Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юные баскетболисты / подготовительная часть учебно-тренировочного занятия / штрафные броски / разминка / предигровая разминка / бросковая результативность / young basketball players / preparatory part of the training session / free throws / warm-up / pre-game warm-up / shooting performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Ирина Викторовна

Изучены методики организации подготовительной части учебно-тренировочных занятий по баскетболу на этапе начальной подготовки на основе теоретического анализа научно-методической литературы. Выявлено влияние подготовительной части учебно-тренировочных занятий на точность бросков юных баскетболистов. Экспериментально обоснована эффективность методики подготовительной части занятия на результативность бросков юных баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE PREPARATORY PART OF BASKETBALL TRAINING SESSIONS AT THE STAGE INITIAL SPECIALIZATION

Methods for organizing the preparatory part of basketball training sessions at the initial training stage were studied based on a theoretical analysis of scientific and methodological literature. The influence of the preparatory part of educational and training sessions on the accuracy of shots of young basketball players was revealed. The effectiveness of the methodology of the preparatory part of the lesson on the effectiveness of shots of young basketball players was experimentally substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 796.323.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-77-86

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

И.В. Меркулова

Изучены методики организации подготовительной части учебно-тренировочных занятий по баскетболу на этапе начальной подготовки на основе теоретического анализа научно-методической литературы. Выявлено влияние подготовительной части учебно-тренировочных занятий на точность бросков юных баскетболистов. Экспериментально обоснована эффективность методики подготовительной части занятия на результативность бросков юных баскетболистов.

Ключевые слова: юные баскетболисты, подготовительная часть учебно-тренировочного занятия, штрафные броски, разминка, предигровая разминка, бросковая резул ьтативность.

Меркулова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., гу merkulova@guu.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено на достижение не только высоких результатов, но и на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективным средством являются спортивные игры. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у обучающихся не только физических, но и морально-волевых качеств. Игры содействуют и нравственному воспитанию школьников [4, 6].

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий как в нападении, так и в защите. В соответствии с комплексной программой физического воспита -ния школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания [1, 3, 4].

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE PREPARATORY PART OF BASKETBALL TRAINING SESSIONS AT THE STAGE INITIAL SPECIALIZATION

Merkulova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, iv merkulova@ guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management

Methods for organizing the preparatory part of basketball training sessions at the initial training stage were studied based on a theoretical analysis of scientific and methodological literature. The influence of the preparatory part of educational and training sessions on the accuracy of shots of young basketball players was revealed. The effectiveness of the methodology of the preparatory part of the lesson on the effectiveness of shots of young basketball players was experimentally substantiated.

Key words: young basketball players, preparatory part of the training session, free throws, warm-up, pre-game warm-up, shooting performance.

Одним из важнейших параметров учебно-тренировочного процесса групп начального обучения является подготовительная часть тренировки (разминка). Разминка - это комплекс специально подобранных упражнений, выполняемых занимающимися с сознательной целью - подготовить организм к предстоящей работе. Необходимость в разминке объясняется тем, что органы и системы человека обладают инертностью и не сразу начинают действовать на нужном функциональном уровне. Правильно проведенная научно обоснованная разминка, составленная в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся повышает функцио-нальные возможности организма, подготавливает его к предстоящей дея -тельности, создает условия для повышения максимальной работоспособности [2, 6, 9].

Подготовительная часть занятия используется для организации юных спортсменов, психологической настройки на овладение материалом, функциональной подготовки организма к предстоящей работе. В этой части занятия решаются также частные образовательно-воспитательные задачи, закрепляются отдельные навыки приемов техники баскетбола, развиваются физические качества [4, 6, 9].

Разнообразие в подборе общеразвивающих и специальных упраж -нений, включенных в подготовительную часть занятия, создает интерес у занимающихся, более успешно решая задачи обучения и совершенствования техники и тактики игры, а также развития двигательных качеств [2, 6, 10].

Однако при наличии современной концепции учебно-тренировочного процесса, обширного объема научной и методической информации о значении подготовительной части в практике секций баскетбола не на -блюдается их комплексного широкого внедрения. В связи с вышеизложенным тема исследования является актуальной.

Гипотеза исследования: предположили, что применение различных вариантов разминки в подготовительной части повысит игровую результативность бросков юных баскетболистов в секционных занятиях по баскетболу.

Объект исследования: тренировочный процесс детей 13-14 лет в секции по баскетболу.

Предмет исследования: эффективность применения различных видов разминки в подготовительной части учебно-тренировочных занятий детей 13-14 лет в секции по баскетболу.

Целью исследования является изучение методик организации подготовительной части учебно-тренировочных занятий по баскетболу.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ научно-методической литературы по вопросам методики организации подготовительной части в секции по баскетболу;

2) выявить влияние подготовительной части учебно-тренировочных занятий на точность бросков юных баскетболистов;

3) определить и экспериментально обосновать эффективность ме -тодики подготовительной части занятия на результативность бросков юных баскетболистов.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературных источников, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

На основании изучения литературных данных выделено три варианта разминки, которыми пользовались при педагогическом эксперименте:

1-й вариант разминки был разработан Л. Франклиным [4, 7]:

1) общеразвивающие упражнения и упражнения на растягивание;

2) выполнение одного из основных приемов (броски одной рукой сверху в движении);

3) обсуждение игры с тренером;

4) штрафные броски.

2-й вариант разминки, по мнению ряда авторов, должен состоять из следующих четырех частей [5]:

1) ОРУ и упражнения на растягивание 3-5 минут;

2) упражнения с мячами 8-12 минут;

3) игра на одно кольцо 7-10 минут;

4) штрафные броски 2-3 минуты. Игроки выстраиваются на линии штрафного броска в 2-3 колонны. Каждый игрок выполняет 2-3 броска в корзину подряд. При этом игроки, которые будут следующими выполнять штрафные броски, подбирают и подают мяч бросающим игрокам.

3-й вариант разминки был предложен К. Би и К. Нортоном (1992), имеет называние «разминка по двум коридорам» и состоит из трех частей

[1, 5, 8]:

1) общеразвивающие упражнения;

2) разминка по двум коридорам: игрок А передает мяч партнеру Б и проходит сзади него вдоль правой боковой линии. Игрок Б выполняет бросок и движется к левой боковой линии. Игрок В подбирает мяч до того, как он касается пола, и передает его назад игроку Г. Затем он следует к правой боковой линии, и упражнение продолжается;

3) штрафные броски (2-3 мин по 2-4 броска).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе анализировались литературные источники по исследуемой теме, уточнялись цель и задачи, формулировалась гипотеза, определялись методы исследования. В ходе этого этапа были выбраны варианты разминки для экспериментальной проверки их эффективности.

На втором этапе проводился педагогический эксперимент. В нем участвовали 15 баскетболистов 13-14 лет, занимающихся в секции по баскетболу в спортивной школе.

Перед тренировкой игроки выполняли по 10 штрафных бросков, результативные броски фиксировались. Затем проводился один из вариантов разминки, после которого выполнялись следующие 10 штрафных бро -сков, попадания фиксировались.

При этом условия при пробитии бросков были максимально приближены к условиям соревнований (расстановка игроков, шумовые эф -фекты, экспериментатор и его помощник в роли судей.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе педагогического эксперимента было проведено более 12 тренировочных занятий, в которых применяли разные варианты предигровой разминки, каждый из вариантов разминки был включен в тренировочный процесс юных баскетболистов по четыре раза.

Анализ точности попаданий штрафных бросков до разминки показал, что количество результативных бросков перед разминками колеблется от 38 до 48 % (табл. 1).

Таблица 1

Количество результативных бросков перед разминкой, %

Номер тренировки Вариант разминки

1-й 2-й 3-й

1 45±5 48±2 45±5

2 45±5 46±5 46±5

3 41±10 42±10 42±10

4 42±8 43±10 38±10

Влияние первого варианта разминки на точность штрафных бросков представлено в табл. 2. Достоверно увеличилось число попаданий в кольцо после разминки в ходе первой тренировки с 45 до 55 % (р<0,05). При этом в целом по группе результаты юных спортсменов стабильны и разброс показателей не превышает 5 %.

Таблица 2

Влияние 1-го варианта разминки на количество попаданий, %

Номер тренировки До разминки После разминки р

1 45±5 55±5 <0,05

2 45±5 58±8 <0,05

3 41±10 45±5 >0,05

4 42±8 48±10 >0,05

В ходе второй тренировки показатели попаданий до разминки были такими же, как и на первой тренировке. После разминки число попаданий в кольцо также достоверно увеличилось с 45 до 58 %. Сравнение с предыдущей тренировкой показывает, что эффект от разминки стал несколько выше (на 3 %), однако вариативность показателей отдельных спортсменов стала больше (8 %).

После третьей тренировки показатели попаданий перед разминкой стали меньше, чем в предыдущих двух случаях (только 41 %). При этом разброс индивидуальных показателей стал достаточно большим (10 %). Разминка позволила улучшить точность попаданий до 45 %, но этот прирост не является достоверным (р>0,05), поэтому можно говорить о некото -рой тенденции к улучшению. В то же время разброс индивидуальных показателей несколько снизился (до 5 %), что позволяет предположить, что проведенная разминка оказала выборочное позитивное влияние на отдельных баскетболистов.

Показатели результативности перед разминкой составили 42 % в ходе четвертой тренировки. После разминки они улучшились на 6 %, но вырос и разброс индивидуальных показателей (до 10 %), поэтому это улучшение нельзя считать статистически достоверным (р>0,05).

Следовательно, первый вариант разминки оказывает положитель-ное влияние на точность попаданий штрафных бросков у баскетболистов. Однако на первых тренировках этот эффект более выражен и однороден, о чем свидетельствует достоверное увеличение числа попаданий в среднем по группе, и динамика индивидуальных результатов также однонаправлена и синхронна, что подтверждает малый разброс показателей. На последних тренировках влияние разминки более разнородно: среднегрупповые показатели улучшаются незначительно, а разброс заметно увеличивается, ука -зывая на то, что не на всех спортсменов разминка повлияла одинаково положительно.

Рассмотрим влияние второго варианта разминки на точность попаданий штрафных бросков (табл. 3).

Таблица 3

Влияние 2-го варианта разминки на количество попаданий, %

Номер тренировки До разминки После разминки р

1 48±2 66±8 <0,05

2 46±5 62±10 <0,05

3 42±10 59±12 <0,05

4 43±10 58±12 <0,05

В ходе первой тренировки число попаданий в кольцо после разминки достоверно увеличилось с 48 до 66 % (р<0,05). При этом результаты спортсменов до разминки были почти одинаковыми, о чем свидетельствует

очень малый разброс показателей (2 %), но после разминки они стали не столь однородны (разброс вырос до 8 %). Тем не менее в целом результа -тивность бросков после разминки заметно выросла.

В ходе второй тренировки перед разминкой точность попаданий составила 46 %, что незначительно меньше, чем в первой тренировке, и разброс показателей также невелик (5 %). После разминки точность попаданий увеличилась до 62 % и разброс также вырос до 10 %. Тем не менее в целом успешность бросков достоверно увеличилась (р<0,05).

В ходе третьей тренировки перед разминкой точность попаданий снизилась уже заметно, особенно по сравнению с первой тренировкой (до 42 %). Предложенная разминка позволила повысить результативность бросков до 59 %, точность попаданий юных баскетболистов достоверно увеличилась. Соответственно, разминка номер 2 оказала положительное влия -ние на занимающихся, однако для отдельных спортсменов она оказалась малоэффективна.

Результативность штрафных бросков до разминки на четвертой тренировке мало отличалась от предыдущей и составила 43 %. Проведенная разминка повысила успешность бросков до 58 %, а разброс увеличился до 12 %. Соответственно, второй вариант разминки оказывает достоверно положительное влияние на точность штрафных бросков во всех исследуемых случаях.

Результаты влияния третьего варианта разминки на точность попаданий штрафных бросков представлены в табл. 4.

Таблица 4

Влияние 3-го варианта разминки на количество попаданий, %

Номер тренировки До разминки После разминки р

1 45±5 59±10 <0,05

2 46±5 55±15 >0,05

3 42±10 54±14 >0,05

4 38±10 52±15 >0,05

Количество попаданий в кольцо после разминки достоверно увели -чилось на 14 % (р<0,05) на первой тренировке. При этом результаты спортсменов до разминки были достаточно близки, о чем свидетельствует малый разброс показателей (5 %), но после разминки они стали не столь однородны (разброс вырос до 10 %). Тем не менее в целом результативность бросков после разминки заметно выросла.

Во время второй тренировки перед разминкой показатели точности мало отличались от предыдущих и составили 46 % при разбросе в 5 %. После разминки среднегрупповой показатель вырос до 55 %, однако значительно вырос и разброс (до 15 %), что не позволяет считать наблюдающееся улучшение достоверным (р>0,05).

На третьей тренировке перед разминкой показатели точности сни -зились по сравнению с двумя предыдущими тренировками до 42 %, а разброс увеличился до 10 %. Хотя это снижение статистически недостоверно, можно предположить наличие определенной тенденции в динамике исследуемого показателя. После разминки результативность бросков возросла до 54 %, при этом разброс также увеличился и стал еще более значительным, что также не позволяет считать улучшение точности в целом достоверным (р>0,05).

В ходе четвертой тренировки перед разминкой показатели точности стали еще меньше (38 %), что подтверждает и усиливает отмеченную ранее тенденцию к ухудшению исследуемого показателя. Разминка повысила точность бросков до 52 %, однако разброс также увеличился до 15 %, поэтому наблюдающееся улучшение не достигает необходимого уровня значимости, позволяющего считать его достоверным (р>0,05).

Следовательно, третий вариант разминки оказывает достоверно положительное влияние на точность штрафных бросков только в ходе первой тренировки, а затем ее влияние оказывается выборочным: для одних спортсменов она оказывается эффективной, а для других - неэффективной.

Рассмотрим прирост показателя точности штрафных бросков при разных вариантах разминки (табл. 5).

Таблица 5

Показатель точности штрафных бросков, %

Номер Вариант разминки

тренировки 1-й 2-й 3-й

1 7 18 14

2 13 16 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 4 17 12

4 6 15 14

Представленные в табл. 5 данные свидетельствуют, что при первом варианте разминки наибольший прирост точности бросков наблюдается во время второй тренировки, он составляет 13 %. Наименьший прирост отмечается в ходе третьей тренировки и составляет всего 4 %. Разброс прироста за время четырех тренировок составил 9 % (от 4 до 13 %).

При втором варианте разминки максимальный прирост точности фиксируется в ходе первой тренировки, он составляет 18 %. Наименьший прирост отмечается в ходе четвертой тренировки и составляет 15 %. Разброс прироста минимален - всего 3 % (от 15 до 18 %).

При третьем варианте разминки наибольший прирост точности (14 %) отмечается в ходе первой и четвертой тренировки, а минимальный (9 %) - в ходе второй тренировки. Разброс прироста составил 5 % (от 9 до 14 %).Следовательно, данные, представленные в табл. 5, позволяют сде-

лать вывод о наибольшей эффективности второго варианта разминки для повышения точности штрафных бросков.

Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что результативность штрафных бросков повышается после проведения разминки. Однако следует отметить и отрицательное влияние на отдельных юных баскетболистов первого варианта разминки, на фоне развивающе-гося утомления в ходе тренировочного процесса. Разброс точности показателей от 5 до 10 % дает основание констатировать, что первый вариант разминки вызывает более однородную реакцию у юных баскетболистов.

В результате эксперимента был выявлен максимальный прирост точности бросков, который составил 18 % при проведении второго варианта разминки, а наименьший прирост составляет 15 %. Разброс прироста минимален - всего 3 %. Данный факт позволяет считать второй вариант разминки наиболее эффективным, так как при его применении результативность бросков достоверно повышается в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов.

Список литературы

1. Василевич М.М., Лосева И.В. Типичные ошибки и возможные последствия неправильно организованной физической подготовки юных баскетболистов // Проблемы и перспективы развития спортивного образо -вания, науки и практики: сб. материалов VI очно-заоч. науч. конф. молодых ученых. М.: Изд-во МПГУ, 2022. С. 74-79.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 2021. 332 с.

3. Глазин А.М. Сопряженное применение средств баскетбола и стритбола в процессе физического воспитания подростков 15-16 лет: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2015. 24 с.

4. Емельянова Ю.Н. Технико-тактическая подготовка баскетболи-стов на основе моделирования игровых ситуаций // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сб. материалов второй Междунар. науч. конф. Ростов-н/Д: Изд-во: ЮФУ, 2015. С. 60-66.

5. Колесникова Е.А. Содержание и варианты построения предыгро-вой разминки баскетболистов высокой квалификации // Физическая культура и спорт. олимпийское образование: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КГУФКСиТ, 2021. С. 38-40.

6. Меркулова И.В. Организационно-методические условия повышения эффективности физического воспитания студентов вузов (на примере базового вида спорта): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2009. 24 с.

7. Разминка и заминка в баскетболе / В.А. Троицкий [и др.] // Спорт, человек, здоровье: сб. материалов XI Междунар. конгресса / под ред. С.И. Петрова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. С. 218-220.

8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов к соревновательной деятельности в вузе: монография / И.В. Орлан [и др.]. М.: Изд-во «ТР-принт», 2015. 170 с.

9. Тимошина И.Н., Макарова Е.В., Швецова Т.В. Педагогическая технология тренировочного процесса спортсменов-стритболистов массовых разрядов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 7. С. 5052.

10. Шаган В.П. Комплекс упражнений и его эффективность применения для повышения и совершенствования точности броска у квалифицированных баскетболистов // Актуальные проблемы теории и практики фи -зической культуры, спорта и туризма: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, по-свящ. десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. Т. 2. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ. 2018. С. 474475.

References

1. Vasilevich M.M., Loseva I.V. Tipichnye oshibki i vozmozhnyh posledstviyah ne-pravil'no organizovannoj fizicheskoj podgotovki yunyh basketbolistov [Typical mistakes and possible consequences of improperly organized physical training of young basketball players] // Problems and prospects for the development of sports education, science and practice: collection of articles. materials VI full-time and part-time. scientific conf. young scientists. M.: Publishing house MPGU, 2022. P. 74-79.

2. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical training for athletes]. 2nd ed. M.: Physical culture and sport, 2021. 332 p.

3. Glazin A.M. Sopryazhennoe primenenie sredstv basketbola i stritbola v processe fizicheskogo vospitaniya podrostkov 15-16 let [The combined use of basketball and streetball in the process of physical education of adolescents aged 15-16 years]: abstract of thesis. dis. ... cand. ped. sciences. Krasnodar, 2015. 24 p.

4. Emel'yanova Yu.N. Tekhniko-takticheskaya podgotovka basketbolistov na osnove modelirovaniya igrovyh situacij [Technical and tactical training of basketball players based on modeling game situations] // Psychological, pedagogical and physiological aspects of constructing physical education and health programs and ensuring their safety: collection. materials of the second International. scientific conf. Rostov-n/D: Publishing house: Southern Federal University, 2015. P. 60-66.

5. Kolesnikova E.A. Soderzhanie i varianty postroeniya predygrovoj razminki basketbolistov vysokoj kvalifikacii [Contents and options for constructing a pre-game warm-up for highly qualified basketball players] // Physical culture and sport. Olympic education: collection. materials International scientific-practical conf. Krasnodar: Publishing house KGUFKSiT, 2021. P. 38-40.

6. Merkulova I.V. Organizacionno-metodicheskie usloviya povysheniya effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov (na primere bazovogo vida sporta) [Organizational and methodological conditions for increasing the effectiveness of physical education of university students (using the example of a basic sport)]: abstract of thesis. dis. ... cand. ped. sciences. Tula, 2009. 24 p.

7. Razminka i zaminka v basketbole [Warm-up and cool-down in basketball] / V.A. Troitsky [et al.] // Sports, Person, Health: collection. materials XI International. congress / ed. S.I. Petrova. SPb.: POLYTECH-PRESS, 2023. P. 218-220.

8. Tekhniko-takticheskaya podgotovka basketbolistov k sorevnovatel'noj deya-tel'nosti v vuze [Technical and tactical preparation of basketball players for competitive activities at a university]: I.V. Orlan [et al.]. M.: Publishing house "TR-print", 2015. 170 p.

9. Timoshina I.N., Makarova E.V., Shvecova T.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya trenirovochnogo processa sportsmenov-stritbolistov massovyh razryadov [Pedagogical technology of the training process of mass streetball athletes] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 7. P. 50-52.

10. Shagan V.P. Kompleks uprazhnenij i ego effektivnost' primeneniya dlya povy-sheniya i sovershenstvovaniya tochnosti broska u kvalificirovannyh basketbolistov [A set of exercises and its effectiveness for increasing and improving throwing accuracy among qualified basketball players] // Current problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism: collection of articles. materials VI All-Russian. scientific-practical conf. young scientists, graduate students, undergraduates and students, dedicated. the tenth anniversary of Kazan's victory in the bid campaign for the right to host the XXVII World Summer Universiade 2013 and the 5th anniversary of the Universiade 2013. T. 2. Kazan: Publishing house PGAFKSiT. 2018. P. 474-475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.