Научная статья на тему 'Особенности организационно-экономической деятельности оптовой торговли и необходимость ее совершенствования'

Особенности организационно-экономической деятельности оптовой торговли и необходимость ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОК / РЫНОЧНОЯ СРЕДА / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тришкина Нина Ивановна

В статье проанализованы направления организационно-экономического деятельности оптовой торговли, а также эффективность ее функционирования в рыночной среде, обоснованно и раскрыто взаимодействие структурных элементов, исследована взаимосвязь видов и форм оптовой торговли. Разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-экономической деятельности, обоснованы основные направления развития предприятий оптовой торговли на государственном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организационно-экономической деятельности оптовой торговли и необходимость ее совершенствования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 339. 338

Тришкина Нина Ивановна

канд. экон. наук, доцент ХТЕК КНТЕУ г. Хмельницкий, Украина

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В статье проанализованы направления организационно-экономического деятельности оптовой торговли, а также эффективность ее функционирования в рыночной среде, обоснованно и раскрыто взаимодействие структурных элементов, исследована взаимосвязь видов и форм оптовой торговли. Разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-экономической деятельности, обоснованы основные направления развития предприятий оптовой торговли на государственном и региональном уровнях.

Ключевые слова

Оптовая торговля, предприятие, рынок, рыночноя среда, торговля

Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамическую систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, социально-экономической системы рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле. Украина уже длительное время находится в состоянии экономического кризиса. Объективно в таких условиях наиболее выгодные отрасли, в которых период оборота капитала минимальный. Торговля относится именно к таким отраслям и очень привлекательной в сложившейся ситуации, благодаря высокому уровню рентабельности.

Оптовая торговля является посредническим звеном в системе распределения потребительских товаров. Здесь сосредоточена значительная часть материальных и финансовых ресурсов. Она обеспечивает формирование системы хозяйственных взаимоотношений между экономическими субъектами, к числу которых относятся производственные предприятия, оптовые структуры и предприятия розничной торговли. Предприятия оптовой торговли являются важными элементами рыночной инфраструктуры.

Современный украинский оптовый рынок характеризуется наличием большого количества оптовых структур всех форм собственности. Поскольку большая часть оптовиков состоит из мелких оптовых организаций, то тот же товар является объектом неоднократной купли-продажи. Это значительно увеличивает его розничную цену, приводит к сокращению покупательского спроса и приводит к снижению социальной защиты населения. Сдерживается процесс формирования единой товаропроводящей сети. Оптовая торговля является составной частью сферы обращения. Через нее осуществляется управление накоплением и перемещением товаров в пространстве и во времени, через нее проходит большая часть товарных ресурсов. Она является необходимым рычагом управления товарными ресурсами, как по регионам, так и по товарным рынкам.

Оптовая торговля является стратегической сферой деятельности, поскольку она может играть значительную роль в развитии отечественного производства, внутренней и внешней торговли, следовательно, способствовать более полному удовлетворению потребностей потребителей и положительно влиять на социально-экономическое развитие страны в целом [1, с.7].

Оптовую торговлю осуществляют:

- товаропроизводители - реализуют товары разным оптовым покупателям - субъектам хозяйствования, которые занимаются розничной или оптовой торговлей, другим товаропроизводителям для производственного потребления;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

- оптовые торговые посредники - покупают и реализуют товары субъектам хозяйствования, котрые занимаются розничной торговлей, другим оптовым посредникам, товаропроизводителям для производственного потребления;

- субъекты хозяйствования, занимающиеся розничной торговлей, реализуют товары, закупленные у товаропроизводителей и у посредников, специализирующихся на оптовой торговле, мелкооптовой покупателям для последующей их продажи конечным потребителям.

Исследования подтверждают, что подавляющее большинство розничных торговцев не способны эффективно осуществлять товароснабжения без участия оптовых предприятий.

Взаимодействие структурных элементов организационно-экономической деятельности функционирования базируется на совокупности сложных отношений и связей, которые формируются в сфере оптовой торговли и не дают возможность обеспечить достаточную эффективность и функционирования системы оптового сбыта товаров. С этой целью неодходимо усовершенствовать структурную модель взаимосвязи форм и видов оптовой торговли, основу которой составляют оптовые предприятия, оптовые посредники (дистрибьюторы, агенты, дилеры), организаторы оптового оборота (товарные биржи, аукционы, торги, оптовые рынки), что существенно повысить эффективность оптовой реализации за счет паритетности отношений, эквивалентности обмена и снижения операционных расходов.

Структурная модель организационно-экономической деятельности функционирования предприятий оптовой торговли, формируется на принципах системности, целостности, интеграцийности и эффективности. Эти принципы позволят раскрыть ее сущность как системы организационных форм, правовых норм, финансово-экономических рычагов, организационных и экономических основ, обеспечивающих использование экономических законов и организации экономической аналитики, реализацию совокупности отношений и межотраслевых связей, внедрения методов и приемов анализа для обеспечения согласованного развития и эффективного функционирования сферы оптовой торговли. Формирования и использования такой модели в общественной практике будет способствовать появлению новых организационных структур в торговле, оптимизации финансово-экономических показателей функционирования предприятий оптового звена, осуществлению эффективного взаимодействия структурных элементов организационно-экономического механизма.

Исследование показало, что в Украине организационно-экономическая деятельность функционирования предприятий оптовой торговли характеризуется масштабными структурными деформациями и противоречивыми тенденциями, которые существенно затрудняют определение перспектив его развития. Основные тенденции заключаются:

- в устойчивом росте объемов оптовых продаж при высокой ценовой динамики,

- интенсивного развития новых организационных форм с зарубежным капиталом,

- рост объемов оптовых продаж отечественной продукции,

- открытие новых оптовых предприятий,

-повышением эффективности деятельности оптовых структур.

Основные предложения по выравниванию уровня регионального развития предприятий оптовой торговли заключаются в:

- формировании региональной политики и определении ее приоритетов;

- укреплении нормативно-правовой базы оптовой торговли на основе соответствующих нормативных положений, конкретизирующих для региона общегосударственные правила и нормы;

- формировании региональной инфраструктуры оптового звена;

- рациональном размещении оптовых предприятий;

- содействие развитию и укреплению материально-технической базы оптовой торговли региона.

Общей миссией оптового звена в современных условиях является активизация устойчивого

сбалансированного развития внутреннего потребительского рынка Украины, прежде всего на основе насыщения его конкурентоспособными товарами отечественного производства, и как можно полное удовлетворение спроса на них различных слоев населения, а также содействие продвижению отечественных товаров на внешний рынок.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Проведенные исследования способствовали формированию направлениий активизации и совершенствования развития организационно-экономической деятельности предприятий оптовой торговли, в частности: создание новых организационных структур оптовой торговли; расширение разветвленной структуры оптовых посредников по функциональному назначению, размерам, специализации, зоной деятельности, организационно-правовыми формами хозяйствования; развитие конкурентной среды в торговле; формирование современной складской сети и оптимизация товарных запасов; развитие оптовых рынков; расширение и совершенствование инфраструктуры предприятий оптовой торговли. Список использованной литературы:

1. Голошубова Н.О., Торопков В.М. Оптова торпвля: оргашзащя та технолопя: Навч.пошбник. - К.: Кшв.нац.торг.-екон.ун-т, 2005. -265 с.

2. Апопш В.В, Мщук 1.П., Ребицький В.М. Оргашзащя торпвлк Пiдручник; 2-ге вид., доп. та перероб. - К.: Центр навчально! лiтератури, 2005 - 616 с.

3. Торопков В.М. Тенденци структурних змш у сферi оптово! торгiвлi споживчими товарами // Вюник КНТЕУ. - 2005. - №5,120 с.

© Тришкина Н.И., 2016

УДК 338.482.22

Ульрих Юлия Александровна

магистрант НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: julia.ulrih@yandex.ru

ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В ТУРИЗМЕ

Аннотация

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход служит средством достижения цели активизации деятельности региональных предприятий различных отраслей экономики. Целью данного подхода является удовлетворение растущих потребностей в качественных туристских услугах.

Ключевые слова

Туристский кластер, кластерный подход, региональный туризм.

Кластерный подход в туризме заключается в предпринимательском подходе к турбизнесу и рекреационному развитию, организации объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационное развитие, как развитие территории посредством создания проектов предприятий туризма и рекреации, заключается в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.

Согласно основоположнику кластерного подхода М. Портеру, в основе кластерного подхода в рыночных условиях лежит два принципа - кооперация и конкуренция. Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках [5, с. 116].

Теорию М. Портера адаптировал непосредственно к сфере туризма М. Монфорд, определиливший основные аспекты кластерного подхода в туризме:

- туристические услуги, предлагаемые предприятиями индустрии гостеприимства;

- впечатления (общий образ территории, тур.услуги), которые стали результатом проведенного отпуска или отдыха;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.