Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РОБОТ-ДОСТАВЩИК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мясникова Е.А.

В статье рассматриваются вопросы благоустройства территории, проектирования и модернизации жилых и общественных зданий в контексте формирования колесных беспилотных логистических систем. Проводится исследование современного состояния инфраструктуры автономной доставки товаров до конечного потребителя на примере Москвы. Зафиксированы актуальные проблемы организации городской среды, препятствующие развитию инновационного сервиса. Фокус внимания направлен на оптимизацию доставки «последней мили» как наиболее дорогостоящего этапа транспортировки грузов. Высказываются предложения по улучшению работы логистических систем за счет совершенствования инженерно-технических и планировочных решений объектов гражданской архитектуры. Архитектура понимается как неотъемлемая часть транспортно-логистического каркаса «умного» города, поэтому она призвана координировать потоки посетителей, обслуживающего персонала и интеллектуальных машин. Прогнозируется формирование комплексной высокоорганизованной системы обслуживания, обеспечивающей население комфортабельным сервисом торговли и быта с помощью цифровых платформ и автономной роботизированной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мясникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF UNMANNED LOGISTICS SYSTEMS

The article deals with the issues of landscaping, design and modernization of residential and public buildings in the context of the formation of wheeled unmanned logistics systems. A study of the current state of the infrastructure for autonomous delivery of goods to the end consumer is carried out using the example of Moscow. Actual problems of the organization of the urban environment that impede the development of innovative services are fixed. The focus is on optimizing the delivery of the "last mile" as the most expensive stage of cargo transportation. Proposals are made to improve the operation of logistics systems by improving engineering and planning solutions for civil architecture objects. Architecture is understood as an integral part of the transport and logistics framework of a "smart" city, so it is designed to coordinate the flow of visitors, service personnel and intelligent machines. The formation of a complex highly organized service system is predicted, providing the population with a comfortable service for trade and everyday life using digital platforms and autonomous robotic equipment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Особенности организации городской среды в условиях развития беспилотных логистических систем

Мясникова Екатерина Анатольевна

старший преподаватель кафедры информационных технологий в архитектуре, Московский архитектурный институт (государственная академия), ekaterina.myasnikova@markhi.ru

В статье рассматриваются вопросы благоустройства территории, проектирования и модернизации жилых и общественных зданий в контексте формирования колесных беспилотных логистических систем. Проводится исследование современного состояния инфраструктуры автономной доставки товаров до конечного потребителя на примере Москвы. Зафиксированы актуальные проблемы организации городской среды, препятствующие развитию инновационного сервиса. Фокус внимания направлен на оптимизацию доставки «последней мили» как наиболее дорогостоящего этапа транспортировки грузов. Высказываются предложения по улучшению работы логистических систем за счет совершенствования инженерно-технических и планировочных решений объектов гражданской архитектуры. Архитектура понимается как неотъемлемая часть транспортно-логистического каркаса «умного» города, поэтому она призвана координировать потоки посетителей, обслуживающего персонала и интеллектуальных машин. Прогнозируется формирование комплексной высокоорганизованной системы обслуживания, обеспечивающей население комфортабельным сервисом торговли и быта с помощью цифровых платформ и автономной роботизированной техники.

Ключевые слова: городская среда, беспилотный транспорт, архитектурное проектирование, робот-доставщик.

В России уделяется особое внимание развитию беспилотного автотранспорта и соответствующей инфраструктуры [1-3]. В июне 2023 года были запущены коммерческие грузоперевозки между Москвой и Санкт-Петербургом в автономном режиме на базе тягачей «КамАЗ». Это первый этап федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры», который предполагает формирование международного маршрута «Европа - Западный Китай». Настоящая стратегическая инициатива правительства РФ объединила усилия автопроизводителей, операторов дорожной инфраструктуры и грузоотправителей (в т.ч. X5 Retail Group, Почта России, Деловые линии, Ozon, Wildberries), что направлено на совершенствование транс-портно-логистического обеспечения территорий и улучшение качества жизни населения. Наметившиеся сдвиги требуют внимания специалистов архитектурно-строительной отрасли. В рамках данной статьи автор исследует передовые практики по организации доставки грузов с использованием колесного беспилотного транспорта в пределах города и связанные с этим особенности благоустройства территорий и проектирования жилых и общественных зданий.

Современная логистическая инфраструктура включает улично-дорожные сети и их цифровые двойники, центры управления движением, распределительные и сортировочные логистические центры, станции ремонта и обслуживания транспортных средств, склады магазинов, пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы. Полноценный беспилотный маршрут можно разделить на 3 части в соответствии с типом автотранспорта: 1) путь от отправителя до логистического центра осуществляется крупнотоннажными грузовиками; 2) от логистического центра до склада магазина или ПВЗ - малотоннажными грузовиками; 3) доставка «последней мили» до конечного потребителя ведется роботами-курьерами. Согласно выпущенному в 2020 году отчету McKinsey «The Future of the Last-Mile Ecosystem» («Будущее экосистемы "последней мили"»), при доставке традиционным способом именно последний этап является самым дорогостоящим, на него приходится более половины транспортных расходов [4]. Поэтому приоритетной задачей является создание условий для использования роботов-курьеров.

X X

о го А с.

X

го m

о

Рис. 1. Примеры отечественных беспилотных автомобилей разного типа: робот-курьер Яндекс, малотоннажный грузовик Эво-карго, крупнотоннажный грузовик КамАЗ.

Несмотря на успехи отечественных производителей в разработке автономного транспорта разного типа, его использование на данный момент фрагментарно. Например, беспилотные КамАЗы в тестовом режиме эксплуатируются в Арктике

м о м

CJ

fO CS

0

CS

01

о ш m

X

3

<

m О X X

[5], грузовик Эвокарго курсирует на территории распределительного центра в г. Электростали Московской области [6], а робот-курьер от Яндекс доставляет заказы из кафе и магазинов в нескольких районах Москвы, Санкт-Петербурга, в Инно-полисе и Красной Поляне [7]. Для дальнейшего масштабирования эксперимента необходимо улучшить организацию городской среды.

Роботы-курьеры способны маневрировать в потоке пешеходов и преодолевать препятствия в виде бордюров, но это замедляет движение. Скорость ровера составляет 5 - 8 км/ч и соответствует ходьбе человека в высоком темпе. Поэтому для комфорта пешеходов и эффективности доставки требуются более широкие тротуары, чем существующие.

Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки составляет 1 м, двухполосной - 1,5 м, и далее каждая дополнительная полоса тротуара должна быть не менее 0,75 м [8]. Также расчетные параметры пешеходной части дорог и улиц содержатся в СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СП) [9]. СП регулирует наименьшую ширину тротуара в зависимости от категории дороги (общегородского или местного значения) и классификации города по численности населения. Выделяется 3 случая:

1) в крупнейших, крупных и больших городах тротуар должен быть шириной не менее 2 м на улицах и дорогах местного значения, от 2,25 до 4,5 м для магистральных улиц общегородского значения;

2) в средних и малых городах - от 1 до 2,25 м для дорог общегородского значения и 1,5 м для улиц местного значения;

3) в сельских поселениях ширина пешеходной зоны также варьируется от 1 до 2,25 м, но на местных дорогах допускается устраивать тротуар с одной стороны.

Представляется целесообразным увеличение ширины пешеходной дорожки в 1-ом случае для улиц местного значения с 2 до 2,25 м (что позволит устранить противоречие с вышеупомянутым ГОСТом, который устанавливает кратность ширины тротуара 0,75 м), во 2-ом случае для общегородских дорог установить нижнее значение 1,5 м (вместо 1 м), а также в 3-ем случае минимальную ширину тротуара принять за 1,5 м (таблица 1). Таким образом, предлагается отказаться от устройства однополосной пешеходной дорожки шириной 1 м в связи с невозможностью робота-курьера разъехаться, например, с инвалидным креслом-коляской. Следует отметить, что предложенные изменения обусловлены теоретическими изысканиями автора и нуждаются в проверке методом эксперимента и доработке.

Таблица 1.

Предложение по корректировке наименьшей ширины пешеходной части тротуара в условиях развития логистики на основе роботов-доставщиков

Ширина пешеходной части тротуара по СП 42.13330.2016 Предложение по корректировке

Крупнейшие, крупные и большие города Улицы и дороги местного значения -2 м Общегородского значения - 2,25 -4,5 м 2,25 м

Средние и малые города Улицы и дороги местного значения -1,5 м Общегородского значения - 1 - 2,25 м 1,5 - 2,25 м

Сельские поселения Основные улицы - 1,5 - 2,25 м Местные дороги - 1 м 1,5 м

В СП фигурирует важное примечание: «В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.» [9]. На примере благоустройства пешеходных зон г. Москвы можно часто наблюдать сужение пути за счет остановок общественного транспорта, опор освещения, дорожных знаков и пр. объектов. Следует обратить пристальное внимание на данный аспект и стремиться избегать подобных ситуаций при новом строительстве или реконструкции улично-дорожной сети. Можно предположить, что устройство плотной системы велосипедных дорожек станет дополнительным стимулом развития инновационной логистики, поскольку роверы получат возможность двигаться со скоростью 15-25 км/ч.

Непреодолимым препятствием для колесных роботов-курьеров являются лестницы и рельсовые пандусы. В Москве внеуличные пешеходные переходы не всегда оборудованы лифтами, поэтому проезжие части или железнодорожные пути резко ограничивают возможности беспилотной доставки «последней мили». Выход из данной ситуации видится в оснащении переходов подъемниками или организации дублирующих наземных регулируемых переходов с вызывной фазой, которые необходимы и роботам, и маломобильным людям. В противном случае, доставку могут осуществлять «воздушные курьеры», но это тема для отдельного исследования.

На данный момент движение роботов Яндекса не только территориально ограничено несколькими районами города, но и возможно только до подъезда, что резко снижает удобство и востребованность сервиса. Как уже было отмечено, рельсовые пандусы, которые зачастую установлены перед подъездами многоквартирных домов, не подходят для перемещения беспилотников. Следующее препятствие - это глухая дверь, за которой также может скрываться лестница, ведущая к лифтовому холлу. Таким образом, решение входных групп с учетом вызовов времени требует особого внимания архитекторов. Ориентируясь на концепцию беспилотной логистики, при проектировании жилых и общественных зданий целесообразно предпринять ряд мер: отказаться от перепадов высот перед входом; предусмотреть грязезащитные решетки и систему водоотведения для устранения осадков с входной площадки; для исключения столкновений человека с техникой использовать светопрозрачные двери с автоматическим открыванием; предусмотреть беспроводную связь с системой управления лифтом.

Обратимся к зарубежному опыту. В 2022 г. японская компания Cyberdyne разработала робота-уборщика, способного взаимодействовать с лифтом по WiFi и самостоятельно перемещаться между этажами [10]. Автономная работа ровера-курьера «методом подключения к облаку» реализована совместно с производителем лифтового оборудования Fujitec Co. в офисном здании JR Meguro MARC в Токио [11]. Южнокорейская фирма Hyundai также запустила экспериментальный проект роботизированной доставки с использованием лифтов в отеле Rolling Hills в Сеуле [12]. Таким образом, инновации активно входят в жизнь современных людей и формируют запрос на высокие стандарты организации пространства.

В будущем доступность роботизированного сервиса изменит характер потребления в сторону более частых и срочных покупок. Опираясь на опыт использования площадок электронной коммерции (т.н. «маркетплейсов»), который свидетельствует о доставке даже небольших заказов по частям из разных складов, а также учитывая ограниченную вместимость роботов-курьеров, можно прогнозировать более высокую активность перемещений беспилотников по сравнению с повседневными походами людей в торговые центры. В связи с этим возрастет нагрузка на лифты в жилых и общественных зданиях и потребуются дополнительные кабины. Следовательно,

рекомендуется предусмотреть возможность развития и модернизации вертикального транспорта на стадии проектирования многоквартирных жилых домов и многофункциональных комплексов различного назначения. Служебные подъемники для роботов могут быть лишены качественной внутренней отделки, кнопочной панели управления и освещения.

Другим важным вопросом организации городской среды для курсирования беспилотников является формирование сети станций технического обслуживания, которые представляют собой ремонтные мастерские со стоянкой и зарядным устройством. Они могут быть самостоятельными объектами или интегрированными в социальную инфраструктуру города. В местах скопления грузоотправителей - крупных торгово-раз-влекательных и деловых центрах - при проектировании целесообразно предусматривать зоны временной парковки роботов-курьеров, а также внутренние технологические проезды из расчета 0,75 м на каждую полосу движения. Ширину горизонтальных коммуникаций здания (коридоров, галерей, переходов и пр.), по которым предполагается курсирование беспи-лотников, следует принимать не менее 1,5 м для беспрепятственного двустороннего движения с низкой интенсивностью и 2,25 м для интенсивного движения (рис. 2). Таким образом, архитектура современных общественных комплексов должна иметь ресурсы для организации потоков посетителей, обслуживающего персонала и роботизированной техники.

0,75 м

I

СТЧ1

1,5 м -

2,25 м

Рис. 2. Схема горизонтальных коммуникаций для движения людей и служебной роботизированной техники

Феномен лавинообразного увеличения числа пунктов выдачи заказов является маркером современности, поэтому его интересно рассмотреть подробнее. Развитие электронной коммерции спровоцировало быстрый рост количества ПВЗ в стране: за 2022 год компания Ozon расширила сеть на 23%, Яндекс Маркет - на 40%, Wildberries - на 67% [13]. Пункты выдачи заказов размещаются преимущественно на первых этажах жилых и общественных зданий с высокой проходимостью и представляют собой помещение площадью от 20 кв. м со складом и зоной работы с клиентом. В отличие от магазинов, стремящихся предоставить посетителю широкий ассортимент, консультации, привлечь внимание активностями и праздничным оформлением, ПВЗ выполняют исключительно утилитарную функцию. Данные объекты востребованы в случае, когда получатель хочет проверить товар перед оплатой или когда его не устраивает длительное ожидание курьера. Для решения этой проблемы появился формат срочной доставки до двери в удобное время «по клику» после оповещения о прибытии заказа в пункт выдачи. Таким образом, ПВЗ в существующем виде - это переходная ступень к более эффективной модели логистики на основе автономной техники, которая не требует дорогостоящих помещений на первой линии и организации просторной зоны обслуживания посетителей. По мере формирования безбарьерной городской среды для роботов-курьеров пункты выдачи заказов будут замещаться автоматизированными складами с круглосуточным режимом работы.

Эффективную логистическую инфраструктуру «умного» города можно представить как сеть локальных складов, объединенных транспортно-коммуникационным каркасом с различными объектами гражданской архитектуры и крупными распределительными и сортировочными терминалами. Автор предполагает, что сервис беспилотной доставки товаров в будущем расширится и включит дополнительные услуги: прием заказов на временное хранение вещей, химчистка, мелкий бытовой ремонт, прием вторсырья, печать фотографий, получение книг из библиотеки. Инициатива по организации единой системы комплексного обслуживания населения имеет потенциал для привлечения частных инвестиций на благоустройство городской среды, удовлетворяющей требованиям технологического прогресса.

Таким образом, у России есть все необходимые стимулы для развития эффективной беспилотной логистической системы. Внедрение автономного транспорта в повседневную жизнь актуализирует вопросы совершенствования городской среды. В статье зафиксированы характерные для отечественной практики архитектурно-планировочные решения, препятствующие использованию колесных роботов-курьеров для доставки «последней мили». В результате исследования предложены рекомендации по проектированию:

- отказ от использования однополосных пешеходных дорожек;

- увеличение минимальной ширины пешеходной части тротуара до 2,25 м в крупнейших, крупных и больших городах; до 1,5 м в средних и малых городах, а также сельских поселениях;

- оснащение внеуличных пешеходных переходов подъемниками;

- устройство входных групп в жилые и общественные здания без ступеней и рельсовых пандусов;

- использование светопрозрачных дверей с автоматическим открыванием;

- планирование ресурсов для развития и модернизации вертикального транспорта в жилых и общественных зданиях;

- обеспечение беспроводной связи с системой управления лифтом;

- организация служебных лифтов, а также технических зон движения и зарядки роботов-курьеров в крупных общественных комплексах;

- принятие ширины внутренних коридоров, галерей, переходов и пр. горизонтальных коммуникаций не менее 1,5 м при низкой интенсивностью движения, не менее 2,25 м - при интенсивном движении.

Перечисленные шаги являются первичными и необходимыми для формирования комплексной высокоорганизованной системы обслуживания, обеспечивающей население «умного» города комфортабельным сервисом торговли и быта с помощью автономной роботизированной техники.

Литература

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р // Росавтодор : официальный сайт. - URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения 27.07.2023).

2. Казанская, Л. Ф. Перспективы развития беспилотного транспорта в России / Л. Ф. Казанская, Н. В. Савицкая, П. П. Камзол // Бюллетень результатов научных исследований. -2018. - № 2. - С. 18-28.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

сч о cs

о ш m

X

3. Сыпченко, Г. Как в России внедряют беспилотные грузовики / Г. Сыпченко // РБК : сайт. - Опубликовано 08 апреля 2021 г. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/606dd85e9a7947c8ff58b8be (дата обращения 27.07.2023).

4. The Future of the Last-Mile Ecosystem (2020) // World economic forum : official website. - URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-the-last-mile-ecosystem/ (date of access: 27.07.2023).

5. Беспилотные КАМАЗы на месторождениях восточной Мессояхи // ПАО КАМАЗ : официальный сайт. - URL: https://kamaz.ru/press/releases/bespilotnye_kamazy_na_mestoro zhdeniyakh_vostochnoy_messoyakhi/ (дата обращения 27.07.2023).

6. Wildberries начала тестировать беспилотные грузоперевозки в Подмосковье // ТАСС : сайт. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18078591 (дата обращения 27.07.2023).

7. «Яндекс» запустил доставку еды роботами-курьерами в Красной Поляне // TADVISER : сайт. - URL: https://www.tadvise^ru/index.php/Проект:Яндекс.Еда_%28Ян-декс.Ровер%29 (дата обращения 27.07.2023).

8. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования / ФГУП «РОСДОРНИИ» Росавтодора, Департамент ОБДД МВД. - Издание официальное. - Москва : Стандартинформ, 2008.

9. СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 / ФГБУ ЦНИИП Минстроя России при участии Москомархитектуры, МАДИ, ГУП НИиПИ Генплана Москвы, ООО "Институт общественных зданий", АО НПЦ ГИПРОЗДРАВ, ОАО "Гипрогор" // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 27.07.2023).

10. В Японии создали робота-уборщика, который на лифте может перемещаться между этажами // ТАСС : сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/14785717 (дата обращения 27.07.2023).

11. Роботы курьеры смогут управлять лифтами через облачный сервис // Киосксофт : сайт. - URL: https://kiosksoft.ru/news/2023/01/13/roboty-kurery-smogut-upravlyat-liftami-cherez-oblachnyj-servis-54422 (дата обращения 27.07.2023).

12. Hyundai начала тестировать роботов-доставщиков, которые могут ездить на лифте // Trashbox : сайт. - URL: https://trashbox.ru/link/2022-12-13-hyundai-nachala-testirovat-robotov-dostavschikov-kotorye-mogut-ezdit-na-lifte (дата обращения 27.07.2023).

13. Ozon и Wildberries увеличили за год число пунктов выдачи заказов на 23-67% // ТАСС : сайт. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16579849 (дата обращения 27.07.2023).

Features of the organization of the urban environment in the context of the

development of unmanned logistics systems Myasnikova E.A.

Moscow institute of architecture

JEL classification: L61, L74, R53

The article deals with the issues of landscaping, design and modernization of residential and public buildings in the context of the formation of wheeled unmanned logistics systems. A study of the current state of the infrastructure for autonomous delivery of goods to the end consumer is carried out using the example of Moscow. Actual problems of the organization of the urban environment that impede the development of innovative services are fixed. The focus is on optimizing the delivery of the "last mile" as the most expensive stage of cargo transportation. Proposals are made to improve the operation of logistics systems by improving engineering and planning solutions for civil architecture objects. Architecture is understood as an integral part of the transport and logistics framework of a "smart" city, so it is designed to coordinate the flow of visitors, service personnel and intelligent machines. The formation of a complex highly organized service system is predicted, providing the population with a comfortable service for trade and everyday life using digital platforms and autonomous robotic equipment.

Keywords: urban environment, unmanned vehicles, architectural design, delivery robot

References

1. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast for the period up to 2035: approved by order of the Government of the Russian Federation dated November 27, 2021 No. 3363-r // Rosavtodor: official website. - URL: https://rosavtodorgov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (accessed 27.07.2023 ).

2. Kazanskaya, L.F. Prospects for the development of unmanned vehicles in Russia / L.F. Kazanskaya, N.V. Savitskaya, P.P. Kamzol // Bulletin of the results of scientific research. - 2018. - No. 2. - P. 18-28.

3. Sypchenko, G. How unmanned trucks are being introduced in Russia / G. Sypchenko // RBC: site. - Published on April 08, 2021 - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/606dd85e9a7947c8ff58b8be (Accessed on July 27, 2023).

4. The Future of the Last-Mile Ecosystem (2020) // World economic forum: official website. - URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-the-last-mile-ecosystem/ (date of access: 07/27/2023).

5. Unmanned KAMAZ trucks at the fields of eastern Messoyakha // KAMAZ PJSC: official website. - URL: https://kamaz.ru/press/releases/bespilotnye_kamazy_na_mestorozhdeniyakh_v ostochnoy_messoyakhi/ (accessed 07/27/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Wildberries began testing unmanned cargo transportation in the Moscow region // TASS: site. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18078591 (accessed 07/27/2023).

7. Yandex launched food delivery by courier robots in Krasnaya Polyana // TADVISER: site. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ProjectYandex.Food_%28Yandex.Rover%29 (accessed 27.07.2023).

8. GOST R 52766-2007. Automobile roads of general use. I mprovement elements. General requirements / Federal State Unitary Enterprise "ROSDORNII" of Rosavtodor, Department of Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs. -Official edition. - Moscow: Standartinform, 2008.

9. SP 42.13330.2016. Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements. Updated version of SNiP 2.07.01-89 / FGBU TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia with the participation of the Moscow Committee for Architecture, MADI, State Unitary Enterprise NIiPI of the General Plan of Moscow, Institute of Public Buildings LLC, JSC NPC GIPROZDRAV, JSC Giprogor // Code: electronic fund of legal and normative-technical documentation.

- URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (date of access: 07/27/2023).

10. In Japan, they created a cleaning robot that can move between floors on an elevator // TASS: site. - URL: https://tass.ru/obschestvo/14785717 (accessed 07/27/2023).

11. Courier robots will be able to control elevators through the cloud service // Kiosksoft: site. - URL: https://kiosksoft.ru/news/2023/01/13/roboty-kurery-smogut-upravlyat-liftami-cherez-oblachnyj-servis-54422 (accessed 07/27/2023).

12. Hyundai started testing delivery robots that can ride an elevator // Trashbox: site.

- URL: https://trashbox.ru/link/2022-12-13-hyundai-nachala-testirovat-robotov-dostavschikov-kotorye-mogut-ezdit-na-lifte (accessed 07/27/2023).

13. Ozon and Wildberries increased the number of pick-up points by 23-67% over the year // TASS: site. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16579849 (accessed 07/27/2023).

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.