УДК 371
Передельская Светлана Александровна
кандидат психологических наук Волгоградский государственный социально-педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ УЧИТЕЛЕЙ
Исследование подготовлено при поддержке РФФИ, проект № 18-013-00712
В статье анализируются современные публикации, посвященные вопросам, связанным с изучением организационной культуры школы и ее влияния на профессиональное долголетие педагога. Обосновывается необходимость уточнения специфики культуры образовательных учреждений, типологии таких культур, выявления признаков, способствующих профессиональному долголетию. Выдвигается гипотеза о том, что организационная культура, способствующая профессиональному долголетию учителя, должна обладать: доброжелательностью в отношениях в коллективе; совпадением личных представлений о саморазвитии с требованиями организации; наличием совместной деятельности и обмена опытом; сходным видением целей профессиональной деятельности; уверенностью руководства и сотрудников в возможности позитивных изменений; низким уровнем индивидуальной соревновательности; ориентацией в большей мере на качественные показатели в работе.
Ключевые слова: организационная культура, образовательное учреждение, профессиональное долголетие, тип организационной культуры, признаки организационной культуры.
Феномен организационной культуры в бизнесе активно стал изучаться в 7080 годах двадцатого века. Организационная культура образовательных учреждений привлекла внимание исследователей лишь в двадцать первом веке. Работы, посвященные организационной культуре образовательных организаций, стали появляться в последние лет десять.
Задачи, которые стоят перед современным образованием обуславливают необходимость повышения эффективности педагогического труда и профессионального долголетия. В связи с этим весьма остро стоят вопросы профилактики эмоционального истощения и эмоционального выгорания современных учителей. Например, Б. А. Ясько определила в своем исследовании, что у 97% современных учителей наблюдается эмоциональное истощение, у 75% - деперсонализация, а у 13% учителей городских школ - эмоциональное выгорание [14; 15].
Поиск ресурсов, способствующих преодолению существующих трудностей, приводит к изучению организационной культуры школы.
Организационная культура образовательных учреждений в настоящее время изучается с разных аспектов. Например, отмечается, что в школе могут существовать различные субкультуры: учительская, ученическая, родительская, руководства и вспомогательного персонала. О.Е. Кузнецова, ссылаясь на исследование Д. Харгривз, указывает, что можно выделить четыре типа учительской субкультуры:
- индивидуализм - классная комната рассматривается как «замок», доминируют автономия и изолированность, любая поддержка избегается;
- сотрудничество - учителя спонтанно и произвольно объединяются для совместной работы без внешнего контроля. Характерны комфортная деятельность (делиться идеями и материалами) и постоянно наблюдение друг за другом;
- коллегиальность - рабочие взаимоотношения строятся на основе сотрудничества с фиксированным временем и местом встреч;
- балканизация - учителя не изолированы, но и не работают как единая школа. Создаются отдельные группы, методические объединения [7].
Имеются исследования, в которых организационная культура образовательного учреждения рассматривается как основа развития профессиональной активности педагога [5] или как фактор профессионального развития педагогического персонала [11].
Развитие персонала, обучение рассматривается одним из ведущих зарубежных специалистов в области организационной культуры Э. Шейном как главное конкурентное преимущество будущего. В быстро изменяющемся мире организации также должны быстро изменяться в соответствии с условиями своего существования, а это возможно только через обучение сотрудников [16].
Идея непрерывного образования закреплена формально в требованиях о регулярном повышении педагогом своей квалификации, а вот как эта идея соотносится с неформальными показателями организационной культуры изучено недостаточно. Имеются исследования типов организационной культуры образовательного учреждения. М.С. Можаров и А.Э. Можарова, ссылаясь на А.М. Новикова, называют наиболее перспективным «знаниевый» тип, основой которого являются знания (индивидуальные и коллективные) об организации профессиональной деятельности. Авторы добавляют, что для здоровой организационной культуры в образовательной сфере важно, чтобы в ней присутствовали концепты партнерства, содружества, совместной деятельности для достижения общей цели [8].
Э. Шейн считает, что создание доброжелательного климата, в котором ошибки рассматриваются как преимущество позволяющее учиться, является
132
Вестник КГУ 2018
© Передельская С.А., 2018
важнейшим в ряду других условием организации обучения персонала [16].
Мы считаем, что вышеназванное также важно для снижения профессионального стресса, профилактики выгорания и формирования профессионального долголетия учителя.
К.Ю. Баранников в своем исследовании подтверждает гипотезу о том, что в менее формальной организационной культуре люди чаще помогают друг другу и реже испытывают недоумение и раздражение. Автор, опираясь на работы Ф. Герцбер-га, отмечает, что положительные взаимоотношения в коллективе являются одним из содержательных факторов удовлетворенности трудом [1].
Наряду с этим исследователи констатируют, что в современной школе преобладает бюрократический тип организационной культуры. Например, М. Н. Крутцова установила в своем исследовании, что в современной школе в представлении администрации и родителей преобладает бюрократический тип организационной культуры по Камерону и Куину [6]. О.А. Брижатая и В.В. Серватинский также диагностировали, что в современной школе преобладает бюрократический тип организационной культуры [2].
На наш взгляд, перспективным направлением изучения организационной культуры образовательных учреждений может стать изучение отличительных особенностей этой культуры. Такие особенности могут быть обнаружены, в первую очередь, в организационных ценностях сотрудников, в представлениях об объекте и целях своего труда. Мы согласны с утверждением Т.Б. Сергеевой, О.И. Горбатько о том, что ценности в этом ряду занимают первое место, они «определяют потребности личности и общества, ...представляют собой универсальную мотивационную структуру» [12].
Особенно интересны, с точки зрения вопросов профессионального долголетия учителя, исследования ценностных составляющих организационной культуры в связи с вопросами эмоционально-волевой регуляции поведения.
А.Н. Занковский, изучая лидерство в контексте организационной культуры, предлагает трехфак-торную модель лидерства, в которой два традиционных измерения: лидерское поведение, связанное с организацией достижения группой целей и усилия лидера направленные на формирование гармоничных отношений (т.е. ориентация на задачу и ориентация на людей) дополняет третьим -«культурно-ценностным» измерением, определяющим этическую направленность поведения лидера и выбираемых им целей [4].
А. А. Севрюкова представляет исследование ценностей организационной культуры образовательного учреждения в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников.
Автор приходит к выводу, что ценности организации регулируют поведение персонала, отражают жизненные принципы, цели организации и выбор личностью способов их реализации [10].
Н.В. Пусикова отмечает, что если культура организации не соответствует смысло-жизненным, карьерным ориентациям, личностным и профессиональным ценностям, мировоззрению сотрудника, то несогласование между реальной и идеальной культурами может вызывать развитие различных стресс-синдромов, а именно, эмоционального выгорания [9].
Д.В. Воронкова установила, что организационные культуры разных типов влияют на выбор сотрудниками стратегий совладания с эмоциональным выгоранием: в клановом типе организационной культуры с меньшей дистанцией власти, менее регламентированной, ориентированной на коллективизм сотрудники чаще прибегают к адаптивным стратегиям совладания и, соответственно, в таких культурах реже диагностируется эмоциональное выгорание [3].
Причем в сельских школах преобладает клановая организационная культура, в то время как в городских бюрократическая [14; 15].
Известно, что профессиональное самосознание взаимосвязано с организационной культурой в организации. Значит, можно предполагать, что развитие организационной культуры будет способствовать развитию профессионального самосознания педагогов и других работников образовательного учреждения. Наряду с этим исследователи отмечают недостаточный уровень разработанности как теоретических, так и практических аспектов вопроса становления и развития организационной культуры образовательного учреждения [13].
Также недостаточно изучен вопрос о том, какие особенности организационной культуры образовательного учреждения способствуют профессиональному долголетию педагогических кадров.
Обобщая вышеизложенное и опираясь на идеи Э. Шейна о катализаторах и ингибиторах организационных изменений, можно констатировать следующее.
Наиболее перспективным, с точки зрения продления профессионального долголетия, типом организационной культуры образовательного учреждения будет организационная культура способствующая развитию своих сотрудников. Такая организационная культура, вероятно, должна обладать следующими признаками:
- доброжелательностью в отношениях руководства и учителей, и сотрудников между собой;
- совпадением личных представлений учителей, связанных с саморазвитием в профессиональной сфере, с требованиями организации;
- наличием совместной деятельности и обмена опытом в профессиональной сфере;
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
133
- сходным видением целей профессиональной деятельности между сотрудниками и руководством;
- уверенностью руководства и сотрудников в возможности позитивных изменений;
- низким уровнем индивидуальной соревновательности среди учителей;
- ориентацией в большей мере на качественные, а не количественные показатели в работе.
Библиографический список
1. Баранников К.Ю. Взаимопомощь в трудовом коллективе и ее связь с силовыми параметрами организационной культуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -
2012. - № 4. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ files/57031/psyedu_ru_2012_4_%20Barannikov.pdf (дата обращения: 09.03.2018).
2. Брижатая О.А., Серватинский В.В. Актуальность организационной культуры в сфере образования (на примере МБОУ СОШ № 149) // Научный альманах. - 2016. - № 1-2 (15). - С. 97-102.
3. Воронкова Д.В. Эмоциональное выгорание и стратегии совладания сотрудников в различных организационных культурах // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. -С. 45-63.
4. Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления: Сб. науч. статей по материалам I (IV) Междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. М.Г. Ковтунович. Ч. 1. - М.: МГППУ,
2013. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/social_ economical_psychological_/issue/63190.shtml (дата обращения: 09.03.2018).
5. Ильевич Т.П. Организационная культура образовательного учреждения как основа профессиональной активности педагога // Профессионал года 2017: Сб. статей V Междунар. науч.-практ. конкурса / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 165-170.
6. Крутцова М.Н. Организационная культура современной школы: взгляд администрации и родителей // Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конференции. -Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2014. -С. 293-298.
7. Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. -№ 3. - С. 28-35.
8. Можаров М.С., Можарова А.Э. Взаимообусловленность организационной культуры образовательного учреждения и профессионально-педагогической культуры учителя // Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании. - 20i2. - № б (2i). -С. i9-23.
9. Пусикова М. В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 20i5. - № ii. - С. 1768-1771. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/9i/19438/ (дата обращения: 02.02.20i8).
10. Севрюкова А.А. Изучение ценностей организационной культуры образовательного учреждения в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/12i-18990 (дата обращения: 09.03.20i8).
11. Семейкина Т.А., Эдресс С. Фасилитативное управление профессиональным развитием педагогического персонала школы [Электронный ресурс] // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). -С. 327-330. - Режим доступа: http:// ucom.ru/doc/ na.2016.09.01.327.pdf (дата обращения: 09.03.2018).
12. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 11-21.
13. Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука и школа. - 2008. - № 4. - С. 25-26.
14. Ясько Б.А. Организационная психология образования в контексте деятельностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. -№ 3. - С. 269-273.
15. Ясько Б.А. Организационная психология образования: от теоретических концепций к методологии и методам исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 80-89.
16. Edgar H. Schein Organizational and Managerial Culture as a Facilitator or Inhibitor of Organizational Transformation // Paper presented to the Inaugural Assembly of Chief Executive and Employers in Singapore. - 1995. - June 29. - Режим доступа: https://dspace.mit.edu/bitstream/handle/172Ll/2581/ SWP-383133296477.pdf?sequence= i (дата обращения: 03.02.20i8).
References
1. Barannikov K.YU. Vzaimopomoshch' v trudovom kollektive i ee svyaz' s silovymi parametrami organizacionnoj kul'tury [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. -2012. - № 4. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/ files/5703i/psyedu_ru_20i2_4_%20Barannikov.pdf (data obrashcheniya: 09.03.20i8).
2. Brizhataya O.A., Servatinskij V.V. Aktual'nost' organizacionnoj kul'tury v sfere obrazovaniya (na
Вестник КГУ Л 2018
134
primere MBOU SOSH № 149) // Nauchnyj al'manah. -2016. - № 1-2 (15). - S. 97-102.
3. Voronkova D.V. EHmocional'noe vygoranie i strategii sovladaniya sotrudnikov v razlichnyh organizacionnyh kul'turah // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. - 2014. - № 2. - S. 45-63.
4. Zankovskij A.N. Tipologiya stilej organizacionnogo liderstva [EHlektronnyj resurs] // Social'no-ehkonomicheskie i psihologicheskie problemy upravleniya: Sb. nauch. statej po materialam I (IV) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshchej red. M.G. Kovtunovich. CH. 1. - M.: MGPPU, 2013. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/social_ economical_psychological_/issue/63190.shtml (data obrashcheniya: 09.03.2018).
5. Il'evich T.P. Organizacionnaya kul'tura obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak osnova professional'noj aktivnosti pedagoga // Professional goda 2017: Sb. statej V Mezhdunar. nauch.-prakt. konkursa / pod obshch. red. G.YU. Gulyaeva. - Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. - S. 165-170.
6. Krutcova M.N. Organizacionnaya kul'tura sovremennoj shkoly: vzglyad administracii i roditelej // Upravlenie i ehkonomika v usloviyah ehkonomicheskoj nestabil'nosti: problemy i perspektivy: Materialy nauch.-prakt. konferencii. - Vologda: Vologodskij filial RANHiGS, 2014. - S. 293-298.
7. Kuznecova O.E. Analiz zarubezhnyh issledovanij organizacionnoj kul'tury shkoly // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2017. - T. 22. - № 3. - S. 28-35.
8. Mozharov M.S., Mozharova A.EH. Vzaimoobuslovlennost' organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya i professional'no-pedagogicheskoj kul'tury uchitelya // Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. - 2012. - № 6 (21). - S. 19-23.
9. Pusikova M.V. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya kak primer dezadaptacii k organizacionnoj kul'ture [EHlektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. -2015. - № 11. - S. 1768-1771. - Rezhim dostupa:
https://moluch.ru/archive/91/1943 8/ (data
obrashcheniya: 02.02.2018).
10. Sevryukova A.A. Izuchenie cennostej organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v processe professional'noj perepodgotovki pedagogicheskih rabotnikov [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. -№ 1. - Rezhim dostupa: http://www.science-education. ru/121-18990 (data obrashcheniya: 09.03.2018).
11. Semejkina T.A., EHdress S. Fasilitativnoe upravlenie professional'nym razvitiem pedagogicheskogo personala shkoly [EHlektronnyj resurs] // Nauchnyj al'manah. - 2016. - № 9-1 (23). - S. 327-330. - Rezhim dostupa: http:// ucom.ru/doc/na.2016.09.01.327.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2018).
12. Sergeeva T.B., Gorbat'ko O.I. Osobennosti korporativnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogika. - 2006. - № 10. - S. 11-21.
13. Temryukov YU.YU. EHffektivnost' formirovaniya i razvitiya organizacionnoj kul'tury v sisteme vnutrishkol'nogo upravleniya // Nauka i shkola. - 2008. - № 4. - S. 25-26.
14. YAs'ko B.A. Organizacionnaya psihologiya obrazovaniya v kontekste deyatel'nostnogo podhoda // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2009. - № 3. -S. 269-273.
15. YAs'ko B.A. Organizacionnaya psihologiya obrazovaniya: ot teoreticheskih koncepcij k metodologii i metodam issledovaniya // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2013. - № 1. - S. 80-89.
16. Edgar H. Schein Organizational and Managerial Culture as a Facilitator or Inhibitor of Organizational Transformation // Paper presented to the Inaugural Assembly of Chief Executive and Employers in Singapore. - 1995. - June 29. - Rezhim dostupa: https:// dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/2581/SWP-383133296477.pdf?sequence=1 (data obrashcheniya: 03.02.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
135