УДК 372.881.1
Т.И. Леонтьева1 С.Н. Котенко2
Владивостокский университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Особенности обучения иностранному языку поколения Z: традиции и новаторство
Современная педагогика учитывает быструю смену поколений обучающихся и отличительные особенности разных возрастных групп. Одним из первых ученых, который начал исследовать определенные расхождения между генерациями и предложил свою характеристику и интерпретацию представителей различных поколений, был австралийский ученый Мак Криндел. Он исследовал репрезентатов временного цикла, охватывающего восемьдесят лет. В отечественной науке теорию поколений развивают учёные Е. Шамис, А. Антипов, М. Сандомирский и др.
В данной статье авторы предлагают свою классификацию поколений, согласно которой современные студенты начального этапа обучения в высших учебных заведениях относятся к поколению Z. Рассматриваются проблемы, связанные с обучением английскому языку именно этой группы студентов. Авторы выдвигают собственную точку зрения на датировку поколений, освещают основные социопсихологические характеристики студентов нашего времени и предлагают методику работы с художественным текстом, направленную на преодоление трудностей в изучении английского языка с точки зрения психолингвистического подхода. Наблюдения показывают, что представители поколения Z ощущают самоизоляцию и десоциализацию, испытывают трудности при командной работе, что впоследствии может создать препятствия в карьерном продвижении.
Авторы предлагают свой подход к обучению студентов, относящихся к этой группе, направленный на устранение самоизоляции и десоциализации. Особое внимание обращается на сочетание традиционных и современных методов преподавания и развитие способности поколения Z работать в команде, участвовать в дискуссиях, принимать решения, а также готовить презентации для выступления перед коллективом всей группы.
Ключевые слова и словосочетания: теория поколений, десоциализация, коммуникативные компетенции, информационно-компьютерные технологии, «клиповое мышление», интерактивные креативно-творческие упражнения.
1 Леонтьева Тамара Ивановна - канд. пед. наук, профессор кафедры межкультурных коммуникаций и пере-водоведения Института иностранных языков; e-mail: [email protected].
2 Котенко Светлана Николаевна - старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций и перево-доведения Института иностранных языков; e-mail: [email protected].
T.I. Leontieva S.N. Kotenko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Peculiarities of teaching English to "Generation Z"
Modern pedagogy concentrates on a rapid change of generations and differences between them. The first scholar who paid attention to those differences was McCrindle (Australia). He offered a theory of cyclic change of generations within 80 years. Russian scholars Ye. Shamis, A. Antipov, V. Sandomirsky are developing his theory. In this exploratory study the authors offer their own division of generations according to which today's students of the first and second years of universities belong to Generation Z because they have grown upgadgeted and computerized. The authors argue that Generation Z is not socialized; its representatives have formed short-range memory and a syndrome of loneliness. They cannot work in teams which fact may eventually ruin their careers. The presentation offers a qualified approach to teaching Generation Z students to the aspect "Home Reading" with the view to eliminating the above drawbacks. Basic attention is paid to forming communication competences, critical thinking, ability to participate in collective discussions, and a skill of taking decisions. A complex of English language teaching techniques for socializing students, developing universal values in them is presented. A combination of traditional and innovative forms of teaching brings the intellectual potential of Generation Z to perfection and eventually results in linguistic and professional competence.
Keywords: theory of generations, desocialization, communicative competence, information technology, "clip thinking", creative exercises, interactive forms of communication.
Психолого-педагогические и социологические исследования в настоящее время все больше сосредоточиваются на быстрой смене поколений и вполне ощутимой разнице между ними. Человеческое общество стремительно меняется в результате развития новых технологий и ресурсов. Первыми учёными-создателями теории поколений, основанной на технологических принципах, а не на традиционных описаниях различий, являются американские исследователи Н. Хоув и В. Штраус. Изучая такой феномен, как конфликт поколений, они отмечают тот факт, что «модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, совершенно не похожи на модели поведения представителей поколения другого в пору того же возраста» [10], и предлагают разделить цикл смены поколений, который они определили в 80 лет, на несколько периодов: 1888-1900 (Потерянное поколение), 1901-1924 (Величайшее поколение), 1925-1945 (Молчаливое поколение), 1946-1964 (Бэби-бумеры), 1965-1982 (Поколение Х), 1983-2003 (Поколение Y), 2003+ (Поколение Z) [1].
В отечественной науке теорию поколений развивают учёные Е. Шамис, А. Антипов, М. Сандомирский и др., полагая, что, прежде всего, это знание необходимо для создания взаимопонимания между поколениями, для формирования эффективных родительско-детских отношений, для оптимизации обучения нового
поколения, разработки модели взаимодействия и сотрудничества в разных сферах деятельности, т.е. для построения будущего. В 2000 г. был создан сайт RuGenerations и опубликованы ряд статей психологического, социологического и педагогического характера (Е.Р. Исаева, Е.М. Чичуга, О.Г. Федулова, И.П. Дьяченко, Е. Иванкова), в которых утверждается, что тот «промежуток времени, в которое родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение» [5].
В результате изучения имеющихся научных исследований мы пришли к заключению, что границы поколений в россии несколько отличаются от тех, которые предложены Н. Хоувом и В. Штраусом. Согласно исследованиям Е.М. Чичуга, имеется следующая градация поколений: 1) Победители, Строители -поколение, рожденное в 1900-1922 гг.; 2) Молчуны, рожденные в 1923-1942 гг.; 3) Бэби-бумеры 1943-1963 г.г.; 4) Поколение Х - 1964-1984 гг.; 5) Поколение «Мил-лениум» (Y) - 1985-2000 гг. и 6) новое поколение Z, рождённое с 2001 г. и по настоящее время [9].
В стремительно развивающейся России поколение Z, на наш взгляд, имеет не названные выше даты рождения, а во всех цивилизованных странах это вторая половина 1990-х гг. по 2009 г. включительно. Объяснение этому находим в книге австралийского ученого Мак Криндела "The ABC of XYZ", предлагающего разделять поколения иначе [14]. За основу он принимает не биологическое, а социологическое разделение, которое составляет не 20, а 15 лет, поскольку каждое поколение вырастает в определенных социальных условиях, имеющих свои собственные, общие именно для этого поколения события, тенденции и формирует типичную только для него картину мира. Такого же мнения в отечественной науке поддерживает Е.Р. Исаева, опубликовавшая статью об обучении студентов первокурсников поколения Z [4]. Позиция Мак Криндела в отношении поколений в Австралии совпадает с российской: сегодняшние первокурсники принадлежат к «цифровому поколению», и мы разделяем мысли автора о необходимости преобразований в работе образовательных учреждений.
Важно отметить, что образование для поколения Z должно стать реальностью всей жизни, а не только периодом получения узкого профессионального образования, т.к. деятельность представителей этого поколения связана с карьерой, предполагающей интерактивную поисковую деятельность [14, с. 16-17]. Данный подход отражен в ФГОС ВО, который включает в себя формирование у обучающихся интеллектуальных, психофизиологических компетенций субъекта, а также компетенций как внутренних образований, актуализируемых в последующей (после обучения) деятельности [3, с. 6]. Целью образовательного процесса или «образовательного континуума», как отмечает И.А. Зимняя, является компетентность. Этому феномену автор дает исчерпывающее определение, в котором обращается внимание на умение решать социально-профессиональные задачи в деятельности на основе полученных знаний и опыта [3, с. 6-7].
Представители поколения Z любознательны, они охотно впитывают новые знания, быстро и легко усваивают информацию, открыты современным технологиям, виртуальной коммуникации и сотрудничеству [5]. Используя современные технологии, они получают доступ к духовному, культурному, социальному много-
образию мира. Где бы они ни находились, они не могут обойтись без технических гаджетов [13, с. 41-50]. К сожалению, как отмечает Мак Криндел, такая зависимость от технологий оказывает негативное влияние на «цифровое поколение». Они предпочитают виртуальное общение общению живому, ведут малоподвижный образ жизни, проводя большую часть времени за компьютером [14]. Представители этого поколения менее общительны в социальном плане, не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность. Постоянно работая с часто меняющимися картинками в компьютере, они развивают в себе так называемое клиповое мышление, т.е. краткосрочную память. Кроме того, увлеченность компьютером ведет к синдрому дефицита внимания и гиперактивности, проявляющемуся в неспособности ориентироваться на что-то конкретное. В результате десоциализации («отгораживания от мира») взрослеющие представители поколения Z не умеют работать в команде, что может негативно повлиять на их будущую профессиональную деятельность [7].
Сегодня формируется новое поколение, для которого необходимо использовать как классические, так и современные формы обучения в высшей школе. Опыт преподавания иностранного языка показывает, что школьники, оказавшись в стенах вуза, демонстрируют определенные языковые компетенции, но испытывают трудности в «формировании и формулировании мысли» [2, с. 26], что свидетельствует о недостаточности развития коммуникативных компетенций. Какие задачи в связи с этим ставит перед собой преподаватель при организации обучения в вузе? Изучив характерные черты поколения Z, мы пришли к выводу, что в большей мере следует уделять внимание информационным компьютерным технологиям, использованию Интернета при обучении. Необходимо также «создание таких условий в аудиторной и внеаудиторной работе студентов, которые способствуют их креативной и творческой деятельности» [6, с. 98].
Для активного развития речевых и коммуникативных компетенций следует формировать критическое мышление студентов поколения Z, развивать умение доказывать свою точку зрения, находить доводы и факты в аргументации [8, с. 11], участвовать в дискуссии, самостоятельно принимать решение.
методический подход авторов строится на преодолении указанных выше отрицательных черт, присущих современному поколению студентов. Авторы предлагают свою методику при работе с англоязычным текстом на примере рассказа "A Dance I'll Never Forget" американской писательницы и фотожурналиста, активиста-эколога X. Хаузер. Автор рассказа знакомит читателя с тем, как строятся дружеские взаимоотношения, осуществляется взаимопомощь в сложных социальных и бытовых ситуациях [12]. Она придает большое значение умению бескорыстно любить и ценить тех, кто тебя окружает, пробуждает интерес к музыке и природе.
Преподавание иностранного языка имеет преимущество перед другими учебными дисциплинами, т.к. язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные. Обучение иностранному языку включает в себя, в первую очередь, лингвистические компетенции, наряду с которыми не менее важными и значимыми являются социолингвистические, межкультурные, прагматические и социальные компетенции.
С помощью иностранного языка, благодаря аксиологическому подходу, формируется всесторонне развитая личность.
В этих целях на занятиях по английскому языку на первом курсе студентам поколения Z предлагается следующий комплекс упражнений при работе с текстом.
На предтекстовом этапе учебно-познавательной деятельности учитываются потребность обучающихся воспринимать информацию визуальным способом и стремление вырваться за рамки своей внутренней замкнутости.
- Look at the pictures and say what people are doing, where they are and what will happen next.
- Read the title of the text "A Dance I'll Never Forget" and say what you think it will be about.
- What event of your life will you never forget and why?
Данные упражнения развивают речевые компетенции, помогают мыслить более широко, формулировать общее суждение и настраивают на дальнейшую беседу по предложенной тематике текста. Обращая внимание на детали, студенты преодолевают «клиповость мышления» [7], развивают сосредоточенность.
В качестве текстовых заданий на занятии студенты учатся отвечать на побуждающие к размышлению вопросы по содержанию текста, аргументировать свое мнение, приводя доводы и факты, отстаивать свою точку зрения.
- Express your opinion of the main characters of the story.
Answer the questions and prove your point of view.
Agree or disagree with the statements.
Find words and phrases to introduce the argument.
What new things for your personal experience have you learnt from this text?
Выполняя эти задания, студенты учатся анализировать и сопоставлять факты, обращать внимание на детали и выстраивать логически обоснованное собственное высказывание.
Самыми ценными в плане личностного развития, по нашему мнению, являются послетекстовые креативно-творческие задания, направленные не только на формирование и развитие коммуникативных компетенций, но и на формирование правильных нравственных качеств, проявляющихся в поведении студентов.
- Generate your utterances on the following topics.
What do you have in common with your friend?
What don't you like in your friend?
What would you feel if you found negative information about your friend
on a networking site?
Do you believe in friendship between a man and a woman?
How would you expect the article/text would continue?
Does friendship change with time and age?
Can a person live without friends?
can you live without friends? Why?
Can people of different age be friends?
В процессе выполнения предложенных заданий студенты развивают способность адаптироваться к учебным ситуациям, находить нестандартные решения, работая в коллективе.
Следующий вид послетекстовых заданий мотивирует студентов к свободному развёрнутому высказыванию, основанному на собственном понимании, в данном случае пословиц, связанных с содержанием текста.
Formulate your positive or negative opinion on the following proverbs.
"A friend's frown is better than a foe's smile".
"Everyone's friend is no one's friend".
"A friend in need is a friend indeed".
"The best part of living is loving and giving".
Учитывая приверженность Z-студентов к информационно-технологической коммуникации, в данном комплексе предлагаются задания с привлечением компьютера и интернет-источников.
Watch the video "Any Time You Need A Friend" and consider the issues presented in the video [11].
Give a PowerPoint Presentation: "My Idea of Friendship".
Такого рода задания вовлекают обучающихся в активную поисковую деятельность, развивают интерактивные формы общения, формируют межкультурные компетенции.
На завершающем этапе студентам предлагается написать эссе по темам "Friendship can run out of steam", "What is good friendship based on?", "Do you agree that old friends are better than new ones"?
Написание эссе развивает глубину и широту рефлексивного и критического мышления, студенты реализуют навыки самостоятельной исследовательской деятельности, проявляют способности концентрироваться и принимать решения.
Заключение
В работе предпринята попытка раскрыть основные черты поколения Z в России, заключающиеся в том, что это поколение интеллектуально, обладает проницательным умом, открыто новым знаниям. тем не менее, наш анализ показывает, что современные студенты испытывают трудности при работе в команде, отдают предпочтение виртуальному общению вместо живого, не обладают социальной и психологической независимостью. Элементы смешанного обучения призваны раскрыть творческий потенциал студентов-индивидуалистов и формировать у них способность к адаптации к новой социальной среде, которую представляет университет. Предложенные в данной статье методические рекомендации, различные задания для обучения поколения Z на базе конкретного текста позволяют формировать у студентов общечеловеческие ценности, обогащают их внутренний мир, способствуют самоопределению себя как полноценного члена коллектива. Внедрение таких интерактивных форм обучения, как дискуссия, ситуационный анализ, включение звуковых и зрительных эффектов при работе с видеоматериалами развивает у студентов коммуникативные компетенции. Моделирование проблемных ситуаций активизирует способность решать их, совершенствует ин-
теллектуальный потенциал поколения Ъ, что в конечном итоге ведет к созданию профессиональной компетентности.
1. Дьяченко И.П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031.
2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностр. языки в школе. 2012. №2. С. 2-10.
4. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мо -тивация и трудности в процессе обучения первого курса // медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4(15). URL: http://medpsy.ru
5. Как учить детей поколения Y и Z? [Электронный ресурс]. URL: http://teacherclub. ru/kak-uchit-detej-pokolenij-y-i-z.html
6. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Развитие креативности и творчества студентов неязыкового вуза на занятиях по домашнему чтению на английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №9 (27); ч. II. С. 96-100.
7. Сандомирский м. Поколение Z: те, кто будет после // Социальная психология в действии. Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении [Электронный ресурс]. URL: http://www. felicidad. ru/2011/07/z. html
8. Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / пер. с англ. А. Станиславского. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008. - 96 с.
9. Чичуга Е.М. Нужна ли теория поколений педагогике? // Инновации в науке : сб. ст. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. №5 (30). С. 92-97.
10. Чумаков В. Трудности перевода // «Коммерческий директор». 2007. №11 (23) [Электронный ресурс]. URL: http://rugenerations.livejournal.com/1081.html
11. Any Time You Need A Friend [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=fNxXyKjiyoQ
12. Hauser НА. Dance I'll Never Forget // Читаем по-английски. Книга для чтения по английскому языку (Часть I): учебное пособие. Ростов-н/Д.: Феникс. 1999. С. 4-9.
13. Lee Linda. GenerationZ: Digital Natives // Select Readings Pre-Intermediate Student's Book: United Kingdom: Oxford University Press, 2011.
14. McCrindle M. The ABC of XYZ. McCrindle Research Pty Ltd. 2014.
© Т.И. Леонтьева, 2017 © С.Н. Котенко, 2017
Для цитирования: Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поколения Z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 1. С. 152-158.
For citation: Leontieva T.I., Kotenko S.N. Peculiarities of teaching English to "Generation Z" // ^e Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2017. Vol. 9. № 1. P. 152-158.
Дата поступления: 16.03.2017.