Научная статья на тему 'Особенности организации мировой юстиции российской империи второй половины XIX - начала XX века'

Особенности организации мировой юстиции российской империи второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г / МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ / МИРОВЫЕ СУДЬИ / ЗАКОН ОТ 15 ИЮНЯ 1912 Г. "О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СУДА В СЕЛЬСКИХ МЕСТНОСТЯХ" / JUDICIAL REFORM OF 1864 / JUSTICE OF THE PEACE / MAGISTRATES / LAW DATED 15 JUNE 1912 " ON THE TRANSFORMATION OF THE COURT INTO THE RURAL AREAS"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутило Ольга Викторовна

В статье рассматриваются особенности организации мировой юстиции и правового статуса мировых судей Российской империи; дается анализ изменений, внесенных в законодательство Законом о местных судах 1912 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE PEACE JUSTICE OF THE RUSSIAN EMPIRE, THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY

The article analyzes the features of the organization of the world of justice and the legal status of magistrates of the Russian Empire, also is given the analysis of the changes which were made to the legislation by the law on local courts in 1912.

Текст научной работы на тему «Особенности организации мировой юстиции российской империи второй половины XIX - начала XX века»

ного законодательства. Из-за отсутствия специального закона о кооперативных объединениях центральные ведомства при разработке первых уставов этих объединений должны были руководствоваться Положением «О благотворительных обществах и кассах»9. Лишь после Февральской революции 20 марта 1917 г. было опубликовано «Положение о кооперативных товариществах и их союзах»10, которое с некоторыми изменениями действовало в РСФСР все первое послереволюционное десятилетие.

Таким образом, законодательное регулирование деятельности корпораций в России осуществлялось по нескольким направлениям, которые совпадали с отраслевой структурой предпринимательства: торговое, кредитно-банковское, страховое и т.д.

1 См.: Шелехов Д.П. Речь о пользе и важности компаний и сообществ для успехов и развития народной промышленности. СПб., 1829. С. 4

2 См.: Решения Гражданского кассационного департамента Сената. 1893. № 59; 1901. № 127; 1902. № 38.

3 См. : Законы о товариществах. Акционерные общества, товарищества на паях, торговые дома, артели и др. Порядок их учреждения и деятельности, с разъяснениями Гражданского кассационного, бывшего 4-го Судебного департаментов и Общего собрания Правительствующего Сената / сост. В. Максимов. 2-е изд. М., 1911. С. 100-101.

4 Renaud A. Das recht der aktiengesellschaften. Leipzig, 1875. S. 56.

5 См.: Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование. Т. 1. СПб., 1902. С. 283, 286.

6 См.: Гольдштейн И.М. Законодательства различных государств о синдикатах и трестах. СПб., 1910. С. 5.

7 См.: Каминка А. Предпринимательские союзы. СПб., 1909. С. 4.

8 См.: ПСЗ. I- Т. XXV. № 19187.

9 Свод законов. СПб., 1910. Кн. IV. Т. XIII.

10 См.: Сборник Постановлений Временного правительства о кооперации. М., 1917.

О.В. Шутило

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматриваются особенности организации мировой юстиции и правового статуса мировых судей Российской империи; дается анализ изменений, внесенных в законодательство Законом о местных судах 1912 г.

Ключевые слова: судебная реформа 1864 г., мировая юстиция, мировые судьи, Закон от 15 июня 1912 г. «О преобразовании суда в сельских местностях».

O.V. Shutilo

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE PEACE JUSTICE OF THE RUSSIAN EMPIRE, THE SECOND HALF OF XIX — EARLY XX CENTURY

The article analyzes the features of the organization of the world of justice and the legal status of magistrates of the Russian Empire , also is given the analysis of the changes which were made to the legislation by the law on local courts in 1912 .

Keywords: judicial reform of 1864 , justice of the peace , magistrates , law dated 15 June 1912 " On the transformation of the court into the rural areas".

© Шутило Ольга Викторовна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

В результате принятия Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) подданные России получили новые права и свободы: свободу веры, неприкосновенность жилища, собственности, свободу передвижения, свободу мысли, слова и печати, свободу мирных и без оружия собраний. В п. 22 Основных государственных законов говорилось, что «судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся к исполнению именем Императорского Величества». Реализация этих демократических начал потребовала от государства продолжения правовых преобразований, в т.ч. и судебной реформы.

Особенности организации мировой юстиции были разработаны законодателем еще в процессе подготовки проектов Судебных уставов 1864 г. Введение института мировых судей было обусловлено необходимостью обеспечения доступности правосудия для населения, стремлением увеличить количество судей и уменьшить нагрузку вышестоящих судов, возможностью передачи полномочий по формированию и финансированию мировой юстиции земским собраниям в связи с реформой органов местного самоуправления.

Законодателем были учтены особенности судоустройства России, обусловленные огромной территорией страны, на которой проживало множество национальностей и народностей со своими правовыми и культурными традициями. Так появились особенности российской модели мировой юстиции, состоявшие в большей выраженности связи мирового судьи с населением, наличии особых примирительных процедур, предоставлении судье права руководствоваться при разрешении дела не только законами, но и нравственными началами и нормами обычного права. е

Следует отметить, что еще в процессе подготовки проектов судебной реформы и пересеклись два противоположных взгляда на мировую юстицию. В соответствии а с одним она рассматривалась как обособленная ветвь судебной системы с осо- о быми целями и задачами; согласно другому — являлась звеном единой судебной к системы. Эти противоречия в понимании назначения и статуса мирового судьи о

с

не были преодолены в ходе законодательных работ и трансформировались в а текстах Судебных уставов 1864 г. в

е

Мировая юстиция представляла собой замкнутую систему, обособленную о

от общих судебных органов. Общие суды обладали независимым территори- р

альным устройством: их юрисдикция распространялась на судебные округа, |

которые не совпадали с административно-территориальным делением страны. к

Организация же мировых судов по территориальному принципу, совпадавшему а

с административно-территориальным делением, предопределила их зависимость |

от органов местной власти на территории, где они располагались. ии

В основе организации мировой юстиции лежала идея максимального прибли- №

жения правосудия к населению. Исходя из этого, мировые судьи обязывались 1

о

принимать прошения (жалобы) как в устной, так и письменной форме в любое ) время, даже находясь вне судебного участка. Это способствовало доступности 6 мирового суда для населения, и в первые годы деятельности мировых судей число устных прошений составило 70% от общего числа дел1.

Помимо рассмотрения дел в качестве первой инстанции, мировые судьи исполняли обязанности административного и охранительного порядка (выполняли нотариальные обязанности в своих участках, принимали меры по охране наследства, в случае отсутствия врача выдавали вместе со священником свиде- Ю5

тельства о болезни, освобождавшей от воинской повинности, несли обязанность по устройству арестных домов и по надзору за ними, приводили к присяге чины лесной стражи2).

В отличие от общих судов, в отношении которых действовал принцип назначаемости, основным способом формирования мировой юстиции выступали выборы, которые производились уездными земскими собраниями, а в городах — городскими думами. Лица, претендовавшие на должность мировых судей, должны были соответствовать специально предусмотренным для мировых судей образовательному, имущественному и земельному цензам.

В соответствии с образовательным цензом кандидат должен был получить высшее или среднее образование или прослужить не менее трех лет в таких должностях, которые могли дать навыки в ведении судебных дел3. Низкий образовательный ценз был вынужденной мерой в связи с дефицитом юридических кадров. По данным Министерства юстиции, в 1886 г. среди выборных мировых судей только 33% имели высшее юридическое образование4.

Законодатель стремился сформировать из мировых судей авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными обычаями, способными регулировать социальные конфликты в уезде. Поэтому в производстве мировых судей допускалось применения обычаев, причем, существовавших не только у крестьян, но и у лиц других сословий (например, торговых, аграрных обычаев). Констатация обычая могла производиться мировым судьей лично или на основании удостоверения, выданного учреждением, применявшим обычай5. Однако, если решение мирового судьи, вынесенное на основе обычая, пересматривалось Сенатом, то з оно разрешалось на основании норм формального права.

? Особое внимание реформаторы уделяли нравственным требованиям к канди-

§ датам в должности мировых судей. Акцент делался не столько на юридические » познания, сколько на авторитет и доверие местных жителей, знание местных I нравов и безупречную репутацию кандидата. И во многих мировых судах, по | меткому выражению А.Ф. Кони, можно было наблюдать «настоящее мировое, ! жизненное, чуждое бездушной формальности и равнодушной торопливости раз-§ бирательство»6. В большинстве своем население уезда было безграмотно, миро-| вой судья часто не находил среди участников процесса грамотных людей. Весь | судебный процесс, все доказательства сторон и мировые соглашения заключались 'I «одною чистой совестью судьи»7. В особенности недоступно для понимания сторон | было различие между апелляционной и кассационной жалобами. В результате | мировым съездам приходилось самим разбираться, какую жалобу признавать кассационной, а какую апелляционной.

В отличие от общих судов, финансирование которых осуществлялось из госу-ё дарственного бюджета, содержание и организационно-техническое обеспечение § мировых судей возлагалось на средства земств. Уездные земские собрания про-| водили выборы мировых судей, выделяли помещения для их камер и заседаний | съездов, обеспечивали их литературой, содержали архивы и канцелярии. Суммы, выделяемые на мировую юстицию, составляли значительную часть обязательных расходов земств и в среднем по России к 1890 г. составили 32%8.

Поскольку закон не конкретизировал сумму жалования мирового судьи, местные органы определяли ее по собственному усмотрению. Так, например, мировые судьи Санкт-Петербурга получали жалование и содержание по должности 106 в размере 7880 руб. в год, мировые судьи Казани, Н. Новгорода, Харькова — от

3400 до 5000 руб.9 Гораздо хуже дело обстояло в уездных городах, например, Камышинская управа Саратовской губернии платила мировым судьям жалование 1400 руб. в год, Вольская управа — 760 руб.10 Такое положение ставило мировых судей в зависимость от органов местной власти.

Недостаток денежных средств на местах не позволил реализовать в полном объеме и основной принцип построения мировой юстиции — близость суда к населению. Этого удалось достичь только в городах. В уездах, особенно малонаселенных и расположенных на огромном пространстве, расстояние от камер мировых судей составляло 40-100 верст. На уезд приходилось максимум 3-4 судьи, увеличить число которых не представлялось возможным вследствие как ограниченности земских средств, так и недостатка кадров.

Проблемы с финансированием сказались и на работе съездов мировых судей. Выделение помещений, их местонахождение всецело зависели от уездного земства, которое не всегда учитывало интересы правосудия. Так, например, Цари-цинское земство Саратовской губернии в 1872 г. перевело съезд мировых судей из центрального пункта посада Дубки на край уезда в г. Царицын, в результате чего расстояние камер мировых судей от местопребывания съезда увеличилось на 100 верст11. Если в городах мировые съезды превратились в постоянно действующие органы, то в уездах заседания съездов часто откладывались из-за недостаточного количества участковых судей, из-за бездорожья, весенних паводков. В результате накапливались неразрешенные дела, нарушались сроки содержания под стражей подсудимых.

Съезды мировых судей часто жаловались на нехватку писцов в съездах и у мировых судей. Недостаточное содержание вызывало частую смену кадров, в ш связи с чем съезд мировых судей Петровского округа в 1883 г. вынужден был и даже ходатайствовать о назначении на должность писаря «солдатского сына а 15 лет, окончившего курс в Петровском уездном училище»12. о

Таким образом, наделение органов местного самоуправления полномочиями к по организации работы мировой юстиции привело к нарушению принципа не- о

с

зависимости мировых судей. а

Высшей инстанцией в отношении мировых судей выступал Сенат, в который в по данным Министерства юстиции поступало не более 1% судебных дел, решен- о ных мировыми судьями. Вместе с тем дела мировой юстиции составили к 1887 г. ю

Т5

75% от общего числа дел, поступивших в Уголовный кассационный департамент |

и 84% от числа дел, поступивших в Гражданский кассационный департамент. к

На практике это выразилось в скоплении судебных дел в Сенате и нарушении а

сроков их рассмотрения. В связи с этим министр юстиции В.Н. Пален даже об- |

ратился в Государственный совет с инициативой создания губернского мирового и

суда в городах для предварительного рассмотрения поданных в Кассационные №

департаменты Сената жалоб на решения съездов мировых судей. Однако проект 1

о

был отклонен, Государственный совет признал «раздробление кассационных ) полномочий» недопустимым и нарушающим основные начала, заложенные в 6 Судебных уставах13.

Новый этап реформирования мировой юстиции был предпринят в период думской монархии. Проекты реформирования местного суда, выдвинутые Министерством юстиции и Государственной Думой, пройдя многочисленные обсуждения в Государственном Совете, были реализованы в Законе от 15 июня 1912 г. «О преобразовании суда в сельских местностях». Данный Закон расширял Ю7

полномочия органов местного самоуправления в отношении мировых судей. Помимо избрания судей, им предоставлялось право самостоятельно образовывать и сокращать судебные участки, определять их границы, организовывать работу съездов.

Должностные и образовательные цензы были увеличены. От кандидатов, имевших высшее юридическое образование, требовался половинный имущественный ценз либо трехлетний стаж работы на должностях присяжного поверенного, городского судьи, товарища прокурора окружного суда, нотариуса, земского участкового начальника. Срок полномочий мировых судей увеличивался при повторном назначении до 6 лет.

В целях обеспечения независимости мировых судей большую часть затрат на их содержание брало на себя государство. Из государственного бюджета выделялись суммы на содержание мирового судьи, его разъезды, канцелярские расходы. Местные власти выделяли средства на обустройство камер мировых судей. Сумма окладов распределялись следующим образом: участковые судьи получали по 2800 руб. в год, добавочные — 2000 руб., председатели съездов — по 4200 руб. Участковые и добавочные судьи, помимо получаемого содержания, сохраняли право на получение пенсии за прежнюю службу14.

При сохранении участковых и почетных мировых судей законом учреждались должности добавочных мировых судей, к обязанностям которых относилось замещение участковых судей в случае их отсутствия либо чрезмерной загруженности последних. Вводилась должность секретаря мирового судьи, который назначался мировым судьей, получал жалование и состоял на государственной службе. з Из организационных новелл Закона о местном суде особое внимание заслу-

0

? живают нормы, регламентировавшие статус мирового съезда. Он по- прежнему § оставался апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям, но пред» седатель съезда уже не избирался, а назначался императором по представлению

1 министра юстиции из лиц, соответствующих требованиям, предъявляемым к | членам окружного суда. В результате мировые съезды практически ставились 1 на одну ступень с окружными судами. Выборный порядок избрания председате-§ лей съездов был сохранен в некоторых крупных городах — Санкт-Петербурге, | Москве, Харькове, Саратове, Кишиневе, Одессе, Казани.

| В целях совершенствования работы судов вводилась специализация мировых

судей. По решению съезда за отдельными мировыми судьями в пределах миро-

| вого округа закреплялось рассмотрение конкретных категорий дел (торговых,

| вексельных и т.д.). Постановления съезда об этом публиковались в печати15. | Произошло реформирование волостных судов, которые включались в систему мировой юстиции. Мировой судья председательствовал на собрании выборщиков

» членов волостного суда и лично назначал секретаря волостного суда. Мировой

§ съезд выступал в качестве кассационной инстанции, давал наказы волостным

I судам, утверждал избранных лиц на должности, осуществлял дисциплинарный

I

§ надзор за волостными судьями. Полномочия мировых судей, таким образом,

т

значительно расширялись.

Изменения, внесенные законом о преобразовании местного суда, наряду с совершенствованием всей судебной системы, значительно улучшали организацию мировой юстиции, способствовали повышению независимости мировых судей и их статуса, увеличению гарантий прав граждан на судебную защиту. К 108 сожалению, Закон не успел реализоваться на практике, этому помешали

О.Ю. Фомина • Формирование правового статуса судебного представителя

революционные события, упразднившие мировой суд со всем государственным строем.

1 См.: Петроградский мировой суд за 50 лет. 1866-1916 г. Т. 1. Пг., 1916. С. 253.

2 См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1884. Т. 1. С. 353.

3 См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 19.

4 См.: Юридическая хроника // Журнал Министерства юстиции. 1887. Кн. 1. С. 185-187.

5 См.: Анненков К. Опыт комментария к Уставу гражданского судопроизводства. СПб., 1887. Т. 4. С. 134.

6 Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 1914. С. 210.

7 Свод замечаний о применении на практике Судебных уставов за 1868 г. СПб., С. 120.

8 См.: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. СПб., 1914. Т. 2. С. 35.

9 См.: ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4646. Л. 19 об.

10 См.: ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4895. Л. 51-65.

11 См.: ГАСО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 17. Л. 58.

12 См.: ГАСО Ф. 1. Оп. 1. Д. 3739. Л. 38-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. СПб., 1911. Т. 4. С. 478

14 См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 44: в ред. Закона от 15 июня 1912 г. // ПСЗ-3. Т. 32. Отд. 1. № 37328.

15 См.: Учреждение судебных установлений. Ст. 451: В ред. Закона от 15 июня 1912 г. // ПСЗ-3. Т. 32. Отд. 1. № 37328.

О.Ю. Фомина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

В статье рассматривается процесс формирования правового статуса судебного представителя в России. Раскрывается цель создания института представительства — оказание правовой поддержки участникам судебного процесса в защите их прав и охраняемых законом интересов.

Ключевые слова: представитель, поверенный, гражданский процесс, арбитражный процесс, полномочия.

O.Yu. Fomina

EVOLUTION OF COURT REPRESENTATIVE'S LEGAL STATUS

The article investigates a question of еvolution of court representative's legal status. The author notes that in Russia the legal status of the judicial representatives was formed for a long time. The institute of representation was created for a legal support to participants of trial in protection of their rights and legally protected interests, for providing qualified legal assistance. Keywords: representative, attorney, civil procedure, arbitration proceedings, powers.

Правовое положение представителя в действующем законодательстве закреплено в гл. 5 ГПК РФ, гл. 6 АПК РФ и главе 5 КАС РФ, в соответствии с которыми граждане вправе вести свои судебные дела лично, а от имени организаций в суде выступают их органы, однако и те и другие могут предоставить такие полномочия иным лицам. Кроме того, как граждане, так и организации, вправе принимать участие в процессе совместно с представителем.

Институт представительства задумывался и был создан в целях оказания правовой поддержки участникам гражданского процесса в защите их прав и

© Фомина Ольга Юрьевна, 2016

Аспирант кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.