УДК 343.2/.7 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10172
ББК 67.73 © С.А. Попов, 2020
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ В МВД РОССИИ
Сергей Александрович Попов, старший оперуполномоченный по особо важным делам 24 отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России (107078, Москва, ул. Новорязанская, д. 8а, стр. 3) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены основные доктринальные подходы к организации антикоррупционной системы безопасности в МВД России; проанализированы нормативные правовые акты в данной сфере; делается вывод об особенностях организации деятельности МВД России в данной сфере.
Ключевые слова: коррупция, теоретический анализ, противодействие коррупции, правоохранительные органы, система.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF AN ANTI-CORRUPTION SECURITY SYSTEM IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sergey A. Popov, Senior Special Officer 24 departments of the Department «B»
GUEBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia (107078, Moscow, ul. Novoryazanskaya, d. 8a, str. 3)
E-mail: [email protected]
Abstract. The paper considers the main doctrinal approaches to organizing an anti-corruption security system in the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes the regulatory legal acts in this area, and also draws a conclusion about the features of the organization of activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in this area.
Keywords: corruption, theoretical analysis, anti-corruption, law enforcement, system.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Попов С.А. Особенности организации антикоррупционной системы безопасности в МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):213—216.
Современное состояние системы противодействия коррупции в органах внутренних дел можно обозначить как в целом сформировавшуюся и достаточно эффективную. В.М. Костенников и А.А. Макаров указывают, что «под коррупцией в органах внутренних дел необходимо понимать любое противоправное использование сотрудниками ОВД своего статуса в целях незаконного получения каких-либо преимуществ для себя либо незаконное предоставление преимуществ любым другим лицам вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства» [3, с. 136].
А.Д. Сафронов выделяет наиболее типичные виды коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: 1) использование статуса сотрудника ОВД для вмешательства в деятельность государственных и негосударственных органов; 2) оказание незаконного предпочтения при принятии решений, входящих в полномочия сотрудника; 3) представление интересов третьих лиц в
органе, где сотрудник проходит службу; 4) использование в личных целях информации, которая стала ему известной по службе; 5) нарушение порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц; 6) необоснованный отказ в предоставлении информации или передача недостоверной или неполной информации, а также затягивание ее представления; 7) незаконные требования о предоставлении информации; 8) незаконное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов [5, с. 18].
С.Ю. Щукин перечисляет следующие наиболее характерные виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД: 1) взятки, получаемые сотрудниками ГИБДД за нереагирование на дорожные правонарушения; 2) получение прибыли с коммерческих организаций за «защиту» и нереагирование на извлечение прибыли преступным путем; 3) организация провокаций с последующим вымогательством крупных материальных средств у предпринимателей;
4) вымогательство взяток с использованием административного давления [7, с. 24].
Основная обязанность осуществлять противодействие коррупции в системе МВД возложена на Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ, а также подразделения собственной безопасности территориальных органов МВД России. Деятельность указанных подразделений регламентирована приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ», а также приказами региональных УМВД об утверждении положения об Управлении собственной безопасности территориальных органов УМВД России. Помимо этого, важное значение в регулировании деятельности имеет Концепция обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел РФ, которая была утверждена приказом от 2 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел РФ».
Следует отметить, что разработка и принятие указанных нормативных актов были обусловлены реалиями жизни, так, например, уже в 2007 г.
Л.И. Мирнова констатировала, что среди сотрудников ОВД можно наблюдать широкие масштабы злоупотребления должностным положением, взяточничество и вымогательство, кроме того, по ее мнению, начали обозначаться тенденции установления покровительства организованным преступным группам, а также возникают случаи сращивания органов внутренних дел с преступной средой [4, с. 40]. А.Н. Ва-рыгин указывает, что в период с 1989 по 2007 гг. общее число преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел увеличилось более чем в пять раз; так, в 2007 г. 4367 работника правоохранительных органов совершили 5180 преступлений. При этом 39,5% из этих преступлений были связаны с посягательством на собственность, 13,6% — на жизнь, 10,6% — здоровье, 6,9% — половую свободу и только 12,4% составили коррупционные преступления [1, с. 21]. На 2017 г. структура преступности изменилась и количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, уже составило 1/3 от всех видов преступных посягательств.
Например, А. Куриной приводит следующие цифры: в 2017 г. силовики совершили 12 тыс. из 1 млн 117 тыс. расследованных преступлений, т.е.
около 1,07%; треть из преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, — это деяния против государственной власти и интересов госслужбы. Большая часть преступлений в 2017 г. совершили сотрудники МВД — на них приходится 28,8% таких случаев1.
Доля сотрудников ОВД из общего количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных преступлений по данным статистики за 2013-2017 гг. составляет: в 2013 г. — 16 167/695 (4,3%), в 2014 г. — 15 893/737 (4,6%), в 2015 г. — 16 926/916 (5,4%), в 2016 г. — 12 916/1010 (7,8%), в 2017 г. — 10 584/630 (6,0%) [6, с. 88]. Причем в 2018 г. было выявлено больше коррумпированных сотрудников органов внутренних дел так, наблюдался небольшой рост с 956 в 2017 г. до 971 в 2018 г., т.е. имело место увеличение на 1,6%2.
Кроме того, некий аспект коррумпированности органов внутренних дел отражен в практике применения нормы, позволяющей производить увольнение сотрудников органов внутренних дел в связи с утратой доверия, которое связано с несоблюдением ограничений и запретов, установленных для них законом, и требований, связанных с урегулированием и предотвращением конфликта интересов, а также с неисполнением обязанностей, предусмотренных для сотрудников ОВД в области противодействия коррупции. В 2018 г. на основании ст. 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ начал действовать «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия». Анализ данных этого реестра позволяет прийти к выводу
0 том, что около 16% всех уволенных — это работники органов внутренних дел, среди них большее всего сотрудников ГИБДД (26%), участковых (12%) и сотрудников уголовного розыска (9%)3.
Основными причинами такого большого распространения коррупции в правоохранительных органах выступают: несовершенство действующего законодательства, низкая эффективность управления, слабая развитость гражданского общества и низкий уровень правосознания.
1 Куренной А. Генпрокуратура раскрыла статистику преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов // URL://http://infopressa.com/2018/10/31/genprokyraty-ra-raskryla-statistiky-prestyplenii-sovershennyh-sotrydnikami-pravoohranitelnyh-organov/
2 Генпрокуратура назвала ущерб от коррупционных преступлений за 2018 г. // URL://https://ria.ru/20190409/1552499622.html
3 Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия // URL://-https://gossluzhba.gov.ru/reestr
В сложившейся ситуации перед Главным управлением собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ был поставлен ряд задач в области противодействия коррупции в системе МВД, важнейшими из которых являются: 1) формирование и реализация основных направлений государственной антикоррупционной политики; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности ГУСБ МВД России по антикоррупционным вопросам; 3) разработка и реализация антикоррупционных мер; 4) предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений в системе МВД России; 5) профилактика коррупционных правонарушений в системе МВД России, а также выявление и устранение условий, способствующих их совершению; 6) осуществление ведомственного контроля за деятельностью органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам соблюдения сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России установленных ограничений и запретов; 7) организационное и методическое обеспечение подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России в области противодействия коррупции в системе МВД России.
Для разрешения перечисленных задач Главному управлению собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ предоставлен ряд функций. Так, в разд. 3 приказа МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ» указаны основные функции ГУСБ МВД России по противодействию коррупции в системе МВД России, а именно: 1) анализ состояния и реализации государственной политики по вопросам противодействия коррупции в системе МВД России, а также анализ эффективности мер противодействия коррупции, определение путей их совершенствования и прогнозирование развития противодействия коррупции в системе МВД; 2) участие в проведении мониторинга правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции в системе МВД России, ее обобщение и выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности, а также разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции в системе МВД России; 3) координация деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам, свя-
занным с противодействием коррупции в системе МВД, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений с стороны сотрудников ОВД; 4) осуществление оперативно-разыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению (в отношении претендентов на замещение должностей в системе МВД России, действующих и уволенных сотрудников; 5) согласование совершения федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении МВД России, крупных и иных сделок; 6) рассмотрение поступивших в Главное управление обращений граждан (организаций) и иной информации о нарушениях законности сотрудниками системы МВД России и проведение по ним проверок; 7) участие в кадровом обеспечении системы МВД России.
Для реализации указанных функций Главному управлению собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ для противодействия коррупции в системе МВД России предоставлены особые права:
1) осуществлять оперативно-разыскную деятельность;
2) проводить по вопросам, связанным с противодействием коррупции, проверки деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также формировать рабочие группы и комиссии по этим вопросам; 3) запрашивать от государственных и негосударственных организаций информацию и документы, необходимую для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в системе МВД и получать объяснения от работников системы МВД России, по вопросам касающихся осуществления ими оперативно-служебной деятельности; 4) участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам, связанным с противодействием коррупции в системе МВД России и привлекать научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Таким образом, необходимо отметить, что в органах внутренних дел существует специализированное структурное подразделение, которое имеет все необходимые полномочия для эффективного противодейст-
вия коррупции в системе МВД. Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ представляет собой полноценный орган, способный обеспечить внутреннюю безопасность системы МВД России от коррупционных правонарушений.
Литература
1. Варыгин А.Н. О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 1 (11). С. 21.
2. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в РФ // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 30.
3. Костенников М.В., Макаров А.А. Противодействие коррупции в системе органов внутренних дел. М., 2011.
4. Миронова Л.И. Роль подразделений собственной безопасности в предупреждении преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД // Юридический мир. 2007. № 6. С. 40.
5. Сафронов А.Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., 1993.
6. Черепанов А. С. Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Matters of Russian and International Law. 2018, Vol. 8, Is. 5A, P. 88.
7. Щукин С.Ю. Проблема коррупции в правоохранительных органах (сравнительный анализ) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 6. С. 24.
8. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам противодействия коррупции на территории города-героя Новороссийска» // URL: http ://www.kpk-rf.ru/
9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 (в ред. от 24 июля 2015 г.) «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.
10. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2019 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
11. Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4213.
12. Федеральный закон РФ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2017 г.) «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
References
1. Varygin A.N. O prestupnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del i ee tendentsiyakh // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2013. № 1 (11). S. 21.
2. Kirichek E. V. Vzaimodeystvie politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v RF // Administrativnoe pravo i protsess. 2015. № 7. S. 30.
3. KostennikovM.V., MakarovA.A. Protivodeystvie korruptsii v sisteme organov vnutrennikh del. M., 2011.
4. Mironova L.I. Rol' podrazdeleniy sobstvennoy bezopasnosti v preduprezhdenii prestupleniy, sovershay-emykh sotrudnikami OVD // Yuridicheskiy mir. 2007. № 6. S. 40.
5. SafronovA.D. Organizatsionno-pravovye aspekty preduprezhdeniya korruptsii sredi sotrudnikov organov vnutrennikh del. M., 1993.
6. CherepanovA.S. Kriminologicheskaya kharakte-ristika korruptsionnykh prestupleniy, sovershayemykh sotrudnikami organov vnutrennikh del // Matters of Russian and International Law. 2018, Vol. 8, Is. 5A, P. 88.
7. Shchukin S.Yu. Problema korruptsii v pravookhra-nitel'nykh organakh (sravnitel'nyy analiz) // Ugolovno-is-polnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 6. S. 24.
8. Soglashenie o sotrudnichestve i vzaimodeystvii po voprosam protivodeystviya korruptsii na territorii goroda-geroya Novorossiyska» // URL: http://www.kpk-rf.ru/
9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 23 maya 2011 g. № 668 (v red. ot 24 iyulya 2015 g.) «Ob obshche-stvennykh sovetakh pri Ministerstve vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i ego territorial'nykh organakh» // SZ RF. 2011. № 22. St. 3154.
10. Federal'nyy zakon RF ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (v red. ot 2 dekabrya 2019 g.) «O politsii» // SZ RF. 2011. № 7. St. 900.
11. Federal'nyy zakon RF ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ (v red. ot 27 dekabrya 2018 g.) «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2014. № 30 (ch. I). St. 4213.
12. Federal'nyy zakon RF ot 2 aprelya 2014 g. № 44-FZ (v red. ot 31 dekabrya 2017 g.) «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» // SZ RF. 2014. № 14. St. 1536.