УДК 316.334.52
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ПЯТОГО КУРСА НИ ИРГТУ)
© Д.А. Бутакова1, М.В. Гузик2, Н.В. Сидорова3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты социологического опроса студентов пятого курса НИ ИрГТУ. Дан анализ отношения студентов к организации и материально-техническому обеспечению учебного процесса в вузе. Сделаны выводы об особенностях участия студентов во внеучебной работе. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: мониторинг; образовательное пространство; информационные технологии; научно-исследовательская деятельность; материально-техническая база; рынок труда.
FEATURES OF ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITY (BY RESULTS OF NR ISTU 5-YEAR STUDENTS OPINION POLL) D.A. Butakova, M.V. Guzik, N.V. Sidorova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664047.
The paper presents the results of the opinion poll of the fifth year students of Irkutsk State Technical University. It analyzes students' attitude to the organization and logistics of the educational process at the university, and makes conclusions on the features of students' participation in extracurricular activities. 2 sources.
Key words: monitoring; educational space; information technologies; scientific research; physical infrastructure; labour market.
Важнейшей задачей современной вузовской системы является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, а также становления личности специалиста и профессионала. Для этого необходима организация такого образовательного пространства в вузе, которая приведет к достижению целей всех участников процесса образования при условии взаимодействия различных элементов вузовской среды, созданных администрацией университета при непосредственной творческой мотивации студентов.
Современная оценка учебной и внеучебной деятельности вуза представляет собой системное видение процесса воспитания и всего комплекса факторов, которые обеспечивают его эффективность. С целью повышения качества и контроля за формированием, а также дальнейшим развитием образовательной среды
в Иркутском государственном техническом университете проводится мониторинговое исследование, направленное на выявление мнений студентов пятого курса об особенностях организации учебной и внеучебной работы в НИ ИрГТУ.
Последнее исследование данной серии было проведено в ноябре-декабре 2012 г. В качестве генеральной совокупности выступали студенты пятого курса девяти факультетов и институтов НИ ИрГТУ дневной формы обучения. При формировании исследуемой совокупности выборочным методом были отобраны и опрошены тринадцать групп. Всего в анкетировании участвовало 200 студентов пятого курса в возрасте от 20 до 26 лет. Из них 54,8% составили юноши и 48,2% девушки, что отражает гендерную специфику вуза.
В качестве сравнительного ориентира выступали данные исследования студентов пятого курса за ноябрь-декабрь 2008 года, проведенного по аналогичной программе с использованием идентичного ин-
1Бутакова Дарья Андреевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89021769338, e-mail: [email protected]
Butakova Darya, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89021769338, email: [email protected]
2Гузик Мария Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89027615321, e-mail: [email protected]
Guzik Mariya, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89027615321, e-mail: [email protected]
3Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 890246048102, e-mail: [email protected]
Sidorova Natalya, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 890246048102, e-mail: [email protected]
струментария, что позволило отследить мнения студентов об организации учебной и внеучебной деятельности в динамике их изменений.
Студентам пятого курса были заданы вопросы, направленные на выявление степени удовлетворенности условиями обучения в университете, которые оценивались по 10-балльной шкале. В первую очередь выяснялось, насколько студенты удовлетворены обеспеченностью учебной литературой в процессе обучения. 39,7% студентов-пятикурсников оценили обеспеченность литературой по критерию «выше среднего» (7-8 баллов), «очень высоко» (9-10 баллов) оценили 34,3% опрошенных, дали оценку «средне» (5-6 баллов) - 13,5%, «ниже среднего» (3-4 балла) - 7,5%, «очень низко» - 4,9%. Следует отметить, что положительные оценки дали в общем 87,5% пятикурсников, а негативные - 12,8%.
Для анализа условий обучения важен фактор не только обеспеченности, но и доступности учебной и методической литературы в библиотеке университета. Уровень доступности учебной и методической литературы в библиотеке университета оценили как «выше среднего» 39,7% и «очень высокий» 34,3% опрошенных. Далее по убывающей: «средний» уровень отметили 16,7% студентов, «ниже среднего» - 6,3%, «очень низкий» - 2,7%.
По сравнению с данными исследования 2008 года наблюдается положительная динамика. Четыре года назад уровень доступности учебной и методической литературы в библиотеке университета оценили как «выше среднего» 32,9% и «очень высокий» 25,1% опрошенных, «средний» уровень отметили 22,7% студентов, «ниже среднего» - 11%, «очень низкий» -8,2%, то есть негативные оценки были выше почти в два раза.
Опрошенным студентам пятого курса также был задан вопрос о том, насколько они удовлетворены оснащением учебных аудиторий, лабораторий современным техническим оборудованием. Более половины опрошенных позитивно оценивают этот показатель уровня организации учебного процесса - 58,8% респондентов выбрали 5-10 баллов, 22,7% оценили её как неудовлетворительную (3-4 балла), крайне низко (1-2 балла) оценили 18,5% респондентов.
По сравнению с исследованием 2008 года оснащённость учебных аудиторий и лабораторий оценена менее позитивно. Выпускники четыре года назад дали более высокие оценки. Так максимальные оценки составляли: очень высокий уровень оснащенности (9-10 баллов) - 11,4% студентов, очень низкий уровень оснащенности (1-2 балла) - 22,7%. Средний уровень отметили 22,7 %, уровень «выше среднего» отметили 21,6% респондентов, а ниже среднего оценили 23,5%.
Студенты оценивали и такой важный показатель организации учебного процесса в современном вузе, как уровень доступности современных информационных технологий, в том числе возможности работы на компьютере и в сети Интернет в условиях университета. Оценили этот показатель как очень высокий 12,4% студентов, как очень низкий 22,5%. Среднюю оценку дали 22,2% студентов, оценку выше средней 25,5%,
оценку ниже средней 17,3% респондентов. Результаты сравнения оценок с ранее проведенным исследованием показывают, что ситуация с удовлетворенностью уровнем доступности в университете современных информационных технологий существенно не изменилась.
К наиболее значимым условиям обучения также относятся санитарно-гигиеническое состояние аудиторий, лабораторий, пунктов общественного питания, общественных туалетов и бытовые условия проживания в общежитиях. Они также оценивались студентами пятого курса по 10-балльной шкале.
Высший балл санитарно-гигиеническому состоянию аудиторий и лабораторий присвоили 9,9% пятикурсников, низший - 10,4%, что существенно не отличается от результатов исследования 2008 года. Большинство студентов (28%) отметили уровень состояния аудиторий выше среднего. Остальные оценили как среднее - 23,9% и ниже среднего - 15,7% респондентов.
Положительную оценку санитарно-гигиеническому состоянию пунктов общественного питания дали 47,6% студентов (очень высокую и выше среднего 610 баллов), отрицательную - 26% (очень низкую и ниже среднего 1-4 балла). Средний уровень (5-6 баллов) состояния пунктов общественного питания отметили 26,4% студентов.
Удовлетворены санитарно-гигиеническим состоянием общественных туалетов 54,6%, из них очень высокую оценку дали 20,2%. Не удовлетворены 25,6% студентов пятого курса. Признают состояние средним 19,8% пятикурсников.
Для иногородних студентов состояние бытовых условий в общежитии является залогом учебной успеваемости и нормальной адаптации к ситуации дистанцирования от родного дома. Так, бытовые условия проживания в общежитии оценили как хорошие 40% студентов, отвечавших на вопрос. Таких оказалось 38,2% от общего числа респондентов пятого курса. Как плохие бытовые условия охарактеризовали 39%, как средние - 14,4%. При этом высший балл поставили 17,3% студентов, а низший - 24,6%. Сравнивая результаты исследования 2008 года, следует отметить небольшую положительную динамику, т.к. более высокая доля студентов оценивает бытовые условия в общежитиях как хорошие и очень хорошие.
ИрГТУ также предоставляет студентам обширные возможности использования учебных и методических ресурсов. Для анализа ситуации доступности и степени использования этих ресурсов студентам был задан вопрос о количестве часов, проведенных в библиотеке, за компьютером и Интернетом в университете в течение недели.
На вопрос, имеют ли студенты возможность пользоваться информационными услугами, которые предоставляет университет (пользование библиотекой, компьютерами, сетью Интернет), и сколько времени они на это тратят в неделю, большинство студентов (72,8%) ответили, что вообще не посещали библиотеку за прошедшую неделю. Исследование показало также, что за компьютером в университете
не проводили время 51% опрошенных студентов, а в сеть Интернет в университете не выходили 81,8%.
При сравнении показателей этого года и показателей 2008 года по вопросу использования студентами ресурсов университета, отмечается снижение количества времени, проведенного в библиотеке и за компьютером в университете, причем уменьшилось не только количество студентов пятого курса, не пользующихся ими, но и продолжительность времени работы в библиотеке и за компьютером. Что касается времени работы в Интернете, то доля студентов, использующих его, остается прежней, их количество и время работы в интернете изменилось. Увеличилось число студентов, ненадолго входящих в сеть Интернет.
В завершении блока вопросов об условиях организации процесса обучения в ИрГТУ студентам было предложено дать их общую примерную оценку. Дали высокую оценку процессу обучения в ИрГТУ 44% респондентов, очень высокую - 15,7%, среднюю -28,2%. Низкую оценку поставили 10% пятикурсников, а крайне неудовлетворенными остались 1,6%. Таким образом, по сравнению с данными прошлого исследования, наблюдается несущественный положительный сдвиг в оценке процесса обучения (в 2008 г. недовольны процессом обучения остались 10,4% студентов, а крайне недовольны - 5,2%).
Анализ ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?» - показал, что смотрят в будущее с оптимизмом 46% пятикурсников, испытывают неуверенность, связанную с проблемой трудоустройства, 22,5%, готовы работать там, где смогут больше зарабатывать, независимо от специальности 31,5% студентов. В исследовании, проведённом четыре года назад, более оптимистичными были на 7% больше студентов, а ответили, что испытывают неуверенность, на 7% меньше.
Наиболее позитивно оценивают перспективы своего дальнейшего трудоустройства студенты, которые учатся в институте недропользования (61,5%), в институте изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук (53,3%), а также на факультете кибернетики (50,0%). Наибольшую неуверенность в трудоустройстве показали выпускники института авиамашиностроения и транспорта (33,3%).
На вопрос: «Если бы Вам пришлось выбирать специальность снова, как бы Вы поступили?» - 48,2% выпускников ответили, что не ошиблись с выбором вуза и специальности (против 39,2% в 2008 году). 22,5% хотели бы обучаться в ИрГТУ, но по другой специальности. 29,3% выпускников хотели бы учиться в другом вузе, при этом ориентированы на свою специальность только 6,8% студентов.
Следовательно, около половины студентов к завершению своего профессионального обучения остаются верными выбранной профессии. Остальные испытывают дискомфорт и неудовлетворенность от сделанного выбора, выражают желание сменить учебное заведение, что может свидетельствовать о претензиях к условиям обучения, недовольстве качеством полученного образования, а также может быть следствием неправильной профессиональной ориен-
тации и оторванных от реальности представлений о перспективных специальностях.
Внеучебная работа также играет важную роль в деятельности вуза. Поэтому мнение студенческой молодежи об этой стороне работы НИ ИрГТУ также подверглось изучению.
Большинство пятикурсников НИ ИрГТУ (64,9%) знают о том, где можно ознакомиться с расписанием работы спортивных секций, клубов, кружков и т.д., что экономит их время и усилия. 3,5% - не знают и 28,3% затрудняются ответить. За прошедшие четыре года показатели по этому вопросу практически не изменились.
Уровень информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы студенты оценили в основном положительно: средние оценки -34,3%, выше среднего - 31,3%. Крайне высоким его считают 15,7% студентов-пятикурсников. Информационное обеспечение соответствует низкому уровню, по мнению 18,6% респондентов. Из них крайне низким его считают 3,8%. Существуют незначительные позитивные изменения по этому вопросу в сравнении с исследовательскими данными 2008 года.
В деятельности студенческих организаций принимают участие 50,3% выпускников (против 29% в исследовании 2008 года). Главным образом они заняты в работе профсоюзной организации студентов (18,8%); студенческих научных обществ (6,3%); студенческого клуба (3,6%); строительного отряда (2%). 19,4% респондентов заняты в деятельности других студенческих организаций.
Признали не очень плодотворной работу студенческих организаций 17,3% опрошенных студентов. 54,6% выпускников довольны работой студенческих организаций в ИрГТУ. Высший балл поставили 15,4% студентов. Как среднюю работу оценили 28,2% студентов. Полученные результаты не отличаются от аналогичных данных в предыдущем исследовании.
Спорт является ведущим видом деятельности во внеучебное время у студентов-пятикурсников. В свободное от учебной деятельности время занимаются спортом 26,7% опрошенных. На втором месте научно-исследовательская работа, которой охвачены 20,1% студентов университета. Художественным творчеством увлекается 12,1% респондентов. Из них наиболее активны студенты института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук (28,6%) и института недропользования (26,9%). Культурно-массовой работой активно занимаются 3,7% студентов.
Студентам также было предложено оценить по 10-балльной шкале уровень материально-технического обеспечения тех видов деятельности, которыми они занимаются во внеучебное время. Материально-техническое обеспечение спортивных занятий во внеучебное время оценивали 61,3% от числа опрошенных респондентов. Положительные высокие оценки дали 68,4% ответивших (из них 19,6% дали оценку в 10 баллов), средние - 21,4%, а низкие - 10,2% студентов.
Обеспеченность научно-исследовательской дея-
тельности оценивали 49,3% от числа опрошенных респондентов. Положительные высокие оценки дали 32,7% ответивших, средние - 30,8%, а низкие - 27,6% студентов.
Обеспечение художественного творчества оценивали 40,8% от числа опрошенных респондентов. Из них положительные высокие оценки дали 45,4% ответивших, средние - 25,8%, а низкие - 27,5% студентов.
Материально-техническое обеспечение культурно-массовой работы во внеучебное время оценивали 38,7% от числа опрошенных студентов. Положительные высокие оценки дали 51,2% ответивших, средние
- 32,4%, а низкие - 16,4% студентов.
В целом, наблюдается тенденция повышения оценки уровня материально-технической обеспеченности внеучебных видов деятельности студентами по сравнению с предыдущими годами. В лидерах остается обеспеченность спортивной деятельности, поскольку ИрГТУ традиционно уделяет большое внимание спорту и физической подготовке студентов. Возросли положительные оценки материально-технической обеспеченности технического творчества, научной деятельности, художественного творчества и культурно-массовой работы. За прошедшие годы этим направлениям работы в университете уделялось много внимания и ресурсов.
На просьбу дать примерную оценку материально-технической базе, используемой во внеучебной работе в целом, большая часть респондентов (44,8%) оценивают её позитивно - от 6 до 10 баллов. Что значительно меньше по сравнению с результатами исследований 2008 года (61,8%). Негативно - 17,2%, средне
- 38% опрошенных студентов.
На вопрос о том, в каких мероприятиях принимали участие опрошенные в текущем и прошедшем учебном году, около трети респондентов (32,1%) ответили, что ни в каких мероприятиях не принимали участия. В студенческих научных конференциях принимают участие 26,2% опрошенных, это почти в три раза больше по сравнению с данными предыдущего исследования
- 9,4%. Что, скорее всего, связано с усилением научно-исследовательской составляющей деятельности вуза. Принимали участие в спортивных мероприятиях 14% опрошенных (22,7% в опросе 2008 г.). 10,7% респондентов принимали участие в культурно-массовых мероприятиях (22,7% в предыдущем опросе). В предметных олимпиадах принимают участие 5,8% студентов (7,5% по прошлому опросу). 11,2% выбрали другие мероприятия.
Уровень организации и проведения мероприятий, в которых опрошенные принимали участие, они оценили высоко, 60,4% респондентов выбрали от 6 до 10 баллов, причём самую высокую оценку дали 10,7% опрошенных. Низкий уровень организации и проведения внеучебных мероприятий в ИрГТУ отметили 12,8% опрошенных (1-4 балла), среднюю оценку дали 26,8%. Эти данные практически не отличаются от результатов опроса 2008 года.
На вопрос, подготовлены ли к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда выпускники нашего университета, 40,5% опрошенных
нами студентов ИрГТУ ответили утвердительно, 20,5% - отрицательно, 39% - затруднились с ответом на этот вопрос. Данные практически совпадают с результатами предыдущего опроса 2008 года.
Оценивая по 10-балльной шкале подготовленность студентов к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда, респонденты выбирали позиции: средние 41,6% (5-6 баллов) и выше среднего 28,2% (7-8 баллов). Невысокие показатели в оценке «очень высоко» 7% (9-10 баллов), «ниже среднего» 17,8% (3-4 балла), «очень низкие» 5,4% (12 балла). То есть студенты больше позитивно, нежели негативно, оценивают степень своей готовности в ближайшее время столкнуться с проблемами трудоустройства, профессиональной адаптации и т.д.
Отдельный блок вопросов анкеты был посвящён профилактической работе в ИрГТУ. О том, что в ИрГТУ ведётся специальная работа по профилактике ВИЧ-инфекций, знают 48,4% респондентов, полагают, что такая работа не ведётся, 13,2% опрошенных, остальные затруднились с ответом на этот вопрос. Считают, что в ИрГТУ ведётся работа по профилактике наркологической зависимости, 37,9% опрошенных студентов, уверены, что такая работа не ведётся, 13,7% опрошенных, затруднились с ответом 48,4%.
О проводимой в вузе работе по профилактике правонарушений и алкогольной зависимости знает меньшая часть респондентов, чем о том, что ведётся профилактика ВИЧ-инфекций и наркологической зависимости. О том, что в вузе ведётся работа по профилактике правонарушений, знает 39% респондентов, не знает - 14,2%, затруднились с ответом 46,8%. Ответили, что в вузе ведётся работа по профилактике алкогольной зависимости, 30,5% опрошенных, не ведётся - 19,5%, затруднились с ответом 50%.
Оценивая по 10-балльной шкале организацию специальной профилактической работы в университете в целом, наибольшая часть респондентов выбрали среднюю оценку 33,3% (5-6 баллов), выше средней -25,5%, очень высокую - 6%. Отрицательно оценили профилактическую работу в университете 35,2% студентов, из них 11,6% как очень низкую, 23,6% как ниже среднего. Подобные результаты получены и в исследовании 2008 года.
Для повышения уровня участия студентов во внеучебной деятельности, организованной в университете, администрация разработала систему поощрений. Анализу отношения к этой системе был посвящён ряд вопросов.
Считают, что администрация университета поощряет студентов за достижения в учёбе и предметных олимпиадах, 75,3% опрошенных, 5,3% ответили, что администрация не поощряет студентов, 19,4% респондентов затруднились с ответом. Практически такие же ответы были получены и в предшествующем исследовании.
Эффективность и справедливость системы поощрений студентов за достижения в учебе, в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, за активное участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях респонденты оценивали также по 10-
балльной шкале. 81,1% респондентов оценили её позитивно (5-10 баллов), 18,9% опрошенных оценили её как недостаточно эффективную (1-4 балла), из них 1,8% дали ей самую низкую оценку (1 балл). Самую высокую оценку уровню эффективности и справедливости системы поощрений дали 11,2% опрошенных.
При ответе на вопрос, достаточно ли внимания уделяется в университете организации и проведению внеучебной работы, мнения студентов распределились следующим образом: «да» - 28,9%, «нет» -25,3%, затруднились с ответом - 45,8%. Ответы на этот вопрос свидетельствуют о неоднозначности оценки внеучебной работы в вузе. Обращает на себя внимание достаточно большой процент сомневающихся пятикурсников на момент опроса, что может свидетельствовать о том, что внеучебная работа не играет важной роли в их жизни.
Организацию и проведение внеучебной работы в университете оценили положительно (7-10 баллов) 34,2% опрошенных, дали невысокие оценки (1-4 балла) 32% опрошенных, средние значения (5-6 баллов) выбрали 33,8%.
Таким образом, исследование, проведенное среди студентов пятого курса НИ ИрГТУ, показало, что большинство опрошенных достаточно позитивно оценивают организацию учебной и внеучебной работы в
вузе. Но при этом они хотели бы видеть условия обучения в университете более достойными в части оснащения специальным оборудованием аудиторий и лабораторий. Остальные условия обучения в целом удовлетворяют студентов. По результатам анализа участия студентов во внеучебной работе, на первом месте стоит научно-исследовательская работа (позитивные изменения по сравнению с 2008 годом) и спорт. Их оснащенность студенты оценили достаточно высоко. В целом, студентов удовлетворяет уровень проводимых в вузе мероприятий и их материальное обеспечение.
На современном этапе теоретические и практические разработки по созданию эффективной образовательной системы вуза направлены на осмысление целей воспитания в условиях современности, а также поиск актуальных форм и методов работы, позволяющих студентам познать себя и свои возможности, осознать свою роль в социально-культурных процессах. Но кроме задач по модернизации образовательного пространства в сфере профессионального обучения, сегодня стоят проблемы создания условий для личностного развития студентов, которые позволили бы проявиться уникальности каждой личности, что видится необходимым при переходе на двухступенчатое компетентностное образование.
Библиографический список
1. Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета: автореф.дис. ...канд.пед.наук. 13.00.08. Чита: Забайкальский государственный университет, 2012. 25 с.
2. Жеребятникова Г.В. Образовательное пространство вуза:
современное осмысление понятия // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (26 сентября 2012 г.) Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 196.
УДК 159.9.37.015 3
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
1 9
© Н.Е. Горская1, В.Е. Глызина2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассматривается проблема обучения чтению текстов по специальности как один из способов поддержки профессионального интереса студентов к иностранному языку и использования его в овладении специальностью. Подчеркивается влияние контекста на усвоение лексики иностранного языка, который во многом способствует узнаванию и усвоению слов на основе предшествующего опыта обучающихся. Высказывается и обосновывается мнение о необходимости работать с текстами по специальности, начиная с первого этапа обучения. Выделяется центральная и наиболее трудоемкая задача в изучении языка - накопление лексического запаса. Описываются факторы, объективно характеризующие взаимодействие студентов с читаемым текстом. Библиогр. 3 назв.
1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]
Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of the English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]
2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: [email protected]
Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: [email protected]