Алла ЮДИНА
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В статье анализируются специфические особенности отдельных аспектов виртуальной реальности и их учет в деятельности специалиста по связям с общественностью.
Specific features of some aspects of virtual reality and their consideration in activity of an expert on public relations are analyzed in the article,
Ключевые слова:
виртуап, виртуальная реальность, виртуапистика, виртуальная психология; virtual, virtual reality (VR), virtualistics, virtual psychology,
В основе всего настоящего, не призрачного, лежит подлинная мечта. Потому что только такая мечта дает мотивацию достаточной силы. Именно в этом смысле мечта является настоящей реальностью.
Я говорю все это, имея в виду продвижение и пиар1.
В. Колесник
ЮДИНА
Алла
Владимировна —
преподаватель
кафедры связей с
общественностью
Северо-Западной
иоадемии
государственной
ллужбы1
В соответствии с мифологическим посылом массового сознания, термин «виртуальная реальность» впервые был введен в 1989 г. Жароном Ланье2, создателем фирмы, с начала 1980-х гг. выпускающей бытовые компьютеры, функциональной особенностью которых являлась возможность формирования виртуальных миров. Киберпанковый жанр фантастической литературы под виртуальной реальностью понимает особый способ общения человека с киберпространством как некоторой моделью сетевого мира.
По определению авторов Словаря иностранных слов3, слово «виртуальный» (лат. уМиаИВ) означает возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.
Более чем за 20 лет до введения в информационный обмен термина «виртуальная реальность» Майрон Крюгер в конце 1960-х гг. вводит понятие «искусственной реальности». А еще ранее, в 1964 г., Станислав Лем в своей книге «Сумма технологий» употребляет дефиницию «фантомология». «Фантомология» С. Лема предназначена для описания задач и цивилизованного ответа на вопрос: «Как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?»4
Вообще понятие «виртуал» появилось в IV в. в философских воззрениях византийской школы. К примеру, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви Василий Великий в своей книге
1 Колесник В. Продвижение: призраки и реальность // http://kolesnik.ru/2006/ reality)
2 В английской языковой интерпретации — Джарон Ланьер.
3 Словарь иностранных слов / отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. — М., 2003, с. 137. Понятие «виртуальный» широко используется в физике элементарных частиц, при исследовании т.н. «виртуальной температуры», при моделировании виртуальной памяти. Непосредственно под виртуальной действительностью понимается окружающий мир, созданный с помощью специальных компьютерных средств (аудиовизуальный шлем, мультимедиа), обеспечивающий полную имитацию зрительных образов, «живого» звука, объема сконструированных объектов и т.п.
4 Виртуальная реальность // http://ru.wikipedia.org/wiki/virtual_reality
«Беседы на шестоднев» замечал: «Некая реальность может породить другую реальность, законы существования»1.
При организации РЯ-события важным моментом является понимание и учет виртуального при апеллировании к психологии личности. В соответствии с выводом А. Носова, сразу же после своего рождения человек не идентифицирует себя отдельно от окружающего его мира. Впоследствии первой виртуальной реальностью для младенца, а далее — для человека примерно до трех лет является реальность его тела, которая становится реальностью его психики. До семи лет человек постигает виртуальную реальность своего сознания, а в подростковый, пубертатный период (от 13 до 17 лет) своей жизни осознает виртуальную реальность своей личности. К 21 году человек сталкивается с необходимостью освоения виртуальной реальности своей воли. Впоследствии, по А. Носову, индивидуальное психическое развитие человека в значительной степени обусловлено системой координат жизненных обстоятельств каждого человека в отдельности2.
По этой причине специалисту по связям с общественностью крайне важно учитывать палитру ментальных особенностей личности (мифологических установок, национальных особенностей, стереотипов поведения и т.п.).
Вторым, не менее значимым моментом при организации связей с общественностью является учет фактора глубокой идентичности и неповторимости каждого человека в отдельности, поскольку «...генезис конкретного человека по разным причинам может завершиться на любом уровне, вплоть до реальности телесности. Это означает, что разные люди живут в разных виртуальных реальностях, имеют разный состав виртуальных психических реальностей, имеют разные представления о себе и мире, разные ценности жизни и т.д.»3. Виртуальная психология оперирует понятиями «консуетал», «гратуал», «ин-гратуал» и «виртуал».
Консуетал (лат. еотие(а1 — нормальный, обычный) — «это нормальное, естественное нерефлексируемое состояние чело-
1 Цит. по: Розенсон И.А. Основы теории дизайна - СПб., 2006, с. 153.
2 Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. — М., 1997, с. 192.
3 Там же, с. 168.
века, такое же нормальное, как и ощущение давления атмосферного столба»4. Консуетал представляет собой обычный ряд событий, которые переживаются человеком привычным для него образом: например, сон, который человек видит сам и переживает его с позиции своего видения и ощущения. При этом следует заметить, что консуетал — не всегда спокойное или уравновешенное состояние, а консуетальным может быть в т.ч. и глубокое психическое переживание. «Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни, а все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок»5. Привычная реальность, в формате которой происходит обычный, ранее устоявшийся ряд событий, и которые человек переживает привычным образом, именуется константной реальностью.
Гратуал (лат.gratus—привлекательный) — это «ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня, чем константная реальность»6. По версии Большого эзотерического справочника под гратуалом понимается «психологическое переживание виртуальной реальности», которое характеризует восемь признаков: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изме-ненность статуса реальности, личности, сознания и воли. Примерами гратуалов являются чувство влюбленности или моменты открываемой красоты какой-либо вещи: дерева, цветка, камня, слова и т.п. Переживание гратуала, с психической точки зрения, есть передача своей воли на более высокий иерархический уровень, т.е. фактически ангелу. Отдавая свою волю ангелу, человек приобретает его свободу сознания»7.
Ингратуал (лат. ingrates — непривлекательный) — состояние, противоположное состоянию гратуала. С психологической точки зрения ингратуал характеризуется как состояние человека, пребывающего на более низком иерархическом уровне (по отношению к уровню константной реаль-
4 Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // http://www.virtualistika.ru/vip7_k_s.html
5 Там же.
6 См. Носов Н.А. Виртуальная психология. — М., 200, с. 418.
7 Степанов А.М. Большой эзотерический справочник // http://www.ezoezo.ru/gradual-1375.html
38
ВЛАСТЬ
2 01 0' 12
ности. — А.Ю.). Для состояния инграту-ала характерны мрачные переживания, а само состояние тождественно состоянию депрессии.
Виртуал (англ. virtual, от лат. virtus — доблесть, необычное качество) — в виртуальной психологии под данным термином понимается измененное состояние сознания. Состояние «гратуал» и «ингратуал» являются двумя ипостасями состояния «вирту-ал». Специфическими свойствами виртуа-ла являются порожденность, актуальность, автономность и интерактивность.
Сорожденность как свойство виртуа-ла означает, что виртуальная реальность порождена за счет активности некоторой другой реальности, являющейся внешней по отношению к виртуальной.
Актуальность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность существует «здесь и сейчас» и только тогда, когда активна реальность порождающая.
Автономность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность имеет свои временные и пространственные пределы, а также «живет» по своим специфическим законам существования. «Для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего»1.
Интерактивность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность взаимодействует со всеми иными реальностями, в т.ч. и с порождающей.
Категория виртуальности позволяет человеку по-новому «окинуть взором» свои прежние представления об окружающей картине мира «реального».
С появлением Интернета в понятие «виртуал» стали заключать некоторую «фиктивную личность», или выдающего себя за другого человека пользователя Интернета. Неологизм «виртуал» применяется и в том случае, когда учетная запись блога или веб-форума не может быть ассоциирована с реальной личностью. Вместе с тем понятие «виртуальное» не всегда должно быть отождествлено с именем фиктивным. Вообще термин «виртуальный» заключает в себя общение в пределах дистанции возможной досягаемости и посредством коммуникации между источником данных и приемником информации. Но случается и такое, когда
некоторые сведения о фиктивной личности доходят до интернет-пользователя через электронные СМИ или специальные сайты. Данное обстоятельство отождествляет «виртуал» и автора, выходящего в интернет-пространство под псевдонимом и играющего определенную роль.
Сам факт размещения в Интернете (на форуме, в электронных энциклопедиях, ЖЖ и др.) провокационных сообщений (флеймов) с целью создания конфликтной ситуации или оскорбления кого-либо именуется троллингом2.
При формировании виртуала в чисто технических целях наряду с термином «виртуал» применяется термин «сокпап-пет» (англ. sock puppet — кукла из чулка или носка, надеваемая на руку и вступающая в диалог от своего имени со зрителями или самим кукловодом). Виртуал-сокпаппет применяется в тех случаях, когда создатель виртуала:
— желает анонимности своего высказывания или своей личности;
— формирует иллюзию солидарности своих контактеров с генерирующей позицией самого виртуала;
— искусственным образом увеличивает число голосов в формате интернет-опроса или интернет-голосования за предлагаемый вариант ответа или кандидатуру;
— способствует формированию своего положительного имиджа;
— рекламирует в интернет-сообществе определенный товар, услугу или политического деятеля и др.
Подводя некоторый итог вышесказанному, следует отметить несомненную значимость технологий формирования виртуала (в форматах сетевом и внесетевом. — А.Ю.) при организации связей с общественностью. Достижение конечной цели любого PR-мероприятия основывается на учете психологического стремления отдельной личности и групп общественности к реализации своей фантазии, грезы и мечты.
Изменяя облик существующей действительности, отраженной в сознании, фантазия, как синоним и продукт воображения, производит транспозицию или перестановку элементов реальности и способствует поиску новой точки зрения на ранее известные факты действительности.
-------------- 2 От англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на
1 Лившиц В. Виртуальная психология // http:// блесну. Лицо, которое занимается троллингом, www.psychology-online.net/articles/doc-916.html именуется троллем.