Научная статья на тему 'Особенности обработки персональных данных органами внутренних дел'

Особенности обработки персональных данных органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1396
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / PERSONAL INFORMATION / НАКОПЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / THE ACCUMULATION AND STORAGE OF INFORMATION / БАЗА ДАННЫХ / DATABASE / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / PROTECTION OF PERSONAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатьянов А.А., Петрова В.Ю.

В статье освещены проблемы обработки, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, распространения, обезличивания и т. д. персональных данных органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фатьянов А.А., Петрова В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic features of personal information processing in law-enforcement bodies

The problems of processing, systematization, accumulation, storage, specification (updating, change), use, distribution, and depersonalization of personal information in law-enforcement bodies are covered.

Текст научной работы на тему «Особенности обработки персональных данных органами внутренних дел»

A.A. ФАТЬЯНОВ,

проректор по целевой подготовке и правовой работе, доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)

В.Ю. ПЕТРОВА,

старший научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра

(Академия управления МВД России)

Особенности обработки персональных данных органами внутренних дел

В статье освещены проблемы обработки, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, распространения, обезличивания и т. д. персональных данных органами внутренних дел.

Персональные данные, накопление и хранение информации, база данных, правовые отношения, автоматизация, защита персональных данных.

Анализ положений Федерального закона РФ «О персональных данных» [1] (далее — Закон) показал, что указанным законодательным актом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой с помошью средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Это сложное для восприятия положение следует комментировать, оттолкнувшись от понятия «средства автоматизации». К последнему относятся технические средства, освобождающие человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации.

Средства автоматизации позволяют концентрировать на одном материальном носителе большие объемы данных, а также обеспечивать быстрый поиск необходимых сведений. Отсюда следует, что если целями накопления информации без использования средств автоматизации (или параллельно с ними) является систематизация сведений по определенному признаку, то на такие отношения распространяется действие рассматриваемого Закона [ 1 ].

В качестве пояснения можно привести пример ведения базы данных владельцев огнестрельного оружия. Это происходит одновременно и в электронном виде, и путем накопления и хранения документов в бумажной форме в специальных делах. Соответственно, на

отношения по ведению дел должно распространяться действие Закона о персональных данных.

По сложившейся в последнее десятилетие законодательной традиции, помимо описания сферы действия закона, ее уточняют путем использования метода исключения. Поэтому в п. 2 ст. 1 Закона содержится перечень отношений, на которые его действие не распространяется.

При определении основополагающей категории Закон допускает ту же ошибку, что и Модельный закон, т. е. дает примерный перечень видов информации, отнесенных к персональным данным, оставляя его открытым. В трактовке рассматриваемого законодательного акта персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), включая фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы и пр.

Если применительно к категории «другая информация» вопрос об отношении тех или иных сведений к персональным данным является дискреционным (т. е. решается по чьему-либо усмотрению), то иные перечисленные категории сомнений в принадлежности к персональным данным не вызывают. Исключение здесь могут составлять собственно только фамилия, имя и отчество. При буквальном толковании вышеуказанного определения физическое лицо останется некоей абстракцией, в случае если мы его фамилию, имя и отчество отнесем к персональным данным. Между тем человек, в отношении которого указанные данные скрыты, не может быть участником каких-либо правоотношений вообще.

Поэтому, с позиции юридической доктрины, персональные данные есть какая-либо информация об индивиде, связанная с идентификационными сведениями о нем (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения), а не эти сведения сами по себе.

Помимо вышерассмотренного, Закон содержит целый ряд специфических дефиниций, (среди которых целесообразно выделить следующие:

— оператор — государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание этой обработки;

— обработка персональных данных — действия (операции), производимые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (включая их передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

— распространение персональных данных -действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в частности, обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

— использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

— конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным, получившим доступ к персональным данным, лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

— общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Одним из важных положений Закона является то, что государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать норматив-

ные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Учитывая, что органы внутренних дел в целом и отдельные их службы являются операторами персональных данных и концентрируют в своих учетах огромное количество таких сведений, необходимо разработать целую систему ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения.

В качестве общего правила в Законе, равно как и в актах международного уровня, установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов, если не присутствуют исключения из указанного правила (например, реад-миссия1).

Помимо персональных данных как общей категории, в ст. 10 Закон выделяет специальные категории персональных данных. Следует обратить внимание на тот факт, что перечни, определяющие состав специальных категорий персональных данных, в Страсбургской конвенции и российском Законе несколько разнятся. В отечественном нормативном правовом акте они носят закрытый, законченный характер и по отношению к Конвенции дополнены двумя категориями: «национальная принадлежность» и «философские убеждения».

Если первая из них, как общеизвестная, сомнений в толковании не вызывает, то вторая в целях практического правового применения требует некоторых пояснений. Дело в том, что религиозные убеждения, в отличие от философских, принимаются человеком на веру, т. е. без попытки их рационального объяснения. Поэтому философские убеждения, в контексте норм Закона, вытекающих из соответствующих положений ст. 23 Конституции РФ, есть определенная мировоззренческая позиция индивида, которая может простираться от своеобразного объяснения всего сущего (например, происхождения Вселенной) до приверженности к определенным направлениям в искусстве и т. п.

Запрет на сбор такой информации обусловлен двумя факторами: четким отношением к частной, духовной жизни индивида и неповторимостью человеческой личности и защитой от навязывания моноидеологии, которая может насаждаться определенными политическими силами (например, коммунистическая идеология или идеология монархизма).

Теперь рассмотрим некоторые из многочисленных исключений по отношению к специальным категориям персональных данных,

Реадмиссия - передача одним государством другому государству лиц (как правило, граждан последнего), чье пребывание в данном государстве признано незаконным.

которые в большей степени затрагивают деятельность органов внутренних дел.

1. Персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка нужна для зашиты его жизни, здоровья и иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

2. Обработка персональных данных ведется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.

3. Обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующим общественным объединением или религиозной организацией, действующими в рамках законодательства Российской Федерации для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме от субъектов.

4. Обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия.

5. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-разыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации (что подразумевает наличие в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих статус этих органов, положений, прямо разрешающих осуществлять обработку персональных данных), а также иными лицами в случаях и порядке, которые определяются федеральными законами.

Обработка специальных категорий персональных данных должна быть незамедлительно прекращена при исчезновении оснований для ее проведения (например, при прекращении дела оперативной проверки).

Закон о персональных данных содержит отдельный блок норм, регулирующих отношения в области оборота биометрических персональных данных, т. е. сведений, которые характери-

зуют физиологические особенности человека и на основе чего можно установить его личность.

Перечень оснований, по которым возможна обработка биометрических персональных данных без согласия субъекта, в сравнении даже со специальными категориями персональных данных существенно сужен. Сюда относятся только реализация международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, необходимость осуществления правосудия, а также основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности, государственной службе, об оперативно-разыскной деятельности, а также уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и законодательством о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Одно из важных положений Закона о персональных данных - регулирование отношений, определяющих согласие субъекта на обработку своих персональных данных.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных — обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора. Данное положение в полной мере распространяется и на органы внутренних дел в случаях, когда обработка этой информации осуществляется без согласия субъекта.

Особое значение при обороте персональных данных в системе органов внутренних дел приобретает регулирование отношений по трансграничной передаче этой информации, без которой невозможно проведение мероприятий по борьбе с международной преступностью и задержание преступников, скрывающихся от правосудия.

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных. Для деятельности органов внутренних дел это прежде всего наличие соответствующих международных, межправительственных или межведомственных соглашений об обмене информацией в области правоохранительной деятельности.

Трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется без дополнительного получения правомочий и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Рос-

;ийской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует полагать, что адекватная защита персональных данных обеспечивается в тех {государствах, которые являются участниками Страсбургской конвенции и имеют соответствующее национальное законодательство, регули-

Еующее отношения в области оборота и зашиты ерсональных данных. В соответствии с нормами ст. 17 Федерального закона РФ «О полиции» [2], органы внутренних дел имеют право обрабатывать данные О гражданах. Отметим, что законодатель в данном случае воздержался от использования категории «персональные данные», хотя, по сути, [Именно их накопление и происходит. Данная (терминологическая особенность связана с тем, «гго общественные отношения, в рамках которых происходит накопление и обработка такой информации, имеют свою особенность: в них ¡публично-правовые начала превалируют над настиыми правовыми.

Следует отметить, что практически все банки данных содержат сведения конфиденциального карактера о гражданах (персональные данные). [Проблема в том, что включенную в них информацию можно дифференцировать по степени конфиденциальности (как более или менее пичную). Примечательно, что эта степень конфиденциальности напрямую зависит от уровня ¡негативности сведений об индивиде в глазах (общества. Соответственно, режим доступа к той Или иной информации, а также оборот сведений при их включении в банк данных должны быть различными. Однако ФЗ РФ «О полиции» родержит довольно немногочисленные положения, регулирующие эти отношения, а именно [го, что полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий [2].

Обеспечивает, но не гарантирует, а должен гарантировать. И Закон «О полиции» должен содержать нормы, определяющие действия по-пиции в случае неправомерного доступа или утечки этой информации.

Следует отметить, что проблема градации банков данных полиции является одновременно и весьма актуальной, и весьма сложной. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо разработать следующие административно-правовые механизмы:

- порядок устранения последствий ошибочного или неосновательного внесения информации о конкретном лице в банки данных полиции;

- порядок обеспечения доступа лица к содержащимся в банках данных сведениям о нем;

- порядок устранения ошибок, неточностей, уничтожения излишней информации.

Раскрывая данную проблему, нельзя не остановиться на категории «нереабилитируюшие основания». Отметим, что законодательство почти не использует данное понятие, оно нам встретилось только в Законе Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» [4] и Законе города Москвы «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве» [5]. Причем в обоих законодательных актах легальная дефиниция данного понятия отсутствует. Отсюда следует, что законодатель, используя термин «нереабилитируюшие основания» для регулирования отношений, пытается ввести в употребление чисто доктри-нальную категорию, причем довольно спорную.

Кроме того, среди банков данных о гражданах, которые ведет полиция, имеется банк данных о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета. Информация, содержащаяся в указанном банке данных, отнесена к государственной тайне. На первый взгляд, проблемы защиты персональных данных в этом случае не существует, так как режим секретности представляет собой целостный административно-правовой режим, который исключает утечку информации.

Вместе с тем при оперативном учете появилась существенная проблема: в процессе оперативно-разыскной деятельности здесь аккумулируется большое количество информации о конкретном лице. Причем если используются технические средства негласного доступа к информации (аудио- и видеоконтроль помещений, прослушивание телефонных переговоров и т. п.), то среди накапливаемой информации может оказаться и сугубо личная.

Инициатива истребования информации, которую получил орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, принадлежит исключительно лицу, в отношении которого проводились оперативно-разыскные мероприятия, и только в том случае, если данное лицо полагает, что нарушены его права.

Какую информацию гражданин может получить? Можно ли четко определить данный массив информации? Учитывая значимость борьбы с преступностью, большие финансовые затраты на реализацию отдельных оперативных планов и — что самое главное — необходимость защиты жизни и здоровья лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, законодатель вполне обоснованно отнес сведения о силах, средствах и методах оперативно-разыскной деятельности к государственной тайне.

По мнению авторов, не полностью также решен вопрос, какую степень секретности долж-

ны иметь отдельные документы, если их массиву в целом (делу) присвоен гриф секретности. Поэтому необходимо четко установить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], какие сведения по судебному

решению и каким образом (устно или письменно) они могут предоставляться заявителям. Существующий порядок решения данной правовой проблемы не отвечает объективным требованиям сохранности государственной и служебной тайны.

Список литературы

1. О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27 июля 2011 г. № 261-ФЗ//СПС КонсультантПлюс.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3. М..2011.

3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ//СПС КонсультантПлюс.

4. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18 октября 1991 г.

№ 1761-1 (с изм. от 30 ноября 2011 г. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2012).

5. О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве: Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 // Тверская, 13. 2008. 8 апр.

E-mail: vu_petrova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.