Научная статья на тему 'Особенности организационной культуры ресторанного бизнеса'

Особенности организационной культуры ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
995
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСОНАЛ / ORGANIZATIONAL CULTURE / MANAGEMENT / ORGANIZATION / COOPERATION / STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поройкова Марина Алексеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

В данной статье представлены результаты исследования организационной культуры ресторанного бизнеса. В современных условиях предприятия сферы услуг объективно вынуждены усиливать свою систему управления развитием организационной культуры. Организационная культура как результат деятельности выражается в частности в качестве предоставляемых услуг и тем самым влияет на клиента или потребителя. Исследование показало, что наблюдается прямая зависимость благополучия предприятия от силы и положительной направленности его культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поройкова Марина Алексеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE RESTAURANT BUSINESS

The paper presents the results of a study of organizational culture of the restaurant business. In modern conditions, service businesses have an objective to reinforce his control system development of organizational culture. Organizational culture as a result of the activity is expressed in particular in the quality of services, and thus affects the client or consumer. The study showed that there is a direct correlation welfare enterprises upon the strength and direction of its positive culture.

Текст научной работы на тему «Особенности организационной культуры ресторанного бизнеса»

УДК 378.046

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Поройкова Марина Алексеевна, студент (e-mail: mporojkova@bk.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: masha.proh@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье представлены результаты исследования организационной культуры ресторанного бизнеса. В современных условиях предприятия сферы услуг объективно вынуждены усиливать свою систему управления развитием организационной культуры. Организационная культура как результат деятельности выражается в частности в качестве предоставляемых услуг и тем самым влияет на клиента или потребителя. Исследование показало, что наблюдается прямая зависимость благополучия предприятия от силы и положительной направленности его культуры.

Ключевые слова: организационная культура, управление, организация, сотрудничество, персонал

Организационная культура является неотъемлемой частью любой организации и занимает одно из приоритетных мест в управлении современного ресторана. Культура оказывает существенное влияние на сотрудников компании, следовательно, именно она формирует то, как люди будут выполнять свою работу, коммуницировать между собой, инициировать свои идеи, принимать решения [4,5].

Культура предприятия оказывает непосредственное влияние на ее успехи и эффективность. Исследования показывают, что успешные компании отличаются высоким уровнем культуры, которая образуется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации во благо всех заинтересованных сторон[4,5].

Цель написания статьи: проанализировать особенности организационной культуры ресторанного бизнеса.

Организационная культура ресторана является основой для создания прочной и долговременной мотивации персонала, направленной на реализацию стратегических целей организации. Таким образом, достижение целей организации полностью зависит от организационной культуры, поскольку она может оказать как положительное влияние, так и негативное связанное с невозможностью добиться каких либо изменений, даже при наличие большого желания.

Важными факторами корпоративной культуры для сотрудников является:

- семейная атмосфера в ресторане — «чувство, что, уходя из своей семьи, ты приходишь во вторую семью»;

- атмосфера команды, когда ты чувствуешь поддержку от других сотрудников;

- компания разделяет те же ценности, что и сотрудник, что позволяет сотруднику чувствовать, что делает нужное дело.

Для оценки организационной культуры в ресторане авторами был проведен опрос сотрудников. В исследовании участвовали 20 сотрудников организации. Рисунок 1 отражает профиль доминирующего типа организационной культуры.

Дшшшшшш.шшшшш шшш-

А

I-

Рисунок 1 - Доминирующий тип организационной культуры

Квадранты Г и В (иерархическая и рыночная организационная культура) имеют наивысшие оценки, они показывают типы культур, которые более всего имеют тенденцию подчеркиваться в компании. Доминирующим типом организационной культуры является иерархическая. Сила доминирующего типа культуры определяется количеством пунктов оценки, отдаваемых конкретному типу культуры [1].

Ниже приведена расшифровка четырех типов корпоративной культуры, а также основные черты, присущие им:

А - клановая культура присуща организациям, сосредотачивающимся на гибкости в принятии решений, они отличаются заботой о персонале и внимательным и добром отношении к потребителям.

Б - адхократическая культура отличается тем, что организация обращает внимание на внешних факторах, сочетая это с гибким подходом к персоналу и потребителям.

В - рыночная культура делает упор на внутреннюю поддержку и отличается требованиями к стабильности и контролем).

Г - иерархическая культура присуща организациям, которые сочетают внешние позиции с требуемой стабильностью и контролем).

Сравнение доминирующей и предпочтительной корпоративной культуры в организации представим на рисунке 2.

Рисунок 2 - Сравнение доминирующей и предпочтительной организационной культуры в организации

Рисунок 3 - Общий стиль лидерства в организации

Рисунок 2 отражает различия между настоящим образом корпоративной культурой компании и тем, какой предпочитают ее видеть сотрудники.

Квадранты А и Б (клановая и адхократическая корпоративная культура) имеют наивысшие оценки, они показывают типы культур, которые являются предпочтительными. Доминирующим типом корпоративной культу-

ры является клановая. Сила доминирующего типа культуры определяется количеством пунктов оценки, отдаваемых конкретному типу культуры[1].

Самое существенное различие между тем, что представляется предпочтительным и тем, что имеет место в настоящее время - это разрыв в квадрантах А и Г (клановая и иерархическая культуры).

Оценки общего стиля лидерства в компании представлены на рис. 3.

Здесь также преобладали ответы В (общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты ) и Г (общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности).

Результаты ответов на вопрос об управлении наемными работниками представлены на рис. 4.

Рисунок 4 - Управление наемными работниками

Рисунок 5 - Связующая сущность организации

Как видно из рис. 4, персонал организации, оценивая управление наемными работниками выбрал ответы В (стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конку-

рентоспособности и поощрением достижений) и Г (стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях).

На рисунке 5 представлены ответы о связующей сущность организации.

Здесь также преобладают ответы В (организацию связывают воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы -агрессивность и победа ) и Г (организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации).

Проанализировав диаграммы можно сделать вывод о том, что все атрибуты подчеркивают приверженность к двум типам культур: Г и В (иерархическая и рыночная корпоративная культура). Для компании характерна культурная согласованность.

В рамках исследования сотрудникам ресторана предлагалось оценить руководителя по заданным параметрам (таблица 1). Результаты представлены в таблице по каждому структурному подразделению:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Оценка непосредственного руководителя

Варианты ответов Категорически не согласен Не согласен Скорее, не согласен, чем согласен Согласен

Демонстрирует высокий уровень профессионализма 0 1 1 8

Регулярно информирует о

ситуации в компании, ее 0 1 2 7

результатах и планах

Четко формулирует планы

подразделения на бли-

жайшее время и доносит 0 1 2 7

их до сведения всех под-

чиненных

Вовлекает нас в процесс

планирования и принятия 1 1 4 4

решений

Создает рабочие условия,

при которых каждый из 1 2 3 4

нас чувствует ответствен-

ность за достижение целей

Дает конструктивную об-

ратную связь о моей рабо-

те, признает мои достиже- 1 1 2 6

ния и помогает исправлять ошибки

Таким образом, большинство сотрудников считает, что руководитель демонстрирует высокий уровень профессионализма. 7 человек считает, что он регулярно информирует о ситуации в компании, ее результатах и планах. 7 респондентов считает, что руководитель четко формулирует планы подразделения на ближайшее время и доносит их до сведения всех подчиненных. На вопрос: Вовлекает ли нас руководитель в процесс планирования и принятия решений, 8 человек ответили положительно, а 2 отрицательно. Большинство респондентов считают, что руководитель создает рабочие условия, при которых каждый чувствует ответственность за достижение целей, дает конструктивную обратную связь о моей работе, признает достижения каждого и помогает исправлять ошибки[1].

Таким образом, согласно результатам исследования в компании имеют тенденцию подчеркиваться иерархический и рыночный тип корпоративной культуры. Доминирующим типом корпоративной культуры является иерархический, что характерно для территориально распределенных компаний. По всем аспектам управленческой деятельности и по всем структурным подразделениям наблюдается культурная согласованность, то есть повсеместное доминирование иерархической корпоративной культуры. Предпочтительными, по мнению участников исследования, будут являться клановая и адхократическая типы корпоративной культуры.

Для создания сильной организационной культуры ресторана необходимо уметь грамотно подбирать персонал, проверять будущих сотрудников на понимание миссии и философии компании, следует обращать внимание на ценностно-нравственные ориентиры потенциальных сотрудников, разработать систему мотивации и обучения персонала, а также необходима вовлеченность руководителя во все аспекты организационной культуры.

Одним словом создать сообщество людей, которые будут разделять ценности, философию, виденье и миссию компании. Такие сотрудники будут преданы своей компании и будут стараться вносить свой вклад в реализацию стратегии и достижения успеха компании.

Для совершенствования организационной культуры можно предложить: выявлять наиболее долговременные конфликты между группами, проанализировать эти конфликты и подготовить систему мер вмешательства для их преодоления; осуществлять процесс делегирования полномочий, предоставлять больше полномочий различным структурным подразделениям компании; доводить стратегические и оперативные планы и ожидания до мест их реализации, добиваться общего понимания процесса достижения целей, реализации планов; ежемесячно проводить совещания на уровне менеджмента высшего звена для выявления проблем и ввода на поверхность соображений по улучшению координации между функциональными службами; уделять больше внимания совершенствованию основных процессов деятельности, сделать так, чтобы исполнитель процесса стал полноценным участником, понимал цели, желаемый результат, видел весь процесс, а не только свою часть.

Список литературы

1. Абрамова С.Г., Костенчук И. А. О понятии «корпоративная культура». - М.: Экзамен, 2015. - 278 с.

2. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Управление персоналом: Модели управления. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 287 с.

3. Власова Н. Корпоративная культура. //Дела, люди XXI. - 2014. - №10. -С.28.

4. Shkunova, A.A., Yashkova, E.V.,Sineva, N.L.,Egorova, A.O.,Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies //Journal of Applied Economic SciencesVolume 12, Issue 8, Winter 2018, Pages 2472-2480

5. Kabanova, L.A., Yashkova, E.V., Shkunova, A.A., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuryleva, O.I. Study of the strategy of forming organizational culture in Russian enterprises [Estudio de la estrategia de formación de la cultura organizacional: En las empresas rusas] (2018) Opcion, 34 (85), pp. 1745-1752.http://www. Produccion cientificaluz.org/index.php/opcion/arti...

Poroykova Marina Alekseevna, student (e-mail: mporojkova@bk.ru)

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: masha.proh@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FEATURES OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE RESTAURANT BUSINESS

Annotation. The paper presents the results of a study of organizational culture of the restaurant business. In modern conditions, service businesses have an objective to reinforce his control system development of organizational culture. Organizational culture as a result of the activity is expressed in particular in the quality of services, and thus affects the client or consumer. The study showed that there is a direct correlation welfare enterprises upon the strength and direction of its positive culture.

Keywords: organizational culture, management, organization, cooperation, staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.