Особенности оформления прав ОАО «Газпром» на земельные участки в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ
В.Г. Олехнович
начальник Управления по работе с недвижимым имуществом и землепользованию Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром»
В настоящее время 97 процентов земель, используемых для эксплуатации объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ), собственником которых является ОАО «Газпром», предоставлены ОАО «Газпром» в постоянное (бессрочное) пользование. Земельный кодекс Российской Федерации от
25.10.2001 № 136-ФЗ и Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обязывают ОАО «Газпром» переоформить эти земли в аренду или выкупить в собственность до 1 января 2004 года.
Работы по переоформлению прав на землю и их государственной регистрации в соответствии с приказом ОАО «Газпром» от
07.06.2002 № 50 «Об организации работ по оформлению прав ОАО «Газпром» на земельные участки» осуществляются за счет финансовых средств ОАО «Газпром» его дочерними обществами, арендующими расположенные на этих земельных участках объекты ЕСГ, на основании заключенных с ОАО «Газпром» агентских договоров. Координацию и методическое руководство работами осуществляет Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром».
Инвентаризацию земель и межевание земельных участков на основании договоров подряда, заключенных с дочерними обществами ОАО «Газпром», проводят ведущие топографо-геодезические и землеустроительные предприятия: ООО «НПП Геокосмос-ГИС», ЗАО «Межевая коллегия», ФГУП «УралНИИгипрозем», ГУАП «Аэрогеодезия-191», Экспедиция № 161 ЗапСибАГП, ФГУП «Сибземкадастрсъемка» и другие предприятия. При проведении работ ис-
пользуются передовые технологии в области создания геоинформационных систем, что обеспечивает снижение себестоимости и сокращение сроков выполнения работ.
В дальнейшем материалы инвентаризации земель и топографо-геодезических съемок земельных участков планируется использовать для проведения технической инвентаризации расположенных на них объектов недвижимого имущества с целью последующей государственной регистрации прав на эти объекты.
Формирование земельных участков и постановку их на государственный кадастровый учет предполагается осуществлять в виде единых землепользований (составных земельных участков), на которых располагаются производственно-технологические комплексы, входящие в состав Единой системы газоснабжения.
При переоформлении прав ОАО «Газпром» на земельные участки следует рассматривать три основные направления землепользования в ОАО «Газпром», связанные с эксплуатацией объектов соответственно по добыче, переработке и транспортировке газа, каждое из которых имеет свою специфику.
Целесообразность приобретения в собственность ОАО «Газпром» земельных участков или переоформления их в аренду в значительной мере определяется как экономическими интересами ОАО «Газпром» (необходимостью минимизировать затраты, связанные с пользованием земельными участками), так и правовым режимом соответствующих земельных участков.
Особенностью правового режима земель под объектами транспорта газа является
№10(15), 2002
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
то, что эти земельные участки ограничены в обороте и могут предоставляться только в аренду. Однако в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога». Специфика проводимых ОАО «Газпром» работ по землеустройству связана с наличием в его собственности большого количества магистральных подземных газопроводов (общей протяженностью около 150 тысяч километров), проходящих зачастую по территориям многих кадастровых округов. При этом в пользование ОАО «Газпром» предоставляются, как правило, только земельные участки под наземными элементами подземных газопроводов и наземными вдольтрассовыми объектами, а вдоль трасс газопроводов российским законодательством устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков.
Земельные участки под объектами переработки газа целесообразно приобретать в собственность. После выкупа этих земельных участков по ценам, установленным статьей 2 указанного Федерального закона, плата за пользование землей будет осуществляться в виде земельного налога.
Значительно более сложным представляется вопрос об оформлении прав на земельные участки под объектами добычи газа, поскольку порядок и условия предоставления земельных участков для осуществления недропользования регулируются нормами не только земельного законодательства, но и законодательства о недрах, а также в связи с тем, что пользование этими земельными участками носит временный характер, продолжительность которого определяется сроком отработки месторождений.
Законодательством Российской Федерации определен порядок приобретения земель в собственность. При этом объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Кроме того, должны быть подтверждены права собственности покупателя на имущество, расположенное на выкупаемых в собственность землях.
Чрезвычайно важным для ОАО «Газпром» является решение проблемы установления стороны, с которой ОАО «Газпром» должно заключать договоры аренды земельных участков или договоры купли-продажи земли.
Статья 10 указанного Федерального закона предусматривает, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Однако в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 начаты работы по подготовке и согласованию перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Необходимость участия ОАО «Газпром» в этих работах определяется тем, что в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации, подлежат внесению в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Таким образом, земельные участки под приватизированными ранее объектами ОАО «Газпром» подлежат отнесению к собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 утверждены «Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», в соответствии с которыми проекты договоров аренды земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся в государственной собственности до приватизации, подлежат обязательному согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Фе-
дерации (далее - Минимущество России) (его территориальными органами).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости, т. е. принятие этого решения относится к компетенции Минимущества России. При этом заключение договоров купли-продажи этих земельных участков возложено на Российский фонд федерального имущества.
Таким образом, чем скорее будет завершена работа по разграничению государственной собственности на землю, тем быстрее и проще будут решаться вопросы переоформления прав ОАО «Газпром» на земельные участки, в том числе вопросы приобретения земель в собственность.
Успешное выполнение в столь сжатые сроки поставленной новым земельным законодательством задачи на территории 64 субъектов Российской Федерации, в которых ОАО «Газпром» осуществляет хозяйственную деятельность, возможно только в результате четкой, слаженной работы всех структурных подразделений администрации ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, тесного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Примером успешного сотрудничества могут служить конструктивные взаимоотношения, сложившиеся в настоящее время между ОАО «Газпром», его дочерними обществами, ООО «НПП Геокосмос-ГИС», администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и расположенными в округе территориальными органами федеральных министерств и ведомств.
* * *
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.09.2002 № 234 «О ставках арендной платы за сдаваемое в аренду имущество, находящееся в государственной собственности Алтайского края»1
С 1 января 2003 года минимальные ставки арендной платы при сдаче в аренду основных фондов (кроме недвижимого имущества) составляют 10% в год от оценочной стоимости; имущественных комплексов и воздушных судов МИ-8 составляют 3% в год от первоначальной балансовой стоимости с учетом последней переоценки.
Размер ставки арендной платы за пользование зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями не может составлять менее 60 р. за 1 кв. м в год.
Постановлением утверждена Методика расчета минимального размера арендной платы при сдаче в аренду зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Алтайского края.
1 Использованы материалы сайта «КонсультантПлюс».