влиянием обаяния личности научного руководителя.
Итак, психолог как субъект профессионального становления на этапе обучения в вузе выбирает содержание трех базовых координат научного самоопределения: «Я как исследователь», «Другой исследователей», «Тема исследования», приводит их в определенное соответствие и поддерживает в целостной системе научного общения и научноисследовательской деятельности. Познавательные мотивационные основы данного процесса отличают представителя ПУТ. Индивидуализированные конструктивные мотивационные тенденции являются характерными для ПНТ. НУТ возникает при необходимости проявления себя как исследователя, сопровождаемой учебно-формальным мотивационным наполнением. Мотивировочный, «показной» характер наполнения научно -исследовательской активности свидетельствует о ННТ. По всей видимости, переходными формами между всеми ними являются АУТ и АНТ. При этом АНТ ближе группе типов с позитивной направленностью научного самоопределения, а АУТ - с негативной.
Представленная типология открывает возможности для оптимизации научноисследовательской деятельности студента-психолога. Возможна его квалификация как
представителя определенного типа. Далее можно учесть мотивационную характеристику определенного типа для побуждения студента к выполнению определенных учебных задач, используя в речи вербальные маркеры, соответствующие содержанию определенной мотивации. Для активизации научно-исследовательской деятельности студентов-психо-логов целесообразно осуществлять формирование типов мотивационных основ научно -исследовательского компонента профессионального становления, относящихся к группе с позитивной направленностью, - ПУТ и ПНТ.
Поступила в редакцию 18.10.2007 г.
Lisova E.N. The typology of students-psychologists’ motivational bases of scientific research component of professional development. The article includes the typology of students-psychologists’ motivational bases of scientific research component of professional development. Its criteria were species of scientific self-definition. There are positive-educational, positive-oversituational, negative-educational, negative-oversituational, ambivalent-educational and ambivalent- oversituational types.
Key words: student’s motivational bases of scientific research component of professional development, type of student-psychologist’s motivational bases of scientific research component of professional development.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Л.В. Баранова
В статье представлено исследование особенностей образного креативного мышления студентов различных специальностей. В ходе исследований было выявлено, что в мышлении креативных студентов интуиция выступает как самостоятельный высокозначимый компонент. Этот факт является подтверждением, что образное мышление присутствует у креативных студентов независимо от сферы деятельности.
Ключевые слова: креативное мышление, уровневая структура мышления, впечатлительность, интуиция, озарение, воображение.
Исследования генезиса креативности в детском возрасте начаты психологами со второй половины XX в. Отдельной проблемой в них выделялось изучение развития психики в неразрывном единстве со становлением, развитием личности, ее познаватель-
ных, эмоциональных и мотивационных компонентов. Понятие умственной структуры как внутренней невидимой «конструкции» раскрывается у Л. С. Выготского в его положении о единстве структурной и функциональной сторон понятийного мышления. Он
трактовал понятие как структуру обобщения черт, признаков предмета, которой соответствует своя специфическая система логических операций. Обосновывая различие между обучением и развитием, он связывал наличие когнитивных структур с процессом развития, как самостоятельным внутренним процессом заданным природой. Именно эти структуры обеспечивают развитие вне обучения. Поэтому, утверждал Л.С. Выготский, развитие не совпадает с ходом самого образовательного процесса, а имеет свою внутреннюю логику: «В развитии мышления мы имеем дело с некоторыми очень сложными процессами внутреннего характера. Эти процессы изменяют внутреннюю структуру самой ткани мышления, что выражается не в массовом грубом изменении функций, но в изменении структуры, клеточки, если можно выразиться - мысли» [1].
В дальнейшем на основе идей Л.С. Выготского отечественным психологом П.Я. Гальпериным и его учениками была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. В ней обоснованы 3 главных этапа, которые проходят все высшие психические процессы в своем развитии. Вначале, независимо от возраста человека, они осуществляются как серия развернутых материальных действий человека с предметами окружающего мира. В результате совместной деятельности и общения между людьми внешние предметные действия начинают выполняться при участии внешней речи. По мере овладения речью происходит замещение предметов и явлений при их отсутствии, тем самым любой психический процесс становится опосредованным. Речь связывает эти процессы и выводит их на более высокий уровень исполнительской организации. Внешние действия постепенно свертываются, переносятся во внутреннюю, отчасти тоже свернутую речь, и собственно тогда становятся умственными.
Проведенные Ж. Пиаже экспериментальные исследования генезиса интеллекта у детей выявили стадии этого процесса, а также последовательную уровневую структуру каждой стадии, как отражение динамичности психических преобразований, которые в ней совершаются. Период от появления речи и до приблизительно четырех лет Ж. Пиаже называет периодом допонятийного, дооперацио-
нального интеллекта и развитием допоня-тийных рассуждений. Начиная с четырех лет у ребенка отмечаются факты формирования новой структуры в мышлении, как переход от символической или допонятийной фазы к операциям. Интуитивное (наглядное) мышление, являясь, по сути, еще дологическим схематизмом, считается зачатком логики, хотя осуществляется в виде репрезентативных регуляций, а не операций; оно исполняет роль интуитивной регуляции наглядных схем. Этот дологический интеллект «выполняет функции дополнения еще незавершенных операций за счет полусимволической формы мышления, в качестве которой выступает интуитивное рассуждение» [2].
Суть своей концепции Ж. Пиаже изложил в следующем резюме: «сенсо-моторная схема - единица, свойственная системе до-символического интеллекта, - вбирает в себя перцептивные схемы и схемы, относящиеся к привычному действию (схемы восприятия и схемы навыка - это схемы одного и того же низшего порядка, только одни связаны с актуальным состоянием цели, а другие - с элементарными трансформациями состояний» [2, с. 206]. Символическая схема, в свою очередь, вбирает в себя сенсо-моторные схемы с дифференциацией функций, подражательной аккомодацией (развивающейся в образные обозначающие) и ассимиляцией (определяющей обозначаемые). Интуитивная схема выступает как одновременно координирующая и дифференцирующая образные схемы. Операционная схема конкретного порядка -это группировка интуитивных схем, самим фактом их группировки возведенных в ранг обратимых операций. И, наконец, формальная схема - это... не что иное, как система операций второй ступени, то есть группировка, оперирующая конкретными группировками» [2, с. 207]. Исследования интеллектуального развития являются основополагающими для выдвижения гипотез об этап-ности последующего креативного развития, о чем свидетельствуют следующие экспериментальные работы (Д.Б. Богоявленская,
В.Н. Дружинин, Н.Е. Хазратова, М.А. Холодная и др.).
Освоение интеллектуальных операций является той фундаментальной основой, на которой и возможны креативные проявления, соответствующие этапу сформировавшихся
способностей. Кстати, сам Ж. Пиаже отмечал проявления интериоризированной мысли -«инсайта» у двухлетних детей, разумеется, на основании сложившихся в этом возрасте сенсомоторных схем. По мере возрастного развития креативное мышление становится многоуровневой структурой. Это замедляет динамику поисковых процессов и проявляется в зрелом возрасте как не мгновенный ин-сайт (А. В. Брушлинский).
Также в экспериментах Н.Е. Максимовой, И.О. Александрова, И.В. Тихомировой, Е.В. Филипповой было подтверждено, что испытуемые всех возрастов применяют интуитивные и рациональные приемы в решении задач [3]. У старшеклассников проявляется доступное наблюдению и измерению, как интеллектуальная способность, преобладание рационального или интуитивного типа познавательной деятельности. Исходя из названных особенностей умственной деятельности, можно прийти к следующим выводам: 1) о единстве психической структуры мышления у всех людей; 2) о функциональных различиях в мышлении, связанных с особенностями структуры, проявляющихся в преобладании рациональных или интуитивных уровней; 3) о функциональных особенностях креативного мышления, которое функционально объединяет интуитивные и рацио -нальные структурные уровни.
Естественнонаучный подход к пониманию процессов развития креативности дает основания для того, чтобы квалифицировать творчество как одну из высших психических функций (ВПФ), как прижизненно формирующийся системный психический процесс, социальный по своему происхождению. Основываясь на теории Л.С. Выготского, выделившего два уровня высших психических функций, исследователи выделяют «натуральную» и «культурную» креативность (В.С. Юркевич) и наличие в данном процессе таких характеристик как опосредованность знаковыми системами, осознанность, произвольность. Также как и другие ВПФ, формирование креативности обусловлено морфологически и социально: основой креативности, являются сложные функциональные системы, связанные с мозговыми структурами; креативности присущ поэтапный переход от развернутой формы предметной деятельности к автоматизированным «свернутым» ум-
ственным действиям; креативная среда является условием интериоризации креативного поведения, т. е. креативность, подобно другим ВПФ первоначально существует как форма взаимодействия между людьми. Как и у других ВПФ, у креативности имеются свои процессуальные особенности. Наличие этапа иррационального, неосознанного, непроизвольного мышления, интуитивного поиска решения и внезапное озарение считаются особенностями творчества. В то же время одной из наиболее ярких особенностей творчества является ее высокая мотивация, как уже говорилось «почти непреодолимая тяга к этой деятельности».
Н.Е. Свидерской, Т.Н. Дащинской, Г.В. Та-ратыновой проводились исследования особенностей пространственно-частотной организации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при активизации творческой активности с помощью метода саморегуляции функционального состояния мозга [4]. Выполнен многопараметрический анализ фоновых электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (от 24 корковых пунктов), который позволил установить наиболее вероятный паттерн изменения пространственной синхронизации электрических процессов. Самым интересным результатом данного исследования является «зеркальная» синхронность работы двух полушарий, а также полученные различия частотных характеристик ЭЭГ при увеличении показателей воображения и творческой интуиции.
Исследователи ставили перед собой задачу определить, «какое отражение в показателях пространственной организации ЭЭГ находит то функциональное состояние мозга, которое облегчает реализацию творческих процессов» [4, с. 394]. Творческую активность регистрировали как электрическую активность отдельных зон мозга, а также показателями воображения (В) - по количеству оригинальных, своеобразных ответов и творческой интуиции (ТИ) - по числу точных или семантически близких к замыслу ответов.
Первоначально с помощью регистрации фоновой электрической активности была установлена наиболее типичная синхронизация потенциалов в направлении передние зоны левого - задние зоны правого полушария -названная исследователями «когнитивная ось» (рис. 1).
і 2 3 4 5
Рис. 1. Схема паттернов пространственной синхронизации биопотенциалов коры головного мозга при разном соотношении активности трех слоев психофизиологической структуры человека. Большие кружки соответствуют большей возможности участия данной области в процессах пространственной синхронизации электрических процессов, т. е. интеграции информационных процессов, маленькие -меньшей [цит. по 4]
В процессе обучения испытуемых, при наличии индивидуальных вариантов, но все же в одном направлении происходило формирование фокусов активности в передней зоне правого и задней зоне левого полушарий. Исследователи отмечают, что «далее паттерн, формирующийся как бы из двух осей, становился все более отчетливым» [5]. Формирование второй оси происходило последовательно, а функционирование обеих осей могло происходить как независимо друг от друга, так и одновременно. Однако. трансформация активности после обучения включала изменение соотношения информационной и энергетической составляющих ЭЭГ в пользу первой, т. е. информационной» [5].
Важным результатом исследований авторы называют то, «что такие (творческие) функциональные состояния могут возникать не только спонтанно, но и в результате произвольного управления и специальной тренировки» [4, с. 397].
Н.Е. Свидерская вводит понятие «ось сверхсознания», т. к. по современным научным представлениям именно сверхсознание и превращает механизм сознательного мышления в творческое, продуктивное мышление. Она пишет: «Два фокуса повышенной синхронизации потенциалов, проявляющиеся либо сочетанно, либо изолированно, вероятно, отражают определенную структурнофункциональную семантику» [5, с. 520]. Высказаны предположения, что, активность задних областей левого полушария связана с «всплеском» воображения. Кроме того, установлена особая роль, подкрепленная данными фотонно-эмиссионной компьютерной то-
мографии, височно-теменных и затылочных областей левого полушария в генерации зрительных образов. А также указывается на данные, свидетельствующие о роли передних отделов правого полушария в перекомбина-ции и синтезе многопараметрической информации. Присущий ему симультанный способ обработки информации позволяет открывать новые свойства предметов и ситуаций.
Анализируя результаты, авторы находят подтверждение гипотезы о том, что открытая «нейрофизиологическая структура соответствует состоянию готовности мозга к переработке информации в системе сознание -подсознание. Необходимость сочетания «когнитивной оси» и «оси сверхсознания» обусловлена тем, что, по-видимому, для успешного творческого процесса активации только центров последней недостаточно. Привлечение большого массива данных, необходимых для создания структуры нового знания, требует подключения активности подсознания. С другой стороны, если вновь созданный продукт не будет выведен на уровень сознания, то он остается в определенном смысле «бесполезным», т. к. не получит оформления в виде словесного описания, схем, чертежей и т. д. Исходя из этого, совместная работа передних и задних ассоциативных центров обоих полушарий является, по-видимому, наиболее благоприятным условием для реализации творческих процессов» [4, с. 399].
Отмечая неодинаковый уровень активации в левых и правых полушариях у лиц с показателями успешного воображения, авто-
ры фиксируют при этом большую активность правого. При низких показателях воображения левополушарный фокус либо совсем отсутствовал, либо был высокоинтенсивным, что свидетельствует о необходимости пропорциональной активации лево- и правополушарных процессов.
Итак, обнаруженный в экспериментах
Н.Е. Свидерской межполушарный паттерн, формирующийся как бы из двух осей - когнитивной и сверхсознания, указывает на то, что совместная работа передних и задних ассоциативных центров обоих полушарий по принципу «зеркальной синхронности» является, по мнению исследователей, нейропси-хической основой и наиболее благоприятным условием для реализации творческих процессов.
С точки зрения раскрытия генезиса креативных способностей как высшей психической функции актуальными становятся проблемы обнаружения сходства/различия или поиска родовых связей между интеллектуальными и креативными способностями. Логичным представляется обращение к уже разработанным теориям умственного (в отечественной психологии) или интеллектуального (в зарубежной науке) онтогенеза.
В результате разработки категории плана внутренних действий, выявления конкретных переходов от более элементарных этапов поиска решений к более сложным, от наглядных, практических к словесным теоретическим В.К. Зарецким, И.Н. Семеновым, С.Ю. Степановым была предложена структурно-уровневая модель организации интеллекта [6]. Эта модель представляет мышление как единство интуитивного и логического. Такое уровневое единство состоит из иерархии плавно переходящих одна в другую мыслительных структур, образующих функциональные ступени решения творческих задач.
Перед исследователями была поставлена проблема разработки приемов управления процессом поиска решений в целом, чтобы обеспечить продуктивность его как «периферийных, так и центральных стадий». Ученые установили, «что функция рефлексии связана с осознанностью средств решения задачи и оснований их поиска в процессе мышления, а функция личностного компонента - с обеспечением «я-включенности» субъекта в мыс-
лительный процесс» [6]. Личностная позиция в крайних своих выражениях бывает репродуктивной и продуктивной, как содержащей готовность в ходе решения задачи к преобразованию привычных форм деятельности. Тип личностной позиции отражается на формах личностной рефлексии - продуктивному типу присуща интенсивная, а репродуктивному -экстенсивная ее форма. Из двух схем концептуальных подходов - личностно-факторного, когда на деятельность влияют такие личностные факторы как особенности мотивации, черты характера, психические состояния, и структурно-динамического, понимающего органическую включенность личности в структурную систему деятельности, авторы выбрали второй. Итак, процесс решения задач с позиции рефлексивно-личностного аспекта осуществляется как продвижение по структурно-динамической схеме мышления. «Мышление при решении задач рассматривается как взаимодействие четырех взаимосвязанных и иерархически организованных уровней, образующих соответственно следующие компоненты познавательной деятельности: личностный, рефлексивный, предметный, операциональный» [6, с. 113]. И далее: «Соотнесение речевых следов поиска решения с указанной структурой вскрывает функциональные связи между ее вербализовавшимися элементами, что позволяет охарактеризовать психологическую специфику реального мыслительного процесса как предметно-операциональное развитие познавательной деятельности, регулируемое ее рефлексивно-личностными смыслами» [6,
с. 113]. Сутью четырехуровневой структурно-динамической модели решения творческих задач являются представления мышления в проблемных ситуациях как параллельного развертывания четырех базовых процессов: преобразование проблемной ситуации, ее понимание, переосмысление собственного поиска и переживание конфликта.
Структурно-уровневая модель центрального звена творческого мышления представляет данный процесс в виде двух взаимопроникающих сфер. И.Н. Семеновым, С.Ю. Степановым, В.К. Зарецким разработана схема, в которой четыре последовательно сменяющихся уровня располагаются в диапазоне между интуитивным и логическим мышлением, интегрируя в целостный взаимодопол-
няющий цикл операции сознания и бессознательного. Представленные в модели уровни включают социально обусловленные умственные процессы изначально произвольные -формируемые и управляемые, которым присущи такие характеристики, как развернутость во времени, четкая последовательность этапов, осознанность. В структурно-уровневой модели мышления Я.А. Пономарева, отражающей наличие и логического, и интуитивного мышления, бессознательно протекающие процессы - непроизвольные и неконтролируемые .
Мы же в свою очередь считаем, что предложенная четырехуровневая модель отражает лишь прижизненно формируемые структуры, которые существуют в обществе и в онтогенезе интериоризируются индивидом. Бессознательные аспекты мышления по-прежнему остаются вне модели, несмотря на обширнейшую литературу теоретического, экспериментально-эмпирического содержания, посвященную таким психическим явлениям и неотъемлемо присущим процессу мышления как фантазия, интуиция, инсайт.
Предлагаемая нами уровневая структура мышления содержит усредненную схему, общую для всех людей. А индивидуальные различия в их сформированности и развития у каждого человека оказывают влияние не только на умственную, но и на личностную сферу. Для обоснования нашей структурной модели, содержащей начальные уровни дологического, непроизвольного мышления, представляют первоочередной интерес следующие научные факты.
1. В исследованиях Дж. Леду установлено, что входные сенсорные сигналы предварительно проходят путь, соединяющий таламус и миндалевидное ядро, а затем попадают в кору больших полушарий, т. е. «анатомически - эмоциональная система может действовать независимо от неокортекса» [7]. Полученная от органов чувств часть сигналов вызывает эмоциональную реакцию, прежде чем импульс будет обработан в коре и осознан. Е.Л. Яковлева указывает на принципиальное значение для физиологии эмоций данного открытия. Если миндалевидное ядро может хранить эмоциональные воспоминания и воспроизводить эмоциональные реакции без какого-либо сознательного участия неокортекса, значит отдельные факты и со-
провождающие их переживания, несмотря на то, что они никогда не осознаются, могут активно участвовать в психической активности человека.
2. Наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации является необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне [8].
3. «В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы» [8].
4. При решении задач эмоциональная неосознаваемая реакция, отраженная в изменении показателей кожной сопротивляемости, опережает осознанную и вербальную [8].
5. Фокус взаимодействия - корковое динамическое образование, в котором синтезируется оперативная информация, поступающая из различных областей коры или подкорковых образований с актуализированной из центров долговременной памяти, а также центров мотиваций и эмоций [8].
6. Э.А. Костандов считает передачу сигналов на моторные речевые центры решающим условием для перехода от бессознательных к осознаваемым формам восприятия внешних сигналов. На основании данных психологических, нейропсихологических и физиологических исследований мы считаем, что структурно-уровневая модель мышления может быть расширена за счет выделения структурных уровней двух равноценных сфер: непроизвольного, сопровождающегося глубокими эмоциональными состояниями или переживаниями, и произвольного, сознательного уровня, починенного волевой регуляции. К рациональным уровням по праву будут отнесены те, которые уже представлены в модели: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный [6, с. 113].
Мы считаем, что основанием для объединения вышеназванных компонентов в уровневую структуру служит присутствие в перечисленных понятиях бессознательно протекающих феноменов - невербализован-ных, нелогических, быстротекущих, мало или вообще не осознаваемых и непроизвольно осуществляющихся. Тем не менее, именно данные процессы стали сегодня предметом наиболее многообещающей части экспери-
ментальной и теоретической исследовательской работы. П.В. Симонов так говорит о необходимости междисциплинарной интеграции современного научного знания: «.невозможно себе представить психическое, которое вместе с тем, и в то же самое время, не было бы физиологическим, не имело бы своего нейрофизиологического эквивалента» [9].
Мы предлагаем расширить модель и включить в нее как уровни давно известные, но малоисследованные процессы, по причине быстроты их протекания, слитности с другими, неосознанности. Несмотря на огромное количество опубликованных работ, содержащих описание, эксперименты и развернутые характеристики таких явлений как впечатление, воображение, интуиция, инсайт исследователи мышления скорее подразумевали их наличие, или выделяли в какую-либо самостоятельную мыслительную категорию (рис. 2).
4. личностный
3. рефлексивный
2. предметный______
1. операциональный -1. впечатление
-2. воображение
-3. интуиция
-4. инсайт
Рис. 2. Структура рациональных и иррациональных уровней мышления
П.В. Симонов констатировал: «Применение новейших технологий изучения высших функций головного мозга человека (пози-тронно-эмиссионная томография, функциональный ядерномагнитный резонанс, элек-трофизиологическое картирование и т. п.) убедительно показало, что внесение любых изменений в решаемую субъектом мыслительную задачу неизменно ведет к изменению состава и степени активации мозговых структур, вовлеченных в данную деятельность. Полученные экспериментальные данные потребовали расширения традиционных положений физиологии ВНД, нейропсихологии и являются основой для разработки новых парадигм как в психофизиологии, так и в психологии» [9, с. 72].
Дологические уровни составляют давно известные, но малоисследованные познавательные процессы, по причине их формирования в раннем возрасте, быстроты протекания, слитности с другими, позже сформированными, и не всегда осознаваемыми. Несмотря на огромное количество опубликованных работ, содержащих описание, эксперименты и развернутые характеристики таких явлений как впечатление, воображение, интуиция, инсайт, исследователи мышления скорее подразумевали их наличие, или выделяли в какую-либо самостоятельную мыслительную категорию. Мы считаем, что основанием для их объединения в уровневую структуру служит присутствие в перечисленных понятиях бессознательно протекающих феноменов - невербализованных, быстротекущих, мало или вообще не осознаваемых и непроизвольно осуществляющихся. Тем не менее именно данные процессы стали сегодня предметом наиболее активной экспериментальной и теоретической исследовательской работы.
Мы избрали точкой отсчета естественную возрастную дифференциацию умственного развития, наглядно представленную в данных об онтогенезе интеллектуальной деятельности и возрастных новообразованиях личности. Ретроспективный анализ теорий умственного и креативного развития (Ж. Пиаже, Э. де Боно, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин и др.) привел нас к выводу, что исходные его формы - дологические и досознательные, не могут исчезать бесследно по мере взросления. Они продолжают развиваться как составные части логических сознательных умственных структур, осуществляя познавательные
функции, что наиболее явно обнаруживается в проблемных творческих ситуациях. Поэтому мы представили структуру продуктивного творческого мышления как многоуровневое единство интуитивного и рационального.
Исходя из вышесказанного, мы предположили возможность получения корреляций между количественными измерениями процессов, представляющих уровни рационально-интуитивного мышления. Наличие интуитивных уровней познания соответствует таким индивидуально-психологическим характеристикам как импульсивность, полезави-симость, преобладание первой сигнальной системы, высокая реактивность, повышенная
тревожность, избегание конкуренции, доверчивость, отсутствие инициативы, хорошее воображение, высокая чувствительность и впечатлительность. Рациональные уровни познавательной активности проявляются в осознанной и произвольно управляемой способности к анализу и систематизации, склонности к отвлеченному размышлению, характеризуются преобладанием реакций на логическое обобщение ряда явлений, умением оперировать словами и понятиями, способностью к глубокому осознанию действительности.
Наша гипотеза особенностей взаимосвязи креативности и личностных свойств предполагает, что для креативных людей характерно функциональное равновесие между рациональными и интуитивными уровнями познавательной деятельности. Данное представление не противоречит выявленным учеными биполярным параметрам когнитивных стилей.
Нами проводилось исследование среди студентов 1-2 курсов (194 чел.) художественных специальностей (хореографы, дизайнеры, актеры), обозначенных нами «художники», и психологов. Применялась невербальная образная батарея креативного образного мышления Е. Торренса [10] и опросник А.И. Доровского «Сила интуиции» [11]. Результаты тестирования обработаны в статистической компьютерной программе 8Р88 методом вращения Облимин. Были выделены две подгруппы креативных и некреативных студентов, выполнен сравнительный анализ средних значений между подгруппами, получены структурные матрицы компонентов образного мышления и графики компонент.
Получены следующие результаты:
1. Структура невербального образного мыш-
ления у некреативных студентов содержит две компоненты, переменная «интуиция» вошла во вторую компоненту с коэффициентом 0,851 у художников и 0,584 у психологов, что отражает более высокую значимость интуитивного дологического мышления для студентов-художников в сравнении со сту-дентами-психологами. 2. У креативных студентов всех специальностей структура мышления содержит три компоненты, переменная «интуиция» составила отдельную компоненту в факторной структуре каждой выборки. Все показатели трехкомпонентной структуры креативных студентов представлены в таблице 1.
Полученная структура невербального образного мышления креативных студентов отличается богатством внутренних ассоциативных связей между переменными. Высокие коэффициенты корреляции по переменной «интуиция» отражают хорошо развитое образное мышление у креативных испытуемых. Наличие третьей компоненты, содержащей переменную «интуиция», свидетельствует о ее высокой функциональной значимости для невербального образного мышления. К особенностям невербального образного мышления художников следует отнести также высокие значения переменной «разработанность» 0,864 и невысокие значения по переменной «сопротивление замыканию»
0,614. Следовательно, в данной выборке преобладают креативные разработчики социаль-но-одобряемого типа. У психологов же переменные «оригинальность -разработанность » вошли в одну компоненту с близкими коэффициентами значимых корреляций, что означает более равномерное развитие этих способностей. Сочетание данных показателей с переменной «сопротивление замыканию»,
Таблица1
Структурные компоненты невербального образного мышления креативных студентов
разных специальностей
Переменные Компоненты «художников» Переменные Компоненты психологов
1 2 3 1 2 3
Беглость -0,980 Сопротивление 0,905
Оригинальность 0,549 0,518 Общая креативность 0,756
Разработанность 0,864 Беглость 0,684
Общая креативность 0,823 Оригинальность 0,769
Интуиция 0,900 Разработанность 0,787
Сопротивление 0,614 Интуиция 0,949
обладающей высоким коэффициентом
0,905, означает наличие среди психологов личностей социально неодобряемого типа, способных избегать банальных решений, выходить за рамки установленных норм, правил, нарушать сложившиеся стереотипы и выдвигать оригинальные идеи.
Обращаем внимание на тот факт, что переменная «интуиция» обладает наиболее высокими коэффициентами корреляций для обеих выборок креативных студентов. Она также представлена отдельным фактором в обеих выборках, следовательно, можно считать что данная переменная является самостоятельной функцией в изучаемой нами структуре.
Анализ структурных компонентов невербального образного мышления у студентов различных специальностей позволяет утверждать следующее:
1. Структура невербального образного мышления у некреативных студентов обладает слабой упорядоченностью и слабыми внутренними связями между переменными. Также некреативные студенты имеют низкие коэффициенты корреляции по интуиции, что может быть связано с низким уровнем образного мышления.
2. Структура невербального образного мышления у креативных студентов обладает лучшей упорядоченностью и более сильными корреляционными связями между переменными. Коэффициент корреляции по интуиции является самым высоким, что говорит о ее значимости для креативного мышления.
3. Невербальное образное мышление у креативных студентов обладает более богатыми внутренними ассоциативными связями, а также более дифференцированной структурой, чем у некреативных студентов.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 413.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. С. 183.
3. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 43-60.
4. Свидерская Н.Е., Дащинская Т. Е., Тараты-нова Г.В. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2001. Т. 51. № 3.
С. 393-401.
5. Свидерская Н.Е. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2002. Т. 52. № 5. С. 528.
6. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. // Вопр. психологии, 1980. № 5. С. 114.
7. Основы психофизиологии / отв. ред. Ю.И. Александров. М., 1997. С. 54.
8. Иваницкий А.М. // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 93-104.
9. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М., 1998.
10. Туник Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: метод. руководство. СПб., 1998.
11. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., 1998.
Поступила в редакцию 2.07.2007 г.
Baranova L.V. Peculiarities of figurative creative thinking at youth. The paper presents the research of peculiarities of figurative creative thinking of students of various specialities. Within the research it has been revealed, that in thinking of creative students the intuition appears as an independent significant component. This fact confirms that creative students possess figurative thinking independently of a field of study.
Key words: figurative creative thinking, leveled structure of thinking, impressionability, imagination, intuition, surmise.