при смерти от новообразований в ряде случаев проводится с существенными недостатками. Для повышения качества судебно-медицинских исследований трупов в случаях смерти от злокачественных новообразований необходимо:
1. Добиваться предоставления первичной информации о новообразовании, медицинском наблюдении до начала исследования трупа (работа с правоохранительными органами, назначающими исследование трупа, с медицинскими организациями - поликлиниками - предоставление медицинских карт амбулаторного больного с заполненным посмертным эпикризом до начала исследования трупа).
2. Соблюдать порядок производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских учреждениях, утвержденных приказом № 346н Минздравсоцразвития РФ.
3. Полноценно описывать при наружном и внутреннем исследовании трупа макроскопические признаки для обоснования основной и непосредственной причин смерти, в том числе подробно описывать злокачественное новообразование, указывая локализацию, форму, размеры, цвет, плотность, прорастание в окружающие ткани, метастазы, в том числе в регионарные и отдаленные лимфатические узлы, наличие некрозов и кровоизлияний в новообразованиях.
4. Обязательно проводить гистологическое исследование для определения морфологической характеристики новообразования.
5. Обоснованно выбирать причины смерти при заполнении медицинского свидетельства о смерти; правильно указывать код МКБ-10; добиваться обоснованного построения судебно-медицинского диагноза, обоснованного построения вывода о причине смерти, включающего основную и непосредственную причину смерти.
■ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РОЛЬ ОТДЕЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРУКТУРЕ ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ»
В. Е. Челан
• Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. - д.м.н., проф. В. А. Клевно)
• Аннотация: Представлены основные направления деятельности отделов судебно-медицинской экспертизы в соответствии с задачами Бюро судебно-медицинской экспертизы. Приведено обоснование целесообразности создания танатологических отделов с определением места отдела в структуре организации Бюро и основные управленческие функции заведующих отделами.
• Ключевые слова: отделы судебно-медицинской экспертизы, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-Ф3, административно-территориальные особенности Московской области, В. В. Путин об эффективном управлении
Основные направления деятельности отделов судебно-медицинской экспертизы соответствуют задачам Бюро судебно-медицинской экспертизы, которые зафиксированы в локальной нормативной документации (с учетом Федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов). Целью деятельности Учреждения является защита прав и свобод граждан и интересов
государства посредством проведения судебно-медицинских экспертиз, а также экспертных исследований, определенных законодательством, а кроме того - содействие органам здравоохранения в улучшении качества оказания медицинской помощи населению (п. 2.2. Устава ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»).
Для достижения уставных целей структурные подразделения отделов выполняют в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие основные виды деятельности:
• осуществление доврачебной медицинской помощи по судебно-медицинской экспертизе и лабораторной диагностике;
• осуществление амбулаторно-поликлинической, в том числе специализированной медицинской помощи по:
• судебно-медицинской экспертизе;
• судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа;
• судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц.
Структурные подразделения отделов вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюро возглавляет на принципах единоначалия руководитель (начальник), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области, Уставом Бюро, а также решениями Учредителя (п. 5 Устава ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»). Начальник Бюро осуществляет стратегическое руководство. Руководитель вправе передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю (по экспертной работе) (ст. 15 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ).
Заместитель начальника Бюро осуществляет тактическое руководство, а заведующий судебно-медицинским отделением - оперативное руководство.
Обобщая данные специальной литературы, можно сказать, что управление - это целенаправленный процесс (планирование, организация, мотивация и контроль), необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Президент Российской Федерации В. В. Путин в качестве одного из ключевых направлений стратегии экономического развития обозначил повышение эффективности государственного управления.
Эффективным считается управление, позволяющее обеспечить эффективную работу организации. Достаточно крупные организации для обеспечения эффективного управления используют разделение управленческой работы. Выстроив пирамиду (иерархию) управления, можно определить место танатологического отдела в структуре организации Бюро и основные управленческие функции заведующих отделами.
Московская область входит в состав Центрального федерального округа. Площадь области 44 379 км2. Административно область состоит из 36 районов, 29 городских округов и 5 закрытых административно-территориальных образований (городских округов).
Первичные структурные подразделения Бюро (отделения) в силу административно-территориальных особенностей Московской области значительно отдалены от здания администрации Бюро и друг от друга. С учетом тех же особенностей создавалось и соответствующее количество отделений. В настоящее время в Московской области 46
судебно-медицинских отделений. Количество и удаленность первичных структурных подразделений создает определенные трудности в управлении. Общепринятая норма управляемости (5 ± 2). Таким образом, эффективным считается управление, при котором в структурном подразделении насчитывается 3-7 единиц.
ВЫВОДЫ
С учетом вышеизложенного отчетливо вырисовывается необходимость создания связующей структуры между одним заместителем начальника Бюро по экспертной работе и 46 заведующими судебно-медицинскими отделениями. Такими связующими структурами для осуществления оперативно-тактического руководства и координации деятельности отделений являются танатологические отделы под руководством заведующих отделами. Количество заведующих отделами определяется ведомственным приказом и не противоречит основным принципам эффективного управления (один на каждые 6-7 районных подразделений).
■ ОЦЕНКА ВЗАИМНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОЦЕССАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ_ОРГАНОВ_ А. В. Ермолин
• Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. - д.м.н., проф. В. А. Клевно)
• Аннотация: В статье даны результаты перекрестного опроса сотрудников правоохранительных органов Московской области и судмедэкспертов Московского областного Бюро СМЭ, указывающие на основные проблемы
во взаимодействии изучаемых структур. Сделаны рекомендации по принятию управленческих решений, которые могли бы способствовать повышению качества экспертных исследований.
• Ключевые слова: взаимодействие, судебно-медицинская служба, территориальные правоохранительные органы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых факторов, влияющих на качество проводимого экспертного исследования, является уровень взаимодействия судебно-медицинской службы с внешними партнерами, в частности с правоохранительными органами (ПО). Имеющиеся законодательные акты и федеральные законы, процессуально регламентирующие уровень взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными органами, к сожалению, не совершенны, что может быть частично скомпенсировано за счет регуляции и налаживания непроцессуальных отношений, что способно не только оптимизировать управленческие процессы, но и вывести судебно-медицинскую службу на качественно новый уровень развития. Ведь от того, насколько хорошо налажено взаимодействие между изучаемыми структурами, зависит объем входящей к эксперту информации, что, в свою очередь, положительно отражается на качестве и полноте экспертного заключения.
Цель исследования: определить степень взаимной удовлетворенности сотрудников судебно-медицинской службы Московской области и территориальных правоохранительных органов деятельностью друг друга, каче-
ство их взаимодействия, с позиций собственного и стороннего восприятия имеющихся проблем.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор данных производился посредством анкетирования, для осуществления которого нами были разработаны карты экспертной оценки для сотрудников правоохранительных органов МО и сотрудников ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Для анкетирования представителей судебно-медицинской службы Московской области были выбраны танатологии 46 районных и межрайонных отделений и 8 экспертов - заведующие отделами. Выборка составила 120 респондентов (в настоящее время имеются результаты 65 исследований (54,1 %). Выбор респондентов определен особенностями работы указанных сотрудников, в обязанности которых входит в числе прочего и взаимодействие с правоохранительными органами.
В опросе представителей территориальных правоохранительных органов (Московская область) участвовало 748 респондентов из числа сотрудников территориальных отделов ГУВД, ОВД, куда вошли участковые, дознаватели, следователи УВД, оперативные сотрудники различных ведомств. Эту выборку обусловила их практика осмотра и направления трупов на исследование. Следователи Следственного комитета в анкетировании участия не принимали - специфика их работы определяет взаимодействие преимущественно с сотрудниками СМС. Представители следственных управлений на транспорте, линейных отделов полиции (ЛОП) и пр. в анкетировании также не участвовали.
В ходе исследования проблем, с которыми приходится сталкиваться судмедэкспертам в своей работе, большинство респондентов отметили отсутствие взаимодействия с правоохранительными органами. Причем наибольшую неудовлетворенность выражает категория экспертов в возрастной группе менее 28 лет с показателем в 40 %; в группе 29-39 лет - 31,03 %; со стажем работы 5-10 лет и 10-15 лет - соответственно 33,33 % и 31,82 %.
Расчет коэффициента ранговой корреляции по Спир-мену в части зависимости показателей удовлетворенности взаимодействия с правоохранительными органами от возраста экспертов выявил: чем старше эксперт, тем выше показатели удовлетворенности существующим порядком взаимодействия (р = -1,0); аналогична и ситуация по определению зависимости от стажа работы эксперта (р = -0,7). По всей видимости, заметное недовольство результатами взаимодействия с ПО у молодых экспертов (до 39 лет) связано с их стремлением к достижению более высоких результатов собственных экспертиз в части их полноты и качества.
Вторая по значимости проблема, по мнению экспертов, - большая нагрузка. Причем анализ по возрастным группам выявил, что недовольство большой нагрузкой планомерно возрастает с увеличением возраста экспертов и стажа работы; степень корреляции для данных показателей составляет соответственно +0,9 и +0,99, что указывает на прямую зависимость неудовлетворенности объемом производимой работы от стажа работы и возраста судмедэксперта, что, по всей видимости, связано с процессом «профессионального выгорания».
Кроме того, экспертами также отмечены проблемы (в порядке убывания значимости), связанные с отсутствием взаимодействия с врачами ЛПУ; недостатком знаний для проведения отдельных видов СМЭ; отсутствием либо недостатком специальной литературы; недостаточной организацией работы отделения.
Вопрос удовлетворенности экспертов знаниями представителей ПО в вопросах СМЭ не выявил четкой зако-