DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_424 УДК 348
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАСКРЫТИЕ ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС FEATURES OF THE ORGANIZATION OF OPERATIVE-SEARCH EVENTS AIMED AT DISCLOSURE OF PUBLIC CALLS FOR TERRORIST ACTIVITIES
IN PENICAL INSTITUTIONS
СИНЕЛЬНИКОВ Алексей Сергеевич,
преподаватель кафедры режима и охраны в УИС
ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России».
443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24В.
E-mail: 0010595686@bk.ru;
SINELNIKOV Alexey Sergeevich,
Lecturer, Department of Regime and Security, UIS FKOU HE SUI FSIN of Russia. 443022, Russia, Samara, st. Rylskaya, 24V. E-mail: 0010595686@bk.ru
Краткая аннотация. В статье рассмотрены особенности организации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие публичных призывов к осуществлению террористической деятельности оперативными подразделениями ФСИН России. В последние годы, в мире и на территории нашей страны все активнее проявляются различные формы террористической деятельности, а также регистрируется больше случаев совершения публичных призывов к ее осуществлению. В статье отмечаются некоторые нормативные правовые акты, касающиеся деятельности оперативных подразделений ФСИН России в борьбе с террористической деятельностью. Автор рассуждает о некоторых условиях в учреждениях УИС, учет которых при организации ОРМ должен обеспечить повышение эффективности их проведения. В завершении работы, нами перечислены некоторые виды ОРМ, представляющиеся наиболее эффективными для выполнения задачи по раскрытию преступления, а также сформированы некоторые рекомендации.
Abstract. The article considers the peculiarities of organizing operational-search measures aimed at disclosing public calls for terrorist activities by operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia. In recent years, various forms of terrorist activities have been increasingly manifested in the world and in our country, as well as more cases of public calls for its implementation. The article notes some regulatory legal acts concerning the activities of operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against terrorist activities. The author discusses some conditions in the institutions of the UIS, the consideration of which, when organizing the ORM, should ensure an increase in the efficiency of their implementation. At the end of the work, we list some types of OPM, which seem to be the most effective for fulfilling the task of solving a crime, and also formed some recommendations.
Ключевые слова: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оперативные подразделения ФСИН России, организация оперативно-розыскных мероприятий, оперативная комбинация.
Keywords: public calls for terrorist activities, operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia, organization of operational-search measures, operational combination.
Для цитирования: Синельников А.С. Особенности организации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие публичных призывов к осуществлению террористической деятельности в учреждениях УИС // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 424-427. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_424.
For citation: Sinelnikov A.S. Features of the organization of operative-search events aimed at disclosure of public calls for terrorist activities in penical institutions// Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 424-427. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_424.
Статья поступила в редакцию: 01.07.2023
Совершение преступлений, связанных с террористической деятельностью, является проблемой любого государства, с которой необходимо бороться. В свою очередь, совершение публичных призывов к осуществлению террористической деятельности может порождать те события, которые мы наблюдали вокруг ситуации, связанной с заявлениями и действиями руководителя ЧВК «Вагнер» Е. Пригожина [1, 2, 3]. Характер и степень возникших угроз в государственной, военно-политической и информационной сферах от которых, можно оценить исходя из опубликованных обращений Президента нашей страны [4, 5].
Связывая произошедшие события с ситуацией по ЧВК «Вагнер», а также учитывая различные категории граждан (включая лиц с непогашенной и неснятой судимостью) составлявших численный состав данного вооруженного формирования, сохраняется риск всплеска публичных призывов к осуществлению террористической деятельности на территории учреждений и объектов УИС, направленных, например, на организацию и активное участие в подобных провокациях.
В дополнение к изложенному, укажем в таблице и на некоторые общие сведения о состоянии преступности террористического харак-
тера (о количестве зарегистрированных, раскрытых и не раскрытых преступлений) [6].
период зарегистрировано раскрыто не раскрыто
2011 г. 622 (+7,1 %) 428 (+4,4 %) или 68,8 % 117 (-0,8 %) или 18,8 %
2012 г. 637 (+2,4 %) 478 (+11,7 %) или 75,0 % 117 (0,0 %) или 18,4 %
2013 г. 661 (+3,8 %) 454 (-5,0 %) или 68,7 % 106 (-9,4 %) или 16,0 %
Всего 1920 1360 или 70,8 % 340 или 17,7 %
Стоит отметить, что статистические данные, приведенные выше, составили свои количественные показатели без учета некоторых факторов, влияющих на выполнение задач ОРД в УИС по противодействию терроризму [7].
В этой связи, задачу ОРД по раскрытию публичных призывов к осуществлению террористической деятельности (далее - преступление, противоправное деяние), а также функцию оперативно-розыскного обеспечения уголовного расследования этих преступлений, совершаемых на территории учреждений УИС, должны обеспечить оперативные подразделения ФСИН России, для чего им нужно эффективно организовывать и проводить необходимые комплексы оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). В то же время, результативность проведения таких мероприятий будет напрямую зависеть от особенностей их организации и проведения.
На этапе организации ОРМ, направленных на раскрытие указанного преступления, оперативным сотрудникам УИС следует планировать и осуществлять свою деятельность во взаимодействии и сотрудничестве с другими заинтересованными правоохранительными органами и специальными службами. Очевидно, что такой подход увеличит и обеспечит эффективность выполнения задачи ОРД по раскрытию этого преступления в УИС и минимизирует тактические ошибки на этапах организации и проведения ОРМ.
Подбирая виды ОРМ, следует учитывать признаки объективной стороны данного состава преступления. Так как именно фиксация обстоятельств, выявление и последующее установление лиц, имеющих отношение к событию преступления, позволит решить задачу по его раскрытию.
Методика же их проведения должна быть подобрана таким образом, чтобы установить все значимые для уголовного дела факты и их детали. При этом, раскрывая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, недостаточным будет установление лишь факта такого призыва. Принципиально важно задокументировать содержание и характер самого призыва, что позволило бы соответствующим экспертам установить наличие или отсутствие признаков объективной стороны данного преступления.
Таким образом, особенности проведения ОРМ, направленные на раскрытие публичных призывов к осуществлению террористической деятельности в учреждениях УИС основываются на соответствующей организации их проведения. Для чего, исходя из оперативной информации о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния и лицах, причастных к нему, подбирая виды ОРМ, методику и тактику их проведения, оперативным сотрудникам целесообразно принять во внимание:
- в исправительном учреждении какого вида режима будут проводиться ОРМ;
- в каком помещении находиться лицо, представляющее оперативный интерес (жилом, камерном или запираемом);
- в каких условиях находиться лицо, представляющее оперативный интерес (льготных, облегченных, обычных или строгих);
- какой объем прав и ограничений будет иметься у лица, представляющего оперативный интерес (исходя из условий отбывания наказания, в которых он находиться) на период проведения ОРМ;
- какие мотивы преследует лицо, представляющее оперативный интерес (здесь важно понимать, является ли он сторонником идеологии какой-либо конкретной террористической организации, и если да - то какой);
- способ совершения преступления (совершено ли оно с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»);
- на этапе организации ОРМ, инициатору их проведения придется учитывать и требования о раздельном и отдельном содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- наличие некоторых качеств у лица, оказывающего конфиденциальное содействие учреждению (органу) УИС и уровень его подготовленности (сможет ли он оказывать результативное содействие инициатору проведения ОРМ в раскрытии преступления? Иногда, уровень лиц, оказывающих содействие оперативному подразделению в борьбе с терроризмом и противодействии распространению его идеологии в УИС не позволяет эффективно выполнять соответствующие объекту исследования задачи ОРД в УИС);
- ближайшее окружение лица, представляющего оперативный интерес;
- отношение общей массы к лицу, представляющему оперативный интерес и его положение (неформальный статус) в объединениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных, сформированных по различным мотивам;
- и некоторые другие условия.
Кроме этого, указанное можно и отнести к условиям проведения ОРМ.
Также необходимо помнить, что для привлечения лица к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности необходимо доказать наличие признака публичности при совершении такого преступления. Как правило, признак публичности как предмет доказывания, будет иметь место при наличии от трех свидетелей совершения данного преступления. При этом важно отметить, что одно из этих лиц, не должно быть целевой аудиторией для субъекта данного преступления - это позволит отграничить публичные призывы к осуществлению террористической деятельности от содействия террористической деятельности (где действия, выражающиеся, например, в вербовке или склонении направлены на конкретных лиц или лицо).
Принимая во внимание, изложенное выше, перечислим те виды ОРМ, проведение которых, по нашему мнению, предполагает наибольшую эффективность решения задачи ОРД в УИС по раскрытию рассматриваемого нами преступления: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) исследование предметов и документов (некоторые вещи и предметы, обнаруженные и изъятые у лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание, могут являться орудием или средством совершения преступления, например средства мобильной связи и комплектующие к ним, обеспечивающие их работу; рукописные тексты; изделия и предметы, относящиеся к атрибутики или символики какой-либо организации, при-
знанной террористической на территории нашей страны); 4) наблюдение (включая с использованием технических средств); 5) снятие информации с технических каналов связи (может проводиться по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Здесь, прежде всего нас должен интересовать использованный лицом поток цифровой информации, обработанной используя интернет трафик посредством мобильного телефона, эксплуатационные характеристики которого позволяют выходить в сеть «Интернет»; 6) оперативное внедрение (допуская его проведение по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ, так как оперативно-розыскное законодательство не ограничивает оперативные подразделения в организации его проведения исходя из категорий тяжести преступлений).
Кроме перечисленных выше, не стоит исключать проведение и таких ОРМ, как: 1) отождествление личности (например, при необходимости его проведения с участием свидетелей события преступления);
2) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, например: при необходимости обнаружения и изъятия орудия или средства совершения преступления, либо целесообразности обнаружения и изъятия других вещей и предметов, использованных лицом, представляющим оперативный интерес для подготовки и совершения преступления, или сокрытия следов преступления; для установления причин и условий, которые позволили совершить данное противоправное деяние, либо способствовали или облегчили его совершение, а также факторов, ставших предпосылками к формированию угроз к этому. При этом мы обеспечим реализацию, как минимум, двух норм права, это: пп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»; п. 2 ст. 73 УПК РФ (реализация этой нормы, обеспечит укрепление доказательственной базы относящейся к событию совершенного преступления); 3) прослушивание телефонных переговоров (оно может стать результативным, например, когда объект контроля может располагать сведениями о личности лица, совершившего публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, а также свидетелей такого события преступления или о его обстоятельствах).
Приближаясь к завершению, хотелось бы отметить и рекомендовать следующее.
1. Проведение одного либо нескольких ОРМ, направленных на раскрытие публичных призывов к осуществлению террористической деятельности не исключает, а в ряде случаев и предполагает целесообразность или даже необходимость одновременного (параллельного) проведения ряда других ОРМ. Например, в рамках ОРМ «Оперативное внедрение», целесообразно проводить «Опрос», «Наблюдение», возможно «Сбор образцов для сравнительного исследования» или другие виды ОРМ.
2. Мы согласны с позицией Епифанова С.С., что организация деятельности по подготовке и проведению ОРМ «связаны с мыслительными процессами, анализом, оценкой ситуации, выбором оптимальных способов действий, творческой активностью, внутренними убеждениями, психологий поведения в складывающейся обстановке и другими факторами, которые невозможно прописать в нормах права, нередко затруднительно формализовать в типовых алгоритмах действий оперативного сотрудника» [8, с. 100]. В этой связи, для эффективного решения задачи ОРД в УИС по раскрытию рассматриваемого нами в статье преступления, в определенных оперативно-тактических ситуациях возникающих при подготовке или проведении ОРМ следует обращаться к применению оперативной комбинации в качестве тактического приема с целью создания благоприятных условий для проведения комплекса необходимых для этого оперативно-розыскных мер [9, С. 342-348].
3. Избирая виды ОРМ, порядок подготовки и проведение которых не предусматривает ограничение конституционных прав человека и гражданина, инициатору ОРМ открываются более широкие границы тактических приемов и пределов для их проведения (в отличие от ОРМ, проводимых при соблюдении условий, предусмотренных пп. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). При этом, их результативность будет зависеть от эффективности реализации принципа сочетания гласных и негласных методов и средств в ОРД.
4. Не смотря на разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации [10, п. 20], подчеркивающее формально-усеченный состав рассматриваемого противоправного деяния, мы считаем, что продолжая дальнейшую оперативную разработку лица, совершившего такое преступление, оперативные сотрудники могут установить наличие других - более тяжких или особо тяжких преступлений, связанных с осуществлением террористической деятельностью, ее пособничеству, поддержкой или финансированием.
5. На этапе оперативно-розыскного обеспечения уголовного расследования публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, целесообразно производить больше следственные действия, чем ОРМ. Это позволит избежать необходимости трансформации статуса информации из оперативно-розыскной - в процессуальную, упростить ход и сократить время на раскрытие и расследование (в целом) уголовного дела по существу.
Библиография:
1. О заявлениях и действиях Е. Пригожина [Электронный ресурс] / Федеральная служба безопасности Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10439752%40fsbMessage.html (дата обращения: 30.06.2023).
2. Официальное сообщение НАК [Электронный ресурс] / Национальный антитеррористический комитет // Официальный сайт Национального антитеррористического комитета. - Режим доступа: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/oficialnoe-soobshchenie-nak-0.html (дата обращения: 30.06.2023).
3. Об ответственности граждан в условиях правового режима КТО [Электронный ресурс] / Национальный антитеррористический комитет // Официальный сайт Национального антитеррористического комитета. - Режим доступа: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/ob-otvetstvennosti-grazhdan-v-usloviyah-pravovogo-rezhima-kto.html (дата обращения: 30.06.2023).
4. Обращение к гражданам России [Электронный ресурс]. Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71496/videos (дата обращения: 30.06.2023).
5. Выступление Президента России [Электронный ресурс] / Национальный антитеррористический комитет // Официальный сайт Национального антитеррористического комитета. - Режим доступа: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/vystuplenie-prezidenta-rossii.html (дата обращения: 30.06.2023).
6. Состояние преступности (архивные данные) [Электронный ресурс] / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Режим доступа: URL: https://мвд.рф/repoгts/item/28021552/ (дата обращения: 20.01.2022).
7. Синельников А.С. Некоторые факторы, влияющие на выполнение задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе по противодействию терроризму / А.С. Синельников // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. статей. - Томск : Издательство Томского государственного университета, 2022. - Ч. 92. - С. 388-390.
8. Епифанов С.С. Актуальные направления организации оперативно-розыскной деятельности в условиях цифровой трансформации и научно-технического развития // В книге: Уголовно-исполнительная система на современном этапе с учетом реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции по проблемам исполнения уголовных наказаний. В 2-х томах. Академия ФСИН России. Рязань, 2022. С. 98-101.
9. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. С. 342-348.
10. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: [Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 9 февр. 2012 № 1, ред. от 03.11.2016] // Рос. газета. - 2012. - 17 февр.
References:
1. On the statements and actions of E. Prigozhin [Electronic resource] / Federal Security Service of the Russian Federation // Official website of the Federal Security Service of the Russian Federation. - Access mode: URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10439752%40fsbMessage.html (access date: 06/30/2023).
2. Official message of the NAC [Electronic resource] / National Anti-Terrorism Committee // Official website of the National Anti-Terrorism Committee. - Access mode: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/oficialnoe-soobshchenie-nak-0.html (access date: 06/30/2023).
3. On the responsibility of citizens under the legal regime of the CTO [Electronic resource] / National Anti-Terrorism Committee // Official website of the National Anti-Terrorism Committee. - Access mode: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/ob-otvetstvennosti-grazhdan-v-usloviyah-pravovogo-rezhima-kto.html (access date: 06/30/2023).
4. Appeal to citizens of Russia [Electronic resource]. President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71496/videos (access date: 06/30/2023).
5. Speech by the President of Russia [Electronic resource] / National Anti-Terrorism Committee // Official website of the National Anti-Terrorism Committee. - Access mode: URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/vystuplenie-prezidenta-rossii.html (access date: 06/30/2023).
6. State of crime (archival data) [Electronic resource] / Federal Public Institution "Main Information and Analytical Center" of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - Access mode: URL: https://mvd.rf/reports/item/28021552/ (access date: 01/20/2022).
7. Sinelnikov A.S. Some factors influencing the implementation of the tasks of operational investigative activities in the penal system for countering terrorism / A.S. Sinelnikov // Legal problems of strengthening Russian statehood: collection of articles. articles. - Tomsk: Tomsk State University Publishing House, 2022. - Part 92. - P. 388-390.
8. Epifanov S.S. Current directions for organizing operational investigative activities in the context of digital transformation and scientific and technological development // In the book: The penal system at the present stage, taking into account the implementation of the Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period until 2030. Collection of abstracts of speeches and reports of participants in the International Scientific and Practical Conference on the Problems of Execution of Criminal Punishments. In 2 volumes. Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Ryazan, 2022. pp. 98-101.
9. Theory of operational-search activity: textbook / ed. K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky. - 4th ed., revised. and additional - M.: INFRA-M, 2018. pp. 342-348.
10. On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes: [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation. Federation from February 9. 2012 No. 1, ed. from 03.11.2016] // Ross. newspaper. - 2012. - February 17.