Научная статья на тему 'Особенности описания студентов как представителей «Четвертого сословия» (на материале повести П. Д. Боборыкина «Однокурсники»)'

Особенности описания студентов как представителей «Четвертого сословия» (на материале повести П. Д. Боборыкина «Однокурсники») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ / ИНТЕЛЛИГЕНТ / РУССКАЯ ПРОЗА / КОНЕЦ XIX В / П.Д. БОБОРЫКИН / STUDENT / THE FOURTH CLASS / INTELLECTUALS / RUSSIAN PROSE / LATE 19TH CENTURY / P.D. BOBORYKIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сюе Яо

Рассматриваются способы описания студентов как представителей социальной группы в русской прозе конца XIX в. В связи с этим затрагиваются социально-культурная ситуация и значимые события эпохи, в том числе реформы образования, являющиеся историческом фоном для анализа. Исследование проводится на материале повести П.Д. Боборыкина «Однокурсники», в которой герои-студенты изображаются как группа людей, объединенных сходными характеристиками и отличающихся по этим параметрам от других членов российского общества конца XIX в. Студенты оцениваются в повести как представители складывающейся в указанную эпоху новой социальной группы, названной «четвертым сословием». На основании анализа материала в статье представлены определение и состав «четвертого сословия», перечислены и классифицированы различные номинации, обозначающие людей, составляющих новое сословие. Кроме того, выявлены отличительные черты этого сословия, его оценка разными членами общества, включая студенческую самооценку, отмечена роль студентов в государственной и социальной жизни. Все это приводит к заключению, что выражение «четвертое сословие» выступает в исследованном материале синонимом слова «интеллигенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the description of students as the representatives of “the fourth class” (on the example of the novel “Classmates” by P.D. Boborykin)

Article focuses on the ways of describing students as the representatives of a social group in the Russian prose of the late 19th century. In this context, it concerns the socio-cultural situation and significant events in the period, including education reform, which is the historical background for the analysis. This research is based on the novel “Classmates” by P.D. Boborykin, in this novel the leading characters-students are described as a group of people united by the similar characteristics and differed in these parameters from the other members of Russian society at the end of the 19th century. Students are evaluated in this story as the representatives of the new social group called “the fourth class”, which is formed in the specified era. Based on the analysis of the material the author presents the definition and composition of “the fourth class”. The various nominations, indicating the people that make up the new class are listed and classified. In addition, it also describes the features of this class, its assessment of the various members of society, including students’ self-assessment; moreover, this study emphasizes the role of students in public and social life. All this leads to the conclusion that the term “the fourth class” appears in the investigated material as the synonym to the word “intelligentsia”.

Текст научной работы на тему «Особенности описания студентов как представителей «Четвертого сословия» (на материале повести П. Д. Боборыкина «Однокурсники»)»

УДК 811.161.1.37

ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ЧЕТВЕРТОГО СОСЛОВИЯ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ П.Д. БОБОРЫКИНА «ОДНОКУРСНИКИ»)

Яо Сюе

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация: Рассматриваются способы описания студентов как представителей социальной группы в русской прозе конца XIX в. В связи с этим затрагиваются социально-культурная ситуация и значимые события эпохи, в том числе реформы образования, являющиеся историческом фоном для анализа. Исследование проводится на материале повести П.Д. Боборыкина «Однокурсники», в которой герои-студенты изображаются как группа людей, объединенных сходными характеристиками и отличающихся по этим параметрам от других членов российского общества конца XIX в. Студенты оцениваются в повести как представители складывающейся в указанную эпоху новой социальной группы, названной «четвертым сословием». На основании анализа материала в статье представлены определение и состав «четвертого сословия», перечислены и классифицированы различные номинации, обозначающие людей, составляющих новое сословие. Кроме того, выявлены отличительные черты этого сословия, его оценка разными членами общества, включая студенческую самооценку, отмечена роль студентов в государственной и социальной жизни. Все это приводит к заключению, что выражение «четвертое сословие» выступает в исследованном материале синонимом слова «интеллигенция».

Ключевые слова: студент, четвертое сословие, интеллигент, русская проза, конец XIX в., П.Д. Боборыкин.

Для цитирования:

Сюе Яо. Особенности описания студентов как представителей «четвертого сословия» (на материале повести П.Д. Боборыкина «Однокурсники») // Коммуникативные исследования. 2016. № 3 (9). С. 115-122.

Сведения об авторе:

Сюе Яо, аспирант кафедры русского языка

Контактная информация:

Почтовый адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 11

E-mail: xueyao@mail.ru

Дата поступления статьи: 01.07.2016

© Яо Сюе, 2016

В повести «Однокурсники» (1900] П.Д. Боборыкина замечено выражение «четвертое сословие», которое в контексте обозначает интеллигентов, образованных людей, не являющихся аристократами, представителями духовенства или купечества. «Этим термином обозначается иногда рабочий класс. Он возник по аналогии с термином третье сословие и вошел в употребление преимущественно с 1840-х гг.» [Энциклопедический словарь 1903: 736], но этот термин исторически многозначен, в данной повести он выступает в качестве малоупотребительного выражения, которое имеет значение «студенты», «интеллигенты».

Согласно словарному определению, значение единицы «интеллигент» - «лицо, принадлежащее к интеллигенции», которая обозначает «работников умственного труда, имеющих специальную подготовку и знания в различных областях науки, техники и культуры» [БАС, Т. 5, 1956: 387, 389]. Тем не менее, с точки зрения П.Д. Боборыкина, которого считают «крестным отцом» термина «интеллигенция» в русской прозе, русский интеллигент является не просто работником умственного труда, а высоконравственным и прогрессивно мыслящим человеком, у которого очень богатый внутренний мир [Евдокимова 2015: 63]. Поскольку обычно жизнь интеллигента начиналась с высшего учебного заведения, студенты входят в число интеллигенции и играют немалую роль в романе П.Д. Боборыкина.

Студент представляет собой «учащегося высшего учебного заведения» [БАС, Т. 14, 1963: 1096]. Первые вузы в России возникли благодаря реформам Петра I, деятельность университетов регулировалась университетскими уставами. В истории российского высшего образования было пять университетских уставов, среди которых принятый при Александре III устав 1884 г., значительно повлиявший на университетскую жизнь, занимает особое место. Университетский устав 1884 г. лишил высшие учебные заведения автономии, в результате чего плата за обучение повысилась и стала доступна не для каждого человека. Кроме того, студенты находились под постоянным контролем попечителей, инспекторов и полиции, даже были различные наказания для виновных студентов [Яковлен-ко 2015: 224]. В таком историческом контексте учился в Московском университете в качестве экс-штрафного студента герой повести «Однокурсники», который принадлежит к «четвертому сословию».

В данной работе собраны и классифицированы все слова и выражения, которые употребляются при описании членов «четвертого сословия» в повести «Однокурсники». Насчитывается всего 14 единиц номинации, которые представлены в тексте в разных количествах словоупотреблений и в различной сочетаемости: 1] студент (50 единиц], в том числе заурядный студент, штрафной студент и другие выражения; 2] товарищ (32); 3] однокурсник (29); 4] интеллигент (17); 5] интеллигенция (11); 6] студенческий (5], например студенческая братия и студенческий вожак; 7] студенчество (3]; 8] сверстник (3]; 9] первокурсник (2]; 10] умствен-

ный пролетариат (2); 11] однокашник (2); 12] студиозус (1); 13] студентик-новичок (1); 14] магистрант (1). В настоящей статье анализируются только самые типичные примеры из первых четырех групп.

В первой группе представлены слова и словосочетания, связанные со студентом, например:

1) Ему лично, Ивану Заплатину, экс-штрафному студенту - не хотелось поддаваться «настроению» такой вот пьесы.

2) И даже довольно обидно за молодежь (он произносил: «молодеж»), что слишком у нас скоро обобщают. Сейчас - вывод: никуда не годная генерация, нынешние студенты дрянь, - ни идеалов, ни идей, ни знаний, ни хороших чувств. Это вздор!

3) Она хотела ему показать, что миллионы, в ее глазах, не все, что ее жених, хотя он и заурядный студент, и сын провинциального купца третьей гильдии , но у него есть принципы , и он всегда способен поступиться своей свободой за то дело, которое считает правым.

В предложении (1) П.Д. Боборыкин называет героя Заплатина экс-штрафным студентом, это название содержит социокультурную информацию. Как уже было указано, после опубликования Университетского устава 1884 г. студенты попали под усиленный контроль, они подвергались за совершенные проступки различным наказаниям, вплоть до выдворения из университетского города на родину под надзор полиции. После годовой ссылки в родной город Заплатин снова вернулся в Москву и продолжил учиться в университете, поэтому писатель охарактеризовывает его как экс-штрафного студента.

Пример (2) показывает мнение студента о других студентах. Персонаж Кантаков не согласен с тем мнением, которое пересказывает. С точки зрения Кантакова, у современных ему студентов имеются идеалы, идеи, знания и хорошие чувства. Он дает положительную оценку членам «четвертого сословия».

В примере (3) демонстрируются оценки студентов другими членами общества. Невеста Заплатина Надя любит своего жениха, хотя он представляется ей просто заурядным студентом. Использованное прилагательное значит «ничем не выдающийся, обыденный, посредственный» [БАС, Т. 4, 1955: 1085]. По мнению Нади, заурядный студент, с одной стороны, это ничем не выдающийся студент, у него нет больших успехов в учебе, а с другой - Надя считает своего жениха простым студентом, а не богатым купцом или другим человеком, имеющим высокий социальный статус.

По частоте появления в романе второе место занимает слово товарищ, которое имеет несколько значений: «человек, участвующий с кем-либо в одном деле, промысле, предприятии и т. п.; человек, связанный с другими общей профессией, местом работы; человек, связанный с кем-либо узами дружбы; человек, идейно связанный с другими людьми, участвующий вместе с ними в общем деле, борьбе; о человеке нового, социа-

листического общества и др.» [БАС, Т. 14, 1963: 512-515]. В данной повести языковая единица товарищ имеет только два значения:

4] Пятов назвал ему Заплатина, прибавив, что они были товарищи по курсу; тот вытянул губу и, ничего не сказав, пожал его руку.

5] - Это в последний раз! - прошептал он. - Но помни, Надя... когда ты почувствуешь, что ты на краю того оврага, куда так легко скатиться на сцене... помни, что у тебя остался товарищ... только товарищ, Иван Заплатин. Пошли за ним, когда еще не поздно.

В этих двух примерах лексема товарищ обозначает Заплатина, тем не менее это слово обладает разными значениями. В примере (4] слово товарищ является синонимом единицы «однокурсник», иными словами, Заплатин и Пятов учились на одном курсе. А в другом примере можно заменить слово товарищ на единицу «друг». При анализе его употребления в тексте можно обнаружить, что товарищ в примере (5] не принадлежит к числу «четвертого сословия».

В третьей группе единица однокурсник используется так же, как в названии повести, и означает «студент, учащийся или учившийся на одном курсе с кем-либо» [БАС, Т. 9, 1959: 696].

6] Третьего дня она ему напомнила:

- Когда же мы к твоему Элиодору? Неловко так оттягивать.

Он должен был дать ей слово, что напишет ему в тот же день.

Сегодня он весь сам не свой с утра. В двенадцатом часу он должен зайти за Надей и везти ее туда, на Садовую, за Илью Пророка, в хоромы своего однокурсника-принципала.

7] Заплатин слушал с полузакрытыми глазами, и его однокурсник, со всеми своими интеллигентными затеями, автор будущей книги об эстетических взглядах Адама Смита - выступил перед ним, как настоящее бытовое лицо.

Единица однокурсник-принципал состоится из двух частей, слово принципал значит «начальник, хозяин» [БАС, Т. 11, 1961: 639], поэтому в контексте эта единица означает, что Элиодор является и человеком, учившимся вместе с Заплатиным, и тем, кто дает ему работу. Здесь показана ирония автора: оба персонажа были студентами, но сейчас один из них зависит от воли и настроения другого, т. е. Элиодор и Заплатин входят в «четвертое сословие» с разными статусами. В следующем примере однокурсник Элиодор описан в другом ракурсе, в частности у него имеются интеллигентные затеи и выйдет книга - все доказывает, что этот однокурсник представляет собой члена «четвертого сословия», хотя и не типичного.

В четвертую группу входит слово интеллигент и даже его перевод на иностранный язык, например:

8] Слова: «интеллигенция» и «интеллигент» - произносятся с особым выражением, почти как смехотворные прозвища.

А ему они до сих пор дороги. Нужды нет, что они переделаны с иностранного. Без них небось никакой разговор не ведется.

Не станет он сам себя величать: «я интеллигент»; но не будь он из этого «сословия», - что бы в нем сидело? Какие устои? Какие идеи и упования?

Не смущает его то, что теперь и у нас, в Европе, в такой передовой стране, как Франция, раздаются такие же голоса.

И там кличка «intellectuel» - бранное прозвище. Но для кого? Для реакционеров-националистов, для тех, кто с пеной у рта оплевывал лучших людей Франции, кто цинически ликовал при вторичном беззаконном приговоре над невинным, потому что он - «жид».

9) Ведь она (пьеса. - Я. С.) делается же кругом, худо ли, хорошо ли -с потерями и тратами, с пороками и страстями. И народ, и разночинцы, и купцы, и чиновники, и интеллигенты - все захвачены огромной машиной государственной и социальной жизни. Все в ней перемелется, шелуха отлетит; а хорошая мука пойдет на питательный хлеб.

10] Не затем он собрался прочесть ее Заплатину, чтобы «совращать» его в свою веру, а затем, чтобы посмотреть - насколько такие вопросы могут вызвать сочувствие в среднем, хорошем интеллигенте.

В примере (8) большие фрагменты посвящены описанию и оценке интеллигента. Это оценка студентов и - шире - интеллектуалов «международного масштаба». Интеллигенты противопоставляются реакционерам-националистам, и это противопоставление обнаруживает себя в реакции на приговор невиновному человеку. Имеется в виду громкий судебный процесс по делу Дрейфуса, французского офицера еврейского происхождения, обвиненного в шпионаже. Дрейфуса защищали французские писатели, особенно известна речь Эмиля Золя. Таким образом, обозначена одна из ведущих характеристик интеллигентов и интеллигенции как социальной группы: обостренное чувство справедливости.

Кроме того, важно отметить мнение студента о том, что интеллигенты составляют сословие. Здесь мы наблюдаем самоидентификацию персонажа.

Пример (9) не только указывает, что интеллигенты играют важную роль в государственной и социальной жизни, но и представляет размышления Заплатина о тех новых идеях, которые воплотились в пьесах Чехова. Писатель описывает здесь Заплатина как настоящего интеллигента, размышляющего о роли искусства, об отражении жизни в искусстве, о том, что привлекает человека в театре.

В примере (10) выражается оценка Заплатина его бывшим сокурсником Щелоковым: средний и хороший интеллигент. Из примеров (9) и (10) можно сделать вывод, что, по мнению как автора повести, так и персонажа, герой романа Заплатин принадлежит к «четвертому сословию». Таким

образом, оценка Заплатина сторонним наблюдателем (автором] и другим персонажем, находящимся внутри ситуации, совпадают.

Классифицирование и анализ единиц, обозначающих представителей «четвертого сословия», приводят к следующим выводам: 1] четвертое сословие включает в себя интеллигентов, студентов и др., в некоторых случаях эти слова, в том числе единицы однокурсник и товарищ, могут заменять друг друга, выступая как контекстуальные синонимы; 2] существуют и положительные и отрицательные оценки данного сословия разными членами общества; 3] одно слово в различных случаях имеет разные значения, которые иногда не имеют отношения к «четвертому сословию»; 4] интеллигенты играют значительную роль в обществе, и окружающие признают это; 5] герой повести «Однокурсники» Заплатин является самым типичным студентом - представителем «четвертого сословия»; 6] внутри «четвертого сословия» существуют еще подклассы, включающие людей относительно высокого или низкого статуса.

Таким образом, анализ контекстов, в которых употреблены интересующие нас единицы, позволил установить общие черты, которыми наделяются студенты в русской прозе конца XIX в. Это люди, осваивающие теоретические и практические знания, необходимые в их будущем умственном труде, кроме того, практически каждого из них можно назвать мыслящим человеком с богатым внутренним миром. Все эти качества свидетельствуют о том, что студенты рассматриваются в прозе XIX в. как социальная группа, из которой вырастает научная и творческая интеллигенция. Полученные результаты будут полезны как для рассмотрения процесса формирования интеллигенции, так и для выявления в дальнейших исследованиях русской прозы особенностей описания интеллигентов современной эпохи.

Список литературы БАС - Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1965. Т. 4. 1955. 1364 с.; Т. 5. 1956. 1918 с.; Т. 9. 1959. 1482 с.; Т. 11. 1961. 1842 с.; Т. 14. 1963. 1390 с. Евдокимова О.К. Некоторые аспекты темы интеллигенции в творчестве П.Д. Боборыкина // История русского литературного процесса Х!-ХХ вв. и закономерности его развития на современном этапе. Чебоксары, 2015. С. 61-65. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXXVIII. СПб., 1903.

Яковленко А.Е. Преобразование университетских уставов на протяжении XIX века // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. С. 222-225.

Источники

Боборыкин П.Д. Однокурсники // Соч.: в 3 т. / сост., подгот. текста, примеч. С. Чу-принина. М., 1993. Т. 3. С. 502-611.

Croe

121

References

(1903), Collegiate Dictionary of FA. Brockhaus andIA. Efron, St. Petersburg, Vol. 38. (in Russian).

(1950-1965), Dictionary of Modern Russian Literary Language, in 17 volumes, Moscow, Leningrad. (in Russian). Yakovlenko, A.E. (2015), Preobrazovanie universitetskikh ustavov na protyazhenii 19 veka [The Transformation of University Regulations throughout the 19 century].

Unikal'nyye issledovaniya 21 veka [Unique Study of the 21 century], Kazan, pp. 222-225.

Yevdokimova, O.K. (2015), Nekotorye aspekty temy intelligentsii v tvorchestve P.D. Bo-borykina [Some aspects of the intellectuals theme in the works of P.D. Bobo-rykin]. Istoriya russkogo literaturnogo protsessa 19-20 vv. i zakonomernosti ego razvitiya na sovremennom etape [The history of Russian literary process in 1920 centuries and the laws of its development at the present stage], Cheboksary, pp. 61-65.

Sources

Boborykin, P.D. (1993), Odnokursniki [Classmates]. Works, in 3 volumes, drafting, preparation of the text, notes by S. Chuprinin, Moscow, Vol. 3, pp. 502-611.

FEATURES OF THE DESCRIPTION OF STUDENTS AS THE REPRESENTATIVES OF "THE FOURTH CLASS" (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL "CLASSMATES" BY P.D. BOBORYKIN)

Yao Xue

Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia)

Abstract: Article focuses on the ways of describing students as the representatives of a social group in the Russian prose of the late 19th century. In this context, it concerns the socio-cultural situation and significant events in the period, including education reform, which is the historical background for the analysis. This research is based on the novel "Classmates" by P.D. Boborykin, in this novel the leading characters-students are described as a group of people united by the similar characteristics and differed in these parameters from the other members of Russian society at the end of the 19th century. Students are evaluated in this story as the representatives of the new social group called "the fourth class", which is formed in the specified era. Based on the analysis of the material the author presents the definition and composition of "the fourth class". The various nominations, indicating the people that make up the new class are listed and classified. In addition, it also describes the features of this class, its assessment of the various members of society, including students' self-assessment; moreover, this study emphasizes the role of students in public and social life. All this leads to the conclusion that the term "the fourth class" appears in the investigated material as the synonym to the word "intelligentsia".

122 Раздел III. Актуальные направления в исследовании художественного текста

Key words: student, the fourth class, intellectuals, the Russian prose, the late 19th century, P.D. Boborykin.

For citation:

Xue, Yao (2016), Features of the description of students as the representatives of "the fourth class" (on the example of the novel "Classmates" by P.D. Boborykin). Communication Studies, No. 3 (9), pp. 115-122. (in Russian).

About the author:

Xue Yao, postgraduate student of the Chair of Russian Language

Corresponding author:

Postal address: 11 Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia

E-mail: xueyao@mail.ru

Received: July 01, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.