Научная статья на тему 'Особенности организации судебной власти в Российской Федерации'

Особенности организации судебной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2466
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / COURT OF JUSTICE / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIAL POWER / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / ORGANIZATION OF JUDICIAL POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысов Павел Константинович

В статье рассматривается федерализм судебной власти, поскольку последнее является сложной политической и правовой проблемой, касаемо распределения властных полномочий между органами государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features organization of the judiciary in the Russian Federation

The article deals with of the judiciary, federalism, since the latter is a complex political and legal issue with regards the distribution of powers between the state authorities at the federal level and the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности организации судебной власти в Российской Федерации»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЫСОВ,

адъюнкт очной формы обучения кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: Panya-sil@mail.ru

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Лимонов А.М. Рецензент: доцент кафедры, кандидат юридических наук, доцент Чеишвили М.В.

Аннотация. В статье рассматривается федерализм судебной власти, поскольку последнее является сложной политической и правовой проблемой, касаемо распределения властных полномочий между органами государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: суд, судебная власть, федерализм, организация судебной власти.

FEATURES ORGANIZATION OF THE JUDICIARY IN THE RUSSIAN FEDERATION

PAVEL KONSTANTINOVICHLYSOV,

graduated in a military academy of full-time tuition of chair of the constitutional and municipal law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article deals with of the judiciary, federalism, since the latter is a complex political and legal issue with regards the distribution of powers between the state authorities at the federal level and the subjects of the Russian Federation. Keywords: court ofjustice, judicial power, federalism, organization ofjudicial power.

Организация судебной власти в федеративных государствах имеет свои отличительные особенности, обусловленные необходимостью решения вопроса о единстве и распределении государственно-властных полномочий в территориальном аспекте, т.е. о распределении власти между федеральным центром и субъектами федерации. Последнее является сложной политической и правовой проблемой, так как речь идет о распределении властных полномочий между органами государственной власти, разными по своему правовому статусу. В целях упрочения российского федерализма и эффективной защиты личности, общества и государства необходимо разумное сочетание интересов регионов и центра, оптимальное соотношение и баланс централизации и децентрализации1.

Поскольку субъекты федерации обладают правом осуществления государственной власти на своем

уровне, то неизбежно возникает вопрос о необходимости федеративной организации судебной ветви власти. Судебный федерализм — достаточно распространенное в мире и актуальное для Российской Федерации явление. Не только на уровне федерации, но и во всех субъектах Российской Федерации, нужна эффективная и работающая судебная ветвь власть, поскольку только самостоятельная, беспристрастная и независимая от волеизъявления со стороны судебная власть выносит истинно справедливые решения. Усиление несбалансированности экономики и политической нестабильности, неизбежные конфликты между федеральными и региональными органами

1 Малько А.В., Саломатин А.Ю., Терехин В. А. Судебный федерализм в условиях глобализации (сравнительный анализ) // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 33.

власти побуждают вновь и вновь обращаться к данному феномену в целях его возможной оптимизации.

Особо актуальна проблема обеспечения государственного единства при реализации принципа федерализма в сфере судебной власти. Единство судебной системы Российской Федерации обуславливается единством природы судебной власти. Но и единство судебной власти зависит от единства судебной системы, через которую эта власть осуществляется2.

Вместе с тем, единство судебной власти не отрицает наличия в структуре единой судебной системы как развивающегося целого, совокупности уровней и судебных подсистем3.

Конституция Российской Федерации, употребляя термины «суд» и «федеральный суд» при этом не констатирует наличия в государственной системе России судебной системы субъектов Российской Федерации. Конституция России непосредственно регламентирует статус только высших федеральных судебных органов, тогда как суды субъектов РФ в ней не упоминаются. Российская Конституция вообще не содержит положений, устанавливающих основы организации и деятельности судебной власти на региональном уровне. Вместе с тем, представляется, что нормы Конституции России предопределяют, в силу федеративного устройства государства, возможность распределения не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами4.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, субъекты Федерации наделены правом самостоятельной организации системы органов государственной власти исходя из требования ее соответствия основам конституционного строя России.

Принцип конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами относит к ведению федерального центра установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов судебной власти (п. «г» ст. 71). Кроме того, к федеральным предметам ведения отнесено судоустройство, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (п. «о» ст. 71).

К совместному ведению федерального центра и субъектов РФ отнесены вопросы кадрового обеспече-

ния судебных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72), а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти, включая органы судебной власти (п. «н» ч. 1 ст. 72).

Таким образом, не следует полагать, что Конституция Российской Федерации вообще не предоставляет возможности учреждения судов субъектов РФ. Вряд ли необходимо также внесение в Конституцию Российской Федерации дополнений, регламентирующих положение судов субъектов РФ в российской судебной системе5. Последовательная реализация имеющихся конституционных положений о федеративном характере российского государства предопределяет создание системы органов судебной власти в субъектах Российской Федерации.

Федеративный принцип организации государственной власти, применительно к власти судебной, означает наличие в единой общегосударственной судебной системе России двух подсистем: федеральных судов и судов субъектов федерации. Принцип единства судебной системы закреплен в Конституции Российской Федерации и в Законе о судебной системе. В последнем определены суды, входящие в федеральную судебную систему, а также суды, образующие судебную систему субъектов РФ. При этом к судам субъектов Российской Федерации Закон о судебной системе относит: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировых судий, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 4).

В Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» также закреплено, что систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 1 ст. 1). К судам общей юрисдикции субъектов РФ вышеуказанный Закон относит мировых судей (ч. 3 ст. 1).

Согласно Закону о судебной системе, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно опре-

2 Загайнова С.К. Место судебных актов в обеспечении единства судебной власти: некоторые аспекты проблемы // Правоведение. 2007. № 3. С. 103.

3 Лонская С.В. Дифференцированность судебной системы России // История государства и права. 2012. № 16. С. 22.

4 Косолапов Ф.М. Указ. соч. С. 33.

5 Семенов С.Н., Еременко М.В. Дуализм правового положения мировых судей // Мат-лы Всерос. науч. конф. «Конституционные основы судебной власти». М., 2004. С. 113, 114.

№ 8 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

33

делять порядок наделения полномочиями мировых судей и формирование корпуса мировых судей.

Принцип единства судебной системы проявляется в ряде важнейших аспектов:

♦ в осуществлении судопроизводства всеми федеральными судами и мировыми судьями в соответствии с правилами, установленными федеральным законом;

♦ в соблюдении всеми судами положений Конституции России и единообразном применении норм федеральных законов;

♦ в обязательном исполнении на всей территории государства актов судебной власти, вступивших в законную силу6;

♦ в приоритете федеральных законов перед законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и совместному ведению федерального центра и субъектов Федерации;

♦ в осуществлении федеральными судами судебного контроля законности правовых актов, принятых региональными органами власти.

Исследование федеративного аспекта реализации судебной власти в Российской Федерации включает изучение вопросов, связанных с организационным построением судебной системы субъектов Российской Федерации и спецификой функционального назначения судов, образующих эту судебную систему. Развитие региональных судебных подсистем определяется совокупностью необходимых политических, социальных, экономических и иных предпосылок, в числе которых следует выделить:

♦ перспективное совершенствование федеративных отношений;

♦ поэтапное расширение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере судоустройства;

♦ осуществление правосудия в судах субъектов Российской Федерации на основе принципов, закрепленных в российской Конституции и федеральном законодательстве.

Реализация принципа федерализма преследует дополнительные цели, направленные на совершенствование взаимоотношений между федеральным центром и регионами, а также между судебными органами и органами местного самоуправления. Суды, образующие судебную систему Российской Федерации, призваны разрешать следующие задачи:

♦ обеспечение доступности правосудия посредством приближения судебных органов к месту проживания граждан;

♦ обеспечение взаимодействия региональных институтов государственной власти, гражданского общества и суда (в том числе, посредством согласования кандидатур судей субъектов федерации с региональными органами власти);

♦ отправление правосудия с учетом соответствующих региональных традиций и особенностей правосознания граждан конкретных регионов;

♦ упрощение процедуры правосудия (посредством использования примирительных процедур, института медиации и т.д.);

♦ снижение нагрузки на федеральную судебную систему;

♦ обеспечение доступности правосудия посредством упрощения процедуры инициирования судебного разбирательства (снижение минимального размера уплачиваемой госпошлины, замена письменного обращения устным заявлением, подлежащим занесению в протокол и т.п.).

При этом следует помнить, что, с одной стороны, суды субъектов РФ должны содействовать совершенствованию и укреплению федеративных отношений, а с другой, — не могут рассматриваться как органы, созданные исключительно с целью уменьшения «нагрузки» на федеральные суды путем создания дополнительного звена российской судебной системы7.

В целом, можно сделать вывод о том, что проблема организации судебной власти в реалиях Российского федерализма нуждается в глубоком научном исследовании и осмыслении. Так же необходимо отметить, что за 2010—2014 гг. внимание к затронутым вопросам со стороны ученых и государства усилилось. Но не стоит забывать, что вопрос федерализма в России касательно судебной системы остается одним из самых сложных в поиске «золотой середины» между федеральным центром и регионами.

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2. С. 1.

7 Шагиева Р.В., Сафонов В.Е. Рецензия на монографию С.Г. Пав-ликова «Системы судов субъектов Российской Федерации» (М., 2012) // Государство и право. 2012. № 10. С. 118, 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.