УДК 349.2
Юридические науки
Петрова Елена Владимировна, кандидат философских наук, Северный (Арктический) федеральный университет, филиал в г. Северодвинске
ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
Аннотация: В статье представлена правовая основа оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены сущность и значение повышенной оплаты труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, обозначены некоторые проблемные аспекты в исследуемой области.
Ключевые слова: оплата труда, районы Крайнего Севера, районный коэффициент, гарантии, процентные надбавки.
Annotation: The article presents the legal basis for remuneration of persons working in the regions of the Far North and equated areas, defines the essence and significance of the increased remuneration of workers employed in areas with special climatic conditions, identifies some problematic aspects in the study area.
Key words: wages, regions of the Far North, regional coefficient, guarantees, interest allowances.
Оплата труда в особых условиях, в том числе в особых климатических условиях - важный раздел правовой регламентации трудовых отношений. В соответствии с ч. 2 ст. 146 и со ст. 148 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере [1]. Местностями с особыми климатическими условиями, в которых работникам устанавливаются надбавки,
относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также иные местности, которые отличаются особыми климатическими условиями труда - безводные, высокогорные и пустынные районы. Например, в Ростовской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 1993 года № 1004 [2], установлены коэффициенты за работу в пустынной и безводной местности.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [3]. Работодатели не ограничены применять только законодательно закреплённые надбавки при расчете заработной платы работников, у них есть право устанавливать в коллективных и трудовых договорах дополнительные стимулирующие надбавки за работу в особых климатических условиях. Следует отметить, что на сегодняшний день в нашей стране отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий особенности труда в особых климатических условиях.
В целях реализации законодательно установленных гарантий, работникам выплачивается районный коэффициент к заработной плате. Основным нормативным документом, устанавливающим размеры районных коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей, является Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года № 380/П-18 [4].
Сегодня некоторые исследователи отмечают, что актами СССР устанавливалось своеобразное неравенство между работниками производственных и непроизводственных отраслей экономики в части размера повышающих коэффициентов. На сегодняшний день указанная нормативная правовая основа продолжает действовать. Действующий механизм не раз становился предметом для рассмотрения судов, однако законность его
установления и существования поддержал Верховный Суд РФ [5; 6]. И в настоящее время порядок применения районных коэффициентов подтвержден Обзором Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 г. [7] и другими решениями. Специальные районные коэффициенты были установлены для работников лесозаготовительных, лесосплавных предприятий, для работников отраслей тяжелой промышленности - предприятий черной и цветной металлургии и т.д. В период 1992 - 1997 гг. решениями Правительства РФ были повышены районные коэффициенты для Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Хакасия, Республики Алтай, Новосибирской области, Алтайского края, районов Архангельской, Пермской и Томской областей.
Районный коэффициент применяется с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не зависит от наличия и периода страхового стажа [8]. В настоящее время в нашей стране районный коэффициент установлен на территории 44 субъектов (включая 10 автономных округов) и выплачивается примерно 20,4 млн. работников, что составляет 40% их численности в целом по Российской Федерации.
Отметим, что одной из весьма существенных гарантий оплаты труда в особых климатических условиях является установление соответствующих надбавок по непосредственному месту осуществления работы, вне зависимости от места нахождения (регистрации) самой организации. Указанная позиция подтверждается решениями ВС РФ, содержащимися в Обзоре Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 года [7].
Кроме применения районного коэффициента, повышенный размер оплаты труда лиц, работающих в указанных районах, реализуется с помощью процентных надбавок за стаж работы на данных территориях. Важно, что перечисленные надбавки являются составной частью заработной платы и относятся не к стимулирующим выплатам, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Порядок и условия выплаты этих надбавок определены статьями 148 и 317 Трудового кодекса РФ, статьей 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [3], а также иными нормативными актами [9; 10].
Итак, выплата «северных надбавок» к заработной плате зависит от двух условий: места выполнения и стажа работы. Место выполнения работы устанавливается Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Страховой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, исчисляется со дня начала работы в этих районах.
На основании статьи 314 ТК РФ для получения гарантий и компенсаций необходимо соблюдать порядок исчисления страхового стажа, который устанавливается не только документами Правительства РФ, но также иными нормативными актами, в том числе - неопубликованными. Важнейшее место среди таких документов занимает неопубликованная Инструкция 1990 г. № 2 «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» [10]. В соответствии с ней, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. В Инструкции установлены размеры процентных надбавок и темпы их возрастания в зависимости от района выполнения работы.
До сих пор иногда в практике встречаются ситуации, когда работодатели включали в минимальный размер оплаты труда районные коэффициенты и процентные надбавки, что является недопустимым. В Постановлении от 07 декабря 2017 года № 38-П Конституционный Суд РФ указал, что районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ с даты провозглашения указанного Постановления. Таким образом, на сегодняшний день в данном вопросе поставлена точка [11].
Еще одной немаловажной представляется проблема применения районного коэффициента при определении места выполнения работы и места нахождения работодателя. Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов, также устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены действующим для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 302 Трудового кодекса РФ).
В обзоре судебной практики встречается достаточно много споров, связанных с взысканием работников с работодателя не выплаченных соответствующих доплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Отметим, что правильность установления процентных надбавок со стороны работодателя неоднократно становится предметом судебного разбирательства. Данные споры касаются частных случаев, например -установление процентных надбавок индивидуальным предпринимателям, лицам, осуществляющим трудовую деятельность в местах лишения свободы и другие ситуации. Важно отметить, что государство не связывает факт предоставления гарантий и компенсаций в зависимости от основания расторжения трудового договора, а также наличия или отсутствия у работника дисциплинарных взысканий.
Таким образом, применение дополнительных надбавок и районного коэффициента при оплате труда является важнейшей государственной гарантией для работников, занятых на работах в особых климатических условиях.
Библиографический список:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 197-ФЗ: принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 3.
2. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 № 1004 «Об
установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ», 11.10.1993, № 41, ст. 3926.
3. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: [закон РФ № 4520-1] //Российская газета. - 1993. - № 73.
4. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (с изм. от 23.06.1965) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» // Документ опубликован не был.
5. Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № КАС08-757 // Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, декабрь, 2009.
6. Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2000 № ГКПИ00-505 // СПС «Консультант Плюс».
7. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, апрель, 2014.
8. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 3) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.1995 № 950).
9. Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных
надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)»: Постановление Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 г., № 49 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1995. - № 12.
10. Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами: Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г., № 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12.2015) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант. - Режим доступа: http://base.garaN2t.ru/5180494/.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» // Собрание законодательства РФ», 18.12.2017, № 51, ст. 7913.