Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В КАРАЧАЕВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В КАРАЧАЕВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МАЛОИМУЩИЕ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / АДРЕСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL PROTECTION / TARGETED SOCIAL ASSISTANCE / POOR / SELF SUFFICIENCY / TARGETING / SOCIAL PROGRAMS / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борлакова Фатима Асланбековна

В статье рассматривается проблема оказания адресной помощи различным категориям граждан в Карачаевском городском округе. Поднимается вопрос совершенствования системы социальной защиты населения, более четкого выявления нуждающихся в социальной помощи групп, а также выработки механизмов осуществления адресной социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF TARGETED SOCIAL ASSISTANCE IN KARACHAY CITY DISTRICT

The article deals with the problem of providing targeted assistance to various categories of citizens in the Karachay city district. The issue of improving the system of social protection of the population, more clearly identifying groups in need of social assistance, as well as developing mechanisms for implementing targeted social support is raised.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В КАРАЧАЕВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 369

Борлакова Ф.А.1

особенности организации адресной социальной помощи

В КАРАЧАЕВСКОМ ГОРОдСКОМ ОКРУГЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема оказания адресной помощи различным категориям граждан в Карачаевском городском округе. Поднимается вопрос совершенствования системы социальной защиты населения, более четкого выявления нуждающихся в социальной помощи групп, а также выработки механизмов осуществления адресной социальной помощи.

Ключевые слова: социальная защита, адресная социальная помощь, малоимущие, самообеспечение, адресность, социальные программы, социальные услуги.

Borlakova F.

FEATURES OF ORGANIZATION OF TARGETED SOCIAL ASSISTANCE IN KARACHAY CITY DISTRICT

Abstract. The article deals with the problem of providing targeted assistance to various categories of citizens in the Karachay city district. The issue of improving the system of social protection of the population, more clearly identifying groups in need of social assistance, as well as developing mechanisms for implementing targeted social support is raised.

Keywords: social protection, targeted social assistance, the poor, self- sufficiency, targeting, social programs, social services.

Обострение социальных проблем, расслоение общества по уровню дохода, увеличение безработицы, эти и другие проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы социальной защиты населения. Наблюдающееся противоречие между увеличением числа нуждающегося в социальной защите населения и уменьшением ресурсных возможностей для их удовлетворения, приводит к необходимости строгого выделения тех, кто в силу определенных причин лишен возможности к самообеспечению. Отсутствие должного учета реальной нуждаемости, сохранение уравнительности приводят к ма-лоэффективности социальной поддержки. В данной ситуации использование системы ад-

ресной социальной поддержки особенно актуально.

Проблема оказания адресной помощи социально уязвимым категориям граждан на региональном уровне практически не изучена. На российском уровне обозначенная проблема раскрыта также не в полной мере. Различные аспекты исследуемой проблемы затронуты в работах отечественных ученых: Т.В. Прокофьевой [1], М.И. Либоракиной [2], А.П. Меркурьева [3], Е.С. Куликова [4], Е.Ш. Гонтмахера [5], А.М. Колодезниковой [6], В.П. Галаганова [7], Е.Е. Мачулъской [8].

В последнее время важнейшим принципом социальной защиты является ее адресность. Адресность предполагает правильную иден-

1 Борлакова Фатима Асланбековна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева, г. Карачаевск, e-mail: history_IF@mail.ru, т. +7(928)0316298

Fatima Borlakova, Ph.D. in History, senior lecturer at the Department of philosophy and social work, Karachay-Cherkess state University named after U.D. Aliyev, Karachayevsk, e-mail: history_IF@mail.ru, tel. +7(928)0316298

тификацию нуждающихся, которая может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, адресность основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. И, в-третьих, создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.

«Адресная помощь - вид социальной поддержки, выраженной в денежной или натуральной форме, которая предоставляется малообеспеченным категориям населения в связи с невозможностью самостоятельно обеспечивать себя или возникновением тяжёлой жизненной ситуации» [1, с. 47].

Механизм адресности предусматривает определение контингента, которым необходима социальная поддержка. Когда заявитель обращается в органы социальной защиты, получение помощи напрямую зависит от методологии обеспечения адресности. Важную роль играют также такие факторы, как продуманная стратегия распространения информации о возможностях получения помощи, наличие социальной защиты и наличие контроля над реализацией программы на местном уровне.

Предоставление адресной социальной помощи может осуществляться в форме денежных выплат (материальная помощь, предоставляемая заявителю для приобретения жизненно важных товаров и услуг, ремонта бытового газового оборудования, сантехники и т. д.); помощь в натуральной форме (которая заключается в выдаче заявителю продуктов питания, предметов первой необходимости, топлива, талонов на горячее питание, банных услуг, лекарств, бесплатного билета в городском транспорте); социальные услуги (медицинские, психологические, юридические, информационные); реабилитационные услуги (в том числе зубопротезирование и протезирование слуха); телекоммуникационные услуги; погашение задолженности, освобождение от ЖКХ и техническое обслуживание газового оборудования [8, с. 56].

Механизм адресности включает в себя тщательный сбор, оценку и проверку информации о заявителях на социальную помощь. Виды и формы адресной помощи определяются ин-

тегрированными центрами социальных услуг на основе имеющихся материальных и денежных ресурсов с учетом потребностей граждан, их имущественного положения.

Адресная социальная помощь в Карачаевском городском округе оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (с 1 января 2019 года в КЧР прожиточный минимум на душу населения составляет - 9347 руб.; для трудоспособного населения - 9852 руб.; для пенсионеров - 7531 руб.; для детей - 9612 руб.) [9].

Получателями адресной социальной помощи могут быть одинокие граждане и семьи, оказавшиеся в трудной ситуации, у которых средний доход на душу населения ниже прожиточного минимума, установленного законодательством Карачаево-Черкесской Республики.

При определении уровня дохода учитываются все полученные ежемесячные платежи. Средства, полученные разово, не включены в общую сумму.

Социальная помощь назначается на срок от 1 до 6 месяцев в году в виде разового или ежемесячного платежа кратного прожиточному минимуму, но не превышающий этот показатель более чем в 6 раз. Граждане, обращающиеся за адресной помощью, должны написать заявление, подтвердить документально все доступные выплаты, заработки и оформить статус малоимущей семьи. Статус малоимущей семьи присваивается на основании доходов согласно статье 6 Федерального закона № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [9].

Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам старше 70 лет, обратившимся с заявлением в органы социальной защиты. Размер и вид социальной помощи определяется в каждом конкретном случае индивидуально. Это может быть единовременная денежная выплата для приобретения бытовых приборов (холодильника, телевизора); натуральная помощь (продукты питания, лекарственные препараты, одежда, обувь); со-

циальная доплата к пенсии (по законодательству пенсионное обеспечение не может быть меньше прожиточного минимума, определенного по региону проживания гражданина).

Если сумма платежей за квартплату и услуги ЖКХ превышает 22% (в некоторых регионах этот показатель может быть меньше) от общего ежемесячного дохода пенсионера, он вправе рассчитывать на субсидию со стороны государства [6, с. 34].

Студенты ВУЗов и средних профессиональных учебных учреждений, обучающиеся на бюджетной основе по очной форме обучения, могут претендовать на адресную социальную помощь в виде социальной стипендии. Этот вид адресной помощи могут получить обучающиеся - инвалиды I или II групп, инвалиды детства, сироты.

Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане могут оформить государственную социальную помощь в виде социального контракта.

Социальная помощь в виде социального контракта назначается решением органа социальной защиты населения на основании поданного заявления с приложенными к нему необходимыми документами.

Одновременно с заключением контракта разрабатывается индивидуальная программа социальной адаптации. Она предусматривает содействие в поиске работы, в том числе за пределами места проживания, в прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, в ведении личного подсобного хозяйства, в реализации иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

На период действия контракта (от 3 до 12 месяцев, а в отдельных случаях и на более длительный срок) будет назначена государственная социальная помощь: ежемесячное пособие за счет регионального бюджета для достижения среднедушевого дохода до показателя прожиточного минимума; предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, приобретения топлива для нужд семьи; оказание адресной помощи для многодетных семей

(приобретение одежды и обуви для школьников, бесплатное питание и проезд в общественном транспорте); выделение разовой материальной помощи; иные меры социальной поддержки [10].

В контракте указывается предельный размер социальной помощи, который будет выделен семье. Как правило, он не превышает 50 тыс. руб., либо распределяется на ежемесячные выплаты.

Социальный контракт прекращает свое действие по истечении срока, определенного в его условиях; при выезде семьи за пределы субъекта РФ; при выявлении недостоверных сведений и документов, представленных заявителем.

При расторжении контракта по причине выезда с территории субъекта РФ или по виновным действиям заявителя, семья обязана в месячный срок вернуть все полученные выплаты. Социальный контракт может быть заключен с согласия всех совершеннолетних членов семьи.

В целях выявления эффективности адресной социальной помощи, предоставляемой социально уязвимым гражданам, было проведено анкетирование лиц, проживающих в Карачаевском городском округе. В анкетировании приняли участие 50 человек: от 35 до 60 лет, из них 20 мужчин (40%) и 30 женщин (60%).

Возрастная градация респондентов: 35-44 года - 30 человек (60%), 45-54 года - 15 человек (30%), старше 54 лет - 5 человек (10%).

На вопрос: «Какие виды адресной социальной помощи действуют на территории Карачаевского городского округа?» смогли ответить - 45 человек (90%), 5 человек ответили, что не знают (10%).

На вопрос: «Приходилось ли Вам обращаться за адресной социальной помощью?» утвердительно - 37 человек (60%), отрицательно - 13 человек (40%).

На вопрос: «Довольны ли Вы оказываемой адресной социальной помощью?» Из 37 человек, получавших адресную социальную помощь, утвердительно ответили 21 человек (70%), отрицательно - 16 человек (30%).

На вопрос: «Какая категория населения

больше нуждается в адресной социальной помощи?». Большинство опрошенных граждан (среди которых и получатели социальной помощи так и обычные горожане), считают самой приоритетной группой пенсионеров. Такое мнение имеет 78% респондентов.

На втором месте по нуждаемости, по мнению горожан, находятся инвалиды I, II группы. За обязательную и первоочередную помощь этой категории высказались 73% опрошенных граждан.

За обязательную помощь многодетным матерям высказалось 72% опрошенных горожан.

65% считают, что обязательная помощь необходима одиноким матерям.

Критично настроены горожане к выплате городского социального пособия безработным: только 27% опрошенных считают, что этой категории нужно помогать в первую очередь, 73% опрошенных считают, что безработным нужно помогать непродолжительное время (не больше 1-2 месяцев).

Важное значение для характеристики эффективности адресной социальной поддержки имеет обращаемость населения за городским социальным пособием, которая характеризуется распространением информации по выплате пособий и ее доступности для целевых групп получателей. Опрос получателей социальной помощи показал, что органы социальной поддержки весьма эффективно справляются с этой задачей.

В среднем 70% опрошенных считают, что оказываемая им социальная помощь на муниципальном уровне значительно улучшает их материальное положение. 30% - считают, что помощь неощутима по сравнению с уровнем цен.

На вопрос: «Довольны ли Вы работой социальных служб КГО?» большинство опрошенных (78%) ответили утвердительно, 22% - частично удовлетворены.

Полученные в ходе анкетирования данные показали, что работа органов социальной защиты Карачаевского городского округа оценивается респондентами, в целом, положительно. Граждане получают достаточную информацию об адресной социальной помощи.

Недовольство вызвано размером пособий. Категория малоимущих относится к наиболее уязвимой части населения, и главная задача повысить эффективность оказываемой им социальной помощи. А в условиях, когда размер пособий невелик, говорить о предоставлении достойного уровня жизни говорить не приходится. На наш взгляд необходимо увеличить размер выплачиваемых пособий.

Таким образом, на основе анализа существующей системы мы приходим к выводу о том, что необходимо совершенствовать систему реализации адресных социальных программ в региональном аспекте.

Развитие адресных программ может дать значительный положительный эффект в поддержке малоимущих слоев населения, в разы повысить эффективность использования бюджетных средств, направленных на социальную поддержку населения в регионах.

Важно отметить, что концептуальные основы развития социальной защиты населения на федеральном уровне должны иметь возможность адаптации на региональном уровне, сопровождаться мониторинговым контролем, для своевременного контроля и выявления эффективности используемых мер поддержки малоимущих слоев населения. Пока мы с уверенностью можем считать, что в региональном масштабе переход к оказанию качественных услуг, направленных на достижение конкретных результатов и изменение ситуации в лучшую сторону не произошел.

Но, несмотря на сложности в регионах, исследование показывает, что есть примеры положительных практик и они должны быть вынесены на всеобщее обозрение. Важно отметить, что применение социологических методов, позволяющих синтезировать опыт получателей и работников, дало возможность собрать уникальные данные о фактических практиках реализации адресных социальных программ, проанализировать действующую систему на примере нескольких муниципальных образований, сделать конкретные выводы и дать рекомендации для практиков, работающих в данной сфере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Прокофьева Т.В. Роль адресной социальной помощи в России: научное пособие. М.: ВЛАДОС. - 2009.

2. Либоракина М.И. Социальная помощь: на пути к адресности // Юрист. - 2010. - №5.

3. Меркурьев А.П. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации // ЭЖ-Юрист. - 2011. - №13.

4. Куликов Е. С. Опыт реализации адресной социальной помощи в сельской местности // Ж. Социологические исследования. - 2006. - №10.

5. Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы. Что завтра?: практическое пособие. М.: Гелиос АРВ. - 2009.

6. Колодезникова А.М. Использование косвенных методов определения доходов при реализации программ социальной защиты в России: возможности и проблемы: научно-практическое пособие. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.

7. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: «Академия», 2013.

8. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для СПО / Е. Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

9. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации (с изменениями на 1 апреля 2019 года)» от 1 апреля 2019 года № 49-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации URL: www.pravo.gov.ru

10. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 ноября 2014 г. № 364 «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Карачаево-Черкесской Республике» URL: http://www.garant.ru/hotlaw/karachaevo/591843/#ixzz5oO56joy0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.