Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ИНОСТРАННЫЙ / АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / УСЛОВИЕ / ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ / ОБРАЗ / СРЕДА / ШОК / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахтин А.В.

В статье рассматриваются специфические особенности обучения иностранных студентов подготовительного факультета и используемые традиционные и авторские технологии, которые позволяют им адаптироваться к новым языковым условиям. Образовательные технологии способствуют развитию различных видов запоминания, личностных особенностей, изучению терминологической лексики дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© Бахтин А.В.1

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск

В статье рассматриваются специфические особенности обучения иностранных студентов подготовительного факультета и используемые традиционные и авторские технологии, которые позволяют им адаптироваться к новым языковым условиям. Образовательные технологии способствуют развитию различных видов запоминания, личностных особенностей, изучению терминологической лексики дисциплин.

Ключевые слова: студент, иностранный, адаптация, обучение, условие, процесс, социальный, образ, среда, шок, индивидуальный.

Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранных студентов и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранных студентов и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран.

Международный подготовительный факультет ИРНИТУ проводит подготовку иностранных слушателей из 25 стран (Монголия, КНР, Вьетнам, Республики Корея, Сирия, Индонезия, Индия и другие страны) с 1973 года.

По приезде в Россию иностранные студенты испытывают так называемый «культурный шок». В 1960 г. К. Оберг ввел понятие «культурный шок» для обозначения состояния человека, попавшего в чуждую культурную среду [1].

Культурный шок - это столкновение двух культур на уровне индивидуального сознания. Хотя культурный шок сопровождается беспокойством, которое вызывает потерю привычных форм социального общения, в целом он рассматривается как нормальный процесс адаптации к культурному стрессу [4] и обусловлен культурными различиями, индивидуальными различиями и опытом пребывания в иной культуре. Понятие адаптации состоит в приспособлении организма к условиям среды. Она определяется как процесс и результат установления взаимоотношений между личностью и социальной средой [3].

Причины, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, условно можно разделить на объективные - обусловлены учебной деятель-

1 Доцент кафедры Общетеоретических дисциплин международного (подготовительного) факультета, кандидат технических наук, доцент.

ностью и условиями жизни в отрыве от семьи и родины (новые формы обучения и контроля занятий, новый коллектив, новая обстановка, новые климатические условия, условия приема и приготовления пищи и т.п.); объективно-субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, самообслуживания и т.д.); и субъективные (нежелание учиться, замкнутость, душевная тревога в отдалении от близких и т.п.) [4].

Иностранные студенты, приезжающие в Россию, конечно, имеют теоретические сведения, касающиеся общественно-политической ситуации в России, бытовых условий, особенностей структуры высшего образования. Однако, приехав в Россию, студент-иностранец обнаруживает, что соединить теорию с практикой, возникающей перед ним в России достаточно трудно, что вызывает определенную тревогу, а иногда испуг перед трудностями. В состоянии адаптивного кризиса лишь отдельные студенты самостоятельно могу найти выход из сложной социально-психологической ситуации.

Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д. Основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями высшей школы.

Концептуальная модель готовности иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе должна включать в себя следующие компоненты:

1) мотивационный - стремление к самостоятельности, организованности, проявление устойчивого интереса к предметной области и желания полностью овладеть языком специальности;

2) когнитивный - понимание связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, знание структуры и содержания предметной области знаний;

3) операциональный - владение лингвистическим аппаратом для усвоения профессионально-значимой информации, владение навыками самостоятельной учебной деятельности;

4) эмоционально-волевой - уверенность в успехе, стремление преодолеть трудности на пути достижения поставленной цели, высокая степень самоорганизации, удовлетворение от самостоятельного получения профессионально значимой информации;

5) информационный - речевая, прагматическая и предметная компетентность.

Приведем пример адаптированности по М. Аргилу, а именно - общая удовлетворенность жизнью в России, адекватное выполнение роли студента и позитивное восприятие новой социально культурной среды. Первая была

Общая педагогика

9

посвящена адаптации социальной. Большинство иностранных студентов относит себя и свои семьи к среднеобеспеченным. По оценкам иностранных студентов, по приезде в Россию им было труднее всего привыкнуть к условиям проживания в общежитии (98 %) и необходимости общаться на русском языке (85 %), особенностям русской кухни (70 %) - в частности, отсутствию возможности готовить национальные блюда; далее идут сложности привыкания к другому образу жизни (52 %), отношению окружающих (45 %), отсутствию родственников (30 %), то есть большинство иностранных студентов сталкиваются с трудностями как физиологического, так и социального характера. Вопрос о том, что понравилось студентам по приезде в Россию, практически все иностранные студенты ценят независимость и свободу, которую они получили, приехав учиться в Россию [1].

Второй пример посвящен адаптации профессиональной, или адаптации к учебному процессу. По результатам исследований 85 % студентов не считают систему обучения в России трудной. Трудными для себя считают экзамены и зачеты 15 %. Однако существенным представляется тот факт, что у 90 % студентов наблюдаются жалобы на память в процессе обучения.

Перед преподавателями стоит задача в обеспечении оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их адаптации к новому образу жизнедеятельности [2].

На момент поступления в ИРНИТУ подавляющее большинство иностранных студентов (85 %) не знали русского языка, когда приехали в Россию, 15 % знали всего лишь несколько фраз или отдельных слов. После обучения на международном (подготовительном) факультете картина языковой компетентности кардинально меняется: 70 % иностранных студентов в повседневной жизни могут свободно общаться на русском языке, хотя большинство испытывают значительные языковые трудности в учебе. Взаимоотношения с преподавателями характеризуются как положительные. У большинства иностранных студентов складываются дружеские отношения с российскими студентами, и лишь отдельные испытывают некоторую напряженность в отношениях.

Много времени при этом уделяется как индивидуальной работе со студентами, так и коллективному подходу. Например, это выступление художественной самодеятельности, коллективное посещение центров культуры. Проводится конкурс на лучшее содержание и порядок в комнатах проживания в общежитии. Это все сказывается на более быстрой адаптации студентов к современному образу жизни в условиях иностранной страны.

С целью унификации требований, предъявляемых к студентам со стороны преподавательского состава, на кафедре проводятся семинары, на которых обсуждаются вопросы актуальные на сегодняшний день.

Таким образом, можно уверенно говорить об успешной адаптации большинства иностранных студентов на международном (подготовительном) факультете ИРНИТУ.

Список литературы:

1. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // СОЦИС. - 2007. - № 3.

2. Косгюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России // Вопросы философии. - 2000. - № 2.

3. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.

4. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузов-ской подготовки иностранных студентов. - СПб., 2001.

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ НА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН ТОВАРОВ

© Поляков Л.М.1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

На цены товаров могут оказывать влияния те технические устройства, которые участвуют в производстве таких товаров. Поэтому важным является выявление того, каким образом человек может обучаться применению и применять то техническое устройство, которое может участвовать в производстве товара. И это в свою очередь может способствовать выявлению актуальности цены произведённого товара.

Ключевые слова технические устройства, цены произведённых товаров.

Особенности формирования цен на товары могут проявляться от того, каким образом человек может обучаться применению технического устройства по производству такого товара и от того, каким образом такой человек может применять такое техническое устройство в производстве такого товара.

Чтобы выявить то, каким образом человек может взаимодействовать с техническим устройством, важно сказать о тех информациях, которые могут проявляться в актуальном осознании такого человека.

В актуальном осознании человека могут проявляться информации об объективности природного процесса и те информации об объективности, которые не являются информациями об объективности природного процесса такого осознания. И, соответственно, в данном актуальном осознании человека могут проявляться те субъективные информации, которые могут соотноситься с такими информациями об объективности природного процесса

1 Магистрант кафедры Информационных технологий и систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.