Научная статья на тему 'Особенности организации лекционных занятий по начертательной геометрии для студентов заочного обучения'

Особенности организации лекционных занятий по начертательной геометрии для студентов заочного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ЧЕРЧЕНИЕ / PERSPECTIVE GEOMETRY / DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Чернявская Маргарита Викторовна

Анализируются возможности интенсификации и индивидуализации учебного процесса по графическим дисциплинам в техническом вузе при организации лекционных занятий для студентов заочного обучения. Обучение рассматривается как процесс формирования профессионального интеллекта, помогающий повышению уровня профессиональной заинтересованности студентов при изучении графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Чернявская Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the availability of intensification and individualization of academic activities in teaching graphics at engineering university for part-time students. Education is considered as a process of professional intelligence forming aimed at increasing the level of professional interest of students in teaching graphic subject.

Текст научной работы на тему «Особенности организации лекционных занятий по начертательной геометрии для студентов заочного обучения»

должен быть ключевым при повышении качества деятельности вуза и направленным на достижение одной общей цели - постоянное профессиональное и личностное саморазвитие всех субъектов системы образования.

Литература:

1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Официальные документы в образовании. - 2006. - №26. - С. 3-31.

2. О государственной политике в области образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - №27.

- С.3-11.

3. Качалов, В. А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству // Стандарты и качество.

- 2000. - №7. - С. 68-73.

4. Булдаков С. К. Философия и логия образования. - СПб. Нева, 2002. - 230 с.

5. Афанасьева М. П., Кейман И. С., Севрук А. И. Управление качеством в образовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. - №1.

- С. 35-38.

6. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, квалиметрия, доктрина: Материалы III Международной научно-практической конференции. / Отв. ред. А. С. Вострикова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.

- 380 с.

7. Каменская Е. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2001. № 6. - С. 22-23.

8. Аврамова Е. М., Верховская Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Со-цис. - 2006. - №4. - С.37-46.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Григоревская Л. П., Григоревский Л. Б., Чернявская М. В.

Анализируются возможности интенсификации и индивидуализации учебного процесса по графическим дисциплинам в техническом вузе при организации лекционных занятий для студентов заочного обучения. Обучение рассматривается как процесс формирования профессионального интеллекта, помогающий повышению уровня профессиональной заинтересованности студентов при изучении графических дисциплин.

Ключевые слова: начертательная геометрия, черчение

The article analyses the availability of intensification and individualization of academic activities in teaching graphics at engineering university for part-time

students. Education is considered as a process of professional intelligence forming aimed at increasing the level ofprofessional interest of students in teaching graphic subject.

Key words Perspective geometry, drawing

Исторически сложившись как способ передачи знаний через многочисленную форму общения, лекция по-прежнему является одной из целостных интенсивных и важнейших дидактических систем и предназначена для достижения целей начального и ключевого этапов обучения. Лекция до сих пор остается самой распространенной и важной формой обучения. На лекции закладываются основы знаний и формируется адекватная им система познавательных действий: внимание, память, воображение, мышление. На лекцию, как правило, выносится материал объяснительного характера, требующий таких приемов обучения, как доказательство, рассуждение. По вопросу о роли и месте лекций в современном вузе существуют разногласия. Противники лекционного изложения учебного материала приводят целый ряд доводов против чтения лекций. Одни считают, что лекция приучает к пассивному некритическому восприятию чужих мыслей, подавляя в студентах стремление к самостоятельному труду и мышлению. При этом больше имеет место некритическое заимствование чужих мыслей и меньше - умственное развитие студента. Высказывается предположение о том, что посещение лекций отнимает слишком много времени. Также отмечается неодинаковость восприятия студентами лекционного материала, в результате этого какая-то часть студентов (иногда значительная) не может ос-

мыслить излагаемый материал и лишь механически записывает слова лектора. Проблему чтения лекций связывают и с дефицитом учебно-методической литературы, утверждая, что лекция - это «средство от бедности», то есть она

- порождение того периода, когда не было учебников или они имелись, но в недостаточном количестве. Можно было бы привести еще множество суждений, в каждом из которых, несомненно, могла быть доля истины. Но опыт показывает, что отказ от лекций может повлиять на уровень подготовки студентов, а именно понизить его.

Правильно организованная лекция может вызывать высокую степень мыслительной деятельности студентов. Более того, лекция - это самый эффективный метод занятий для формирования навыков быстрого восприятия новых идей, обобщения и самостоятельных мыслительных действий. «Лекция - это главная информационная магистраль в учебном процессе высшей школы. Она выражает основное содержание знаний, изучаемых дисциплин, организует процесс формирования знаний, превращая его в систему, определяет отношение студентов к предмету изучения, к его роли и значению в системе подготовки специалиста» - такое определение лекции дает С. И. Архангельский [1].

Данный вид учебного занятия имеет массу достоинств, чем и объясняется его широкое распространение. Лекционное занятие позволяет в тече-

ние короткого времени дать студентам большой объем информации (хотя необходимо заметить, что усваивается небольшая ее часть). При этом количество обучаемых практически не ограничено. В задачу лектора входит при подготовке лекции не только выбрать из массы теоретического материала основное содержание, относящееся к конкретной теме лекции, но и соответствующим образом подготовить студентов к восприятию данной лекции, заставить их повторить предыдущий материал лекции, необходимый для лучшего понимания новой информации.

Применяя к лекции критерий «незаменимости», можно рассмотреть несколько типовых ситуаций, когда чтение лекций является действительно незаменимым для обучаемых. Например, в настоящее время требования к графической подготовке студентов расширились и теперь наряду с дисциплиной «Начертательная геометрия. Инженерная графика» появилась новая дисциплина «Компьютерная графика». Учебников и учебных пособий по данной дисциплине мало, таким образом, лекция традиционно будет являться главным и важнейшим средством сообщения студентам учебной информации. Кроме того, лектор, в процессе чтения нового курса, дает в обобщенном виде материал научных публикаций по отдельным темам и разделам, который студенту пришлось бы собирать из разных источников. Лекции незаменимы и тогда, когда по основным проблемам курса имеются спорные и противоречивые моменты, излагаемые в разных научных пособиях и статьях по-разному. В этом случае, лектор ставит перед

собой задачу дать объективную оценку различных подходов и трактовок и, определив свои теоретические позиции, предложить студентам какой-либо один вариант трактовки, а в ряде случаев и предоставив возможность им выбрать какую-либо позицию, выдвинуть свои аргументы и доказательства.

Лекции являются весьма экономным способом получения в обобщенном виде основ знаний, ориентировки в учебном материале. В устном изложении многие студенты легче воспринимают материал и улавливают главную мысль, нагляднее становится логика построения доказательства, структуры учебного материала. Таким образом, во всех вышеназванных случаях лекция является действительно незаменимой формой передачи и усвоения знаний учебной дисциплины.

Несомненно, лекция - это элемент традиционного обучения. Традиционное обучение характеризуется: разомкнутым управлением учебной деятельностью, рассеянным информационным процессом. Поэтому и результаты обучения очень низки - на уровне знаний-сведений. Знаний-умений такая система дать не может, так как студенты не имеют обратной связи с преподавателем (нет ни контроля, ни самоконтроля) и объяснение материала не приспособлено к индивидуальным возможностям его восприятия. Чтобы использовать все достоинства лекции как формы обучения и свести к минимуму ее отрицательные стороны, нужно четко определить место этой формы занятий в учебном процессе, рассматривая ее как этап формирования знаний. А этот этап очень важен, так как

лекция должна показать цель изучения учебного материала, дать ориентацию, необходимую для подготовки к практическим занятиям, для самостоятельной работы студентов.

Для усвоения знаний одного слушания лекций недостаточно [2]. Для того, чтобы знания были усвоены основательно, конечно, нужна еще и последующая работа над записанным на лекции материалом, изучение соответствующих глав и разделов учебника, выполнение заданий к практическим занятиям, а также выполнение расчетно-графических работ. Но остается неясным вопрос, какая часть знаний формируется на лекции? Сообщаемый преподавателем новый учебный материал студент, прежде всего, должен воспринять, то есть не просто услышать, а активно, заинтересованно слушать лектора. Материал будет усваиваться, если студент понимает то, что ему излагает лектор. Излагаемое вызывает у обучаемого определенную мыслительную деятельность, если он, внимательно следуя за развитием мысли лектора, связывает новое с тем, что он уже знает - осмысливает услышанное. Этап осмысления является очень важным для процесса усвоения: только то, что понято и осмыслено остается в памяти. Понятый и осмысленный материал может частично сохраниться в памяти. Однако для более прочного запоминания материала и сохранения его в памяти, нужна, конечно, специальная дополнительная работа после лекции при подготовке к соответствующим практическим занятиям.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что методически качественно организованная лекция

должна обеспечить восприятие учебного материала, понимание, его осмысление и запоминание. Следовательно, главное в лекции - это добиться подъема интеллектуальной энергии слушателей, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиваться ответной мыслительной реакции.

Начертательная геометрия изучается студентами высших технических учебных заведений механических специальностей на первом курсе заочного обучения. Далее, в курсе «Начертательная геометрия. Инженерная графика» есть темы, которые очень трудны для самостоятельного разбора и изучения по учебникам и учебным пособиям. В этом случае лектор должен соответствующим образом методически переработать материал и изложить его в доступном для понимания и усвоения виде, останавливаясь на разъяснении особо трудных моментов.

Большую помощь в изучении начертательной геометрии оказывает конспект лекций, который содержит всю необходимую теоретическую информацию, в том числе формулировки и аккуратно выполненные чертежи.

В данной работе предложена методика построения пяти лекций (на примере содержания одной из них) в объеме 10 часов для студентов заочного обучения специальности 170400 - Машины и оборудование лесного комплекса. В начале каждой лекции вниманию студентов предлагается развернутый тематический план с указанием затрат времени по всем темам, рассматриваемым на лекции. Кроме этого приведен тематический план лекции, где отражено содержание Государственного об-

разовательного стандарта дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», даны формулировки и доказательства основных понятий. На лекции рассматривается алгоритм решения типовых геометрических задач, сопровождающийся графическими построениями. Для определения степени усвоения изложенного материала в конце каждой лекции даны вопросы

для подготовки студента к экзамену. На начальной стадии изложения теоретического материала активно применяется моделирование рассматриваемых геометрических форм и их сочетаний. Значительную помощь оказывают зарисовки, технические рисунки воображаемых моделей, а также их простейшие макеты.

Содержание лекционных занятий в объеме 10 часов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Темы лекций

№ лекции Темы лекций Кол-во часов

1. Организационные вопросы. Государственные стандарты оформления конструкторской документации. Точка, прямая и их проекции. Взаимное положение точки и прямой, прямых. 2

2. Плоскость и ее проекции. Взаимное положение точки, прямой и плоскости, плоскостей. 2

3. Поверхности. Точка на поверхности. Способы преобразования чертежа. Сечение поверхностей проецирующими плоскостями. Развертки. 2

4. Пересечение поверхности прямой и плоскостью общего положения. Пересечение поверхностей способом секущих плоскостей и способом сферических посредников. 2

5. Решение усложненных задач. Пересечение поверхностей. Обзорная лекция по курсу начертательная геометрия. 2

Итого: 10 часов

Ниже приведено краткое содержание теоретического и прикладного материала первого лекционного занятия.

Для выявления качества подготовки [3] по теме прочитанной лекции студентам предлагается представить ответы на следующие экспресс-задания:

Лекция 1

Таблица 2

Содержание лекции

№ п/п Содержание лекции Кол-во часов

1.1 Организационные вопросы. 0,25

1.2 Форматы, масштабы, линии, шрифты чертежные. 0,25

1.3 Способы проецирования. Точка. Проекции точки. 0,25

1.4 Отрезок прямой. Задание отрезка прямой. Возможные варианты положения отрезка прямой относительно плоскостей проекций. 0,25

1.5 Натуральная величина отрезка прямой, углы наклона к плоскостям проекций. Следы отрезка прямой. 0,5

1.6 Взаимное положение отрезка прямой и точки. Деление отрезка прямой в заданном отношении. Взаимное положение отрезков прямых. 0,5

Итого: 2 часа

Задание №1

Задание №2

Учитывая все сказанное выше можно сделать следующие выводы:

1. Основными критериями необходимости чтения лекции является: ее незаменимость при обсуждении значимых и противоречивых моментов; удобство для изучения тем наиболее трудных при самостоятельном разборе; весьма экономный способ получения теоретических основ знаний.

2. Для лекции по начертательной геометрии, как элемента традиционного обучения, характерны как положительные достижения, так и невыгодное сочетание компонентов: разомкнутое управление учебной деятельностью; рассеянный информационный процесс; пассивное участие слушателей и т.д.

3. Лекционные занятия по графическим дисциплинам имеют свою специфику. В связи с этим назревает необходимость преобразования и совершенствования традиционно сложившейся подачи теоретического материала.

4. Методически организованная лекция обеспечивает восприятие учебного материала, его понимание, осмысление и запоминание.

5. Назрела необходимость построения методики чтения лекций на таком уровне, который бы активизировал и повысил интеллектуальный потенциал слушателей, направил бы его в русло индивидуальной учебно-исследовательской деятельности.

6. Учитывая большой объем теоретического материала, предоставляе-

мого обучаемым в условиях дефицита времени (сокращение количества часов лекционных занятий), является актуальной разработка и применение информационных карт в виде систематизированного перечня текстовой и графической информации по отдельным темам дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» - тематических классификаторов, сопровождающих и дополняющих пояснения лектора.

Литература:

1. Архангельский С. И., Шамсутди-нов И. Г. Задачи и формы интенсифика-

ции учебного процесса// Новые методы и средства обучения.- М.: Знание, 1991.

- №1 (13)

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 - 517с.

3. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М., 2000.

4. Григоревская Л. П., Григорев-ский Л. Б., Чернявская М. В. Оптимизация методики чтения чертежа общего вида. Последовательность выполнения рабочего чертежа детали// Казанский педагогический журнал. - 2009. - №1.

- С.63-67.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В. С. Щербаков, А. А. Ушаков

В статье рассмотрены некоторые наиболее актуальные в современной тестологии теоретические вопросы применения тестовых технологий, методика их использования для диагностики качества физико-математической подготовки студентов в техническом вузе. Показана целостная система тестовых методик, применяемая на кафедре физики Альметьевского государственного нефтяного института. Проведен анализ преимуществ и недостатков тестовых технологий, указаны пути повышения эффективности качества физико-математической диагностики студентов в техническом вузе нефтяного профиля.

Ключевые слова: тестология, тестовые технологии, целостная система тестовых технологий, преимущества и недостатки тестовых технологий, диагностика качества физико-математической подготовки.

The article considers some of the urgent theoretical issues in current testology concerning application of test technologies, methods of their usage for diagnostics of physics and mathematics knowledge quality in a technical institute. The entire

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.