Научная статья на тему 'Особенности обучения проектной деятельности студентов-дизайнеров ВВГУ'

Особенности обучения проектной деятельности студентов-дизайнеров ВВГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность студентов / практико-ориентированное обучение / формирование умений и навыков / проведение предпроектных исследований / выполнение дизайн-проектов / project activity of students / practice-oriented training / formation of skills and abilities / conducting pre-project research / implementation of design projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Гениевна, Зайцева Татьяна Александровна

В настоящее время одним из принципов обучения студентов в вузах становится проектное обучение, предусматривающее выполнение проектов в различных областях деятельности. Проекты, выполняемые студентами дизайнерских направлений Владивостокского государственного университета (ВВГУ), являются практико-ориентированными, предусматривающими выполнение работ для реальных заказчиков. Объект исследования – практика обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений во Владивостокском государственном университете. Предметом исследования являются особенности выполнения практико-ориентированных проектов студентами-дизайнерами ВВГУ. Цель исследования – выявление особенностей проектной деятельности студентов при выполнении практико-ориентированных проектов на примере проекта по разработке символики сувенирной продукции Приморского края. Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные особенностям практико-ориентированного обучения и обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений, исследования возможности использования этнической орнаментики в современном дизайне сувенирной продукции. Практической базой исследования послужил опыт использования фирменной символики на носителях сувенирной продукции в регионах РФ. Выполнение проекта по разработке символики для сувенирной продукции региона на примере Приморского края, заказчиком которого является Администрация Приморского края, позволило студентам получить в рамках практико-ориентированной проектной деятельности необходимые профессиональные навыки, приобрести опыт работы в команде, произвести оценку необходимых ресурсов на выполнение работ по проекту, согласовать и передать работу заказчику. Практико-ориентированная проектная деятельность студентов позволяет деловой и общественной среде города и края с помощью студенческих команд осуществлять креативные дизайн-проекты в самых различных областях хозяйственной деятельности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Гениевна, Зайцева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training of design activities of VVSU design students

Technical vision technologies for recognizing objects from images are in demand in various sectors of the economy, healthcare, security systems, forensics, biometric identification, traffic analytics, logistics, etc. In the clothing industry, the introduction of machine vision began with non-contact anthropometry and digitization of patterns for sewing products. The results of the research in the field of automated recognition of fabric defects and seam defects in clothing contributed to the expansion of the scope of scientific developments. With the introduction of optical-electronic systems for quality control of semi-finished and finished products at sewing enterprises, a new advance in digital flaw detection will take place. At RSU named after. A.N. Kosygin a computer vision system that identifies defects in industrial batches of clothing is developed. Many factors influence the final result of the process of recognizing garment samples. One of these factors is the color combination in the “background – product” pair, which determines the accuracy of the program’s generation of the product’s icon outline. The article presents the results of an experiment on choosing a color scheme for the tabletop background of the GarmentScanner computer vision software and hardware complex. It was developed as a virtual tool for measuring the dimensions of finished flatshaped garment products.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения проектной деятельности студентов-дизайнеров ВВГУ»

Технические науки

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 139-149 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. Р. 139-149

Научная статья УДК 378.147.88

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/139-149

Особенности обучения проектной деятельности студентов-дизайнеров ВВГУ

Иванова Ольга Гениевна Зайцева Татьяна Александровна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. В настоящее время одним из принципов обучения студентов в вузах становится проектное обучение, предусматривающее выполнение проектов в различных областях деятельности. Проекты, выполняемые студентами дизайнерских направлений Владивостокского государственного университета (ВВГУ), являются практико-ориентированными, предусматривающими выполнение работ для реальных заказчиков. Объект исследования - практика обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений во Владивостокском государственном университете. Предметом исследования являются особенности выполнения практико-ориентированных проектов студентами-дизайнерами ВВГУ. Цель исследования - выявление особенностей проектной деятельности студентов при выполнении практико-ориентированных проектов на примере проекта по разработке символики сувенирной продукции Приморского края. Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные особенностям практико-ориентированного обучения и обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений, исследования возможности использования этнической орнаментики в современном дизайне сувенирной продукции. Практической базой исследования послужил опыт использования фирменной символики на носителях сувенирной продукции в регионах РФ. Выполнение проекта по разработке символики для сувенирной продукции региона на примере Приморского края, заказчиком которого является Администрация Приморского края, позволило студентам получить в рамках практико-ориентированной проектной деятельности необходимые профессиональные навыки, приобрести опыт работы в команде, произвести оценку необходимых ресурсов на выполнение работ по проекту, согласовать и передать работу заказчику. Практико-ориентированная проектная деятельность студентов позволяет деловой и общественной среде города и края с помощью студенческих команд осуществлять креативные дизайн-проекты в самых различных областях хозяйственной деятельности региона.

Ключевые слова: проектная деятельность студентов, практико-ориентированное обучение, формирование умений и навыков, проведение предпроектных исследований, выполнение дизайн-проектов.

Для цитирования: Иванова О.Г., Зайцева Т.А. Особенности обучения проектной деятельности студентов-дизайнеров ВВГУ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 139-149. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/139-149

© Иванова О.Г., 2023 © Зайцева Т. А., 2023

139

Technical sciences

Original article

Features of training of design activities of VVSU design students Olga G. Ivanova Tatiana A. Zaitseva

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

Abstract. Technical vision technologies for recognizing objects from images are in demand in various sectors of the economy, healthcare, security systems, forensics, biometric identification, traffic analytics, logistics, etc. In the clothing industry, the introduction of machine vision began with non-contact anthropometry and digitization ofpatterns for sewing products. The results of the research in the field of automated recognition of fabric defects and seam defects in clothing contributed to the expansion of the scope of scientific developments. With the introduction of optical-electronic systems for quality control of semi-finished and finished products at sewing enterprises, a new advance in digital flaw detection will take place. At RSU named after. A.N. Kosygin a computer vision system that identifies defects in industrial batches of clothing is developed. Many factors influence the final result of the process of recognizing garment samples. One of these factors is the color combination in the "background - product" pair, which determines the accuracy of the program's generation of the product's icon outline. The article presents the results of an experiment on choosing a color scheme for the tabletop background of the GarmentScanner computer vision software and hardware complex. It was developed as a virtual tool for measuring the dimensions of finished flat-shaped garment products.

Keywords: project activity of students, practice-oriented training, formation of skills and abilities, conducting pre-project research, implementation of design projects.

For citation: Ivanova O.G., Zaitseva T.A. Features of training of design activities of VVSU design students // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. P. 139-149. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/139-149

Введение

Одной из задач обучения студентов-дизайнеров является научить их творчески мыслить и визуализировать собственные идеи. Проектная деятельность является способом вовлечения студентов в работу для решения практических и исследовательских задач. Проектная деятельность как процесс, сосредоточенный на применении конкретных знаний или навыков, также нацелена на повышение вовлеченности и мотивации студентов в целях развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [5].

Объектом исследования является практика обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений во Владивостокском государственном университете.

Предмет исследования - особенности выполнения практико-ориенти-рованных проектов студентами-дизайнерами ВВГУ.

Цель исследования - выявление особенностей проектной деятельности студентов при выполнении практико-ориентированных проектов на примере разработки символики сувенирной продукции для Приморского края.

140

Материалы и методы исследования. Теоретической базой работы послужили сведения о развитии этнографического туризма в регионах [8], а также исследования, посвященные: особенностям практико-ориентированного обучения и обучения проектной деятельности, в том числе студентов дизайнерских направлений [6, 14]; анализу сувенира как особого феномена культуры в современном обществе [1, 7]; изучению проблем брендирования территорий [3, 9, 10]; опыту использования этнической орнаментики в современном дизайне [2, 4, 5, 11, 13, 15].

Студенты направления 54.03.01 Дизайн в рамках дисциплины «Проектная деятельность» выполняют проектные предложения, касающиеся различных направлений дизайна, в том числе в области дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна, дизайна костюма и графического дизайна. Дисциплина начинается со 2-го семестра 1-го курса в виде теоретической части; практические работы проводятся в каждом семестре 2-го и 3-го курсов. Дисциплина в семестре рассчитана на 72 академических часа, из них 36 ч отводится на аудиторные занятия, остальные часы - на самостоятельную работу студентов. За годы реализации дисциплины «Проектная деятельность» у студентов дизайнерского направления в ВВГУ выработалась практика выполнения проектов, отвечающая общим требованиям к ведению отчетности по проектной деятельности, а также определилась специфика выполнения дизайн-проектов в рамках этой дисциплины, свойственная исключительно для студентов творческих направлений.

Проектирование объектов дизайна в рамках дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Проектная деятельность» имеет различие, которое во втором случае выражается в более самостоятельном подходе студентов к выполнению работ по проекту и расчете времени на выполнение этапов проекта. Проектную деятельность студентов в ВВГУ отличает практико-ориентированный подход, где в рамках «Проектной деятельности», как правило, выполняются работы по требованиям реальных заказчиков, что накладывает определенную ответственность на студентов за результаты, сроки и качество выполнения проектов. Преподаватель-тьютор курирует самостоятельную проектную деятельность студентов и на определенных графиком очных встречах со студентами или в онлайн-формате оценивает прохождение этапов и результаты их деятельности.

В течение весеннего семестра 2022 г. студенты 2-го курса кафедры дизайна и технологий ВВГУ выполнили проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края» в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Перед студентами были поставлены задачи по разработке знака-символа, характерного для Приморья, и размещению изображения на различной сувенирной продукции. Создание сувенирной продукции с символикой Приморского края было приурочено к проведению Восточного экономического форума на о. Русский в сентябре 2022 г. Заказчиком проекта выступила Администрация Приморского края. Планировалось предоставить сувенирную продукцию с символикой региона для возможности приобретения её делегатами форума, а также гостями и жителями г. Владивостока.

После прохождения этапа формирования команды и определения проектного инструментария студенты приступили непосредственно к дизайн-

141

проектированию фирменной символики. Результатом проекта явилась разработанная фирменная символика Приморского края и предложения по её размещению на различной сувенирной продукции. Сувениры в современном обществе являются особыми феноменами культуры, имиджевыми объектами, средством идентификации и формой коммуникации, трансляции культурных норм и стереотипов [1]. Производство сувениров с символикой региона является важным ресурсом для повышения туристской привлекательности и формирования его имиджа [7].

Основная часть

Этап проектирования дизайн-объектов при выполнении проектов по дисциплине «Проектная деятельность» аналогичен проектированию в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование». Студентам необходимо: 1) провести предпро-ектное исследование; 2) сформировать авторскую концепцию в виде фор-эскизов; 3) разработать и визуализировать концептуальное решение в доступных компьютерных программах.

Отличительными особенностями выполнения работ в рамках дисциплины «Проектная деятельность» до этапа проектирования являются:

- необходимость выявления проблемы;

- формулировка цели и определение задач до этапа проектирования;

- определение времени на выполнение работы.

Это помогает студентам структурировать работы в рамках выполнения отдельных задач.

Особенности выполнения работ в рамках дисциплины «Проектная деятельность» после этапа проектирования:

- прохождение согласования эскизной части концепции и сдача работы непосредственному заказчику после этапа проектирования;

- окончательное представление и защита готового проекта перед экспертной комиссией, в состав которой входят преподаватели вуза, представители профессиональных сообществ региона и заказчики проектов;

- получение оценки своей проектной деятельности от заказчика проекта.

Это несомненно помогает нацелить студентов на результат.

Предпроектное исследование. Этап предпроектного анализа, как правило,

требует много усилий и времени. Для создания концепции символики Приморского края и ее дальнейшего размещения на носителях сувенирной продукции при проведении исследований студентам необходимо было учесть множество факторов. Помощь тьютора на данном этапе заключается в определении направлений исследовательской работы студентов.

Исследование прототипов аналогичных объектов. Студентами был проведен сбор аналогичных разработанных и используемых фирменных символик регионов России и анализ возможности их размещения на сувенирной продукции. Были исследованы официальные эмблемы территорий РФ, проанализирована сувенирная продукция этих регионов на примере республики Коми [3], а также рассмотрены культурно-исторические традиции при формировании имиджа региона на примере Красноярского края [12]. В качестве основных ха-

142

рактеристик сувенирной продукции - носителей бренда выступают различные факторы: функциональность, утилитарность, идентификационные показатели сувенирной продукции, которые как привлекают потребителей, так и повышают роль и значение сувенира в жизни современного общества. Главное в сувенирной продукции - это её практическая польза, дизайн и качество.

Проведение социологического исследования. Выявление потребностей конечного потребителя - важный этап успешного дизайн-проектирования. Обучение студентов проведению социологических опросов является необходимым на этапе предпроектного исследования. Студенты разработали анкету и провели опрос среди населения Приморского края по выяснению у жителей региона и туристов наиболее запоминающихся объектов Приморья и выявлению наиболее востребованных сувениров - носителей фирменной символики. В анкете кроме предоставленного выбора из списка стандартной сувенирной продукции респондентов попросили дополнительно указать, какие особые приморские товары они, как правило, увозят в другие регионы страны в качестве сувениров и подарков. В список ответов вошли традиционные для многих регионов России сувениры, такие как: магниты, открытки, кружки, шейные платки, шопперы (сумка для покупок). Опрос также показал, что из Приморского края и Владивостока с удовольствием увозят специфические съедобные товары, например коробки фирменных конфет и шоколада владивостокской кондитерской фабрики «Приморский кондитер», продукты для здоровья из местных лекарственных растений-эндемиков Приморского края (лимонника китайского, женьшеня обыкновенного, дальневосточного трепанга, аралии маньчжурской и др.).

Исследование на выявление объектов-символов Приморского края. Необходимо было исследовать, какие объекты, характерные и отражающие в наибольшей степени различные стороны жизнедеятельности Приморского края и его столицы г. Владивостока, могут войти в изображения фирменной символики нашего региона.

Студенты рассматривали три группы объектов, которые, по их мнению, могли бы быть символами: архитектурные, природные и культурные. При анализе данных анкетирования, где респондентам было предложено указать наиболее запоминающиеся архитектурные и природные объекты Приморья, были выявлены самые характерные. В направлении «природа» были отмечены: чернохвостая чайка, обитающая на морских побережьях Приморского края, дальневосточный трепанг, дальневосточный гребешок, лиана актинидия коломикта и рододендрон остроконечный. В направлении «архитектура» были выявлены: ростральная колонна в честь 100-летия Владивостока, Золотой мост, Арка цесаревича, Маяк на Токаревской кошке.

В направлении «культура» студенты самостоятельно рассмотрели предметы быта и искусства коренных народностей, населяющих Приморский край, которые могли бы стать элементами символики. Приморский край обладает уникальными этнографическим наследием - историко-культурными ресурсами и сохранившимися традициями, самобытной культурой коренного малочисленного народа [10]. Удэгейцы - один из коренных народов в Приморском крае. Ко-

143

ренные малочисленные народы - это сокровище, которое нужно бережно хранить для будущих поколений. Их уникальная культура и самобытный образ жизни веками складывались среди бескрайних просторов рек и дремучей тайги и чудом дошли до нас. Символика образов в орнаменте костюма удэгейцев порождена архаическим мифологическим сознанием древних людей и сохраняется в памяти искусства в наши дни. Так как сегодня в Приморском крае развивается этнографический туризм, то, по мнению студентов, необходимо узнавать и помнить больше о регионе, культуре и людях, которые его населяют.

Формирование авторской концепции. Результаты предпроектного исследования легли в основу оригинальной авторской концепции, которую предложили студенты. При разработке дизайна сувенирной продукции студенты выявили, что на сувенире, связанном с символикой региона, должен быть не просто логотип бренда. Дизайнерам нужно будет воплотить лаконичную идею: историю или сценарий, которые смогут сделать из обычного предмета небольшое произведение искусства (арт-объект). Концепция состояла в рассказе в картинках истории о Приморском крае. Для этого на сувенирной продукции будет изображение не одного, а сразу нескольких наиболее характерных объектов края и его столицы г. Владивостока - символов региона.

На рисунке 1 показаны несколько объектов, которые являются символами Владивостока и Приморского края, отобранными студентами для дальнейшего эскизирования и оформления концепции.

Студенческие ручные эскизы с концепцией были откорректированы совместно с тьютором - руководителем проекта и затем утверждены заказчиком проекта.

а б в г

Рис. 1. Объекты-символы Приморского края: а - Арка цесаревича на Корабельной набережной во Владивостоке; б - амурский тигр; в - рододендрон остроконечный; г - орнамент вышивки на национальной одежде удэгейцев

Источник: фото взяты из свободных интернет-источников

Разработка и визуализация концептуального решения. После определения объектов, характерных в наибольшей степени для Приморского края, студенты приступили к их выполнению в компьютерных программах. На основе национального орнамента дизайнерами была разработана орнаментальная рамка, в которую заключены стилизованные объекты. Такие изображения в орнамен-

144

тальных рамках повторяют некоторые национальные рисунки вышивок удэгейских мастериц. Для вариантов рамки были взяты традиционные национальные цвета. Десять объектов, которые были отобраны и стилизованы в виде графических знаков-символов в оригинальных рамках, действительно рассказывают историю об архитектуре, природе и культуре Приморского края и его столицы.

Решение производственных вопросов реализации дизайн-проекта. Важным этапом в этом проекте для студентов стало изучение техник нанесения графических изображений на конкретные изделия. Ранее студенты не сталкивались с проблемами реализации своих идей в производстве. Они изучили виды печати и нанесения изображений на различные поверхности сувенирных изделий и особенности подготовки растровых и векторных файлов к тиражированию, а также выявили, что нанесение фирменной символики может выполняться различными методами: с помощью шелкографии, тампопечати, лазерной гравировкой, деко-лем, тиснением, вышивкой и другими способами. На текстильные изделия нанесение возможно как с помощью печати, так и в виде техники вышивки. Для выполнения символики с помощью вышивки десять изображений знаков-символов были дополнительно выполнены с ограниченным использованием цветов.

На рисунке 2 показаны проектные предложения по размещению символики региона на различных носителях сувенирной продукции, пилотная серия которых была выполнена заказчиком проекта.

а б в

Рис. 2. Проектные предложения студентов по размещению символики региона: а - на текстильной сувенирной продукции методом печати (платок); б - на текстильной сувенирной продукции методом вышивки (кепка); в - на объемных сувенирах (кружка)

Заключение

В результате исследования особенностей обучения студентов-дизайнеров выявлено, что практико-ориентированная направленность обучения в рамках проектной деятельности дает студентам уникальную возможность приобретения опыта работы над реальным заказом, согласования и передачи результатов проекта заказчику, а также получения обратной связи.

Дисциплины «Дизайн-проектирование» и «Проектное обучение» при схожести конечного результата - выполнения дизайн-проекта - имеют различия. Первая формирует у студентов дизайнерских направлений в процессе выполнения дизайн-проектов такие профессиональные компетенции, как: умение проводить комплексный предпроектный анализ, формировать и обосновывать твор-

145

ческую концепцию, разрабатывать проектную идею; вторая, помимо развития профессиональных компетенций, нацелена на приобретение таких навыков, как умение работать в команде, подчинение собственных интересов общекомандной работе при распределении работ, оценка времени и усилий на выполнение различных этапов работ и умение вести переговоры с заказчиком.

Накопленный опыт преподавателями кафедры дизайна и технологий, которые являются практикующими специалистами, в совершенстве владеют теорией и практикой и знакомы как с особенностями проектного процесса, так и особенностями реализации объектов в натуре, позволяет им активно мотивировать студентов к выполнению проектных решений реальных объектов в рамках дисциплины «Проектная деятельность».

Проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края» как результат проектной деятельности студентов в течение семестра был успешно выполнен, результаты проекта переданы заказчику, были высоко оценены и приняты к реализации.

Список источников

1. Акинфеева И.И., Железняк О.Е. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 305-314. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23563817

2. Босых И.Б. Проблемы дизайна в современных изделиях традиционных ремесел и сувенирах Уральского региона // Человек в мире культуры. 2016. № 4. С. 3-6. URL: https://cyberlenmka.ra/artlcleMproblemy-dlzayna-v-sovremennyh-lzdellyah-tradltslonnyh-remesel-i-suvenirah-uralskogo-regiona (дата обращения: 03.03.2023).

3. В Коми обновлена эмблема празднования 100-летия Республики // Официальный портал Республики Коми: [сайт]. URL: https://rkoml.ru/news/57 (дата обращения: 01.12.2023).

4. Данилова О.Н. Проблемы использования этнической орнаментики в современном костюме // Россия и АТР. 2006. № 4. С. 135-146. URL: https://www.ellbrary.ru/-ltem.asp?ld=9482462 (дата обращения: 20.02.2023).

5. Формирование регионального культурного кода при разработке сувенирной продукции Приморского края / Т.А. Зайцева, Л.А. Королева, И.А. Слесарчук, О.Г. Иванова // ТЛП Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2022. Т. 56, № 2. С. 96-101. URL: https://ellbrary.ru/ltem.asp?ld=49510746 (дата обращения: 30.11.2022).

6. Иванова О.Г., Копьёва А.В., Масловская О.В. Формирование профессиональных навыков через проектную деятельность у студентов архитектурно-дизайнерского профиля // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6 (часть 1). DOI: 10.17513/snt.38713. URL: https://ellbrary.ru/ltem.asp?ld=46264333 (дата обращения: 12.01.2023).

7. Кузнецова Н.Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 143-148. URL: https://ellbrary.ru/ltem.asp?ld=36287706 (дата обращения: 25.11.2022).

8. Морева С.Н., Воробьева А.С., Константинова М.Е. Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: сб. матер. XVII Междунар. науч.-практ.

146

конф., 20-21 апреля 2022 г. Елецк: Изд-во Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, 2022. С. 294-302. URL: https:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49879407 (дата обращения: 15.01.2023).

9. Нагимова А.М., Мингазова А.И. Брендирование территорий: место и роль рекламы в продвижении бренда города // Электронный экономический вестник Татарстана. 2015. № 1. С. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24125890 (дата обращения: 08.11.2023).

10. Новый бренд Алтайского края // Sostav: [сайт]. URL: https://www.sostav.ru/-publication/novyj-brend-altajskogo-kraya-16560.html (дата обращения: 01.12.2023).

11. Покрова Е.Б., Алексеева Г.В. Орнамент коренных народов Приморского края: к проблеме историко-культурной герменевтики // THE SCIENTIFIC HERITAGE. 2020. № 48.3 (48). С. 19-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43109858 (дата обращения: 10.02.2023).

12. Сердитов С.С. Возможности интерпретации традиционной культуры в дизайне среды на примере туристической индустрии Республики Коми // Месмахеровские чтения: научно-исследовательские работы аспирантов и студентов, 21-22 марта 2019 г. Санкт-Петербург: Изд-во КультИнформ-Пресс, 2019. С. 259-265. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38186951&pff=1 (дата обращения: 11.06.2023).

13. Спирина М.Ю. Народный орнамент в современном дизайне // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 3 (33). С. 206-210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34980282 (дата обращения: 03.03.2023).

14. Тропинина Т.Н. Сувенирный платок как объект учебного проектирования по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. 2016. № 1. С. 129-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29002457 (дата обращения:

04.12.2022).

15. Скриганюк В.В., Кулик А. А. Культурно-исторические традиции как способ формирования имиджа Краснодарского края // Экономика и социум. 2022. № 6-1 (97). С. 936-939. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48830836 (дата обращения:

08.11.2023).

16. Исследование маркеров территориальной идентичности Приморского края при формировании современного регионального бренда / И.А. Шеромова, Л.А. Королева, Т.А. Зайцева, И. А. Слесарчук // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. Иваново: Изд-во Ивановского государственного политехнического университета, 2023. № 3 (405). С. 225-233. DOI: 10.47367/0021-3497_2023_3_225 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54296801 (дата обращения: 08.11.2023).

References

1. Akinfeeva I.I., Zheleznyak O.E. Souvenir as a cultural phenomenon: specificity and classifi-

cation features. Bulletin of Irkutsk State Technical University. 2015; 5 (100): 305-314. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23563817

2. Bosykh I.B. Design problems in modern products of traditional crafts and souvenirs of the

Ural region. Man in the world of culture. 2016; (4): 3-6 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-dizayna-v-sovremennyh-izdeliyah-traditsionnyh-remesel-i-suvenirah-uralskogo-regiona (accessed date: 03.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The emblem of the celebration of the 100th anniversary of the Republic has been updated in

Komi. Official portal of the Komi Republic: [website]. URL: https://rkomi.ru/news/57 (accessed date: 01.12.2023).

147

4. Danilova O.N. Problems of using ethnic ornamentation in a modern costume. Russia and the

Asia-Pacific region. 2006; (4): 135-146. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id— 9482462 (accessed date 20.02.2023).

5. The formation of a regional cultural code during the development of souvenirs of the Pri-

morsky Territory / T.A. Zaitseva, L.A. Koroleva, I.A. Slesarchuk, O.G. Ivanova. TLP Iz-vestia of higher educational institutions. Light industry technology. 2022; 56 (2): 96-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49510746 (accessed date: 30.11.2022).

6. Ivanova O.G., Kopyova A.V., Maslovskaya O.V. Formation of professional skills through

project activities among students of architectural and design profile. Modern science-intensive technologies. 2021; 6 (Part 1). DOI: 10.17513/snt.38713. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46264333 (accessed date: 12.01.2023).

7. Kuznetsova N.F. Production of souvenirs as a resource to increase the tourist attractiveness

of the region. Azimut of scientific research: economics and management. 2018; 7 (3 (24)): 143-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36287706 (accessed date: 25.11.2022).

8. Moreva S.N., Vorobyova A.S., Konstantinova M.E. Ethnographic tourism as a way to revive

and preserve ethnocultural heritage. Tourism and recreation: fundamental and applied research: Collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference, April 20-21, 2022. Yeletsk: Publishing House of Yelets State University named after I.A. Bunin; 2022. P. 294-302. URL: https:// https://www.elibrary.ru/item.asp?-id=49879407 (accessed date: 15.01.2023).

9. Nagimova A.M., Mingazova A.I. Branding of territories: the place and role of advertising in

promoting the brand of the city. Electronic Economic Bulletin of Tatarstan. 2015; (1): 5864. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24125890 (accessed date: 08.11.2023).

10. New brand of the Altai Territory. Sostav: [site]. URL: https://www.sostav.ru/publication/-novyj-brend-altajskogo-kraya-16560.html (accessed date: 01.12.2023).

11. Protection E.B., Alekseeva G.V. Ornament of indigenous peoples of the Primorsky Territory: to the problem of historical and cultural hermeneutics. THE SCIENTIFIC HERITAGE. 2020; 48.3 (48): 19-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43109858 (accessed date: 10.02.2023).

12. Serditov S.S. Opportunities for interpreting traditional culture in the design of the environment using the example of the tourism industry of the Komi Republic. Mesmakherovsky readings: research works of graduate students and students, March 21-22, 2019. St. Petersburg: Publishing House KultInform-Press; 2019. P. 259-265. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38186951&pff=1 (accessed date: 11.06.2023).

13. Spirina M.Yu. Folk ornament in modern design. Scientific notes; Altai State Academy of Culture and Arts. 2017; 3 (33): 206-210. URL: https://www.elibrary.ru/-item.asp?id=34980282 (accessed date: 03.03.2023).

14. Tropinina T.N. Souvenir handkerchief as an object of educational design in the direction of

"Decorative and applied art and folk crafts". Modern trends in fine, decorative and applied arts and design. 2016; (1): 129-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29002457 (accessed date: 04.12.2022).

15. Skriganyuk V.V., Kulik A.A. Cultural and historical traditions as a way to form the image of the Krasnodar Territory. Economy and society. 2022; 6-1 (97): 936-939. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48830836 (accessed date: 08.11.2023).

16. Study of markers of territorial identity of the Primorsky Territory in the formation of a modern regional brand / I.A. Sheromova, L.A. Koroleva, T.A. Zaitseva, I.A. Slesarchuk. Izvestia of higher educational institutions. Textile industry technology. Ivanovo: Publishing House of Ivanovo State Polytechnic University; 2023. 3 (405). P. 225-233. DOI:

148

10.47367/0021 -3497_2023_3_225 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54296801 (accessed date: 08.11.2023).

Информация об авторах:

Иванова Ольга Гениевна, доцент кафедры дизайна и технологий, ФГБОУ ВО «ВВГУ», г. Владивосток, 3wishes@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8781-938X

Зайцева Татьяна Александровна, доцент кафедры дизайна и технологий, ФГБОУ ВО «ВВГУ», г. Владивосток, zai-tanya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8727-5485

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/139-149

Дата поступления: 14.11.2023

Одобрена после рецензирования: 15.11.2023

Принята к публикации: 17.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.