Научная статья на тему 'Особенности организации инновационных направлений подготовки специалистов без отрыва от производства'

Особенности организации инновационных направлений подготовки специалистов без отрыва от производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕФОРМ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INNOVATIVE RESEARCH / HUMAN CAPITAL / EMPLOYERS AND EMPLOYEES / INTERESTS PRIORITY / IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Зинаида Евгеньевна, Балабина Ирина Анатольевна

В работе представлены исследования возможностей внедрения инноваций в организацию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Зинаида Евгеньевна, Балабина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATIVE IN-SERVICE TRAINING OF SPECIALISTS

Sociological studies of «human capital» investments in case of in-service training are considered. Interest balance of social and economic efficiency is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организации инновационных направлений подготовки специалистов без отрыва от производства»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

Зинаида Евгеньевна Алексеева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, тел. (383) 361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru

Ирина Анатольевна Балабина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры производственного менеджмента, тел. (383) 361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru

В работе представлены исследования возможностей внедрения инноваций в организацию учебного процесса.

Ключевые слова: образование, инновационные процессы, противоречия реформ, качество подготовки, анализ учебного процесса.

FEATURES OF INNOVATIVE IN-SERVICE TRAINING OF SPECIALISTS

Zinaida Ye. Alexeyeva

Ph.D., Assoc. Prof., Production Management Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383) 3610471, e-mail: pm-ssga@mail.ru

Irina A. Balabina

Post-graduate, Production Management Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383) 3610471, e-mail: pm-ssga@mail.ru

Sociological studies of «human capital» investments in case of in-service training are considered. Interest balance of social and economic efficiency is shown.

Key words: innovative research, human capital, employers and employees, interests priority, in-service training.

Инновационные процессы в образовании это комплексная деятельность по совершенствованию образовательной практики, развитию образовательных систем, технологий, методик преподавания, новых способов организации занятий, методов оценки результатов, новшеств в содержании программ и учебных планов. Инновации в образовании могут решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения.

Отечественному образованию в настоящее время присущи некоторые противоречия вызванные реформами в России:

- индивидуальные способности учащихся сталкиваются со стандартизованным обучением;

- развитие информационных полей и реальные возможности студентов;

- разностороннее развитие личности и специализация обучения;

- экономический и социальный эффект.

Инновации в образовании должны улучшать качество подготовки специалистов и решать назревшие проблемы, что требует сложной экспертизы, формирования новых педагогических реалий и организационных направлений в улучшении подготовки специалистов.

Подготовка специалистов без отрыва от производства - это сложная и многогранная работа, которая ставит множество задач и имеет определенную специфику в организации и управлении учебным процессом.

Большое влияние оказывают различные факторы внешней и внутренней среды, которую необходимо анализировать с учетом неопределенностей, инфраструктуры, возможностей образовательной среды, ресурсного обеспечения, контроля подготовки и обучения студентов [1].

Анализируя основные формы организации учебного процесса для подготовки специалистов без отрыва от производства можно предложить несколько инновационных направлений, позволяющих улучшить качество образования: разработка нормативно- правовой базы управления инновациями в образовании; определение содержания инноваций, разработка научно-методического обеспечения инновационных направлений; подготовка подразделений и структур управления к выполнению функциональных обязанностей; участие работодателей в инновационных процессах образовательного учреждения; обновление и реконструкция оснащения учебного процесса; внедрение личностной системы образования и самообразования педагогических работников; разработка системы поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; разработка и введение нормативов оценки инновационно-пебдагогической активности; введение новых образовательных услуг.

Исследования инновационных процессов в образовании и субъектов инновационной деятельности высшей школы позволило авторам предложить некоторые давно забытые направления организации подготовки специалистов, которые можно уже назвать инновационными:

- открытие рабфака для абитуриентов, закончивших среднюю школу или техникум три года и более, что позволит обновить знания, освоить ранее не изучаемые дисциплины. Механизм данного предложения необходимо подробно разработать, но без участия административных органов это сделать, к сожалению невозможно;

- заключение договоров с работодателями для подготовки по специальным программам с учетом пожеланий заказчика для обучения работников именно данного предприятия;

- разработка дипломных работ, курсовых работ по задачам, требующим решения для предприятий на которых работают студенты с определением фактического экономического эффекта данной разработки и выплат образовательному учреждению определенного процента от эффекта;

- повторное обучение в случае слабого освоения программы учебного года без отчисления студента с данного курса;

- использование новых методик преподавания по отдельным дисциплинам с учетом особенностей предприятия;

- обязательное требование для студентов, обучающихся без отрыва от производства - работа по направлению своей будущей профессии с третьего года учебы.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, намеренно ее улучшить. Инновационные процессы в образовании сегодня ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям появляются новые концепции, новые модели, разрабатываются программы развития высшей школы, обновляется содержание образования, происходит перестройка форм, методов, процесса обучения с учетом личностно-ориентированного подхода, создаются новые системы мониторинга и сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход вузов в режим инновационного развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ушаков О.К., Павленко В.А., Плотникова Е.Н., Юхименко Ю.М., Петров П.В., Авру-нев Е.И. Процессы интеграции профессионально-личностной подготовки бакалавров и магистров в ФГБОУ ВПО «СГГА» // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Ч. 3: Сб. материалов Междунар. научно-методич. конф., 27 февраля - 2 марта 2012 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 153-154.

© З.Е. Алексеева, И.А. Балабина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.