Научная статья на тему 'Отдельные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей'

Отдельные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ЗАЩИТА ДАННЫХ / DATA PROTECTION / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / USER PERSONAL DATA / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Дарья Валерьевна, Гужов Евгений Александрович, Иноценко Виктор Александрович

В статье рассматриваются основные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR ASPECTS OF IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO ILLEGAL USE OF PERSONAL INFORMATION OF SOCIAL NETWORKS USERS

The article examines the main aspects of improvement of the legislation in the field of combating illegal use of personal data of users of social networks

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей»

по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия.

Использование подобного механизма перехода из оперативно-разыскного права к уголовно-процессуальному позволит уменьшить вероятность утраты вещественных доказательств, оптимизировать процесс оперативного сбора и поступления оперативно-разыскных данных в доказательственную базу, а следовательно, будет способствовать совершенствованию работы не только по выявлению и пресечению преступлений, но и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Производство неотложных следственных действий оперативным сотрудником позволит сократить сроки предварительного следствия, поскольку то, что следователь сделает за два месяца, сотрудник органа, осуществляющего ОРД, исполняя обязанности дознавателя, - за 10 дней до передачи уголовного дела по подследственности. Следователь должен будет только предъявить обвинение и направить уголовное дело в суд.

Применение данного механизма требует от сотрудников органа, осуществляющего ОРД, безукоризненного знания оперативно-разыскного и уголовно-процессуального законодательства, умения качественно документировать преступную

деятельность при проведении ОРМ, проводить следственные действия и так далее. Другими словами, оперативный сотрудник должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства, который, к сожалению, в настоящее время остается недостаточным.

Литература

1. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утвержден президиумом Верховного суда Российской Федерации 27 июня 2012 года // СПС КонсультантПлюс.

2. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» № 14 от 15 июня 2006 года // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2006. № 7.

3. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // СПС Кон-сультантПлюс.

© 2014 г. Д. В. Пономарева, Е. А. Гужов, В. А. Иноценко

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В статье рассматриваются основные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей.

Ключевые слова: социальные сети, защита данных, пользователь, персональные данные.

Социальные сети в современных условиях -это не просто способ коммуникации, но и бесценная база данных, которая может использоваться как для работы правоохранительных органов, так и служить источником информации в целях реализации преступного замысла.

Несмотря на то, что результаты исследований ведущих мировых и российских исследовательских центров свидетельствуют о том, что с каждым днем социальные сети покидает все

большее количество людей, другая статистика приводит к выводу о появлению в них новых пользователей. Это означает, что число преступлений, совершаемых в социальных сетях или при помощи таковых, будет неуклонно расти. Данное обстоятельство не осталось незамеченным российскими законодательными и правоохранительными органами. Как результат, принятие Федерального закона «О защите персональных данных», который, однако, не стал панацеей, хотя бы в слу-

чае совершения преступлений с использованием возможностей социальных сетей.

Следующим шагом в этом направлении стало внесение 20 августа 2013 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о защите личных данных пользователей социальных сетей. За незаконное использование личных данных предлагается установить наказание в виде штрафа или тюремного заключения. При этом пользователей социальных сетей обяжут подтверждать свою личность. Распространение в средствах массовой информации, публичном выступлении или публично исполняемом произведении сведений о частной жизни пользователя социальной сети без его согласия будет наказываться штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы до пяти лет. Данный законопроект был предложен депутатом от Либеральной демократической партии России Михаилом Дегтяревым. Он, в частности, отметил: «Персональные данные, информация о частной жизни пользователей соцсетей часто используется злоумышленниками для провоцирования конфликтов, создания материалов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию пользователей. Кроме того, недобросовестные люди, получив доступ к чужим данным, могут их уничтожить».

Предложенный Дегтяревым законопроект предусматривает обязательную верификацию пользователей соцсетей, то есть при регистрации на таких сайтах им придется подтверждать свою личность. Способ верификации будут определять владельцы ресурсов. Как правило, этот процесс сводится к получению кода по SMS или отправке копий документов, удостоверяющих личность.

Действие законопроекта предполагается распространить только на социальные сети, целевой аудиторией которых являются резиденты России. Сообщается, что требования будущего закона должны будут выполнять и иностранные соцсети Facebook, Google+, Linkedln, Badoo и Orkut.

Однако распространять сведения о личной жизни человека без его согласия в России и сегодня запрещено законом, а именно статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации. По законопроекту Дегтярева данная статья должна быть дополнена нормой, согласно которой «незаконное использование размещенных в персональном разделе пользователя соцсети сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну, без его согласия» будет наказываться штрафом от 200 000 до 500 000 рублей либо лишением свободы от двух до пяти лет (часть 1 статьи «Без использования служебного положения» предусматривает наказание до двух лет лишения сво-

боды, часть 2 «С использованием служебного положения» - до четырех лет). Аналогичное наказание он предлагает ввести и за «распространение подобных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».

Из содержания предлагаемых изменений в ст. 137 УК РФ не ясно, что подразумевается под «незаконным использованием». Если посредством полученных из соцсетей сведений, например, оформляется кредит на другое лицо, осуществляется шантаж, то это незаконное использование. Но ответственность за указанное деяние предусмотрена другими статьями Уголовного кодекса. Если же речь идет о распространении самих сведений, то ответственность за содеянное установлена ч. 1 ст. 137 УК РФ. Причем данные о частной, личной и семейной тайне защищаются независимо от источника осведомленности.

В связи с этим возникает вопрос, нужно ли защищать от распространения уже обнародованные пользователем соцсети данные, которые формаль--но относятся к охраняемой законом тайне. Согласно определениям Конституционного суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 248-О, от 26 января 2010 года № 158-О-О и от 27 мая 2010 года № 644-О-О в понятие «частная жизнь» включается только то, что относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер.

Таким образом, только само лицо вправе определить, какие сведения о его частной жизни должны оставаться в тайне, а потому сбор и распространение таковых недопустимы без согласия этого лица. Из характера действий пользователя, размещающего ту или иную информацию, относящуюся к сведениям о частной жизни, следует, что он сам делает ее доступной неопределенному либо ограниченному кругу лиц. Однако в этом случае человек должен осознавать, что такого рода информация может быть распространена и за пределы ограниченного им самим круга лиц.

Как правило, регистрируясь в соцсетях, человек дает согласие на обработку своих данных только оператору, а на деле они становятся практически общедоступными. Последнее обстоятельство, по сути, можно сопоставить с ситуацией, когда абонентом предоставляются данные для телефонного справочника, а затем выясняется, что доступ к его номеру получают другие лица.

Однако реализация указанного законопроекта может быть затруднена, поскольку интернет-пространство, и особенно соцсети, выступают площадкой для обнародования персональных данных

и частной жизни, а в некоторых случаях подразумевают их обработку не только оператором, но и другими пользователями. При неопределенности вопросов: что является тайной, а что - нет, пребывание в социальных сетях может оказаться проблематичным.

Следует также ответить на вопрос, является ли незаконным распространение третьими лицами сведений о частной жизни лица, опубликованных им же самим. В настоящее время сбор и публикация личной информации о человеке допускаются, только если она доверена кому-либо, законно собрана и хранится. Получается, что человек, обнародовавший в сети какие-то личные сведения, сам вывел их из-под режима охраняемой законом тайны. А поскольку иные лица получили доступ к таким сведениям на законных основаниях (соцсети существуют официально), они могут их распространять и сообщать третьим лицам на основании ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации. В противном случае последствия могут быть довольно мрачными. Например, человек выложил в Интернете фотографии, но разрешил их просмотр только своим друзьям в соцсети, а его друг рассказал об этом тому, у кого доступа к ним отсутствует. Если под незаконным использованием понимать любой запрет на дальнейшее распространение такой информации, то лицо, распространившее ее, можно привлекать к уголовной ответственности. Но будет ли это разумно и справедливо?

По нашему мнению, желающим рассказать о статусах и комментариях на страничке конкретного пользователя необходимо учитывать их содержание. Если речь идет об изречениях философского характера, то это не относится к частной жизни, если же информация включает в себя сведения о частной жизни, то она согласно законопроекту может подпадать под запрет распространения. При этом владельцы соцсетей в дальнейшем могут разработать программы, позволяющие, например, определять, какая информация разрешена субъектом для дальнейшей обработки, а какая - нет, а также разработать формы согласия на использование какой-либо информации.

Первый шаг в данном направлении уже сделан. Так, в пользовательском соглашении Face-book (которое мало кто дочитал до конца) прямо указано: «Запрещено собирать материалы пользователей или же их данные, а также получать доступ к Facebook с помощью автоматических устройств (ботов, собирающих информацию, программ-роботов, «пауков» или скреперов и тому подобных) без нашего разрешения». Или, например, рассмотрим положение из пользовательского

соглашения «ВКонтакте»: «При указании пользователя или при наличии согласия пользователя возможна передача персональных данных пользователя третьим лицам - контрагентам Администрации Сайта с условием принятия такими контрагентами обязательств по обеспечению конфиденциальности полученной информации, в частности, при использовании приложений». Однако работоспособность данных положений вызывает сомнения. И эти сомнения подтверждаются действительностью - каждый день, по данным исследовательских центров, в социальных сетях похищаются личные данные десятков тысяч пользователей как умышленно, так и в силу незнания законодательства.

При этом люди часто путают понятия «публично доступная для просмотра пользователя» информация и «публично доступная информация для загрузки, хранения и использования в коммерческих целях». Публично доступная персональная информация в соцсетях - это данные в соцсе-ти, открытые для просмотра. Однако подобную информацию нельзя хранить и использовать в коммерческих целях, поскольку на это понадобится как минимум разрешение самого человека. Единственный законный способ получать персональные данные из соцсетей - API, при использовании которого запрашивается разрешение пользователя на доступ к определенным его персональным данным.

В мире уже существуют примеры того, как, имея и используя законную информацию только из социальных сетей, микрофинансовые компании успешно кредитуют людей, при этом даже не встречаясь с ними в реальном мире (Kreditech, Lenddo, LendUp, Wonga и так далее). Для того чтобы получить доступ, к примеру, к публикациям пользователя, следует спросить у него отдельного разрешения. Пользователь вправе отказать в доступе, и в этом случае данную информацию законным способом получить не удастся и лучше обойтись без нее.

Из всего вышесказанного следует, что совершенствовать законодательство в сфере незаконного использования персональных данных пользователей социальных сетей, несомненно, необходимо. Вместе с тем этому процессу должны предшествовать другие, не менее значимые и трудоемкие, а именно:

- процесс образования понятийного аппарата. При этом важно определить, какие данные являются личными и не подлежат сбору, передаче, копированию и распространению, а какие - не подпадают под данное определение. Также требуется установить, что представляет собой незакон-

ное использование персональных данных пользователей социальных сетей;

- процесс усовершенствования защиты данных в самих социальных сетях. Сейчас все данные пользователей находятся в практически свободном доступе, хотя в некоторых социальных сетях пользователь и может определять круг лиц, имеющих доступ к информации, расположенной в его аккаунте. Однако такая практика не повсеместна и нуждается в серьезной доработке. Например, выкладывая ту или иную частную информацию в социальную сеть, пользователь должен предупреждаться о возможных последствиях опубликования подобной информации и уведомляться о том, что она находится в свободном доступе. Также требуется регулярное получение согласия пользователя на обработку его данных с тем, чтобы при опубликовании частной информации это лицо осознавало возможность использования своей частной информации третьими лицами;

- процесс упорядочивания данных, уже содержащихся в социальных сетях, а также вновь появляющихся. Так, важным направлением мы считаем усложнение процесса регистрации в социальной сети. Согласно статистике, незаконные обработка, копирование и распространение личных данных пользователей в большинстве случаев осуществляются с аккаунтов той же социальной сети с несуществующими данными. Следует проверять каждого вновь зарегистрировавшегося пользователя на существование человека с такими данными. Однако процесс проверки пользователей - довольно сложный и спорный, заслуживающий отдельного рассмотрения.

Указанные мероприятия помогут реализовать предлагаемые выше нормы, но это далеко не весь список. Необходимо повышать как уровень юридической грамотности населения в рассматриваемой области, так и профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов в целях противодействия данной категории преступлений.

© 2014 г. О. В. Лещенко, Т. И. Джелали

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ

В статье рассматриваются правовая основа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении межгосударственного розыска лиц, некоторые проблемы и перспективы кооперации правоохранительных органов при установлении местонахождения разыскиваемых за рубежом в рамках международного розыска обвиняемых и осужденных по каналам Интерпола. Авторами предлагаются практические рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Ключевые слова: межгосударственный розыск, международный розыск, СНГ, МОУП Интерпола, правоохранительные органы.

Расширение и усложнение международных связей государств в различных сферах жизнедеятельности, процессы глобализации, бурный научно-технический прогресс стали причиной возникновения множества проблем как для отдельных стран, так и для всего мирового сообщества в целом. К их числу относится преступность, и особенно те ее виды и формы, которые мы называем транснациональной преступностью. В настоящее время возрастает роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Оказание содействия в розыске обвиняемых и осужденных, скрывшихся на территории других государств, является важным направлением такого сотрудничества.

Организованная преступность приобретает транснациональный характер, на международном

уровне увеличивается число преступлений, связанных с легализацией денежных средств, добытых преступным путем, контрабандой наркотиков и оружия. Зачастую связи преступников из России ведут за границу, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники правоохранительных органов все чаще сталкиваются с необходимостью организации межгосударственного и международного розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и уклоняющихся от отбывания наказания.

В ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) «О полиции» [1] закрепляется розыск лиц в качестве основного направления деятельности полиции, а в ст. 12 этого же нормативного правового акта на сотрудников органов внутренних дел возлагается обязанность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.