структурирования бизнеса и налоговой безопасности — URL:
https://www.taxcoach.ru/taxbook/landing/ (дата
обращения: 17.06.2019)
О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. -Электрон. дан. — М., 2013. — Доступ из локальной сети БМБШ Ирк. гос. ун-та.
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс] : федер. закон от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ : (в ред. от 18 мар. 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2013. — Доступ из локальной сети БМБШ Ирк. гос. ун-та.
Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ : (в ред. от 15 апр. 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2013. — Доступ из локальной сети БМБШ Ирк. гос. ун-та.
Обыкновенные акции [Электронный ресурс] // Audit-it.ru: Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит —
URL: https://www.audit-
it.ru/terms/accounting/obyknovennye_aktsii.html (дата обращения: 17.06.2019)
Чем отличается БДР от БДДС [Электронный ресурс] // Финансист: финансовые программы — URL: https://www.1cashflow.ru/bdr-i-bdds (дата обращения: 17.06.2019)
Чем отличаются ПАО и АО [Электронный ресурс] // urist-sian.ru: Юридический центр СИАН — URL: https://urist-sian.ru/post.php?id=117 (дата обращения: 17.06.2019)
Building a system of corporate governance and control in small and medium-sized businesses
© Radyuk N., 2020
The current pace of market development obliges the business owner to be flexible in their decisions. Unfortunately, most businessmen forget about one of the strongest weapons in human hands - the ability to adapt to the environment and turn its features to their advantage. Therefore, in order to fight outdated views and the inability to adequately assess their strengths, the concept of corporate governance comes to the aid of modern business.
Keywords: corporate governance, board of directors, subsidiary liability, joint-stock company, enterprise development
УДК 2964
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
© Рощин Н. С., 2020
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва
В данной статье речь идет как об особенностях осуществления государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах, так и способах организации займов, их положительные и отрицательные стороны, также упоминаются различные точки зрения о структуре долга и наиболее оптимальном соотношении в определенных условиях, а также сделаны выводы о факторах, способствующих развитию тому или иному инструменту. Помимо того приведены особенности использования конкретных инструментов в зарубежных странах.
Ключевые слова: государственный долг, государственные заимствования, реструктуризация, консолидация, ценные бумаги
Развитие государства в экономическом плане не представляется возможным без нормального функционирования бюджетной системы. При этом нужно отметить, что в современном мире не существуют государства с идеальными бюджетными системами, которые функционируют без каких-либо перебоев.
Невозможно конкретно, с вероятностью сто процентов предсказать какие расходы в грядущем году понесет государство или муниципалитет, хотя правительства с каждым годом совершенствуют систему и определенные методы планирования бюджета, зачастую случается так, что они просто не в состоянии спрогнозировать реальные бюджетные
доходы и расходы из-за непредвиденных ситуаций, которые соответственно требуют дополнительных финансовых ресурсов , как внутренних (предприятия, граждане), так и внешних (зарубежных). Стоит заметить, что идея планирования уже долгое время подвергается критике со стороны ученых-эмпириков, которые утверждают, что прогнозировать на годы вперед просто бессмысленно, потому что невозможно учесть абсолютно все факторы, которые влияют на будущие поступления и выплаты, если взять все прошлые прогнозы всех стран мира, то едва ли найдется хоть один, который является более-менее соответствующим своему содержанию. Исходя из
этого бюджеты государств являются профицитными или дефицитными.
Для того, что смягчить перекос в бюджете (чаще всего который склоняется в сторону превышения расходов над доходами) государства используют различные инструменты, и одним из основных источников покрытия дефицита бюджета является заимствование. С одной стороны, такой источник позволяет в кратчайшие сроки привлечь достаточное количество финансовых ресурсов для решения возникшей проблемы, но с другой стороны, заем является первым шагом на пути к краткосрочным или долгосрочным обязательствам. Беря сегодня в долг, муниципалитет или государство обязуется вернуть в оговоренные сроки сумму, превышающую первоначальную, с учетом процентов за пользование кредита. Также необходимо отметить, что если государство на регулярной основе прибегает к данному источнику покрытия дефицита бюджета и, вдобавок к этому, не рационально использует полученные средства, то государство может вообще стать неплатежеспособным и погрузиться в глубокий кризис.
В итоге, вопросы государственных и муниципальных заимствований являются одними из главных, если не самыми главными, финансовых вопросов любого государства.
Как уже было отмечено раннее, для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внутренним и внешним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг, который представляет из себя общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты. Государственный долг увеличивается следующим образом: в результате капитализации процентов по раннее полученным кредитам и вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но не профинансированных в срок по разным причина.
Щукин И. А. считает, что государство, бесспорно, может и должно брать в долг на разумных и естественных условиях [4, с. 14]. Нормальный долг государства является подтверждением доверия со стороны кредиторов: юридических лиц, физических лиц, других стран. Если рассмотреть государственный долг на практике, то стабильной, эффективной и нормально развивающейся экономике государственный долг вовсе не является проблемой, потому что, как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, а растет он из-за того, что стремительно развивающаяся экономика требует модернизации производства, иначе говоря, дополнительных вложений как частных, так и государственных.
Иван Анатольевич также придерживается мнения, что хронический дефицит государственного и местных бюджетов и, как
следствие, высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран [4, с. 14]. Государство для расширения и поддержания темпа роста производства широко использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, тем самым растит внутреннюю и внешнюю задолженность. Часто причиной государственного дефицита становится
необоснованная экономическая политика, которая приводит к иррациональному расходованию финансовых ресурсов.
Существует несколько классификаций государственного долга, степень различия которых зависит от признака, положенного в основу классификации. Государственный долг
подразделяется на текущий и капитальный. Суть первого состоит в том, что он включает в себя всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, а текущий долг включает государственные расходы по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых уже наступил.
Стоит заметить, что государственные и муниципальные заимствования тесно связаны с рынком государственных и муниципальных ценных бумаг, того же мнения придерживается С. Ю. Филина, которая рассматривает данный аспект на примере США [3, с. 93]. Среди них выделяют:
• долгосрочные казначейские обязательства (срок погашения данных обязательств устанавливается до 10 и более лет. По ним выплачиваются фиксированные проценты. По истечению срока владелец данного вида ценных бумаг может получить их номинальную стоимость или рефинансировать в другие ценные бумаги, при этом обязательства могут быть погашены предварительно, то есть до наступления официальной даты)
• государственные облигации (по своей сущности они очень схожи со среднесрочными и долгосрочными казначейскими обязательствами, порой они не разграничиваются)
• казначейские векселя (представляют собой краткосрочные обязательства, погашаются данные ценные бумаги по цене ниже номинала в пределах одного года)
• казначейские боны (среднесрочные казначейские векселя) — имеют срок погашения от 1 до 5 лет и выпускаются с условием выплаты фиксированного процента)
Помимо того, выделяют также нерыночные государственные ценные бумаги. Они не подлежат купле-продаже и не могут выступать в качестве обеспечения по кредитам, данные ценные бумаги высоколиквидные и погашаются по первому требованию держателя.
Всей деятельностью по манипуляции государственные ценными бумагами занимается Центральный банк государства. Государственные ценные бумаги являются заимствованием государства или его обязательством, немаловажным фактом является то, что выпуск и погашение государственных ценных бумаг закладывается в бюджет, что говорит о высоких гарантиях погашения, поэтому такие активы признаются как наиболее надежные.
Если говорить о факторах развития государственных и муниципальных ценных бумаг, то их насчитывается довольно много. Что касается долгосрочных ценных бумаг, то Светлана Юрьевна считает, что их эмиссия происходит в сложные для государства периоды, примерами могут служить война или нарушение конъюнктуры мирового рынка [3, с. 89]. Чтобы получить должную отдачу от выпуска ценных бумаг государство должно капитализировать полученные средства, иначе говоря вкладывать в перспективные инвестиционные проекты для изменения экономической ситуации в стране, в противном случае, когда наступит период погашения ценных бумаг, государство не сможет произвести необходимые выплаты, что подорвет отношение населения к государственным ценным бумагам и к самому государству, как к политическому институту. В итоге все это может привести к смене политического режима.
Для лучшей демонстрации следует привести более точный пример. Предположим, ситуацию, когда цены на нефть на международном рынке резко упали, а большая часть поступлений в бюджет поступала именно от продажи нефти. В таких условиях выходом будет выпуск государственных ценных бумаг, при этом денежные средства от их продажи должны пойти на развитие отрасли народного хозяйства, несвязанной с нефтедобычей, к примеру, на легкую промышленность. Данное инвестирование предполагает предоставление кредитов и льгот в плане налогов для предпринимателей данной отрасли. Развитие легкой промышленности приведет к увеличению налоговых поступлений и тем самым государство воздействует на дефицит бюджета. В данном примере государство делает акцент на долгосрочной перспективе, а не на краткосрочной, что, в большинстве случаев, является максимально рациональным действием.
В то же время выпуск именно краткосрочных обязательств может быть обусловлен, и чаще всего это так и происходит, неравномерностью поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней. При более подробном рассмотрении ситуация состоит в следующем: в каждом государстве пики налоговых поступлений приходятся на определенные даты, но государственные расходы равномерны и непрерывны. Исходя из этого, государство прибегает к выпуску краткосрочных ценных бумаг,
чтобы обеспечить поступления в бюджет. При этом государству не обязательно капитализировать денежные средства, как в предыдущем случае, это обусловлено тем, что в данном случае государственный заем обеспечен будущими поступлениями и выплата обязательств будет происходить из них.
Таким образом, эмиссия ценных бумаг это одна их самых эффективных форм государственного займа, который используется для покрытия дефицита бюджета, который, в свою очередь, может быть вызван как неравномерными доходами, так и непредвиденными расходами.
Также существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, а именно денежная эмиссия, но она обязательно приводит к движению инфляционных процессов, в то время как выпуск ценных бумаг оказывает исключительно положительное воздействие, если выплаты по обязательствам будут совершаться в срок.
Кроме того, следует отметить, что выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется не только в интересах государства, но также и в интересах других экономических субъектов. Предприятия, в числе которых и коммерческие банки, получают ликвидные активы, в которые они могут вложить свободные денежные средства, тоже самое касается домашних хозяйств, причем они вкладывают с минимальным риском, так как государственные и муниципальные ценные бумаги являются самым надежными активами, так как выплаты по ним и их погашение предусмотрено бюджетом. Иными словами, выпуская ценные бумаги, государство или муниципальное образование запускает некую цепочку инвестирования, которая, безусловно, способствует экономическому росту.
Как уже отмечалось раннее, осуществление заемной деятельности государством
непосредственно связано с управлением государственным долгом, который, в свою очередь, представляет собой комплекс мероприятий органов государственной власти, связанный с привлечением средств на условиях государственного кредита, их размещением, обслуживанием и погашением, направленных на обеспечение экономической стабильности государства.
Как считает Гиндес Е. Г. основными задачами управления государственного долга являются: обеспечение финансовыми ресурсами органов государственного управления, минимизация затрат и рисков, связанных с государственными заимствованиями [6, с. 56].
И если говорить об инструментах управления государственным долгом, то Елена Григорьевна выделила следующие исторически сложившиеся методы: унификация, конверсия,
рефинансирование, консолидация, отсрочка, секьюритизация, досрочное погашение, а также другие производные методы [1, с. 124].
Стоит заметить, что в современных условиях промышленно развитые страны являются крупнейшими кредиторами мировой экономики и вместе с этим имеют значительный объем государственного долга как в абсолютном, так и в относительном выражении [9]. Исходя из данных всемирного банка (см. таблицу 1) можно найти
подтверждение вышесказанному тезису, к примеру, общий валовой государственный
консолидированный долг в США на 2017 год составил порядка 20 трлн. долларов, в Японии — 11,5 трлн. долларов, во Франции и Италии около 2.5 трлн. долларов.
Таблица 1. Объем валового государственного консолидированного долга отдельных стран мира в период 2012-
Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
США 16 726 179 593 18 312 19 080 19 959 20 900
Япония 14 203 11 990 11 452 10 162 11 660 11 523
Китай 2 937 3 565 4 205 4 610 4 974 5 742
Италия 2 557 2 749 2 836 2 410 2 455 2 542
Франция 2 432 2 626 2 706 2 330 2 381 2 500
Германия 2 830 2 903 2 908 2 398 2 373 2 359
Великобритания 2 251 2 345 2 641 2 545 2 338 2 282
Индия 1 286 1 314 1 386 1 493 1 564 1 812
Бразилия 1 533 1 488 1 530 1 308 1 406 1 726
Канада 1 548 1 581 1 529 1 412 1 400 1 482
Бельгия 519 549 567 482 495 509
Греция 392 427 427 359 354 364
Россия 255 292 323 218 201 275
Польша 269 292 274 244 255 269
Чехия 92 94 88 75 72 75
Кипр 20 25 25 21 21 21
Таким образом, проанализировав данную таблицу можно выявить зависимость между объем заимствований и уровнем экономического развития стран: государства, которые находятся на стадии активного экономического развития меньше осуществляют заимствования для покрытия бюджетного дефицита, а экономически развитые страны, напротив, довольно часто берут в долг. Рост долговых обязательств прежде всего связан с процессами глобализации, финансовая открытость стран заметно ускорилась, и международные активы и обязательства выросли в несколько раз.
Посредством мировой практики выявлены множество методов управления государственным долгом, о которых говорилось раннее, и одним из наиболее популярных методов, хотя он и подвергался серьезной критике после финансового кризиса 2008 года, является бюджетная консолидация, которая предполагает сокращение задолженности путем повышения доходов или уменьшения расходов государственного бюджета [5. с. 162]. Цель данного метода — сократить новые заимствования, снизить уровень накопленного долга и улучшить первичное сальдо [8. с. 164].
В качестве примера использования такого метода можно привести страны европейского союза, в условиях нарастания долгового кризиса в ЕС в 2009-2012 годах и с целью недопущения ухудшении ситуации были приняты программы по сокращению бюджетного дефицита и последним событием в реализации данного направления стал пакт стабильности и роста ЕС, в нем было предусмотрено
выделение 130 млрд. евро на различные мероприятия для стимулирования экономики (поддержка самых экономически слаборазвитых стран; финансирование проектов инфраструктуры и транспорта) [10]. Также одним из условий этого пакта было то, что структурный дефицит бюджета не должен превышать 0,5 % ВВП и если государственный долг будет выше, чем 60 % от ВВП, то его следует незамедлительно снижать, в противном случае предусматриваются штрафные санкции [7].
Стоит отметить, что консолидация продолжается во многих странах ЕС и по сей день, но результат нельзя назвать впечатляющим, так как из-за структурных проблем, таких как высокий уровень безработицы, стремительно развивающийся дефицит счета текущих операций. Но при этом таким странам, как Польша и Чехия удалось избежать роста государственного долга за счет умеренных государственных расходов, уровень которых не позволял увеличиваться бюджетному дефициту, так, в период 2006-2009 год дефицит бюджета Чехии составил 2,95 %, а Польши — 4,1 %. Хотя в то же время тот же показатель в других странах ЕС (Греция, Венгрия, Ирландия) был значительно выше — больше 5 %, а в более ранние периоды порядка 7 %, что и способствовало росту государственных заимствований.
Кроме того, в кризисный период можно применить далеко не все вышеперечисленные методы, происходит сужение инструментов регулирования, к тому же происходит ухудшение
структуры долгового портфеля, массовый отток капитала, ограничение доступа к международному капиталу. Экономические развитые страны с высоким уровнем дохода населения на такой случай разработали определенные программы, включающие различного рода фискальное стимулирование, а также различного рода мероприятия по стабилизации финансовой системы.
В такие неблагоприятные условия для экономики политика заимствований принимает колоссальный масштаб. В соответствии результатам исследования Международного Валютного Фонда, которые приведены Гиндес Е. Г. [4, с. 125], основными путями организации государственных заимствований становятся следующие меры: изменение процедур и механизмов размещения займов, введение новых ценных бумаг, изменение структуры уже имеющихся ценных бумаг, а также операции на открытом рынке.
Приведенные пути осуществления
государственных заимствований носят
краткосрочный характер, а как уже отмечалось раннее, в такой ситуации действия по займу должны носить долгосрочный характер для более эффективного результата заемной деятельности. Поэтому залогом успеха является создание более совершенной, более сложной модели для управления государственным долгом. Если взять такие страны, как Дания и Швеция, то они применяют особенный подход к управлению заимствованиями, который тесно связан с практикой управления портфелем ценных бумаг. Главной задачей является данного подхода является сокращение расходов по обслуживанию государственного долга и его погашению, чтобы это осуществить строится теоретическая базовая модель портфеля долговых обязательств с разбивкой по срокам погашения, по видам валюты, по стоимости обслуживания долга, а также по графику платежей. После этого ставится задача довести до максимального соответствия фактическую и базовую модели, используя при этом различные инструменты управления государственными заимствованиями. К тому же, для функционирования данного механизма оценивается текущая ситуация в стране, ситуация на мировом рынке ссудных капиталов, отклонение от базовой модели. Для проведения таких операций создается агентство по управлению госдолгом, которое контролируется министерством финансов, главней задачей которого является выбор лучшей из всех возможных альтернатив взаимодействия с кредитором. Такой подход является более эффективным для поддержания умеренного уровня долга по сравнению с классической программой внешних заимствований.
Для более глубокого понимания организации государственных заимствований следует рассмотреть органы управления государственным долгом. Образование такой независимой структуры является достаточно распространенной мировой
практикой, так как нужно довольно тщательно контролировать этот процесс. Вопросы, связанные с организационной структурой и связью с государственными органами, решаются в каждой стране по-своему в зависимости от особенностей устройства. В развитых странах операции по обслуживанию займов (изучение рынка ссудных капиталов, размещение займов, и т.д.) осуществляют подразделения государственного казначейства или министерства финансов: в Великобритании — это Агентство по вопросам управления долгом (исполнительный орган Казначейства), которое было создано для разграничения функций денежно-кредитной политики и, соответственно, управлением госдолга, а в США — бюро государственного долга министерства финансов.
Если более подробно рассмотреть деятельность английского Агентства, то его функции заключается в следующем: проведение операций с ценными бумагами, осуществление мониторинга, принятие оперативных решений в этой сфере, проведение реформ, связанных с выпуском ценных бумаг. Исходя из анализа Попковой А. С., несмотря на высокий уровень государственного долга (в основном внешнего) в Великобритании, внешнего давления на ее экономику не наблюдается [2, с. 16]. Что касается нынешних инструментов долговой политики, то они представляют собой расширение рынка ценных бумаг путем создания новых типов рыночных инструментов, меры по установлению ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг, установление ограничений относительно выпуска и временной пролонгации конвенционных и индексированных первоклассных ценных бумаг. Многие эксперты считают Великобританию лидером в этом плане, особое внимание уделяют непрерывному процессу совершенствования системы управления заимствованиями.
Помимо прочего в мировой контексте используют такой метод управления госдолгом, как реструктуризация, направленного на обеспечение выполнения обязательств заемщиком за счет уменьшения груза долга. Также, по мнению Е. Г. Гиндес, внимания заслуживают такие методы, как конвертация, конверсия, секьюритизация, списание долга.
Чтобы убедиться, что вышеперечисленные методы работают на практике, следует привести конкретные примеры. Так, в 1980-х годах, когда долговая ситуация в странах Латинской Америки не удовлетворяла ни кредиторов, ни должников, то выходом из этой ситуации стала конверсия (обмен лога на ценные бумаги) внешнего долга в капитал. Также благодаря этому методу наполовину был снижен госдолг в Бразилии, Мексике, Аргентине, Чили. В этих странах конверсия привела к притоку прямых иностранных инвестиций.
Конвертация, которая предполагает перевод внешнего долга на внутренний путем выпуска ценных бумаг, был применен в Казахстане, а также
в 2004-2005 годах в Бразилии и Колумбии. Данный метод позволил странам избежать валютного риска, продлить срок обязательств, сгладить пики долговых платежей.
Метод списания долгов применяется в основном, когда заемщики имеют критическое положение. Примером применения такого метода является списание долга перед кредиторами, которые являлись членами Лондонского клуба впервые применили в 90-х годах прошлого столетия относительно Мексики, Венесуэлы, Коста-Рики. В тот же временной период было списано 30-50 % долгов Венгрии, Польши, Болгарии, Египта, Румынии.
В последние годы все чаще применяется такая форма секьюритизации долга, как обмен старых долгов на новые облигации разной величины сопоставимой эквивалентности. По факту данная схема означает фондовое финансирование в форме облигационных кредитов, которые можно свободно продавать на вторичном рынке.
В целом, следует выделить наиболее распространенные схемы реструктуризации государственного долга в мировой практике: выкупи долговых обязательств на вторичном рынке (относится к Боливии, Албании, Эфиопии, Вьетнам), списание внешнего долга кредитором (Польша, Болгария), схема облигации-акции (Испания, Италия, Пакистан), схема с обменом облигаций (Мексика, Польша, Аргентина).
Таким образом, можно заключить, что особенности организация заимствований зависят от финансовых возможностей конкретной страны и что формы и методы долговой политики с каждым годом совершенствуются и приводят к сокращению расходов государства на обеспечение государственного займа.
В заключении хотелось бы отметить, что формы и методы организации государственных заимствований сформировались благодаря тесному и гибкому сотрудничеству стран-кредиторов и стран-дебиторов за длительный период мировой практики. Они имеют специфику в каждой стране, которая обусловлена различием в развитости экономик, действующем законодательстве, экономической политике правительства, а также политическом строе государств. Основными аспектами организации заимствований являются: изменение процедур размещения займов, введение новых ценных бумаг, операции на открытом рынке. Данные инструменты максимально эффективны в краткосрочном периоде и менее эффективны в долгосрочном. Также нужно отметить, что в ходе мирового опыта выявлены основные принципы организации займов: снижение рисков, безусловность, сохранение финансовой независимости.
Работа выполнена под научным руководством доктора экономических наук, профессора Финуниверситета, Николайчук Ольги
Алексеевны. ■
1. Гиндес Е. Г. Мировой опыт управления госдолгом [Электронный ресурс] / Е. Г. Гиндес, И. Н. Буценко. — Электрон. журн. — Тольятти: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования», 2019. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37206057 (Дата обращения: 20.09.2019)
2. Попкова А. С. Мировой опыт функционирования агентств по управлению государственным долгом [Электронный ресурс] / А. С. Попкова. — Электрон. журн.
— Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2019. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110772 (Дата обращения: 20.09.2019)
1. Филина С. Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика [Электронный ресурс] / С.Ю. Филина. — Электрон. журн. — Москва: Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, 20146.
— Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26241546 (Дата обращения: 20.09.2019)
2. Щукин И. А. Актуальные тенденции в управлении государственным долгом в России, США и странах ЕС [Электронный ресурс] / И. А. Щукин, М. Г. Разыграева, С. А. Довгаль, И. В. Киртбая. — Электрон. журн. — Москва: Научно-исследовательский институт экономических стратегий, 2014. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21338177 (Дата обращения: 20.09.2019)
5. Матвиенко К.В. Воздействие государственного долга на экономику: мировая практика регулирования // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20. № 4. С. 162-172.
6. Намитулина А. З., Бурякова А. О., Прокофьев М. Н., Сенчакова П. Д. Оценка долговой устойчивости России и зарубежных государств // Муниципальная академия. 2018. № 2. С. 51-56
7. Официальный сайт Банка международных расчетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/ (Дата обращения: 20.09.2019)
8. Додонов В. Ю. Наращивание государственного долга развитых стран: тенденции, факторы, риски. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2012.164 с
9. World Economic Outlook Database [Electronic resource] / The International Monetary Fund. Access mode: https://www.imf. org/external/pubs/ft/weo/2018/01 /weodata/i ndex.aspx (Дата обращения: 20.09.2019)
10. Finance Statistics [Electronic resource] / Government. Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/governmen t_finance_statistics/data/main_tables (Дата обращения: 20.09.2019)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Филина С. Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика [Электронный ресурс] / С.Ю. Филина. — Электрон. журн. — Москва: Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, 20146. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26241546 (Дата
обращения: 20.09.2019)
Щукин И. А. Актуальные тенденции в управлении государственным долгом в России, США и странах ЕС [Электронный ресурс] /
И. А. Щукин, М. Г. Разыграева, С. А. Довгаль, И. В. Киртбая. — Электрон. журн. — Москва: Научно-исследовательский институт экономических стратегий, 2014. — Режим доступа: https ://elibrary.ru/item. asp?id=21338177 (Дата
обращения: 20.09.2019)
Finance Statistics [Electronic resource] / Government. Access mode:
http ://epp. eurostat. ec.europa.eu/portal/page/portal/gove rnment_finance_statistics/data/main_tables (Дата обращения: 20.09.2019)
World Economic Outlook Database [Electronic resource] / The International Monetary Fund. Access mode:
https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weo data/index.aspx (Дата обращения: 20.09.2019)
Гиндес Е. Г. Мировой опыт управления госдолгом [Электронный ресурс] / Е. Г. Гиндес, И. Н. Буценко. — Электрон. журн. — Тольятти: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования», 2019. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37206057 (Дата обращения: 20.09.2019)
Додонов В. Ю. Наращивание государственного долга развитых стран: тенденции, факторы, риски. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2012.164 с
Матвиенко К.В. Воздействие государственного долга на экономику: мировая практика регулирования // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20. № 4. С. 162-172.
Намитулина А. З., Бурякова А. О., Прокофьев М. Н., Сенчакова П. Д. Оценка долговой устойчивости России и зарубежных государств // Муниципальная академия. 2018. № 2. С. 51-56
Официальный сайт Банка международных расчетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/ (Дата обращения: 20.09.2019)
Попкова А. С. Мировой опыт функционирования агентств по управлению государственным долгом [Электронный ресурс] / А. С. Попкова. — Электрон. журн. — Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2019. — Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24110772 (Дата
обращения: 20.09.2019)
Features of the organization of state and municipal borrowings in foreign countries
© Roshchin N., 2020
This article deals with the peculiarities of state and municipal borrowing in foreign countries, the ways of organizing loans, their positive and negative sides, also mentions various points of view about the debt structure and the most optimal ratio in certain conditions, as well as conclusions about the factors that contribute to the development of a particular instrument. In addition, the features of using specific tools in foreign countries are given.
Keywords: government debt, government borrowing, restructuring, consolidation, securities
УДК 331.103.4
СИСТЕМА ОНБОРДИНГА КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ПАРАДИГМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
© Сапранкова Т. А., Фирсова Н. В., 2020
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Данная статья обобщает результаты небольшого исследования, проведённого студенткой 3 курса Сибирско-американского факультета Байкальской Международной Бизнес Школы. Цель данного исследования — рассмотреть систему онбординга персонала как нового элемента в системе управления персонала и изучить возможность внедрения данной концепции в систему управления персоналом компании «ДекАрт», работающей в сегменте розничной торговли.
Ключевые слова: адаптация персонала, метод, этапы, сотрудники, обучение
Онбординг персонала — это новое понятие в сфере HR (Human Resources), которое полностью меняет парадигму процесса адаптации сотрудников [1]. Для компании важно, чтобы новые специалисты как можно быстрее прошли адаптацию с минимальными временными затратами и максимально эффективно начали свою деятельность в рамках рабочих процессов компании.
Концепция онбординга позволяет
продемонстрировать компанию для новых сотрудников как привлекательный продукт. Как известно, когда мы хотим получить тот или иной
понравившийся продукт, мы проявляем максимум усилий и заинтересованности в его получении. Таким образом, когда сотрудник заинтересован в организации, у него возникает желание стать ее членом. Это в свою очередь способствует проявлению внутренней мотивации мотивации и большой заинтересованности в быстром приспособлении к новым условиям. В данном случае, у потенциального работника появляется желание изучать необходимую информацию, которая позволит ему быстрее включиться в выполнение рабочих задач, стать частью коллектива, работать на совесть и привносить свои