Научная статья на тему 'Совершенствование организации самостоятельной работы студентов медицинских как условие обеспечения качества подготовки специалистов'

Совершенствование организации самостоятельной работы студентов медицинских как условие обеспечения качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силаева О.Н.

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силаева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A CONDITION OF PROVIDING THE QUALITY OF SPECIALISTS'' TRAINING

In the article the questions of organization of independent work of students in electronic information and educational environment of the University are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации самостоятельной работы студентов медицинских как условие обеспечения качества подготовки специалистов»

УДК 378.041 СИЛАЕВА O.H.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики и прикладных информационных технологий, Орловский государственный университет имени И,С. Тургенева E-mail: oksana_nzn@maiI.ru

UDC 378.041

SILAEVA O.N.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of mathematics and applied information technology, Orel State University E-mail: oksana_nzn@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

IMPROVING THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A CONDITION OF PROVIDING THE QUALITY OF SPECIALISTS' TRAINING

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, электронная информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы.

In the article the questions of organization of independent work of students in electronic information and educational environment of the University are considered.

Keywords: students' independent work, electronic information and educational environment, electronic educational resources.

Достижение высокого качества подготовки специалистов является первостепенной задачей модернизации образования, отвечающего требованиям современной жизни, потребностям развития личности и общества.

Проблема повышения качества профессионального образования на протяжении многих лет находится в центре внимания педагогической науки и практики. В настоящее время одной из основных задач является повышение уровня образованности врача как фактора его конкурентоспособности. Это предъявляет высокие требования в системе высшего медицинского образования к качеств}' подготовки или переподготовки специалистов медицинского профиля. В условиях глобализации определяющим фактором решения большинства проблем является совершенствование системы образования.

Модернизация системы высшего образования предполагает внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее по тексту - ФГОС ВО), в соответствии с которыми одним их требований к условиям реализации программы специалитета является создание электронной информационно-образовательной среды.

Электронная информационно-образовательная среда - это совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательной программы.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, работам программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». [2]

Так как формирование электронной информационно-образовательной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения, то реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов.

© Силаева О.Н. © Silaeva O.N.

Целенаправленная организация самостоятельной работы студентов медицинских специальностей является одним из важнейших условий повышения качества их образования. Самостоятельная работа и контроль за ее выполнением способствует формированию самостоятельности мышления, творческого подхода к решению учебных и профессиональных медицинских задач.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по вопросам самостоятельной работы студентов показывает, что исследователи этой проблемы вкладывают разный смысл в понятие «самостоятельная работа». Одни рассматривают ее как форму обучения, другие - как метод обучения, третьи - как средство обучения, четвертые - как вид учебной деятельности, пятые - как средство организации и управления самостоятельной деятельностью. Сравнивая различные подходы к сущности самостоятельной работы в имеющейся научной литературе, можно отметить, что наиболее полный и всеохватывающий анализ самостоятельной работы дан в работах М.Г. Гарунова и П.И. Пидкасистого. Ученые определяют самостоятельную работу студентов как «средство организации учебного или научного познания студента, которое выступает в своем двуедином качестве. С одной стороны, это учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, объект его деятельности. Оно предлагается студенту преподавателем или программированным пособием. С другой стороны, самостоятельная работа - это форма проявления студентом определенного способа деятельности по выполнению соответственного учебного задания. Именно способ деятельности, в конечном счете, приводит человека либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему, либо к углублению и упорядочению уже полученных знаний» [1], [2].

В рамках исследования самостоятельная работа студентов медицинских специальностей вузов на основе дистанционного обучения представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого преподаватель, используя различные информационные и коммуникационные технологии (далее по тексту - ИКТ), реализует индивидуальный образовательный маршрут студента в соответствии с формируемыми компетенциями будущих медицинских работников.

Электронная информационно-образовательная среда при организации самостоятельной работы студентов способствует формированию индивидуальных творческих умений работы с различными видами информации, развитию аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного процесса.

В рамках исследования одним из наиболее значимых компонентов электронной информационно-образовательной среды является автоматизированный рабочий комплекс дисциплины (далее по тексту - АРКД), нацеленный на информатизацию учебной деятельности при изучении различных дисциплин (модулей). При этом под автоматизированным рабочим комплексом дисциплины мы понимаем систему, ориентированную на

использование ее обучающимися в процессе самостоятельной работы, в которую интегрируется совокупность дидактических средств и методических материалов в изучаемой предметной области.

Неотъемлемым компонентом АРКД являются информационные ресурсы, инструментарий для библиографирования, средства измерения, оценки и контроля знаний, умений, навыков и уровень владений ими.

Проектирование, построение и реализация АРКД осуществляются в соответствии с обширным комплексом требований Федеральных государственных стандартов высшего образования и рекомендаций методического и технологического характера.

Очевидно, что та часть учебного процесса, которая реализуется в новых условиях, т.е. в электронной информационно-образовательной среде с помощью АРКД, значительно отличается от обычного учебного процесса. На наш взгляд, наиболее важным становится в этот период развитие умения самостоятельно приобретать знания и применять их в соответствии с собственными целями и потребностями, решать актуальные в данный момент обучения проблемы. Автоматизированный рабочий комплекс дисциплины позволяет планировать процесс обучения; осуществлять совместную деятельность как преподавателя и студента, так и студентов друг с другом; организовывать самостоятельную работу студентов и направлять ее в соответствии с содержанием образования по дисциплине, личностным опытом каждого студента, его познавательными интересами и потребностями. В ходе такой организации учебного процесса у студентов формируются познавательный, ценностно-ориентационный. практический и коммуникативный способы деятельности.

Анализ существующих в современной педагогической науке подходов позволяет обосновать методику отбора и структурирования содержания учебного материала при проектировании и конструировании АРКД. Для ее реализации необходимо решить ряд прикладных задач. Во-первых, следует оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом целей подготовки будущих медиков. Во-вторых, убедиться в достаточности полученных учебных элементов для достижения целей подготовки (оценить возможность формирования у обучающихся требуемых знаний, умений, способностей, выраженных в форме общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций). В-третьих, распределить учебный материал на соответствующие разделы (модули), темы, элементы. В-четвертых, выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины (раздел, модуль, тема), расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей и с этой целью провести его структурирование. В-пятых, задать для каждого учебного элемента требуемый уровень его усвоения. В-шестых, подготовить банк контрольно-измерительных тестовых заданий по всем учебным элементам, включенным в логическую структуру учебной дисциплины. И, наконец, на завершающем этапе

конструирования АРКД необходимо отобранное содержание представить в материализованной форме программного продукта.

В ходе таких этапов, как проектирование и использование автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, следует учитывать важные дидактические принципы, которые, будучи положенными в основу АРКД, позволят эффективно организовать самостоятельную работу студентов при изучении дисциплин (модулей) с помощью дистанционного обучения. Мы выделили принципы научности, системности, активности и самостоятельности, индивидуализации, кооперации.

Названные дидактические принципы, положенные в основу автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, придают ему характерные черты, отличающие АРКД от других дидактических комплексов по освоению учебного материала различных дисциплин. Такими характерными чертами являются:

- открытость (поскольку студенты работают с АРКД дистанционно в ходе своей самостоятельной работы, то в данных условиях целесообразно отказаться от традиционного взаимодействия «преподаватель-студент»; студенты выступают полноправными участниками процесса обучения, наделенными правами свободного выражения мыслей, критики работ своих одногруппников и т.п.);

- демократичность (самостоятельная работа и образовательная деятельность студентов при работе с АРКД основана на равноправии ролей участников образовательного процесса, признании студента, свободе выбора: материала, который следует усвоить; способов усвоения материала; участников курса, с которыми осуществляется взаимодействие и т.п.);

- альтернативность (автоматизированный рабочий комплекс дисциплины должен быть устроен таким образом, что предлагает каждому студенту как минимум два способа деятельности по усвоению материала и содержание дисциплины, реализованное в нескольких видах);

- рефлексивность (каждый студент в ходе работы с АРКД должен осознать цели своей самостоятельной работы, содержание и способы деятельности).

ФГОС ВО отводят центральное место в структуре профессиональной компетентности готовности применять полученные знания в профессиональной деятельности, структурируя, в свою очередь, эту готовность в виде четко определяемой совокупности общекультурных. общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции напрямую связаны с умением применять знания в профессиональной деятельности, а общепрофессиональные и профессиональные компетенции - опосредовано, через готовность выпускника осуществлять предусмотренные виды профессиональной деятельности, применяя знания, умения и навыки; при этом происходит частичное переплетение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Проведем анализ взаимодействия между основными компонентами электронной информационно-образовательной среды. Интерактивное взаимодействие между обучающимся и обучаемым в данной структуре носит сложный, содержательный характер и осуществляется как посредством данной среды, так и при личном контакте. Степень руководства преподавателя зависит от подготовленности студента к самостоятельной работе, что легко реализуется посредством информационно-образовательной среды. За обучающимся сохраняется свобода выбора и возможность управления самостоятельной работой. Он может обратиться за консультацией к преподавателю, либо воспользоваться образовательным контентом. Взаимодействие обучающегося с образовательным контентом осуществляется в диалоговом или интерактивном режиме, позволяет реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. Изменяется деятельность студента. Обучающийся может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать её, имеет возможность автоматизировать её обработку, моделировать процессы, быть самостоятельным в учебных действиях. В режиме контроля и самоконтроля происходит своевременная коррекция обучения. Оперативная обратная связь со стороны образовательного контента позволяет организовать результативную самостоятельную работу.

Реализация самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов будет эффективнее, если осуществить весь комплекс педагогических условий, таких как формирование у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения дисциплин (модулей); своевременное оперативное наполнение электронной информационно-образовательной среды учебным контентом; установление междисциплинарных связей дисциплины.

Резюмируя сказанное выше, приходим к выводу о том, что самостоятельная работа студентов медицинских специальностей вузов в информационно-образовательной среде представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого преподаватель, используя различные ИКТ, реализует индивидуальный образовательный маршрут студента в соответствии с формируемыми компетенциями будущих медицинских работников.

Организация самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в электронной информационно-образовательной среде имеет значительные преимущества. Такие как:

- экономия времени студента при выполнении самостоятельных заданий и преподавателя при их проверке, отличающейся удобством и быстротой;

- возможность работы с широким информационным полем учебного материала, с полезными гиперссылками на дополнительный учебный материал;

- эффективное формирование учебных материалов для самостоятельной подготовки;

- большой объем материала по сравнению с обыч-

ной формой организации самостоятельной работы; образовательная среда отражает перспективы органи-

- отслеживание динамики учебного и личностно- зация самостоятельной работы студентов медицинских

го развития студентов. специальностей вузов. Таким образом, электронная информационно-

Библиографический список

1. ГаруновМ. Г. Самостоятельная работа студентов. М., 1998.

2. Пидтсистый ШЖ Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.

3. Тимофеев А.А., Витковская С.В., Макспмча С.В. Самостоятельная работа студентов или врачей // Современная стоматология. №1.2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 31.05.01 Лечебное дело, утвержденный 09 февраля 2016 г. № 95.

References

1. GonmovM. G. Students'independent work. M., 1998.

2. Pidkasistyn P. I. Psycho-pedagogical handbook for teachers of high school. M., 1999.

3. Timofeev A. A., Vithovskaya S. V, Maksimcha S. V. Independent work of students or doctors // Modem dentistry. No. 1. 2009.

4. Federal state educational standard in the specialty 31.05.01 General medicine, approved in February 09, 2016. No. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.