Научная статья на тему 'Особенности организации ежегодной диспансеризации личного состава органов внутренних дел на районном уровне на территории Республики Саха (Якутия)'

Особенности организации ежегодной диспансеризации личного состава органов внутренних дел на районном уровне на территории Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATIONS / INTERNAL AFFAIRS BODIES’ STAFF / TERRITORIAL INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долинская Эльвира Анатольевна, Губко Роман Викторович

Цель исследования анализ результатов профилактических медицинских осмотров сотрудников органов внутренних дел в районах Республики Саха (Якутия). Оценка эффективности профилактических медицинских осмотров в отдаленных и близлежащих районах. Мониторинг за показателями заболеваемости сотрудников органов внутренних дел в отдаленных районах и в целом. Материал и методы. Используется штатная численность сотрудников органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия). Проанализированы результаты профилактических медицинских осмотров сотрудников близлежащих органов внутренних дел и установленные отчетные формы приказом министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия) по заболеваемости. Результаты и их обсуждение. Мониторинг за состоянием здоровья личного состава сотрудников районных отделов полиции позволит своевременно выявить нозологические формы заболеваний сотрудников и предупредить потери среди личного состава. Более эффективно и экономически целесообразно проводить медицинские осмотры отдаленных органов внутренних дел в центральных районных больницах, что менее затратно при выезде медицинских бригад медико-санитарных частей. Выводы. Профилактические медицинские осмотры личного состава органов внутренних дел остаются одним из приоритетных направлений ведомственной медицины. Предлагается отчетные формы по заболеваемости сотрудников органов внутренних дел закрепить на уровне Министерства внутренних дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долинская Эльвира Анатольевна, Губко Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF ANNUAL HEALTH EXAMINATION ORGANIZATION IN INTERNAL AFFAIRS BODIES STAFF ON A REGIONAL LEVELON THE TERRITORY OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

Aim. The aim of the study was to analyze the results of preventive medical examinations in internal affairs bodies’ staff on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia). Evaluation of preventive medical examination effectiveness was performed for remote and nearby areas. Incidence rate monitoring in internal affairs officers was carried out for isolated areas and in general. Material and methods. The materials rely on the regular number of internal affairs bodies’ workers in the Republic of Sakha (Yakutia). The results of preventive medical examinations in employees of nearby internal affairs agencies and reports on morbidity established in accordance with the order of the Minister of Internal Affairs for the Republic of Sakha (Yakutia) were analyzed. Results and discussion. Monitoring the state of health in district police department staff allows timely disease identification in the employees and casualty prevention in personnel. It appears to be more efficient and cost-effective to conduct medical examinations in remote bodies of internal affairs in the central district hospitals, which is less expensive in case of medical unit team attendance. Conclusion. Preventive medical examinations in internal affairs bodies’ staff remain one of the priority areas of departmental medicine. It is proposed that the internal affairs bodies’ staff incidence reports to be moved to the level of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации ежегодной диспансеризации личного состава органов внутренних дел на районном уровне на территории Республики Саха (Якутия)»

the function of external respiration of healthy population of Vladivostok and patients with bronchopulmonary pathology]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2018; 97 (5): 23-28.

5. Gilman A, Ayotte P, Berner J, Dewailly E, Dudarev AA, Bonefeld-Jorgensen EC. Public health and the effects of contaminants. In: Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP). Human health in the Arctic. 2009; 6; 143-149.

6. Ovsyannikov VG, Sapronov S.V. Struktura obshchey zabolevayemosti kontingenta MVD i yeyo vozrastno-

stazhevyye osobennosti [The structure of the overall incidence of the Ministry of Internal Affairs contingent and its age-specific features]. Fundamental'nyye issledovaniya [Basic research]. 2008; 9: 45-47.

7. Shostak NA. Lyumbalgiya: diagnostika, podkhody k terapii [Lumbodynia: diagnosis, approaches to therapy]. Klinitsist [Clinician]. 2007; 4: 29-34.

8. Lezhneva lYu, Balabina NM. Rasprostranennost' i faktory riska khronicheskogo gastrita [The prevalence and risk factors of chronic gastritis]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2011; 4: 31-32.

© Э.А. Долинская, РВ. Губко, 2019

УДК 616-057.36-084.3(571.56) DOI: 10.20969/VSKM.2019.12(4).93-99

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЖЕГОДНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОЛИНСКАЯ ЭЛЬВИРА АНАТОЛЬЕВНА, начальник ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Саха (Якутия)», полковник внутренней службы, Россия, 677005, Якутск, ул. Свердлова, 1/2, тел. 8-4112-454-098, e-mail: [email protected]

ГУБКО РОМАН ВИКТОРОВИЧ, зам. начальника Госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Саха (Якутия)», майор внутренней службы, Россия, 677005, Якутск, ул. Свердлова, 1/2, тел. 8-4112-454-961, e-mail: [email protected]

Реферат. Цель исследования - анализ результатов профилактических медицинских осмотров сотрудников органов внутренних дел в районах Республики Саха (Якутия). Оценка эффективности профилактических медицинских осмотров в отдаленных и близлежащих районах. Мониторинг за показателями заболеваемости сотрудников органов внутренних дел в отдаленных районах и в целом. Материал и методы. Используется штатная численность сотрудников органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия). Проанализированы результаты профилактических медицинских осмотров сотрудников близлежащих органов внутренних дел и установленные отчетные формы приказом министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия) по заболеваемости. Результаты и их обсуждение. Мониторинг за состоянием здоровья личного состава сотрудников районных отделов полиции позволит своевременно выявить нозологические формы заболеваний сотрудников и предупредить потери среди личного состава. Более эффективно и экономически целесообразно проводить медицинские осмотры отдаленных органов внутренних дел в центральных районных больницах, что менее затратно при выезде медицинских бригад медико-санитарных частей. Выводы. Профилактические медицинские осмотры личного состава органов внутренних дел остаются одним из приоритетных направлений ведомственной медицины. Предлагается отчетные формы по заболеваемости сотрудников органов внутренних дел закрепить на уровне Министерства внутренних дел России.

Ключевые слова: профилактические медицинские осмотры, сотрудники органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел.

Для ссылки: Долинская, Э.А. Особенности организации ежегодной диспансеризации личного состава органов внутренних дел на районном уровне на территории Республики Саха (Якутия) / Э.А. Долинская, Р. В. Губко // Вестник современной клинической медицины. - 2019. - Т. 12, вып. 4. - С.93—99. DOI: 10.20969/VSKM.2019.12(4).93-99.

THE FEATURES OF ANNUAL HEALTH EXAMINATION ORGANIZATION IN INTERNAL AFFAIRS BODIES STAFF ON A REGIONAL LEVEL ON THE TERRITORY OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

DOLINSKAYA ELVIRA A., the Head of Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Sakha Republic (Yakutia), colonel of internal service, Russia, 677005, Yakutsk, Sverdlov str., 1/2, tel. 8-4112-454-098, e-mail: [email protected] GUBKO ROMAN V., Deputy Head of the Hospital of Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Sakha Republic (Yakutia), internal service major, Russia, 677005, Yakutsk, Sverdlov str., 1/2, tel. 8-4112-454-961, e-mail: [email protected]

Abstract. Aim. The aim of the study was to analyze the results of preventive medical examinations in internal affairs bodies' staff on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia). Evaluation of preventive medical examination effectiveness was performed for remote and nearby areas. Incidence rate monitoring in internal affairs officers was carried out for isolated areas and in general. Material and methods. The materials rely on the regular number of internal affairs bodies' workers in the Republic of Sakha (Yakutia). The results of preventive medical examinations in employees of nearby internal affairs agencies and reports on morbidity established in accordance with the order of the Minister of Internal Affairs for the Republic of Sakha (Yakutia) were analyzed. Results and discussion. Monitoring the state of health in district police department staff allows timely disease identification in the employees and casualty prevention in personnel. It appears to be more efficient and cost-effective to conduct medical examinations in remote bodies of internal affairs in the central district hospitals, which is less expensive in case of medical unit team attendance. Conclusion. Preventive medical

examinations in internal affairs bodies' staff remain one of the priority areas of departmental medicine. It is proposed that the internal affairs bodies' staff incidence reports to be moved to the level of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Key words: preventive medical examinations, internal affairs bodies' staff, territorial internal affairs bodies. For reference: Dolinskaya EA, Gubko RV. The features of annual health examination organization in internal affairs bodies staff on a regional level on the territory of Sakha republic (Yakutia). Bulletin of Contemporary Clinical Medicine. 2019; 12 (4): 93-99. DOI: 10.20969/VSKM.2019.12(4).93-99.

Введение. Ведомственная медицинская служба на территории Республики Саха (Якутия) выполняет служебные задачи более 60 лет. За период становления медицинской службы Министерства внутренних дел (МВД) по Республике Саха (Якутия) введены дополнительные штаты врачей и специалистов, с целью эффективной и своевременной диагностики заболеваемости среди личного состава создается диагностическая база, совершенствуются методики лечения, проведения плановых и внеплановых медицинских профилактических осмотров с соблюдением федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи [1].

Дальневосточной федеральный округ Российской Федерации (РФ) по своим природно-климатическим особенностям отличается от других округов, в его состав входит самый крупный субъект РФ - Республика Саха (Якутия), которая занимает 3 083 км2, что составляет 1/3 территории РФ, при численности населения 955 859 человек. Климат в республики очень суров и резко изменчив. В зимнее время года (которое длится 6 мес) температура опускается до -62° [2, 3].

Территория республики поделена на 33 муниципальных образования, в каждом из них проходят службу сотрудники правоохранительных органов. Расстояние между территориальным образованиями составляет от 200 км до 3,5 тыс. км, что существенно влияет на финансовые затраты при организации транспортных схем. Нельзя не учесть и тот факт, что в отдельных районах слабо развиты автомобильные магистрали, а в некоторых полностью отсутствуют организованные дороги. Одним из наиболее вероятных периодов выезда остается зимний, где есть возможность добраться по «зимнику», либо использовать авиаперевозки, что финансово очень затратно.

Штатная численность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) гарнизона Республики Саха (Якутия) на протяжении 3 лет имеет тенденцию к незначительному увеличению как в районных ОВД, так и в городе Якутске, что связано с организационно-штатными изменениями в системе и составляет 24,8% [4].

Одним из важных звеньев медицинского обеспечения сотрудников ОВД на районном уровне являются медицинские здравпункты госпиталя с дислокацией в крупных административных районах: города Алдан, Нерюнгри, Ленск и Мирный. Данные муниципальные районы осуществляют промыш-ленно-отраслевую деятельность республики и РФ и имеют наибольшую численность сотрудников правоохранительных органов. Здравпункты осуществляют необходимые задачи по оказанию первичной медико-санитарной помощи.

Здравпункты в отделах - это возможность оказания сотруднику правоохранительных органов

неотложной медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи и в ряде случаев - специализированной. Также это медицинское сопровождение личного состава района, координация функций по взаимодействию органа внутренних дел и системы здравоохранения района, мониторинг за состоянием здоровья и боеспособности личного состава, своевременная профилактика заболеваемости среди личного состава. Для здравпунктов отведены отдельные помещения в административных зданиях территориальных ОВД на безвозмездной основе.

Более 49,7% сотрудников ОВД Республики Саха (Якутия) несут службу в территориальных ОВД на районном уровне, в суровых климатических условиях, что, несомненно, требует ежегодного медицинского наблюдения. Но проведение медицинских профилактических осмотров сотрудников зачастую для руководителей отделов не является приоритетным направлением, что может приводить к временным трудовым потерям среди личного состава в связи с заболеваниями.

К сожалению, иметь здравпункты Медико-санитарной части (МСЧ) в территориальных ОВД на районном уровне, где штатная численность личного состава составляет 20-50 сотрудников, финансово нецелесообразно и практически не обоснованно.

Цель исследования - анализ результатов профилактических медицинских осмотров сотрудников органов внутренних дел в районах Республики Саха (Якутия). Оценка эффективности профилактических медицинских осмотров в отдаленных и близлежащих районах. Мониторинг за показателями заболеваемости сотрудников органов внутренних дел в отдаленных районах и в целом.

Материал и методы. Используется штатная численность сотрудников органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия). Результаты профилактических медицинских осмотров сотрудников близлежащих органов внутренних дел. Установленные отчетные формы по заболеваемости приказом министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия).

Ежегодно МСЧ готовит проект приказа о проведении профилактического медицинского осмотра сотрудников территориальных ОВД на районном уровне, который подписывается министром внутренних дел по Республике Саха (Якутия). Данный приказ содержит информационно-методический материал в помощь руководителям территориальных ОВД на районном уровне, порядок взаимодействия с районными больницами, имеет установленные отчетные формы, при помощи которых по результатам можно оценить заболеваемость личного состава ОВД.

В данном приказе предлагается начальникам территориальных ОВД совместно с главными врачами центральных районных больниц (ЦРБ) согласовать график и дату проведения профилак-

тического осмотра, перечень необходимых исследований и консультации специалистов. По окончании медицинского осмотра необходимо предоставить список сотрудников с указанием диагнозов, группы здоровья и необходимости долечивания или обследования в иных специализированных учреждениях. Установленная данным приказом форма позволит дистанционно оценить состояние здоровья личного состава.

Также не менее эффективным остается предложение о прохождении ежегодного профилактического осмотра начальниками территориальных ОВД в условиях госпиталей МСЧ по согласованию с министром внутренних дел в период коллегий, командировок и иное время пребывания в городе.

Так, за 2019 г. прошли профилактический осмотр в условиях стационара Госпиталя МСЧ восемь руководителей территориальных ОВД, что уже составляет 25% от охвата всех руководителей. Тем самым начальники райотделов на личном примере могут показать ответственность к собственному здоровью и здоровью подчиненных сотрудников.

По распоряжению МВД РФ от 27.12.2018 № 1/4892 «О федеральном бюджете МВД РФ на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» экономия, образовавшаяся по расходам на оказание медицинской помощи сотрудникам ОВД в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, может быть направлена на проведение ежегодных медицинских осмотров [5]. Как показывает практика, по медицинским услугам в конце текущего года образуется кредиторская задолженность. Данный факт вызывает опасение, что отсутствие финансов может оставить без профилактического медицинского осмотра личный состав ОВД того или иного района.

Так, в силу новых нормативных изменений и согласно Постановлению Правительства РФ от 15.12.2018 № 1563 финансовая сторона ложится на медико-санитарные части, что будет требовать увеличения объема работы по проверке договоров и реестров, также Постановление определяет порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи сотрудникам [6]. При сохранении объемов выделенных средств предполагается острая нехватка финансовых средств (финансовая задолженность) не только на профилактический медицинский осмотр, но и на оказание медицинских услуг.

Результаты и их обсуждение. Начиная с 2014 г. руководством МСЧ с целью эффективности диспансеризации, экономии средств и мониторинга за состоянием здоровья личного состава изучается вопрос о возможности и целесообразности выездов медицинских бригад в близлежащие территориальные органы (100-300 км). Планируются выезды медицинских бригад на наземном, воздушном и водном транспорте.

С 2016 г. начали набирать обороты выездные командировки врачей и специалистов госпиталя в территориальные ОВД: по Амгинскому, Чурапчин-скому и Мегино-Кангаласскому, Усть-Алданскому, Ленскому, Олекминскому, Намскому, Хангаласскому, Горному, Сунтарскому, Нюрбинскому, Верхневилюй-

скому, Вилюйскому, Мирнинскому и Алданскому районам. С начала 2019 г. уже выполнено восемь служебных командировок, осмотрено 538 сотрудников ОВД, проведены химико-токсикологические исследования.

Перед медицинской бригадой, в которую обязательно входит один из руководителей МСЧ, стоят конкретные задачи - обязательно организовать встречу с главными врачами центральных районных больниц по вопросам медицинского обеспечения личного состава ТОВД. Выработана тактика и алгоритмы по многим вопросам, возникающим у врачей ЦРБ (работа врачебной комиссии, длительно болеющие сотрудники, порядок направления сотрудников в госпиталь, правила заполнении реестров и т.д.). Проводится встреча с руководством и личным составом ТОВД, организуется беседа по вопросам медицинского обеспечения и санаторно-курортного облуживания. Медицинской бригаде надлежит организовать качественный и в полном объеме профилактический медицинский осмотр личного состава, выявить сотрудников, нуждающихся в обследовании и лечении в условиях Госпиталя МСЧ или в ГКГ МВД России, а также определить сроки госпитализации.

По итогам работы медицинских бригад в территориальных ОВД охват личного состава, подлежащего медицинскому осмотру, составил в 2016 г. 84,8%, в 2017 г. - 83,1%, в 2018 г. - 90,7%, в I полугодии 2019 г. - 79,9% (табл.1). За три полных года охват личного состава увеличился на 6,3%. Также отмечается динамика к увеличению числа сотрудников на 4,2%, нуждающихся в специализированном лечении в Госпитале МСЧ и ГКГ МВД РФ. Охват профилактическим осмотром выездными медицинскими бригадами, силами МСЧ из числа всех ТОВД составил в 2019 г. 45,5%. Своевременно прошли лечение и встали в строй более 175 сотрудников.

В 2017-2019 гг. по итогам выездных профилактических медицинских осмотров в ТОВД осмотрено 1714 сотрудников (39,9% от средней численности личного состава), из них прошли стационарное лечение в Госпитале МСЧ 179 человек, в ГКГ МВД России получили специализированную медицинскую помощь 24 сотрудника, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь - 6 сотрудников. Что является крайне важным для своевременного излечения сотрудника и эффективной деятельности ТОВД.

Помимо профилактических медицинских осмотров прикрепленного населения медперсонал МСЧ, работая в отдаленных гарнизонах, одновременно решает и другую важную задачу - привлекает внимание руководителей территориальных ОВД к здоровью подчиненных. Так, подполковник полиции Д.В. Скрябин, начальник ОМВД РФ по Усть-Алданскому району, заботу о здоровье личного состава считает одной из основных своих обязанностей и создает условия для прохождения профилактического осмотра. На личном примере показал ответственность к прохождению медицинского осмотра, в первых рядах прошел общеклинические исследования и осмотр специалистов.

Ежегодно выезжать в одни и те же районы не представляется возможным, так как на долгое

Т а б л и ц а 1

Охват профилактическим медицинским осмотром ТОВД в 2016-2019 гг.

ОМВД РФ по районам 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (I полугодие)

Подлежало осмотру Осмотрено сотрудников Вызвано на спец. лечение Подлежало осмотру Осмотрено сотрудников Вызвано на спец. лечение Подлежало осмотру Осмотрено сотрудников Вызвано на спец. лечение Подлежало осмотру Осмотрено сотрудников Вызвано на спец. лечение

Амгинскому 53 43 7 41 41 10 48 38 8

Чурапчинскому 76 74 7 45 43 5 53 44 7

Мегино-Кангаласскому 107 89 9 91 90 4 112 92 17

Усть-Алданскому 42 41 3 47 36 8

Ленскому 112 84 8

Олекминскому 47 36 5

Намскому 76 56 3 57 52 10

Хангаласскому 102 89 13 109 102 8

Горному 36 36 4 47 42 5

Сунтарскому 49 49 7

Нюрбинскому 62 61 5

Верхневилюйскому 43 43 4

Алданскому 135 115 5

Нерюнгринскому 226 186 5

Мирнинскому 200 132 12

Итого 414 351 39 237 197 20 692 628 45 673 538 75

время оставлять МСЧ без специалистов невозможно. Также ограничиваются затраты на бензин для автотранспорта и на командировочные расходы. Есть и нерешенные проблемы, одна из них - это территориальная недоступность целого ряда ОВД. Дело в том, что согласно распоряжению МВД РФ от 27.12.2018 № 1/4892 «О федеральном бюджете МВД РФ на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» проведение ежегодных медицинских осмотров необходимо осуществлять силами медико-санитарных частей МВД РФ. В нашей практике удаленность подразделений полиции от г. Якутска составляет сотни, а то и тысячи километров, а бюджетные ассигнования ограничены, не все командировки врачей представляются реальными.

Можно показать эту проблему вполне осязаемыми расчетами. В Булунском районе проходят службу 27 сотрудников ОВД, расстояние до п. Тикси Булунского района составляет 1100 км (по прямой), учитывая стоимость авиаперелета туда и обратно одному врачу - это более 40 тыс. руб., затратность на проведение диспансеризации сотрудников данного района будет максимальной. Выезд бригады врачей и специалистов в составе 8 человек (терапевт, отоларинголог, офтальмолог, хирург, психиатр, невролог, стоматолог и медицинская сестра) за проезд составит в среднем 320 000 руб. на самолете. Учитывая питание, если уложиться в один день, и затраты на проживание, транспорт - 360 000 руб. Если же профилактический осмотр провести в условиях центральной районной больницы с учетом проведения клинико-инструментальных исследований в рамках тарифного соглашения, затраты на одного сотрудника составят 3 500 руб., на весь отдел ВД -95 000 руб., что на 73,6% меньше, чем в случае выезда бригады. Вывод говорит сам за себя: наи-

более целесообразнее и экономнее проводить диспансеризацию в отдаленных районах в рамках Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1563 в центральных районных больницах,что также облегчит задачу по проведению диспансеризации сотрудников территориальных ОВД, естественно, с предоставлением в МСЧ отчетных форм, согласованных с главным врачом ЦРБ и начальником территориального ОВД.

Так, к примеру, при штатной численности личного состава ОВД в 26 человек в Абыйском районе, расстояние до которого 1100 км и наличие лишь авиамаршрута, выезд также личного состава в данный район экономически затратен. Цена билета на одного врача в обе стороны составляет 60 000 руб. Такие районы с равной удаленностью от г. Якутска в северной части Якутии, как Оленекский, Булунский, Аллайховский, Нижнеколымский, Верхнеколымский, Среднеколымский, Анабарский, Усть-Янский, имея численность личного состава от 18 до 35 сотрудников, остаются труднодоступными для специалистов МСЧ, в основном за счет дороговизны авиаперелетов в эти районы.

Тем не менее территориальные ОВД (ТОВД) предоставляют информацию о заболеваемости личного состава (табл. 2) [7].

Во всех территориальных ОВД по Республике Саха (Якутия) оценивается заболеваемость по нозологическому принципу. Так, по итогам 2018 г. на 1-м месте заболевания органов дыхания - 20,9% (что связано, в первую очередь, с климатическими условиями регионов, условиями несения службы), на 2-м - заболевания органов пищеварения - 20,4% (что можно связать с ненормированным рабочим днем и, соответственно, с условиями питания сотрудников во время службы), на 3-м - болезни системы кровообращения - 17,9%.

Классы болезней Отделы внутренних дел

Абыйский Алданский Аллайховский Амгинский Булунский Верхневилюйский Верхнеколымский Верхоянский Вилюйский Жига некий Кобяйский Ленский Мегино-Кангаласский Мирнинский Намский Нерюнгринский Нижнеколымский Нюрбинский Оймяконский Олекминский Оленекский Среднеколымский Сунтарский Томпонский Усть-Алданский Усть-Янский Хангаласский Чурапчинский

Инфекционные болезни 1 3 1 12 1 5 1 3

Новообразования 3 2 6 1 1

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 1 3 1 35 1 1

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 14 4 12 5 1 28 4 1 7 4 4 5 2 1 3 14 10

Психические расстройства и расстройства поведения 1

Болезни нервной системы 9 7 1 1 1 3 13 7 40 4 111 2 1 1 2 1 2 11

Болезни глаза и его придаточного аппарата 3 4 2 11 1 1 2 7 4 1 3 1

Болезни уха и сосцевидного отростка 1 3 4 7 2 6

Болезни системы кровообращения 3 48 1 6 1 1 1 2 2 30 14 18 10 94 10 1 2 3 3 1 24 9

Болезни органов дыхания 19 3 2 2 58 13 69 17 124 4 1 1 1 4 13

Болезни органов пищеварения 24 4 9 3 1 45 10 21 33 112 1 3 7 3 1 31 15

Болезни кожи и подкожной клетчатки 1 1 6 2 21 3

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 3 21 11 2 33 1 3

Болезни мочеполовой системы 5 1 1 2 12 2 1 1 17 1 1 1 1 1 7 2

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 11 1 1 20 3 3 44 5 4 9

В 2018 г. впервые проведен профмосмотр в Вилюйской группе районов, это несколько муниципальных образований (Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский), с расстояниями между собой до 200 км. Так, за 5 дней врачами и специалистами (состав 8 врачей) проведен медицинский осмотр и химико-токсикологические исследования в 4 районах республики. Охват составил более 200 сотрудников личного состава, что составляет 5,4% от числа всех сотрудников ОВД по Республике Саха (Якутия).

Этапность проведения данного выезда была отработана заранее руководством МСЧ с ЦРБ и территориальными отделами ОВД. Врачи и специалисты на самолете вылетали в Сунтарский район, после осмотра, переночевав, силами ТОВД врачи были переброшены через две речные переправы в Нюрбинский район, далее, осмотрев личный состав ТОВД в Нюрбинском районе, силами уже Нюрбин-сокго ТОВД переброшены в Верхневилюйский ТОВД, далее, по такой же схеме - в Вилюйский ТОВД. В некоторых районах помещения для проведения медицинского осмотра безвозмездно предоставлялись Центральной районной больницей.

Пройденные расстояния Якутск-Сунтар составили 1000 км (авиаперелет), Сунтар-Нюрба - 170 км (автопереезд по неорганизованным трассам, речные переправы), Нюрба-Верхневилюйск - 150 км (автопереезд, речные переправы), Верхневи-люйск-Вилюйск - 100 км, Вилюйск-Якутск - 600 км (авиаперелет). Объемы финансовых затрат этой командировки составили с проездом и проживанием 217 000 руб., что менее затратно, чем при проведении профилактического медицинского осмотра в центральных районных больницах.

Выводы. Учитывая особенности региона, огромные расстояния, климат и дороги, и самое главное, что нельзя оставить без медицинского внимания личный состав районных ОВД, в целях экономии средств более целесообразно проводить профилактические медицинские осмотры личного состава органов внутренних дел отдаленных ТОВД в центральных районных больницах по ранее согласованному плану по отдельным договорам между главным врачом ЦРБ, начальником ТОВД и подписанному договору между МСЧ и ЦРБ, а не по остаточному принципу.

Нужно отметить, что ежегодная и хорошо организованная на местах диспансеризация крайне важна как для сотрудников ОВД, так и для медперсонала МСЧ.

К сожалению, врачам, которые выезжают в командировки, бывает непросто адаптироваться, когда после тяжелой, долгой дороги они вдруг оказываются в кабинетах, выделенных для проведения медицинского осмотра, где не работает отопление или водоснабжение. В некоторых районах водопровод в помещениях не предусмотрен проектами застройки. Случаются перебои в подаче электричества. Правда, в таких случаях медперсонал не выставляет свою озабоченность напоказ, а проводит медицинский осмотр в любой обстановке.

В настоящее время МСЧ ставит перед собой задачи по поддержанию здоровья и своевременному

выявлению заболеваемости сотрудников тех ОВД, куда выезд не состоялся. Для мониторинга состояния здоровья используются результаты профосмот-ров ЦРБ, для чего необходимо закрепить подобные отчетные формы на уровне МВД РФ. По результатам осмотров личного состава, с обязательным согласованием руководителя ТОВД и главного врача ЦРБ, повысить уровень ответственности руководителей ТОВД за здоровье подчиненного личного состава.

При этом постоянный осмотр сотрудника врачами-специалистами необходим для комплексного подхода в плане лабораторной и инструментальной диагностики. Диспансеризация - это не только оценка состояния здоровья пациента на «бумаге», это анализ, динамическое наблюдение, проведение бесед, инструментальных и лабораторных исследований.

Прозрачность исследования. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Все авторы принимали участие в разработке материалов. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 № 22111).

2. Самойлова, Г.С. Физико-географический очерк / Г.С. Самойлова, М.Д. Горячко // Большая Российская энциклопедия. -URL: https://bigenc.ru/geography/ text/4925634

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Егоров, Е.Г. Географическое положение Республики Саха (Якутия) и его уникальность / Е.Г. Егоров, Г.А. Пономарева, Е.Н. Федорова // Стратегия развития региона. - 2009. - № 14 (107). - С.16-18.

4. Штатное расписание органа внутренних дел по Республике Саха (Якутия) на 2019 год.

5. Распоряжение МВД России от 27.12.2018 № 1 /4892 «О федеральном бюджете МВД РФ на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов».

6. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением».

7. Результаты профилактических медицинских осмотров территориальных органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) по итогам 2018 года.

REFERENCES

1. Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 12.04.2011 № 302n «Ob utverzhdenii perechnej vrednyh i (ili)

opasnyh proizvodstvennyh faktorov i rabot, pri vypolnenii kotoryh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie medicinskie osmotry (obsledovaniya), i Poryadka provedeniya obyazatel'nyh predvaritel'nyh i periodicheskih medicinskih osmotrov (obsledovanij) rabotnikov, zanyatyh na tyazhelyh rabotah i na rabotah s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda» [Order of the Ministry of Healthcare and Social Development of Russia of 12.04.2011 № 302n «On approval of the lists of harmful and (or) occupational hazards and works, during which mandatory preliminary and periodic medical examinations (examinations) are carried out, and the procedure for mandatory preliminary and periodic medical examinations (examinations) of workers engaged in heavy work and work with harmful and (or) hazardous working conditions»]. 2011.

2. Samoylova GS, Goryachko MD. Fiziko-geograficheskiy ocherk [Physico-geographical sketch]. Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya [Big Russian Encyclopedia]. www.bigenc.ru/geography/text/4925634

3. Yegorov YeG, Ponomareva GA, Fedorova YeN. Geograficheskoye polozheniye Respubliki Sakha (Yakutiya) i yego unikal'nost' [The geographical position of the Republic of Sakha (Yakutia) and its uniqueness]. Strategiya razvitiya regiona [Regional development strategy]. 2009; 14 (107): 16-18.

4. Shtatnoye raspisaniye vnutrennikh del po Respublike Sakha (Yakutiya) na 2019 god [The staff list of the internal affairs body in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2019].

5. Rasporyazheniye MVD Rossii ot 27.12.2018 № 1/4892 «O federal'nom byudzhete MVD RF na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021godov» [The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 27, 2018 № 1/4892 «On the federal budget of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for 2019 and for the planning period 2020 and 2021»]

6. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 15.12.2018 № 1563 «O poryadke predostavleniya sotrudnikam organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, v tom chisle grazhdanskim vlastyam, organam po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, ikh sem'yam i litsam, nakhodyashchimsya v ikh podchinenii, meditsinskoy pomoshchi i obespecheniya ikh sanatorno-kurortnym lecheniyem» [Decisions of the Government of the Russian Federation of December 15, 2018 № 1563 «On the procedure for providing employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, certain categories of citizens of the Russian Federation, discharged from service with the internal affairs bodies, bodies controlling the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, their family members and dependent persons, medical help and providing their spa treatment»].

7. Rezul'taty profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov territorial'nykh organov vnutrennikh del po Respublike Sakha (Yakutiya) po itogam 2018 goda [The results of preventive medical examinations of the territorial internal affairs bodies in the Republic of Sakha (Yakutia) following the results of 2018].

© ГА. Фадеев, Р.В. Гарипова, Е.В. Архипов, О.Ю. Михопарова, З.М. Берхеева, О.Б. Ощепкова, К.Р Сафина, 2019

УДК 616-057-084:331.483.2 DOI: 10.20969/VSKM.2019.12(4).99-105

РОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ФАДЕЕВ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ORCID ID: 0000-0002-0213-8631; зам. начальника Клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан», Россия, 420059, Казань, Оренбургский тракт, 132, e-mail: [email protected]

ГАРИПОВА РАИЛЯ ВАЛИЕВНА, ORCID ID: 0000-0001-8986-8030; SCOPUS Author ID: 54904191000; докт. мед. наук, доцент кафедры гигиены, медицины труда ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49, e-mail: [email protected] АРХИПОВ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ, ORCID ID: 0000-0003-0654-1046; SCOPUS Author ID: 56997299700; канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49, e-mail: [email protected] МИХОПАРОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, ORCID ID: 0000-0002-5592-8450; зав. кабинетом функциональной диагностики Клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан», Россия, 420059, Казань, Оренбургский тракт, 132, e-mail: [email protected] БЕРХЕЕВА ЗУХРА МИНДИЯРОВНА, канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины и экологии человека ФПК и ППС ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49, e-mail: [email protected]

ОЩЕПКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА, зав. отделением кардиологии Клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан», Россия, 420059, Казань, Оренбургский тракт, 132, e-mail: [email protected]

САФИНА КАДРИЯ РАВИЛОВНА, зав. Республиканским центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Россия, 420036, Казань, ул. Лечебная, 7

Реферат. Цель исследования - провести оценку эффективности периодических медицинских осмотров в Республике Татарстан за 2016-2018 гг. по данным заключительных актов, предоставляемых в Республиканский центр профпатологии Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Материал и методы. Анализ годовых отчетов 45 территорий Республики Татарстан за 2016-2018 гг. Результаты и их обсуждение. Ежегодно периодические медицинские осмотры в Республике Татарстан проходят около 300 536 работников. В среднем охват медицинскими осмотрами составляет 97-98%. В 2018 г. в ходе проведения периодических медицинских осмотров не выявлено ни одного подозрения на профессиональное заболевание в 34 муниципальных образованиях Республики Татарстан (в 2016 г. - в 21, в 2017 г. - в 22). Практически не выявляют профессиональные заболевания частные медицинские организации: из 12 организаций, представивших заключительные акты в центр профессиональной патологии, подозрение на профзаболевание было установлено только в одной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.