Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в информационной образовательной среде'

Особенности организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / AUTOMATED WORK COMPLEX DISCIPLINE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силаева О.Н.

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов с помощью автоматизированного рабочего комплекса дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силаева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HEALTH CARE PROFESSIONS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the article the questions of organization of independent work of students using the automated workfl ow complex discipline are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в информационной образовательной среде»

УДК 378.315.7 О.Н. СИЛАЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики и информационных технологий, Орловский государственный университет Е-mail: oksana_nzn@mail.ru

UDC 378.315.7 O.N. SILAYEVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Mathematics and Information Technologies, Orel State

University Е-maiI: oksana_nzn@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HEALTH CARE PROFESSIONS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов с помощью автоматизированного рабочего комплекса дисциплины.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, информационные и коммуникационные технологии, автоматизированный рабочий комплекс дисциплины.

In the article the questions of organization of independent work of students using the automated workflow complex discipline are considered.

Keywords: independent work of students, information and communication technologies, automated work complex discipline.

Современное состояние науки и уровень развития общества ставят перед педагогическим сообществом задачи, которые требуют оптимизации методик обучения для достижения высокого уровня профессиональных компетенций, вызывают поиск и разработку эффективных технологий освоения фундаментальных знаний, в том числе и в области математических дисциплин.

Математика проникла во все сферы человеческой жизни. Нашла она широкое применение и в медицине. Современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности врача, во многом связанным с необходимостью внедрения математических методов, в том числе методов математической статистики.

Особо подчеркнем, что будущим медицинским работникам крайне необходимы дополнительные знания в области математики в связи с расширением нормативной базы, регулирующей проведение клинических исследований и статистическую обработку медико-биологических данных. Между тем для теоретического освоения математики студентами медицинских специальностей на первом курсе выделяется не более 20 часов, а практическое освоение отнесено в разряд самостоятельной работы. Учебники и методические пособия слабо мотивируют освоение математики. Этим и объясняется недостаточный уровень знаний студентов как в области различных статистических методов, так и в области умений их использования.

Считаем, что обеспечить эффективность самостоятельной работы возможно за счёт новых форм и методов организации педагогического процесса и структуриро-

вания материала. Возникает необходимость в привлечении таких технологий, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражали бы логику и специфику математических знаний, способны были бы удовлетворить запросы смежных дисциплин и были бы ориентированы на использование современных информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту - ИКТ).

Одним из вариантов решения существующей проблемы представляется активное изучение и использование возможностей дистанционного обучения, которое направлено на расширение спектра образовательных услуг, способствует росту профессиональной мобильности специалистов, повышению эффективности профессионального образования. Дистанционное обучение является одной из наиболее прогрессивных систем подготовки специалистов, в том числе и медицинского профиля. Это обусловлено тем, что учебный процесс в условиях высшего профессионального медицинского образования подчинен не столько задаче информационного насыщения материалами медицинского характера, сколько формированию продуктивного мышления будущих медицинских работников, развитию интеллектуального потенциала личности, способной к самообразованию и самоорганизации в условиях будущей сложной медицинской профессиональной деятельности.

В соответствии с ФГОС ВПО, основной целью обучения математике студентов медицинского вуза становится формирование математической компетентности

© О.Н. Силаева © O.N. Silayeva

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

- проекции общекультурных и профессиональных компетенций на предметную область математики.

В нашем понимании математическая компетентность представляет собой интегративное динамичное свойство и качества личности студента, характеризующие его способность и готовность использовать в профессиональной деятельности математические методы в совокупности с ИКТ. Комплексность использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе и соответствующую технологию обучения осуществляет информационная образовательная среда, наиболее значимым компонентом которой является автоматизированный рабочий комплекс дисциплины, сформированный с помощью среды Moodle, нацеленный на информатизацию учебной деятельности при изучении математики. При этом под автоматизированным рабочим комплексом дисциплины (далее по тексту - АРКД) мы понимаем систему, ориентированную на использование ее обучающимися в процессе самостоятельной работы, в которую интегрируется совокупность дидактических средств и методических материалов в изучаемой предметной области. Moodle является свободной системой управления обучением, ориентированной, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов [1].

Очевидно, что та часть учебного процесса, которая реализуется в новых условиях, т. е. в современной информационной образовательной среде с помощью АРКД, значительно отличается от обычного учебного процесса. Дистанционное обучение самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин направлено на приобретение опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечение саморазвития и самоактуализации студентов. На наш взгляд, наиболее важным становится в этот период развитие умения самостоятельно приобретать знания и применять их в соответствии с собственными целями и потребностями, решать актуальные в данный момент обучения проблемы. Автоматизированный рабочий комплекс дисциплины позволяет планировать процесс обучения; осуществлять совместную деятельность как преподавателя и студента, так и студентов друг с другом; организовывать самостоятельную работу студентов и направлять ее в соответствии с содержанием образования по дисциплине, личностным опытом каждого студента, его познавательными интересами и потребностями. В ходе такой организации учебного процесса у студентов формируются познавательный, ценностно-ориентационный, практический и коммуникативный способы деятельности.

Анализ существующих в современной педагогической науке подходов позволяет обосновать методику отбора и структурирования содержания учебного материала при проектировании и конструировании АРКД. Для ее реализации необходимо решить ряд прикладных задач. Во-первых, следует оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом целей подготовки буду-

щих медиков. Во-вторых, убедиться в достаточности полученных учебных элементов для достижения целей подготовки (оценить возможность формирования у обучающихся требуемых знаний, умений, способностей, выраженных в форме общекультурных, профессиональных компетенций). В-третьих, распределить учебный материал на соответствующие разделы (модули), темы, элементы. В-четвертых, выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины (раздел, модуль, тема), расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей и с этой целью провести его структурирование. В-пятых, задать для каждого учебного элемента требуемый уровень его усвоения. В-шестых, подготовить банк контрольно-измерительных тестовых заданий по всем учебным элементам, включенным в логическую структуру учебной дисциплины. И, наконец, на завершающем этапе конструирования АРКД необходимо отобранное содержание представить в материализованной форме программного продукта.

Проанализировав практические достижения некоторых исследователей в разработке дистанционных электронных курсов, взяв на вооружение цели самостоятельной работы, мы выделили и подчинили учебные материалы для учебного курса ряду требований:

1. Лаконичность и четкость заголовков, формулировок и учебных текстов, минимизация количества сложных терминов и сокращений.

2. Дробление учебных текстов, если есть такая возможность, на небольшие смысловые части.

3. Включение вводных текстовых фрагментов - аннотаций перед каждым модулем, содержащих информацию о том, что включает данный модуль.

4. Минимизация количества интернет-ссылок внутри материалов учебного курса, обилие которых может привести к потере студентом ориентировки в тексте.

5. Предоставление возможности распечатки учебных материалов, отсутствие системы защиты на электронных учебных материалах любого формата.

6. Тенденция на подключение наглядности (таблиц, схем, графиков), которая служит иллюстрацией к излагаемым вопросам, обеспечивает ясное представление нового материала, позволяет добиться сокращения объема учебного текста и т.п.

7. Соблюдение стандартных академических требований для всех учебных текстов (в отношении оформления самого текста, его верстки - выбор шрифтов (цвета и размера), соблюдение расстояния между элементами текста, использование единого стиля оформления, выбор цветовой гаммы фона, позволяющей работать с текстом длительное время, проверка орфографии, соблюдение стилистики текстов и т.п.).

Дистанционная система обучения Moodle предоставляет разработчику курса (преподавателю) возможность временно скрывать загружаемые учебные ресурсы и учебные модули в целом, а также обеспечивать к ним доступ студентов только в строго определенные временные рамки. Такая опция системы является,

на наш взгляд, важной при организации последовательного ознакомления с учебным материалом во время самостоятельной работы студентов и поэтапного решения задач [2].

Таким образом, система дистанционного обучения Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационной

образовательной среды. Наличие такой программной интегрированной обучающей среды с удобным пользовательским интерфейсом позволяет существенно упростить целый ряд трудоемких аспектов реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения и принципов Болонского соглашения.

Библиографический список

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения в Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков, ХНАГХ. 2009. 292с.

2. Белозубое А.В. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. СПб., 2007. 108 с.

3. Зайцева О.Н. Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов (на примере изучения математических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2013. 170 с.

References

1. Anisimov A.M. Work in the system of distance learning in Moodle. manual. 2nd ed. rev. and ad. Kharkov,KhNUCE. 2009. 292.

2. BelozubovA.V. Distance learning Moodle: teaching manual. SPb., 2007. 108p.

3. Zaitseva O.N. The distance learning technology in the process of organization of independent work of students of medical specialties (for example the study of mathematical disciplines): dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Orel, 2013. 170 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.