Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ СЕТЕВЫХ МАГАЗИНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ СЕТЕВЫХ МАГАЗИНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1156
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ / ТОРГОВЫЙ БИЗНЕС / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / СТМ / RETAIL / DISTRIBUTION NETWORKS / COMMODITY SUPPLY / TRADING BUSINESS / DISTRIBUTION CENTER / PRIVATE LABEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миролаев А.А., Петров Р.А.

В настоящей работе предлагается исследование роли товароснабжения, как одного из необходимых условий, обеспечивающих деятельность розничной торговой сети. Рациональная деятельность в розничной торговле подразумевает не только повышение товарооборота, но и по возможности полному удовлетворение платежеспособного спроса. Правильная организация товароснабжения торговой сети является центральным условием удовлетворения спроса. Товароснабжение входит в сложный комплекс торгово-технологического процесса предприятия торговли.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ильяшенко С. Б., базовая кафедра торговой политики ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF GOODS OF NETWORK STORES

In this paper, we propose a study of the role of commodity supply as one of the necessary conditions for the operation of a retail chain. Rational activity in the retail trade implies not only an increase in turnover, but also the fullest possible satisfaction of solvent demand. Proper organization of the supply chain is the central condition for meeting demand. Commodity supply is a complex of the trade and technological process of a trade enterprise.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ СЕТЕВЫХ МАГАЗИНОВ»

УДК: 339.162

Миролаев А. А., Петров Р. А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ СЕТЕВЫХ МАГАЗИНОВ

Магистранты факультета Экономики торговли и товароведения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: alexandermirolaev@gmail. com

Аннотация. В настоящей работе предлагается исследование роли товароснабжения, как одного из необходимых условий, обеспечивающих деятельность розничной торговой сети. Рациональная деятельность в розничной торговле подразумевает не только повышение товарооборота, но и по возможности полному удовлетворение платежеспособного спроса. Правильная организация товароснабжения торговой сети является центральным условием удовлетворения спроса. Товароснабжение входит в сложный комплекс торгово-технологического процесса предприятия торговли.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ильяшенко С. Б., базовая кафедра торговой политики ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, товароснабжение, торговый бизнес, распределительный центр, СТМ.

1. Введение.

Основной задачей большинства торговых организаций является доведение товара до конечного потребителя, организация торгового обслуживания надлежащего качества. Без этого невозможен коммерческий успех. Сам торговый процесс, иначе говоря, процесс реализации представляет собой основную функцию торговой организации. При этом совокупность розничных торговых предприятий в условиях рыночной экономики является самостоятельным звеном торговли. Рациональная организация снабжения розничной торговой сети представляет собой важнейшую предпосылку результативной и ритмичной работы торгового предприятия.

2. Методика.

Для определения особенностей организации товароснабжения сетевых магазинов, в том числе практики взаимодействия с поставщиками, варианты формирования партии поставки при реализации товаров под СТМ использованы традиционные приемы научных исследований, в том числе в экономике: наблюдение и описание.

3. Основная часть.

Современная розничная торговля - это обособленный вид торговой деятельности, связанный с приобретением товаров для их использования в некоммерческих целях, то есть они рассчитаны на личное потребление конечным покупателем.

Многообразие торговых структур обусловлено широким спектром методов реализации, зависит от мест продажи: она может осуществляться по почте, через интернет и торговые автоматы, путем личных продаж или другими методами. Также розничная торговля отличается по стационарности, широте

охвата, торговому процессу, ассортименту и ряду других показателей.

Основная задача любого предприятия торговли - доведение товара до конечного потребителя. Розничная сеть - лишь конечное звено цепи, где реализуется товар.

Товароснабжение - система мероприятий по доведению товаров от поставщика до мест продажи или потребления, товароснабжение подразумевает под собой взаимодействие всех участников данной системы. К ней относятся не только оптовые и розничные предприятия, но и весь сбытовой аппарат промышленности.

Под товароснабжением розничной торговой сети имеют ввиду совокупность операций коммерческого и технологического характера, нацеленных на доведение товара до предприятий розничной торговли. Сюда относятся:

• разработка ассортимента и определение необходимых товаров;

• анализ рынка и поиск поставщиков, удовлетворяющих требования;

• заключение договора с выбранными поставщиками;

• выбор формы и метода поставки;

• контроль за соблюдением условий договора и поставкой;

• приемку товаров, их подготовку (в случае необходимости) и размещение в торговом зале.

Сегодня большинство продовольственных товаров поступает в точки продаж непосредственно от производителей.

В крупные универсальные магазины или на специализированные предприятия значительная

часть товаров поступает от оптовых организаций или транзитом от производителей (товары сложного ассортимента).

Также источниками товароснабжения могут быть заготовительные предприятия, личные подсобные и фермерские хозяйства.

Выбор источников товароснабжения зависит от множества внешних и внутренних факторов, таких как: ассортимент, объем поставки, территориальная удаленность от поставщика, возможность планомерной и ритмичной поставки, скорость товарооборачи-ваемости, затраты на грузоперевозку и т.д. [1].

В зависимости от источников получения выделяют две формы товароснабжения розничных торговых сетей: транзитную и складскую.

Транзитная форма товароснабжения подразумевает под собой поставку товара от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

При такой форме существенно сокращаются товарные потери и издержки обращения. Транзитная форма товароснабжения исключает расходы по погрузке - выгрузке и хранению товаров на складах, ускоряет продвижение товаров в торговую сеть, содействует лучшей сохранности товаров.

Однако она является ограниченной в связи с тем, что многие розничные сети рассредоточены, поэтому применяется в основном к товарам простого ассортимента, а также по скоропортящимся товарам и тем, что производятся в районах потребления (мясо, молоко и т.д.). Транзитное товароснабжение из других городов доступно только крупным торговым сетям, которые могут принимать товары в установленной форме отгрузки.

Неправильное применение транзитной формы товароснабжения может привести к проблемам с ассортиментом и товарными запасами (дефициту или профициту), особенно, если поставка осуществляется большими партиями или товар пользуются непостоянным спросом.

Транзитная форма товароснабжения экономически выгодна для поставщика и покупателя при следующих условиях [1]:

• количество продаваемого товара достаточно велико;

• объема поставляемой партии хватит для заполнения одного отгрузочного места;

• небольшое количество потребителей на ограниченной территории;

• товар требует высокоспециализированного сервиса;

• цены на товар быстро колеблются.

Таким образом, транзит применяется в случаях, когда товарооборот розничного предприятия в со-

стоянии принять транзитную норму, не образуя излишки товара.

Для выбора оптимальных источников и форм товароснабжения также целесообразно составлять схемы завоза товаров, в которых указываются пути движения разных товарных групп от производителей, оптовых баз и других поставщиков до каждого розничного торгового предприятия [3].

В случае необходимости организации составляют схемы для отдельных подгрупп и для товаров, поступающих от местных промышленных источников или сельских хозяйств.

Основание для завоза товаров служит заявка, в которой получатель, т.е. работник розничной торговой сети, указывает наименование товара, его вид, сорт и другие признаки, а также требуемое количество. Заявка составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой - у поставщика.

Товароснабжение может осуществлять двумя методами: децентрализованным и централизованным [2].

В случае децентрализованного метода (иногда его называют «самовывоз») все операции по доставке товара со склада поставщика осуществляются непосредственно розничным предприятием -покупателем.

Данные способ влечет за собой рост издержек из-за транспортных расходов, так большинство предприятий не имеет собственный транспорт, а использование такого может вести за собой неполную загрузку транспортного средства.

К прочим негативным аспектам можно отнести нерациональное использование трудовых ресурсов, потому что работники розничного предприятия будут вынуждены отвлекаться на операции товароснабжения вместо выполнения своих основных функций. А в случае найма специальных сотрудников существенно возрастают издержки на оплату рабочей силы.

Более эффективным является централизованный метод доставки, при котором доставка осуществляется силами и за счет поставщика или транспортных предприятий. Поставщики и сторонние компании в данном случае доставляют товар на основе заявок, отправленных розничными предприятиями, и следуют заранее оговоренным схемам и маршрутам. Если поставщик пользуется транспортом общего пользования, то помимо договора поставки оформляется еще договор на перевозку груза [2].

Графики составляются на квартал, чтобы иметь возможность лучше контролировать ситуацию. В них указаны такие данные как: номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.

При организованной централизованной доставке снижаются издержки, максимально рационально используется рабочая сила и транспорт. Товары завозятся ритмично и планомерно, благодаря чему розничные сети могут поддерживать ассортимент без излишка.

Важное значение при централизованной доставке имеет расчет необходимого количества транспортных средств, контейнеров и тары

Распределительный центр - товарный склад в системе оптовой или розничной торговли, обеспечивающий рациональную реализацию функции товароснабжения предприятий торговли [4].

Необходимость в распределительных центрах возникла с образованием крупных розничных торговых сетей и появлением типов магазинов с универсальным ассортиментом и большой площадью, таких как супермаркеты, гипермаркеты и т.д.

Причиной этому служит тот факт, что большой и сложный ассортимент товаров значительно сложнее доставлять до конечных потребителей, так как возрастает число поставок, а вместе с ними расходы на перевозку.

С использованием распределительного центра товары сначала поступают в распределительный центр, где их сортируют, комплектуют и проводят прочие операции, а затем отгружают и доставляют на предприятия розничной торговой сети.

Однако распределительный центр могут позволить себе только крупные организации, чьи масштабы реализации позволяют его содержать.

Распределительные центры имеют большие площади, из-за чего требуется организованная и четко работающая система хранения запасов, оптимизированная и отрегулированная деятельность большого количества квалифицированных работников.

В рамках анализа системы товароснабжения сетевой торговли, важно отдельно остановиться на вопросе реализации продукции СТМ (собствен-

ных торговых марок). Собственная торговая марка (СТМ) - это бренд, владельцем которого выступает структура, занимающаяся его реализацией. Поскольку продукция СТМ является своего рода «лицом» торговой сети, к производителям продукции предъявляются особые требования.

При выборе производителя для сетевых предприятий решающее значение имеет качество выпускаемой продукции. Организация системы контроля качества на производстве, наличие лабораторий, сертификация производства. Не менее важное значение отводится отлаженной логистики, возможности бесперебойного обеспечения товаром при всех сезонных колебаниях. Для производителя выпуск своей марки выгоден несколькими моментами: это дозагрузка производственных мощностей, возможность экономии на маркетинге и сбыте, гарантированный стабильный заказ на производство.

4. Заключение.

В работе рассмотрены вопросы связаны с организацией товароснабжения розничной торговой сети. Товароснабжение является деятельностью по планированию, выполнению и контролю физического перемещения товаров от места их производства к месту их потребления для максимального удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли. Процесс товароснабжения предполагает доставку необходимой продукции определенному потребителю в конкретное место в определенное время.

Важно отметить, что фактически уровень товарных запасов должен соответствовать плановым показателям, но не превышать их чтобы не допустить финансовых потерь предприятия. Необходимо контролировать частоту поставок продукции, выбирая оптимальный режим. Контроль данных вопросов будет способствовать рациональному товароснаб-жению хозяйствующего субъекта.

Список использованных источников

1. Горбачев М. Н, Газин Я. П. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке. Практическое руководство. - М.: Феникс, 2014. - 160 с.

2. Афонин А. М., Афонина В. Е., Петрова А. М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 368 с.

3. Ващекин А. Н., Вагцекина И. В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - 2017. - № 6 (18). URL: http:// aeconomy.ru/ science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda/.

4. Мастеров А. И. Система показателей для проведения управленческого анализа сбытовой деятельности организации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 42. С. 41—46.

5. Мастеров А. И. Применение методов математического программирования в управленческом анализе ассортиментной политики организации // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 4. С. 53-56.

6. Мастеров А. И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 9. С. 27-39.

7. Кузнецов Н. В. Цифровизация экономики России: институциональные драйверы // Теория и практика общественного развития. 2019. № 4. С. 75-78.

8. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А. Влияние регионального аспекта на формирование налоговой базы консолидированных групп налогоплательщиков в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-2. С. 427—431.

9. Косов M. Е., Иванова Я. Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 32-38.

10. Калачева О. Н. Лизинговые отношения как важный источник финансирования деятельности организаций малого и среднего бизнеса// Аудитор. 2017. № 11. С. 49-55.

11. Никифоров А. Ю., Коробов О. И. Особенности формирования ассортимента в практике сетевых торговых организаций // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 36-39.

12. Агапова А. А. Управление государственным долгом в условиях стагнации экономики // В сборнике: Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Н. Васильевой. 2017. С. 27-30.

13. Быканова О. А. Элементы общей топологии: Учеб.-метод. пособие по специальности 032100 «Математика» по курсу «Геометрия». Под ред. О. Н. Бабенко; М-о образования Рос. Федерации. Таганрог, гос. пед. ин-т. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001.

14. Турищева Т. Б. Роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений // Аудитор. 2018. Т. 4. №2. С. 11-15.

15. Леонова Ю. Г., Языков Д. А. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 47.

16. Kosov M. Е., Akhmadeev R. G. State control in cooperation of Russian business with offshore jurisdictions // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 23-25.

17. Новоселова Н., Сысоева С. Оперативное управление в розничной торговле. С-Пб.: Изд.Питер, 2016 г. - 287 с.

Mirolaev A. A., Petrov R. A. FEATURES OF THE ORGANIZATION OF GOODS OF NETWORK STORES

Master of the Faculty of Trade Economics and Commodity Science Plekhanov Russian University of Economics Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane, 36 E-mail: alexandermirolaev@gmail.com

Summary. In this paper, we propose a study of the role of commodity supply as one of the necessary conditions for the operation of a retail chain. Rational activity in the retail trade implies not only an increase in turnover, but also the fullest possible satisfaction of solvent demand. Proper organization of the supply chain is the central condition for meeting demand. Commodity supply is a complex of the trade and technological process of a trade enterprise.

Keywords: retail, distribution networks, commodity supply, trading business, distribution center, private label.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.