Научная статья на тему 'Особенности образа больного у различных категорий медицинских работников в зависимости от уровня эмпатии'

Особенности образа больного у различных категорий медицинских работников в зависимости от уровня эмпатии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
791
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьевна

The way different categories of medical (doctors and nurses) perceive their patients is viewed in the article. The ability of medical workers for empathy as the factor of perception and their regard for patient are analyzed in the work. The results of the research demonstrate that specific character of medical workers’ activity has an effect on their perception of the image of sick person. It is stated that level and canals empathy are connected with understanding and perception of patient’s personality by medical workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образа больного у различных категорий медицинских работников в зависимости от уровня эмпатии»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 11-16. © О.Ю. Гроголева, 2007

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БОЛЬНОГО У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМПАТИИ

О.Ю. ГРОГОЛЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The way different categories of medical (doctors and nurses) perceive their patients is viewed in the article. The ability of medical workers for empathy as the factor of perception and their regard for patient are analyzed in the work. The results of the research demonstrate that specific character of medical workers' activity has an effect on their perception of the image of sick person. It is stated that level and canals empathy are connected with understanding and perception of patient's personality by medical workers.

Работа практикующего врача - особый вид деятельности, который предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков в области медицины. При этом обязательным требованием к деятельности квалифицированного специалиста в сфере медобслуживания является эффективная организация общения с пациентом, основанного на доброжелательном отношении к заболевшему человеку. К сожалению, на сегодняшний день в медицинской практике наблюдается частое игнорирование психологического аспекта в деятельности врача, в то время как только интеграция профессиональных знаний и корректного построения отношений в диаде «врач - пациент» может способствовать полноценному и быстрому выздоровлению больного человека.

Согласно известной типологии Е.А. Климова, профессия врача относится к типу профессий «человек-человек» [3]. Как все профессии этого типа, врачебная деятельность предполагает в качестве обязательного компонента общение врача с больным. На всех этапах врачебной практики, будь то диагностика, консультация, лечение или профилактические действия врача, происходит его общение с пациентом. Общаясь с больным, доктор выслушивает жалобы пациента на свое здоровье и самочувствие, определяет симптоматику возможного заболевания, назначает лечение, наблюдает за состоянием больного в процессе лечения.

Корректно организованное межличностное взаимодействие врача с пациентом необходимо при решении главной задачи врачебной деятельности - выздоровление больного. Успешное решение этой задачи оказывается возмож-

ным при условии правильной организации отношений врача с больным. Эти отношения предполагают прежде всего наличие определенного настроя на пациента, установки на общение с больным. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме и постоянном самосовершенствовании.

Пациент, поступая на лечение в стационар или обращаясь в поликлинику, ожидает от медицинского работника не только профессиональных медицински-обоснованных действий. Он хочет видеть в личности медиков человеческие качества, которые приносили бы уверенность в выздоровлении, облегчали бы ему страдания, повышали бы его жизненный тонус. Пациенту необходимы не только внутренняя инъекция или коробочка с таблетками, но и общение, поведение медработника, его жесты, мимика, атмосфера, в которой происходит лечение [4]. Поэтому важнейшим фактором построения отношений в диаде «врач - пациент» являются личностные особенности медицинского работника. Как отмечал Ибн-Сина (Авиценна), создатель «Канона врачебной науки»: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва» [5, с. 106]. В этом высказывании подчеркиваются профессионально важные личностные черты врача: эмпатия, терпимость, интеллектуальные способности, волевые качества, являющиеся обязательными для успешного взаимодействия с пациентом.

Как особое и необходимое качество врача в литературе выделяют эмпатию - понимание

эмоционального состояния другого человека, сопереживание, проникновение в его субъективный мир. Терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т. е. от эмпати-ческой связи с медицинским работником.

В проведенном нами исследовании отношения медицинских работников к пациенту особое внимание уделяется образу больного человека, который демонстрирует характер и полярность сложившихся отношений и является продуктом взаимодействия врача и заболевшего человека.

«Под образом понимается отношение человека к чему-то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события» [1, с. 9]. Образ - это продукт восприятия, который определяет отношение воспринимающего к воспринимаемому. Если рассматривать проблему построения образа другого человека в процессе социальной перцепции, то механизмы формирования образа обязательно включают оценку внешних признаков человека, соотнесения их с его личностными характеристиками, интерпретации и прогнозирования на этой основе его поступков.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста, накладывает отпечаток на его образ жизни и личностные особенности.

Поэтому формирование образа пациента у врачей может определяться как спецификой деятельности медицинского работника, так и его личностными особенностями, которые в свою очередь, по нашему мнению, детерминированы спецификой профессиональной деятельности.

Таким образом, в рамках данной статьи будут представлены результаты исследования специфики образа больного у различных категорий медицинских работников (врачей и медицинских сестер) в зависимости от личностных особенностей.

Были поставлены следующие задачи:

1) Сравнить особенности построения образа больного у различных категорий медицинских работников (врачи, медицинские сестры);

2) Сравнить уровень эмпатии у различных категорий медицинских работников (врачи, медицинские сестры);

3) Определить взаимосвязь между особенностями построения образа больного и уровнем эмпатии медицинских работников.

В качестве гипотез выступили следующие предположения.

1. Образ больного зависит от специфики профессиональной деятельности врачей и медсестер.

2. Уровень сформированное™ каналов эмпатии будет отличаться у медсестер и врачей, что связано со спецификой профессиональной деятельности разных категорий медработников.

3. Чем ниже уровень эмпатии, тем в большей степени в образе больного будут преобладать негативные характеристики, связанные с его личностью.

В нашем исследовании приняли участие медицинские работники (100 чел.): врачи (50 чел.) и медсестры (50 чел.).

При выборе базы исследования мы учитывали необходимость изучения именно той категории медицинских работников, которая в процессе своей трудовой деятельности постоянно имеет контакт с пациентами. Поэтому нами была выбрана Больница скорой медицинской помощи № 1, где большинство пациентов находятся на стационарном лечении более одной недели, что способствует установлению продолжительного контакта между медработником и больными.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы сбора эмпирических данных.

Для исследования образа больного была использована методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) [6].

Для изучения личностных особенностей медицинских работников была применена методика «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко [2], которая позволила не только выделить уровень эмпатии, но и определить преобладание конкретного канала в структуре эмпатии.

В нашей работе были применены следующие статистические методы.

Для выявления значимых различий между независимыми выборками использовался 1-критерий Стьюдента - при нормальном распределении и и-критерий Манна-Уитни - при ненормальном распределении. Для количественного описания связей применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена для порядковых шкал.

Для того чтобы определить, зависит ли специфика медицинской профессиональной дея-

тельности от особенностей образа больного, было проведено сравнение характеристик образа больного у врачей и медицинских сестер. Профессиональная деятельность врача связана с постановкой правильного диагноза, назначением эффективного лечения, мониторинга динамики процесса выздоровления. Специфика профессиональной деятельности медицинской сестры заключается в выполнении врачебных назначений, проведении процедур, уходе за больными и др. Таким образом, более тесный контакт с пациентом наблюдается в деятельности медицинской сестры, что, безусловно, должно найти отражение в специфике образа больного.

Проведение личностного дифференциала и обработка результатов по классическим факторам Ч. Осгуда «оценка», «сила», «активность» позволили получить следующие данные.

У врачей образ больного носит негативный характер - факторы «оценка» (-0,13), «си-

ла» (-0,2), «активность» (0,65) соответствуют низкому уровню выраженности (табл. 1).

По фактору «оценка» низкие отрицательные показатели свидетельствуют о критическом отношении врачей к больному, неудовлетворенности его поведением, особенностями личности, т. е. больной имеет недостаточный уровень привлекательности для врачей. Фактор «сила» выявляет отношения доминирования -подчинения, низкие показатели свидетельствуют о том, что пациент оценен врачами как подчиняющийся. Низкие показатели по фактору «активность» свидетельствуют о пассивности пациента в представлениях врачей.

У медицинских сестёр образ больного также носит негативный характер. Среднее значение факторов «оценка» (0,35), «сила» (0,17), «активность» (1,59) является низким (см. табл. 1).

Таблица 1

Среднее значение факторов образа больного у врачей и медсестер

Фактор Врачи Медицинские сестры

среднее значение

«Оценка» -0,13 0,35

«Сила» -0,2 0,17

«Активность» 0,65 1,59

Однако показатели по всем факторам у медицинских сестер выше, чем у врачей. По нашему мнению, это может быть связано с профессиональной деятельностью подгрупп. Так, медицинские сестры имеют более тесный эмоциональный контакт с больными, на их плечах лежит уход за пациентами, реализация врачебных назначений. Если врач взаимодействует с больным примерно около 30-60 минут в день,

то медицинская сестра общается с пациентом в течение всего дня. Тесное общение и взаимодействие способствуют лучшему пониманию личности больного.

При сравнении образа больного у медсестер и врачей И-критерий Манна-Уитни показал, что значимые различия выявляются по семи характеристикам (табл. 2).

Таблица 2

Значимость различий характеристик образа больного у врачей и медицинских сестер

(по и-критерию Манна-Уитни)

Характеристика образа Значение и-критерия Манна-Уитни Уровень значимости

Безответственный - добросовестный 750,5 0,039*

Зависимый - независимый 653 0,004**

Черствый - отзывчивый 750 0,039*

Враждебный - дружелюбный 706 0,015*

Уверенный - неуверенный 749 0,037*

Несамостоятельный - самостоятельный 671,5 0,006**

Раздражительный - невозмутимый 688 0,010*

Примечание. * р < 0,05, ** р < 0,01.

Образ пациента у врачей имеет следующие характеристики - «безответственный» (-0,32), «зависимый» (-1), «отзывчивый» (0,16), «враждебный» (-0,32), «неуверенный» (-0,44), «несамостоятельный» (-0,42), «раздражительный» (1,1). Как видно, большинство характеристик носит негативный оттенок («безответственный», «несамостоятельный», «враждебный» и др.), что свидетельствует о преобладании негативного отношения к больному.

У медсестер образ больного отличается следующими особенностями (см. табл. 2) -«добросовестный» (0,35), «зависимый» (-0,03), «отзывчивый» (0,83), «дружелюбный» (0,68), «уверенный» (0,23), «самостоятельный» (0,7) и «раздражительный» (0,15). В образе больного у медицинских сестер больше оценок позитивного характера по сравнению с образом пациентов у врачей.

Данные результаты свидетельствуют о некотором влиянии специфики профессии на по-

строение образа - более негативный образ у врачей связан с их меньшим взаимодействием и сотрудничеством с пациентами, соответственно менее негативный образ пациента у медицинских сестер связан с тем, что медсестры эмоционально взаимодействуют с пациентами, проникаясь к ним сочувствием, оказывая поддержку.

Особенности личности специалиста во многом определяются спецификой профессиональной деятельности. Поэтому более тесное общение с пациентами может сказываться на формировании эмпатийных способностей и более выраженной терпимости к людям в процессе общения у медсестер, чем у врачей.

Для проверки данного предположения было проведено сравнение эмпатии и коммуникативной толерантности у медсестер и врачей (см. рис.).

ш

5

X

ф

У

га

х

со

ф

ф

X

Ч

Ф

а

О

3,5п

3

2,5

2

1,5-

1-

0,5-

0- А

3,1

2,96

2,68

2,25

2,43 2,55.

3,04

2,44

Э И У

Каналы эмпатии

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,98

2,38

Ин

□ врачи □ медсестры

Выраженность каналов эмпатии у врачей и медицинских сестер (среднее значение)

Примечание. Р - рациональный канал эмпатии; Э - эмоциональный канал эмпатии; И - интуитивный канал эмпатии; У - установки, способствующие или препятствующие эмпатии; С - проникающая способность в эмпатии; Ин - идентификация.

Анализ показал, что врачи превосходят медицинских сестер по следующим параметрам: рациональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Такие показате-

ли, как эмоциональный канал эмпатии, проникающая способность в эмпатию и идентификация, выше у медсестер, чем у врачей.

И-критерий Манна-Уитни при уровне значимости 95 % показал, что значимые различия

существуют только по показателю «идентификация», которая в большей степени выражена у медсестер. Выраженность данного канала эмпатии у медицинских сестер, возможно, связана с тем, что они каждый день находятся в эмоциональном контакте с пациентом, а понимание и сопереживание больному человеку являются обязательным условием эффективного оказания помощи.

В структуре эмпатии у врачей преобладает рациональный канал эмпатии (3,1). Это связано с профессиональной деятельностью, так как основная задача врача - поставить верный диагноз, а для этого необходимо понять, что беспокоит больного. Соответственно внимание, восприятие и мышление врача направлено на решение данной задачи.

У медицинских сестер преобладающим каналом эмпатии является проникающая способность в эмпатию (3,04), которая расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Данное качество медсестер позволяет снять атмосферу напряженности, неестественности, подозритель-

Так, существует обратная взаимосвязь рационального канала эмпатии с такими характеристиками, как «замкнутый» и «враждебный». Данный канал эмпатии можно охарактеризовать как направленность внимания, восприятия и мышления медработника на понимание проблем пациента, его состояния и поведения. Со-

ности, что способствует улучшению взаимодействия больного и медицинской сестры и ведет к быстрому выздоровлению.

В целом нужно отметить, что у медицинских работников низкий уровень эмпатии (16,01) (показатели, попавшие в интервал от 15 до 21, относятся к заниженному уровню).

Таким образом, эмпатия, являющаяся одним из важнейших профессиональных качеств, недостаточно сформирована у представителей медицинской профессии. Данный факт заслуживает внимания психологов, работающих в медицинской сфере, и требует проведения тренинговых программ, направленных на повышение уровня эмпатии медицинских работников.

Для выявления взаимосвязи между уровнем эмпатии и характеристиками образа больного у медицинских работников был проведен корреляционный анализ. В структуре эмпатии с образом больного связаны такие каналы эмпатии, как рациональный и интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатию, идентификация (табл. 3).

ответственно, чем хуже будет понят больной, тем более замкнутым, враждебным он будет восприниматься медицинскими работниками.

Интуитивный канал эмпатии обратно взаимосвязан с такой характеристикой образа, как «слабый», и позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях де-

Таблица 3

Взаимосвязь каналов эмпатии и характеристик образа больного у медицинских работников

Характеристика образа Канал эмпатии

Рациональный Интуитивный Установки эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация

слабый 0,11 -0,03* -0,08 -0,01 -0,01

замкнутый -0,21* -0,11 -0,06 0,11 0,04

зависимый 0,00 0,06 0,02 0,28** 0,08

черствый 0,05 -0,02 -0,01 -0,12 0,26*

суетливый -0,04 -0,09 -0,26* 0,19 -0,10

враждебный -0,27* -0,30 -0,06 0,12 -0,19

неуверенный 0,08 -0,02 0,12 -0,22* 0,23*

нелюдимый -0,04 -0,06 -0,01 -0,04 0,31**

Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,01.

фицита информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Поэтому недостаточное интуитивное понимание партнера по общению может отразиться на преувеличении его слабости, т. е. некоторой недооценке личности человека.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, обратно взаимосвязаны с такой характеристикой, как «суетливый». Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные установки резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Соответственно, оценив внешнее беспокойство пациента, но не поинтересовавшись, с чем это связано, медицинский работник может воспринимать больного как суетливого.

Проникающая способность в эмпатии имеет прямую взаимосвязь с характеристикой «зависимый» и обратную - с характеристикой «неуверенный». Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Низкая выраженность данного канала способствует непониманию пациента, не дает ему возможности раскрыться, следовательно, он может восприниматься врачом как неуверенный в себе.

Идентификация напрямую взаимосвязана с такими характеристиками, как «черствый» и «нелюдимый». Полученный результат, по нашему мнению, можно объяснить функционированием психологической защиты. Возможно, в

данном случае «отрицание» позволяет игнорировать те муки и страдания, которые переживает больной, и даёт возможность выполнить процедуры, причиняющие сильную боль пациенту. Для оправдания своих действий больной воспринимается как черствый и нелюдимый, не идущий на контакт.

Таким образом, эмпатия вносит определенный вклад в особенности формирования образа больного, а значит, проявляется в отношениях врача к пациенту, что позволяет нам отнести эмпатийные способности к профессионально важным качествам медицинского работника. Постоянный контакт с пациентом, основанный на сопереживании и понимании состояния другого человека, является необходимым условием решения главной задачи профессиональной деятельности медицинского работника - выздоровление больного.

1. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986. - 120 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

3. Климов Е.Г. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 168 с.

4. Косарев И.И. Этика пациента // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сборник научных трудов. - М.: ММСИ, 1993. - Вып. 9. - С. 103-108.

5. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). -М.: Мысль, 1985. - 222 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.