Научная статья на тему 'Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN в Австралии'

Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN в Австралии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ / ШКАЛА ОЦЕНКИ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдман И. А.

В статье на примере австралийской программы национальной оценки NAPLAN рассматриваются такие вопросы, как определение уровней достижений и введение уровневой шкалы оценки, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, сопоставление результатов обучения для групп статистически подобных школ, портрет школы с использованием данных оценки для общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN в Австралии»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРАНАХ МИРА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОЦЕНКИ NAPLAN В АВСТРАЛИИ1

ORGANIZING ACADEMIC ASSESSMENT MONITORING THROUGHOUT THE WORLD:

NAPLAN - THE NATIONAL ASSESSMENT PROGRAM IN AUSTRALIA

Вальдман И.А.

Заведующий лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, кандидат педагогических наук

E-mail: [email protected]

Valdman I.A.

Head of the education monitoring laboratory of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье на примере австралийской программы национальной оценки NAPLAN рассматриваются такие вопросы, как определение уровней достижений и введение уровневой шкалы оценки, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, сопоставление результатов обучения для групп статистически подобных школ, портрет школы с использованием данных оценки для общественности.

Annotation. The article examines the main elements of the NAPLAN national assessment program in Australia. These elements include identification of achievement levels, introduction of a multilevel assessment scale, tracing of individual school student progress, comparison of test results in schools serving students from statistically similar backgrounds, school profile based on assessment result for the community.

1 Данная статья подготовлена на основе учебных материалов Российского тренингового центра ИУО РАО, разработанных автором при проведении курса «Национальные экзамены и мониторинги образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе оценки качества образования» (25-28 сентября 2012 г.), и семинара «Мониторинговые исследования и их место в управлении образованием» (22-23 ноября 2012 г.). http://www.rtc-edu.ru.

Ключевые слова: мониторинг учебных Key words: monitoring of student

достижений, национальная оценка, оценка achievements, national assessment,

качества образования, тестирование, уровни assessment of the quality of education,

достижений, шкала оценки, учебные достижения, testing, achievement levels, assessment индивидуальный прогресс, представление scale, individual progress, presentation of

результатов оценки. assessment results.

Будущее Австралии зависит от того, насколько каждый гражданин обладает навыками, знаниями и ценно -стями, необходимыми для полноценной жизни человека в образованном, справедливом и открытом обществе. Высокое качество школьного образования является ключевым фактором достижения этой цели.

Из Аделаидской декларации о целях образования в ХХI в.

Введение

Вот уже целое десятилетие в России проводится Единый государственный экзамен. Хорошо известно, что его результаты очень часто используются не только по своему прямому назначению - оценить освоение выпускником школы образовательной программы по предмету и отобрать учащихся для продолжения обучения в вузе, - но и для решения совершенно несвойственных ЕГЭ задач - оценки качества работы педагогов, школ, органов управления образованием и даже губернаторов [2; 3; 4].

Как бы мы все дружно ни критиковали такое положение дел, изменить его одной критикой не удастся. До тех пор, пока ЕГЭ остаётся практически единственным национальным инструментом и источником данных о результатах обучения2, педагоги, управленцы и политики будут использовать его результаты в самых разных целях.

Для преодоления этой проблемы необходимо вводить другие оценочные процедуры - измерения с «низкими ставками», результаты которых не могут быть напрямую использованы для наложения санкций или незаслуженных поощрений (этот вопрос обсуждается в работах [2; 5; 6; 7]). Мы имеем в виду, прежде всего, мониторинги учебных достижений.

В последние годы в России всё более активно обсуждается необходимость введения стандартизированных мониторингов учебных достижений школьников [1; 2; 3; 4], началась работа по их созданию. Комплекс мероприятий по формированию системы федеральных мониторингов обучения и социализации заложен в Государственную программу

2 Частично эту функцию выполняет ГИА-9.

Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. ведётся разработка и апробация инструментария оценки качества начального образования3.

Во многих странах мира достаточно давно существует практика организации и проведения национальных мониторингов качества школьного образования, в ряде англоязычных стран они носят название национальная оценка (national assessment). Думается, что передовой опыт и успехи зарубежных коллег будут нам полезны, помогут избежать ошибок, связанных с «болезнью изолированного роста»4, и позволят применить на практике наиболее перспективные походы и решения.

Данная статья открывает цикл публикаций по актуальным вопросам организации мониторинговых исследований учебных достижений школьников и использования их результатов для управления системой образования в разных странах мира (Австралии, США, Чили, Нидерландах и др.). Прежде всего, в них будут обсуждаться перспективные подходы к интерпретации и представлению данных мониторингов для различных групп пользователей.

В статье на примере австралийской программы национальной оценки NAPLAN рассматриваются такие вопросы, как определение уровней достижений и введение уров-невой шкалы оценки, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, сопоставление результатов обучения для групп статистически подобных школ, портрет школы с использованием данных оценки для общественности.

Национальная программа оценки качества школьного образования

В 1999 г. министры образования штатов и территорий Австралии подписали Аделаидскую декларацию о национальных целях школьного образования в XXI в. В соответствии с этим документом региональные министерства договорились представлять информацию о прогрессе в обучении по достижению национальных целей. Для сбора, анализа и публикации сопоставимых сравнительных данных была принята Национальная программа оценки учебных достижений школьников (NAP - National Assessment Program), которая направлена на оценку результатов обучения школьников в области чтения, письма, математической грамотности, естественных наук, информационно-коммуникационных технологий, гражданского образования.

NAP проводится под эгидой Государственного совета по школьному образованию и раннему детству (Standing Councilon School Educationand Early Childhood). За непосредственное проведение программы отвечает Национальное независимое государственное eправление по учебному плану, оценке и информированию ACARA (Australian Curriculum,

3 Проект ФЦПРО «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС» (2011-2013 гг.).

4 Термин «изолированный рост» автор употребляет для обозначения ситуации, когда система или человек развиваются без учёта происходящих вокруг изменений, без оглядки на опыт успехов и неудач других.

Assessment and Reporting Authority). Оно работает в тесном сотрудничестве с представителями штатов и территорий, а также с представителями сектор негосударственного школьного образования.

Национальная программа оценки учебных достижений школьников NAP включает в себя национальную программу оценки грамотности по английскому языку и математических навыков NAPLAN (проводится ежегодно, участвуют все учащиеся 3, 5,

7 и 9-го годов обучения), программу оценки естественно-научной грамотности, владения ИКТ и гражданского образования на основе выборки NAP Sample Assessments (проводится циклами 1 раз в 3 года для учащихся 6-х и 10-х классов) и участие в международных сравнительных исследованиях на основе выборки (PISA, TIMSS, PIRLS) (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура национальной программы оценки NAP

/■-----------------------------------------------\

^ Заметки на полях

Выбор формата проведения национального мониторинга - на основе выборки или на всей генеральной совокупности учащихся - всегда серьёзная дилемма. Первый вариант значительно дешевле и проще в организации. Во втором случае есть возможность создания условий для поддержки каждого конкретного ребёнка, сравнения результатов работы школ и образовательных систем. Австралия выбрала разумный компромисс - оценивать всех школьников в области родного языка и математики (области национальных образовательных приоритетов) и проводить выборочную оценку по остальным областям знаний.

Ч________________________________________________У

Национальная программа оценки учебных достижений школьников National Assessment Program

NAPLAN Национальная программа оценки грамотности и математических навыков NAP Sample Assessments Программа оценки естественнонаучной грамотности, информационно-коммуникационных технологий и гражданского образования на основе выборки International sample assessments Международные исследования на основе выборки

Программа национальной оценки NAPLAN

С 2008 г. в Австралии существует национальная программа оценки грамотности по английскому языку и математических навыков школьников NAPLAN (National Assessment Program - Literacy and Numeracy), которая проводится ежегодно для всех учащихся 3, 5, 7 и 9-го годов обучения.

Как свидетельствуют сами австралийцы, NAPLAN - это измерение, посредством которого правительства, органы управления образованием и школы могут определить, достигают ли юные австралийцы наиболее важных образовательных результатов. Программа NAPLAN ориентирована на достижение следующих целей:

- определение прогресса и оказание поддержки в обучении каждому конкретному ребёнку;

- разработка и оценка мер образовательной политики на уровне страны и регионов;

- обеспечение подотчётности обществу: информирование о том, насколько хорошо работают школы.

NAPLAN проверяет знание и навыки учащихся по четырем областям - чтение, письмо5, правила языка (грамматика, пунктуация, орфография) и математические навыки - в соответствии с национальными целями обучения и общими элементами учебного плана по математике и английскому языку штатов и территорий Австралии.

В стране не существует единого учебного плана (стандарта), но приняты цели обучения по английскому языку, математике, естественным наукам и граждановедению, в соответствии с которыми каждый штат и территория Австралии разрабатывают свои учебные планы, которые, в свою очередь, задают основу для учебного плана школы. В настоящее время ведётся работа по созданию национального учебного плана (НУП), и после его введения NAPLAN будет ориентирована на оценку достижений в соответствии с НУП.

Используемые в программе тесты проверяют не узкопредметные знания, а навыки, которые формируются в школе на протяжении длительного времени и служат основой для обучения и жизни в обществе. В российской практике мы бы назвали такие навыки общеучебными и/или метапредметными. Формат тестов подобного типа и сами задания используются в регулярном процессе обучения и оценки учащихся в школе, поэтому они знакомы и учителям, и ученикам. На рис. 2 приведён пример задания теста. Как нетрудно

^ Заметки на полях

Хороший пример формулировки, доступной для понимания представителей широкой общественности. Именно такого рода формулировки следует использовать, если мы хотим объяснить обществу смысл производимых в системе образования изменений.

Рис. 2. Пример задания теста по математике для 5 класса

5 В тесте NAPLAN проверяется так называемое аргументированное или доказательное письмо (persuasive writing). Ученик должен написать текст, содержащий ясные для его адресата структуру и цели текста, аргументированные идеи и доводы, наиболее подходящую лексику.

заметить, для его решения нужно продемонстрировать не знание конкретных фактов, а навыки логического и пространственного мышления.

Крайне важно отметить, что NAPLAN не относится к измерениям «с высокими ставками», её результаты не используются для принятия жизненно важных решений (например, относительно продолжения образования на следующей ступени обучения), наказаний или поощрений. Как следствие, отсутствует практика обучения и натаскивания под сдачу теста, для этого нет необходимости. Кроме того, предыдущие версии тестов NAPLAN не публикуются и являются недоступными для учителей, чтобы их нельзя было использовать для подготовки учеников к тесту.

^ Заметки на полях

Если мы хотим оценить результаты обучения и при этом понять, чему научила детей школа (увидеть вклад школы), то для такой оценки нельзя использовать измерения «с высокими ставками». В противном случае начнут работать внешкольные факторы -например, репетиторство, а также могут включаться «криминальные» механизмы повышения результатов теста - нарушения и фальсификации при проведении тестирования.

Представление результатов

Возможности представления результатов теста заложены в шкале, которая используется в NAPLAN для оценки результатов учащихся (см. рис. 3). Фактически шкала по каждой области оценки представляет систему уровней, расположенную на оси времени, содержащую четыре отсечки - 3-й, 5-й, 7-й и 9-й года обучения. Таким образом,

Рис. 3. Оценочная шкала, используемая в NAPLAN

Обозначения. Ва^ - уровень; НМС - национальный минимальный стандарт.

сконструированная шкала позволяет представлять результаты обучения в данном конкретном году, а также фиксировать динамику изменений результатов между циклами оценки.

Всего шкала включает 10 уровней (bands) достижений, каждый из них соответствует определённому набору умений навыков, которые может демонстрировать школьник определённого возраста.

Уровень 1 - самый низкий, уровень 10 - самый высокий. Для каждого года обучения определяется один уровень, который соответствует так называемому национальному минимальному стандарту (National Minimum Standard). Эти стандарты представляют собой краткое описание типичных учебных достижений, которые могут демонстрировать школьники конкретного года обучения. Школьники, показавшие результаты ниже уровня минимального стандарта, определяются как группа риска. Они не смогут самостоятельно обеспечивать прогресс в обучении без поддержки и целевых вмешательств извне.

В каждом году обучения выделяются шесть уровней достижений, которые используются для представления результатов теста по возрастной когорте. Для 3-го года - это уровни 1-6, для 5-го - уровни 3-8, для 7-го - уровни 4-9, для 9-го - уровни 5-10.

Результаты NAPLAN представляются несколькими способами, включающими:

- индивидуальный отчёт ученика, который получает каждый школьник и его родители;

- отчёт по школе, который размещается на сайте «Моя школа»;

- национальный отчёт в двух версиях: краткая (выходит в сентябре) и полная (выходит в конце года).

Национальный отчёт публикуется на сайте программы NAPLAN и позволяет сравнивать результаты каждого штата или территории с другими регионами страны и в целом с результатами по Австралии.

Результаты могут представляться с учётом различных характеристик учащихся: гендерная группа, принадлежность к коренным народам, родной язык (отличный от английского), образование и место работы родителей, территория проживания (столичный город, провинция, сельская местность, отдалённая местность). Такая возможность осуществляется в том числе и за счёт использования он-лайн базы данных NAPLAN, которая позволяет провести сортировку результатов по любому набору характеристик и представить её в табличном или графическом виде.

Основными показателями результатов теста, используемых в отчётах, являются: средний балл теста; доля школьников, достигших национального минимального стандарта (НМС); доля школьников, не достигших НМС, и доля школьников, показавших результаты выше НМС. Кроме того, используется показатель - разница в результатах теста за два года по конкретной возрастной группе и области тестирования.

^ Заметки на полях

Данная шкала, содержащая единую систему уровней и объединяющая четыре временных среза, позволяет зафиксировать индивидуальный прогресс и обеспечить его измерение на практике. В модели NAPLAN индивидуальный прогресс - это переход с одного уровня достижений на другой, более высокий, при каждом последующем измерении.

Представление результатов оценки по ученику

Все школьники, участвующие в тесте NAPLAN, по его итогам получают индивидуальный отчёт с итогами оценки в сравненим с результатами по школе и по стране. Его рассылает на дом школа, в которой учится ребёнок. Данные индивидуального отчёта строго конфиденциальны.

Сам отчёт представляет собой брошюру из четырёх страниц формата А4. На титульной странице дано краткое описание программы NAPLAN и графическая схема с пояснениями, как правильно читать графическую схему с результатами оценки. На второй и третьей страницах размещены результаты тестирования ученика по каждой области знаний (см. пример на рис. 4) и описание содержательных элементов используемых в тесте заданий. Последняя страница содержит таблицу с описанием типичных результатов по областям оценки, которые школьники должны демонстрировать на каждом уровне.

Рис. 4. Графическая схема преставления результатов теста по ученику

В помощь родителям выпускается специальный информационный буклет, направленный на разъяснение целей программы оценки и представленных в индивидуальном отчёте данных.

Для этих же целей подготовлен и размещён на сайте программы видео-ролик «Индивидуальный отчёт ученика», который служит хорошей наглядной иллюстрацией правил представления данных в отчёте.

Получив индивидуальный отчёт, родители имеют возможность обсудить его результаты с учителями школы и понять, какая помощь в обучении нужна их ребёнку.

Представление результатов оценки по школе

Интересно и нетрадиционно публикуются результаты NAPLAN по школе. Они размещены на специальном сайте «Моя школа» (MySchool), который содержит информационные портреты примерно 10 000 австралийских школ и позволяет проводить поиск школы по местоположению, типу или названию.

Сайт MySchool дает всем желающим возможность получить подробную информацию о школах Австралии и позволяет австралийским школам перенимать друг у друга опыт. Представленный на сайте комплекс качественных данных призван помочь учителям, школам, родителям и широкой публике обеспечить высококачественное образование каждому учащемуся.

Сайт позволяет школам, учителям, родителям и общественности:

• получить информацию о конкретной школе, представленную в виде единых для всей страны показателей;

• сравнить достижения учащихся этой школы со среднестатистическими показателями школ со статистически сходным контингентом учащихся либо всех школ Австралии;

• найти школы с высоким уровнем образования, в том числе те, в которых наблюдается существенный рост успеваемости;

• получить более широкую картину общего уровня образования того или иного района страны.

Интернет-портрет каждой австралийской школы содержит следующую информацию.

- Профиль школы. Содержит общую характеристику школы: местоположение, особенности образовательной программы, информация об учащихся и педагогическом составе, результаты успеваемости старшеклассников, финансовые сведения.

- Финансы школы. Содержит информацию об источниках финансирования и размере поступивших за год средств, а также данные о расходах за каждый календарный год.

- Результаты теста NAPLAN. Содержит результаты тестирования NAPLAN в выбранной школе с возможностью их сопоставления с другими школами со статистически сходным контингентом учащихся и со всеми школами Австралии.

- Профессиональное образование. Раздел включает сведения о количестве учащихся, посещающих курсы профессионально-технической подготовки и участвующих в учебно-производственной деятельности на базе школы.

- Местные школы. Размещены ссылки на школы (возможен выбор 20 учебных заведений), расположенных в пределах 80 км от данной. Для удобства пользователей, выбор снабжается ссылками на информационные профили этих школ.

ґ------------------------------------------\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Заметки на полях

Заметим, что информация о результатах теста NAPLAN даётся не изолированно, а в более богатом информационном контексте. В результате портрет школы для общества выглядит сбалансированно и разносторонне. Это не только результаты теста, но и другие её достижения и характеристики. Такой подход позволяет избежать ситуации, когда под хорошей школой понимается учебное заведение, дающее высокие баллы по ЕГЭ.

Рис. 5. Представление результатов NAPLAN по школе в числовом выражении

2008 I 2009 I 2010 Т 2011

Чтение Доказательное письмо Орфография Грамматика и пунктуация Математическая грамотность

51 519 >8 537 4£ pa- >9 509 51 506 15 524 51 504 14 524 5; 513- !2 531

SIM 515 509 • 523 ALL 540 stil/I 504 495 • 513 ALL 52Э SIM 515 507 - 523 ALL 53S SIM 505 496 - 514 ALL 532 SIM 513 510-526 ALL 545

51 see ■ г3 -5Й8 5^ 527 - И 555 5< 556 >7 ■ 578 5d 549 ■ и 573 5t 555- >5 575

sim 555 548 • 562 ALL 580 SIM 527 517 • 537 ALL 566 SIM 555 547 - 563 ALL 581 SIM 542 534 - 550 ALL 572 SIM 554 547 - 561 ALL 533

Год 9

Обозначения. SIM - результаты по группе школ со статистически сходным контингентом учащихся; ALL - средний балл теста по всем школам Австралии.

Рассмотрим подробнее вариант публикации результатов теста NAPLAN по школе, базирующийся на кластерном подходе. Для этого обратимся к рис. 5, где представлены результаты конкретной школы г. Торонто. В этой сложной на первый взгляд таблице размещена довольно простая информация - в каждой ячейке, образованной пересечением столбца с областью оценки и строки с годом обучения, расположены три числа: средний балл школы (верхняя часть ячейки), средний бал группы статистически подобных школ (часть SIM) и средний бал теста по всем школам страны (часть ALL).

Наибольший интерес для обсуждения представляет именно часть SIM. Что же это за группа статистически подобных школ? Как она определяется? И для чего с ней сравнивают результаты теста конкретной школы?

Многочисленные исследования показывают, что результаты обучения зависят не только (а во многих случаях и не столько) от организации образовательного процесса в школе, но и от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. СЭС характеризуется набором разнообразных параметров, среди которых значимое место занимают профессия и уровень образования родителей. Всё это означает, что школы, в которых учится разное число детей с высоким или, наоборот, низким СЭС будут иметь разные результаты теста.

В целях представления на сайте «Моя школа» результатов национального мониторинга NAPLAN по группам школ со статистически сходным контингентом учащихся специально разработан Индекс местных социально-образовательных условий (Indexof Community Socio-Educational Advantage- ICSEA).

Цель использования данного индекса - обеспечить честное и прозрачное сравнение результатов обучения школьников в конкретных школах с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Индекс учитывает следующие параметры:

• количество учащихся в школе;

Рис. 6. Представление результатов NAPLAN по группе статистически «подобных» школ

DSEBH

Область оценки

Ч

и

с

л

о

ш

к

о

л

ф ф

455

4G5

475

А&5

495

№5

515

575

535

W5

• данные по занятости и образованию родителей учеников;

• социально-экономические характеристики места проживания ученика;

• местонахождение школы (столица, регион либо удаленная территория);

• доля учеников из семей, где английский язык не является родным;

• доля учеников - представителей коренного населения страны.

Для преставления результатов школы в группе подобных образовательных учреждений на сайте «Моя школа» имеется специальная форма (см. рис. 6). Здесь вся группа школ разбита на пять подгрупп (они выделяются цветом) по отношению к положению выбранной школы: выше результатов данной школы, ниже, значительно ниже, значительно выше и не отличаются. Кружки обозначают результаты конкретных учебных заведений.

Важность введения такого кластерного подхода проиллюстрируем конкретным примером, сравнив результаты всё той же школы г. Торонто, полученные ей в 2011 г. На рис. 5 можно видеть, что средний балл учащихся 7-го и 9-го классов этой школы по всем областям оценки ниже среднего балла всех школ Австралии (часть ALL). В случае простого сравнения результатов (без учёта характеристик контингента учащихся) напрашивается очень простой вывод - данная школа является «слабенькой», «неуспешной».

Если же обратиться к рис. 6, где изображены результаты статистически подобных учебных заведений по чтению у учащихся 7 класса, то результаты школы (обозначены

тёмным кружком на линии, соответствующей 530 баллам) выглядят принципиально иначе. Эта школа фактически является одним из лидеров в своей группе, лишь 3 школы из 43 имеют лучшие результаты.

Таким образом, происходит сравнение «равных с равными». При подобном подходе у школы появляется возможность сравнивать свои результаты со схожими учебными заведения и, более того, учиться у других учебных заведений своего кластера, изучая их успешный опыт.

На сайте есть и другие формы представления результатов школы в сравнении со школами из своего кластера:

• Результаты на графике. По конкретной области оценки и конкретному году обучения представляется средний балл школы в сравнении со средним баллом школ своего кластера и всей страны. Эти результаты даются по уровням оценки и по баллам за четыре последних года.

• Результаты по уровням. По каждому уровню оценки представляется средний балл школы в сравнении со средним баллом школ своего кластера и всей страны. Эти данные представляются в форме диаграмм.

• Результат в динамике. В динамике за два года (2008-2010 гг. и 2009-2011 гг.) представляется средний балл школы в сравнении со средним баллом школ своего кластера и всей страны. Эти данные представляются в форме графика по уровням оценки. Данные даются только по тем ученикам, которые принимали участие в предыдущей оценке.

Все эти варианты представления результатов по школе дают возможность фиксировать различные тенденции в обучении за определённый промежуток времени в сравнении со школами своего кластера и всей страны.

Заключение

Завершая краткий обзор некоторых аспектов организации национальной программы NAPLAN, отметим те её особенности, которые с нашей точки зрения могут приниматься во внимание при разработке федеральной системы мониторингов учебных достижений в России.

Во-первых, это ориентация на отслеживание прогресса каждого ребёнка. Оценка всех учащихся определённого возраста на протяжении нескольких лет обучения позволяет определять индивидуальную динамику обучения конкретного ученика и проектировать на уровне школы меры по его педагогической поддержке.

^ Заметки на полях

При оценке деятельности школ по итогам проведения той или иной оценочной процедуры необходимо обеспечить корректное сравнение результатов, избегая упрощённых выводов и решений. Наивно полагать, что школа с большим количеством детей из семей с низким социально-экономическим статусом сможет демонстрировать результаты, сопоставимые с теми, которые показывают образовательные учреждения, обучающие детей из благополучных семей. Справедливое сравнение должно основываться на кластерном анализе данных, когда школы группируются по ряду схожих характеристик.

Во-вторых, в дополнение к NAPLAN по другим предметным областям (естественные науки, ИКТ, граждановедение) проводится выборочный мониторинг качества образования. Таким образом, в стране реализован сбалансированный подход: оценка всех детей определённого возраста по языку и математике и оценка на выборочной основе ряда других областей знаний.

В-третьих, результаты теста NAPLAN представляются в контексте других результатов работы школы. Они являются важной, но не единственной частью информационного портрета образовательного учреждения, размещённого на специально созданном сайте «Моя школа».

В-четвёртых, в национальном мониторинге реализован подход представления результатов на основе сравнения результатов школ в рамках кластера статистически подобных образовательных учреждений. Это позволяет справедливо оценивать работу школы с учётом особенностей контингента обучаемых.

В-пятых, результаты теста NAPLAN могут использоваться для своих целей разными группами пользователей:

• школы используют результаты для определения слабых и сильных сторон своих программ обучения, а также для выработки целей обучения по английском языку и математике;

• школьные системы образования (на разных уровнях) на основе полученных данных могут разрабатывать и корректировать программы поддержки школ;

• ученики вместе с родителями получают возможность обсуждать индивидуальные результаты с учителями и составлять на этой основе план своего обучения;

• учителям результаты теста помогают определять учеников, которым нужна дополнительная педагогическая поддержка, и тех, с кем следует работать «на вырост» (предлагая им более «продвинутые» учебные задачи);

• общественность и представители местного сообщества могут видеть результаты обучения в конкретной школе на сайте «Моя школа».

Список литературы:

1. Болотов, В. А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования / В. А. Болотов // Педагогика. - 2010. - № 1.

2. Болотов, В. А. Оценка качества образования / В. А. Болотов // Управление школой. - 2012. - № 5.

3. Болотов, В. А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. - 2012. - № 6.

4. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Г. С. Ковалёва, М. А. Пинская //Управление образованием: теория и практика. - 2011. - Вып. 1-2.

5. Вальдман, И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / И. А. Вальдман. - М.: Московский центр качества образования, 2009.

6. Использование результатов национальной оценки учебных достижений / В. Грини, Т. Кэллаган, С. Мюррей // Серия «Национальная оценка учебных достижений». Кн. 5. - Всемирный банк, 2011.

7. Кларк, М. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры / М. Кларк. - Всемирный банк, 2012.

8. Australian Bureau of Statistics (ABS) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.abs.gov.au/.

9. Australian Curriculum, Assessment and Reporting Authority (ACARA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acara.edu.au.

10. Ministerial Council on Education, Employment, Training and Youth Affairs (MCEETYA), The Adelaide Declaration on the Goals for Schooling in the Twenty-First Century, April 1999.

11. My School [Электронный ресурс] / Australian Curriculum, Assessment and Reporting Authority. - Режим доступа: http://www.myschool.edu.au/.

12. National Assessment Program [Электронный ресурс] / Australian Curriculum, Assessment and Reporting Authority. - Режим доступа: http://www.naplan.edu.au/.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.