Научная статья на тему 'СФЕРЫ-ИСТОЧНИКИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЗАГОЛОВКАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ'

СФЕРЫ-ИСТОЧНИКИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЗАГОЛОВКАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиадискурс / глянцевые журналы / заголовки / прецедентные феномены / протекст / media discourse / glossy magazines / headlines / precedent phenomena / protetext

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В.А. Гапутина

Настоящая статья посвящена рассмотрению заголовков статей женских глянцевых журналов. Цель исследования – выявление сфер-источников актуализируемых в них прецедентных феноменов (ПФ). Научная новизна определяется обращением к новейшему журнальному дискурсу: материалом исследования послужили выпуски журналов «Cosmopolitan», «Glamour», «Tatler», «Vogue» за 2019 – 2021 гг., которые еще не получили детального научного осмысления. Корпус отобранных ПФ составил 308 единиц. В работе применялся комплекс исследовательских методов. Отбор и анализ ПФ осуществлялся методом сплошной выборки, частотность упоминания ПФ, относящихся к той или иной сфере-источнику, устанавливалась методом контент-анализа. При интерпретации полученных данных использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и классификации. В результате было выявлено, что большинство ПФ апеллируют к сферам мирового кинематографа, классической литературы и музыкального искусства. Это позволяет утверждать, что женщина, пишущая и читающая тексты глянцевых журналов, является потребителем массовой культуры, вместе с тем претендуя на принадлежность к элитарным социальным кругам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERES-SOURCES OF PRECEDENT PHENOMENA IN THE HEADLINES OF RUSSIAN-LANGUAGE WOMEN’S GLOSSY MAGAZINES

The article studies headlines of articles of women’s glossy magazines. The purpose of the study is to identify the spheres-sources of precedent phenomena (PF) actualized in them. Scientific novelty is determined by an appeal to the latest journalistic discourse: the research material is issues of the magazines “Cosmopolitan”, “Glamor”, “Tatler”, “Vogue” for 2019-2021, which have not yet received a detailed scientific understanding. The body of the selected PFs was 308 units. A set of research methods was used in the work. The selection and analysis of PFs is carried out by the method of continuous sampling, the frequency of mentioning PFs related to one or another source area was established by the method of content analysis. When interpreting the data obtained, general scientific methods of generalization, comparison and classification were used. As a result, it is revealed that the majority of PFs appeal to the spheres of world cinema, classical literature and musical art. This allows us to assert that a woman who writes and reads the texts of glossy magazines is a consumer of mass culture, at the same time claiming to belong to the elite social circles.

Текст научной работы на тему «СФЕРЫ-ИСТОЧНИКИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЗАГОЛОВКАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ»

pitch-dark room, for infinite stakes, with a dealer who won't tell you the rules, and who smiles all the time.

("Good Omens" - телесериал, s01e01)

Рассматриваемый телесериал часто полагается на культурную осведомлённость зрителей и предлагает большое количество культурных «отсылок». В данном случае объектом обыгрывания становится одно из наиболее цитируемых высказываний А. Эйнштейна: «Бог не играет в кости». Великий учёный говорил о том, что в природе не бывает случайностей, все процессы строго детерминированы. Однако в данном случае происходит буквализация высказывания с последующим расширением метафоры: бог играет не в кости, а в непостижимую игру собственного изобретения. Данный эпизод служит для создания комического эффекта.

8) CROWLEY: The Antichrist has been born. But it's the upbringing that's important, the influences [...] We do it right, he won't be evil. Or good. He'll just be normal.

("Good Omens" - телесериал, s01e01)

Данный пример интересен тем, что аллюзия создаётся не на общеизвестный культурный феномен, событие или личность. В данном случае авторы полагаются на внимательность зрителя, играя с ним, и отсылка происходит к тому, что было сказано в самом сериале несколькими сценами ранее. В предыдущем эпизоде голос Бога рассуждал о том, что все беды на Земле происходят не от того, что люди по своей природе хорошие или плохие, а просто потому, что они люди, контекстно приравнивая бытие человеком к некой «нормальности», промежуточному этапу между good и bad. В данном же случае Кроули утверждает, что они могут вмешаться в божественный план и повлиять на воспитание Антихриста. Ангел будет учить его хорошему, демон - плохому, и в итоге ребёнок вырастет «нормальным». Однако внимательный зритель может догадаться, что в

Библиографический список

контексте происходящего «нормальность» может сыграть злую шутку с героями, и их план с треском провалится.

Буквализация

9) ADAM: We could be the new Spanish Inquisition.

PEPPER: Actually, we can't be the Spanish Inquisition, because we're not actually Spanish.

BRYAN: I've been to Barcelona. I can teach you Spanish.

("Good Omens" - телесериал, s01e02)

Перед нами разговор детей, с серьёзным видом рассуждающих о ведьмах и испанской инквизиции. Узнав, что в соседнем коттедже поселилась «настоящая ведьма», дети намерены во что бы то ни стало решить эту проблему, и Адам предлагает для этих целей стать новой испанской инквизицией. Однако, не до конца понимая суть испанской инквизиции, Пеппер возражает ему, что ничего не выйдет, потому что они не испанцы. Брайан же для большей комичности ситуации предлагает научить их испанскому, потому что он был в Испании. Тем самым языковая игра, основанная на буквализации компонента устойчивого выражения, служит для создания комического эффекта.

Как видим, в кинематографическом дискурсе используется большое количество разнообразных приёмов языковой игры, включая игру с привлечением двойной актуализации и буквализации значения, использование стилистических приёмов аллюзии, расширенной метафоры и др. При этом необходимо заметить, что зачастую языковая игра создаётся с расчётом на наличие фоновых культурных знаний у адресата игры - зрителя, тем самым требуя его знакомства не только с контекстом произведения, но и с более широким историко-культурным контекстом. Следует добавить, что в большинстве случаев языковая игра строится не на одном феномене, а с привлечением различных способов создания ЯИ.

1. Витгенштейн Л. Философские исследования. Новое в зарубежной лингвистике. Москва: Прогресс, 1985; Выпуск XVI: 79 - 129.

2. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. Москва: Гнозис, 2008.

3. Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте: монография: Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2008.

4. Нухов С.Ж. Окказиональное именное словообразование английского языка сквозь призму языковой игры. Уфа: РИЦ БашГУ 2017.

5. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1994.

6. Мелконян К.Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества. Вестник Ставропольского государственного университета. 2010; № 1: 259 - 263.

7. Нухов С.Ж., Войцех К.Д. Особенности языковой игры в кинематографическом дискурсе. Вестник Башкирского университета. 2020; Т. 25, № 2: 382 - 389.

8. Salen K., Zimmerman E. Adventure as a Video Game. Adventure for the Atari 2600. The Game Design Reader: A Rules of the Play Anthology. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006: 690 - 713.

References

1. Vitgenshtejn L. Filosofskie issledovaniya. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Moskva: Progress, 1985; Vypusk XVI: 79 - 129.

2. Shahovskij V.I. Lingvisticheskaya teoriya 'emocij. Moskva: Gnozis, 2008.

3. Gridina T.A. Yazykovaya igra v hudozhestvennom tekste: monografiya: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Ekaterinburg, 2008.

4. Nuhov S.Zh. Okkazional'noe imennoe slovoobrazovanie anglijskogo yazyka skvoz'prizmu yazykovoj igry. Ufa: RIC BashGU, 2017.

5. Norman B.Yu. Grammatika govoryaschego. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU, 1994.

6. Melkonyan K.Yu. Kinoiskusstvo kak faktor formirovaniya sociokul'turnogo prostranstva sovremennogo obschestva. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 1: 259 - 263.

7. Nuhov S.Zh., Vojceh K.D. Osobennosti yazykovoj igry v kinematograficheskom diskurse. VestnikBashkirskogo universiteta. 2020; T. 25, № 2: 382 - 389.

8. Salen K., Zimmerman E. Adventure as a Video Game. Adventure for the Atari 2600. The Game Design Reader: A Rules of the Play Anthology. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006: 690 - 713.

Статья поступила в редакцию 10.09.21

УДК 81.42

Gaputina V.A., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, scientific and educational centre of communicative technology and digital education,

Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), E-mail: wwwgaputina@gmail.com

SPHERES-SOURCES OF PRECEDENT PHENOMENA IN THE HEADLINES OF RUSSIAN-LANGUAGE WOMEN'S GLOSSY MAGAZINES. The article studies headlines of articles of women's glossy magazines. The purpose of the study is to identify the spheres-sources of precedent phenomena (PF) actualized in them. Scientific novelty is determined by an appeal to the latest journalistic discourse: the research material is issues of the magazines "Cosmopolitan", "Glamor", "Tatler", "Vogue" for 2019-2021, which have not yet received a detailed scientific understanding. The body of the selected PFs was 308 units. A set of research methods was used in the work. The selection and analysis of PFs is carried out by the method of continuous sampling, the frequency of mentioning PFs related to one or another source area was established by the method of content analysis. When interpreting the data obtained, general scientific methods of generalization, comparison and classification were used. As a result, it is revealed that the majority of PFs appeal to the spheres of world cinema, classical literature and musical art. This allows us to assert that a woman who writes and reads the texts of glossy magazines is a consumer of mass culture, at the same time claiming to belong to the elite social circles.

Key words: media discourse, glossy magazines, headlines, precedent phenomena, protetext.

В.А. Гапутина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. научно-образовательного центра коммуникационных технологий и цифрового образования,

ФГОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва, E-mail: wwwgaputina@gmail.com

СФЕРЫ-ИСТОЧНИКИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЗАГОЛОВКАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ

Настоящая статья посвящена рассмотрению заголовков статей женских глянцевых журналов. Цель исследования - выявление сфер-источников актуализируемых в них прецедентных феноменов (ПФ). Научная новизна определяется обращением к новейшему журнальному дискурсу: материалом исследования послужили выпуски журналов «Cosmopolitan», «Glamour», «Tatler», «Vogue» за 2019 - 2021 гг, которые еще не получили детального научного

осмысления. Корпус отобранных ПФ составил 308 единиц. В работе применялся комплекс исследовательских методов. Отбор и анализ ПФ осуществлялся методом сплошной выборки, частотность упоминания ПФ, относящихся к той или иной сфере-источнику, устанавливалась методом контент-анализа. При интерпретации полученных данных использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и классификации. В результате было выявлено, что большинство ПФ апеллируют к сферам мирового кинематографа, классической литературы и музыкального искусства. Это позволяет утверждать, что женщина, пишущая и читающая тексты глянцевых журналов, является потребителем массовой культуры, вместе с тем претендуя на принадлежность к элитарным социальным кругам.

Ключевые слова: медиадискурс, глянцевые журналы, заголовки, прецедентные феномены, протекст.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, неугасающим интересом лингвистов к языку современной прессы. Трансформационные процессы, произошедшие в медиа вследствие цифрового апгрейда, изменения в коммуникативном поведении журналистов и инструментарии используемых ими методов и приемов, направленных на привлечение и удержание внимания читательской аудитории, требуют всестороннего научного осмысления. Во-вторых, анализ прецедентных феноменов (далее - ПФ), аккумулирующих в себе культурно значимую информацию [1], дает возможность для изучения специфики современного состояния социума, отраженного в языке прессы.

В рамках настоящей статьи мы изучаем ПФ, зафиксированные в заголовках современной прессы. Эмпирический материал исследования ограничен областью русскоязычных глянцевых журналов формата lifestyle, охватывающих разные сферы жизни общества: моду, красоту, политику, искусство, психологию, спорт и мн. др., ориентированных в основном на женскую аудиторию. Выбор именно этого медиасегмента неслучаен: издания lifestyle выступают инструментом формирования образцов поведения адресата, которые затем получают распространение и воспроизводятся им в повседневной жизни [2]. Такие издания находятся в фокусе внимания современных исследователей, в сферу интересов которых входит изучение механизмов манипулирования аудиторией.

В качестве объекта исследования мы выбрали заголовки глянцевых изданий, компонентом которых нередко служат ПФ, используемые журналистами для привлечения внимания читателя журнального материала к тому или иному сообщению. Рассмотрение сфер-источников ПФ, входящих в состав заголовков журналов, может предоставить интересный материал как для оценки эрудиции, жизненного опыта, политических предпочтений, прагматических установок и речевого мастерства автора, так и для оценки авторского представления об аналогичных качествах адресата [3]. Таким образом, наш анализ позволяет сформировать представление о ценностных ориентирах современной женщины (редактора журнала и его читательницы).

Всего было проанализировано 47 выпусков журналов «Cosmopolitan», «Glamour», «Tatler», «Vogue» с 2019 по 2021 г Темпоральные рамки обусловлены стремлением изучить новейший журнальный дискурс. Корпус отобранных ПФ составил 308 единиц.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить доминирующие в заголовках журналов сферы-источники прецедентности, что позволит составить представление о предпочтениях современной женщины - редактора журнала и его читательницы. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1) отобрать заголовки журнальных текстов, которые содержат ПФ; 2) определить сферы-источники культурного знания, к которым относятся отобранные ПФ; 3) установить процентное соотношение количества отсылок к выявленным сферам-источникам.

Для решения поставленных задач в работе применялся комплекс исследовательских методов. Отбор и анализ ПФ осуществлялся методом сплошной выборки, частотность упоминания ПФ, относящихся к той или иной сфере-источнику, устанавливалась методом контент-анализа. При интерпретации полученных данных использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и классификации.

Теоретической базой исследования послужили труды в области явления прецедентности таких авторов, как Д.Б. Гудков [1], ГГ Слышкин [4], Ю.Н. Караулов [5], В.В. Красных [6], И.П. Зырянова [7] и др. Вслед за Ю.Н. Карауловым, впервые предложившим и обосновавшим теорию прецедентности, под ПФ мы понимаем «готовые интеллектуально-эмоциональные блоки», значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, хорошо известные в обществе и постоянно используемые в коммуникации» [5, с. 216]. К числу прецедентных мы относим пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения, цитаты, названия художественных произведений и фильмов и т.п.

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, посвященные многоаспектному изучению ПФ на материале художественных, медийных и рекламных текстов, их номенклатура постоянно пополняется новейшими разработками, направленными на сопоставление ПФ разных лингвокультур [3], выявление их ассоциативно-культурного потенциала [8], изучение видов и способов модификаций и введений в текст [9; 10], а также доминирующих сфер-источников, релевантных для того или иного языка или дискурса [11; 12; 13]. Настоящее исследование вносит вклад в расширение теоретических представлений о функционировании ПФ в русскоязычном журнальном дискурсе.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследовательского материала и полученных результатов в практике преподавания вузовских курсов по лингвокультурологии, стилистике, медиалингвисти-ке, а также при написании студенческих исследовательских работ.

Опираясь на классификации сфер-источников ПФ, представленных в работах И.П. Зыряновой [7], Е.А. Нахимовой [3], С.Л. Кушнерук [14], и несколько дополнив их, мы выделили следующие основные сферы-источники прецедентности: кино, литература, музыка, общество, СМИ, история, политика, интернет и компьютерные игры. Результаты анализа сфер-источников ПФ, обнаруженных нами в заголовках анализируемых журналов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сферы-источники ПФ в заголовках журналов

Сфера-источник Количество в заголовках,0/» Примеры

Кино 29% Константин Юрьевич меняет профессию («Tatler», ноябрь 2020)

Литература 26% Кому жить хорошо... («Cosmopolitan», март 2019)

Музыка 25% Привет, ромашки! («Cosmopolitan, апрель 2020)

Общество 12% Не откладывай на завтра («Cosmopolitan», октябрь 2019)

СМИ 4% Экран покажет нас («Glamour», июнь 2019)

Интернет и компьютерные игры 2% Растения против зомби («Glamour», сентябрь 2020)

История 1,5% Восстание Спартака («Vogue», июль 2021)

Политика 0,5% Партия зеленых («Vogue», июнь 2021)

Всего: 100%

Как показал анализ, наибольшее количество ПФ, зафиксированных в заголовках глянцевых журналов, относится к сфере-источнику «Кино». Среди них выявлены те, которые представляют собой 1) названия фильмов или сериалов (оригинальные или трансформированные), например: Действуй, сестра! («Cosmopolitan», сентябрь 2020), Трудно быть догом («Cosmopolitan», июнь 2020), Москва слезам не верит («Glamour», декабрь 2020), Универсальный солдат («Vogue», октябрь 2020), Ищите женщину («Vogue», март 2020) и др.; 2) реплики героев фильмов, например: Господа, вы звери («Tatler», январь 2021), Хоть халву есть, хоть пряники («Cosmopolitan», март 2019), Огонька не найдется («Cosmopolitan», март 2019), Открой личико («Cosmopolitan», март 2019) и др. Отметим, что протекстами многих ПФ из сферы-источника «Кино» являются мультфильмы, например: Вверх («Cosmopolitan», июнь 2019), Как приручить дракона («Glamour», июнь 2019), В вашем Простоквашино («Glamour», декабрь 2020). В группу «Кино» мы также отнесли строчки из песен, являющихся частью музыкального сопровождения культовых кинофильмов и мультфильмов, например: Нам любые дороги дороги - из м/ф «Бременские музыканты» («Cosmopolitan», июнь 2020), Только раз в году - из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена» («Cosmopolitan», июнь 2021), Станет всем светлей - из м/ф «Крошка Енот» («Cosmopolitan», июнь 2021). При этом количество апелляций к шедеврам мирового кино (82%) превосходит количество отсылок к менее известным современным фильмам.

Вторым по популярности источником прецедентности является группа «Литература». Сюда мы отнесли не только художественную литературу, но и произведения устного народного творчества (кроме пословиц и поговорок), например: По твоему хотению («Cosmopolitan», апрель 2020), а также библейские тексты, например: Время собирать камни («Cosmopolitan», март 2019). Как и в случае с группой «Кино», апелляция к литературному творчеству в заголовках журнальных статей осуществляется путем 1) упоминания названия произведения (в оригинальном виде или в трансформированном), например: Кому жить хорошо... («Cosmopolitan», март 2019), Остров сокровищ («Cosmopolitan», апрель 2020), Путешествие из Москвы в Петербург («Glamour», декабрь 2020), Красное и черное («Glamour», ноябрь 2020), Прощай, оружие («Vogue», апрель 2021), Облако в штанах («Vogue», апрель 2021); 2) цитацией реплик героев: Королева в восхищении - из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» («Cosmopolitan», июль-август 2021), Остановись, мгновенье! - из пьесы И. Гёте «Фауст» («Glamour», май 2021), Знакомые все лица - из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» («Tatler», апрель 2020). Кроме того, в журнальных заго-

ловках встретились строки из стихотворений: Прекрасен наш союз - А.С. Пушкин («Cosmopolitan», январь 2021), Свеча горела - Б. Пастернак («Glamour», декабрь 2020), Весне дорогу - Ф.И. Тютчев («Cosmopolitan», март 2019), Я вас любил -

A.С. Пушкин («Glamour», октябрь 2020), Быть знаменитым некрасиво - Б. Пастернак («Tatler», апрель 2020). Многие заголовки демонстрируют обращения к области детской литературы, например: Лети, лети, лепесток - из сказки

B. Катаева «Цветик-семицветик» («Cosmopolitan», апрель 2020), Только спокойствие - из повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» («Cosmopolitan», апрель 2020), Мой веселый звонкий мяч - из стихотворения С. Маршака «Мяч» («Tatler», август 2021). При этом большинство протекстов принадлежит области русской и зарубежной классической литературы (93%). Единичные заголовки демонстрируют обращение к современному литературному творчеству: Искусство легких касаний - сборник произведений В. Пелевина («Tatler», март 2020), Нарисуем, будем жить - стихотворение В. Петроу («Vogue», июнь 2021), Наивно. Супер -роман Э. Лу («Glamour», апрель 2019).

Третьей по популярности ментальной сферой-источником для формирования ПФ в исследуемых текстах является «Музыка». Вербализуемые в заголовках тексты представляют собой строчки популярных советских песен: О секундах свысока («Cosmopolitan», июнь 2019), Мой компас земной («Cosmopolitan», октябрь 2019), Потому что на 10 девчонок («Cosmopolitan», апрель 2020), песен современных поп- и рок-исполнителей: Привет, ромашки! - песня Зем-фиры («Cosmopolitan, апрель 2020), Драмы больше нет - песня Полины Гагариной («Glamour», июль-август 2020), Ухожу красиво - песня группы «Звери» («Cosmopolitan», июнь 2021), Алло, мам - песня группы «ВИА Гра» («Tatler», октябрь 2020), детских песен: Вместе весело шагать («Cosmopolitan», октябрь 2019), Пока часы 12 бьют («Cosmopolitan», январь 2021), Зелененький он был («Vogue», февраль 2021). Частотно обращение к песням Аллы Пугачевой: Все могут короли («Cosmopolitan», март 2019), Лето красное, будь со мной («Cosmopolitan», июль-август 2021), Чтобы это не кончалось («Vogue», октябрь 2020), Я птица гордая («Tatler», март 2021), Ах, какой был мужчина («Tatler», апрель 2020). Что примечательно, тексты советских песен используются более активно, чем тексты новых хитов, принадлежащих молодым эстрадным исполнителям.

Менее частотной по количеству отсылок группой протекстов является сфера «Общество». Данная группа представлена фразеологизмами: Выйти сухой из воды («Glamour», апрель 2019), пословицами: Своя ноша не тянет

Библиографический список

(«Cosmopolitan», июль-август 2021), поговорками: Не мытьем, так катаньем («Tatler», октябрь 2020), афоризмами: Сестра таланта («Vogue», март 2020), лозунгами: Мое тело - мое дело («Vogue», июль 2021).

Самыми непродуктивными сферами оказались сферы «СМИ», «Интернет и компьютерные игры», «История», «Политика». Сфера «СМИ» представлена отсылками к текстам известных рекламных роликов: Праздник к вам приходит («Cosmopolitan», январь 2021) или к названиям телепередач: Пока все дома («Vogue», февраль 2021). В группу «Интернет и компьютерные игры» вошли названия компьютерных игр: Растения против зомби («Glamour», сентябрь 2020), реплики голосового помощника мобильных приложений: Маршрут построен («Glamour», октябрь 2020), популярные интернет-фразы: Девочки такие девочки («Glamour», октябрь 2020). Сферу «История» актуализируют отсылки к историческим событиям: Революция роз («Vogue», август 2021), а сферу «Политика» - упоминания названий политических партий: Партия зеленых («Vogue», июнь 2021). Поскольку апелляций к данным сферам-источникам зафиксировано сравнительно немного, мы не рассматриваем их в качестве детерминантов культурных ценностей адресанта и адресата анализируемых изданий.

Полученные результаты показывают, что культурно значимой для современной женщины маркированностью обладают феномены из мирового кинематографа, классической литературы и музыкального искусства, причем процентное соотношение числа отсылок к этим сферам практически одинаковое. Это свидетельствует о том, что журналы lifestyle ориентированы на читательницу с разносторонними интересами, которая обладает фоновыми знаниями в различных областях и знакома с культовыми российскими и американскими фильмами и мультфильмами, текстами русской и зарубежной классической литературы, в том числе и детской, творчеством знаменитых музыкальных исполнителей. Они оказались более востребованы, нежели современные тексты-однодневки, ориентированные на аудиторию подростков и молодежи, что позволяет судить о примерном возрасте редактора и читательницы журнала - это женщина старше 25 лет. Поскольку большая часть цитируемых текстов восходит к сферам «Кино» и «Музыка», можно утверждать, что женщина, пишущая и читающая тексты страниц глянцевых журналов, является потребителем массовой культуры (что, впрочем, вполне логично, поскольку глянцевые журналы - тоже явление массовое), однако она не лишена способности воспринимать классические художественные произведения, а значит, претендует на принадлежность к элитарным социальным кругам.

1. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации. Диссертация ... доктора филологических наук. Москва, 1999.

2. Тепляшина А.Н. Глянцевый журнал: актуальные практики создания контента. Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2016; № 43: 82 - 92.

3. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург, 2007.

4. Слышкин Г Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. Москва, 2000.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Едиториал УРСС, 2002.

6. Красных В.В. Система прецедентных феноменов в контексте современных исследований. Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. Москва: Филология, 1997; Выпуск 2: 5 - 12.

7. Зырянова И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы. Автореферат ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2010.

8. Чемезова И.А., Судакова С.А. Актуализация ассоциативно-культурного потенциала прецедентных феноменов в интернет-обсуждениях как принцип продвижения ме-диасообществ интеллектуальной направленности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 1: 15 - 24.

9. Копоть Л.В. Модификация гендерно маркированных прецедентных феноменов в медийном дискурсе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2021; № 1 (272): 45 - 50.

10. Шимко В.Г., Борискина О.О. Вариации прецедентных феноменов в медиадискурсе, или еще одна попытка «поверить алгеброй гармонию». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020; № 3: 15 - 24. Available at: https://doi.Org/10.17308/lic.2020.3/2926

11. Будаев Э.В., Щербинина П.П. Прецедентные имена со сферой-источником «политика» в СМИ Великобритании (2010 - 2019 гг.). Политическая лингвистика. 2020; № 1 (79): 27 - 34.

12. Будаев Э.В. Прецедентные имена из сферы-источника Music в медиадискурсе Великобритании. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; № 1: 97 - 107.

13. Ма Т.Ю. Художественная литература как сфера-источник прецедентных феноменов в англоязычных СМИ. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021; № 5 (158): 143 - 149.

14. Кушнерук С.Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Челябинск, 2006.

References

1. Gudkov D.B. Precedentnye fenomeny vyazykovomsoznaniiimezhkul'turnojkommunikacii. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 1999.

2. Teplyashina A.N. Glyancevyj zhurnal: aktual'nye praktiki sozdaniya kontenta. Mir lingvistiki i kommunikacii: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № 43: 82 - 92.

3. Nahimova E.A. Precedentnye imena v massovoj kommunikacii. Ekaterinburg, 2007.

4. Slyshkin G.G. Ot teksta k simvolu: lingvokul'turnye koncepty precedentnyh tekstov v soznanii i diskurse. Moskva, 2000.

5. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Editorial URSS, 2002.

6. Krasnyh V.V. Sistema precedentnyh fenomenov v kontekste sovremennyh issledovanij. Yazyk, soznanie, kommunikaciya: sbornik statej. Moskva: Filologiya, 1997; Vypusk 2: 5 - 12.

7. Zyryanova I.P. Precedentnye fenomeny v zagolovkah rossijskoj ibritanskojpressy. Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2010.

8. Chemezova I.A., Sudakova S.A. Aktualizaciya associativno-kul'turnogo potenciala precedentnyh fenomenov v internet-obsuzhdeniyah kak princip prodvizheniya mediasoobschestv intellektual'noj napravlennosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 1: 15 - 24.

9. Kopot' L.V. Modifikaciya genderno markirovannyh precedentnyh fenomenov v medijnom diskurse. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2021; № 1 (272): 45 - 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shimko V.G., Boriskina O.O. Variacii precedentnyh fenomenov v mediadiskurse, ili esche odna popytka «poverit' algebroj garmoniyu». Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2020; № 3: 15 - 24. Available at: https://doi.org/10.17308/lic.2020.3Z2926

11. Budaev 'E.V., Scherbinina P.P. Precedentnye imena so sferoj-istochnikom "politika" v SMI Velikobritanii (2010 - 2019 gg.). Politicheskaya lingvistika. 2020; № 1 (79): 27 - 34.

12. Budaev 'E.V. Precedentnye imena iz sfery-istochnika Music v mediadiskurse Velikobritanii. Aktual'nye problemy filologii ipedagogicheskoj lingvistiki. 2021; № 1: 97 - 107.

13. Ma T.Yu. Hudozhestvennaya literatura kak sfera-istochnik precedentnyh fenomenov v angloyazychnyh SMI. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 5 (158): 143 - 149.

14. Kushneruk S.L. Sopostavitel'noe issledovanie precedentnyh imen v rossijskoj i amerikanskojreklame. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 02.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.