УДК 349.6
Ю. О. Вербицкая
Уральский государственный юридический университет
(г. Екатеринбург)
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В статье дан обзор основных правовых проблем при обращении отходов на предприятиях общественного питания. Приводится примерный состав отходов, которые могут образовываться в процессе оказания услуг общественного питания, примеры основных нарушений обращения с отходами. Проводится обзор мер контроля и экономических мер, способных улучшить ситуацию с обращением отходов на предприятиях общественного питания, сократить количество образования отходов, внедрить современные методы утилизации.
Ключевые слова: отходы потребления, твёрдые коммунальные отходы, административная ответственность в сфере обращения с отходами, методы утилизации отходов
Юлия Олеговна Вербицкая - преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. E-mail: [email protected].
Features of Waste Management in the Operation of Public Catering
Enterprises
The article provides an overview of the main legal problems in waste disposal at public catering establishments. An approximate composition of waste is given, which is formed in the process ofproviding public catering services, mainly engaged
with waste. A review of control measures and measures in the economy is being carried out, improving the situation with waste management in public catering establishments, reducing the amount of waste generation, and introducing modern methods of use.
Keywords: consumer waste, municipal solid waste, administrative responsibility in the field of waste management, waste disposal methods
Yuliya Verbitskaya - Lecturer of the Department of Land, Urban Planning and Environmental Law, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomolskaya str., 21. E-mail: [email protected].
Для цитирования: Вербицкая Ю. О. Особенности обращения отходов при эксплуатации предприятий общественного питания // Аграрное образование и наука. 2023. № 1. С. 5.
Говоря о вреде окружающей среде при обращении с отходами, часто представляют заводы, крупные предприятия, мусорные полигоны. Однако в процессе деятельности любой организации, в том числе предприятия общественного питания образуются отходы потребления, объем и состав этих отходов по опасности может существенно отличаться от обычного офисного помещения.
Вот примерный состав отходов, которые могут образовываться в процессе оказания услуг общественного питания:
Класс опасности1 Код отхода2 Вид отхода
I класс опасности 4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно- кварцевые, лю минесцентные,
1 Ст. 4.1. ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» делит все отходы на пять классов опасности от I класса - чрезвычайно опасные отходы до V класс - практически неопасные отходы.
2 Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 04.10.2021) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
утратившие потребительские свойства
III класс опасности 7 36 181 11 10 3 отходы мойки оборудования кухонь, столовых, предприятий общественного питания раствором ортофосфорной кислоты
4 71 102 11 52 3 лампы амальгамные бактерицидные, утратившие потребительские свойства
IV класс опасности 7 36 100 02 72 4 отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие
7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
7 36 101 01 39 4 отходы жиров при разгрузке жироуловителей
7 36 110 01 31 4 масла растительные отработанные при приготовлении пищи
7 36 111 11 32 4 отходы фритюра на основе растительного масла
4 81 651 11 52 4 бактерицидный облучатель закрытого типа,
утративший потребительские свойства
V класс опасности 7 36 100 01 30 5 пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные
7 36 100 11 72 5 непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные
7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный
7 36 131 11 52 5 кофейные капсулы отработанные
О каких нарушениях обращения с отходами чаще всего идет речь на предприятиях общественного питания:
1. Использование мусорных контейнеров без крышек (это способствует распространению патогенной микрофлоры вокруг и разлетанию мусора) - ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ3;
3 См., например, Решение Свердловского областного суда от 26.05.2020 по делу N 72-379/2020. В решении отсылка к ранее действующему СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила». Сейчас правило предусмотрено в п. 10.3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».
2. Отсутствие заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами4 - в таких случаях используется гражданско-правовая мера - понуждению к заключению договора5;
3. Не ведется учет в области обращения с отходами, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности - ст. 8.2 КоАП РФ6.
Стоит отметить, что судебной практики по такого рода делам мы сможем найти совсем мало. Приведу пример. За последние три года ст. 6.35 КоАП РФ в отношении объектов общественного питания в кассационных судах общей юрисдикции всего одно дело. Для сравнения по ст. 6.6. (нарушения санитарных правил в общепите) в тех же судах за то же время 73 дела. По ст. 8.2. за последние три года - 5 дел в арбитражных апелляционных судах и 2 дела в арбитражных судах округов. Для сравнения была использована система «КонсультантПлюс». Также по своему опыту консультирования предприятий общественного питания могу сказать, что за более чем семь лет ведения этой практики ко мне ни разу не обратился клиент с просьбой помочь в проверке экологического законодательства в части обращения с отходами. Большинство проверок в общепите - это соблюдение санитарных правил, противопожарных правил, трудового законодательства. Конечно, я не могу сказать исходя только из этих данных, что общепит не проверяют совсем на предмет соблюдения законодательства об обращении с отходами, но это не то, на что обращают повышенное внимание проверяющие и рестораторы.
Ситуация с традиционными методами обращения с отходами как мы видим, не самая лучшая, что говорить об экологичной переработке отходов [Карпухин, Хомякова 2021; Хомякова, Кучеренко 2022]. Между тем в России объем нерационально используемых пищевых отходов существенно, так,
4 Обязанность предусмотрена ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
5 См., например, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 N 16АП-4358/2018 по делу № А63-14643/2018
6 См., например, Решение Новосибирского областного суда от 03.12.2021 по делу № 7-542/2021
например, такой распространенный отход в общепите как растительное масло доходит до 0,3 млн. т/год, или кости животных - до 1,2 млн т/год. При этом утилизации подвергается лишь небольшая часть - 10-22% [Шаповалов, Скляднов, Балабанова и др. 2012: 102].
За два года сосуществования с COVID-19 возросло потребление одноразовой посуды. Несмотря на то, что рынок экологически безопасной упаковки растет, ему до сих пор сложно конкурировать по стоимости с пластиком [Панасенкова, Груздева, Кузнецова 2020: 360].
При этом существует масса прогрессивных способов обращения с отходами производства продуктов питания:
•Использование природных микроорганизмов-биодеструкторов липидов в статических жироуловителях [Кулинич 2010];
•Измельчение пищевых отходов с последующей переработкой [Воронин 2013: 54];
•Использование системы фудшеринга [Сагинова, Оришко 2021: 230] и многие другие Возникает вопрос мотивации хозяйствующих субъектов, во-первых, в соблюдении действующих традиционных норм и правил в отношении работы с отходами, во-вторых, в использовании новых прогрессивных способов переработки отходов.
В связи с ничтожным количеством проверок в этой области в отношении предприятий общественного питания можно было бы предложить повысить контроль, однако это не самый лучший регулятор, тем более это будет абсурдно предлагать на фоне общей «оттепели» в административной нагрузке на малый бизнес (одно из самых знаковых событий - внесение изменений в КоАП о порядке назначения наказаний7). На мой взгляд более эффективными должны оказаться экономические меры.
7 ФЗ от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Так, возьмем проблему слива жира в канализацию. Далеко не все предприятия общепита оснащены жироуловителями, и далек не все, у кого они имеются, реально сдают отработанные отходы в организацию по обращению с отходами для последующей утилизации. В итоге жир в большом количестве льется в канализацию, приносит вред системе канализации, а в последствии и окружающей среде. При этом абоненты по договору водоотведения обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод и не должны сбрасывать вредные вещества в объемах, превышающих нормативы8. За нарушение этих требований организации, оказывающие услуги по водоотведению, могут начислить дополнительные платежи: как за причинение вреда системе водоснабжения, так и за принятие от абонента сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением нормативов. Размеры этой платы на практике могут в десятки раз превышать ежемесячные платежи за водоотведение. Для многих предприятий это становится неприятным сюрпризом, однако заставляет задуматься о том, что и в каком количестве сливается в общую канализацию их производством. Те, кто уже столкнулся с такими платежами, нанимают экологов, модернизируют оборудование, только после получения счетов, бьющих по бюджету предприятия, это становится экономически целесообразным.
Нельзя не отметить, что в целом одна из основных проблем обращения с ТКО заключается в смешанном сборе отходов без какой-либо сортировки. При том что возможность раздельного сбора мусора закреплена законом, пока что отсутствуют существенные меры стимулирования граждан и предприятий за раздельный сбор отходов [Липаев, Липаев 2021: 27].
В качестве стимулирующей меры предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предполагающие налоговые льготы при накоплении и утилизации отходов в собственном производстве согласно техническому
8 Пп. 111-118 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 23.11.2021) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
регламенту или передачи отходов для утилизации [Панасенкова, Груздева, Кузнецова 2020: 362].
Подводя итоги хочется подчеркнуть важность сокращения количества образования отходов, современных методов утилизации и создания экономики замкнутого цикла на пути к снижению количества захораниваемых твердых коммунальных отходов. В связи с этим наибольшие надежды на улучшение ситуации с обращением отходов на предприятиях общественного питания возлагается на меры экономического характера: предоставление льгот, субсидий и т.д.
Список литературы:
Воронин Е. А. Измельчитель пищевых отходов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 53 - 57.
Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. Уголовная ответственность за порчу земли в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. С. 7378.
Кулинич О.А. Биотехнология утилизации жира в жироуловителях // Пищевая промышленность. 2010. № 11. С. 40.
Липаев А. А., Липаев С. А. Обращение с отходами производства и потребления: учебное пособие. Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. 408 с.
Панасенкова Е. Ю., Груздева О. Е., Кузнецова М. Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях и в заведениях общественного питания // XXI век. Техносферная безопасность. 2020. № 5 (4 (20)). С. 356 -363.
Сагинова О. В., Оришко Ю. А. Модели совместного использования продовольствия // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 11 (2), С. 227 - 240.
ХомяковаМ. А., Кучеренко Ю. А. Право на благоприятную окружающую среду // Аграрное образование и наука. 2022. № 1. С. 7.
Шаповалов Ю. Н., Скляднев Е. В., Балабанова М. Ю. и др. Технология утилизации отходов производства пищевых и кормовых продуктов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2012. № 4. С. 102 - 106.
Рецензент: Хомякова М. А., Уральский федеральный университет им. Первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.