Научная статья на тему 'Особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях специальной музыкальной школы'

Особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях специальной музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром дефицита внимания и гиперактивности / специальная музыкальная школа / младший школьный возраст / индивидуальные занятия / музыкальная терапия. / attention deficit hyperactivity disorder / special music school / primary school age / individual lessons / music therapy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желяскова Светлана Ивановна

в статье рассматриваются особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в специальной музыкальной школе. Раскрывается значение музыкального воздействия на мыслительную деятельность детей в ходе специализированных музыкальных дисциплин и роль коррекционных мероприятий, интегрированных в курс обучения. Затронуты вопросы специфики учебновоспитательной работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также описаны методы, применяемые на уроках хорового пения, изучения музыкального инструмента, сольфеджио, ритмики, слушания музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желяскова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING YOUNGER STUDENTS WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN A SPECIAL MUSIC SCHOOL

the article discusses the features of teaching younger students with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) in a special music school. The importance of the musical impact on the mental activity of children in the course of specialized musical disciplines as well as the role of corrective measures integrated into the curriculum are revealed. The specifics of the teaching and educational work with children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) are discussed, the methods used in the lessons of choir singing, learning a musical instrument, solfeggio, rhythmics, music listening are described.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях специальной музыкальной школы»

FEATURES OF TEACHING YOUNGER STUDENTS WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN A SPECIAL MUSIC SCHOOL Jeleascova S.I. (Republic of Moldova) Email: [email protected]

Jeleascova Svetlana Ivanovna - Doctoral Student, DEPARTMENT OF SPECIAL PEDAGOGY, FACULTY OF PEDAGOGICAL SCIENCES,

KISHINEV STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I. CREANGA, Piano Teacher of the 1st Didactic Degree, Accompanist, Special Teacher, Speech Therapist, KISHINEV, REPUBLIC OF MOLDOVA

Abstract: the article discusses the features of teaching younger students with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) in a special music school. The importance of the musical impact on the mental activity of children in the course of specialized musical disciplines as well as the role of corrective measures integrated into the curriculum are revealed. The specifics of the teaching and educational work with children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) are discussed, the methods used in the lessons of choir singing, learning a musical instrument, solfeggio, rhythmics, music listening are described.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, special music school, primary school age, individual lessons, music therapy.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Желяскова С.И. (Республика Молдова)

Желяскова Светлана Ивановна - докторант, кафедра специальной педагогики, факультет педагогических наук, Кишиневский государственный педагогический университет им. И. Крянгэ, преподаватель фортепиано I дидактической степени, концертмейстер, специальный педагог, логопед, г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения младших школьников с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в специальной музыкальной школе. Раскрывается значение музыкального воздействия на мыслительную деятельность детей в ходе специализированных музыкальных дисциплин и роль коррекционных мероприятий, интегрированных в курс обучения. Затронуты вопросы специфики учебно-воспитательной работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также описаны методы, применяемые на уроках хорового пения, изучения музыкального инструмента, сольфеджио, ритмики, слушания музыки.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, специальная музыкальная школа, младший школьный возраст, индивидуальные занятия, музыкальная терапия.

DOI: 10.24411/2542-0798-2019-16202

Младший школьный возраст, как правило, сопряжён с многочисленными особенностями присущими детям 6-7 лет. У юных учащихся появляется множество обязанностей и сфера личной ответственности. В начале школьного обучения ребёнка встречает совершенно иная социальная среда, предъявляющая малознакомые требования и выступающая как предпосылка для стресса. Зачастую, дети не посещают детские сады с постоянным коллективом ровесников, ограничиваясь, посещением различного рода развивающих центров и подготовительных курсов, что создает дополнительные сложности в адаптации.

В первом классе на первый план выступает способность ребёнка к овладению навыками чтения, счета и письма, что невозможно без произвольного внимания, памяти и воображения. Современная школа требует от вчерашнего детсадовца быстрых реакций, высокой концентрации, внимательности, усидчивости. Ребёнку с высоким уровнем мотивации преодолевать сложности интересно и увлекательно. Процесс адаптации к школьным требованиям у таких детей проходит спокойно и гладко. Отличающиеся повышенной отвлекаемостью, неусидчивостью, двигательной расторможенностью, импульсивностью и низким уровнем концентрации дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности, несомненно, сталкиваются с большими трудностями, как в процессе обучения, так и в школьной адаптации.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) согласно статистическим данным является одним из наиболее распространённых психоневрологических расстройств в детском возрасте и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек 3:1 [4]. Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности производится согласно критериям Б8М-У (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [5].

Основной особенностью, которой характеризируется Синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течении 5-15мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3-7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5-15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [1].

В условиях специальной музыкальной школы к стандартной общеобразовательной программе добавляется ряд профильных дисциплин: специальность (музыкальный инструмент), сольфеджио, ритмика, хор, слушание музыки. В процессе специализированного обучения наряду с немалыми сложностями есть и свои преимущества перед средней общеобразовательной школой. Небольшие по количеству учащихся классы позволяют педагогам уделять больше внимания каждому ребёнку и использовать индивидуальный подход в процессе обучения, что положительно сказывается на детях с СДВГ. Безусловно, дополнительные предметы создают условия для повышенной утомляемости. Вместе с тем, уроки ритмики, на которых ученики двигаются под музыку, хлопая в ладоши и топая ногами различные ритмические структуры, изучая её характер и пульсацию, дают дополнительную возможность для контролируемой двигательной разрядки. Во время сольфеджио дети активно интонируют, развивая музыкальный слух, и упорядочивают полученные знания в строго систематизированной последовательности, что прививает учащимся с СДВГ навыки программирования и контроля. Уроки слушания музыки, которые появляются во II классе, и где дети слушают лучшие и наиболее яркие произведения выдающихся композиторов классической музыки, создают положительную атмосферу для эмоциональной разгрузки ученика с СДВГ. Репетиции хорового пения наряду с заучиванием песен безусловно включают в себя элементы вокалотерапии: распевки, вокализация разнообразных гласных и слоговых сочетаний. Хоровое пение не только способствует социализации ребёнка с СДВГ, но и стимулирует его умственную активность путем интенсивной вентиляции лёгких и усиленному снабжению головного мозга кислородом. Специфика индивидуальных уроков по изучению различных инструментов в свою очередь создаёт отличные условия для детальной отработки мелкой моторики, что ведёт к большому прогрессу в как в общем интеллектуальном развитии, так и в развитии компенсаторных функций организма. На индивидуальных уроках обучения игре на инструменте также проводится работа по раскрытию творческого потенциала ученика с СДВГ, поскольку педагог подбирает репертуар в соответствии с общими требованиями, но опираясь на индивидуальные особенности развития ребёнка. Также в процессе музицирования развивается воля, произвольное внимание, воображение, детальное восприятие структурных моментов.

В отличии от массовой школы, где специализированных музыкальных уроков нет, в канву общеобразовательного развития вплетена и музыкальная терапия.

В одном из своих интервью проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения и доктор психологических наук Дина Кирнарская почеркнула, что «музыкальные занятия меняют структуру мозга. Потому что соединительная лента между правым и левым полушарием мозга, «corpus callosum» становится на 25% больше через год всего занятий» [6]. Занятия музыкой играют огромную роль в развитии внимания и концентрации младших школьников с СДВГ. В своей статье «10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу» Дина Кирнарская говорит о воспитании выдержки, ответственности, умении планировать и быть готовым предстать с результатом своего труда в точно определённый момент в процессе музыкального обучения [7]. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ученик с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности, обучающийся в специальной музыкальной школе, испытывает аналогичные трудности, как и обучающийся в общеобразовательной школе.

2. В программу специальной музыкальной школы включены специализированные групповые и индивидуальные музыкальные занятия, которые оказывают терапевтическое воздействие на ребёнка с СДВГ.

3. Музыка оказывает значительное влияние на развитие головного мозга и является стимулирующим фактором его развития.

4. Дети с СДВГ, обучающиеся в специальных музыкальных школах имеют возможность справляться с трудностями обучения непосредственно во время учебного процесса, не отрываясь от естественной социальной среды и не посещая дополнительные коррекционные мероприятия.

Список литературы /References

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. Москва: Изд. Института Психотерапии, 2001. 145 с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -4-е изд. М.: Изд. центр «ACADEMIA», 1999. 456 с.

3. Неволина С.П. Методика обучения игре на фортепиано Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2013. 122 с.

4. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // «Вопросы практической педиатрии» 2012, т. 7, №1, с. 54-62.

5. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии» 2014, т. 13, №4, с. 48-53.

6. Кирнарская Дина интервью для Общественного телевидения России. [Электронный ресурс]. URL: https://otr-online.ru/programmy/prav-da/v-gostyah-u-31051.html/ (дата обращения 29.08.2019).

7. Кирнарская Дина - Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу. [Электронный ресурс]. URL: http://ik-music.net/miscellaneous/ezoterica/lekczii/1115-10-prichin-otdat-rebenka-v-muz-school.html (дата обращения 29.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.