Научная статья на тему 'Особенности организации учебного процессав советской высшей школе'

Особенности организации учебного процессав советской высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SOVIET SYSTEM OF EDUCATION / UNIVERSITIES / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL / SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимиргазиева Алина Ирнисовна

В статье на основе архивных материалов Республики Башкортостан рассматриваются вопросы организации учебного процесса в высших учебных заведениях советского периода, дается оценка развитию учебно-методической, научной и воспитательной работы. Особое внимание уделяется степени влияния сложившегося государственного режима на характер учебной деятельности кафедр общественно-гуманитарного профиля. Статья будет интересна специалистам, занимающимся историей образования, науковедам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDU

The article addresses to the archival materials of the Republic of Bashkortostan illustrating the organization of the educational process in higher educational institutions of the Soviet period, assesses the development of teaching methods, scientific and educational work. Particular attention is paid to the influence of the existing regime on educational activities of the departments of social sciences and humanities. This article will be interesting for professionals involved in the history of education.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебного процессав советской высшей школе»

146

Высшее образование в России • № 4, 2014

[The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.

6. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1905-1907 god (1910) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.

7. Karavaeva E.V., Babin V.G. (ed.) [“Tomsk

diocesan gazette” as a source for the history of forming sanitary culture in Tomsk guber-niya] Makar’evskie chteniya: materialy VI Mezhdunar. konf. [Makar’evsk Readings. Int. conf. VI]. Gorno-Altaisk, 2007. (In Russ.)

8. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1913 god (1915) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod. about the Department of Orthodox

Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.

9. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1914 god (1916) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.

10. Sokolov A.S. [About teaching of basic knowledge of medicine in Olonec theological seminary] Oloneckaya duhovnaya seminariya i pravoslavnaya duhovnost’ v Oloneckom krae: Materialy regional’noy konferentsii, posvyashhyonnoy 180-letiyu Olonetskoy duhovnoy seminarii. 17-18 noyabrya 2009 g. [Olonec theological seminary and orthodox spirituality in Olonecky krai: Materials of the regional conference devoted to the 180 anniversary of the Olonec theological seminary]. Petrozavodsk, 2012. (In Russ.)

Author:

AVDEEVA Anna D. - Post-graduate student, Institute for History and Archives, Russian State University for the Humanities, ADA2009@yandex.ru7

А.И. ТИМИРГАЗИЕВА, доцент Башкирский государственный педагогический университет

Особенности организации учебного процесса в советской высшей школе

В статье на основе архивных материалов Республики Башкортостан рассматриваются вопросы организации учебного процесса в высших учебных заведениях советского периода, дается оценка развитию учебно-методической, научной и воспитательной работы. Особое внимание уделяется степени влияния сложившегося государственного режима на характер учебной деятельности кафедр общественно-гуманитарного профиля.

Статья будет интересна специалистам, занимающимся историей образования, науковедам.

Ключевые слова: советская система образования, высшие учебные заведения, научно-педагогические кадры, общественно-гуманитарные дисциплины

В современных условиях модернизации российского образования осмысление советского опыта организации учебного процесса приобретает особую значимость. Потерять наши достижения в образовании

было бы непростительной ошибкой, так как потенциал нации изначально закладывается в сфере образования на всех его этапах и уровнях. Переход к очередному этапу качественного и количественного рефор-

Страницы истории

147

мирования системы высшего образования может быть осуществлен на базе системного изучения предшествующих периодов.

Организация учебного процесса в высшей школе была объектом пристального внимания КПСС. С момента завоевания политической власти большевики осуществляли жесткий контроль за содержанием образования. Партийные комитеты различных уровней систематически рассматривали вопросы, связанные с постановкой учебного процесса в вузах, давали конкретные рекомендации относительно содержательной стороны учебного процесса. Советская система высшего образования сложилась к концу 20-х гг. XX в. и явилась одним из проявлений установившегося режима и в то же время его важнейшей опорой.

Развитие отечественного образования определялось также обеспечением лидерства СССР в мировом сообществе и подтверждением «исключительной правильности » советской системы. В соответствии с этими задачами строилась государственная политика по улучшению качества учебного процесса в вузах.

Незыблемым принципом работы высшей школы провозглашался высокий уровень фундаментализации обучения. Только при обеспечении этого принципа была возможна подготовка профессионалов, способных быстро адаптироваться к требованиям ускорения научно-технического прогресса. В государственных, партийных, общественных организациях росло понимание того, что существует прямая связь между уровнем высшего образования и темпами роста производительности труда. Для научных прорывов, для превращения идей в полезные продукты государству прежде всего требовались люди с солидным высшим техническим образованием. Приоритетная направленность внимания, средств и времени для пополнения инженерной элиты страны стали целевыми функциями государственных органов. Высшее техническое образование в Советской России по

праву признавалось одной из наиболее развитых, масштабных и авторитетных областей отечественной образовательной системы, а подготовка научно-технических и инженерных кадров - ключевым фактором социально-экономического развития страны [1, с. 56].

Общественно-гуманитарные дисциплины должны были, с одной стороны, способствовать развитию морально-нравственной культуры студентов, становлению таких качеств, как патриотизм, сознательная дисциплина, гражданская ответственность, принципиальность, с другой стороны, обеспечить идейно-политическую направленность образования. При этом воспитание носило ярко выраженный классовый характер: если интернационализм, то только пролетарский, если патриотизм, то непременно советский [2, л. 9]. В целом преподаватели гуманитарных наукзакладывали фундамент в формирование системы ценностей студенческой молодежи.

В связи с поставленными задачами большое значение приобретало совершенствование учебно-методической работы преподавателей. По свидетельству Башкирского Бюро обкома, члены кафедр в начале 1950-х гг. почти не проводили общих заседаний по вопросам методической работы. Это не способствовало складыванию товарищеских отношений среди сотрудников и приводило к целому комплексу негативных последствий, например, к снижению интенсивности взаимного обмена педагогическим опытом. Для некоторых преподавателей представляло сложность планирование не только структуры лекционных и семинарских занятий, но и своего рабочего дня [3, л. 41].

Проверка работы башкирских вузов комиссиями от партийных органов обнаружила, что преподавание общественно-гума-нитарныхдисциплин находилось на низком учебно-методическом уровне. Имели место поверхностное изложение материала перед студентами и факты упрощения ин-

148

Высшее образование в России • № 4, 2014

формации. В текстах ряда лекций отсутствовала логическая связь и хронологическая последовательность изложения. В лекциях преподавателей педагогических дисциплин программный материал был слабо связан с данными из практической работы школ. Оценивая уровень учебно-методической работы преподавателей как низкий, представители комиссий подразумевали не только стилистически слабое оформление текста лекций и тому подобные методические недочеты, но и неудовлетворительную организацию на лекционных и семинарских занятиях идейно-теоретической подготовки студентов.

Междутем около 30% студентов в группах по подготовке учителей русского языка для нерусских школ слабо владели разговорной речью и с трудом усваивали нормативную грамматику языка, о чем свидетельствовали проводимые на курсах диктанты, зачеты и экзамены [4, л. 64]. Многие первокурсники и второкурсники допускали по 40-50 орфографических, пунктуационных ошибок. Устные ответы студентов, особенно при фонетическом разборе слова, были поверхностными, без глубокого анализа и доказательств [5, л. 35].

Общим недостатком в самостоятельной деятельности студентов высшей школы являлось неумение значительной их части, даже на старших курсах, осознанно работать над литературой. Имели место механическое переписывание и пересказ материала, отсутствие навыков самостоятельного рассуждения, обобщения, умения убеждать, доказывать. Секретарь обкома КПСС Х.С. Сайранов в своем докладе от 8 декабря1954 г. отмечал, что преподаватели кафедр общественных наук недостаточно настоятельно требовали, чтобы студенты изучали первоисточники. В основном студенты читали комментаторскую литературу, что приводило к поверхностному усвоению материала [6, л. 19].

Поворотным пунктом в совершенствовании учебного процесса и усилении науч-

но-методического руководства со стороны дирекции вузов и заведующих кафедрами стал XX съезд КПСС (14-25 февраля 1956 г.). Обсуждение вопросов перестройки преподавания способствовало расширению деловых связей научно-педагогических кадров, увеличению числа совещаний по актуальным теоретическим проблемам [7, л. 55], подъему творческой активности научно-педагогических кадров. Т ак, пытаясь решить задачу достижения высокой грамотности студентов, преподаватели-филологи организовали индивидуальную работу с неуспевающими. Большое внимание стало уделяться развитию практических навыков устной и письменной речи студентов. В целях выработки орфоэпических навыков систематически велась словарно-фразеологическая работа, практиковались такие ее виды, как конструирование предложений, устное и письменное изложение содержания картин с употреблением определенных грамматических форм, описание окружающихявлений, пересказ текста. На заседаниях кафедр преподаватели старались уделять больше внимания проблемам методики изучения фонетики в учебных курсах.

Важную роль в улучшении методической подготовки преподавателей играла работа предметных секций, создаваемых в вузахв конце 1950-х гг. Секции зарекомендовали себя как полезная форма деятельности. Их руководители организовывали взаимные посещения учебных занятий преподавателями. На заседаниях секций рассматривались планы семинарских занятий, обсуждались тексты лекций, вопросы методики.

Партийными органами отмечалось также, что расширились контакты педагогических вузов со школами. Так, члены кафедры педагогики и психологии Бирского педагогического института регулярно проводили научно-практические конференции в школах Караидельского, Благовещенского районов. Ежегодно в школах города Бир-

Страницы истории

149

ска читалось около 40 лекций на различные педагогические темы. В 1968 г. впервые при кафедре был создан студенческий лекторий. Студенты выступали с лекциями и докладами в школах. В тот же период под руководством кафедры и комсомольского комитета института группа студентов начала работать с так называемыми трудными подростками, помогая им в учебе и вовлекая их в деятельность кружков, спортивных секций [8, л. 23].

В вузах вводились дни самостоятельной учебной и научной работы, организовывались обязательные консультации для слабоуспевающих студентов, разрабатывались памятки о самостоятельной работе, в которых по курсам определялись навыки и умения, необходимые для деятельности будущего специалиста. На кафедрах филологических дисциплин организация самостоятельной работы студентов (СРС) была направлена на повышение их грамотности и культуры устной речи. Практиковались такие виды СРС, как подготовка теоретического материала и выполнение практических упражнений, проработка отдельных тем с последующим коллективным анализом. В каждом курсе выделялись отдельные темы на самостоятельное изучение.

Работа студентов в научных кружках становилась неотъемлемой частью учебного процесса. Ее организация претерпела значительные изменения. Студенты, занимавшиеся научно-исследовательской деятельностью в кружках или по индивидуальному плану, объединялись в вузе в студенческое научное общество (СНО). СНО способствовало развитию научной работы студентов, оказывало помощь научным студенческим кружккам в организации деятельности, в обобщении и популяризации их опыта. Совет общества избирался на один год и состоял из председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов, количество которых определялось на общем собрании.

В Башкирском государственном универ-

ситете в 1957-58 учебном годучисло кружков достигло 26, из них 14 - общественногуманитарного профиля с общим составом 218 человек.. В 1959 г. работали 30 кружков с охватом 400 человек, в 1960 г. - 35 кружков с охватом 500 человек.. В 196162 учебном году в университете действовали 37 научных студенческих кружков, объединявших около 600 студентов; из 37 кружков 18 были общественно-гуманитарного профиля. В работе научных обществ фактически принимал участие каждый третий студент университета. Четкая динамика количественного роста кружков прослеживалась во всех вузах БАССР [9, л. 56].

Наряду с количественным, в вузах наблюдался и качественный рост кружковой работы. Во-первых, заседания членов кружков проводились с большей регулярностью. Во-вторых, на занятиях изучались наиболее сложные разделы курсов учебных дисциплин и разрабатывались самые актуальные научно-теоретические проблемы. В частности, на занятиях по политэкономии в 1960-е годы рассматривались такие проблемы, как «Принципы хозрасчета, их социально-экономическое значение и роль в развитии экономики социализма», «Экономическая эффективность общественного производства и пути его повышения». Научные изыскания членов кружков максимально приближались к профилю институтов. В Уфимском нефтяном институте разрабатывались не только теоретические проблемы, но и изучался, обобщался большой фактический материал об экономической деятельности объединений «Башнефть», «Башнефтехимзаводы», завода п/ я 20, треста БНЗС и других. Доклады студентов «Развитие экономики Башкирии за семилетие», «Роль нефтехимии Башкирии в создании материально-технической базы коммунизма» и ряд других стали ценными учебными пособиями [10, л. 70].

Укрепилось взаимодействие научностуденческих обществ республиканских вузов с обществами вузов других городов.

150

Высшее образование в России • № 4, 2014

В I960 г. БГУ наладил связи с научно-студенческими обществами Московского, Казанского, Ленинградского и других государственных университетов. В 1961 г. впервые в научной студенческой конференции БГУ участвовали студенты других вузов: Казанского, Одесского и Туркменского университетов, Стерлитамакского и Бир-ского пединститутов.

Таким образом, с конца 1950-х гг. на волне демократизации общественно-политической жизни была заложена тенденция планомерного и последовательного совершенствования учебного процесса в вузах, имевшая место и в условиях смены политического руководства страны. Отставка Н.С. Хрущева привела к некоторому смещению идеологических акцентов, но учебно-методическая работа преподавателей продолжала развиваться и обретала достаточно стабильные формы.

В Советском Союзе сложилась собственная модель общекультурной компоненты высшего профессионального образования, ориентированная на формирование у студентов «правильного мировоззрения». Она отличалась от зарубежных подходов не только своей доктринальностью, но и высокой степенью унификации: перечень общеобразовательных дисциплин определялся централизованно и был одним и тем же для всех учебных заведений.

Учебно-методическая работа преподавателей также развивалась не стихийно, а направлялась государственными органами. Если в первое послевоенное десятилетие преподаватели с трудом вели учебную работу, так как зачастую не было ни материальной, ни методической базы, то к 1970 г. они уже освоили большой методический материал и применяли различные материально-технические средства обучения. С целью повышения методического уровня преподавателей использовались такие средства, как самостоятельная работа над рекомендуемой литературой, анализ открытых уроков и обсуждение методических

проблем на заседаниях кафедр, деятельность предметных секций и кабинетов общественно-гуманитарных наук, участие в работе семинаров для преподавателей общественных дисциплин. Результатом стало заметное улучшение методического уровня лекционных и семинарских занятий, усиление индивидуальной работы со студентами, расширение деловых контактов кафедр общественно-гуманитарных наук со специальными кафедрами, совершенствование организации самостоятельной и кружковой деятельности студентов и повышение их успеваемости.

Благодаря работе вузовских преподавателей общественно-гуманитарного профиля, специалисты с высшим образованием составляли так называемую интеллектуальную элиту общества, или советскую интеллигенцию. При этом советская система образования была демократична, что выражалось в обеспечении молодежи широкого и свободного доступа к знаниям независимо от расовой, социальной, национальной и половой принадлежности [11, с. 19]. Оправданные и необходимые в 1950-60-е гг. меры по повышению качества учебного процесса стали в дальнейшем входить в противоречие с реальными потребностями общества. Нарастание кризисных явлений во многом было обусловлено игнорированием общемировых тенденций в развитии высшего образования, когда зарубежный опыт просто отметался. Все более очевидным становился тот факт, что образование, как и наука, не может существовать в вакууме, что, будучи социальной подсистемой общества, оно в полной мере испытывает на себе все присущие ему деформации.

Реальная эффективность высшей школы, в частности общественно-гуманитарного образования, начала вызывать серьезные сомнения уже в 70-е гг. XX в. [12, с. 32]. В рамках отечественного образования явственно обозначились антидемократические перекосы: чрезвычайная централизация и монополизация, отказ от педагогических новаций, выходящих за пределы партийно-

Страницы истории

151

государственныхпостановлений, увеличение потока бумажной отчетности, погоня за внешними показателями, то есть за количественными оценками деятельности вузов по сохраняемости контингента и процентной успеваемости. Советская система образования, пройдя долгий путь становления, развития и совершенствования, оказалась малоэффективной в условиях усложнения общественной жизни

Литература

1. Петров А., Мануйлов В., Приходько В., Федоров А. Методология и организация

элитной подготовки // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 56-65.

2. ЦГАОО РБ.Ф.122.Оп.32.Д.1503.

3. ЦГИА РБ. Ф.Р-2372.Оп.1.Д.17.

4. ЦГИА РБ. Ф.Р-3274.Оп.1.Д.87.

5. ЦГАОО РБ.Ф.122.Оп.32.Д.600.

6. ЦГАОО РБ. Ф.122.Оп.32.Д.1519.

7. ЦГИА РБ. Ф.Р-3274.Оп.1.Д.87.

8. ЦГИА РБ. Ф.Р-4707.Оп.1.Д.313.

9. ЦГИА РБ. Ф.Р-2372.Оп.1.Д.96.

10. ЦГИА РБ. Ф.Р-4398.Оп.1.Д.509.

11. Волчкевич Л.И. Огранка таланта или буксировка нерадивых? // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 18-20.

12. Запесоцкий А.С. Высшее образование: доступное и платное // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 30-39.

Автор:

ТИМИРГАЗИЕВА Алина Ирнисовна - канд. истор. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, kliotim@yandex.ru

TIMIRGAZIEVA A. I. FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN SOVIET HIGHER SCHOOL

Abstract. The article addresses to the archival materials of the Republic of Bashkortostan illustrating the organization of the educational process in higher educational institutions of the Soviet period, assesses the development of teaching methods, scientific and educational work. Particular attention is paid to the influence of the existing regime on educational activities of the departments of social sciences and humanities.

This article will be interesting for professionals involved in the history of education.

Keywords: Soviet system of education, universities, scientific-pedagogical personnel, social sciences and humanities

References

1. Petrov A., Manuylov V., Prikhod’ko V., Fedorov I. (2003) [Methodology and organization of business elite training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 4, pp. 56-65.

2. CGAOO RB.F.122.Op.32.D.1503.

3. CGIA RB. F.R-2372.Op.1.D.17.

4. CGIA RB. F.R-3274.Op.1.D.87.

5. CGAOO RB.F.122.Op.32.D.600.

6. CGAOO RB. F.122.Op.32.D.1519.

7. CGIA RB. F.R-3274.Op.1.D.87.

8. CGIA RB. F.R-4707.Op.1.D.313.

9. CGIA RB. F.R-2372.Op.1.D.96.

10. CGIA RB. F.R-4398.Op.1.D.509.

11. Volchkevich L.I. (2004) [Support of talented or towing of weak?] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 5, pp. 18-20.

12. Zapesockij A.S. (2004) [Higher education: affordable and pay]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 9, pp. 30-39.

Author:

TIMIRGAZIEVA Alina I. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Bashkir state pedagogical University named afterM. Akmulla, kliotim@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.