удк 1599 37139 с.А. Пoлевoй1, В.В. Пaвлoвa2
DOI:
''Финансовый университет при Прaвительстве Рoссийскoй Федерaции,
Москва, Россия
2Российский экoнoмический университет им. Г. В. Плехaнoвa,
Москва, Россия
Oсoбеннoсти сбучения студентсв с клиповым мышлением
В качестве цели исследования автором было поставлена задача по поиску новых способов ведения образовательной деятельности при обучении в высшем учебном заведении проектному менеджменту с учётом преобладания у современных студентов клипового мышления. С учётом потребности привития студентам данной специальности логического мышления, способности работать в финансовой и гуманитарной сферах современного бизнеса.
Для получения результата был проведён анализ существующих научных взглядов и подходов к обучению студентов с преобладанием клипового мышления. Рассмотрены существующие взгляды на клиповое мышление ка отечественных так и зарубежных авторов, его различные образовательные, психологические и философские аспекты. В результате синтеза данных подходов с учётом разработок автора были разработаны предложения по разрешению проблем клипового мышления при обучении студентов.
Принимая за основу конструктивный подход предлагается рассматривать клиповое мышление как явление, у которого есть как плюсы, так и минусы. Изменение содержание учебного процесса, производится путём модернизации стандартных методов и приемов обучения, широким использованием инновационных подходов, активизацией сотрудничества и интернет-взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения. За основу берётся эмоциональное воздействие на студента в ходе занятия, которое позволит включить логику, желание познать преподнесённый факт. Обучение студентов проектному менеджменту предлагается проводить с учётом преобладания у них клипового мышления в четыре этапа. На лекции студенты получают цепочку образов, выстроенную преподавателем в последовательности, охватывающей основные вопросы рассматриваемой темы, и преподнесённую таким образом, чтобы побудить у них желание самостоятельно рассмотреть данные вопросы. На втором этапе студенты в ходе самостоя-
тельной работы с доступными для их уровня восприятия возможностями ищут решения поставленных задач. В ходе семинарских (практических) занятий на третьем этапе преподаватель оценивает количество и качество найденных студентами решений практических (ситуационных) задач. Студенты в ходе дискуссии делятся своими вариантами решения практических проблем, обосновывая целесообразность предлагаемых вариантов. На четвёртом этапе (промежуточная аттестация — экзамен) студенты производят разработку проекта в целом или какого-либо его этапа, решая комплекс взаимосвязанных практических задач.
Поскольку в настоящее время клиповое мышление является реальностью нового информационного общества, то сделан вывод о необходимости не борьбы с клиповым мышлением, а о перестройке образовательного процесса с учётом с одной стороны особенностей студентов, обладающих клиповым мышлением, а с другой потребностей бизнеса, которому нужны проектные менеджеры, обладающие, как способностями усваивать большие объёмы информации, так и выстраивать логические цепи и качественно определять причинно-следственные связи. Данное преобразование образования предлагается вести в направлении изменения содержания лекций и семинарских занятий, добавления в них образности и эмоциональности, что позволит запустить познавательную активность студентов, обладающих клиповым мышлением, а также изменения направленности и содержания самостоятельной работы студентов, ставя её целью самостоятельный поиск разрешения проблемных вопросов и решения ситуационных задач.
Ключевые слова: клиповое мышление, проектный менеджмент, выстраивание логических цепочек, этапы обучения, организация учебного процесса, компьютерные и коммуникационные технологии, сетевое образование.
Sergey A. Polevoy1, Valentina V. Pavlova2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 2Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Peculiarities of teaching students with mosaic thinking
As the aim of the research, the author set the task of searching for new ways of conducting educational activity when teaching Project Management at the university taking into account the dominating mosaic thinking of modern students. There is a need to teach students of the given field logical thinking, the ability to work in the financial and humanitarian spheres of current business. In order to get a result, the analysis of the existing scientific views and approaches to teaching students with dominating mosaic thinking was conducted. The existing views by both Russian and foreign authors of mosaic thinking were considered, its different educational, psychological and philosophical aspects. As a result of the synthesis of the given approaches, taking into account the author's inventions, proposals were developed on solving the problems of mosaic thinking in teaching students. Taking a constructive approach as a basis, the mosaic thinking is suggested to be considered as a phenomenon having both advantages and disadvantages. Changing the content of the educational process is done through updating standard methods and patterns of education,
wide use of innovation approaches, intensifying cooperation and online collaboration of the teacher and the student in the process of study.
The basis is formed by the emotional impact on the student in the course of studies, which will allow using logic and form the intention to learn the presented fact. Teaching Project Management to students is proposed taking into account their mosaic thinking, in four stages. During the lecture students receive a chain of images structured by the lecturer in the sequence embracing basic issues of the theme under consideration and presented in such a way as to inspire them to study the given questions independently. At the second stage, the students search for the solution of the assigned tasks in the course of independent work with the opportunities available for their level of perception. During the seminar classes (practical studies) at the third stage, the lecturer evaluates the quantity and quality of the solutions of practical tasks (case problems) found by the students. In the course of discussion, the students share their variants of solving practical problems, grounding the relevance of the proposed
variants. At the fourth stage (midterm assessment — examination) the students develop a project as a whole or one of its stages, solving a set of interrelated practical problems.
Since mosaic thinking is the reality of a new information society now, a conclusion was made of the necessity not to fight mosaic thinking, but to reorganize the educational process taking into account, on the one hand, the peculiarities of students having mosaic thinking, on the other hand, needs of business which requires project managers capable of both processing great amounts of information and arranging logical chains and determining cause and effect relationships. The given modification
of education is proposed to be implemented in regards to changing the content of lectures and seminar classes, adding figurativeness and emotionalism into them, which will make it possible to set the cognitive activity of the students having mosaic thinking, and changing the direction and content of students ' independent work, setting the independent search for solving problems and case tasks as its goal.
Keywords: mosaic thinking, Project Management, arranging logical chains, education stages, organization of education process, computer and communication technologies, network education.
Aктуaльнoсть темы
Современное общество ориентировано на получение знаний, которые необходимы на протяжении всей жизни, особенно специалисту, заинтересованному состояться как перспективному и востребованному в экономической системе профессиональных отношений, в особенности с учётом высоких требований к специалистам по проектному менеджменту. Сейчас в мире происходят кардинальные перемены: рост потоков информации, интенсивная глобализация, которые необходимо адекватно воспринимать и интерпретировать. Все перемены требуют нового содержания профессионального образования. Студентам на современном этапе образования нужно не столько приобрести определенные знания, сколько научиться учиться и уметь находить данные знания и пользоваться ими [1, 2, 3]. Причём вычленять не случайные знания, а отфильтровывать некачественную информацию и работать с современной актуальной информацией, с подходами, трактующими современные модели бизнес-процессов.
Одной из реалий современного высшего образования стало клиповое мышление студентов. Обучаемые с мышлением данного типа по оценкам специалистов составляют не менее 70% современных студентов. Студенты у которых преобладает клиповое мышление плохо анализируют информацию; у них от-
сутствует четкая логика; они плохо выделяют главное и устанавливают логические связи; используют чаще кратковременную память, нежели долговременную; оперируют смыслами малой длины; сложность дисциплин вызывает непонимание учебного материала и желание бросить обучение, в связи с чем, быстро теряют интерес в учебным дисциплинам; быстро устают при изучении обязательных дисциплин; им сложно поддерживать дисциплину на высоком уровне. Данные проблемы особо актуальны при обучении студентов проектному менеджменту, где строгие законы экономики, математики и логики соседствуют с гуманитарными способами и подходами решения значительного количества проблем.
Конечно, можно было бы не признавать наличие клипового мышления, отмахнуться от его проявлений, но реальность современного образовательного процесса в высшем учебном заведении такова, что необходимо признать: на настоящий момент клиповое мышление существенно меняет уровень восприятия студентами материала, состав и содержание обучения и соответственно ставит перед педагогами задачу поиска новых методов и моделей обучения.
Пoстaнoвкa зaдaчи исследoвaния
Стать успешным проектным менеджером в современном бизнесе невозможно без умения анализировать, выяв-
лять суть процесса и на основе этого принимать управленческие решения, без способности планировать, выстраивать логическую и смысловую цепочку из последовательности действий от начального положения до достигаемой цели. Потребность в создании таких логических цепочек подразумевает у менеджера хорошо развитого логического, последовательного мышления. Такое мышление плохо развито у индивидуума, обладающего клиповым мышлением, соответственно заранее программируется его неуспех в бизнесе. В будущем выпускаемым вузами проектным менеджерам придётся принимать решения и осуществлять кооперацию друг с другом. Поэтому вопрос о развитии логического мышления, качественном усвоении студентами значительного объёма материала ставит перед педагогами вузов проблему по восприятию и переработке обучаемыми больших объёмов разноплановой и разносторонней информации и её логическом осмыслении и встраивании в систему знаний студента.
Сoвременнoе достояние прoблемы
В своей теории этапов развития цивилизации М. Маклю-эна отмечает: «...общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие
мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [4].
В отечественной педагогической науке различные аспекты информационных и коммуникационных технологий и их роль в обучении и воспитании отражены в работах Г.А. Бе-рулавы, Е.С. Полат, Л.К. Раиц-кой, П.В. Сысоева, В.А. Тес-това, В.А. Травнева и др.
Как принципиально новое явление познавательной сферы феномен «клиповости» был описан футурологом Э. Тоф-флером, который «рассматривал его в качестве составляющей общей культуры восприятия и переработки человеком любой информации, подвергающей человека психологическому воздействию» [5].
Термин «клиповое мышление» первым в отечественной науке употребил Ф.И. Ги-ренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «.вот вы спросили, что сегодня происходит в философии. А происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [6].
Понятию «клиповое мышление» уделяли внимание и другие ученые. А.Б. Фельдман рассматривает «клиповое мышление», как: «приобретенный вид мышления, при котором человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами
произвольной сложности» [7]. К.Г. Фрумкин дает следующее определение «клиповому мышлению»: «клиповое мышление - вектор в развитии отношений человека с информацией, способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации» [8]. В его работах выделяется «пять факторов, породивших этот феномен: «1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; 2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; 5) рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы». [13].
По мнению Нестеровой Л.Ю. клиповое мышление характеризуется следующими особенностями: фрагментарностью и мозаичностью картины мира; пониженной способностью к анализу и поиску смысла; некритичностью восприятия, неспособностью к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, репродукции; неразвитостью чувственной сферы, неуважительным отношением к соблюдению этических и эстетических норм; склонностью к простым решениям, устранению проблем «кнопочным стилем» [9].
Парадокс состоит в том, что навыки сосредоточения внимания на одном предмете и умения быстро переключиться на решение новой задачи, быстро войти в незнакомую ситуацию с одной стороны необходимы человеку, а с другой создают
конфликт, потому что реактивность действий развивается за счет сосредоточенности, и наоборот. Можно бесконечно спорить, что из них важнее, но на настоящий момент никто не определил идеальную пропорцию между ними.
С точки зрения психологов клиповое мышление позволяет «быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия, не нужной человеку. В этом случае, клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок» [10].
Клиповое мышление обладает не только недостатками. Его главное достоинство - значительная скорость обработки информации. Одной из его особенностей является предпочтение нетекстовой, образной информации. Американский психолог Л. Розен отмечает: «сильная сторона «поколения I» (Internet GeneratMn), воспитанного в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети Интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст» [11].
Согласно В.Г.Кузнецову, особенность клипового восприятия еще и в том, что «человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неокон-ченности (как это было бы в случае прерывания чтения
классического романа), а также вновь с любого места войти в нее» [12].
Глубокий анализ феномена «Клипового мышления» проведен в работах Т.В. Семеновских. В них автор отмечает, что «Г.А. Берулава выделила интегральный когнитивный стиль «дифференциальность — интегральность», который, как и клиповое мышление связан со специфическим восприятием и усвоением учебного материала. Для обучаемых с интегральным стилем, приемлема опора на технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, с опорой на собственную познавательную активность, с использованием дискуссий. Для обучаемых же дифференциального стиля, обучение строится, наоборот, от частного к общему, направлено на обобщенное, логико-формализованное освоение материала, либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания» [13].
По мнению Г.А. Берулавы «сетевое образование относится к новой образовательной парадигме, которую она так и называет — сетевой. Ее отличительными особенностями является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации как сферы рационального сознания, так и сферы интуитивного, бессознательного. Сетевое взаимодействие обучаемого и компьютера характеризуется как интеллектуальное партнерство, представляющее так называемый «распределенный интеллект». Сетевая образовательная стратегия, в отличие от традиционной, ориентирована не на систематизацию знаний и усвоение очередного основного ядра информации, а на развитие способностей и мотивации к генерированию собственных идей» [14].
По её мнению, нельзя не учитывать, что постмодерн — время перехода к виртуальной реальности, заменяющей объективную реальность, и это предполагает взаимодействие человека не с реальными объектами, а с симулякрами. Сегодня объективную реальность во многом заменяют те образы, которые продуцируют телевидение и интернет.
В.А. Тестов определяет, что «перестает чувствовать необходимость воссоздания целостной смысловой картины мира; отдельные фрагменты знаний, полученные из сетей, создают ему иллюзию нахождения на переднем крае науки и техники, без приложения к этому значительных умственных усилий» [15].
Из вышеизложенного следует, что клиповое мышление, став массовым явлением, в современном обществе является своего рода защитой от информационных перегрузок. Современный человек, чувствуя потребность быстрого усвоения информации на разнообразные темы, не имеет другой альтернативы кроме как восприятия по образцам.
Какова роль клипового мышления в учебном процессе, способствует ли оно эффективному усвоению информации в этом процессе? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. «Использование клипового мышления в обучении позволяет человеку запоминать большие объемы информации без восприятия ее содержательности, то есть быстрое и простое запоминание набора слов, фраз или чисел в определенной последовательности на основе некоторых образов, которые соответствуют запоминаемой информации» [16].
Решение задачи
Бороться с клиповым мышлением бесполезно и нерационально. Конструктивный
подход к рассматрению клиповые формы когнитивных процессов заключается в том, чтобы рассматривать его как явление, у которого есть как плюсы, так и минусы.
Необходимо изменять содержание учебного процесса, произвести модернизацию стандартных методов и приемов обучения, необходимость широкого использования инновационных подходов, активизация сотрудничества и интернет-взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения [17, 18].
Основным при этом должно стать эмоциональное воздействие на студента в ходе занятия, которое позволит включить логику, желание познать преподнесённый факт (на данном феномене строятся многие технологии манипулирования сознанием). При этом необходимо эмоции дозировать так, чтобы неожиданный эмоциональный толчок не оказался сильнее логики и просто заблокировал бы логический процесс в сознании. При этом студентам должна предлагаться такая информацию, которая бы «подтягивала» их мысли до нужного уровня самосознания, заставляла их логически думать.
По мнению Р. Келли, процент необходимых для выполнения работы знаний, которые современный работник может удержать в голове, постоянно сокращается. Если в 1986 г. он составлял 75%, а в 1997 г. уже 15—20%, то в 2008 г. это значение не превышало 8—10% [19].
Как продемонстрировало исследование «Эффект
Google», если респонденты знали, что предоставленная им информация опубликована в Интернете, они ее просто не запоминали и даже не пытались глубоко вникнуть в ее смысл.
Это реалии нынешнего состояния образовательного процесса. Мы приходим к тому, что клиповое мышле-
ние — это новое направление в развитии отношений человека с информацией. Кардинальные изменения связаны с изменением качества общества, в котором мы живём, -информационного общества, котрое занимается производством не просто материальных товаров, а производством информации, получаемой через цифровое пространство. Развитие современных информационных технологий потянуло за собой потребность человека усваивать за меньшее количество времени большего объема информации, с одной стороны, и качественные изменения в формате самой информации, с друг. Возникла устойчивая тенденция к фрагментарному представлению информации с доминантой на ее количестве, а не качестве. «Вышеописанные изменения детерминировали возникновение такого феномена, как «клиповое мышление» и повлекли за собой потребность изменения подхода к обучению молодежи» [13]. Потому и воздействовать на обучаемых следует не только традиционными способами — вербально (словом), но и новыми методами, формами — с использованием новых информационных технологий (образно). Динамично меняющаяся структура восприятия мира молодыми людьми требует адекватного рационального, эмоционального и душевного отражения явлений, процессов, предметов этого мира.
В результате проведенного Т.В. Семеновских комплесно-го анализа исследований по вопросам клипового мышления было выявлено, что:
«— клиповое мышление — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переклю-
чения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира;
— феномен клипового мышления по своей сущности во многом соприкасается с понятием когнитивного стиля;
— когнитивные стили «диф-ференциальность-интеграль-ность» связаны с индивидуальными особенностями понимания учебного материала, например, необходимо разделять материал на короткие смысловые фрагменты и предъявлять конкретные рабочие требования для учащихся с дифференциальным когнитивным стилем» [13].
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что при построении образовательного процесса в учебной и вне-учебной деятельности студентов современные педагоги и психологи должны учитывать существенные особенности феномена «клипового мышления». Студенты, которые проводят за компьютером много времени, привыкают к определенным механизмам подачи информации, к броским блокам, быстро сменяющим друг друга сюжетным картинкам, множеству гиперссылок. Клиповое сознание студентов достаточно сильно корректирует обычную систему подачи информации. Восприятие и сознание студентов требует от компьютерных блоков быстроты, краткости и конкретности. Но, при этом они должны быть яркими и выразительными.
Учебная информация, при изучении учебных дисциплин должна восприниматься обучающимся. Как этого достичь? Сделать медиаокру-жение более дискретным: короткие сюжеты, динамичные видео- и аудиоблоки. Основная задача — заинтересовать студентов, сделать так, чтобы модель Й. Хейзинга «вызов-ответ» содержалась в основе образования.
Разумное сочетание «известных методов обучения совместно с новыми разработками, в том числе и е-1еагшщ технологиями повысит эффективность процесса обучения и значительно улучшит уровень профессиональной подготовки студентов. Элемент игры должен присутствовать в каждом предмете обучения» [20].
Информационные и коммуникационные технологии - это технологии, соответствующие стилю мышления студентов. Они позволяют снять барьеры восприятия. Именно эти технологии должны применять преподаватели в учебном процессе, чтобы сделать его наиболее рациональным и эффективным.
Кроме того, как отмечает В.А. Травнев: «при использовании данных технологий наиболее глубоко и полно реализуются дидактические принципы обучения:
1) принцип наглядности — при использовании информационных и коммуникационных технологий появляется возможность наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности и модели;
2) принцип доступности и посильности — рассматриваемые технологии открывают принципиально новые возможности в реализации данного принципа, поскольку современные программы дают возможность генерировать задачи возрастающей трудности;
3) принцип индивидуализации обучения — современные технологии открывают возможности каждому студенту выстраивать индивидуальный маршрут обучения, преимуществом современных технологий и альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован, студент может усваивать ее в удобном режиме и темпе, она предполагает наличие значимой мотивации, поскольку смот-
рится лишь то, что интересно и привлекает внимание;
4) принцип сознательности — студент с помощью современных технологий может наиболее оптимальным образом организовывать свое обучение;
5) принцип активности — применение инновационных технологий неотъемлемо от самостоятельной активности студента по поиску необходимой информации в сети Интернет, выполнению различных заданий и т.д.» [21].
Целесообразно пере-
смотреть содержательную часть учебного материала. «С учетом индивидуально-психологических особенностей студентов необходимо структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения — приоритетными станут яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками. Актуальной задачей станет создание узко-тематических фильмов (видеороликов) с наглядными примерами, экспериментами» [13].
Преподавателям необходимо модернизировать свой стиль преподавания. Тематическая дискуссия, обсуждение, форум, сегодня желательны в образовательном процессе и может проводится в виде организации чата. Общение в чате снимает замкнутость и психологические барьеры, которые могут быть связанны с характером обучения по различным дисциплинам. Чат помогает установить непосредственный контакт между преподавателем, студентом и учебной группой.
При разработке и внедрении методик обучения студентов, часть из которых обладает клиповым мышлением, могут использовать рекомендации, предложенные Зеленцовым Б.П. и Тятенковой И.И [22]:
1. «Включать в учебный процесс элементы «клиповой»
подачи информации, то есть исключать монотонность, менять формы восприятия, заставлять студентов слушать, писать, смотреть; использовать учебный материал в виде картинок, таблиц, графиков; приводить примеры применения изучаемых понятий.
2. Разбивать, изучаемый материал, на более мелкие и простые блоки.
3. Многократно повторять изучаемый материал, в том числе на практических занятиях, на контрольных работах, в индивидуальном задании и на экзамене.
4. Мотивировать студентов для усвоения изучаемого материала, в том числе путем внедрения заданий, имеющих профессиональную направленность».
В высшей школе традиционной формой организации обучения является лекция — для студентов с клиповым мышлением она должна существенно измениться. Здесь должна в полной мере быть использован система образов, как наиболее результативный способ запоминания. Язык образов и жестов намного древнее, чем язык символов, поэтому воспринимать информацию в виде образов легче, чем в виде букв, цифр, формул. Наиболее эффективный способом запоминания материала во время лекции -это система образов, которая описана выше.Уже доказано, что запоминание при использовании системы образов происходит целенаправленно и по продолжительности на длительный период.
Примером эффектив-
ного использования системы образов на лекциях является применение современных мультимедийных технологий, но не текстовых скучных слайдов, а динамичных, использующих анимацию, видеоролики, яркие живые картинки. Таким образом, лекция должна превращаться в мультиме-
дийный поток передачи информации: два — три слайда с рисунками и минимумом текста, слайд с видеороликом или анимационный слайд, и т.д. На весь цикл не более 2—5 минут, за которые до слушателей должен быть доведён образ факта, явления или закона. Причём доведён так, что он всколыхнёт эмоции студента своей красочностью и образностью, заставит его думать над решением проблемных ситуаций вокруг данного образа или прочно войдёт в копилку его памяти. В ходе лекции из данных фактов-образов должна быть сформирована картина, отражающая тему, рассматриваемую на лекции.
Формирование образов с применением современной компьютерной техники в процессе обучения не является большой сложностью. Эти образы могут быть представлены в виде короткометражных анимационных картинок или слайдов. Такой способ пре-поднисения информации — представляет собой клип. При этом необходимо помнить, что последовательность клипов не должна быть очень объемной, т.е. не иметь абстрактного содержания.
Требования к видео контенту очень подробно сформулированы в работах Т.В. Семеновских и выглядят следующим образом: «При работе с различными видами видеоклипов целесообразно отдавать предпочтение той их разновидности, которая вызывает позитивную реакцию и стимулирует интенсивный поиск ответов на волнующие студентов вопросы: о смысле жизни, их предназначении, личных приоритетах, наилучших перспективных жизненных результатах и оптимальных путях их достижения. Главным условием успешного использования видеоконтента в качестве дидактических средств является органичная интеграция видеосюжета в ло-
гику преподаваемой дисциплины. Видеоконтент не может полностью подменять собой теоретический материал учебной дисциплины, но он может красочно иллюстрировать закономерности, сведения о которых были предоставлены преподавателем в теоретической части учебного курса. Для эффективного расширения субъектного потенциала личности преподаватель также должен активно использовать такие техники как «сократовский диалог», фасилитация групповых дискуссий, управление групповой динамикой. Это позволит подтолкнуть учащихся к творческому поиску при обеспечении психологической безопасности учащихся» [13].
Дозированная (клиповая) подача информации позволяет запоминать ее, а должным образом дозированное эмоциональное воздействие при этом включает логику её осмысления. Таким образом основой лекций становиться лекция-визуализация, основные преимущества которой связаны прежде всего со следующими факторами:
1. Повышением роли наглядности в изучении сложного материала. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает их связь с ранее изучены-ми понятиями. Одновременно с этим наглядность содержит элементы проблемности. Следует отметитьб, что чем больше проблемности в визуальной информации, тем выше умственная активность студента.
2. Преобразование устной и письменной информации в визуальную форму. В свою очередь, это способствует формированию у студентов профессиональных мыслительных навыков за счет систематизации и выделения наиболее
значимых, существенных элементов содержания обучения. Происходит как бы «свертывание» мыслительных понятий в наглядный образ, который в случае необходимости можно развернуть и обосновать его отличительные характеристики. Студент учится структурировать материал, выделять главное, четко работать со схемами и таблицами.
3. Использование личного опыта студента и создание предпосылок для формирования индивидуального отношения к изучаемому материалу. Лекция-визуализация выступает в виде основы развития плановой самостоятельной деятельности, наглядно демонстрирует субъективные образцы работы с информацией.
4. Придание абстрактным понятиям конкретного, доступного и наглядного вида. Важным аспектом при этом является возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.
5. Создание комфортной обстановки при оформлении лекции-визуализации, так как выполнение заданий преподавателя требует от студентов занятия любимым делом — работы на компьютере, что способствует осознанному, своевременному и эффективному мыслительному процессу.
«Одна из современных технологий чтения лекции предусматривает продумывание преподавателем по каждой теме занятия системы интеллектуальных заданий, которые способствуют развитию мыслительных операций, формированию навыков критического и творческого мышления в ходе освоения приемов продуцирования творческих ассоциаций, визуализации, комбинирования идей и др.» [24]. Для актуализации знаний студентов в начале лекции в качестве таких заданий могут
использоваться, по мнению Кавардовской М.А.:
— «составление простого кластера для ключевого понятия в виде графического представления содержательных характеристик понятия, которые раскрываются через возникающие слова-ассоциации и подводят к самостоятельной формулировке определения, трактовке нового термина;
составление списка ответов на проблемный вопрос с помощью письменного «мозгового штурма», позволяющего генерировать идеи.
На той стадии лекции, когда излагается новая учебная информация, происходит ее осмысление студентами, в качестве заданий, способствующих критической переработке информации, можно использовать:
— составление сложного кластера — систематизированного набора понятий, терминов, которые записываются в виде иерархически ветвящейся грозди и дают наглядное представление о предмете изучения;
— составление денотатного графа для ключевого понятия: из текста выделяются и графически оформляются существенные признаки понятия, что позволяет создать системное представление об изучаемом предмете, т.е. рассмотреть его в разных аспектах (с точки зрения структуры, функций, динамики и т. д.);
— заполнение таблиц: сравнительной концептуальной таблицы для анализа изучаемых явлений, научных теорий и их оценки по самостоятельно определяемым критериям или сводной таблицы для обобщения знаний;
— самостоятельную формулировку выводов по какому-либо вопросу или по всей теме лекции;
— графическое оформление содержания лекции или ее части в виде структурнологичес-кой схемы, которая отражает
существенные связи между изучаемыми объектами и явлениями» [24].
Все вопросы закрепления, уточнения и т.п. придётся оставить на время семинара или практического занятия с компьютерной программой. Причём семинар необходимо построить таким образом, чтобы ответы студентов на вопросы тоже были сродни клипам - коротки и образны. При данном условии будет происходить качественный повтор материала для студентов и обучение студентов облекать свои мысли в логичную понятную форму из представленных ими образных деталей.
Клип-цикл должен охватывать фундаментальные положения, которые должны направить студента в русло изучаемого вопроса. Студент должен получить структуру явления, на базе которой он будет стремиться добывать информацию самостоятельно.
Перенос тяжести обучения в зону самостоятельной работы должен быть осуществлён таким образом, чтобы не оставалось возможности для её игнорирования. Самостоятельно полученные знания должны составлять костяк материала, который явится основой для решения практических задач, в ходе семинарских занятий. Предполагается, что решение таких задач приведёт к осознанному усвоению материала.
Данный подход в большей степени повысит индивидуализацию обучения и приведёт к смене, как роли студента, так и преподавателя. Роль преподавателя — быть не только преподавателем, но и консультантом, наставником, тьютором. «Тьютор — это куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.
Причем тьютор должен не только контролировать работу каждого своего студента, но и направлять, помогать, а иногда и подталкивать его к активным действиям, вовлекать в активный учебный процесс. Он выступает в роли посредника между студентом и учебником или другим источником необходимых знаний» [20].
Демонстрируя научный подход к проблемам, предлагая примеры интерпретации и перекомбинации элементов нового знания, именно лектор, по мнению Ковардако-вой М.А., «выводит студента на более сложный уровень осмысления событий и явлений, помогает преодолеть фрагментарность восприятия и перейти к целостному видению и осмыслению мира. Контакт лектора с аудиторией, задействует тонкие психологические механизмы взаимов-
лияния. На лекции студент может сразу уточнить неясное, получить в оттенках мысли и индивидуальных особенностях речи педагога подтверждение своих мыслей, что невозможно в работе с «молчаливым» текстом. Наконец, под влиянием выразительности, вдохновенности, богатства речи преподавателя, его речетвор-чества формируется языковая картина мира студента. Лектор, как человек говорящий, может создать предпосылки для перехода студента из позиции человека слушающего в позицию человека слышащего, сопереживающего, думающего, понимающего» [24].
Стиль взаимодействия в такой среде может характеризоваться большей степенью доверия, свободы, независимости и т.д. В современных условиях процесс восприятия учеником нового материала стано-
Практическая разработка представляющая решение комплекса взаимосвязанных
рис. 1. Этaпы oбучения с учётом клипового мышления студентов
вится все более нелинейным. Сидя за компьютером, он, не раздумывая, прыгает с одного на другое, идет в незнакомые области знаний и возвращается к уже забытым или пропущенным знаниям. Требование, чтобы все сказанное на данный момент основывалось на предыдущем, было «понятным» и «объясненным» в таких условиях устарело. Когда человек осознает, что он чего-то не знает, и он начинает самостоятельно искать информацию или задавать вопросы учителю, является самым важным этапом самообразования.
Таким образом можно предложить следующий четырех-этапный подход к обучению проектному менеджменту студентов с учётом преобладания у них клипового мышления (рис. 1).
На первом этапе (лекционной подачи материала) студенты получают цепочку образов, выстроенную преподавателем в последовательности, охватывающей основные вопросы рассматриваемой темы, и преподнесённую таким образом, чтобы побудить у студента желание самостоятельно рассмотреть данные вопросы. Современная компьютерная техника позволяет выполнить это технически без особых проблем, но сама подготовка, подбор материала, его структурирование и подача требуют значительных трудозатрат и может потребовать специальных курсов повышения квалификации для преподавателей. Основную сложность здесь будет составлять подбор последовательности и содержания клипов, которые должны быть не очень объемными и не иметь много абстрактного содержания, то есть ассоциироваться у обучаемых с конкретными образами.
На втором этапе при завершении лекции выдаётся задание на семинар, в котором перед студентами ставится задача не сколько по углуб-
лению теоретических знаний, полученных на лекции (эта задача попутная, но не основная), а в основном по поиску ответов на вопросы, которые будут рассматриваться в ходе практических и ситуационных задач на семинарском занятии. Студенты в ходе самостоятельной работы с доступными для их уровня восприятия возможностями ищут решения поставленных задач. На данном этапе работают индивидуальные возможности студентов к поиску и освоению материала. Кто-то может попросить о помощи интернет-сообщество, кто-то озадачит коллег по работе, ну а кто-то проведёт самостоятельный поиск в интернете или, хотя для современных студентов это не характерно, в читальном зале библиотеки.
На третьем этапе (в ходе семинарского или практического занятия) преподаватель оценивает количество и качество найденных студентами решений практических (ситуационных) задач или их элементов. Для этого в ходе занятия организуется дискуссия по ходу решения практической (ситуационной) задачи, во время которой студенты делятся своими вариантами решения практических проблем, обосновывая целесообразность предлагаемых вариантов. В результате дискуссии в ходе поиска «истины» проводиться последовательное решение практической (ситуационной) задачи, а студенты осваивают новые умения, тем самым достигается цель занятия. При оценке поданных предложений необходимо помнить, что несмотря на строгость и точность экономической составляющей управления проектами, гуманитарная составляющая подсказывает разнообразные варианты их решений. Поэтому не может быть не правильных решений, могут быть только слабо обоснованные. И задача преподавателя в первую очередь указать студентам на не-
доработки в проработке материала, которые привели к этим слабо обоснованным решениям.
На четвёртом этапе (промежуточная аттестация — экзамен) проводиться контроль усвоения материала в ходе промежуточной аттестации. Лучший критерий усвоения теории — это практика. Для проверки данного положения в ходе письменного экзамена можно предложить студенту произвести разработку проекта в целом или какого-либо его этапа (подготовка планов, обоснований на этапе инициации, различные расчёты). В ходе письменного экзамена студенты должны обосновать и разработать необходимые документы. Преподаватель проверяет их правильность и обоснованность, что и будет являться критерием усвоения материала.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что «лекция не может исчезнуть, она остается полноценной средой развития субъектов в условиях современной педагогической коммуникации. Однако это развитие из потенциальной области перейдет в актуальную только в том случае, если педагог будет рассматривать лекцию, как значимое событие в жизни участников, как явление культуры. Лекцию следует оценивать не только с точки зрения научности, логичности и рациональности содержания, но и с позиции побуждения слушателей к самостоятельному исследованию, влияния на их становление как людей высокой духовности, понимающих смысл своего развития и развития общества» [24]. Лекция, в соответствии с задачами современного образования, должна создавать благоприятные условия для возмож-ногопревращения личности студента как потребителя информации в личность — потребителя культурных ценностей, а затем — в их создателя.
В работах Тестова B.A., Задориной О.С., Роботовой A.C. делаются предпосылки усиления гуманитарного смысла лекции [26].
Зaключение
Так кто же они сегодняшние молодые люди с клиповым мышлением, делающие шаг к гениальности или деменции? Не то и не другое. Они совершенно нормальные, но они — «другие» и им жить в другое время и в других условиях развития человечества. Научные открытия делаются в основном с применением сложного оборудования. Открытия «на кончике пера» теперь редкость. Так что получается, что наши ученики знают меньше учителей, а могут больше [27].
Проблемным вопросом при внедрении данной модели будет то, что старые модели образования ещё очень часто продолжают управлять сознанием студентов и пре-пятсятвуют внедрениию новых технологий. Тоже самое можно отнести ко многим преподавателям. При этом как показывает практика многие преподаватели (пока лишь частично) уже перешли на подобные формы доведения материала на лекциях и решения практических задач на семинарских занятиях. Этим они добиваются ощутимых успехов по сравнению с их коллегами, придерживающимися «классической» модели образования.
Практика показывает, что в открытой информационной среде «мягкое» управление
образовательным процессом, в котором каждый обучающийся сам определяет параметры своего образования и развития, становится одной из наиболее сложных и с трудом решаемых проблем систематического обучения.
Каждый педагог, собирающийся использовать в своей практике те или иные электронные учебные ресурсы и новые информационные технологии, должен прежде всего четко осознать цели, для чего он намерен это сделать, суметь не просто выбрать средства и формы, которые, как ему кажется, позволят достичь поставленные цели, но и спрогнозировать возможные отрицательные последствия внедрения методических новшеств в учебный процесс.
Литерaтура
1. Ивaнoвa И.А. Инновационная образовательная среда: от размышлений — к управлению. /В сборнике: Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности. Материалы международной научно-практической конференции. OOO «Академия управления» ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», кафедра «Производственный менеджмент и экономика энергетики»; отв. редактор С.С. Чернов. г. Новосибирск, г. Саратов, 2014. С. 43-45.
2. Кaбaкoвa Н.В., Коробанова Ж.В. Инновационные формы и методы обучения в современном вузе. / В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Редакционная коллегия: А.Н. Лебедев, Н.В. Анненкова, Е.В. Камнева, Ю.Е. Му-жичкова. Москва, 2014. С. 107-111.
3. Карина О.В. Проблематика самодетерминации и экспектаций личности в гуманитарных науках. / Монография / О.В. Карина, Н.Е. Шустова, М. А. Киселева. Саратов, 2009.
4. McLuhan M. Ьа№8оГшеШа: the new science. — Toronto; Вийа1о: University оГ ТогопГО. — Press, 1988. Р. 464
5. Toffler A. Future s^ck. N.Y.: Яа^от ^use, 1970. 505 p.
References
1. Ivanova I.A. Innovatsionnaya obrazo-vatel'naya sreda: ot razmyshleniy — k upravleniyu. /V sbornike: Upravlenie innovatsionnym razvi-tiem sovremennogo obshchestva: tendentsii, pri-oritety: ekonomicheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye obshchenauchnye zakon-omernosti. Materialy mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii. OOO «Akademi-ya upravleniya» FGBOU VPO «Novosibirskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet», kafedra «Proizvodstvennyy menedzhment i ekonomika energetiki»; otv. redaktor S.S. Chernov. g. Novosibirsk, g. Saratov, 2014. Pp.43—45. (in Russ.)
2. Kabakova N.V., Korobanova Zh.V. Innovat-sionnye formy i metody obucheniya v sovremennom vuze. /V sbornike: Formirovanie obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy finansista. Sbornik nauchnykh trudov studentov, aspirantov i prepoda-vateley Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. Redaktsionnaya kollegiya: A.N. Lebedev, N.V. Annenkova, E.V. Kamneva, Yu.E. Muzhichkova. Moskva, 2014. Pp. 107-111. (in Russ.)
3. Karina O.V. Problematika samodeterminat-sii i ekspektatsiy lichnosti v gumanitarnykh nauka-kh. / Monografiya / O.V. Karina, N.E. Shustova, M.A. Kiseleva. Saratov, 2009. (in Russ.)
4. McLuhan M. Lawsofmedia: the new science. — Toronto; Buffalo: University of Toronto. — Press, 1988. 464 P.
5. Toffler A. Future shock. N.Y.: Random House, 1970. 505 p.
6. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. — Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФ РАН, 2002. С. 415-420.
7. Фельдман А.Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// гшко1ап.хрото.сотДо1ра/кИр.Мт (дата обращения: 24.09.2014).
8. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. №9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
9. Нестерова Л.Ю. Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления. Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 28—31.
10. Поспелова О.И, Полевая М.В. Значение правильного педагогического общения в образовательном процессе высших учебных заведений. // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 4 (18). С. 75—78.
11. Larry D. Rosen Me, Му8расе, апё I Рагепйщ the Net Generation. — Ра^гауе МастШап, 2007. Р. 11—13.
12. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В, Момджян К.Х.Философия. Учебник. / http: //www.gumer.info /bogoslov_Buks/Philos / kuzn/02.php.
13. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. / Интернет-журнал «Науковедение» http:// пацкоуеёеше.т Выпуск 5 (24), сентябрь — октябрь 2014 publishing@naukovedenie.ru.
14. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманитаризация образования. 2010. № 4. С. 8—23.
15. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3—10.
16. Ученые: Интернет влияет на человеческую память. / http://focus.ua/tech/193789.
17. Коробанова Ж.В., Суркова Д.А., Хан И.А, Яровенко Н.С. Образовательные технологии гей-мификации в вузе и «клиповое мышление». / В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Редакционная коллегия: А.Н. Лебедев, Н.В. Анненкова Е.В. Камнева, Ю.Е. Мужичкова. Москва, 2014. С. 124—131.
18. Полевая М.В. Инновационные технологии современного образования. Учебное пособие / Москва, 2007.
19. Духнич Ю. Дистанционное обучение в СНГ: тренды развития в 2010—2013 гг. —
6. Girenok F.I. Antropologicheskie konfiguratsii filosofii // Filosofiya nauki. — Vyp. 8: Sinergetika chelovekomernoy real'nosti. — M.: IF RAN, 2002. Pp. 415-420. (in Russ.)
7. Fel'dman A.B. Klipovoe myshlenie [Electronic resource]. Available at: http://ruskolan.xpo-mo.com/tolpa/klip.htm (Accessed: 24.09.2014). (in Russ.)
8. Frumkin K.G. Klipovoe myshlenie i sud'ba lineynogo teksta [Elektronnyy resurs]. // Topos: literaturno-filosofskiy zh-l. 2010. №9. http:// www.topos.ru/article/7371 (dostup svobodnyy). (in Russ.)
9. Nesterova L.Yu. Preimushchestva lektsii-vi-zualizatsii v usloviyakh rasprostraneniya sredi stu-dentov klipovogo myshleniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2015. № 7. Pp. 28-31. (in Russ.)
10. Pospelova O.I., Polevaya M.V. Znach-enie pravil'nogo pedagogicheskogo obshcheniya v obrazovatel'nom protsesse vysshikh uchebnykh zavedeniy. // Nauchnyy vestnik MGIIT. 2012. № 4 (18). Pp. 75-78. (in Russ.)
11. Larry D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. - Palgrave Macmillan, 2007. Pp. 11-13.
12. Kuznetsov V.G., Kuznetsova I.D, Mironov V.V, Momdzhyan K.Kh. Filosofiya. Uchebnik. / [Electronic resource]. Available at: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/kuzn/02.php. (in Russ.)
13. Semenovskikh T.V. Fenomen «klipovogo myshleniya» v obrazovatel'noy vuzovskoy srede. / Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Electronic resource]. Available at: http://naukovedenie.ru Vol. 5 (24), sentyabr' - oktyabr' 2014 (in Russ.)
14. Berulava G.A. Innovatsionnaya setevaya paradigma obucheniya i vospitaniya studentov v uslovi-yakh sovremennogo informatsionnogo prostranstva // Gumanitarizatsiya obrazovaniya. 2010. № 4. Pp. 8-23. (in Russ.)
15. Testov V.A. Informatsionnoe obshchestvo: perekhod k novoy paradigme v obrazovanii // Peda-gogika. 2012. № 4. Pp. 3-10. (in Russ.)
16. Uchenye: Internet vliyaet na chelovecheskuyu pamyat'. / [Electronic resource]. Available at: http://focus.ua/tech/193789. (in Russ.)
17. Korobanova Zh.V, Surkova D.A., Khan I.A., Yarovenko N.S. Obrazovatel'nye tekhnologii geymi-fikatsii v vuze i «klipovoe myshlenie». / V sbornike: Formirovanie obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy finansista. Sbornik nauchnykh trudov studentov, aspirantov i prepodavateley Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. Redaktsionnaya kollegiya: A.N. Lebedev, N.V. An-nenkova E.V. Kamneva, Yu.E. Muzhichkova. Moskva, 2014. Pp. 124-131. (in Russ.)
18. Polevaya M.V. Innovatsionnye tekhnologii sovremennogo obrazovaniya. Uchebnoe posobie / Moskva, 2007. (in Russ.)
19. Dukhnich Yu. Distantsionnoe obuchenie v SNG: trendy razvitiya v 2010-2013 gg. [Electronic
М1р://»,№,».а11-,»еЫпаг8.сот/апа1у8/Ш81апсюп-поеоЬи^еше-у^^-1гепёу-га7УШуа-у-2010-2013-^.
20. Пронин В.В. Клиповое мышление студента в дистанционном обучении. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-2. С. 468-471.
21. Травнев В.А., Гуркин В.Ф., Травнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. М., 2008.
22. Зеленцов Б.П, Тятенкова И.И. Формирование мыслительных способностей студентов. // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование Международный сборник научных статей. Сибирская академия финансов и банковского дела; Научный редактор Н.В. Фадейкина. 2009. С. 198-203.
23. Условия эффективного использования видеоконтента в «жизненной навигации» А.С. Огнев, Э.В. Лихачева, М.Г. Сидоренко, К.А. Казаков. / Вестник Воронежского государственного технического университета. №3-2. - том 9. - 2013 - С. 1-4.
24. Ковардаковая М.А. Современные виды и формы вузовской лекции / http://www.u1su.ru/ сотДасиШе8/куа/та1епа11/1е^1уа/
25. Красинская Л.Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции //Высшее образование в России. 2011. № 2.
26. Задорина О.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании. / Педагогическое образование в России. - 2012. -№4. - С. 121-124.
27. Аксенов Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. - №10. - С. 320-323.
Сведения об авторах
Сергей Aнaтoльевич Пoлевoй
Доктор технических наук, доцент, профессор Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Эл. почта: БАРо^оу@/а.ги
В(1лентин(1 Васильевна Павлова
Кандидат экономических наук, Ведущий научный сотрудник научной школы «Управление человеческими ресурсами» Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: vvpavlova@gmail.com
resource]. Available at: http://www.all-webinars. com/analys/distancionnoeobuchenie-v-sng-trendy-razvitiya-v-2010-2013-gg. (in Russ.)
20. Pronin V.V. Klipovoe myshlenie studenta v distantsionnom obuchenii. Vestnik Nizhegorod-skogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. № 2-2. Pp. 468-471. (in Russ.)
21. Travnev V.A., Gurkin V.F., Travnev O.V. Distantsionnoe obuchenie i ego razvitie. M., 2008. (in Russ.)
22. Zelentsov B.P., Tyatenkova I.I. Formirovanie myslitel'nykh sposobnostey studentov. // V sbornike: Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie Mezhdunar-odnyy sbornik nauchnykh statey. Sibirskaya akademiya fnansov i bankovskogo dela; Nauchnyy redaktor N.V. Fadeykina. 2009. Pp. 198-203. (in Russ.)
23. Usloviya effektivnogo ispol'zovaniya vid-eokontenta v «zhiznennoy navigatsii» A.S. Ognev, E.V. Likhacheva, M.G. Sidorenko, K.A. Kazakov. / Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. №3-2. - tom 9. -2013 - Pp.1-4. (in Russ.)
24. Kovardakovaya M.A. Sovremennye vidy i formy vuzovskoy lektsii / [Electronic resource]. Available at: http://www.ulsu.ru/com/faculties/kva/ material1/lekziya/ (in Russ.)
25. Krasinskaya L.F. Uchimsya uchit' po-novomu, ili o neispol'zovannykh vozmozhnostyakh lektsii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 2. (in Russ.)
26. Zadorina O.S. Vuzovskaya lektsiya v kontek-ste sovremennoy situatsii v obrazovanii. / Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - №4. -Pp.121-124. (in Russ.)
27. Aksenov L.B. Vliyanie klipovogo myshleniya na obrazovatel'nyy protsess v vuze. / Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. - №10. - Pp. 320-323. (in Russ.)
Information about the authors
Sergey A. Polevoy
Doctorate of Engineering Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of management Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: SAPolevoy@fa.ru
Valentina V. Pavlova
Candidate of Economic Sciences,
Leading researcher of HR Management Scientific School Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: vvpavlova@gmail.com