Научная статья на тему 'Особенности организационной культуры школы, способствующие профессиональному долголетию учителей'

Особенности организационной культуры школы, способствующие профессиональному долголетию учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ТИП ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передельская Светлана Александровна

В статье анализируются современные публикации, посвященные вопросам, связанным с изучением организационной культуры школы и ее влияния на профессиональное долголетие педагога. Обосновывается необходимость уточнения специфики культуры образовательных учреждений, типологии таких культур, выявления признаков, способствующих профессиональному долголетию. Выдвигается гипотеза о том, что организационная культура, способствующая профессиональному долголетию учителя, должна обладать: доброжелательностью в отношениях в коллективе; совпадением личных представлений о саморазвитии с требованиями организации; наличием совместной деятельности и обмена опытом; сходным видением целей профессиональной деятельности; уверенностью руководства и сотрудников в возможности позитивных изменений; низким уровнем индивидуальной соревновательности; ориентацией в большей мере на качественные показатели в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Передельская Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of organisational culture of school promoting professional longevity of teachers

The article analyses modern research on issues related to the study of the organisational culture of the school and its impact on the pedagogue's professional longevity. It justifies the need to clarify the specifics of the culture of educational institutions, the typology of such cultures, identify features that contribute to professional longevity. It is hypothesised that an organisational culture conducive to the teacher’s professional longevity should have: goodwill in relationships in a team; the coincidence of personal ideas about self-development with the requirements of the organisation; the presence of joint activities and exchange of experience; similar vision of professional goals; confidence of management and employees in the possibility of positive changes; low level of individual competition; focus on quality indicators in the work.

Текст научной работы на тему «Особенности организационной культуры школы, способствующие профессиональному долголетию учителей»

УДК 371

Передельская Светлана Александровна

кандидат психологических наук Волгоградский государственный социально-педагогический университет

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ УЧИТЕЛЕЙ

Исследование подготовлено при поддержке РФФИ, проект № 18-013-00712

В статье анализируются современные публикации, посвященные вопросам, связанным с изучением организационной культуры школы и ее влияния на профессиональное долголетие педагога. Обосновывается необходимость уточнения специфики культуры образовательных учреждений, типологии таких культур, выявления признаков, способствующих профессиональному долголетию. Выдвигается гипотеза о том, что организационная культура, способствующая профессиональному долголетию учителя, должна обладать: доброжелательностью в отношениях в коллективе; совпадением личных представлений о саморазвитии с требованиями организации; наличием совместной деятельности и обмена опытом; сходным видением целей профессиональной деятельности; уверенностью руководства и сотрудников в возможности позитивных изменений; низким уровнем индивидуальной соревновательности; ориентацией в большей мере на качественные показатели в работе.

Ключевые слова: организационная культура, образовательное учреждение, профессиональное долголетие, тип организационной культуры, признаки организационной культуры.

Феномен организационной культуры в бизнесе активно стал изучаться в 7080 годах двадцатого века. Организационная культура образовательных учреждений привлекла внимание исследователей лишь в двадцать первом веке. Работы, посвященные организационной культуре образовательных организаций, стали появляться в последние лет десять.

Задачи, которые стоят перед современным образованием обуславливают необходимость повышения эффективности педагогического труда и профессионального долголетия. В связи с этим весьма остро стоят вопросы профилактики эмоционального истощения и эмоционального выгорания современных учителей. Например, Б. А. Ясько определила в своем исследовании, что у 97% современных учителей наблюдается эмоциональное истощение, у 75% - деперсонализация, а у 13% учителей городских школ - эмоциональное выгорание [14; 15].

Поиск ресурсов, способствующих преодолению существующих трудностей, приводит к изучению организационной культуры школы.

Организационная культура образовательных учреждений в настоящее время изучается с разных аспектов. Например, отмечается, что в школе могут существовать различные субкультуры: учительская, ученическая, родительская, руководства и вспомогательного персонала. О.Е. Кузнецова, ссылаясь на исследование Д. Харгривз, указывает, что можно выделить четыре типа учительской субкультуры:

- индивидуализм - классная комната рассматривается как «замок», доминируют автономия и изолированность, любая поддержка избегается;

- сотрудничество - учителя спонтанно и произвольно объединяются для совместной работы без внешнего контроля. Характерны комфортная деятельность (делиться идеями и материалами) и постоянно наблюдение друг за другом;

- коллегиальность - рабочие взаимоотношения строятся на основе сотрудничества с фиксированным временем и местом встреч;

- балканизация - учителя не изолированы, но и не работают как единая школа. Создаются отдельные группы, методические объединения [7].

Имеются исследования, в которых организационная культура образовательного учреждения рассматривается как основа развития профессиональной активности педагога [5] или как фактор профессионального развития педагогического персонала [11].

Развитие персонала, обучение рассматривается одним из ведущих зарубежных специалистов в области организационной культуры Э. Шейном как главное конкурентное преимущество будущего. В быстро изменяющемся мире организации также должны быстро изменяться в соответствии с условиями своего существования, а это возможно только через обучение сотрудников [16].

Идея непрерывного образования закреплена формально в требованиях о регулярном повышении педагогом своей квалификации, а вот как эта идея соотносится с неформальными показателями организационной культуры изучено недостаточно. Имеются исследования типов организационной культуры образовательного учреждения. М.С. Можаров и А.Э. Можарова, ссылаясь на А.М. Новикова, называют наиболее перспективным «знаниевый» тип, основой которого являются знания (индивидуальные и коллективные) об организации профессиональной деятельности. Авторы добавляют, что для здоровой организационной культуры в образовательной сфере важно, чтобы в ней присутствовали концепты партнерства, содружества, совместной деятельности для достижения общей цели [8].

Э. Шейн считает, что создание доброжелательного климата, в котором ошибки рассматриваются как преимущество позволяющее учиться, является

132

Вестник КГУ 2018

© Передельская С.А., 2018

важнейшим в ряду других условием организации обучения персонала [16].

Мы считаем, что вышеназванное также важно для снижения профессионального стресса, профилактики выгорания и формирования профессионального долголетия учителя.

К.Ю. Баранников в своем исследовании подтверждает гипотезу о том, что в менее формальной организационной культуре люди чаще помогают друг другу и реже испытывают недоумение и раздражение. Автор, опираясь на работы Ф. Герцбер-га, отмечает, что положительные взаимоотношения в коллективе являются одним из содержательных факторов удовлетворенности трудом [1].

Наряду с этим исследователи констатируют, что в современной школе преобладает бюрократический тип организационной культуры. Например, М. Н. Крутцова установила в своем исследовании, что в современной школе в представлении администрации и родителей преобладает бюрократический тип организационной культуры по Камерону и Куину [6]. О.А. Брижатая и В.В. Серватинский также диагностировали, что в современной школе преобладает бюрократический тип организационной культуры [2].

На наш взгляд, перспективным направлением изучения организационной культуры образовательных учреждений может стать изучение отличительных особенностей этой культуры. Такие особенности могут быть обнаружены, в первую очередь, в организационных ценностях сотрудников, в представлениях об объекте и целях своего труда. Мы согласны с утверждением Т.Б. Сергеевой, О.И. Горбатько о том, что ценности в этом ряду занимают первое место, они «определяют потребности личности и общества, ...представляют собой универсальную мотивационную структуру» [12].

Особенно интересны, с точки зрения вопросов профессионального долголетия учителя, исследования ценностных составляющих организационной культуры в связи с вопросами эмоционально-волевой регуляции поведения.

А.Н. Занковский, изучая лидерство в контексте организационной культуры, предлагает трехфак-торную модель лидерства, в которой два традиционных измерения: лидерское поведение, связанное с организацией достижения группой целей и усилия лидера направленные на формирование гармоничных отношений (т.е. ориентация на задачу и ориентация на людей) дополняет третьим -«культурно-ценностным» измерением, определяющим этическую направленность поведения лидера и выбираемых им целей [4].

А. А. Севрюкова представляет исследование ценностей организационной культуры образовательного учреждения в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников.

Автор приходит к выводу, что ценности организации регулируют поведение персонала, отражают жизненные принципы, цели организации и выбор личностью способов их реализации [10].

Н.В. Пусикова отмечает, что если культура организации не соответствует смысло-жизненным, карьерным ориентациям, личностным и профессиональным ценностям, мировоззрению сотрудника, то несогласование между реальной и идеальной культурами может вызывать развитие различных стресс-синдромов, а именно, эмоционального выгорания [9].

Д.В. Воронкова установила, что организационные культуры разных типов влияют на выбор сотрудниками стратегий совладания с эмоциональным выгоранием: в клановом типе организационной культуры с меньшей дистанцией власти, менее регламентированной, ориентированной на коллективизм сотрудники чаще прибегают к адаптивным стратегиям совладания и, соответственно, в таких культурах реже диагностируется эмоциональное выгорание [3].

Причем в сельских школах преобладает клановая организационная культура, в то время как в городских бюрократическая [14; 15].

Известно, что профессиональное самосознание взаимосвязано с организационной культурой в организации. Значит, можно предполагать, что развитие организационной культуры будет способствовать развитию профессионального самосознания педагогов и других работников образовательного учреждения. Наряду с этим исследователи отмечают недостаточный уровень разработанности как теоретических, так и практических аспектов вопроса становления и развития организационной культуры образовательного учреждения [13].

Также недостаточно изучен вопрос о том, какие особенности организационной культуры образовательного учреждения способствуют профессиональному долголетию педагогических кадров.

Обобщая вышеизложенное и опираясь на идеи Э. Шейна о катализаторах и ингибиторах организационных изменений, можно констатировать следующее.

Наиболее перспективным, с точки зрения продления профессионального долголетия, типом организационной культуры образовательного учреждения будет организационная культура способствующая развитию своих сотрудников. Такая организационная культура, вероятно, должна обладать следующими признаками:

- доброжелательностью в отношениях руководства и учителей, и сотрудников между собой;

- совпадением личных представлений учителей, связанных с саморазвитием в профессиональной сфере, с требованиями организации;

- наличием совместной деятельности и обмена опытом в профессиональной сфере;

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

133

- сходным видением целей профессиональной деятельности между сотрудниками и руководством;

- уверенностью руководства и сотрудников в возможности позитивных изменений;

- низким уровнем индивидуальной соревновательности среди учителей;

- ориентацией в большей мере на качественные, а не количественные показатели в работе.

Библиографический список

1. Баранников К.Ю. Взаимопомощь в трудовом коллективе и ее связь с силовыми параметрами организационной культуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -

2012. - № 4. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ files/57031/psyedu_ru_2012_4_%20Barannikov.pdf (дата обращения: 09.03.2018).

2. Брижатая О.А., Серватинский В.В. Актуальность организационной культуры в сфере образования (на примере МБОУ СОШ № 149) // Научный альманах. - 2016. - № 1-2 (15). - С. 97-102.

3. Воронкова Д.В. Эмоциональное выгорание и стратегии совладания сотрудников в различных организационных культурах // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. -С. 45-63.

4. Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления: Сб. науч. статей по материалам I (IV) Междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. М.Г. Ковтунович. Ч. 1. - М.: МГППУ,

2013. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/social_ economical_psychological_/issue/63190.shtml (дата обращения: 09.03.2018).

5. Ильевич Т.П. Организационная культура образовательного учреждения как основа профессиональной активности педагога // Профессионал года 2017: Сб. статей V Междунар. науч.-практ. конкурса / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 165-170.

6. Крутцова М.Н. Организационная культура современной школы: взгляд администрации и родителей // Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конференции. -Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2014. -С. 293-298.

7. Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. -№ 3. - С. 28-35.

8. Можаров М.С., Можарова А.Э. Взаимообусловленность организационной культуры образовательного учреждения и профессионально-педагогической культуры учителя // Информационно-коммуникационные технологии

в педагогическом образовании. - 20i2. - № б (2i). -С. i9-23.

9. Пусикова М. В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 20i5. - № ii. - С. 1768-1771. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/9i/19438/ (дата обращения: 02.02.20i8).

10. Севрюкова А.А. Изучение ценностей организационной культуры образовательного учреждения в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/12i-18990 (дата обращения: 09.03.20i8).

11. Семейкина Т.А., Эдресс С. Фасилитативное управление профессиональным развитием педагогического персонала школы [Электронный ресурс] // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). -С. 327-330. - Режим доступа: http:// ucom.ru/doc/ na.2016.09.01.327.pdf (дата обращения: 09.03.2018).

12. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 11-21.

13. Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука и школа. - 2008. - № 4. - С. 25-26.

14. Ясько Б.А. Организационная психология образования в контексте деятельностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. -№ 3. - С. 269-273.

15. Ясько Б.А. Организационная психология образования: от теоретических концепций к методологии и методам исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 80-89.

16. Edgar H. Schein Organizational and Managerial Culture as a Facilitator or Inhibitor of Organizational Transformation // Paper presented to the Inaugural Assembly of Chief Executive and Employers in Singapore. - 1995. - June 29. - Режим доступа: https://dspace.mit.edu/bitstream/handle/172Ll/2581/ SWP-383133296477.pdf?sequence= i (дата обращения: 03.02.20i8).

References

1. Barannikov K.YU. Vzaimopomoshch' v trudovom kollektive i ee svyaz' s silovymi parametrami organizacionnoj kul'tury [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. -2012. - № 4. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/ files/5703i/psyedu_ru_20i2_4_%20Barannikov.pdf (data obrashcheniya: 09.03.20i8).

2. Brizhataya O.A., Servatinskij V.V. Aktual'nost' organizacionnoj kul'tury v sfere obrazovaniya (na

Вестник КГУ Л 2018

134

primere MBOU SOSH № 149) // Nauchnyj al'manah. -2016. - № 1-2 (15). - S. 97-102.

3. Voronkova D.V. EHmocional'noe vygoranie i strategii sovladaniya sotrudnikov v razlichnyh organizacionnyh kul'turah // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. - 2014. - № 2. - S. 45-63.

4. Zankovskij A.N. Tipologiya stilej organizacionnogo liderstva [EHlektronnyj resurs] // Social'no-ehkonomicheskie i psihologicheskie problemy upravleniya: Sb. nauch. statej po materialam I (IV) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshchej red. M.G. Kovtunovich. CH. 1. - M.: MGPPU, 2013. - Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/social_ economical_psychological_/issue/63190.shtml (data obrashcheniya: 09.03.2018).

5. Il'evich T.P. Organizacionnaya kul'tura obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak osnova professional'noj aktivnosti pedagoga // Professional goda 2017: Sb. statej V Mezhdunar. nauch.-prakt. konkursa / pod obshch. red. G.YU. Gulyaeva. - Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. - S. 165-170.

6. Krutcova M.N. Organizacionnaya kul'tura sovremennoj shkoly: vzglyad administracii i roditelej // Upravlenie i ehkonomika v usloviyah ehkonomicheskoj nestabil'nosti: problemy i perspektivy: Materialy nauch.-prakt. konferencii. - Vologda: Vologodskij filial RANHiGS, 2014. - S. 293-298.

7. Kuznecova O.E. Analiz zarubezhnyh issledovanij organizacionnoj kul'tury shkoly // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2017. - T. 22. - № 3. - S. 28-35.

8. Mozharov M.S., Mozharova A.EH. Vzaimoobuslovlennost' organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya i professional'no-pedagogicheskoj kul'tury uchitelya // Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. - 2012. - № 6 (21). - S. 19-23.

9. Pusikova M.V. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya kak primer dezadaptacii k organizacionnoj kul'ture [EHlektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. -2015. - № 11. - S. 1768-1771. - Rezhim dostupa:

https://moluch.ru/archive/91/1943 8/ (data

obrashcheniya: 02.02.2018).

10. Sevryukova A.A. Izuchenie cennostej organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v processe professional'noj perepodgotovki pedagogicheskih rabotnikov [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. -№ 1. - Rezhim dostupa: http://www.science-education. ru/121-18990 (data obrashcheniya: 09.03.2018).

11. Semejkina T.A., EHdress S. Fasilitativnoe upravlenie professional'nym razvitiem pedagogicheskogo personala shkoly [EHlektronnyj resurs] // Nauchnyj al'manah. - 2016. - № 9-1 (23). - S. 327-330. - Rezhim dostupa: http:// ucom.ru/doc/na.2016.09.01.327.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2018).

12. Sergeeva T.B., Gorbat'ko O.I. Osobennosti korporativnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogika. - 2006. - № 10. - S. 11-21.

13. Temryukov YU.YU. EHffektivnost' formirovaniya i razvitiya organizacionnoj kul'tury v sisteme vnutrishkol'nogo upravleniya // Nauka i shkola. - 2008. - № 4. - S. 25-26.

14. YAs'ko B.A. Organizacionnaya psihologiya obrazovaniya v kontekste deyatel'nostnogo podhoda // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2009. - № 3. -S. 269-273.

15. YAs'ko B.A. Organizacionnaya psihologiya obrazovaniya: ot teoreticheskih koncepcij k metodologii i metodam issledovaniya // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2013. - № 1. - S. 80-89.

16. Edgar H. Schein Organizational and Managerial Culture as a Facilitator or Inhibitor of Organizational Transformation // Paper presented to the Inaugural Assembly of Chief Executive and Employers in Singapore. - 1995. - June 29. - Rezhim dostupa: https:// dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/2581/SWP-383133296477.pdf?sequence=1 (data obrashcheniya: 03.02.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.