Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности дальнемагистральных рейсов гражданской авиации на примере АК «Волга-Днепр»'

Особенности организации деятельности дальнемагистральных рейсов гражданской авиации на примере АК «Волга-Днепр» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) / рейс / условия лётной деятельности / временной фактор / порядок рабочего времени и времени отдыха / безопасность полётов / International Civil Aviation Organization (ICAO) / flight / conditions of flight activity / time factor / order of working and rest time / flight safety

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илдар Ростямович Альбиков, Наталия Семёновна Бойко, Анатолий Викторович Лошаков

Рассматриваются особенности условий лётной деятельности и влияние на субъект труда неблагоприятных условий внешней среды, а также проблема адаптации пилота, которая связана с рейсовыми условиями лётного труда, а также его реадаптации; временной фактор организации деятельности лётных экипажей гражданских воздушных судов, его влияние на осуществление безопасного полёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илдар Ростямович Альбиков, Наталия Семёновна Бойко, Анатолий Викторович Лошаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the organization of long-haul flights of civil aviation using the example of AK «Volga-Dnepr»

The features of the conditions of flight activity and the influence of unfavorable environmental conditions on the subject of labor are considered, as well as the problem of adaptation of the pilot, which is associated with the flight conditions of flight work, as well as his readaptation. It is the temporary factor in the organization of the activities of flight crews of civilian aircraft, its influence on the implementation of safe flight.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности дальнемагистральных рейсов гражданской авиации на примере АК «Волга-Днепр»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Научная статья

УДК [533.6.015.7:656.7](470.42)

Особенности организации деятельности дальнемагистральных рейсов гражданской авиации на примере АК «Волга-Днепр»

Илдар Ростямович Альбиков1 Наталия Семёновна Бойко

3

Анатолий Викторович Лошаков

1 2

' Ульяновский институт гражданской авиации, Ульяновск, Россия

3

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия nboyko2005@mail. ru 3tolik-ul7385@yandex. ru

Аннотация. Рассматриваются особенности условий лётной деятельности и влияние на субъект труда неблагоприятных условий внешней среды, а также проблема адаптации пилота, которая связана с рейсовыми условиями лётного труда, а также его реадаптации; временной фактор организации деятельности лётных экипажей гражданских воздушных судов, его влияние на осуществление безопасного полёта. Ключевые слова: Международная организация гражданской авиации (ИКАО), рейс, условия лётной деятельности, временной фактор, порядок рабочего времени и времени отдыха, безопасность полётов.

ECONOMICS AND QUALITY MANAGEMENT Scientific article

Specifics of the organization of long-haul flights of civil aviation using the example of AK «Volga-Dnepr»

Ildar R. Albikov1 Nataliya S. Boyko2 Anatoliy V. Loshakov3

1 2Ulyanovsk Institute of Civil Aviation, Ulyanovsk, Russia 3Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia 2nboyko2005@mail.ru 3 tolik-ul7385@yandex.ru

Abstract. The features of the conditions of flight activity and the influence of unfavorable environmental conditions on the subject of labor are considered, as well as the problem of adaptation of the pilot, which is associated with the flight conditions of flight work, as well as his readaptation. It is the temporary factor in the organization of the activities of flight crews of civilian aircraft, its influence on the implementation of safe flight. Keywords. International Civil Aviation Organization (ICAO), flight, conditions of flight activity, time factor, order of working and rest time, flight safety.

Безопасность полётов - один из наиболее важ- безопасном полёте. В авиакомпаниях немного ных и часто обсуждаемых вопросов в авиа- внимания уделяют психологической составляю-ции - напрямую зависит от организации работы щей организации лётной деятельности; в частно-лётных экипажей. Задача исследования - вы- сти, временному фактору.

явить, как условия лётного труда сказываются на В организации профессиональной деятельно-

сти унифицированные (единые) требования к распорядку рабочего времени, а также времени © Альбиков И. Р., Бойко Н. С., отдыха лётных экипажей и других авиационных

Лошаков А. В., 2022 специалистов отсутствуют.

С целью обеспечения безопасности полётов Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула требование каждому государству самостоятельно вводить показатели норм рабочего времени и времени отдыха для представителей лётной деятельности, а именно: длительности смены рейса, ограничения времени полёта и служебного полётного времени, введения норм минимального времени отдыха для членов лётных экипажей [1].

Существует объективная необходимость обеспечивать полноценный отдых пилотам, чтобы утомление, которое может возникнуть за время выполнения рейса (или нескольких последовательных рейсов), а также утомление, накопленное за конкретный период времени, не могло угрожать безопасности полёта [2].

Последствия долгих часов работы и негативное влияние быстрой смены часовых поясов могут приводить к авиационным ошибкам и авариям. Сведения об авиационных происшествиях, в происхождении которых утомление могло сыграть значительную роль, обосновывают опасность этого явления, но не могут оказать значительной поддержки в аргументировании определённых величин нормирования лётной перегрузки и отдыха, сначала из-за относительной редкости таковых событий. Воздействие утомления часто недооценивается, но многие из его вредных эффектов уже давно известны.

Документ «Руководство эксплуатантам по внедрению системы управления рисками, связанными с утомляемостью» («Fatigue Risk Management Systems»), датированный 11.07.2011 г., рекомендует авиакомпаниям усилить контроль риска снижения качества пилотирования воздушного средства (ВС), т. к. у пилотов в процессе полёта может развиться состояние утомления [3].

Каждая авиационная операция имеет свою сложность. Определённый объём сложности имеют как длительные рабочие дни, так и пересечение нескольких часовых поясов. Имеет место и проблема сна пилота, если сон осуществляется в так называемые неблагоприятные «цир-кадные ритмы». Это далеко не все примеры значимых для физиологии человека факторов, и они уникальны для каждого полётного графика.

Поскольку множественные факторы могут сочетаться в разных формах, необходимо формирование нового подхода, способного учитывать сложность каждой операции с учётом индивидуальности каждого пилота, а также предоставляющий возможность обеспечивать гибкость сочетания данных операций.

Система управления рисками, связанными с утомляемостью (СУРУ) (FRMS), представляет собой один из вариантов решения данной проблемы, так как она способна устранить как физиологические, так и операционные факторы. FRMS является многокомпонентной программой FRMS, имеющей научную базу. В каждом индивидуальном случае эта программа способна путём интерактивного планирования сделать полёт безопасным, устранив проблему утомления лётного состава. СУРУ - альтернатива предписаниям Федерального управление гражданской авиации России, которые в настоящее время распределяют время труда и отдыха для пилотов гражданской авиации (ГА) [4].

27 апреля 2017 года в рамках работы Лётно-методического совета (ЛМС) Росавиации в Москве прошёл семинар по управлению рисками утомляемости экипажей. В семинаре приняли участие более 120 специалистов. Вопрос контроля утомляемости лётного и кабинного экипажа с привлечением такого широкого круга российских специалистов обсуждался впервые.

Экспертное мнение признало систему FRMS, пока новую для России, успешной и доказавшей эффективность, что даёт возможность рассматривать правила СУРУ (FRMS), а также имеющийся опыт группы компаний «Волга-Днепр», представители которой входят в состав ЛМС Росавиации, в качестве образца, который можно взять в решении этой вопроса.

Семинар, проведённый в рамках работы ЛМС Росавиации, предложил создать рабочую группу, способствующую внедрению FRMS в РФ, которая бы выработала политику применения FRMS и организовала обучения лётного персонала [3].

В ходе исследования было также выявлено, что одним из методов по борьбе с утомлением в дальнемагистральных рейсах можно признать контролируемый сон, если экипаж двухчленный. Имеются данные, говорящие в пользу сна во время полёта на борту ВС, которые подтверждают повышение последующей активности, а также скорости реакции членов лётного экипажа, что в свою очередь эффективно способствует снижению риска в рамках FRMS.

Так, в АК «Волга-Днепр» уже внедрён контролируемый сон в кабине двухчленного экипажа. Пилот-инструктор Боинга 747, заместитель директора департамента предотвращения АП Группы компаний «Волга-Днепр», Савва Фа-раджев, считает, что применение процедуры контролируемого сна даёт возможность в горизонтальном полёте на эшелоне одному из пилотов в течение 30-40 минут подремать на рабочем месте под контролем другого члена экипажа [3].

Возможность поочередного кратковременного отдыха при длительных полётах позволяет повысить активность при заходе на посадку а это, как известно, - самый ответственном этап полёта. Система поочередного кратковременного контролируемого сна в полёте имеет риск инерции сна: может уснуть в данное время и второй пилот. Это означает необходимость доработки данного предложения.

Одно из самых авторитетных изданий в области БП - Всемирный фонд безопасности - выпустил статью российских учёных-психологов об усталости пилотов. Статья представляет новый компьютерный тест, способный создать модель процесса развития утомления пилотов в ходе полёта [8]. Данный тест позволяет не просто определить, как быстро устаёт тот или иной пилот, но даёт возможность прогнозировать, на каком часу полёта в продолжительном рейсе может проявляться выраженное утомление у каждого конкретного члена лётного экипажа. Для выявления описанных данных требуется выполнять одновременно два вида деятельности: необходимо удерживать на объекте компьютерную «мышь», (объект при этом должен быстро перемещаться по экрану). В это же время надо выполнять арифметические действия с числами (они должны быстро меняться на экране). Про-

изведя расчёты, пилот должен нажать правую или левую кнопку «мыши». Задания усложняются в зависимости от качества выполнения заданий теста.

Тестирование, таким образом, становится для пилота интенсивным, изматывающим его видом деятельности. Спустя 10 минут, благодаря процессу тестирования, становится возможным моделирование ситуации проявления утомления, которое позволяет сделать расчёт интегрального показателя качества выполнения теста, основываясь на результатах тестирования. Динамику качества выполнения теста в виде «кривой работоспособности» отражает график. Кривая развития у пилота с высокой степенью выносливости утомления представлена на рисунке 1; с низким уровнем - на рисунке 2.

Данные кривые показывают, сколько времени происходил рост качества деятельности, и спустя какое время наступал спад качества совмещённой деятельности.

Ось X - время выполнения теста по минутам, ось Y - показатель качества выполнения тестовой деятельности (в условных единицах).

Результаты исследования показали такие данные о развитии утомления у командира воздушного судна (КВС) на разных этапах полёта (рис. 3).

Рис. 1. Кривая работоспособности КВС (39 лет), устойчивого к утомлению

Рис. 2. Кривая работоспособности КВС (51 год), неустойчивого к утомлению

Пйни

12 3

Этапы полет*:

1 - перед вылетом.

2 - после набора заданного 5

3 - перед снижением.

4 - после посадки

Рис. 3. Величина интегрального утомления на разных этапах полёта

Как видно из диаграммы, на всех этапах полёта степень утомления нарастает от исходного состояния до состояния на этапе «перед снижением» (3), на этапе «после посадки» (4). Известно, что посадка является одним из самых сложных и аварийных этапов полёта. По времени полёта она равна в примерно 5% от общего полётного времени, однако в 95% столкновения с земной поверхностью исправных ВС происходят именно на этапе захода на посадку, а также при самой посадке.

Таким образом, исследование показало, что решение данной проблемы на государственном уровне заключается в выработке политики в области FRMS и внедрения системы FRMS в РФ.

Авиакомпании в качестве средства борьбы с утомлением могут ввести контролируемый сон в кабине двухчленного экипажа (опыт группы компаний «Волга-Днепр»).

Для определения степени устойчивости к утомлению каждого члена экипажа авиакомпаниям рекомендуется применять тест «КУРС», результаты которого помогут грамотно формировать лётный экипаж из пилотов с высокой и низкой устойчивостью к утомлению, чтобы потребность в отдыхе возникала у них в разное время, и они могли подменять друг друга в полёте.

Проблема временного фактора в организации деятельности дальнемагистральных рейсов является весьма актуальной и требует всестороннего изучения специалистами в области авиационной психологии, педагогики, а также самими пилотами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Руководство для регламентирующих органов: системы управления рисками, связанными с утомляемостью: Doc 9966. Montreal: ICAO, 2013.

2. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации: Приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 №139 (ред. от 17.09.2010).

3. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) - официальный сайт. URL: Режим доступа: http://www.favt.ru/ - Заглавие с экрана (дата обращения: 24.04.2022).

4. Сигнал Т. Л., Гейл Дж. и Гандер П. Х. Измерение характеристик сна членов экипажа: сравнение данных, полученных с помощью ак-тиграфии и субъективной оценки, с результатами полисомнографии» // Авиакосмическая и экологическая медицина, ноябрь 2005 г., Т. 76(11), С. 1058-1063.

5. Роузкайнд М. Р., Грэбер Р. Ч., Динджес Д. Ф. с соавт. Человеческий фактор при производстве полётов, часть IX: влияние контролируемого сна в кабине экипажа на работоспособность и активность членов экипажа при дальне-магистральных перелётах // Технический меморандум НАСА 108839, МоффетФилд: Научно-исследовательский центр им. Эймса (НАСА). 1994.

6. Шереметьевский профсоюз лётного состава - официальный сайт - URL: http://www.shpls. org/press/news/1796/view/ - Заглавие с экрана (дата обращения: 03.05.2022).

7. Шилова Е. В. Временной фактор в организации деятельности международных экипажей гражданского флота: Дис... канд. псих.наук. Москва, 2005. 210 с.

8. Международно-правовой аспект регулирования деятельности в области гражданской авиации Российской Федерации: учебное пособие / сост.: Бойко Н. С., Альбиков И. Р., Ков-рижных Е. Н. Ульяновск: УлГТУ, 2020. 158 с.

9. Бойко Н. С., Альбиков И. Р., Коврижных Е. Н. Неправомерное использование воздушных судов как одна из угроз государственной безопасности // Тенденции развития науки и образования. 2020. №58, Ч. 6. С. 5-8.

Информация об авторах

И. Р. Альбиков - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Лётная эксплуатация и безопасность полётов» УИГА им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева; Н. С. Бойко - кандидат юридических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры «Лётная эксплуатация и безопасность полётов» УИГА им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева;

А. В. Лошаков - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и общетехнические дисциплины» УлГТУ.

REFERENCES

1. Rukovodstvo dlya reglamentiruyu-shchih organov: sistemy upravleniya riskami, svyazannymi s utomlyaemost'yu [Guidelines for regulatory authorities: fatigue risk management systems]: Doc 9966 - Montreal, ICAO, 2013.

2. Ob utverzhdenii Polozheniya ob osobennostyah rezhima rabochego vremeni i vremeni otdyha chlenov ekipazhej vozdushnyh sudov grazhdanskoj aviacii Rossijskoj Federacii: Prikaz Mintransa RF ot 21.11.2005 №139 (red. ot 17.09.2010) [On the approval of the Regulations on the Specifics of the Working Time and Rest Time of

the Crew Members of Civil Aviation Aircraft of the Russian Federation: Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated 21.11.2005 No. 139] (ed. dated 17.09.2010).

3. Federal'noe agentstvo vozdushno-go transporta (Rosaviaciya) - oficial'nyj sajt [Federal Air Transport Agency (Rosaviation)] - official website. URL: http://www.favt.ru (accessed: 24. 04.2022).

4. Signal T. L., Gale J. and Gander P. H.

Izmerenie harakteristik sna chlenov ekipazha: sravnenie dannyh, poluchennyh s pomoshch'yu aktigrafii i sub"ektivnoj ocenki, s rezul'tatami polisomnografii, [Measurement of sleep characteristics of crew members: comparison of data obtained by actigraphy and subjective assessment with the results of polysomnography]. Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya medicina [Aerospace and Environmental Medicine], November 2005, vol. 76(11), pp.1058-1063.

5. Rosekind M. R., Graeber R. C., Dinges D. F. et al. Dindzhes D.F. s soavt., (1994) CHelovecheskij faktor pri proizvodstve poletov, chast' IX: vliyanie kontroliruemogo sna v kabine ekipazha na rabotosposobnost' i aktivnost' chlenov ekipazha pri dal'nemagistral'nyh pereletah. [The human factor in flight operations, Part IX: the effect of controlled sleep in the cockpit of the flight attendant on the performance and activity of crew members during long-haul flights]. Tekhnicheskij memorandum NASA 108839, MoffetFild: Nauchno - issledova-tel'skij centr im. Ejmsa [NASA Technical Memorandum 108839, Moffetfield: Scientific Research Center named after Ames] (NASA). 1994.

6. Sheremet'evskij profsoyuz letnogo sostava -oficial'nyj sajt [Sheremetyevo Flight Crew Trade Union - official website]. URL: http://www.shpls. org/press/news/1796/view / (accessed: 03. 05.2022).

7. Shilova E. V. Vremennoj faktor v organizacii deyatel'nosti mezhdunarodnyh ekipazhej

grazhdanskogo flota. [The time factor in the organization of the activities of international crews of the civil fleet]. Dis. kand. psih.nauk. [Dis... cand. psych. sciences]. Moscow, 2005, 210 p.

8. Mezhdunarodno-pravovoj aspekt regulirovaniya deyatel'nosti v oblasti grazhdanskoj aviacii Rossijskoj Federacii (uchebnoe posobie) [The international legal aspect of regulating activities in the field of civil aviation of the Russian Federation (textbook)]. Boyko N. S., Albikov I. R., Kovrizhnykh E. N. Ulyanovsk, UlSTU, 2020, 158 p.

9. Boyko N.S., Albikov I.R., Kovrizhnykh E.N. Nepravomernoe ispol'zovanie vozdushnyh sudov kak odna iz ugroz gosudarstvennoj bezopasnosti. [Improper use of aircraft as one of the threats to state security]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya». [Trends in the development of science and education]. 2020, No. 58, Part 6, pp.5-8.

Information about the authors I. R. Albikov - Candidate of Law, Associate Professor of the Department "Flight Operation and Flight Safety" of the UIG. Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev;

N. S. Boyko - Candidate of Law, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department "Flight Operation and Flight Safety" of the UIG. Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev; A. V. Loshakov - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies and General Technical Disciplines of UlSTU.

Статья поступила в редакцию 04.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принят к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 04.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.