Научная статья на тему 'Особенности обучения по гражданской обороне в строительном высшем учебном заведении'

Особенности обучения по гражданской обороне в строительном высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Боровских М. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения по гражданской обороне в строительном высшем учебном заведении»

УДК 614.841

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Боровских Михаил Трофимович

М. Т. Боровских

кандидат технических наук, доцент Московского государственного строительного университета

На примере деятельности кафедры гражданской обороны МГСУ рассмотрены особенности преподавания гражданской обороны в ВУЗах строительного профиля. Приведен перечень вопросов, дополнительно включенных в учебную программу и определяемых строительной спецификой учебного заведения. За счет сокращения и уплотнения некоторых разделов, носящих общеинформационный или неактуальный характер, увеличены объемы преподавания по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации убежищ и противорадиационных укрытий, создания быстровозводимых конструкций, устройства простейших укрытий. Приведены примеры расчетно-графических работ.

Важность обучения населения РФ по гражданской обороне (ГО) определяется постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. № 261 “О создании государственной системы предупреждения о ЧС и действий в случае ЧС”.

Установлено, что обучение населения по гражданской обороне в РФ — всеобщее и обязательное. В целях наибольшей эффективности и качества обучения все население РФ подразделяется на пять категорий:

• командно-начальствующий состав;

• личный состав невоенизированных формирований;

• рабочие и служащие предприятий;

• учащиеся;

• граждане, не занятые в производстве.

Для каждой категории разрабатываются свои программы обучения.

К категории учащихся относятся и студенты высших учебных заведений. Мы не будем останавливаться на полной учебной программе занятий по ГО, скажем лишь, что обучение студентов строительных ВУЗов по теме “Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС)”, с нашей точки зрения, может проводиться по углубленной программе. Целесообразность этого объясняется тем, что выпускники строительных ВУЗов должны не только уметь воспользоваться инженерными защитными сооружениями (ЗС) в ЧС, но и знать их физические характеристики, особенности проектирования, технологию возведения, правила технической эксплуатации сооружений, инженерных систем жизне-

обеспечения и другого оборудования убежищ и противорадиационных укрытий (ПРУ).

По опыту работы в Московском государственном строительном университете при изучении данной темы целесообразно дополнительно рассматривать:

• критерии оценки классности убежищ и катего-рирование ПРУ;

• организацию инженерной защиты населения категорированных городов и атомных электростанций;

• принципы объемно-планировочных решений при строительстве убежищ;

• требования к инженерным системам и оборудованию убежищ;

• нагрузки и их сочетания, динамические и эквивалентные статические нагрузки;

• определение коэффициента радиационной защиты убежища;

• определение норм воздухоснабжения при различных режимах работы убежища;

• определение норм и условий водоснабжения и водоотведения убежища и др.

Этот перечень дополнительных учебных вопросов определяется разнопрофильностью факультетов университета и тесно увязывается со специализацией будущих инженеров. Конечно, при этом в планировании процесса обучения появляются некоторые трудности, связанные с реализацией учебной программы ГО, но они оправданы. Известно, что на весь курс учебной дисциплины отводится пятьдесят учебных часов. Программа же очень насыщена, поэтому и расширять объем учебных вопросов непросто. А очень заманчиво ради пользы

дела. Поэтому приходится проводить анализ программного курса и оценку важности отдельных учебных вопросов для конкретного факультета с учетом фактической специализации.

Решения о подобных изменениях или корректировке должны быть убедительными и доказательными. Чтобы прибавить, надо где-то убавить. В нашем случае удается сократить время на изучение индивидуальных средств защиты (СИЗ) и оружия массового поражения (ОМП).

В связи с тем, что существуют международные соглашения о нераспространении ядерного и запрещении химического и бактериологического оружия и что в обозримом будущем на территории РФ не предполагается ведение боевых действий, то по этим разделам для студентов строительных ВУЗов может быть достаточно, как мы считаем, знаний и умения практического применения СИЗ, общих понятий физики ядерного взрыва, его поражающих факторов, видов ядерных взрывов, средств доставки ядерных боеприпасов к цели, общих характеристик химического и бактериологического оружия, их боевых свойств и критериев эффективности.

Что же касается устройства средств защиты, принципа действия, сущности адсорбции, хемад-сорбции, каталитической сорбции, фильтрации и т.п., то это или из разряда школьной программы, или из раздела общей химии. Повторение студентами старших курсов строительных ВУЗов этих вопросов за недостатком учебного времени нерационально.

Таким образом, раздел “Чрезвычайные ситуации военного времени” значительно сокращается. За счет этого удается уплотнить отдельные разделы учебной программы в пределах установленного учебного времени и расширить знания в области проектирования, строительства, эксплуатации убежищ и ПРУ в капитальном исполнении, создания конструкций быстровозводимых убежищ и складирования их на предприятиях экономики, устройства простейших укрытий (трассировка, открытые и перекрытые щели, одежда крутостей, водоотвод, отхожие места и др.).

Все сказанное, как мы считаем, имеет очень важное значение в практическом плане для будущих инженеров строительного профиля.

Вопросы инженерной защиты населения кате-горированных городов (рис. 1) и АЭС (рис. 2) в ЧС изучаются с использованием общепринятых принципиальных схем и положений. При этом большое внимание уделяется защите рабочих и служащих предприятий экономики, которые не могут даже в экстремальных ситуациях прекращать выпуск запланированной продукции в обозначенных объемах.

В теме “Устойчивость работы объектов экономики в ЧС” эти вопросы получают более полное освещение с примерами из особо сложных периодов истории России.

Нормы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО) изучаются применительно к специализации и профилю факультетов, о чем будет сказано ниже.

ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА

Граница зоны возможных сильных разрушений

АРф = 0,3 кгс/см2 (30 КПа)

Граница зоны возможных разрушений

АРф = 0,1 кгс/см (10 КПа)

Для работающих смен возводятся

АРф = 0,2 кгс/см'

Я = 8 - 13 км

Для неработающих смен возводятся ПРУс К3 = 100 и

АРф = 0,2 кгс/см'

Условные обозначения:

^ Убежище

а Противорадиационное укрытие

Перекрытая щель

20 км

Полоса, примыкающая к границе зоны возможных разрушений

Для работающих смен ил/с формирований возводят ПРУ с К3

Для работающих смен возводят

Для неработающих смен и населения возводят

Для неработающих смен и населения возводят ПРУ

РИС.1. Схема инженерной защиты категорированного города: К — коэффициент защиты от проникающей радиации (у и нейтронного излучения); АРф — удельное давление во фронте ударной волны ядерного взрыва

20 на ОНХ

: 100 на онх : 50 не раб.

К, = 200

К,

- 500; 20 км для АЭС до 4 ГВт; 40 км для АЭС 4-8 ГВт

К, = 1000; АРф = 0,2 кгс/см2; Тавр.пр = 5 сут. Режим вентиляции — очистка от р/а нуклидов К3 = 3000; АРф = 1 кгс/см2;

авр.пр

-- 5 сут. Режим вент. 3

К, = 5000; ТаврЛр-Режим вент. 3. АРф = 2 кгс/см2

5 сут.

И

Граница проектной застройки АЭС

Граница зоны возможных сильных разрушений^

Граница зоны возможных слабых разрушений

Граница опасной зоны

Граница зоны возможного загрязнения Граница зоны возможных слабых загрязнений

Условные обозначения:

^ Убежище

^ Противорадиационное укрытие

ОНХ — объект народного хозяйства

Тавр пр время непрерывного

пребывания в убежище

РИС.2. Схема инженерной защиты на АЭС (укрытия строятся на весь персонал АЗС до начала эксплуатации)

3

3

В учебном процессе по ГО важное место занимает расчетно-графическая работа. Она предусматривает расчет элементов защитных сооружений в соответствии со СНиП 2-11-77 “Защитные сооружения ГО”. При выполнении этой работы для всех факультетов, кроме факультета экономики, организации и управления строительством (ЭОУС), едиными являются расчет объемов сооружений, площадей пола основных и вспомогательных помещений ЗС, систем жизнеобеспечения, оборудования, объемов аварийных запасов воды. Вторая часть расчетно-графической работы выполняется с учетом профиля факультета.

В нашем университете занятия по ГО проводятся на четвертых курсах. К этому времени студенты вполне подготовлены к решению сложных инженерных задач, что упрощает процесс обучения проектированию ЗС ГО.

Опираясь на знания, полученные на инженерных кафедрах, в расчетно-графической работе методики расчета элементов сооружений не повторяются, а главной целью ставится изучение требований СНиП 2-11-77 и 2.01.51-90 “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны”, а также особенностей расчета несущих конструкций убежищ или ПРУ

Ограждающие и несущие конструкции, основания ЗС согласно СНиП 2-11-77 рассчитываются на особое сочетание постоянных и временных длительных нагрузок и статической, эквивалентной действию динамической нагрузки от воздействия ударной волны (эквивалентная статическая на-

грузка). Конструкции и основания, кроме того, должны быть проверены расчетом на основное сочетание нагрузок и воздействий при эксплуатации ЗС в мирное время, а также на возникающие усилия с учетом сохранности герметичности убежища при возможной осадке отдельных нагруженных опор (колонн) от эксплуатационной нагрузки надземной части здания (при встроенных убежищах).

Используя существующие методы расчета несущих конструкций и необходимые коэффициенты перерасчета нагрузок на эквивалентные статические, студенты получают итоговый результат. Для наглядности и удобства применения результаты расчета сводятся в таблицу.

Чтобы избежать дублирования в учебном процессе и учитывая строго определенный бюджет учебного времени, не ставится задача полного расчета ЗС, а лишь наиболее характерной части его элементов (фундаментной плиты, перекрытия, ограждающих конструкций, входов).

Используя СНиП 2-11-77, студенты факультетов промышленного и гражданского строительства (ПГС), гидротехнического и специального строительства (ГС), теплоэнергетического строительства (ТЭС), городского строительства и хозяйства (ГСХ), строительно-технологического (СТ) самостоятельно проводят расчет динамических и эквивалентных статических нагрузок в соответствии с индивидуальным заданием на расчетно-графическую работу.

Студенты факультетов экономики, организации и управления строительством (ЭОУС), механиза-

ции и автоматизации строительства (МИАС) определяют режимы радиационной защиты рабочих и служащих объекта экономики и защитные свойства ЗС от проникающих поражающих факторов ядерного взрыва.

Студенты факультета теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ) решают задачи расчета систем воздухоснабжения ЗС, а факультета водоснабжения и водоотведения (ВИВ) рассчитывают аварийные запасы воды для питьевых, бытовых, пожарных и сантехнических потребностей с наложением схем воздухо-, водоснабжения и водоотвода на план убежища или ПРУ.

Из обозначенной многопрофильной специализации строительного ВУЗа вытекает и особенность изучения ГО.

Чтобы ярче представить содержание расчетнографической работы, приведем примеры индивидуальных заданий.

Пример А. Индивидуальное задание на расчетно-графическую работу для студентов факультетов ПГС, ГС, ГСХ, СТ, ТЭС.

Условие задачи.

1. Разработать объемно-планировочное решение заблаговременно возводимого убежища_________

класса в_______здании высотой_________м вместимостью на_____________________________человек, из них мужчин_%,

женщин______%, с пунктом управления на____ чело-

век, дизельной электростанцией с запасом горючесмазочных материалов более 1,5 м3, с площадью проемов на первом этаже здания 30%. В мирное время помещения убежища использовать____________.

2. Рассчитать динамические и эквивалентные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

статистические нагрузки на элементы конструкций встроенного, заглубленного в_______грунт убежища с_______________________________фундаментной плитой при уровне

грунтовых вод____________.

3. Все расчеты оформить в виде таблиц характеристик убежища и расчетов динамических и эквивалентных статических нагрузок на элементы убежища.

4. Графическую часть выполнить на листе ватмана (миллиметровки) 24-го формата:

— план убежища в масштабе 1:100;

— разрез по аварийному выходу в масштабе 1:50.

Пример Б. Для студентов факультета ТГВ.

Условие задачи.

1. Разработать объемно-планировочное решение убежища с расчетом площадей основных и вспомогательных помещений.

2. Рассчитать вентиляционную систему по количеству теплоизбытков в убежище.

3. Расчеты оформить в виде таблицы характеристик.

4. Графическую часть выполнить:

— план убежища в масштабе 1:100;

— разводку воздуховодов приточной, вытяжной и рециркуляционной вентиляций на плане убежища (приточная — синий цвет; вытяжная — красный; рециркуляционная — желтый);

— план фильтровентиляционного помещения в масштабе 1:50.

Пример В. Для студентов факультета ВиВ.

Условие задачи.

1. Разработать объемно-планировочное решение убежища с расчетом площадей пола основных и вспомогательных помещений.

2. Разработать и определить элементы систем водоснабжения и водоотведения встроенного убежища ГО.

3. Расчеты оформить в виде таблицы характеристик.

4. Графическую часть выполнить:

— план убежища в масштабе 1:100;

— схему водоснабжения и водоотведения наложить на план убежища (рис. 3);

— элементы схемы водоснабжения и водоотведения (по выбору студента) в масштабе 1:50.

В расчетной части учитывать нормы суточного расхода воды на:

— потребление укрываемыми;

— хозяйственные нужды;

— пожаротушение;

— технические нужды.

Пример Г. Для студентов факультетов ЭОУС и МИАС.

1. Условие задачи и исходные данные:

— мощность ядерного взрыва;

— время взрыва;

— расстояние от места взрыва до объекта экономики;

— метеоусловия;

— физическая характеристика ЗС на объекте.

2. Определить:

— время начала радиоактивного заражения;

— размеры зон радиоактивного заражения;

— направление оси следа радиоактивного облака;

— уровни радиации в районе объекта на 1 час после взрыва;

— режим радиационной защиты рабочих и служащих в условиях радиоактивного заражения;

— коэффициент защиты ЗС по их конструктивным характеристикам;

— принять решение (в роли руководителя предприятия) на укрытие рабочих и служащих в соответствие с полученными расчетами.

План убежища

Экспликация помещение

Заливка

бочков

Подача воды потребителю

Водомерное

стекло

Условные обозначения

Обратный

клапан

О

XI Задвижка НОН ППФ

Узел ввода

Схема водоотведения (вариант)

В канализацию

ЬУм'я' и'я'я р'я'м' і'я’я’А і'м'яи »

« А А

Ьіяям , шт -і-ф ^ л я :«Н гУгУгУ**

3-

ЧФ-49

РМ-51

- РМ-51

а в

•«У*.....Г'.'У'.^УУУ^У-.У-.).1'.УУ^ч>У

•КИЯНИ

1:У:У:У:У:УгУ;У;У;У;У;У;Ул>У;У:У:У

“1

Патрубок гл. кон.

^- ППКР

Переход ' ^ раструбный

Обозна- чение Наименование

1 Помещение для укрываемых

2аб Учебный пункт ГО

3 Пункт управления

4 Помещение для средств связи

5 Санузел

6 ФВП

7 Машинный зал ДЭС

8 Тамбур ДЭС

9 Склад ГСМ

10 Помещение для продуктов

11 Вход №1

12 Вход №2

13 Вход №3

14 Помещение для баков с водой

Характеристика убежища

-1^

СП

РИС.З. Схема водоснабжения и водоотведения убежища

№ Наименование Норма на 1 -го Всего

укрываемого

1 Класс убежища III

2 Вместимость убежища: — мужчин (50%) — женщин (50%)

3 Общий объем помещений, \г 1,5

4 Площадь помещений убежища: а) основных, в том числе: — помещение для укрываемых — пункт управления — санпосты (на 500 укр. — 1) б) вспомогательных, в том числе: — санузел — ФВП -ДЭС — помещение для продуктов — помещение для баков с водой — тамбур-шлюзы и тамбуры 0,5 2,0 2,0

6 Количество входов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Потребное количество воздуха: — 1 режим, \г — 2 режим, \г 10 2 и 5

8 Потребное количество ЭРФ

9 Потребное количество ФПУ-200

10 Количество санприборов

11 Аварийный запас воды, л/сут. 3

0

01 т

Ы

О

а

и

К)

о

о

Ц|

3. Работу оформить следующим образом:

— расчетную часть изложить в пояснительной записке;

— графическую — в виде схемы зон радиоактивного заражения (в масштабе) как приложение к пояснительной записке.

Аналогична форма изучения темы “Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС”. Например, для раздела “Нормы инженернотехнических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО) в соответствии со СНиП 2.01.51-90” при недостаточном бюджете учебного времени изучение ведется по двум подразделам: общие и частные (профильные).

Например.

Основные требования ИТМ ГО:

• к проектированию и строительству городов — для всех факультетов;

• к вновь строящимся и реконструируемым предприятиям — для всех факультетов;

• к проектированию и строительству зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций — для всех факультетов, кроме ВИВ, ТГВ, ЭОУС, МИАС и т.д.

Основные требования ИТМ ГО к проектированию и строительству:

• энергетических систем — для факультета ТЭС;

• гидроэлектростанций — для факультета ГСС;

• систем водоснабжения и водоотведения — для факультета ВИВ и т.д.

В этом тоже своя особенность изучения курса ГО в строительном ВУЗе.

При изучении ЗС особое внимание обращается на противопожарные требования. Наилучшим образом они изложены в СНиП 2-11-77. Строгость этого раздела определяется тем, что при ЧС в ЗС сосредоточивается большая масса людей, пожарная безопасность которых должна быть по определению очень высокой. Поэтому ЗС следует размещать в подвальных помещениях производственных зданий, безопасных в противопожарном отношении (категорий Г и Д по пожарной безопасности). Если же подвальные помещения производств категории А, Б, В и Е полностью изолированы от наземной части зданий, тогда, в порядке исключения, допускается размещение в них ЗС. Однако при этом должно быть обеспечено снижение нагрузки на перекрытие и входы от ударной волны возможного взрыва не менее, чем на 80% по сравнению с эквивалентной расчетной нагрузкой. Огнестойкость

зданий и сооружений, в которых предусматривается размещать ЗС, расположенных в зоне воздействия ударной волны, должна быть не ниже второй степени. В соответствии с требованиями СНиП 2-11-77 минимальный предел огнестойкости основных строительных конструкций для убежищ принимается:

• несущие конструкции, перекрытия основных помещений и входов — несгораемые, 2 часа;

• внутренние несущие перегородки — несгораемые, 1 час;

• перегородки между маршами лестничных клеток — несгораемые, 1 час;

• стены, отделяющие дизельную станцию, — несгораемые, 1 час;

• внутренние входные двери в дизельную и легкий павильон — несгораемые, 0,25 часа. Запрещается для внутреннего оборудования ЗС

применять синтетические и легковоспламеняющиеся материалы.

При проектировании ЗС ГО необходимо провести оценку пожарной обстановки и загазованности при массовых пожарах в данном районе.

Такая форма изучения защиты населения в ЗС и норм ИТМ ГО, с нашей точки зрения, позволяет:

• на конкретной инженерной расчетно-графической работе прочувствовать важность ГО как общегосударственной задачи;

• значительно расширить область применения своих инженерных знаний в конкретных мероприятиях по защите населения в ЧС;

• закрепить полученные знания при расчете сооружений высокой защищенности, инженерных систем жизнеобеспечения и тактическом применении их с учетом зон разрушения категори-рованных городов.

В этой краткой статье нам хотелось показать особенности изучения курса ГО в МГСУ — многопрофильном высшем учебном заведении. Удалось ли нам это? Судить не нам. Но мы считаем, что особенности определяются самой структурой учебного заведения, необходимостью и желанием в пределах отведенного учебного времени предоставить студентам возможность получить профильные знания по общему курсу ГО и тем самым приобщиться к важному общегосударственному делу защиты населения и материальных ценностей нашей страны. Ибо все, что изучается по программе ГО, подчинено этой главной задаче.

Поступила в редакцию 20.02.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.