УДК 37.014
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИНГАПУРЕ
Салиева Манзура Хабибовна
Андижанский государственный медицинский институт
Статья посвящена особенностям сингапурской систем образования -одной из ведущих мировых. Содержатся сведения приоритетов образования и достижения образовательных результатов в Сингапуре.
Ключевые слова: компетенции, обучение, сингапурская система образования, инновации, реформы, подготовка кадров, рейтинг, традиции.
SINGAPURDA TA'LIMXUSUSIYATLARI
Maqola dunyodagi yetakchilardan biri bo 'lgan Singapur ta 'lim tizimining xususiyatlariga bag 'ishlangan. Singapurda ta 'limning ustuvor yo 'nalishlari va ta 'lim natijalari haqida ma 'lumot beradi.
Kalit so'zlar: kompetensiyalar, kadrlar tayyorlash, Singapur ta'lim tizimi, innovatsiyalar, islohotlar, kadrlar tayyorlash, reyting, an 'analar.
FEATURES OF EDUCATION IN SINGAPORE
The article is devoted to the features of Singapore's education system, one of the world's leading ones. Provides information about education priorities and educational outcomes in Singapore.
Keywords: competencies, training, Singaporean education system, innovation, reforms, personnel training, rating, traditions.
Актуальность темы. В условиях реализации одной из основных целей современного отечественного образования, определенной Президентом РУз — обеспечения «глобальной конкурентоспособности образования, вхождение в число ведущих стран мира по качеству общего образования» — актуализируется вопрос о том, что представляют собой ведущие образовательные системы мира [7].
Если проанализировать результаты международных исследований, то можно увидеть, что в исследовании TIMSS как в 1999 г., так и в последующих измерениях, Сингапур традиционно занимает лидирующие позиции по естествознанию в 4-8 классах. При этом «Сингапур затрачивает на начальное обучение школьников (в расчете на одного человека) меньше средств, чем почти все развитые страны» [8]. Поэтому обращение к проблеме достижения высокого качества общего образования образовательными системами мира чрезвычайно актуально, так как на современном этапе важно обеспечить конкурентоспособность образования. Особенности сингапурского феномена и особенности образования на современном этапе исследованы недостаточно. Образовательная система каждой страны уникальна, поскольку в разных странах системы образования преследуют в той или иной степени разные цели, а также имеют собственную историю становления и пути развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты. Материал и методы. Сингапур - это страна, которая смогла объединить в себе культурные ценности востока и высокий уровень жизни запада. Современная система образования в Сингапуре существует всего около ста лет, но, согласно данным исследовательского центра PIRLS, уровень грамотности населения города-государства считается одним из самых высоких во всем мире [1.2.3.4].Образование, полученное в Сингапуре, называют одним из лучших в мире, а дипломы местных ВУЗов высоко котируются за пределами острова, в том
числе, в таких странах, как США и Израиль, где уровень местного образования традиционно очень высок.
В частности, остров славится своими специалистами в области точных и естественных наук. При этом считается, что сингапурские школы, где учатся местные дети, отличаются очень жестким подходом к процессу, и сильной академичностью преподавания. К концу 1970-х годов в Сингапуре было налажено издание национальных учебников для школы, организована профессиональная подготовка учителей.
Результаты и их обсуждение. Образование стало одним из главных направлений развития внутренней политики Сингапура. Изначально система образования базировалась на английских традициях. Так, система высшего образования в Сингапуре сначала была заимствована у Кембриджского университета Великобритании. Это обусловливалось не только колониальным прошлым Сингапура, но и тем, что политическая элита страны получала высшее образование именно там.
Сложность формирования эффективной образовательной системы была обусловлена различием населения Сингапура как по экономической составляющей, так и по этническому и языковому составу. Система образования Сингапура основана на национальных традициях обучения, в то же время она учитывает требования международного рынка труда и подготовку востребованных профессионалов.
Школьное обучение в школе начинается с шести лет. Система школьного образования в Сингапуре делится на три ступени: Начальный уровень. Рассчитан на шесть лет. За это время дети проходят углубленный курс математики, английского и китайского языков, после завершения которых сдают экзамены и получают свидетельство PSLE. Средний уровень. На базе знаний, полученных за время начального обучения, школьников распределяют по специализированным группам. Предуниверситетский. После окончания курса ученики получают сертификат класса GCE «А», что дает право для бесплатного обучения в профильном вузе.
Все начальные школы Сингапура работают по единой системе обучения. Занятия в сингапурских школах обычно начинаются в 7-7.30 утра, и заканчиваются в районе половины второго. В целом на перемены отводится около 30 минут. Чтобы поступить в сингапурскую школу, ребенок должен пройти вступительный экзамен ЛЕК, правила которого размещены на сайте Министерства образования (МОЕ).
После многочисленных реформ, образовательная система Сингапура характеризуется следующими чертами: двуязычность; разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся; обучение на нескольких языках; упор на изучение английского языка, естественных наук и математики; сильная система технического образования; независимые школы, автономные школы и система кластеринга; децентрализация власти и делегирование ее директорам; эффективная система продвижения по службе и поощрение учителей; преподавание нравственных ценностей и истории Сингапура в рамках программы национального образования; широкое использование информационной технологии; обширная программа перестройки; программа образования для одаренных детей; преподавание навыков мышления; сильная программа финансирования, включающая фонд Edusave; множество стипендий; наличие Специального Плана Помощи и медресе, обусловленные тем обстоятельством, что Сингапур является многонациональным и многоязычным государством; стремление к совершенству; амбиционный план стать Бостоном Востока путем привлечения филиалов десяти больших международных университетов; эффективная интеграция образовательной политики и экономического развития; ставка на творчество, новаторство и предпринимательство; одинаковое отношение ко всем языкам, общинам и культурам; утилитарная философия образования; четкое видение результатов образования; осознание политической значимости образования; акцент на необходимость образования в течение всей
жизни; разработка программы подготовки и переквалификации рабочих; проведение грани между знанием фактов и творческим мышлением; тщательное изучение и заимствование лучших черт прогрессивных систем образования; политическая воля, тщательное планирование и отличное руководство[5,6,7].
Дети в Сингапуре получают образование на английском и родном языках. Продолжительность обучения в Сингапуре: Дошкольное обучение (3 года), начальное (6 лет) и среднее (4-5 лет). В стране работают как государственные, так и частные учебные заведения.
Рис. 1. Образование в Сингапуре В Сингапуре есть элитные средние школы, где помимо программ уровней «N» и «O» изучается ещё программа уровня «A» (Advanced Level). Называется программа IP — курс интегрированного образования (Integrated Programme). Сроки обучения в таких школах в целом растягиваются на 6 лет.
Благодаря двум десятилетиям экстенсивного развития образовательной системы молодое поколение сингапурцев было полностью охвачено начальным и средним образованием. Образовательная система Сингапура
создавалась исходя из предположения о равенстве всех детей по уровню способностей и готовности к обучению. Однако, как показала практика, ориентация на среднего ребенка в процессе обучения ведет к тому, что наиболее способные дети скучают, уже освоив материал, их активность снижается, при этом наименее способные не успевают за своими сверстниками, и разрыв этот сохраняется на протяжении всей школьной жизни.
С целью повысить эффективность образовательного процесса в 1979 г. была принята новая образовательная система. Она предусматривала введение потокового обучения в начальной и средней школе, которое позволяло детям продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. Основной целью введения потоков было предоставить каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и тем самым получить базовые знания для дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства.
Другим направлением реформы стало повышение социального статуса учителя, а также внедрение постоянного и систематического повышения квалификации для преподавателей и директоров школ. Учителям школ предоставляется объемный социальный пакет, включающий социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, особые схемы накопления. Также существует механизм выслуги лет: преподавателям, проработавшим в школе определенное время, предоставляются дополнительные выплаты и финансовая поддержка. Таким образом, политика министерства направлена на сохранение подготовленных учителей в образовательной сфере и максимальное использование опыта высококвалифицированных преподавателей старшего поколения.
После окончания элитной школы открывается прямая дорога к поступлению в университет [8,9,10]. В рамках же традиционных четырёхлетних программ, как правило, изучаются дисциплины:
/
англиискии язык (французский, немецкий, японский)
китаискии
язык (малайский, тамильский)
t
литература (китайская,
тамильская)
индиискии язык
(УРДУ, хинди)
V
Рис. 2. Предметы обучаемые в школах Сингапура
Обучение на уровне средней школы проходит обычно с 12-13 летнего возраста и завершается в возрасте 17-18 лет. Условно делится на 5 ступеней, где период каждой ступени равен 1 году. Обучение в средней школе платное. Принцип оценки знаний в средней школе. Интересным видится принцип оценки знаний учащихся сингапурских средних школ. Здесь применяется метод девятибалльной шкалы A1-F9. Например, максимально низкой оценке соответствует значение шкалы F9, максимально высокой — A1. Удовлетворительная оценка (тройка) обозначается C5 или C6, а хорошая (четвёрка) — B3 или B4. Образование после средней школы. Выпускники средних школ, получившие сертификат о среднем образовании уровня «О» (Ordinary Level), обычно продолжают учёбу на курсах подготовки к университетам или идут учиться в профессионально-технические учреждения. Все ПТУ опять же делятся по конкретным направлениям:
Рис.З.Виды профессионально-технических учреждений
Продолжительность образования в любом из этих учреждений составляет 2-3 года. Каждый выпускник получает сертификат уровня «A» (Advanced Level).
Для построения высокотехнологичной экономики требовалось большое число ученых и инженеров с высшим образованием. Однако в начале 1980-х годов только 9 % выпускников школ страны поступали в высшие учебные заведения. Расширению доступа граждан к университетскому образованию препятствовали жесткие критерии отбора абитуриентов в вузы. Был предпринят ряд шагов, в том числе связанных с повышением уровня первоначальных зарплат, по привлечению молодых сингапурцев к научно-исследовательским и инженерным профессиям. Итогом стало удвоение числа инженеров с высшим образованием к 1989 г.
по сравнению с началом десятилетия. Другим направлением политики стало активное привлечение девушек к поступлению на технические специальности в вузы: многие из них показывали гораздо более высокие результаты на выпускных экзаменах, чем мальчики, но считали технические специальности «неженским делом».
Жизнь студентов в Сингапуре отличается от других стран практически полным отсутствием студенческих общежитий. Как правило, сингапурские учебные заведения выходят из такого положения, заключая контракты со сторонними организациями. Эти
организации и предоставляют места в своих общественных кампусах. Часть иностранных студентов отдаёт предпочтение арендованному жилью.
Сингапур одна из тех редких стран, где студентам не разрешается работать в период учёбы. При этом не имеет значения, какой трудовой деятельностью занимается студент. Также следует принять во внимание жёсткий контроль посещаемости занятий. Если студент без уважительной причины в течение недели пропускает сессию или общая посещаемость составляет менее 90%, он лишается студенческого билета и отправляется домой.
Что касается перспектив трудоустройства, для способных и одарённых выпускников работа есть всегда. Большое количество сингапурских компаний стремится привлечь молодых специалистов. Многие делают это посредством выделения грантов. Кроме бизнеса Сингапура, квалифицированные рабочие кадры нужны иностранным компаниям. Таким образом, шансы на трудоустройство после учёбы в Сингапуре достаточно высоки.
Выводы. 1. Серьезное отношение сингапурцев к нравственным ценностям и отсутствие цинизма являются основой институциональных трансформаций в системе образования.
2. Сингапурская гражданственность изначально основана на конфуцианских идеях патернализма, подчинения и прилежания (дисциплины).
3. Средства массовой информации страны распространяют истории достижения успеха при усердной и дисциплинированной учебе и работе, которые становятся примером для подражания.
4. Чтобы обеспечить конкурентоспособность образования, важно взять лучший опыт образовательных систем стран-лидеров и внедрить его в отечественном образовании.
5. Следующие принципы сингапурского образования стоит позаимствовать: гибкость, вариативность и обучение во взаимодействии.
6. Важную роль играет развитие личности обучающего, который должен быть воспитан в любви к истории и культуре страны, иметь высокий уровень мотивации к освоению образования, чёткие требования к планируемым результатам, образовательной деятельности, системе оценки достижений в соответствии с мировыми стандартами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 16.02.2017 г. N ПФ-4958 «О дальнейшем совершенствовании системы послевузовского образования».
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев город Ташкент, 20 апреля 2017 года.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию деятельности негосударственных образовательных служб» Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, 15 сентября 2017 г., № PQ-3276.
4. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, 8 октября 2019 г., № ПФ-5847.
5. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С.227-246.
6. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. - 2008. -№ 3. - С. 7 - 51.
7. Жук А.А. Реформа системы образования в Сингапуре и её роль в развитии страны (1965 -начало ХХ1в.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9 № 2/1. -С. 32-36.
8. Лесин С., Шевелёва Н. Феномен Сингапура гибкость, разнообразие, гражданственность // Образовательная политика. - 2019. - №1-2 (77-78). - С.24-32.
9.Морозова О.Ю. Система образования и "LEGAL TECH" в Республике Сингапур в перспективе формирования общества знания // Вестник ТвГТУ. Серия "Науки об обществе и гуманитарные науки". - 2020. -№ 3 (22). - С.46-52.
10. Салиева М.Х. Роль Конфуцианской школы Китая в образовании. / Азизов Ю.Д., Уракова О., Мирзаева М.М. // Экономика и социум. -2021. - № 9 (88). - С. 689-695.