Т. 15, № 4, 2010
Вестник Ивановской медицинской академии
Организация здравоохранения
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Бурсикова Д.В.*, кандидат медицинских наук
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ФДППО ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8
РЕЗЮМЕ С целью изучения образа жизни учащейся молодежи проведено анонимное анкетирование 340студентов первого курса Ивановской государственной медицинской академии. Сформированноеу первокурсников мнение о необходимости сохранения здоровья и ответственности человека за его укрепление противоречит выявленным у молодых людей нарушениям режима сна и отдыха, питания, низкой двигательной активности, психологическому неблагополучию и вредным привычкам. Субъективная оценка уровня информированности по вопросам сохранения здоровья не соответствует реальной потребности в получении информации о различных аспектах здорового образа жизни, обладающей большой практической значимостью.
Ключевые слова: мотивация к сохранению здоровья, характеристика образа жизни студентов, информированность.
* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 30-76-56
В настоящее время огромное значение приобретает сознательное отношение человека к проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья. Состояние здоровья, а значит возможность долголетия и непрекращающейся активной, творческой деятельности, во многом зависит от образа жизни [3]. Особое место в формировании здорового образа жизни молодежи отводится медицинскому вузу, так как его студенты - это будущие врачи, которые должны стать для других людей проводниками знаний о способах сохранения и укрепления здоровья и на собственном примере учить правилам здорового образа жизни.
Учитывая вышесказанное, в ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» (ГОУ ВПО ИвГМА) формируется система охраны здоровья и оптимизации образа
жизни студентов. Но действия в этом направлении будут малоэффективными при отсутствии у самих студентов культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни [1, 2, 4].
С целью изучения особенностей образа жизни и мотивации к сохранению здоровья проведено анонимное анкетирование 340 студентов-перво-курсников ГОУ ВПО ИвГМА.
Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется, т. е. его жизненные ценности. Удивительный факт: у большинства опрошенных (62%) на первом месте среди жизненных приоритетов стоит здоровье. Оно оказывается более ценным, чем взаимоотношения в семье, саморазвитие, уважение окружающих, учеба, общение с друзьями, материальное благополучие и успех
Bursikova D.V.
PECULIARITIES OF THE MODE OF LIFE IN FIRST YEAR STUDENTS
ABSTRACT 340 first year students of the Ivanovo State Medical Academy filled in anonymous questionnaires in order to make a careful study of their mode of life. It was revealed that students violated the regimen of sleep, rest and nutrition, had low motive activity, psychological disorders and harmful habits. These findings didn’t agree with the student’s formed opinion on the necessity to preserve health and that of the human responsibility to strengthen own health. Subjective evaluation of informative level upon the problems of health preservation didn’t correspond to real requirements to obtain information on various aspects of healthy mode of life which was of great practical significance.
Kev words: motivation for health preservation, students’ mode of life, informative level.
6
Образ жизни студентов
у противоположного пола. При этом более двух третей опрошенных считают, что в наибольшей степени ответственность за сохранение своего здоровья несет сам человек, а наибольшее влияние на состояние его здоровья оказывает образ жизни.
Возможно, подобные результаты отражают стереотипность мышления, когда студенты выбирают так называемый «правильный» вариант ответа, не соотнося его со своими реальными жизненными установками и поступками. Так, на вопрос «Что может повлиять на Ваше решение изменить свой образ жизни в лучшую сторону?» более половины первокурсников ответили: ухудшение в состоянии здоровья. Получается, что только утрата здоровья заставляет задуматься о его ценности и необходимости изменить образ жизни, а значит, приоритет здоровья среди жизненных ценностей можно поставить под сомнение.
Третье место среди мотивов улучшения образа жизни занимает «изменение условий жизни» (27%), что может свидетельствовать о переносе ответственности за свое здоровье на обстоятельства, которые, как известно, всегда далеко не идеальны. Справедливости ради необходимо заметить, что на втором месте стоит недовольство своим образом жизни (у 43% опрошенных). На наш взгляд, именно данная категория студентов наиболее восприимчива к формированию мотивации изменения образа жизни.
По данным самооценки, свой образ жизни считает здоровым только треть первокурсников. Основными предпосылками такого заключения студенты назвали: отсутствие у них вредных привычек (71%), достаточную физическую активность (48%), полноценное и рациональное питание (39%). Однако далее выясняется, что из тех, кто, по их мнению, ведет здоровый образ жизни, более половины (52%) указывают на отсутствие полноценного отдыха, 23% - неполноценно и нерационально питаются, по 17% - отмечают недостаточную физическую активность и психологическое неблагополучие, а 4% - курят. Очевидно, о здоровом образе жизни в таком случае речь идти не может.
В целом своё питание считают неполноценным 39% всех опрошенных, а более четверти (27%) затруднились его охарактеризовать. При этом из считающих свое питание полноценным 27% указывают на те или иные его дефекты (чаще всего это редкое употребление овощей и фруктов -у 17%).
Аналогичная ситуация сложилась и с оценкой рациональности питания. Считают своё питание рациональным только 24% первокурсников, и при
этом каждый четвертый из них отметил те или иные нарушения режима питания.
Если анализировать распределение объема съедаемой пищи в течение дня, то у большинства студентов завтрак является лёгким (50,3%), обед - плотным (53,5%), а ужин - чаще всего плотным (39,7%) или «как придется» (30,6%). А выбор продуктов определяется личными предпочтениями и материальными возможностями.
Свою физическую активность большинство первокурсников (62,3%) оценивает как среднюю, каждый пятый - как низкую, а 16,1% - как высокую. Как и следовало ожидать, подавляющее большинство студентов с высокой физической активностью считают её достаточной, с низким - явно недостаточной, а среди тех, кто оценил свою активность как среднюю, почти половина всё-таки не довольна её уровнем. В целом же, не довольны уровнем своей физической активности более половины первокурсников.
Каждый четвёртый из опрошенных занимается тем или иным видом спорта. А самостоятельно занимаются физической культурой в спортивных клубах и тренажерных залах только 14,5% сту-дентов-первокурсников.
Недостаточная физическая активность студентов сопровождается нерациональной организацией отдыха. Характеризует свой образ жизни как пассивный четверть опрошенных, более 16,2% проводят за компьютером 6 и более часов, а 10,3% признают себя зависимыми от компьютера. Как следствие такой организации отдыха две трети опрошенных проводят на свежем воздухе менее двух часов в день, а треть студентов отводит ночному сну менее 6 часов.
Среди причин, мешающих вести здоровый образ жизни, студенты чаще всего называют: усталость после учёбы (73,8%), дефицит времени (73,1%) и лень (31,4%). На наличие свободного времени, как основного условия ведения здорового образа жизни, указало 83,3% опрошенных. Это может свидетельствовать о недостаточной требовательности к себе студентов при организации своей жизнедеятельности.
Таким образом, анализ отдельных составляющих жизнедеятельности позволил сделать вывод, что даже по данным самооценки в большинстве своём студенты ведут нездоровый образ жизни. Это проявляется в таких важнейших компонентах, как нерациональное и неполноценное питание, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, хаотичная организация труда и отдыха, наличие вредных привычек и т.д.
Т. 15, № 4, 2010
Вестник Ивановской медицинской академии
7
Отрадно, что и студенты зачастую это понимают. Критическое отношение к своему образу жизни проявляется в осознании необходимости изменить его в лучшую сторону. Среди опрошенных таких набралось 85% . При этом 92,1% студентов готовы уже в настоящий момент начать оздоровление своего образа жизни. А именно: считают возможным увеличить продолжительность сна -46,2%, физическую активность-44,1%, сделать питание более правильным - 36,3%, освоить психологические методики релаксации, выхода из стресса - 21,5%.
Студентов ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава в большинстве своём интересуют вопросы, связанные со здоровьем (89,2%), и, в первую очередь, профилактика, диагностика и лечение заболеваний. Это и не удивительно, учитывая профессиональную направленность вуза.
При этом, на наш взгляд, опрошенные студенты склонны преувеличивать свою информированность по вопросам охраны здоровья. Так, 47,1% первокурсников оценивают свой уровень знаний по указанному вопросу достаточным. Из них почти половина считают необходимым получить дополнительную информацию о методах сохранения психологического благополучия и рациональном отдыхе; каждый четвертый испытывает потребность в информации о здоровом питании и формах физической активности.
Выявленное противоречие может свидетельствовать, в том числе, о недостаточной упорядоченности знаний, которые не обладают необходимой практической значимостью для использования в повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камаев И. А., Васильева О. Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение Российской Федерации. - 2002. - № 1. - С. 26-29.
2. Отношение к своему здоровью студентов выпускного курса Казанского государственного медицинского университета / В. Ю. Апьбицкий [и др.] // Здоровье в XXI веке : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2000. - С. 3-5.
Мы также оценили предпочтительные источники получения информации о сохранении здоровья и здорового образа жизни. Наиболее часто первокурсники используют в качестве основного и предпочтительного источника информации популярную медицинскую литературу. Также значительным является доверие к рекомендациям медицинских работников по ведению ЗОЖ. С другой стороны, очевидно формирующееся недоверие к средствам массовой информации. В качестве используемого источника на СМИ указало 65,7%, а хотели бы его использовать в этом качестве только 36,2%.
ВЫВОДЫ
Можно сказать, что у студентов ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава уже сформирована убежденность в том, что быть здоровым - это очень важно, и для этого надо вести здоровый образ жизни: не злоупотреблять алкогольными напитками, не курить, много двигаться и правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха, избегать стрессов и т.д. Но знать правила здоровой жизни и следовать этим правилам - две большие разницы. От пропаганды здорового образа жизни, когда используется система запретов, нравоучений, запугивания страшными последствиями, необходимо перейти к формированию здорового образа жизни с созданием образа здорового, а значит - успешного и счастливого человека, от исключения вредных к формированию полезных привычек. Этому может способствовать совместная скоординированная работа всех заинтересованных подразделений вуза, в центре внимания которой находится студент.
3. Пути формирования здорового образа жизни студентов : элективный курс/В. Б. Мандриков [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2006.
4. Формирование здорового образа жизни - важная компонента интерактивного лечения / Е. И. Нестеренко [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 5. - С, 18-22.
Поступила 03.04.2010 г.