1988), Cosmopolitan (1990) и the Spanish Woman (1992), которые сосуществовали с другими испанскими изданиями, появившимися в 1960-х и 1970-х годах, такими как Telva (1963, один из самых популярных испанских женских журналов, ко-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
торый все еще остается в обращении)[3]. В дальнейшем, в прессе Испании, были запущены новые издания: Garbo, Ama, Greca, Prima and Dunia. Впоследствии XXI-й век был отмечен тремя основными событиями: миниатюризацией прессы, адаптацией журналов к цифровым медиа.
Рост Интернета заставил печатные СМИ адаптировать свою структуру к новым цифровым платформам, уступив место новым формулам, где текст и изображение сосуществуют с аудиовизуальными и текстовыми элементами, а дизайн соответствует новым медиа. В настоящее время, все печатные журналы имеют свой веб-сайт с форматами, адаптированными для экрана компьютера, экранов планшета и мобильных устройств. Кроме того, глянцевые печатные журналы доступны для покупки и загрузки через цифровые платформы и представлены в основных социальных сетях. Появились новые женские издания, такие как Harpers Bazaar (2010), CuoreStilo, (2011), Hola! Fashion (2012), Grazia (2013) и Divinity (2014) и т.д.
Женщины являются основными читателями глянцевых журналов (58,4%). Секретом успеха публикаций в данных журналах, является тематика, которая считается типичной для женщин: мода, красота, личные отношения и забота о доме, которые, в свою очередь, становятся производителями гендерных стереотипов. Тематические линии в большей или меньшей степени отражают модель женщин, с которой читательницы должны идентифицировать себя.
Исследователи утверждают, что эти журналы сконфигурированы как витрина или зеркало для читательницы, которые идентифицируют себя с женщинами, изображенными на их страницах, и стремятся быть похожими на них. Эти журналы становятся источником знаний. Таким образом, СМИ несут ответственность за социальное влияние, поскольку они способны отсрочить или стимулировать изменения, которых требует само общество. Эти стереотипы соответствуют определенным моментам в истории Испании, в которых пропагандировался тот или иной образ женщины (журналы, составляющие выборку для исследования: Cosmopolitan, Elle, Glamour и Vogue соответствуют критериям читательской аудитории). Рассмотрим их.
1. «Una mujer como ama de casa». (Женщина как домохозяйка). Эта модель связана с ролью матери и супруги: домохозяйка-мать-супруга. Это женская модель, наиболее широко использовалась всеми журналами XIX века и первой половины XX века.
2. «Una mujer como madre». (Женщина как мать). Этот стереотип подчеркивает роль женщины как матери, как биологическое состояние женской сущности. Это стиль в женской прессе был широко представлен в Испании во времена режима Франко.
5 3. «La mujer como la otra mitad». (Женщина как § вторая половинка). Здесь женщина изображена S3 как супруга или партнер мужчины. Женщине отво-еЗ дится роль создателя истории, однако не самосто-Ц ятельно, а в качестве компаньона мужчины.
4. «La mujer como rival». (Женщина как соперница). Это соперничество по отношению к мужчине, основанное на концепции абсолютного тендерного равенства, но в качестве эталона используется мужская модель. Следовательно, данный стереотип грозит вытеснением мужчин из общества и представляет их как соперников[1].
5. «Superwoman». (Суперженщина). Это женская модель, была предложена журналами в 1980 и 1990-е годы прошлого столетия. Это женщина, которая работает как вне дома, так и дома, и вместе с тем заботится о семье.
В отличие от женщины домохозяйки, в этой модели женщина обладает большей самооценкой. Для женщины дом, независимо от того, живет ли она одна или со своей семьей, является «убежищем», о котором она должна заботиться, и, хотя домашняя работа теперь является общей с мужчиной, основное бремя все же ложится на нее. Суперженщина представляется на обложках глянцевых журналов красивой и молодой, почти идеальной: женщиной-вамп, сексуальной, интеллектуально и физически развитой, доброй матерью. Обобщая, можно выделить три основных женских архетипа в СМИ: жена-мать-домохозяйка, женщина как объект желания и суперженщина. Первая, соответствует замужней женщине с детьми, посвятившей себя заботе детям и дому. Это традиционная модель, на которой основаны глянцевые журналы. Второй архетип описывает женщину, полностью посвятившей себя заботе о себе, своей внешности и способности привлекать противоположный пол. Эта типичная модель изображена в мужских глянцевых журналах. Третий архетип -это суперженщина, у которой есть работа вне дома, где она занимает определенную ответственную должность, находит также время для своих детей, семьи и дома, и никогда не пренебрегает работой по дому. Женщина, у которой есть время, чтобы все успеть, а также позаботиться о своей внешности. Этот стереотип восхваляют и приветствуют женские журналы. Однако эта модель обманывает читателя, поскольку имеет мало общего с реальностью, которая не отображается на страницах глянцевых журналов.
Это свидетельствует о двойной тенденции в рекламе глянцевых журналов. Реклама показывает «два отдаленных уголка реальной жизни женщины». Таким образом, некоторые бренды представляют активную женщину, которая готова взять на себя инициативу своей сексуальной и эмоциональной жизни, в то время как другие бренды представляют чувствительную, хрупкую и пассивную женщину.
Суперженщина изображается (когда речь идет о современной женщине, предложенной рекламой и СМИ), как женщина, которая, не теряя своей традиционной роли домохозяйки, имеет образование и профессиональную подготовку, с безупречной физической внешностью, при этом, данный аспект, вызывает беспокойство и интерес у женщин. Такая женщина внешне раскрепощена, но на самом
деле перегружена ролями, так как она принимает мужские стереотипы, не отказываясь от своей традиционной роли, что требует быть совершенным внутри и вне дома. Таким образом, женщина XXI века освобождается из тюрьмы старых представлений, но направляется к новой тюрьме, которую можно назвать «стеклянной тюрьмой».
Отметим, что в публикациях глянцевых журналов XXI века показывается еще один тип женщины, отличный от того, который был показан в начале прошлого века. Это тип женщины, сумевшей избежать исторически сформированные домашние и материнские обязанности. Это женщина без домашних связей, независимая, тем не менее, благодаря своей высокой покупательной способности, становится рабыней роскошной моды и косметики. Домашняя женщина заменяется суперженщиной и халат заменяется аксессуарами от ведущих брендов, что указывает на то, что эта женщина не отказывается от своей традиционной роли домохозяйки, но благодаря своей большей покупательной способности становится потребителем новых привычек. Женщина, представленная в современных глянцевых журналах Испании, определяется культом физической красоты, где посредством модных и косметических брендов она изображается как «украшение» [2]. Многие исследователи, приходят к выводу, что женские журналы подпитывают ряд социальных стереотипов, которые, хотя и пытаются вызвать элегантность, утонченность и элитарность, продолжают восхвалять ценности, которые ассоциируется с женщиной, понимаемой как идеальный объект, которая преследует красоту и молодость как неотъемлемую часть ценности. Тирания, которую рекламные компании оказывают на СМИ (которые, возможно и не отвечают интересам редакции), рассматривают женщин как коммерческий продукт, так как информационная структура этих изданий построена в соответствии с интересами рекламодателей. Появляется новый стереотип: женщина, которая слишком озабочена своей внешностью, ее выбор мода, который заставляет ее чувствовать себя лучше и красивее; женщина, как эталонная модель; женщина, которая готова потратить большие суммы денег, чтобы выделиться из толпы.
Таким образом, отмечаются изменения в тендерных стереотипах, представленных в испанских глянцевых журналах в последние годы, в них восхваляется стереотип женщин вечно молодых и женственных. Главной отличительной чертой нового образа является красота: современная женщина тщательно следит за собой, правильно питается, занимается спортом, в целом, уделяет довольно много времени своей внешности. Именно этот образ «идеальной женщины», можно встретить на страницах глянцевых женских изданий. «Cosmopolitan», «Glamour», «Vogue» и другие глянцевые журналы элитарного типа, с помощью всевозможных материалов показывают читательницам, какими они могут быть. Тем самым, они диктуют аудитории определенную манеру поведе-
ния, навязывают идеалы, соответствующие идеальному образу. Особое внимание на страницах глянцевых журналов отводится борьбе со стрессом. «Суперженщина» XXI века, которая одновременно справляется со множеством социальных ролей, нуждается в восстановлении собственных ресурсов. Глянцевые журналы пытаются предложить женщинам различные источники восполнения энергии. Еще один важный аспект - женское здоровье. Современная женщина не должна оставаться один на один с тяжелыми заболеваниями. Чтобы поддержать женщин, журналы публикуют реальные истории, настраивающие на борьбу и позитивный настрой, информируют о необходимости профилактики различных заболеваний. Анализ показал, что наиболее часто встречающимися грамматическими формами в подобных статьях являются: императивные формы, форма 3 лица множественного числа, то есть обращение на «мы», для демонстрации единства и поддержки, и форма на «ты», которая устанавливает более тесную, доверительную связь с читателем:
"Intenta evitar el sentimiento de culpa". "Relájate". "Cuídate". "Estrés: ¿cómo puedes sacar un lado positivo?" "Habla con tu amiga, exponle tu preocupación (con mucha delicadeza)". "Luchemos juntas". (Cosmopolitan, octubre de 2022)
Заключение. Таким образом, глянцевые журналы являются сторонниками дифференцированного общества и уделяют мало внимания реальности и идентичности женщины XXI века. Видимость того, что женщина якобы завоевала освобождение, красиво завернута в глянцевую бумагу. Реклама использует определенные общепринятые стереотипы того, какими должны быть женщина или мужчина, чтобы добиться социального или эмоционального успеха в обществе. Эти стереотипы обычно подчеркивают ценности, которые не отражают концепцию женщины в ее наиболее полном и частом понимании, а вместо этого выделяют крайние черты, такие как успех, эмоциональный триумф, удовольствие или риск, и оставляют в стороне другие аспекты, более фундаментальные в жизни любого человека такие, как дружба, трудолюбие, семья или профессиональная самореализация.
Можно сказать, что общество в значительной степени отвечает само за себя, когда его спрашивают о том, что оно считает важным. Нет сомнений в том, что для общества, которое в корне ценит ценности, ведущие его к эгоизму и изоляции, в долгосрочной перспективе будет иметь пагубные последствия для себя. Следует отметить, что благодаря использованию символов, узнаваемых определенной аудиторией, глянцевые журналы и реклама в них, передают образ жизни, образ мужчины и женщины, такими, какими они должны быть, учат как действовать, как потреблять, чтобы добиться успеха на социальной лестнице. В конечном итоге, не остается сомнений, что СМИ, в частности глянцевые журналы, влияют на самооценку и поведение людей, вследствие чего проблема ис-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
пользования гендерных стереотипов в журналистике требует активного обсуждения, необходимого для полного понимания социальных изменений в Испании.
Литература
1. Альманса-Мартинес А., Гомес де Травеседо-Рохас Р. Стереотипы о женщинах в испанских женских журналах. Латинский журнал социальных коммуникаций. - 2017,- № 72, - с. 608
2. Белкауи А., Белкауи Дж.М. Сравнительный анализ ролей, выполняемых женщинами в печатной рекламе: 1958,1970, 1972, Журнал маркетинговых исследований,- 1967,- № 12, -стр. 168-7
3. Устинова В.Л. Дискурсивная языковая личность журналиста-колумниста в медиадискур-се: гендерный аспект. // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т.92.№ 3. С. 119-123.
FEATURES OF GENDER COVERAGE ON THE EXAMPLE OF SPANISH GLOSSY MAGAZINES
Gorenko A.A., Sanginova F. Yu.
Moscow State Institute of Foreign Affairs
The formation of public consciousness and people's worldview is significantly influenced by the mass media (mass media). Currently, glossy magazines reproduce the cultural values, patterns and patterns of behavior existing in society, as well as social changes.
Glossy magazines, as a rule, are aimed at a certain group of people, and most often, gender stereotypes are used to successfully promote a particular image. These stereotypes are firmly embedded in the minds of readers, forming an ideal image of a man and a woman. Socio-economic transformations in society also lead to the modification of gender stereotypes, to the transformation of the role of men and women in society.
In this regard, the article examines the peculiarities of the formation of gender stereotypes in glossy magazines, using the example of Spanish publications. It is determined that a glossy magazine, entering the structure of the media as a social institution, creates certain stereotypes and influences the attitudes of modern youth. The object of the study is modern Spanish glossy magazines, the subject is the formation of gender stereotypes in modern Spanish glossy magazines.
The empirical basis of the study was made up of women's glossy magazines published in Spain: "Cosmopolitan", "Glamour", "Vogue", Elle, etc.
The following research methods were used in the work: statistical analysis, comparative typological and textual method.
Keywords: spanish mass media (mass media), glossy magazine, Spanish language, readership, public consciousness, gender, gender stereotypes, discourse.
References
1. Almanza-Martinez A., Gomez de Travesedo-Rojas R. Stereotypes about women in Spanish women's magazines. Latin Journal of Social Communication. - 2017, - No. 72, - p. 608
2. Belkaui A., Belkaui J.M. Comparative analysis of the roles played by women in print advertising: 1958,1970, 1972, Journal of Marketing Research,- 1967, - No. 12, - pp. 168-7
3. Ustinova V.L. Discursive language personality of a journalist-columnist in media discourse: gender aspect. // Humanitarian and social sciences. 2022. V. 92. No. 3. S. 119-123.
о с
u
CO