Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / НОВОСТИ / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марачева Алла Владимировна, Рогова Ангелина Евгеньевна

В статье анализируется состояние региональных СМИ на современном этапе и их специфика. В работе выделаются характерные особенности калужских масс-медиа, рассмотрены такие факторы, как спрос на новости международного масштаба, ограниченность ресурсов, предоставляемых на развитие региональной журналистики, уделяется внимание роли аудитории в развитии местных средств массовой информации. Отмечены современные тенденции медиаиндустрии и их влияние на развитие калужской журналистики.The article analyzes the state of regional media at the present stage and their specifics. The paper highlights the characteristic features of the Kaluga mass media, examines such factors as the demand for international news, the limited resources provided for the development of regional journalism, and pays attention to the role of the audience in the development of local mass media. The modern trends of the media industry and their influence on the development of Kaluga journalism are noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 070

Марачева Алла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга Рогова Ангелина Евгеньевна, студентка 2 курса Института филологии и

масс-медиа направления подготовки «Журналистика», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга

ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье анализируется состояние региональных СМИ на современном этапе и их специфика. В работе выделаются характерные особенности калужских масс-медиа, рассмотрены такие факторы, как спрос на новости международного масштаба, ограниченность ресурсов, предоставляемых на развитие региональной журналистики, уделяется внимание роли аудитории в развитии местных средств массовой информации. Отмечены современные тенденции медиаиндустрии и их влияние на развитие калужской журналистики.

Ключевые слова: СМИ, региональная журналистика, новости, масс-медиа.

Annotation: The article analyzes the state of regional media at the present stage and their specifics. The paper highlights the characteristic features of the Kaluga mass media, examines such factors as the demand for international news, the limited resources provided for the development of regional journalism, and pays

attention to the role of the audience in the development of local mass media. The modern trends of the media industry and their influence on the development of Kaluga journalism are noted.

Keywords: mass media, regional journalism, news, mass media.

Нашу жизнь сегодня невозможно представить без информации. Каждый день происходит множество абсолютно разных событий, разобраться в которых одному человеку не по силам. И здесь на помощь приходят масс-медиа. Конец XX века серьезным образом изменил структуру информационных потоков российских СМИ. Региональные новости в XXI веке приобрели ключевое значение, а «главная цель новостной или информационной журналистики -помочь людям сориентироваться в окружающем мире» [2, с. 10].

Необходимо подчеркнуть, что в наше время аудитория воспринимает краткое, информативное повествование. В то же время, «признанное право современного человека - максимальная полнота информации, причем важно быть вовремя осведомленным; нужна системность и непрерывность обновления сигналов о новостях в стране и мире, их ротация» [3, с. 8]. Как известно, новость отличает лаконичность, оперативность, краткость и компактность. Обилие информации рассеивает внимание потенциального читателя, слушателя, зрителя, поэтому материал должен содержать в себе небольшой объем и емкость. Тексты и материалы, представленные в наших региональных СМИ, соответствуют этим критериям.

Остановимся на газете «Комсомольская правда-Калуга». На сайте издания ежедневно обновляется лента новостей. Тексты структурированы: присутствуют заголовок, лид, содержание новости и бэкграунд. Гипертекстовые ссылки играют немаловажную роль в композиционной структуре новостных региональных сайтов. Они представлены в виде системы внутритекстовых переходов. То есть в каждой заметке есть гиперссылки на тематически материалы. Также стоит отметить, что каждая новость

представлена в виде электронного хедлайна, иначе говоря, они выполняют роль источника гипертекстового перехода на страницу с полным текстом статьи.

Из-за процесса глобализации растет спрос на новости международного масштаба, но региональные СМИ в большинстве своем наполняют свои ленты новостями о событиях, произошедших внутри региона. Чаще всего на новостных калужских порталах встречаются новости, которые можно отнести к следующим рубрикам: происшествия, общество, недвижимость, погода и культура. Наиболее широко представлены новости, подготовленные по пресс -релизам областного правительства и его структурных подразделений, правоохранительных структур, а также городской управы Калуги. Эксклюзивной информации, полученной не из пресс-релизов, очень мало.

Стоит отметить, что пандемия СОУГО-19, самоизоляция повлияли на рост аудитории СМИ. Коронавирусная инфекция сделала классические новости востребованными. Даже сейчас, когда ситуация с заболеваемостью улучшилась, значительная часть материалов - это новости о ковиде. В частности, о вакцинации, количестве заболевших и умерших, а также комментарии властей на эту тему.

Благодаря цифровизации увеличивается объем визуального контента, объем текста при этом становится меньше, увеличивается количество разноформатных материалов, растет мультиплатформенность. И Калуга не является исключением. Так, медиакорпорация «Калуга сегодня», в которую входит газета «Знамя», активно развивает прямые эфиры и подкасты, по форме похожие на радио- и телепередачи, но существующие в виде файлов в интернете, которые можно проигрывать в удобное для слушателя время. Это новый тип медиа, который делает слушателя активным участником коммуникации, а также дает возможность фонового прослушивания. Но пока этот формат слабо востребован, так как старшая возрастная аудитория пока не готова переходить в «цифру», а молодежь предпочитает черпать информацию в социальных сетях и более крупных интернет-изданиях.

Тем не менее, калужские СМИ пытаются шагать в ногу со временем, чтобы удержать существующую и привлечь новую аудиторию. В том числе -используя в качестве источника информации социальные сети. Они выступают теперь не только как передатчик. Опираясь на контент, полученный в городских группах «ВКонтакте», Insagram, Facebook, СМИ могут создавать свои новости. Чаще всего используются публикации группы «Калуга Жесть», социальной сети «ВКонтакте», где обычные люди публикуют записи о произошедшем совсем недавно ДТП, правонарушениях и других событиях, которые они считают соответствующими названию группы. Криминальные новости в этой группе появляются иногда раньше, чем на сайте УМВД по Калужской области.

Конечно, большей оперативностью в освещении текущих событий обладают интернет-СМИ. Стараются не отстать от них и калужские телеканалы. ГТРК «Калуга» и «Ника» имеют четкий график выхода новостных блоков, позволяющий в течение дня информировать зрителя о событиях, происходящих в регионе, и давать новости о самых важных из них в развитии. Но технологических возможностей, по сравнению не только с Москвой, но и с другими, менее крупными городами, у калужских медиа, разумеется, меньше.

В заключение следует сказать, что информационная среда стремительно меняется. И задача новостной региональной журналистики - отвечать все новым и новым требованиям, которые диктует время. Технические достижения в области передачи и хранения информации «кардинально изменили работу современных редакций. Эти изменения связаны с новыми требованиями к подготовке и распространению материалов, новой организацией работы сотрудников, появлением новых отделов и должностей» [1, с. 16]. Чтобы выжить, региональные СМИ должны постоянно бороться за то, чтобы удержать и расширить свою нишу в медиапространстве, несмотря на ограниченность финансовых и технологических возможностей.

Библиографический список:

1. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. М.: Издательство Юрайт, 2014. - 269 с.

2. Рева Е. К. Новостная журналистика (на материале публикаций информационных агентств и новостных порталов г. Пензы). Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. - 64 с.

3. Шостак М. И. Новостная журналистика. Новости прессы. М.: Издательство Юрайт, 2016. - 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.